Полный текст:
Введение…………………………………………………………………………3
Первая Всесоюзная научная конференция по
проблемам книговедения: основные тезисы и доклады………………………….4Рекомендации конференции…………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………14
Введение
В 1971 г. состоялась I Всесоюзная научная
конференция по проблемам книговедения (такие конференции регулярно проводятся
вплоть до наших дней). Она была организована по инициативе Научного совета по
истории мировой культуры АН СССР, Всесоюзной книжной палаты и Московского
полиграфического института, и А.А. Сидорова, который был одним из инициаторов созыва конференции. В
работе конференции приняли участие представители научно-исследовательских
организаций, высших учебных заведений, издательств, республиканских книжных
палат, библиотек, книготорговых организаций и научно-информационных центров.
Было прослушано 7 докладов и 27 сообщений.
Первая
Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения: основные тезисы и
доклады.
Основной доклад "Советское
книговедение на современном этапе и его актуальные задачи" был сделан
известными советскими книговедами Н.М.Сикорским и А.И.Барсуком.
Основное внимание в докладе было уделено проблеме определения специфики
книговедения, его оптимальной структуры и места в системе других наук. В
качестве главных подходов в трактовке книговедения утверждались комплексный и
функциональный: "Книговедение как комплексная общественная наука о книге и
книжном деле объединяет группу родственных научных дисциплин, обобщающих исторический
и современный опыт разных областей книжного дела, таких, как история, теория,
методика и проблемы организации издательского дела, книготоргового, библиотечного и
библиографического.
В области книговедения имеются значительные
достижения теоретического и практического характера, выразившееся прежде всего
в научном осмыслении некоторых основных общетеоретических категорий и понятий (предмета, объекта, состава,
назначения книговедения и т.д.), а также в определении объема и границ
книговедения как науки и его места в системе других наук.
Значительное место в докладе было уделено
проводимым исследованиям объективных закономерностей развития книги и книжного
дела в условиях научно-технической революции, усложнения общественной жизни и
системы коммуникации и информации. Результаты этих исследований создают
предпосылки для дальнейшего совершенствования издательского, книготоргового,
библиотечного и библиографического дела.
Определенный вклад в развитие советского
книговедения внесли научные работы, выполненные Комиссией комплексного изучения
книги Научного совета по истории мировой культуры АН СССР, Всесоюзной книжной
палатой, а также высшими учебными заведениями. Объединению усилий советских
книговедов и активизации научно-исследовательской работы в значительной мере
способствовали сборники «Книга. Исследования и материалы». Важное значение для
широкого распространения и внедрения научных достижений в практику
издательского дела имеет создание Центрального бюро научно-технической
информации по печати при Всесоюзной книжной палате и организация на его
основе научно-информационного
обслуживания ученых и специалистов книжного дела.
В докладе были намечены основные направления
научно-исследовательской и практической работы в области книговедения, которому
принадлежит важное место в разработке научных основ руководства культурным
развитием общества.
Комплексный характер науки о книге определил
постановку такой теоретической проблемы, как взаимодействие отдельных научных
дисциплин в области книговедения.
Среди других большой интерес
вызвал доклад И.Е.Баренбаума "Место библиотековедения и библиографоведения
в системе книговедения". В нашем случае важно, что докладчик выделяет
четыре подхода в интерпретации поставленной проблемы: 1) книговедческий, 2)
информационно-документалистский, 3) психолого-педагогический и 4)
социально-культурный. Но свое предпочтение отдает книговедческой точке зрения,
опираясь на которую пытается проанализировать содержание, объект, предмет и
метод библиотековедения и библиографоведения, аргументировать их естественное
положение в системе книговедения.
И.Е.Баренбаум выдвигает в
качестве основного метода книговедения функ-циональный, считая, что именно он
предопределяет и другие свойственные ему специфические методы: 1)
библиографический (изучение - анализ и оценка произведений письменности и
печати на основании их "внешних" данных); 2) типографический; 3)
аналитико-тематический и типологический методы. По его мнению, функциональный и
прочие методы книговедения находят широкое применение во всех областях
книговедческого цикла, в том числе в библиографоведении. Именно функциональный
подход, по справедливому утверждению И.Е.Баренбаума, лежит в основе
разграничения видов библиографии по их общественному назначению.
Отсутствие единого представления о месте
библиотековедения и библиографоведения в системе наук, как отмечалось в
докладе, мешает уточнению предмета, объекта и границ этих отраслей знания.
И.С. Баренбаум высказал важное положение,
что только самая широкая интеграция, взаимодействие, использование достижений
всех дисциплин, входящих в систему книговедения, могут способствовать
упрочнению и развитию научной книговедческой мысли и своевременной разработке
практических вопросов книжного дела в целях оптимального использования произведений
печати в коммунистическом строительстве.
С докладом «Теоретические проблемы
искусства книги в системе книговедения» выступил кандидат искусствоведческих
наук В.Н. Ляхов (Московский полиграфический институт). Основная задача теории и
методики книжного искусства в аспекте книговедения формулировалась следующим
образом: «Исследование книги как функционально-эстетического комплекса в
совокупности всех его элементов, а также исследование всех планов творческой
деятельности, связанной с созданием книжного ансамбля». В соответствии с этим
определялись основные направления теории книжного искусства:
Изучение
книги как особого вида организации текстового и изобразительного содержания;Изучение
воздействия книги на читателя и общество в функциональном и эстетическом
планах.Изучение
книжного искусства как специфической творческой деятельности.
Значительное внимание на
конференции было уделено истории книги и книжного дела.
Кандидат исторических наук Н.Г. Малыхин
(Московский полиграфический институт) и
кандидат филологических наук Е.Л. Немировский (ВНИОПИТ) в своем докладе
«Изучение истории книжного дела в СССР и задачи подготовки капитального труда в
данной области» дали широкий историографический обзор исследований, приведенных
в области истории книжного дела. В качестве важнейшей задачи советского
книговедения выдвигалось создание истории книжного дела в СССР за 1917-1970 гг., которая должна подвести
итоги развития советского издательского дела, книжной торговли, библиотечного
дела и библиографии.
Большое место на конференции заняли вопросы, связанные с современным состоянием
советского книговедения, перспективами его дальнейшего развития, связи науки с
практикой.
Кандидат филологических наук
Е.С. Лихтенштейн (РИСО АН СССР) и кандидат экономических наук Б.С. Горбачевский
(Московский полиграфический институт) в докладе «Научное книгоиздательство и
научно-технический прогресс» показали влияние так называемого «информационного
взрыва» на организацию научного книгоиздательства, а также воздействие новых
технических средств распространения информации на форму научных документов и на
построение редакционно-издательской работы в условиях автоматизации
информационных процессов. На основе анализа современного прогресса средств
доставки информации авторы делают вывод, что в ближайшие два-три десятилетия во
всей структуре книгоиздательского дела произойдут крупные перемены, которые
затронут коммуникативные функции источников информации,
редакционно-издательский процесс и многие другие стороны издательской
деятельности, включая многосторонние взаимосвязи издательств с читателями.
Подготовке диссертаций по книговедению, их
качественному анализу был посвящен доклад доктора филологических наук М.В.
Урнова (Московский полиграфический институт) и кандидата экономических наук
П.А. Чувикова (Всесоюзная книжная палата) «Диссертации по книговедению:
некоторые итоги и проблемы». В нем был поставлен вопрос о необходимости
пересмотреть существующую практику присуждения ученых степеней кандидатов и
докторов педагогических, филологических и исторических наук за книговедческие
по своему содержанию работы и установить степень кандидата и доктора
книговедения.
В условиях все возрастающего объема
исследований по книговедению было признано неотложной задачей совершенствовать
научно-техническую информацию в области книговедения.
Доклад кандидата технических наук И.М.
Монастырского (Всесоюзная книжная палата) «Научно-техническая информация в области
книговедения» был посвящен построению отраслевой системы информации,
основывающейся на изучении информационных потребностей ученых и специалистов,
работающих в различных отраслях книговедения. В докладе были определены
основные направления развития этой системы: организация, формирование и
комплектование Центрального отраслевого справочно-информационного фонда; сбор,
научный анализ и издание источников библиографической, реферативной и обзорной
информации; организация и научно-методическое руководство сетью информационных
служб на предприятиях и в организациях; разработка системы избирательного
(дифференцированного) распределения информации и автоматизированной системы
информационного обеспечения специалистов различных категорий.
Широкий круг книговедческих проблем нашел
отражение в сообщениях и выступлениях.
Вопросам методики исследований в
книговедении были посвящены сообщения представителей Государственной публичной
библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина кандидата педагогических наук А.С.
Мыльникова и Н.В. Варбанец. Речь шла о сочетании книговедческого и
общеисторического подхода к книге.
А.С. Мыльников остановился на трех моментах,
которые, по его мнению, определяют сущность книговедческого подхода, а именно: на
необходимости поэкземплярного изучения произведений печати, репертуара книги
для выяснения заложенных в нем тенденции, а также личных библиотек..
Н.В.Варбанец попыталась
суммировать накопленный методический опыт исторического книговедения.
Взаимосвязь книговедения с такой наукой, как
лингвистика, была раскрыта кандидатом филологических наук М.Д. Феллером
(Украинский полиграфический институт им. И.Федорова). Выделив в качестве одной
из основных проблем книговедения проблему «Книга и читатель», М.Д. Феллер
показал, как ее решает лингвистика, в частности, совершенно новая
лингвистическая дисциплина – литературное редактирование.
Кандидат педагогических наук Р.С. Гиляревский
(ВИНИТИ) посвятил свое выступление роли книги в развитии науки. Он напомнил,
что количество произведений печати и неопубликованных документов, которые в
целом организуют науку, все возрастает, и оперирование ими становится
затруднительным (создается «ключевая ситуация»). В этой связи был поднят вопрос
о поиске закономерностей, управляющих сферой распространения научных знаний,
связанных с общими свойствами и структурой той информации, которая циркулирует
в обществе.
По мнению Р.С. Гиляревского, важным подходом
к поискам этих закономерностей является анализ аналогичных «ключевых ситуаций»,
уже возникавших раньше, а также применение общей теории научных коммуникаций.
В выступлении Л.С. Харлампиева (ВНИИ
комплексных проблем полиграфии) получили отражение некоторые проблемы
прогнозирования печати в СССР – реальные основы прогнозирования, факторы,
влияющие на выпуск книг, структура их потребления.
Э.О. Майо-Знак (Всесоюзная книжная палата)
рассказала о задачах совершенствования статистики печати в связи с
потребностями планирования и прогнозирования издательской деятельности в
стране.
Проблема изучения истории книжного дела
получила многоаспектное освещение в ряде выступлений.
Методологические вопросы изучения истории
книги осветила в своем выступлении кандидат филологических наук О.Д. Голубева
(Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). Отметив, что
история книги до сих пор оставалась описательной, фактографической наукой, О.Д.
Голубева подчеркнула необходимость повышения теоретического уровня
исследований, применения новых методов научного анализа. По мнению О.Д.
Голубевой, наряду со сравнительно-историческим методом изучения истории книги
следует применять синхронистический метод:
изучать книгу в неразрывной связи со всеми явлениями культуры,
общественного сознания, политики, психологии за короткий исторический
промежуток времени; рассматривать книги нескольких стран в одновременной
исторической связи.
О состоянии и задачах изучения истории
рукописной книги говорил кандидат филологических наук Н.Н. Розов (Государственная
публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). Он обратил внимание на то, что современное исследование
книги как явления культуры, обобщающие исследования в области книговедения
возможны только при условии восстановления исторической связи между двумя
периодами русской печатной книги – рукописной и печатной, особенно во времена
из сосуществования, а также выяснения главных этапов истории русской книги.
Кандидат исторических наук С.П.
Луппов (Библиотека Академии наук СССР) осветил проблемы исследования книжного
дела в России в XVIIи
первой половине XVIII в. В
кратком обзоре было прослежено развитие книжного дела в России за полтора
столетия, выделены его основные этапы в соответствии с научной периодизацией
истории нашей страны.
Кандидат педагогических наук А.Я. Черняк
(Московский государственный институт культуры) поделился результатами первых
опытов применения системного анализа к истории технической книги. Он рассмотрел
структуру системы технической книги, охарактеризовал факторы, образующие и
развивающие эту систему, наметил основные проблемы истории технической книги: выявление
и изучение связей между отдельными типами книг, изучение факторов связи
«общество – техническая книга».
Роль библиотек в создании источниковедческой
базы истории книги была раскрыта в сообщении кандидата педагогических наук Т.Н.
Копреевой (Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). О
работе отдела редких книг Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина по
созданию такой базы рассказала кандидат педагогических наук И.М. Полонская.
В выступлениях представителей союзных
республик характеризовалось состояние книговедения и книжного дела, важнейшие
проблемы их изучения на Украине (кандидат исторических наук А.В. Молодчиков, АН
УССР), Ф.З. Шимченко, М.П. Рудь (Центральная научная библиотека АН УССР); в
Казахстане (кандидат исторических наук А.М. Жиренчин, Казахский государственный
женский педагогический институт); Белоруссии (кандидат исторических наук А.И.
Ракович, Белорусский государственный университет); Грузии (кандидат
педагогических наук Ш.В. Цхведиани); Армении (А.Б. Айрапетян).
В двух сообщениях была отражена деятельность
в области книговедения Всесоюзной книжной палаты: «Деятельность Книжной палаты
в первые годы Советской власти в области книговедения» - кандидат
педагогических наук И.Ф. Мартынов (Библиотека Академии наук СССР),
«Научно-исследовательская работа по проблемам книговедения» - кандидат
экономических наук И.М. Монастырский (Всесоюзная книжная палата).
Отдельные вопросы книговедения
и книжного дела освещались в выступлениях кандидата педагогических наук А.С.
Сокальского и А.З. Амлинского (Киевский государственный институт культуры) –
«Некоторые проблемы оформления печатных изданий в связи с задачами
автоматизации работ в области книжного дела»;кандидата педагогических наук М.И.
Слуховского – «Проблемы изучения истории чтения» в рамках книговедения».
В ряде сообщений говорилось об улучшении
подготовки специалистов-книговедов: «Книговедение как предмет преподавания»
- кандидата педагогических наук М.М.
Клевенский (Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина), «О новом учебном
курсе «Введение в книговедение» - кандидат филологических наук Н.П. Лавров
(Ленинградский филиал Московского полиграфического института), «О
книговедческой подготовке библиотекаря-библиографа» - кандидат педагогических наук И.Г.
Моргерштерн (Восточно-Сибирский государственный институт культуры).
В развернувшихся по докладам прениях приняли
участие кандидаты педагогических наук Г.Г. Фирсов, Л.А. Левин, доктор
исторических наук И.А. Шомракова, кандидат филологических наук Е.А. Динерштейн,
В.И. Безъязычный и др.
Выступавшие говорили о связи книговедения с
информатикой, о системном подходе в книговедении, о необходимости внимательно
изучать книговедческое наследие, активизировать изучение истории отраслевой
книги, книжного дела в союзных республиках и т.п. В ряде выступлении
содержались критические замечания по прослушанным докладам, некоторым
сообщениям была свойственна полемичность, в частности высказывались различные
точки зрения по поводу содержания и объема понятия «книговедение» (является ли
книговедение комплексной наукой или комплексом дисциплин), по вопросу о
взаимосвязях и соотношении дисциплин, объектом которых является книга.
Все выступающие единодушно одобрили созыв
всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения, отметили широкий
диапазон ее проблематики: от проблемно-методологических до конкретных вопросов
практической работы и организационных мероприятий. На конференции
господствовала атмосфера плодотворной научной дискуссии.
Таким образом, первая
Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения обсудила в свете
решений XXIVсъезда
КПСС актуальные проблемы советского книговедения и наметила пути дальнейшего
развития советской науки о книге и книжном деле, а также некоторые меры по консолидации усилий
организаций и учреждений, деятельность которых непосредственно связана с
различными областями книжного дела.
Рекомендации
конференции.
Конференция в своем решении выделила важнейшие направления
научно-исследовательской работы советского книговедения, среди которых:
Разработка научных основ истории книги, общих
проблем книговедения, издательского дела;Распространение произведений печати,
библиотечного дела и библиографии;Изучение советского библиофильства.
При
этом основными задачами всех областей книговедения объявлялись:
В
области издательского дела:
Исследование
проблем современного состояния, динамики, тенденций развития и оптимального
соотношения различных видов литературы по тематическим разделам и целевому
назначению; прогнозирования, научно-обоснованного планирования тематики и
рационального тиражирования изданий.Разработка
и обоснование научно-теоретических и методических основ художественного
оформления печатных изданий, научных критериев анализа, оценки и редактирования
рукописей.Разработка
проблем аппарата книги. Изучение влияния экономической реформы на
организацию издательского процесса.Исследование
путей повышения качества и рентабельности изданий.Разработка
истории советского книгоиздательского дела.Изучение
опыта передовых издательств мира в прошлом и настоящем.
В
области книжной торговли:
Исследования
проблем изучения и формирования покупательского спроса на книжную продукцию.Разработка,
экспериментальная проверка и внедрение новых форм книготоргового обслуживания
населения.Определение
оптимальной структуры книжного ассортимента в зависимости от типа
книготоргового предприятия и сферы его деятельности.Разработка
форм и методов реализации малотиражной литературы.Исследование
путей повышения эффективности информации, пропаганды и рекламы в книжной
торговле.Разработка
вопросов истории советской книжной торговли.
В области библиотечного дела:
Разработка
и создание единой общей государственной системы библиотечного обслуживания
населения. Разработка и обоснование научных методов
исследования различных категорий советского читателя.Определение
оптимальной структуры и состава книжных фондов в зависимости от типов библиотек
и принципов их комплектования.Разработка
и внедрение прогрессивных форм библиотечного обслуживания.Исследование
путей обращаемости библиотечных фондов.Разработка
вопросов истории советского библиотечного дела.
В
области библиографии:
Разработка
и создание единой общегосударственной системы библиографического обслуживания
населения.Разработка
научных принципов и методик библиографического описания изданий разного типа с
учетом задач дифференцированного обслуживания различных категорий читателей.Разработка
единой общегосударственной системы библиографических изданий.Разработка
и внедрение прогрессивных форм библиографической работы.Разработка
истории советской библиографии.
Важнейшими задачами всех областей
книговедения являются:
Научная
разработка типологий изданий.Создание
избирательной системы обслуживания книговедов на основе новейших
автоматизированных информационно-справочных систем, разработка и внедрение
средств механизации и автоматизации.
Заключение
В рекомендациях конференции
содержатся предложения о целесообразности создания координационного центра
научных исследований в области книговедения, о пересмотре существующей практики
присуждения ученых степеней и установления степени кандидата и доктора
книговедения, о введении в учебных заведениях, готовящих специалистов книжного
дела, в качестве обязательного учебного
предмета «Введение в книговедение», о создании в Москве Центрального музея
книги с филиалами в Ленинграде и столицах союзных республик, об укреплении
материально-технической базы издательских факультетов Московского
полиграфического института, Центрального бюро научно-технической информации оп
печати (Всесоюзная книжная палата), издательства «Книга», о расширении
научно-исследовательских отделов Всесоюзной книжной палаты, имея в виду
придание палате функций научно-исследовательского института книговедения.
Всеобщее одобрение получила идея регулярно
(раз в три года) созывать научные конференции по вопросам книговедения,
привлекая к их работе ученых и специалистов всех отраслей книжного дела, и
широко знакомить общественность с материалами научных совещаний.
Важно, что уже эта первая
всесоюзная конференция положила начало построению системной науки о книге и
книжном деле. Последующие не только укрепили это стремление, но и обогатили
книговедение новыми идеями. Начиная уже со второй в составе конференций по
проблемам книговедения работали секции, в том числе такие возможности были
предоставлены и специалистам по библиографии.
Список
литературы.
Материалы
первой Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения. – М.: Книга, 1971.Сикорский
Н.М., Барсук А.И. Советское книговедение на современном этапе и его актуальные
проблемы/ Книга. Исследования и материалы. – М.: Книга, 1972.Беловицкая
А.А. Основные этапы развития книговедения в СССР. – М.: 1983.