Полный текст:
Оглавление
Введение….…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Меры безопасности
§1 Общие
положения………………………………………….…………………7
§2 Меры
безопасности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом России……………………………………………………………………10
§3 Меры
безопасности, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите
потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»..…………………………………………………..12
Глава
2 Меры социальной поддержки
§1 Общие положения……….…………………..................................................22
§2 Виды
мер социальной поддержки……………………….…………………24
Заключение……………………………………………………………….…………29
Библиографический список……….……………………...………………………..31
Введение
Мировое
сообщество издавна озадачено проблемой защиты лиц, участвующих в уголовном
судопроизводстве, судя по мнению по данному вопросу, выраженному в ряде
международно-правовых актов. Так, в п. "d" ст. 6 Декларации основных
принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, в частности,
указывается, что следует содействовать тому, чтобы судебные и административные
процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв путем обеспечения их
безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их
защиты от запугивания и мести.[1] В
пункте 16 Рекомендаций Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. N R
(85) 11 "Комитет министров - государствам-членам относительно положения
потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса" сказано
следующее: "Когда это представляется необходимым и особенно когда речь
идет о борьбе с организованной преступностью, потерпевшему и его семье должна
быть обеспечена эффективная защита от запугиваний и возможной мести со стороны
преступника".
В статье 24 "Защита свидетелей" Конвенции
Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной
преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.) закрепляется: "1. Каждое
Государство-участник принимает, в пределах своих возможностей, надлежащие меры,
направленные на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести или
запугивания в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей,
которые дают показания в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей
Конвенцией, и, в надлежащих случаях, в отношении их родственников и других
близких им лиц. 2. Меры, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, без
ущерба для прав обвиняемого, в том числе для права на надлежащее
разбирательство, могут, в частности, включать: a) установление процедур для
физической защиты таких лиц, например - в той мере, в какой это необходимо и
практически осуществимо, - для их переселения в другое место, и принятие таких
положений, какие разрешают, в надлежащих случаях, не разглашать информацию,
касающуюся личности и местонахождения таких лиц, или устанавливают ограничения
на такое разглашение информации; b) принятие правил доказывания, позволяющих
давать свидетельские показания таким образом, который обеспечивает безопасность
свидетеля, например разрешение давать свидетельские показания с помощью средств
связи, таких, как видеосвязь или другие надлежащие средства. 3.
Государства-участники рассматривают вопрос о заключении с другими государствами
соглашений или договоренностей относительно переселения лиц, указанных в пункте
1 настоящей статьи. 4. Положения настоящей статьи применяются также к потерпевшим
постольку, поскольку они являются свидетелями".[2]
Статья 25 названной Конвенции предусматривает необходимость принятия надлежащих
мер защиты и в отношении потерпевших от преступлений.
В общем виде предмет правового
регулирования ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства» состоит:
во-первых, его предназначение - защита
потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;
во-вторых, система мер государственной защиты,
включающая меры безопасности и меры социальной поддержки;
в-третьих, основания и порядок применения
таких мер.
Проблема защиты лиц, участвующих в уголовном
судопроизводстве, относится к числу наиболее актуальных на всех его этапах. По данным ВНИИ МВД России, 60
процентов граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в
правоохранительные органы. Большинство из них просто боится мести преступников.
Всего по стране свидетелями преступлений ежегодно выступают около десяти
миллионов человек. Примерно четверть из них в ходе уголовного процесса меняет
свои показания. Причины тому самые разные, в том числе и угрозы со стороны
преступников. По расчетам экспертов, в личной охране нуждаются около пяти тысяч
человек. Из них примерно тысяче человек необходимо после процесса менять место
жительства. Это ли не является главной проблемой современного законодательства
о защите? Граждане не верят, что федеральное законодательство способно защитить
от произвола преступников.
Более того, можно с уверенностью утверждать, что
российский законодатель неоправданно долго затягивал решение данной проблемы. Не говоря уже о том,
что во многих странах дальнего зарубежья (например, Германии, Италии) подобные
законы действуют достаточно давно. Следует отметить и опыт законодателей стран
СНГ. Так, в Украине подобные правоотношения урегулированы Законом от 23 декабря
1993 г. N 3782-XII "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в
уголовном судопроизводстве", в Республике Казахстан - Законом от 5 июля
2000 г. N 72-II "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном
процессе".[3]
Нельзя сказать, что осознание необходимости принятия
рассматриваемого Закона в России пришло к специалистам слишком поздно.
Например, в п. 4 "Гарантии прав личности" разд. 12 "Уголовный
процесс" Концепции судебной реформы в РСФСР[4],
разработанной под руководством народного депутата РСФСР Б.А. Золотухина группой
экспертов в составе С.Е. Вицина, А.М. Ларина, И.Б. Михайловской, Т.Г.
Морщаковой, Р.В. Назарова, С.А. Пашина, И.Л. Петрухина и Ю.И. Стецовского,
обоснована настоятельная необходимость определить эффективные меры защиты лиц,
сотрудничающих с правосудием, включая возможность смены их места жительства и
обмена документов. Однако законодатель долгое время не решал этот вопрос
концептуально и в виде соответствующего нормативного правового акта. Вместе с
тем предпринимались отдельные половинчатые меры.
В статье 27.1 Основ уголовного судопроизводства Союза
ССР и союзных республик органам дознания, следователю, прокурору и суду
предписывалось принимать меры к обеспечению безопасности участников процесса и
иных лиц в случаях, когда им угрожают убийством, применением насилия,
уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями.
В пункте 9 Указа Президента РФ от 10 июля 1996 г. N
1025 "О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с
преступностью в г. Москве и Московской области" Правительству Москвы и
администрации Московской области поручалось разработать в месячный срок систему
мер социальной защиты и материального стимулирования граждан, способствовавших
раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами, и
сформировать специальные обменные жилищные фонды для обеспечения этим гражданам
смены места жительства и работы.
Цели написания курсовой работы:
1. Установить систему мер государственной защиты
потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;
2.
Рассмотреть виды мер безопасности;
3.
Рассмотреть виды мер социальной поддержки.
Глава 1 Меры
безопасности
§1 Общие положения
Все меры обеспечения безопасности можно разделить на
три группы:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача
специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице - могут применяться в
любой ситуации по уголовным делам любой категории преступлений;
2) переселение на другое место жительства; замена
документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы;
временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер
безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или
находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места
содержания под стражей или отбывания наказания в другое - могут применяться по
уголовным делам только категории тяжких и особо тяжких преступлений. Согласно
ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение
которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не
превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются
умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое
наказание.
В отношении лица, содержащегося под стражей или в
местах отбывания наказания, могут применяться следующие меры обеспечения их
безопасности: направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза
насилия при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных
наказаний, в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том
числе находящиеся в других субъектах РФ; перевод защищаемого лица или лица, от
которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и
отбывания наказания в другое; раздельное содержание защищаемого лица и лица, от
которого исходит угроза насилия; изменение защищаемому лицу меры пресечения или
меры наказания в порядке, предусмотренном УПК РФ;
3) иные меры безопасности - могут применяться, если
имеются:
- данные о наличии реальной угрозы убийства
защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в
связи с участием в уголовном судопроизводстве;
- письменное заявление защищаемого лица или его
согласие, выраженное в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних -
письменное заявление его родителей или лиц, их заменяющих, а также
уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае
отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или их согласие, выраженное в
письменной форме.
В случае если применение мер безопасности затрагивает
интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих
совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на
применение мер безопасности.
Меры безопасности могут применяться как в отдельности
друг от друга, так и в комплексе из нескольких мер, естественно, с соблюдением
условий и оснований проведения каждой конкретной меры.
Обоснованным будет также использование зарубежного
опыта в плане выработки дополнительных методов защиты свидетелей и потерпевших.
Так, в Нью-Йорке имеется специальная телефонная линия связи для жертв
преступлений. Позвонив по телефону "горячей линии", лица,
подвергшиеся нападению преступников, могут выяснить, где отбывают наказание их
обидчики, а также срок их освобождения. Телефоном "горячей линии"
могут пользоваться также адвокаты и свидетели, участвовавшие в судебных
процессах. Любой клиент этой телефонной службы оповещения может
зарегистрировать специальный пароль, и тогда компьютерная система свяжется с
ним по телефону через 10 минут после освобождения заключенного из тюрьмы. Если
абонент не ответит, компьютер будет звонить ему каждые полчаса в течение суток.
Создание столь специфической службы связи вызвано, скорее всего, тем
обстоятельством, что многие американцы опасаются мести со стороны осужденных
преступников[5]. Создание в России
аналогичной систему способствовало бы повышению уровня защищенности граждан.
§2 Меры безопасности, предусмотренные УПК РФ
Меры безопасности, предусмотренные
УПК РФ:
Во-первых: возможность не отображения в
протоколе следственного действия данных о личности потерпевшего, его
представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц
следователем (ст. 166 УПК РФ). В этом случае следователь, с согласия
руководителя следственного органа, выносит постановление, в котором излагаются
причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается
псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи,
которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных
с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого
опечатывается и приобщается к уголовному делу. В случаях, не терпящих отлагательства,
указанное следственное действие может быть произведено на основании
постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника
следственного действия без получения согласия руководителя следственного
органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю
следственного органа для проверки его законности и обоснованности
незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. За разглашение
сведений о принятых мерах безопасности возможна уголовная ответственность.[6]
Это довольно глубокое отступление от принципа
непосредственности исследования доказательств, способное нарушить право
обвиняемого на защиту (который обречен на "бой с тенью"). Вместе с
тем оно оправдано для обеспечения защиты интересов свидетеля, потерпевшего и
общества в раскрытии преступления
Однако для соответствия международно-правовым и
конституционным нормам применение указанной меры по защите свидетеля должно
быть обставлено дополнительными гарантиями, чтобы процедура судопроизводства
была в целом справедливой.
Во-вторых: При наличии угрозы совершения
насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего,
свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и
запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению
указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного
решения (ст. 186 УПК РФ). Это, с одной стороны, противоречит Конституции РФ,
которая предусматривает, что ограничение права на тайну телефонных переговоров
допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23) и устанавливает
запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной
жизни лица без его согласия (ч. 1. ст. 24).
В-третьих: В целях обеспечения безопасности опознающего
предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в
условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом
случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ст. 193 УПК РФ).
В-четвертых: Закрытое судебное разбирательство
допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда
этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного
разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (ст.
241 УПК РФ).
В-пятых: При необходимости обеспечения
безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц
суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его
допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими
участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или
постановление (ст. 278 УПК РФ).
§3 Меры безопасности, предусмотренные
ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства.
1.Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица.
При осуществлении данной меры выделяются несколько
сотрудников для обеспечения телесной неприкосновенности, пресечения попыток
преступников оказать воздействие на защищаемое лицо, повредить или уничтожить
его имущество. Число охранников определяется существующим уровнем угрозы.
Личная охрана может осуществляться круглосуточно или в определенное время по
месту жительства, в пути следования, по месту работы, отдыха защищаемых лиц, а
также в иных местах их пребывания. Охранники должны иметь хорошую психическую
подготовку, знать систему рукопашного боя, уметь обращаться с холодным и
огнестрельным оружием. В обязанности личной охраны входит также установление
личности неизвестных, часто появляющихся вблизи с местом нахождения защищаемого
лица (в подъезде или около дома, рядом с офисом), выявление наружного
наблюдения за клиентом. Следует также рекомендовать выделение хотя бы одного
сотрудника для стороннего наблюдения. Личная охрана может быть мягкой или
жесткой. При осуществлении мягкой охраны сотрудники не должны выделяться из
окружения клиента, но в то же время быть в любое время готовыми к пресечению
нападения неожиданно для нападающего.[7]
Жесткая охрана осуществляется демонстративно. Охранники должны всячески
подчеркивать свое присутствие и готовность к отражению агрессии. При
комбинированном способе кроме "показательных" охранников используются
замаскированные. Личная охрана будет одной из самых востребованных мер
обеспечения безопасности. По оценкам экспертов ВНИИ МВД России, в личной охране
нуждаются около пяти тысяч человек. Тактически результативным способом защиты
имущества граждан является снабжение имущества радиомаяком, химическими
ловушками. На него наносится специальный, невидимый при естественном освещении,
но люминесцирующий в ультрафиолетовом свете краситель. Некоторыми авторами
высказывались также предложения о создании "ароматических ловушек",
не воспринимаемых обонянием человека, но обнаруживаемых инструментально или с
помощью собаки.[8] Данное направление
разработки криминалистических технических средств является чрезвычайно
перспективным. Использование ароматических ловушек при расследовании
преступления будет более эффективным по сравнению со стандартными методами
одорологии, поскольку не требует обнаружения на месте преступления предметов со
стойким запахом преступника, а сам преступник не будет подозревать о наличии на
нем запаховой "метки". Таким образом, при задержании будет
максимально использоваться эффект неожиданности. Под жилищем, согласно ч. 10
ст. 5 УПК РФ, понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и
нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности,
входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания,
а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но
используемое для временного проживания.
За счет средств органов, осуществляющих обеспечение
безопасности защищаемого лица, в жилище лица могут быть установлены технические
средства наблюдения, а также охранная и противопожарная сигнализации.
В качестве технических средств наблюдения обычно
устанавливаются скрытые или явно видимые видеокамеры. Цель установки первых -
зафиксировать проникновение на объект или покушение на имущество. Вторые же
предупреждают посягательство, показывая, что объект охраняем.
На оборудование жилища защищаемых лиц техническими
средствами наблюдения Государственной программой установлены затраты в размере
184,8 млн. руб. на три года в равных долях; на оборудование жилища охранной
сигнализацией - 18,46 млн. руб. (по 6,1 млн. руб. на 2006 - 2007 годы и 6,26
млн. руб. на 2008 год); на оборудование пожарной сигнализацией - 49,83 млн.
руб. (16,5 млн. руб. на 2006 - 2007 годы и 16,83 млн. руб. на 2008 г.).
2. Выдача защищаемому
лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об
опасности.
В строгом смысле этого понятия к средствам
индивидуальной защиты можно отнести только различного рода защитные средства
(например, скрытно носимые бронежилеты). Однако думается, что возможна выдача
защищаемым лицам шокового оружия, газового оружия, пневматического оружия,
резиновых палок и др. Следует отметить, что Закон Республики Башкортостан
"О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих
уголовному судопроизводству", принятый Постановлением Верховного Совета
Республики Башкортостан от 14 октября 1994 года, предусматривал выдачу
защищаемым гражданам оружия.
В качестве средств связи могут выступать сотовые и
радиотелефоны, рации и др. Простейшим средством оповещения об опасности
является обычный свисток. К таким средствам можно отнести также различного рода
"тревожные кнопки".[9]
На приобретение для защищаемых лиц специальных средств
индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности Государственной
программой предусмотрены затраты в размере 56,71 миллионов рублей (из них на
2006 год - 18,4 млн. руб.; 19,08 млн. руб. на 2007 год и 19,23 млн. руб. на
2008 год). Кроме этого Программа предусматривает выделение 0,5 миллионов рублей
на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
созданию устройства постоянной готовности для активной обороны и подачи
сигналов в случае совершения насильственных действий в отношении защищаемых
лиц, а также создание иных новых, современных средств индивидуальной защиты с
целью предотвращения насильственных действий в отношении защищаемых лиц.
3. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
В рамках данной меры может быть наложен запрет на
выдачу информации о защищаемом лице, реализовано использование вместо
действительных данных о личности псевдонима и вымышленного места жительства. В
первую очередь такой запрет распространяется на справочные службы: телефонные,
адресно-справочные бюро и т.д. Запрет распространяется как на государственные,
так и на иные информационно-справочные фонды (различного рода коммерческие
справочные). Выписка из постановления немедленно направляется для исполнения в
адресно-справочное бюро МВД, ГУВД, УВД, горрайорганы внутренних дел по месту
регистрации защищаемого лица, в горрайорганы по месту получения паспорта
защищаемым лицом, подразделения Государственной автомобильной инспекции.[10]
При получении постановления органа, осуществляющего
безопасность, о мерах в виде обеспечения конфиденциальности сведений, по
указанию начальника адресно-справочного бюро МВД, ГУВД, УВД, адресные листки
прибытия на защищаемых лиц изымаются. В общей адресно-справочной картотеке на
этих лиц помещаются листки прибытия - заместители с указанием только фамилии,
имени, отчества, даты и места рождения и отметкой о том, что основные адресные
листки хранятся у начальника адресно-справочного бюро в установленном порядке.
Справки с информацией об адресах защищаемых лиц не
выдаются. При поступлении запросов от физических и юридических лиц (устных или
письменных) об адресах защищаемых лиц работники адресно-справочного бюро МВД,
ГУВД, УВД докладывают о них руководителю, который незамедлительно ставит об
этом в известность работников органа, обеспечивающего безопасность, и действует
по его указанию.
При этом из общей картотеки изымается заявление по
форме N 1 на получение паспорта охраняемым лицом и хранится у начальника
паспортно-визовой службы горрайоргана или должностного лица, его замещающего.
Вместо него в общую картотеку направляется бланк заявления по форме N 1 с
указанием только фамилии, имени, отчества, даты рождения со ссылкой на то, что
само заявление хранится у начальника паспортно-визовой службы горрайорганов
внутренних дел.
На лицевой стороне карточки учета автомототранспорта
наносится оттиск штампа "Специальный учет", карточка помещается в
общую картотеку.
4. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение
внешности защищаемого лица.
При необходимости переселения на другое, временное или
постоянное место жительства защищаемого лица в зависимости от конкретной
ситуации начальник органа внутренних дел обращается в установленном порядке в
органы государственной власти или местного самоуправления, а также использует
возможности бюро по обмену жилой площади и иных организаций, занятых этой
деятельностью, для подбора требуемых вариантов.
Закон допускает также замену документов или даже
изменение внешности защищаемого лица. При замене документов производится замена
как документов, удостоверяющих личность, так и иных документов, с изменением
индивидуализирующих данных лица - фамилии, имени, отчества, а также иных
сведений о нем. В некоторых случаях возможна замена всего комплекта
индивидуализирующих лицо документов (паспорта, аттестата о среднем образовании,
диплома об окончании высшего учебного заведения, трудовой книжки и т.д.).
Фактически защищаемому лицу может формироваться новая биография.
Думается, пластические операции допустимо будет
проводить только с согласия защищаемого лица. Кроме того, следует также учитывать,
что данные меры могут быть предприняты только в исключительных случаях
(например, опасность для жизни и здоровья защищаемого лица) и производятся в
порядке, установленном Правительством РФ. Пока не принято соответствующее
постановление, на наш взгляд, по аналогии необходимо руководствоваться порядком
замены документов, установленным ч. 4.5 Временной инструкции о порядке
обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов (с изменениями от 6 декабря 1996 г., 12 августа 2004
г.).
5. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица.
Государственная защита как мера безопасности
участников уголовного процесса устанавливает также ряд действий, связанных с
этим, допускающих смену мест работы (службы) или учебы лица, подлежащего
защите, что предусмотрено данной статьей комментируемого Закона и другими
нормативными актами.
Подходящей не может считаться работа, если:
- она связана с
переменой места жительства без согласия гражданина;
- условия труда
не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
- предлагаемый
заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три
месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на
граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного
минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного
в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае
подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины
прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в
установленном порядке.
6. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место.
Особенности
данного вида безопасности заключаются в том, что законодатель прямо указывает,
что применение его может быть ограничено временем. Кроме того, существенно
расширен круг лиц, которые в процессе уголовного судопроизводства могут
оказаться в числе тех, кому потребуется обеспечение безопасности.
Думается, в целях реализации Закона по аналогии целей
вполне применим подход, предусмотренный Приказом МВД РФ от 21 марта 2007 г. N 281
«Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению
государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством
Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного
судопроизводства и их близких».
К числу
безопасных мест относятся следующие:
- специально
подобранные жилые помещения (квартиры, дома индивидуальной застройки, дачи и
т.п.);
- служебные
помещения органов внутренних дел, приспособленные для временного проживания;
- жилые
помещения, расположенные на территории частей внутренних войск, воинских частей
Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, использование которых
разрешено командирами указанных частей;
- детские
воспитательные учреждения для несовершеннолетних детей защищаемого лица;
учреждения органов социального обеспечения для совершеннолетних нетрудоспособных
членов семей защищаемого лица;
- иные места,
обеспечивающие надежную безопасность защищаемых лиц.[11]
Место, которое используется в целях безопасности
защищаемых лиц, должно отвечать установленным санитарно-гигиеническим нормам и
иметь необходимое для проживания имущество.
По решению органа, обеспечивающего безопасность
защищаемого лица, безопасное место может быть оборудовано средствами охранной
сигнализации и средствами оперативно-технического контроля.
Регистрация защищаемых лиц, которые переселяются на другое
временное место жительства (место пребывания), в органах регистрационного
учета, подведомственных МВД России не оформляется.
Данными мерами может быть обеспечено разумное
сочетание комфорта временного проживания защищаемого лица, соблюдения его прав и
интересов, обеспечения его безопасности и конфиденциальности сведений о нем и
самих мер безопасности.
7. Обеспечение безопасности военнослужащего.
Государственной защите подлежат военнослужащие,
которые в силу тех или иных обстоятельств стали очевидцами совершенного
преступления, являются свидетелями, признаны потерпевшими, подозреваемые в
совершении преступления, привлеченные в качестве обвиняемых, или выступают как
иные участники уголовного судопроизводства
Возможно ее применение и в отношении военнослужащих, с
учетом специфики правового положения защищаемого. Если речь идет о действиях,
осуществляемых с целью обеспечения безопасности служащего по призыву или по
контракту, в т.ч. курсанта военного образовательного учреждения
профессионального образования, то система мер защиты будет несколько отличаться
от тех, которые применимы в отношении лиц, проходящих военную службу в кадрах
Вооруженных Сил, других войск, ФСБ и т.д. (ст. ст. 19, 30, 60 ФЗ "О
воинской обязанности и военной службе"). Компактное размещение
военнослужащих, проходящих службу по призыву и по контракту, несколько
видоизменяет порядок применения такой меры защиты, как охрана жилища и
имущества, обеспечение которой осуществляется в основном несением дежурств и
караульной службы подразделениями воинской части, корабля, пограничной заставы
и т.д., действующих на основании требований соответствующих уставов. При этом
обеспечивается и личная безопасность всех находящихся на охраняемой территории,
в помещениях.
8. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей
или находящегося в месте отбывания наказания.
Особую роль в обеспечении безопасности защищаемого
лица должны играть условия строгой изоляции заключенных под стражу, порядок их
перемещения, связанный с необходимостью совершения тех или иных следственных
действий, недопустимость предоставления свиданий и контактов с лицами, не
являющимися участниками уголовного процесса. Исключение в этом случае
составляют адвокаты, оперативные работники. При проведении следственных действий
необходимо свести до минимума получение другими участниками процесса
(потерпевшими, их представителями и т.д.) информации о личности содержащегося
под стражей или задержанного в качестве подозреваемого и его родственников и
близких, в отношении которых в случае необходимости также может быть принято
решение об обеспечении защиты.
Начальник учреждения, исполняющего указанные в части
второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по
собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное
место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
Опасность применения в их отношении насилия может
исходить как от соучастников совместно совершенного преступления, так и от
других обвиняемых, потерпевших, их родственников и близких. Некоторую сложность
в осуществлении защиты осужденных лиц к ограничению свободы представляет
условие отбывания ими наказания без изоляции от общества. Как и в остальных
случаях, применение мер безопасности должно обеспечиваться конфиденциальностью
информации о защищаемом лице. Кроме того, возможно достижение успеха в этой
связи и путем изменения внешности, замены документов, а также другими
способами, с учетом степени тяжести совершенного преступления, в результате
которого защищаемое лицо стало участником уголовного процесса. Закон также
допускает применение нескольких мер безопасности.
Глава 2 Меры социальной поддержки
§1 Общие положения
В соответствии с данной статьей меры социальной
поддержки касаются лишь лиц, участвовавших и (или) участвующих в уголовном
судопроизводстве. К сожалению, законодатель обошел вниманием лиц, которые
согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 119-ФЗ также имеют статус защищаемых лиц (близкие
родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на
которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 2
Закона N 119-ФЗ). Например, в случае причинения вреда здоровью ребенка
защищаемого свидетеля этот ребенок не имеет права на социальную поддержку, т.к.
не он давал показания в рамках уголовного судопроизводства. Данное ограничение
представляется ничем не обоснованным и противоречащим и букве, и духу Закона N
119-ФЗ.
Устанавливается обязательное наличие связи между
причинением защищаемому лицу вреда и его участием в уголовном судопроизводстве.
Идея понятна: защищаемое лицо, получившее физические повреждения не в связи с
участием в уголовном судопроизводстве по данному делу (например, подверглось
хулиганскому нападению на улице; поскользнулось и получило перелом руки и
т.п.), не получает права на социальную поддержку в рамках Закона N 119-ФЗ.
Однако, как представляется, законодатель не вполне точно выразил свою мысль.
Так, защищаемое лицо, участвовавшее в проверке показаний на месте, получает
вред здоровью вследствие случайного обрушения кровли помещения, где проводилось
следственное действие. Условия п. 2, 3 статьи налицо: вред причинен в связи с
участием в уголовном судопроизводстве. Буквальное толкование указанных пунктов,
а особенно в их связи со ст. 1 Закона N 119-ФЗ, возлагает на государство
дополнительные обязательства, имеющие природу скорее страхования, а не мер
безопасности. Представляется, что в комментируемой статье необходимо сделать
оговорку о том, что вред защищаемым лицам должен быть причинен умышленно и в
целях противодействия их участию в уголовном судопроизводстве по данному делу.
§2 Виды мер социальной поддержки
1. Социальной
поддержка, оказываемой в случае смерти (гибели) защищаемого лица членам его
семьи и лицам, находившимся на его иждивении.
При этом к членам семьи относятся супруг (супруга),
родители, дети, усыновители, усыновленные защищаемого лица. Лица признаются
состоявшими на иждивении защищаемого лица, если они находились на его полном
содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и
основным источником средств к существованию. Следует также учитывать, что меры
социальной поддержки применяются только если смерть (гибель) защищаемого лица
наступила именно в связи с его участием в уголовном судопроизводстве. Орган,
принимающий решение об осуществлении государственной защиты, должен принять
постановление о применении мер социальной поддержки членам семьи и иждивенцам
умершего (погибшего) защищаемого лица. Социальная поддержка оказывается за счет
средств федерального бюджета. Семьям погибших (умерших) назначается 2 вида
социальной поддержки: единовременное пособие и пенсия по случаю потери
кормильца.[12] Определение размера
единовременного пособия должно быть произведено в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, но, к сожалению, соответствующего постановления пока так
и не было принято. В соответствии с Программой, утвержденной Постановлением
Правительства "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение
безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства на 2006 - 2008 годы", на выплату единовременного пособия
в период с 2006 по 2008 годов выделяется 8,8 миллиона рублей (2,5 млн. - 2006
г.; 3 млн. - 2007 г. 3,3 млн. - 2008 г.). Относительно определения размера
пенсии по случаю потери кормильца комментируемая часть содержит отсылку к иному
законодательству РФ.
2. Социальная поддержка
в случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его
здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, повлекшего за собой
наступление инвалидности. Согласно указанной выше Программе "Обеспечение безопасности
потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства..."
на выплату единовременного пособия на период 2006 - 2008 годов из федерального
бюджета должно быть выделено 40,85 млн. рублей (из них 13 млн. руб. - на 2006
г.; 13,65 млн. руб. - на 2007 г.; 14 млн. руб. - на 2008 г.). Кроме указанного
пособия защищаемому лицу должна выплачиваться пенсия по инвалидности.
Под инвалидностью, на основании ст. 1 Федерального
закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2005 г.), можно
понимать нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты
лица. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом
способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно
передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение,
обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени
расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам,
признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте
до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица
инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством
Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с
Положением о признании лица инвалидом. Медико-социальная экспертиза
осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе
анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых,
психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций
и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации. Данная оценка осуществляется в
соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы (приложение к Приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535). Основаниями для
признания гражданина инвалидом являются:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная
утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое
поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость осуществления мер социальной защиты
гражданина.
Наличие одного из указанных признаков не является
условием, достаточным для признания лица инвалидом. Инвалидность I группы
устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
В зависимости от степени расстройства функций
организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет
устанавливается категория "ребенок-инвалид" на срок один год, два
года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и
критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
3. Социальная поддержка
защищаемых лиц, если им причинены телесные повреждения или иной вред здоровью,
не повлекшие наступления инвалидности.
Данные лица имеют право только на единовременное
пособие, размер которого должен быть определен Правительством Российской
Федерации. Программой предусмотрено выделение из федерального бюджет денежных
средств в следующих размерах: 4,6 млн. руб. - на 2006 г.; 5,28 млн. руб. - на
2007 г.; 5,33 млн. руб. - на 2008 г., а всего на период 2006 - 2008 гг. - 15,21
млн. руб.
Следует отметить некоторую затруднительность в
применении норм данной статьи, поскольку до настоящего момента еще не приняты
постановления Правительства, определяющие размер единовременной компенсации.
Принятый в 1994 году Закон Республики Башкортостан "О государственной
защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному
судопроизводству" подходил к этой проблеме несколько иначе: он четко
определял объем компенсации. Согласно ст. 17 этого Закона, в случае гибели
защищаемого лица в связи с его содействием уголовному судопроизводству семье
пострадавшего и его иждивенцам из средств соответствующего бюджета
выплачивается единовременное пособие - 500 минимальных размеров оплаты труда и
в установленном Законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
При получении защищаемым лицом травмы, повлекшей стойкую утрату
трудоспособности, наступившую в связи с его содействием уголовному
судопроизводству, ему выплачивается из средств соответствующего бюджета
единовременное пособие – 20, 15,10 тысяч рублей в зависимости от тяжести
причиненного вреда, а при утрате трудоспособности в установленном законом
порядке назначается также и пенсия по инвалидности. Закон Республики Молдова N
1458 от 28.01.1998 "О государственной защите потерпевших свидетелей и
других лиц, содействующих уголовному процессу" также устанавливает
конкретные цифры компенсаций: в случае гибели защищаемого лица его семье и
другим лицам, находившимся на его содержании, выплачивается единовременное
пособие в размере 6 (шести) среднемесячных заработных плат по стране в
предшествующем гибели месяце. А при получении защищаемым лицом увечья в связи с
содействием уголовному процессу ему выплачивается единовременное пособие в
размере 3 (трех) среднемесячных заработных плат по стране в предшествующем
наступлению увечья месяце (статья 16).
Защищаемому лицу при попытке оказания воздействия на
него может быть причинен не только вред здоровью, но и материальный вред его
имуществу. Если имеется причинно-следственная связь между участием защищаемого
лица в уголовном расследовании и причиненным имуществу защищаемого лица
ущербом, то указанный ущерб подлежит возмещению за счет средств федерального
бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством
Российской Федерации. Впоследствии эти выплаты взыскиваются с виновного лица в
доход государства.
К сожалению, комментируемый нормативный акт не
предусматривает возможности компенсации защищаемому лицу морального вреда,
причиненного причинением ему вреда в связи с участием в уголовном
судопроизводстве. Между тем факт причинения такими действиями нравственных
страданий неоспорим.
В докладе о деятельности Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации 2001 году
отмечалось, что "в международной практике понятие "возмещение
вреда" имеет два смысловых значения: "компенсация" - денежное
возмещение имущественных потерь в предусмотренных законом случаях и
"реституция" - возврат виновной стороной всего полученного ею и
возмещение понесенных расходов.
Заключение
Необходимо отметить, что современное законодательство,
регламентирующее государственную защиту, во многом складывается под влиянием
международных требований. Сами международные требования зачастую представляют
практически неизмененные системы государственной защиты США и Великобритании.
Таким образом, через международное право происходит
заимствование англосаксонской системы государственной защиты. С одной стороны,
Россия получает довольно разработанную нормативно урегулированную систему
государственной защиты, с другой - не исключена возможность противоречия между
заимствованной системой государственной защиты и общими принципами уголовного
процесса как самостоятельной системой.
Дело в том, что роли участников уголовного процесса в
различных правовых системах различны. Поэтому и подходы к государственной
защите должны быть различны, а не универсальны.
Такое положение дел существенно снижает возможность
гармоничного существования системы государственной защиты в рамках системы
уголовного процесса, препятствует динамичному изменению и дополнению.
Возникновение в
связи с применением мер безопасности, связанных с изменением внешности и
заменой документов, новой личности, нового члена общества влечет как для
государства, так и для самого защищаемого лица непростые обязательства, которые
в обязательном порядке должны быть урегулированы, иначе юридические последствия
могут оказаться не только непредсказуемыми, но и самыми печальными - защищаемое
лицо может оказаться "выпавшим" из общества и не способным вести
нормальную жизнь либо, наоборот, злоупотребить представившейся возможностью
обрести новую личность и, таким образом, попытаться разорвать все отношения с
прошлым, в том числе и со сложившимися правоотношениями и имеющимися
обязательствами.
Именно для того, чтобы этого не произошло, необходима
всесторонняя детальная скрупулезная ревизия федерального законодательства на
предмет подготовки обоснованных предложений, направленных на восполнение
обозначенных правовых пробелов. Причем речь идет главным образом об отрасли
гражданского права. Создание же условий для полноценного существования и
жизнедеятельности защищаемого лица при условии безусловного соблюдения и
обеспечения прав и законных интересов иных лиц и организаций, по отношению к
которым у него имеются обязательства, потребует внесения соответствующих
изменений в гражданское, семейное, налоговое, трудовое, жилищное
законодательство.
Спору нет, это масштабная и трудоемкая, но крайне
необходимая работа, которую необходимо сделать, если мы, конечно, хотим, чтобы
институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства и
содействующих ему лиц не остался на бумаге, не превратился в очередную красивую
декларацию, а стал бы по-настоящему востребованным на практике и действенным
инструментом в повышении качества отправления процесса уголовного правосудия.
Библиографический список
Нормативно-правовые
акты
1.Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным
голосованием 12.12.1993)//"Российская газета", N 7, 21.01.2009;
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
N 63-ФЗ//"Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N
115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996;
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ//
"Российская газета", N 249, 22.12.2001;
4. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от
24.07.2007) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства» (принят ГД ФС РФ 31.07.2004)// "Российская
газета", N 182, 25.08.2004;
5. Приказ МВД РФ от 21.03.2007 N 281 "Об
утверждении Административного регламента МВД России по исполнению
государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской
Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и
их близких" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.10.2007 N 10337)// "Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 47,
19.11.2007;
6. Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 N 134
"Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной
защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"//"Российская
газета", N 51, 14.03.2007;
7. Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 664 (ред.
от 19.11.2008) "Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий
потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении
которых в установленном порядке принято решение об осуществлении
государственной защиты"// "Российская газета", N 259,
17.11.2006.
7. Резолюция Генеральной Ассамблеи
ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г. // Советская юстиция. 1992. N 9, 10. С. 39;
8. Шнитенков А.В., Великий Д.П. "Комментарий к
Федеральному закону "О государственной защите потерпевших, свидетелей и
иных участников уголовного судопроизводства"//"Юстицинформ",
2007.
Учебная и
научная литература
1. Томилова Н.С. «Принципы государственной защиты
свидетелей и потерпевших: актуальность и проблемы»// "Безопасность
бизнеса", 2008, N 3;
2. Мищенкова И.А. «Личная охрана и охрана жилища и
имущества участников уголовного судопроизводства»// "Общество и
право", 2008, N 1;
3. Крайнов В.И.
«Некоторые проблемные вопросы государственной защиты потерпевшего и свидетеля»// "Российский
следователь", 2008, N 9;
4. Фоков А.П. «О государственной защите участников судопроизводства»// "Российский судья",
2007, N 4;
5. Гетьман Н. «Нашли деньги на защиту свидетелей»// "ЭЖ-Юрист", 2006, N 15;
6. Караев Д.Б. «Актуальные проблемы обеспечения прав и законных интересов
свидетеля в уголовном судопроизводстве»//
"История государства и права", 2008, N 21;
7. Калиновский К.Б. Смирнов А.В. Уголовно-процессуальное
право Российской Федерации: Учебник. // "Юристъ", 2005.
[1] Утверждена Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г. // Советская юстиция.
1992. N 9, 10. С. 39.
[2] СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882. Данная Конвенция
ратифицирована Российской Федерацией. См.: Федеральный закон от 26 апреля 2004
г. N 26-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1684.
[3] См.: Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2000.
N 10. Ст. 241.
[4] Одобрена Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24
октября 1991 г. N 1801-1 "О концепции судебной реформы в РСФСР" //
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
[5] По сообщению агентства "Рейтер" // Известия. 1997. 24
октября.
[6] Томилова Н.С. «Принципы
государственной защиты свидетелей и потерпевших: актуальность и проблемы»//
"Безопасность бизнеса", 2008, N 3
[7] Мищенкова И.А. «Личная охрана и охрана жилища и имущества участников
уголовного судопроизводства»// "Общество и право", 2008, N 1.
[8] См.: Сегай М.Я. Методология судебной идентификации.
Киев, 1970. С. 201.
[9] Фоков А.П. «О
государственной защите участников судопроизводства»// "Российский судья", 2007, N 4.
[10] Караев Д.Б. «Актуальные
проблемы обеспечения прав и законных интересов свидетеля в уголовном
судопроизводстве»// "История
государства и права", 2008, N 21.
[11] Крайнов В.И. «Некоторые проблемные вопросы государственной защиты
потерпевшего и свидетеля»// "Российский
следователь", 2008, N 9.
[12] Караев Д.Б. «Актуальные проблемы обеспечения прав
и законных интересов свидетеля в уголовном судопроизводстве»// "История государства и
права", 2008, N 21.