Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Первая всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения 1971 года

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Первая всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения 1971 года
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    29.07.2014 16:13:08
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение…………………………………………………………………………3
    Первая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения: основные тезисы и доклады………………………….4Рекомендации конференции…………………………………………11 Заключение…………………………………………………………………….13
    Список литературы……………………………………………………………14
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     В 1971 г. состоялась I Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения (такие конференции регулярно проводятся вплоть до наших дней). Она была организована по инициативе Научного совета по истории мировой культуры АН СССР, Всесоюзной книжной палаты и Московского полиграфического института, и А.А. Сидорова, который  был одним из инициаторов созыва конференции. В работе конференции приняли участие представители научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, издательств, республиканских книжных палат, библиотек, книготорговых организаций и научно-информационных центров. Было прослушано 7 докладов и 27 сообщений.
    Первая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения: основные тезисы и доклады. Основной доклад "Советское книговедение на современном этапе и его актуальные задачи" был сделан известными советскими книговедами  Н.М.Сикорским и  А.И.Барсуком. Основное внимание в докладе было уделено проблеме определения специфики книговедения, его оптимальной структуры и места в системе других наук. В качестве главных подходов в трактовке книговедения утверждались комплексный и функциональный: "Книговедение как комплексная общественная наука о книге и книжном деле объединяет группу родственных научных дисциплин, обобщающих исторический и современный опыт разных областей книжного дела, таких, как история, теория, методика и проблемы организации издательского дела,  книготоргового, библиотечного и библиографического.
    В области книговедения имеются значительные достижения теоретического и практического характера, выразившееся прежде всего в научном осмыслении некоторых основных общетеоретических категорий и  понятий (предмета, объекта, состава, назначения книговедения и т.д.), а также в определении объема и границ книговедения как науки и его места в системе других наук.
      Значительное место в докладе было уделено проводимым исследованиям объективных закономерностей развития книги и книжного дела в условиях научно-технической революции, усложнения общественной жизни и системы коммуникации и информации. Результаты этих исследований создают предпосылки для дальнейшего совершенствования издательского, книготоргового, библиотечного и библиографического дела.
      Определенный вклад в развитие советского книговедения внесли научные работы, выполненные Комиссией комплексного изучения книги Научного совета по истории мировой культуры АН СССР, Всесоюзной книжной палатой, а также высшими учебными заведениями. Объединению усилий советских книговедов и активизации научно-исследовательской работы в значительной мере способствовали сборники «Книга. Исследования и материалы». Важное значение для широкого распространения и внедрения научных достижений в практику издательского дела имеет создание Центрального бюро научно-технической информации по печати при Всесоюзной книжной палате и организация на его основе  научно-информационного обслуживания ученых и специалистов книжного дела.
      В докладе были намечены основные направления научно-исследовательской и практической работы в области книговедения, которому принадлежит важное место в разработке научных основ руководства культурным развитием общества.
      Комплексный характер науки о книге определил постановку такой теоретической проблемы, как взаимодействие отдельных научных дисциплин в области книговедения.
    Среди других большой интерес вызвал доклад И.Е.Баренбаума "Место библиотековедения и библиографоведения в системе книговедения". В нашем случае важно, что докладчик выделяет четыре подхода в интерпретации поставленной проблемы: 1) книговедческий, 2) информационно-документалистский, 3) психолого-педагогический и 4) социально-культурный. Но свое предпочтение отдает книговедческой точке зрения, опираясь на которую пытается проанализировать содержание, объект, предмет и метод библиотековедения и библиографоведения, аргументировать их естественное положение в системе книговедения.
    И.Е.Баренбаум выдвигает в качестве основного метода книговедения функ-циональный, считая, что именно он предопределяет и другие свойственные ему специфические методы: 1) библиографический (изучение - анализ и оценка произведений письменности и печати на основании их "внешних" данных); 2) типографический; 3) аналитико-тематический и типологический методы. По его мнению, функциональный и прочие методы книговедения находят широкое применение во всех областях книговедческого цикла, в том числе в библиографоведении. Именно функциональный подход, по справедливому утверждению И.Е.Баренбаума, лежит в основе разграничения видов библиографии по их общественному назначению.
      Отсутствие единого представления о месте библиотековедения и библиографоведения в системе наук, как отмечалось в докладе, мешает уточнению предмета, объекта и границ этих отраслей знания.
      И.С. Баренбаум высказал важное положение, что только самая широкая интеграция, взаимодействие, использование достижений всех дисциплин, входящих в систему книговедения, могут способствовать упрочнению и развитию научной книговедческой мысли и своевременной разработке практических вопросов книжного дела в целях оптимального использования произведений печати в коммунистическом строительстве.
      С докладом «Теоретические проблемы искусства книги в системе книговедения» выступил кандидат искусствоведческих наук В.Н. Ляхов (Московский полиграфический институт). Основная задача теории и методики книжного искусства в аспекте книговедения формулировалась следующим образом: «Исследование книги как функционально-эстетического комплекса в совокупности всех его элементов, а также исследование всех планов творческой деятельности, связанной с созданием книжного ансамбля». В соответствии с этим определялись основные направления теории книжного искусства:
    Изучение книги как особого вида организации текстового и изобразительного содержания;Изучение воздействия книги на читателя и общество в функциональном и эстетическом планах.Изучение книжного искусства как специфической творческой деятельности. Значительное внимание на конференции было уделено истории книги и книжного дела.
      Кандидат исторических наук Н.Г. Малыхин (Московский полиграфический институт)  и кандидат филологических наук Е.Л. Немировский (ВНИОПИТ) в своем докладе «Изучение истории книжного дела в СССР и задачи подготовки капитального труда в данной области» дали широкий историографический обзор исследований, приведенных в области истории книжного дела. В качестве важнейшей задачи советского книговедения выдвигалось создание истории книжного дела в СССР  за 1917-1970 гг., которая должна подвести итоги развития советского издательского дела, книжной торговли, библиотечного дела и библиографии.
      Большое место на конференции заняли  вопросы, связанные с современным состоянием советского книговедения, перспективами его дальнейшего развития, связи науки с практикой.
    Кандидат филологических наук Е.С. Лихтенштейн (РИСО АН СССР) и кандидат экономических наук Б.С. Горбачевский (Московский полиграфический институт) в докладе «Научное книгоиздательство и научно-технический прогресс» показали влияние так называемого «информационного взрыва» на организацию научного книгоиздательства, а также воздействие новых технических средств распространения информации на форму научных документов и на построение редакционно-издательской работы в условиях автоматизации информационных процессов. На основе анализа современного прогресса средств доставки информации авторы делают вывод, что в ближайшие два-три десятилетия во всей структуре книгоиздательского дела произойдут крупные перемены, которые затронут коммуникативные функции источников информации, редакционно-издательский процесс и многие другие стороны издательской деятельности, включая многосторонние взаимосвязи издательств с читателями.
    Подготовке диссертаций по книговедению, их качественному анализу был посвящен доклад доктора филологических наук М.В. Урнова (Московский полиграфический институт) и кандидата экономических наук П.А. Чувикова (Всесоюзная книжная палата) «Диссертации по книговедению: некоторые итоги и проблемы». В нем был поставлен вопрос о необходимости пересмотреть существующую практику присуждения ученых степеней кандидатов и докторов педагогических, филологических и исторических наук за книговедческие по своему содержанию работы и установить степень кандидата и доктора книговедения.
    В условиях все возрастающего объема исследований по книговедению было признано неотложной задачей совершенствовать научно-техническую информацию в области книговедения.
    Доклад кандидата технических наук И.М. Монастырского (Всесоюзная книжная палата) «Научно-техническая информация в области книговедения» был посвящен построению отраслевой системы информации, основывающейся на изучении информационных потребностей ученых и специалистов, работающих в различных отраслях книговедения. В докладе были определены основные направления развития этой системы: организация, формирование и комплектование Центрального отраслевого справочно-информационного фонда; сбор, научный анализ и издание источников библиографической, реферативной и обзорной информации; организация и научно-методическое руководство сетью информационных служб на предприятиях и в организациях; разработка системы избирательного (дифференцированного) распределения информации и автоматизированной системы информационного обеспечения специалистов различных категорий.
    Широкий круг книговедческих проблем нашел отражение в сообщениях и выступлениях.
    Вопросам методики исследований в книговедении были посвящены сообщения представителей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина кандидата педагогических наук А.С. Мыльникова и Н.В. Варбанец. Речь шла о сочетании книговедческого и общеисторического подхода к книге.
      А.С. Мыльников остановился на трех моментах, которые, по его мнению, определяют сущность книговедческого подхода, а именно: на необходимости поэкземплярного изучения произведений печати, репертуара книги для выяснения заложенных в нем тенденции, а также личных библиотек..
    Н.В.Варбанец попыталась суммировать накопленный методический опыт исторического книговедения.
    Взаимосвязь книговедения с такой наукой, как лингвистика, была раскрыта кандидатом филологических наук М.Д. Феллером (Украинский полиграфический институт им. И.Федорова). Выделив в качестве одной из основных проблем книговедения проблему «Книга и читатель», М.Д. Феллер показал, как ее решает лингвистика, в частности, совершенно новая лингвистическая дисциплина – литературное редактирование.
      Кандидат педагогических наук Р.С. Гиляревский (ВИНИТИ) посвятил свое выступление роли книги в развитии науки. Он напомнил, что количество произведений печати и неопубликованных документов, которые в целом организуют науку, все возрастает, и оперирование ими становится затруднительным (создается «ключевая ситуация»). В этой связи был поднят вопрос о поиске закономерностей, управляющих сферой распространения научных знаний, связанных с общими свойствами и структурой той информации, которая циркулирует в обществе.
      По мнению Р.С. Гиляревского, важным подходом к поискам этих закономерностей является анализ аналогичных «ключевых ситуаций», уже возникавших раньше, а также применение общей теории научных коммуникаций.
    В выступлении Л.С. Харлампиева (ВНИИ комплексных проблем полиграфии) получили отражение некоторые проблемы прогнозирования печати в СССР – реальные основы прогнозирования, факторы, влияющие на выпуск книг, структура их потребления.
    Э.О. Майо-Знак (Всесоюзная книжная палата) рассказала о задачах совершенствования статистики печати в связи с потребностями планирования и прогнозирования издательской деятельности в стране.
      Проблема изучения истории книжного дела получила многоаспектное освещение в ряде выступлений.
      Методологические вопросы изучения истории книги осветила в своем выступлении кандидат филологических наук О.Д. Голубева (Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). Отметив, что история книги до сих пор оставалась описательной, фактографической наукой, О.Д. Голубева подчеркнула необходимость повышения теоретического уровня исследований, применения новых методов научного анализа. По мнению О.Д. Голубевой, наряду со сравнительно-историческим методом изучения истории книги следует применять синхронистический метод:  изучать книгу в неразрывной связи со всеми явлениями культуры, общественного сознания, политики, психологии за короткий исторический промежуток времени; рассматривать книги нескольких стран в одновременной исторической связи.
    О состоянии и задачах изучения истории рукописной книги говорил кандидат филологических наук Н.Н. Розов (Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). Он обратил  внимание на то, что современное исследование книги как явления культуры, обобщающие исследования в области книговедения возможны только при условии восстановления исторической связи между двумя периодами русской печатной книги – рукописной и печатной, особенно во времена из сосуществования, а также выяснения главных этапов истории русской книги.
    Кандидат исторических наук С.П. Луппов (Библиотека Академии наук СССР) осветил проблемы исследования книжного дела в России в XVIIи первой половине XVIII в. В кратком обзоре было прослежено развитие книжного дела в России за полтора столетия, выделены его основные этапы в соответствии с научной периодизацией истории нашей страны.
    Кандидат педагогических наук А.Я. Черняк (Московский государственный институт культуры) поделился результатами первых опытов применения системного анализа к истории технической книги. Он рассмотрел структуру системы технической книги, охарактеризовал факторы, образующие и развивающие эту систему, наметил основные проблемы истории технической книги: выявление и изучение связей между отдельными типами книг, изучение факторов связи «общество – техническая книга».
    Роль библиотек в создании источниковедческой базы истории книги была раскрыта в сообщении кандидата педагогических наук Т.Н. Копреевой (Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). О работе отдела редких книг Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина по созданию такой базы рассказала кандидат педагогических наук И.М. Полонская.
    В выступлениях представителей союзных республик характеризовалось состояние книговедения и книжного дела, важнейшие проблемы их изучения на Украине (кандидат исторических наук А.В. Молодчиков, АН УССР), Ф.З. Шимченко, М.П. Рудь (Центральная научная библиотека АН УССР); в Казахстане (кандидат исторических наук А.М. Жиренчин, Казахский государственный женский педагогический институт); Белоруссии (кандидат исторических наук А.И. Ракович, Белорусский государственный университет); Грузии (кандидат педагогических наук Ш.В. Цхведиани); Армении (А.Б. Айрапетян).
    В двух сообщениях была отражена деятельность в области книговедения Всесоюзной книжной палаты: «Деятельность Книжной палаты в первые годы Советской власти в области книговедения» - кандидат педагогических наук И.Ф. Мартынов (Библиотека Академии наук СССР), «Научно-исследовательская работа по проблемам книговедения» - кандидат экономических наук И.М. Монастырский (Всесоюзная книжная палата).
    Отдельные вопросы книговедения и книжного дела освещались в выступлениях кандидата педагогических наук А.С. Сокальского и А.З. Амлинского (Киевский государственный институт культуры) – «Некоторые проблемы оформления печатных изданий в связи с задачами автоматизации работ в области книжного дела»;кандидата педагогических наук М.И. Слуховского – «Проблемы изучения истории чтения» в рамках книговедения».
      В ряде сообщений говорилось об улучшении подготовки специалистов-книговедов: «Книговедение как предмет преподавания» -  кандидата педагогических наук М.М. Клевенский (Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина), «О новом учебном курсе «Введение в книговедение» - кандидат филологических наук Н.П. Лавров (Ленинградский филиал Московского полиграфического института), «О книговедческой подготовке библиотекаря-библиографа»  - кандидат педагогических наук И.Г. Моргерштерн (Восточно-Сибирский государственный институт культуры).
      В развернувшихся по докладам прениях приняли участие кандидаты педагогических наук Г.Г. Фирсов, Л.А. Левин, доктор исторических наук И.А. Шомракова, кандидат филологических наук Е.А. Динерштейн, В.И. Безъязычный и др.
    Выступавшие говорили о связи книговедения с информатикой, о системном подходе в книговедении, о необходимости внимательно изучать книговедческое наследие, активизировать изучение истории отраслевой книги, книжного дела в союзных республиках и т.п. В ряде выступлении содержались критические замечания по прослушанным докладам, некоторым сообщениям была свойственна полемичность, в частности высказывались различные точки зрения по поводу содержания и объема понятия «книговедение» (является ли книговедение комплексной наукой или комплексом дисциплин), по вопросу о взаимосвязях и соотношении дисциплин, объектом которых является книга.
      Все выступающие единодушно одобрили созыв всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения, отметили широкий диапазон ее проблематики: от проблемно-методологических до конкретных вопросов практической работы и организационных мероприятий. На конференции господствовала атмосфера плодотворной научной дискуссии.
    Таким образом, первая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения обсудила в свете решений XXIVсъезда КПСС актуальные проблемы советского книговедения и наметила пути дальнейшего развития советской науки о книге и книжном деле,  а также некоторые меры по консолидации усилий организаций и учреждений, деятельность которых непосредственно связана с различными областями книжного дела.
    Рекомендации конференции.   Конференция в своем решении выделила  важнейшие направления научно-исследовательской работы советского книговедения, среди которых:
    Разработка научных основ истории книги, общих проблем книговедения, издательского дела;Распространение произведений печати, библиотечного дела и библиографии;Изучение советского библиофильства. При этом основными задачами всех областей книговедения объявлялись:
    В области издательского дела:
    Исследование проблем современного состояния, динамики, тенденций развития и оптимального соотношения различных видов литературы по тематическим разделам и целевому назначению; прогнозирования, научно-обоснованного планирования тематики и рационального тиражирования изданий.Разработка и обоснование научно-теоретических и методических основ художественного оформления печатных изданий, научных критериев анализа, оценки и редактирования рукописей.Разработка проблем аппарата книги. Изучение влияния экономической реформы на организацию издательского процесса.Исследование путей повышения качества и рентабельности изданий.Разработка истории советского книгоиздательского дела.Изучение опыта передовых издательств мира в прошлом и настоящем. В области книжной торговли:
    Исследования проблем изучения и формирования покупательского спроса на книжную продукцию.Разработка, экспериментальная проверка и внедрение новых форм книготоргового обслуживания населения.Определение оптимальной структуры книжного ассортимента в зависимости от типа книготоргового предприятия и сферы его деятельности.Разработка форм и методов реализации малотиражной литературы.Исследование путей повышения эффективности информации, пропаганды и рекламы в книжной торговле.Разработка вопросов истории советской книжной торговли. В области библиотечного дела:
    Разработка и создание единой общей государственной системы библиотечного обслуживания населения. Разработка и обоснование научных методов исследования различных категорий советского читателя.Определение оптимальной структуры и состава книжных фондов в зависимости от типов библиотек и принципов их комплектования.Разработка и внедрение прогрессивных форм библиотечного обслуживания.Исследование путей обращаемости библиотечных фондов.Разработка вопросов истории советского библиотечного дела. В области библиографии:
    Разработка и создание единой общегосударственной системы библиографического обслуживания населения.Разработка научных принципов и методик библиографического описания изданий разного типа с учетом задач дифференцированного обслуживания различных категорий читателей.Разработка единой общегосударственной системы библиографических изданий.Разработка и внедрение прогрессивных форм библиографической работы.Разработка истории советской библиографии. Важнейшими задачами всех областей книговедения являются:
    Научная разработка типологий изданий.Создание избирательной системы обслуживания книговедов на основе новейших автоматизированных информационно-справочных систем, разработка и внедрение средств механизации и автоматизации. Заключение
    В рекомендациях конференции содержатся предложения о целесообразности создания координационного центра научных исследований в области книговедения, о пересмотре существующей практики присуждения ученых степеней и установления степени кандидата и доктора книговедения, о введении в учебных заведениях, готовящих специалистов книжного дела, в  качестве обязательного учебного предмета «Введение в книговедение», о создании в Москве Центрального музея книги с филиалами в Ленинграде и столицах союзных республик, об укреплении материально-технической базы издательских факультетов Московского полиграфического института, Центрального бюро научно-технической информации оп печати (Всесоюзная книжная палата), издательства «Книга», о расширении научно-исследовательских отделов Всесоюзной книжной палаты, имея в виду придание палате функций научно-исследовательского института книговедения.
    Всеобщее одобрение получила идея регулярно (раз в три года) созывать научные конференции по вопросам книговедения, привлекая к их работе ученых и специалистов всех отраслей книжного дела, и широко знакомить общественность с материалами научных совещаний.
    Важно, что уже эта первая всесоюзная конференция положила начало построению системной науки о книге и книжном деле. Последующие не только укрепили это стремление, но и обогатили книговедение новыми идеями. Начиная уже со второй в составе конференций по проблемам книговедения работали секции, в том числе такие возможности были предоставлены и специалистам по библиографии.
     
     
     
    Список литературы.
    Материалы первой Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения. – М.: Книга, 1971.Сикорский Н.М., Барсук А.И. Советское книговедение на современном этапе и его актуальные проблемы/ Книга. Исследования и материалы. – М.: Книга, 1972.Беловицкая А.А. Основные этапы развития книговедения в СССР. – М.: 1983.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Первая всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения 1971 года ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.