Полный текст:
План
Введение………………………………………………………………..стр.
3-4
1. Понятие, сущность, функции и
принципы государства……………………………………………………………стр. 5-9
2. Общая характеристика теорий
происхождения государства……………………………………………………………стр. 10-23
Заключение……………………………………………………………стр.
24-25
Список использованной
литературы……………………………….стр. 26-27
Введение
Происхождение государства
в современной правовой теории о происхождении государства относится к числу
основных и вместе с тем достаточно дискуссионных. В теоретических разработках ученых, которые
рассматривают этот не существует единообразных взглядов на происхождение
государства.
В период развития
общественного мнения теории о происхождении государства не связанны между
собой.
Мыслители прошлых времен
и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения
государства, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует
достаточно много теорий происхождения государства и права.
В науке существует множество теорий о появлении
государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:
1) формирование государства у разных народов шло
различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его
возникновения;
2) неодинаковым мировоззрением исследователей;
3) сложностью процесса формирования государства, что
вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.
Актуальность работы сводится к изучению вопросов
связанных с высшей организационной формой людей, как государство.
Цель курсовой работы: изучение теорий происхождения
государства на различных этапах развития общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение
задач:
- рассмотрение вопросов связанных с определением
понятия, сущности, функций и признаков государства;
- исследование теорий происхождения государства в
первобытном обществе и в период Средневековья;
- изучение теорий происхождения государства в период
нового и новейшего времени.
В данной курсовой работе
использованы методы: анализа, дедукции и индукции, синтеза и другие.
Теоретической
базой для данной курсовой работы явились труды отечественных ученых, учебная и
специальная литература по рассматриваемой проблематике.
1. Понятие, сущность, функции и
принципы государства
Рассмотрение вопросов связанных с историческим
развитием государства рассматривается ученными постоянно. В разные периоды
развития общества труды ученых по данному вопросу носил различные подходы.
Государство, как система общества, представляет сложное и многогранное явление. С периода
развития общества предпринималось большое количество попыток для определения термина «государство», однако
анализ юридической литературы показывает,
что по настоящее время нет общепринятого понятия о данном правовом институте.
Мыслители эпохи древности и начала средневековья
сводили общее мысли по определению понятия государства, как политическая
общность, объединение или союз людей на определенной территории.
Представитель Немецкой классической философии И. Кант
в своих трудах описывал государство, как «государство обозначает всякое
человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между
правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть».[1]
Естественное развитие общества в глубокой древности
привело к тому, что ученые стали задумываться о вопросах связанных с
происхождением и историческим развитием государства и права. В то время было
много разнообразных теорий, которые рассматривает вопросы, связанные с попыткой
определения и закрепление термина «государство». Большое количество этих теорий объясняется
прежде всего, различиями исторических и социальных условий, в которых жили
авторы, разнообразием философской мысли и положения лиц, которые они занимали в
обществе.
В то время понятие государство рассматривалось:
- с точки зрения философской мысли;
- с позиции исторического развития общества;
- с юридической точки зрения.
Отечественная юридическая наука рассматривает понятие
государства через призму всех общеизвестных признаков. Данный прием является
общепризнанным и общепринятым и в современном российском праве. Развитие
современного общества, которое привело к появлению большого количества
государств, имеющих разное социальное положение, этапы развития, попытки
построения и движения на этапе развития, определения самостоятельности присуще
общие принципы построения, этапы развития и порядок построения
самостоятельности.
Если анализировать мнения ученых то можно придти к
выводу о том, что можно собрать определенные признаки государства, которые
присуще всем государствам и выделяет данную категорию, от всех других
объединений
К общим признакам,
характерным для всех государств необходимо относить:
1) наличие в государстве публичной власти, которая
характеризуется специальным аппаратом, необходимым для управления и органами
принуждения;
2) организацию территориального принципа
сосредоточения населения или определенной группы, общности людей;
3) суверенитет. Решение о направленности проведения
внутренней и внешней политики по своему усмотрению;
4) верховенством законодательных актов, которые
признаются и исполняются на данной территории;
5) наличие финансовой системы. Финансовая система в
государстве это, как правило установленная система взимания налогов и сборов, а
так же золотой запас казны, направленный на содержание государственных органов
и иных нужд государства.[2]
Важным этапом в развитии государства совместно с
формированием сложных структур объединения людей и соответствующих механизмов,
направленных на регулирование возникающих общественных отношений являются предпосылками
формирования государства в таком виде, в каком они существуют сейчас.
Дополнительными, но не обязательными
признаками государства можно выделить:
Государственный
язык;Наличие
боеспособной армии, которая призвана на защиту территории и населения;Единой
системы обороны;Национальная
валюта.
Если рассматривать функции государства, то
здесь ученые выделяют 2 большие группы:
Внутренние;Внешние.
Внутренние функции – это функции
государства, которые направлены на решение задач внутри страны.
К внутренним функциям государства
относятся: экономическая, политическая, создание правовой базы, которая
направлена на урегулирование общественных отношений внутри страны, организация
судебной системы, правоохранительная и тд.
Внешние функции – это функции
государства, которые направлены на урегулирование вопросов на международном
уровне за пределами территории государства
К внешним функциям государства
относятся: валютная политика, военная политика, защита прав и свобод граждан
страны, противодействие международной преступности и борьба с международным
терроризмом, создание международного сотрудничества.
Развитие современных государств
сложно представить без выражения всех трех видов власти: исполнительной,
законодательной и судебной. Система органов власти представляет собой выражение
органов власти и системы сдержек и противовесов, что бы осуществлять контроль
за каждым направлением выраженности органов управления. Например, в развитых
странах предусмотрено, что представители органов власти должны производить
отчет перед другими органами.
Государство проводит свою политику,
которая направлена на:
сохранение и поддержание целостности, суверенитета,
правопорядка, традиций внутри общества;установление определённого порядка взаимоотношений между
гражданами страны, и привлечение в реализацию мероприятий, как можно большее
количество народа, как на собственной территории, так и других территориях, если это
предусмотрено международными договорами и соглашениями;поддержание верховенства высшего законодательного акта – это
как правило Конституция, а так же соблюдение законов и иных нормативно-правовых
актов всеми лицами кто проживает на данной территории;проведение и осуществление политики государства направленной
на поддержание достойной жизни населения (реформа образования, медицины,
социальная программа, программа улучшение жизни молодым семьям и тд.).[3]
Анализ правовой литературы
показывает, что государство, как организационно-правовая форма выполняет
основную функцию – это обеспечение
комфортного проживания своих граждан.
Под функциями государства понимается основные направления его
деятельности, связанные с решением всех задач стоящих перед государством. От
функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления
избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии,
средства её реализации.
Для решения этой функции политика государства должна сводиться к
выполнению ряда задач:
решение
экономических и социальных проблем;обеспечение
целостности государства;управление
хозяйством и обществом;оборона
собственной территории.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более
цивилизованного поведения государства.
Таким образом, если подводить итог первому вопросу
можно сделать вывод о том что, государство по своей правовой природе является
сложным институтом. Для определения понятия государства необходимо, что бы
сочетались все обязательные элементы:
- верховенство права;
- территория;
- население;
- организация органов власти (законодательной,
исполнительной и судебной);
- выполнение внутренних и внешних функций.
2. Общая характеристика теорий
происхождения государства
В современной юридической литературе существует большое количество теорий
происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен
сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития
общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой),
своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями
авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
Данное разнообразие еще обусловлено тем, что теории о происхождения
государства зарождались в разное время.
Если подходить к вопросу о рассмотрении вопросов, то необходимо провести
классификацию теорий. Так анализ показывает, что теории происхождения
государства выделяются:
Мифологические
и религиозные теории происхождения государства;Патриархальные
и патерналистские теории;Органические
теории происхождения государства;Теория
юридического позитивизма;Договорные
(естественно-правовые) теории;Теории
насилия;Психологические
теории;Марксистские
теории о происхождении государства;Иные
теории происхождения государства.[4]
В основе мифологических и религиозных теорий о происхождении государства
ложатся представления о божественном начале. Основной базой в данных теориях
является отсутствие разделения между обществом и государством.
Яркими представителями этих теорий выступали: Платон, Аристотель, Сократ,
Фома Аквинский и другие представители.
Платон в своей теории, происхождения государства связывал с божественным
началом. Государства появились в следствии делении Земли древнегреческими богами:
Зевсом, Гефестом, Посейдоном, Афиной, Гермесом. Платон в своих фундаментальных
трудах полагал, что для образования государства как можно максимально подражать
мифологическим первообразам.
В Древнем Китае теория происхождения государства, как воля Бога. Воля
Бога преподносится в появлении порядка, установлении правила поведения и
организации власти на земле. Однако император, как носитель власти является –
сыном божьим.
В XIII веке начинает развиваться теологическая теория происхождения
государства. Главным представителем данной теории выступает Фома Аквинский.
Сущность данной теории проявляется в результате проявления как божественной
воли, так и воли человеческой.
Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не
только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения
государства.
Патриархальные и
патерналистские теории базируются на власти отца семьи. Общество и государство
строится на власти, которую диктует отец семейства.
Патерналистская
теория происхождения государства имеет соотношение семьи с государством.
Основная цель этой теории – это отец (патер) глава семейства (общества).
Яркими
представителями данной теории являются: Аристотель, Филмер, Т.А. новиков, Н.К.
Михайловского и другие.
Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление
семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней
преданности и почтительности младших по отношению к старшим.
Положительные стороны данной теории –
это уважение к государственной власти.
Отрицательные стороны данной теории –
это отличие семьи от общества, как составной части любого цивилизованного
государства.
Обоснование этой теории заключается в том, что люди — по своей
природе коллективные, которые стремятся
к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Дальнейшее развитие и
разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей
и приводит в конечном счёте к образованию государства.[5]
Органические теории происхождения государства – теории базой или основой которых представлены, что государство
это живой организм.
Яркими
представителями данной теории являются: О. Конт, Г. Спенсер, А. Шеффле, В.
Вормс, П. Ф. Лилиенфельд и другие.
Основа этой
теории представлена, что государство,
как живой организм, в котором более важному органу соответствует более высокий
статус и более значительная власть в органической системе общества и
государства. В процессе естественного отбора выживает сильнейший, строится
сильное государство.
Положительные стороны данной теории в том, что биологические факторы
развития, не могут повлиять на становление и развитие государства, так как
человек является существом биосоциальным.
Отрицательные
стороны – заключаются в том, что все закономерности, присущие биологической эволюции, на
социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни
жизни по своими закономерностями и причинами возникновения.
Огюст Конт в своей теории представляет государство, как органическое
целое. Развитием, изменением и порядком построения занимается наука социология.
Социология при изучении государства основывается на законы биологии,
действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу
своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на
последующие. Главная задача социологии при изучении построения государства как
науки, пришедшей на смену до этого существовавшим теориям теологическим и
метафизическим воззрениям, заключается в обосновании путей и средств гармонизации
общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».
Герберт Спенсер
представляет государство, как составную часть природы, которое развивается
подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации
естественно-животное начало доминирует над началом социальным. Подобно живому
организму, государство и общество растет и развивается путём построения составных элементов, упорядочивания его
инфроструктуры и т. д.
При этом в
социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм.
В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества,
возникновение и функционирование политической организации и политической власти
в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву
промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев
органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические
политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих
членов, а в служении им.
Другие представители данной теории, рассматривали экономические отношения в обществе, как обмен веществ в живом
организме, Органы исполнительной власти,
осуществляет функции головного мозга, органы правосудия осуществление разума и
мышления, армия – это руки,
торговля — это кровообращения и тд.[6]
В основе теории юридического позитивизма лежит провозглашение права результатом
властного веления, приказа подданным. Правовое регулирование в рамках названной
теории должно осуществляться в соответствии с историческими закономерностями
функционирования политически организованного общества.
Главной стороной
выступает легализация права в объективном смысле. Легализация права заключается
в общеобязательности юридических норм, направленных на урегулирование
общественных отношений в обществе.
Регулирование может быть позитивным и негативным: позитивное предполагает
упорядочивание общественных отношений с помощью норм права, объективированных в
официальных источниках, а негативное правовое регулирование представляет собой
умолчание законодателя и дозволение подданным поступать на своё усмотрение.
Яркими представителями данной теории выступают: Ш. Амос, Г. Кельзен, С.А.
Дробышевский, Д. Остин.
Договорные
(естественно-правовые) теории происхождения государства. В основе этих теорий лежат
естественно-правовые представления о договорном происхождении государства.
Яркими представителями выступают: Г. Гроция, Т. Гоббс, Д.Локк и другие.
Основа этих теорий складывается, что государство складывается путем
заключения общественного договора.
Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая
от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу
и не терпеть вреда».
В своей теории он рассматривал, что государство возникает в результате
общественного договора о правилах совместного проживания. Данный договор должен
предусматривать, что люди передают часть
своих прав, которые присущи им с момента рождения и передают государству как
органу, государство в свою очередь представляет их общие интересы.
Положительные стороны этой теории сводятся к демократическому содержанию
развития общества. Права и свободы народа ставятся на высший уровень.
Отрицательные стороны данной теории заключаются в отрицании объективных
внешних факторов, которые влияют на развитие государства.
Основное содержание теории происхождения государства по Г. Гроцию
заключается в том, что государство возникает, в результате волеизъявления людей
направленного на заключение договора.
Основное содержание теории происхождения государства по Т. Гоббсу заключается
в естественном состоянии, где нет общей власти,
закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его
естественное право и свобода.
В своей теории
Томас Гоббс описывал естественное состояние, как ужасное состояние. Люди всегда
ищут чего-то и никогда не обретают покоя.
Люди всегда стремятся к успеху.
Гоббс в своей
теории, описывает, что взаимоотношения между людьми носит равноправный
характер. Естественное состояние и чувство зависти заставляет людей совершать
действия, которые направлены на выделение одних людей над другими. Такое
поведение людей в конечном итоге перерастет в войну. В данных условиях
противоборства общество пытается осуществить попытку для примирения.
Так Гоббс, в
своей теории описал первый естественный закон. Исходя из анализа первого закона
вытекают и другие естественные законы, которые требуют отказа каждого человека
от своих естественных прав в интересах мира и безопасности.[7]
Таким образом,
договорная концепция по Гоббсу, можно представить для обоснования
абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и
бесконтрольный характер.
В своей теории о
происхождении государства Д. Локк рассматривал либеральную точку зрения
договорного происхождения и назначения государства. Суть данной теории сводится
к общественному договору об устройстве государства, является обеспечение
неотчуждаемого естественного права людей, каждого на жизнь, свободу и
имущество.
Анализ теории Т. Гоббса показывает, что естественным источником власти
является народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть
деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора.
Подводя итог общему рассмотрению договорной теории можно сделать вывод о
том, что государство возникает в следствии заключения соглашения.
Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим
неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при
деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.
Общественный договор дает государству неограниченную власть над всеми его
членами; эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и
неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения
властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном
состоянии.
В России представителем,
который придерживался договорной теории выступал Радищев А.Н.
Радищев придерживался мнения что, с позиции защиты суверенитета народа,
естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал,
что цель формируемого государства — это «блаженство граждан».
Насильственные теории происхождения государства.
Сущность данных теорий заключается в представлении о, том что
возникновение государства есть результат насилия, при этом не зависимо насилие
внутренние или внешнее.
Положительные стороны данных теорий состоит в том, что насилие носит
естественный характер и присуще процессу для возникновения государств.
Отрицательные стороны заключаются в том, что кроме военно-политических
факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.
Яркими представителями данных теорий о происхождении государства
выступают: Е. Дюринг, Л. Гумплович, Каутский.
Е. Дюринг в своей теории рассматривает
насилие одной части первообщиного строя над другой.
По Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает
политический строй в обществе. В результате такого проявления внутреннего
насилия имеет направленность порабобщения одних другими и в последствии
возникают также собственность и классы.
Л. Гумплович в своей теории связывает возникновение государства с
стремлением людей к расширению своего влияния и
могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие
к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и
социального расслоения населения.
Каутсковский в
своей теории основывается, что государство возникает как аппарат принуждения
завоевателей над побежденными. Из победившего племени формируется господствующий
класс, а из побежденного племени- класс эксплуатируемых. Каутский стремился
увязать свои взгляды с марксистским учением о классах, но существенным
различием является, что по его мнению классы образовываются не до возникновения
государства, как считают представители марксизма, а после.
Психологические теории происхождения государства.
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства
в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в
коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было
бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.
Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения
психологических противоречий между инициативными (активными) личностями,
способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь
к подражательным действиям, исполняющим данные решения.
Положительные стороны данной теории
заключаются в
том, что психологические закономерности — это важный фактор, безусловно
оказывающий влияние на социальные институты.
Отрицательные стороны данной теории заключаются в том, что психологические свойства
личности не могут являться единственными причинами образования государства, так
как психика человека формируется также под влиянием внешних
(социально-экономических) факторов и т. д.
Яркими представителями данных теорий являются Т. Д. Баштима,
Н. Коркунов, Л. Петражицкий.
В своей теории Л. Петражицкий сводил, что возникновение права относится к правовым эмоциям
императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций
раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в
виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения.
Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное)
поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное
законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний,
как «фантазмы» психики.[8]
Марксистская
теория происхождения государства.
Анализ данной
теории показывает, что государство – это воплощение изменений
социально-экономических отношений, способа производства, что способствует
возникновению классов и постоянной борьбы между ними. Оно выступает средством
угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с
уничтожением классов отмирает и государство.
Положительные стороны данной теории базируется на основах
социально-экономического фактора общества.
Отрицательные стороны этой теории складываются на недооценке национальных, религиозных, психологических,
военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения
государственности.
Государство,
есть, результат естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного
строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление
частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его
раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат
принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса
над неимущим, эксплуатируемым классом.
Исторически
государство возникает как рабовладельческое государство, на смену
которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а
затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной
собственности как основы классов, государства и права откроет путь к
бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу.
Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и
права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое
повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного
самоуправления первобытного строя.
Государство по
мнению Энгельса является связующей силой цивилизованного общества: во все
типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса
и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного,
эксплуатируемого класса.
Основные признаки,
которые отличают государство, от родовой организации, как предполагал Энгельс
являются:
1) разделение
государства на классы по территориальным делениям;
2) учреждение
публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим
само себя как вооружённые силы.
Ярким представителем данной теории в России выступал Владимир Ильич Ленин
(Ульянов). Он в своей теории делал акцент на борьбу классов, и что государство
имеет классовую природу.
Государство есть продукт и проявление вражды между классами. Государство
возникает там и тогда, и поскольку
классовые противоречия объективно не могут быть примирены и наоборот.[9]
К иным теориям происхождения государства можно отнести:
1. Либертарно-юридическая теория;
2. Патримониальная теория;
3.
Волюнтаристские теории;
4. Расовые теории;
5. Ирригационные теории;
6. Кризисная теория;
7. Демографическая теория.
Анализ либертарно-юридической теории о возникновении государства тесно
связывается с возникновением и развитием права. Данные институты неразрывно
связанны с образованием и развитием государства.
Исторически
свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую
и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и
защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публично-властных
делах и отношениях.
Основная суть патримониальной теории заключается, что государство берет
свое начало от права собственника на землю. Властные отношения на данной территории исходят от
собственника и имеют своей направленностью на людей проживающих на данной территории.
Таким образом, образовывалась власть феодала.
Волюнтаристская теория – это «автоматическая теория».
Согласно волюнтаристской теории развитие земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что
позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать
гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом,
создавая дальнейшее разделение труда.
Принципиальным противоречием этой теории является то, что сельское
хозяйство не создает автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так
как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.
Ирригационная теория связывает происхождение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в
аграрных районах. Ярким представителем данной теории выступает К. Виттфогель.
Развитие государств в соответствии с данной теории можно отнести к первым
городам-государствам Египет, Индия, Китай, Греция и т.д.
Власть сосредотачивалась в руках лиц, которые имели представление о том,
как поддерживать работу.
Виттфогель
полагал, что лица, которые осуществляли управление должны требовать жесткого
централизованного управления.
Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в
восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и
ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было
первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие
и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Расовая теория начала развиваться в эпоху развития рабовладенья. Основная
сущность данной теории сводится к делению
населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев
и рабов.
Одна группа
призвана господствовать в обществе и государстве, а вторые — слепо
повиноваться первым.
Яркий представитель этой теории Ж. Гобино. Он в своих трудах выделял
арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым
относились евреи и др.[10]
В современном Мире данная теория нашла широко отражение в политике
проводимой нацистской Германией. Расовая теория считалась важнейшим средством
решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем.
Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей
арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
Ф. Ницше представлял, что расовая теория является жизненной
необходимостью для государства.
Демографическая теория сводится к тому, что большинство общественных
процессов, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом
населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.
Кризисная теория сводится к использованию
новых знаний, основной упор при этом делается на организационные функции
первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и
становления производящей экономики.
Несмотря на это
особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже
неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и,
прежде всего, селекционной деятельности.
Кризисная теория
по своей сути учитывает и локальные (маленькие) кризисы, так и масштабные
кризисы, в том числе кризисы которые приводят к революции. Коренной перелом в
развитии общества, так же приводит к образованию нового государства или
существенным изменениям в установившемся государстве.
Заключение
Проблема возникновения государства и
права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной.
- Во-первых, в
основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения
и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право
существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и
права вообще нет.)
- Во-вторых,
историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах
происхождения государства и права.
В результате эволюционного развития человек для
удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых
животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на
преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к
производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям
общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и
обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.
Таким образом, на этапе производящей экономики под
воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных
захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного
общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация
социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит
новая организационная форма общества – государственность.
Общество возникло задолго до государства и длительное время
обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере
усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в
нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения
числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену
отживающей свой век родовой организации как новая форма организации
изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был,
по-видимому, полусознательным, полустихийным.
Весь опыт мировой истории доказывает,
что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна
(внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему
неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма
структурно сложного общества, которое здесь выступает как
государственно-организованное.
Список использованной литературы
Конституция
РФ. 1993 г.Юридический
энциклопедический словарь. Под ред. М.Н.Марченко, ТК «Велби», издательство Проспект,
2006 г.КашанинаТ.В.
Происхождение государства и права М.: Издательство: «Высшая школа» 2008г.Баранов
М. И. Политическая власть и государство. — Саратов, 2012г.Нерсесянц
В.С. Проблемы
общей теории права и государства - Учебник.
2009г.Ильин И.А. Теория
права и государства. Издание 2-е, дополненное (под ред В.А. Томсинова). – «Зерцало»,
2008г.Малько А.В. Теория
государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. – «Проспект»,
2010г. Фаткуллин
Ф.Ф. Теория
государства и права. Учебник.2012г.Радько Т.Н. Теория
государства и права в схемах и определениях: учебное
пособие. – «Проспект»,
2011г. Косарев А. И. Происхождение и
сущность государства. М., 2009г. Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и
государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. -
М.: Юрист, 2013г, № 7.Дзодиев
В. Проблемы становления демократического государства в России. — М.,2009г.История
отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О.И. Чистякова – М., 2009г.Бачило
И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство, и право. 2010г. №3.Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред.
В. Г. Стрекозова М., 2011г. Соколов А.Я. Правовое государство: идея, теория,
практика. Курск, 2013г.Чиркин В.Е. Элементы сравнительного
государствоведения. М., 2012г.Радько Т.Н. Теория
государства и права в схемах и определениях: учебное
пособие. –
«Проспект», 2011г.
[2] Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред.
В. Г. Стрекозова М., 2011г.
[3] Фаткуллин
Ф.Ф. Теория
государства и права. Учебник.2012г.
[4] КашанинаТ.В. Происхождение государства и права М.: Издательство:
«Высшая школа» 2008г.
[5] Соколов А.Я. Правовое государство: идея, теория,
практика. Курск, 2013г.
[6] Ильин И.А. Теория
права и государства. Издание 2-е, дополненное (под ред В.А. Томсинова). –
«Зерцало», 2008г.
[7]
Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти //
Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2013г, № 7.
[8]
Радько Т.Н. Теория
государства и права в схемах и определениях: учебное
пособие. –
«Проспект», 2011г.
[9]
Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство, и право.
2010г. №3
[10] Ильин И.А. Теория
права и государства. Издание 2-е, дополненное (под ред В.А. Томсинова). –
«Зерцало», 2008г.