Полный текст:
Вводная
часть
Современный экологический
кризис ставит под угрозу возможность развития человеческой цивилизации.
Преодоление этого кризиса возможно лишь на основе формирования совершенно
нового типа взаимоотношений между человеком и природой, которые полностью
исключали бы дальнейшую деградацию природных систем. Органы исполнительной и
государственной власти РФ в настоящее время активно ведут пересмотр норм и
правил проектирования объектов хозяйственной деятельности с целью включения в
процесс принятия решений экологических аспектов наряду с техническими,
экономическими и социальными.
Разработка тактики подготовки
и принятия экологически безопасных хозяйственных решений – одно из приоритетных
направлений деятельности государства и общества. Обеспечение эффективного
государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных
ресурсов является одним из путей реализации государственной политики в области
экологии.
Механизмы предупреждения
негативных последствий загрязнения окружающей среды должны эффективно сочетать
в себе хозяйственное развитие и управление качеством окружающей среды.
В
процессе регулирования природопользованием важное место отводится такому
механизму, как экологическая оценка намечаемой хозяйственной и иной
деятельности. Экологическая оценка является превентивным инструментом
регулирования природопользованием и управления окружающей средой. Она позволяет
предотвратить негативные экологические последствия, а также минимизировать
возможные виды потенциального экологического ущерба. В РФ система экологической
оценки включает в себя взаимосвязанные процедуры государственной экологической
экспертизы (ГЭЭ) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые
являются составными частями механизма вынесения экологически значимых
государственных решений. Благодаря выполнению процедуры ОВОС заказчик
(инвестор) намечаемой деятельности выбирает наиболее экономически выгодный и
экологически приемлемый вариант осуществления намечаемой деятельности, а
государственные органы путем проведения государственной экологической
экспертизы предпроектной и проектной документации обеспечивают контроль за
намечаемой деятельностью.
1.
Общие положения
Оценка
воздействия на окружающую среду (ОВОС) — процедура учета
экологических требований законодательства Российской Федерации
при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. ОВОС
организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и
достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества
экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий
реализации хозяйственной или иной
деятельности. Проведение ОВОС при
подготовке документации, обосновывающей
развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, перечень которых
приведен в Приложении, является обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых
работ) ОВОС для объектов и видов
деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлению
территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации с предложением территориального
органа Минприроды России орган исполнительной власти принимает решение с учетом заключения Минприроды России.
В случае разногласий между
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и
Минприроды России спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном
порядке.
Для
объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в указанный
перечень, а также в случае прекращения начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обязан
сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на
окружающую среду. Результатом
проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой
им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения,
содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть
разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее
реализации. Информация
о состоянии окружающей среды, используемая при
проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств измерений,
удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных
документов по обеспечению единства измерений. Обосновывающая
документация представляется инициатором/заказчиком
на государственную экологическую экспертизу в соответствии
с Законом Российской Федерации «Об
охране окружающей природной
среды». Обосновывающая документация
по реализации видов и
объектов деятельности, перечень
которых приведен в Приложении к настоящему
Положению, без результатов проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России
и/или его территориальные органы не принимается.
2.
Область применения
2.1.
ОВОС
организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:
концепций, программ (в том числе
инвестиционных) и планов отраслевого и территориального
социально-экономического развития; схем комплексного использования и охраны
природных ресурсов; градостроительной документации (генеральных
планов городов,
проектов и схем детальной планировки и т.д.); документации
по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ; предпроектных
обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических
обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и
технического перевооружения
действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.
2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей
разработку нескольких видов
обосновывающей документации, ОВОС проводится
поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней
воздействия намечаемой деятельности на
окружающую среду.
3.
Требования к содержанию деятельности по оценке воздействия на
окружающую среду
3.1. Для выявления и
принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных
неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия
намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей
документации должны быть рассмотрены:
цели реализации замысла или предполагаемого
проекта; разумные
альтернативы намечаемой деятельности; характеристика проектных и иных предложений в
контексте существующей экологической ситуации на конкретной
территории с учетом
ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии; сведения
о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой
реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и
временных рамках; возможные последствия реализации намечаемой
деятельности и ее
альтернатив; меры
и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества
последствий осуществления принимаемых решений; предложения
по разработке программы мониторинга реализации
подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического анализа.
3.2. Порядок проведения
ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в
разделе 2 настоящего Положения,
устанавливается Минприроды России.
4. Участники проведения
ОВОС и их обязанности
4.1. В ОВОС, как процедуре
выработки экологических требований к проектированию и принятия
решений, участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке
воздействия и общественность. Действия каждого из участников процедур регламентированы.
Заказчик — юридическое или
физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой
деятельности в соответствии с нормативными требованиями,
предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее
документацию по намечаемой деятельности на экологическую
экспертизу.
Исполнитель работ по оценке
воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое
лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую
среду, которому заказчик предоставил право па проведение
работ по опенке воздействия на окружающую среду. Исполнитель
проводит исследование по оценке воздействия — сбор и анализ
информации, необходимой для осуществления оценки воздействия, и
готовит материалы по оценке воздействия — комплект документов,
разработанных при проведении оценки воздействия, представляемых на
экспертизу.
Исполнитель отвечает за
полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим
нормативам и стандартам. Он также планирует проведение
исследований, готовит техническое задание (ТЗ) на ОВОС и, при
необходимости, разрабатывает программу экологического мониторинга и
контроля.
В процессе выполнения ТЗ на
ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке
воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их
достижения и т.д., результатом которых является предварительный вариант
материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность.
После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний
исполнитель готовит окончательный вариант материалов по
оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на
государственную экологическую экспертизу в составе другой
предпроектной и проектной документации. Возможно также
проведение общественной экологической экспертизы.
Третий участник ОВОС —
общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс
на этапе представления первоначальной информации и на этапах
проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях,
общественных обсуждениях.
4.2.
При
проведении ОВОС:
инициатор/инвестор
обеспечивает финансирование всех исследований
и работ, необходимых для проведения ОВОС; инвестор/заказчик: организует проведение
ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации; осуществляет
широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной
реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов
специального назначения, информация о которых требует
конфиденциальности;
3) разработчик (в пределах
своей компетенции):
проводит
ОВОС; рассматривает
и учитывает экологические условия и требования
при подготовке обосновывающей документации.
4.3.
Органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации
при подготовке и принятии ими решения о
санкционировании (разрешении)
осуществления проекта намечаемой деятельности:
участвуют в рассмотрении обосновывающей
документации; выдают
(или согласовывают) обоснованные экологические условия
и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой
деятельности; принимают
решения о санкционировании реализации проекта намечаемой
деятельности при условии соблюдения экологических требований
законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных
последствиях его осуществления.
5. Информирование и участие
общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду
5.1. Информирование и участие общественности осуществляется
на всех этапах оценки воздействия на
окружающую среду, в соответствии с нормами настоящего Положения и иными
нормативными правовыми документами в, установленном порядке.
5.2. Участие общественности в подготовке и обсуждении
материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как
неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду,
организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами
государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
5.3. Информирование общественности и других участников оценки
воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и
составления технического, задания на проведении оценки воздействии на
окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде
публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти
(для объектов экспертизы федерального уровня),
в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых
намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а
также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может
оказать воздействия. В публикации представляются сведения о:
названии,
целях и месторасположении намечаемой деятельности;наименовании
и адресе заказчика или его представителя;примерных
сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;органе,
ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме и
сроках проведения общественного обсуждения, слушания, референдум и т.п.). также
форме представлений замечаний и предложений; сроках
и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;иной
информации.
5.4. Дополнительное информирование, участников процессе оценки
воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации
(окончательного варианта материалов), по радио, на телевидении, в печати, через
Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.
5.5. Заказчик (исполнитель) принимает, документирует замечания
и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации.
Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания
по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах
по оценке воздействия на
окружающую среду.
5.6.
Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия
на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников
процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его
утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.
5.7.
На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется
план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой
хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности)
проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия
на окружающую среду.
При принятии решения о форме проведения
общественных обсуждений, в том числе
общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой
хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтере-сованности
общественности.
5.8.
Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта
материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения
общественных слушаний, других форм общественного участия, публикуется в
средствах массовой информации, не позднее, чем за 30 дней до
окончания проведения общественных обсуждений (проведения
общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию
заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть
затронуты в случае реализации намечаемой деятельности, или которая
проявила интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам
процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые
могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
5.9.
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного
самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной
общественности. Все решения по участию общественности оформляются
документально.
Заказчик обеспечивает
проведение общественных слушаний по планируемой деятельности
составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы
обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком
(если таковой был выявлен). Протокол подписывается
представителями органов исполнительной власти и местного
самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.
Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного
из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия
на окружающую среду намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
5.10. Представление
предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду
общественности для ознакомления в течение 30
дней и представления замечаний не позднее, чем за 2 недели до окончания
общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Принятие от граждан и
общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до
принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной
и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к
материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком
в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
5.11. Заказчик обеспечивает
доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке
воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента
утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой
деятельности.
6. Общественные слушания
6.1. Помимо рассмотрения в
государственных органах должны состояться общественные
слушания материалов о воздействии на окружающую среду. Отвечает за
них и финансирует их заказчик. Прежде всего, он должен известить
граждан об основах проекта — через заявление о воздействии
на окружающую среду, о месте и времени общественных слушаний. Лучше
на этом этапе встретиться с гражданами, учесть их интересы, попытаться найти
взаимоприемлемые решения, чем столкнуться с общественным
противодействием потом, потерять возможность услышать
инвариантные решения, учесть различные мнения. Открытость
гражданского общества формируется через многие институты, через
нравственно-этические обычаи и требования, не всегда предусматриваемые правом.
Здесь многое зависит от активности, и наступательности граждан, их
общественных объединений, независимости средств массовой информации.
Общественность должна
оказывать постоянное внимание подобного рода извещениям, чтобы не упустить ни
начала обсуждений оценки воздействия на окружающую среду,
в том числе в государственных органах, ни объявлений
об общественных слушаниях. К сожалению, на практике бывают случаи,
когда заказчик делает извещение формально, приобщает его к
материалам проекта «для галочки», не обеспечивая полной гласности,
не доводя до сведения всех заинтересованных лиц. Вот почему так важно
взаимодействие между органами местного самоуправления, непременно участвующими
в обсуждении, и населением, непосредственно заинтересованным в
оптимальных решениях.
Масштаб извещения и охват
«заинтересованных» зависят от соответствующей величины проекта.
В соответствии с этим общественные слушания и
обсуждения организуются и проводятся либо на федеральном уровне, когда
преимущества и издержки принимаемого решения носят общенациональный характер;
либо на местном уровне или уровне субъекта РФ, когда преимущества и издержки
реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный
географический регион в пределах субъекта РФ.
Среди «заинтересованных лиц» на общественных слушаниях могут
быть и жители сел, поселков, и районов, городов, а порой и республик, краев, областей, округов — все зависит от региона, затрагиваемого выбором площадки и
воздействием проекта. Немаловажным представляется подготовка слушателей путем изложения показателей
состояния окружающей среды «без проекта», понимание альтернатив, взвешивание «за» и «против», усиление
экологического воспитания и
образования на этом этапе: слушания
станут, таким образом, не только способом решения локального вопроса о
проекте, но и поводом более широкого
разговора об экологии. Здесь же необходим анализ возможных аварийных
ситуаций, степени риска их возникновения,
предлагаемых мер по предотвращению и
ликвидации последствий. Разработчикам надо иметь в виду, что умолчание или еще хуже — сокрытие элементов риска влечет в этот период, а чаще
позднее, неоправданные эмоции, измышления с негативными последствиями.
Наилучшим
вариантом, отвечающим цивилизованным требованиям, является
организация слушаний в привычных для населения местах, способных вместить всех
желающих принять участие в обсуждениях. Это могут быть помещения
жилищно-эксплуатационных контор в городах, клубы, кинотеатры, дома
культуры, залы представительных органов, администраций, коллегий учреждений. На
характере и объеме первоначального доклада (или докладов) сказывается
масштаб подготовительных работ, прежде всего проведенных
средствами массовой информации, опубликование в них
изначальных и основных материалов, раздача их по месту жительства или
работы либо перед началом заседания. Имеет значение и
подготовленность к выступлениям представителей экологических
общественных объединений, предварительная их договоренность между
собой, размежевание вопросов для выступлений, определение
очередности.
Принципиальное значение
имеет способ фиксирования всех замечаний, оценка влиятельности и
массовости стоящих за ними групп населения. Формирование «листа замечаний»
лежит на заказчике. Ему оказывает помощь параллельное ведение
протокола или стенограммы, которые должны прилагаться к материалам ОВОС. Отбор и
классификация значимых предложений,
обсуждение условий их реализации
представляют немалую трудность. Проведение
голосований присутствующих не является предпочтительным методом, способным объективно оценить и отразить ситуацию.
Необходимы время для квалифицированного
анализа, компетентные специалисты, учет различных факторов.
Представители заказчика и
подрядчика должны пользоваться любыми возможностями для разъяснений
на слушаниях своих аргументов в пользу предлагаемой концепции
проекта, для снятия неоправданных возражений, для убеждения
общественного мнения в позитивности предлагаемых решений для
участников слушаний, их родственников и всех проживающих в данном и других
регионах. Если требуется, можно приостановить слушания с целью внесения
изменений и дополнений разработчиком в проектные предложения по
результатам их обсуждений и анализа замечаний, проведения
дополнительных исследований и изысканий, для поиска дополнительных
аргументов и поворота мнений собравшихся, обнаружения взаимоприемлемых
решений в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и иных, связанных с ними последствий
реализации намечаемой деятельности.
Практика показывает, что
большое значение при обсуждениях имеет выбор председательствующего и
секретаря. Хотя слушания должен организовывать заказчик, считается
нецелесообразным его председательствование на обсуждении,
так же, как и других заинтересованных в принятии решения лиц:
лучше, чтобы это был независимый человек, знакомый с экологией
вообще и с проектом в частности специалист своего дела, способный управлять
процессом обсуждения, умеющий реагировать на неожиданности
в его ходе, пользующийся авторитетом у собравшихся. Чрезвычайно
важно, чтобы слушания получили максимальное отражение в
средствах массовой информации, в том числе путем прямых репортажей из зала.
7. Ответственность за правонарушения
Инициатор/заказчик
намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной
среды» (раздел XIII)
несут ответственность за:
невыполнение правил проведения ОВОС;нарушение процедуры оценки воздействия на
окружающую среду
при подготовке обосновывающей документации;предоставление неполных результатов
проведения ОВОС или недостоверной информации о них.
8. Перечень
видов и объектов хозяйственной и иной деятельности,
при
подготовке обосновывающей документации па строительство
которых
оценка воздействия на окружающую среду проводится
в
обязательном порядке
Предприятия по добыче
нефти мощностью 500 тыс. т/год и более. Предприятия
по добыче природного газа мощностью 500 млн. м /год
и более. Нефтеперерабатывающие
заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев
производительностью 500 т/сутки
и более. Тепловые электростанции
и другие установки для сжигания тепловой
мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и
другие сооружения с ядерными
реакторами (за исключением исследовательских
установок для производства и конверсии расщепляющихся и
воспроизводящих материалов,
максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой
нагрузки). Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100
тыс. м3/год и
более. Установки
для извлечения, переработки и преобразования асбеста
и
асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:
а) асбестоцементных
продуктов — 20 тыс. т и более;
б) фрикционных
материалов — 50 т и более:
в) других
видов применения асбеста — 200 т и более.
Предприятия химической
промышленности всех видов. Производство
целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более. Крупные склады для
хранения 50 тыс. м и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. Микробиологические
производства. Крупные
производства строительных материалов (цемент, стекло,
известь, керамика). Крупные
установки для доменного и мартеновского производств и
предприятия цветной металлургии:
а) спекание,
обжиг и прокаливание железной руды в установках
мощностью 1 млн. т/год и более;
б) все
коксовые печи;
в) установки
для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью
1 млн. т/год и более;
г) установки
для производства стали из металлических руд мощностью 200 тыс. т/год и
более;
д) установки
для обработки цветных тяжелых металлических руд
мощностью
100 тыс. т/год и более;
е) установки для производства, извлечения или обработки цветных
металлов, их соединений или других
сплавов термическими,
химическими или электролитическими методами мощностью
100 тыс. т/год и более.
13.
Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:
а) окомкование
и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
б) все
коксовые печи и коксохимические производства;
в) установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год
или более;
г) установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства,
извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими
или электролитическими методами
мощностью 100 тыс. т/год и более.
Установки
по производству, обогащению, регенерации ядерного
топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов,
боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов. Объекты использования
ядерно-взрывной технологии. Крупные
ускорительные комплексы для получения интенсивных
пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер. Медицинские
центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные
диагностические и терапевтические процедуры. Космодромы,
аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны
для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления)
химического оружия, ракетных топлив.
Объекты и/или полигоны
термической, химической переработки, утилизации и захоронения
нерадиоактивных отходов.
Строительство
автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных
дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной
взлетно-посадочной полосы 1500
м и более. Метрополитены. Нефте-
и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более. Порты,
терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние
водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход
судов водоизмещением 1350 т и более. Крупные
плотины высотой 15 м
и более, водохранилища с площадью поверхности 2 км2 и
более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы
водоснабжения крупных городов. Сооружения
по очистке промышленных и коммунальных сточных
вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки. Водозаборы
подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. м/год
и более. Крупномасштабная
добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля: предприятия
по добыче, извлечению и обогащению железной
руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более; предприятия по добыче,
извлечению и обогащению нежелезной
руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более; предприятия
по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100
тыс. т/год и более; крупномасштабная
добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях. Разведка,
добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий. Сплошнолесосечная
заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины
на площади более 20 га
при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением
лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.Крупные животноводческие
комплексы мощностью:
а) свиноводческие
— 30 тыс. голов и более;
б) по
откорму молодняка крупного рогатого скота — 2 тыс. голов и
более;
в) молочные
— 1200 коров и более.
Звероводческие
комплексы. Птицефабрики
на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более. Объекты
хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых
территориях, эксплуатация которых не связана
с режимом этих территорий.
Список используемой литературы:
Дончева А. В. Экологическое проектирование и
экспертиза. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с. Дьяконов К. Н., Дончева А. В.
Экологическое проектирование и экспертиза. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 384 с.ОВОС и экологическая экспертиза. Под
ред. В. В. Кострова. – Иваново: ИГХТУ, 2004. – 260 с.Экология. Под общ. ред. С. А.
Боголюбова – М.: Знание, 1999. – 288 с.