Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Культура арабского средневековья

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Культура арабского средневековья
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Когда добавили:
    29.07.2014 16:48:34
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    Введение…………………………………………………………………….……………3
    Ислам как культурный феномен, его рождение,  эволюция и  влияние на формирование мировоззрение арабов…………………………………………....5
    Культура и искусство арабского средневековья…………………………………...9
    Быт и нравы арабов………………………………………………………....9
    Культура одежды………………………………………………………….12
    Литература ………………………………………………………………...14
    Архитектура. Искусство…………………………………………………..16
    Мусульманская философия и  научные знания………………………………...….18
    Заключение……………………………………………………………………………...25
    Библиография…………………………………………………………………………...26
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Под средневековой  арабской культурой подразумевают культуру племен, населявших Аравийский полуостров, а так же тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. К началу VIII в. н. э.  арабы подчинили себе Иран, Ирак, Сирию, Палестину, Египет,часть территории Северной Африки, Закавказья, Испании. Однако, впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев и других народов, населявших завоеванные земли,  арабо-мусульманская культура осталась единой. Ведущим связующим звеном являлся ислам.
    Актуальность выбранной темы заключается в том, что народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории науки и культуры человечества. А благодаря менталитету, сформированному особенностями религиозного учения и всего государственного устройства, актуальность темы контрольной работы состоит также в значение средневековой культуры арабов на формирование современного культурного развития  Арабских стран.
    Географические пределы контрольной работы охватывают территориюстран входивших в «Арабский Халифат» а именно от Атлантики на западе до Инда на востоке и включали в себя территории Аравийского полуострова,Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, часть территории Северной Африки, Закавказья и Испании.
    Хронологические рамкиконтрольной работы охватывают период VII-XVI вв. С возникновения ислама и начала объединения племен в VII в. и до завоевания большинства стран Арабского Востока в XVI в. Османской Турцией.
    Источниковую базу контрольной работысоставили источники, содержащиефактический материал, детальный показ различных сторон жизни арабского народа. Так, например, великолепная книга «Золотые копи и россыпи самоцветов» является важным источником.[1] Ее автор - крупнейший ирано-мусульманский историк, писатель, географ и путешественник ал-Ма'с'уди. Другим источникомявляется поэтический сборник Омара Хайяма, выдающегося персидского философа, математика, астронома, врача и поэта -  «Рубаи».[2] Также в работе была использована Хрестоматия по истории мировой культуры которая представляет собой собрание текстов выдающихся мыслителей и ученых, писателей и художников.[3] Еще одним важным источником, использованным в данной работе, стала главная книга мусульман - Коран.[4]
    Историографическую базу составили работы швейцарского востоковеда Адама Меца «Мусульманский ренессанс»[5], Бартольда В. В. «Сочинения: Работы по истории ислама и арабского халифата»[6], Пиотровского М. Б. «Коранические сказания»[7], Борзова Е. П. «История мировой культуры»[8], БольшковаО. Г.  «История Халифата»[9] и работа Фильштинского И. М. «Арабская средневековая культура и литература»[10]. Также были использованы учебники «Культурология. История мировой культуры»[11], «Культурология: История мировой культуры»[12] и учебник «История мировой культуры (мировых цивилизаций)»[13].
    Цельюконтрольной работы является рассмотрение арабской средневековой культуры. Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой ряд задач:
    изучение ислама как культурного феномена, его рождение,  эволюцию и  влияние на формирование мировоззрение арабов;проанализировать культуру и искусство арабского средневековья;охарактеризовать мусульманскую философию и научные знания. Структура  курсовой  работы  включает  в  себя:  введение,  три вопроса,  четыре подпункта, заключение,  примечания  и  библиографию.
    Ислам как культурный феномен, его рождение,  эволюция и влияние  на формирование мировоззрение арабов  
    На определенном этапе средневековой истории, особенно в эпоху, когда все мусульманские народы входили в состав еди­ного государственного образования — Халифата, сложи­лась и получила развитие арабо-мусульманская культура, на формирование которой решающее влияние оказала исламская религия. Всякий мусульманин был в первую очередь членом общемусульманской общины, а уже потом — жителем того или иного города, провинции, выходцем из той или иной этнической группы. Единство разросшейся до огром­ных размеров уммы скреплялось общностью религиозных за­конов, обрядов и норм поведения, основанной на Коране и му­сульманских преданиях (хадисах).[14]
    Процесс арабизации был по историческим меркам стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нем сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.
    Основная часть территории Аравии — степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами — слово «араб» означало «лихой наездник». В среде кочевых племен и зародился ислам — будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.
    Основателем ислама был реальный человек —пророк Мухаммед, биография которого довольно хорошо известна.
    Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. Она организовывала караваны, которые отправлялись за товарами в другие земли. Они поженились — это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.
    Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше — вопросами веры. Свои первые откровения он получил во сне — ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Откровения становились все чаще, и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Несмотря на страстность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. В 622 г. Мухаммед покинул Мекку и переселился в другой город — чуть позже его назовут Мединой — городом пророка; вместе с ним туда перебрались и его единомышленники. С этого года — бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление.
    Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.
    Тогда же формируется мусульманское теократическое государство—Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники на посту главы халифата провели целый ряд удачных завоевательных походов, которые привели к значительному расширению территории халифата и способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам (или мусульманство) становится государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632 г. и был похоронен в Медине. Его могила — важнейшая святыня ислама.
    Уже к VIII в. арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании. Однако это огромное политическое образование не было прочным и в начале Х в. распалось на отдельные самостоятельные части —эмираты. Что же касается арабо-мусульманской культуры, то, впитав в себя многообразную культуру персов, сирийцев, коптов (исконных жителей Египта), иудеев, народов Средней Азии и других, — она в главном оставалась единой. Этим ведущим связующим звеном был ислам.
    Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабскихдомусульманских культов природы: большинство арабов VI — начала VII вв. были язычниками, политеистами, в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство является самостоятельной религией. [15]
    Основные положения ислама изложены в главной священной книге мусульман—Коране (от араб.куран — чтение). Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. В настоящем своем виде Коран состоит из 114 глав, которые называются сурами. Суры состоят из аятов– ритмически завершенных фраз, основных единицах коранического текста. Существуют различные варианты деления текстов Корана на аяты, поэтому их нумерация в пределах одной суры иногда расходятся.[16]
    Все изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, относят к числу откровений, все прочие — к числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII в., при халифе Османе, который был сподвижником и зятем Мухаммеда, этот текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии к Корану.
    В Средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Коран было запрещено переводить с арабского на другие языки, и именно на Коране было основано обучение арабскому языку. Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского языка. Арабизация в Средние века была одним из важнейших элементов создания мусульманской культуры.
    В эпоху своих грандиозных завоеваний, создания халифата и утверждения ислама арабы не могли передать покоренным ими народам Востока наиболее высоких достижений в области материальной культуры, новых технологий в сфере производства. Народы Сирии и Египта, например, с их гораздо более древней историей, на порядок более развитые социальные отношения и культуру, однако ислам принял этот исторический и культурный вызов и успешно решил проблему создания новой единой для всех системы ценностей и культуры. Многочисленные народы со своей неповторимой культурой, которые первоначально лишь подчинились завоевателям, в дальнейшем не только приняли ислам, но и самым активным образом участвовали в создании и развитии новой культуры. Как бы ни были первоначально различны географические, исторические, политические и социальные условия, духовное и идейное разнообразие, все они отошли на второй план, стали незначительными по сравнениюс новой целостной культурой, единством общих представлений, идеалов нового образа жизни, социально-политических регулятивов, этико-правовых норм, обычаев и повседневных привычек.
    Большую роль здесь сыграли характерные особенности ислама, связанные с тем, что эта религия самым подробным образом регламентирует образ жизни, поведение, психологию и ценностно-мировоззренческие установки своих приверженцев. Мусульманское вероучение, обрядность и религиозные предписания становятся особенностями культуры тех стран и народов, которые исповедуют ислам. Причем это касается как культуры быта и повседневной жизни, так и ее высших форм развития: литературы, искусства, науки, философии, способа мировосприятия и стиля мышления.
    Таким образом, роль религиина становлении мировоззрение народов Арабского Востока огромна. Ислам был мощным фактором, объединяющим все арабские страны и народы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Культура и искусство арабского средневековья  
    Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества.
    Специфика средневекового искусства, как и всей культуры стран Арабского, так и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав свой особый образный язык.
    Новаторство арабской средневековой культуры и вместе с тем ее жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение.
     
    Быт и нравы арабов  
    В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина, называемый шариат[17](от ар.шари`а – «прямой путь», «правильная дорога к цели» и т. п.),является важнейшей составной частью системы ислама.
    Шариат формировался в течение VII—VIII вв. К IX в. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих.[18]
    К обязательным поступкам, были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама.
     В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки — сон, еда, вступление в брак и пр. — не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии, стебли сахарного тростника, съедобная глина из Нишапура. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла, пр. К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, пр. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты — на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, — строго соблюдались.
    На основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры, а число законных жен было ограничено четырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье и обществе, и счет родства велся строго по отцовской линии.
    Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доблесть, верность данному слову. От мужчины требовалось постоянно утверждать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым невзгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.
    Благотворное влияние оказал ислам на отношение общества к рабам: освобождение раба теперь рассматривалось как гуманный и желательный для благочестивого мусульманина поступок. Однако на протяжении всего Средневековья количество рабов почти не сокращалось, работорговля была обычным для купцов занятием, а рабы — одним из самых ходовых товаров на восточных рынках: устойчивые традиции менялись медленно.
    Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением. Оно, в свою очередь, во многом определялось мифологией.
    Важнейшей составной частью ее была джиннология—учение о джиннах. Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны, сотворенные изчистого огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из света. Все они — и человек, и ангелы, и демоны — покорны воле Аллаха.
    Джинны-демоны в чем-то похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить очень долго, многие сотни лет, они нуждаются в пище, могут сочетаться браком друг с другом или с людьми. Во многом, однако, они превосходили человека: способны летать, проникать глубоко под землю и воду, становиться видимыми и невидимыми, оборачиваться различными людьми, животными, растениями.
    Джинны могли быть добрыми и злыми; добрые приняли ислам, злые остались неверными, однако человеку следует опасаться и тех, и других. Самых свирепых демон-шайтанов называли маридами, их следовало особо остерегаться. Кроме того, кровожадными и зловредными были ифриты, — то ли злые духи, то ли призраки умерших. На кладбищах и в других заброшенных пустынных местах обитали волосатые оборотни гули, всегда готовые сожрать одинокого путника.
    Вообще на Арабском Востоке верили, что джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у Аллаха защиту от демонов и демониц.
    Определенную защиту от злых сил обеспечивали амулеты. Важнейшим амулетом была изготовленная из меди ладонь с голубой бусинкой — это была «ладонь Фатимы» — по имени дочери пророка Мухаммеда. Считалось, что «ладонь Фатимы», так же как и другие амулеты — плоские серебряные лягушки-близнецы, серебряные броши, раковины каури, — предохраняли человека от сглаза.
    Сглаза очень боялись и им объясняли многие явления в жизни — от болезни до неурожая. Считалось, что сила сглаза многократно усиливается, если это сопровождается недоброжелательными или, напротив, слишком льстивыми речами. Так воспитывались уклончивость в речах, склонность к постоянным оговоркам: «По воле Аллаха», желание скрыть от чужих за глухой стеной свою частную семейную жизнь. Это повлияло и на стиль одежды, в первую очередь, женской: женщины носили глухие лицевые покрывала и довольно бесформенные платья, почти полностью скрывающие фигуру.
    Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам; там верили в вещие сны, и уже в начале XI в. Ад-Динавари составил первый сонник на арабском языке. [19]Придумывать и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий о своих снах ответит в день восстания мертвых», — сказано в Коране.[20]
    Гадание по снам было средством заглянуть в будущее. Кроме того, гадали по птицам, прежде всего, по полету воронов и орлов, и были уверены в том, что коршун, страус, голубь и сова предвещают несчастье. Желание заглянуть в неведомое приводило к занятиям магией и ворожбе. Отношение к магии было неоднозначным: дозволялась белая, или высокая магия, к которой прибегали благочестивые люди в благородных целях. В этом им помогали небесные ангелы и добрые джинны, принявшие ислам. Черной магией, полагали на Арабском Востоке, занимались нечестные люди, и помощниками их выступали злые шайтаны.
    Склонность к гаданию, как и многие другие черты менталитета жителей Ближнего Востока, обнаружились задолго до принятия там ислама и пережили эпоху Средневековья, перейдя в Новое время, а затем и Новейшее время.
     
    Культура одежды Пояса и высокие шапки, которые у арабов-язычников считались принадлежностью одежды персов, ввел при своем дворе уже ал-Мансур (II.VIIIв.), что побудило одного придворного к следующим язвительным стихам:
    Мы надеялись на прибавку от правителя, а он взял да прибавил к шапкам, Которые сидят на черепах людей, как горшки иудеев, украшенные вуалью...[21]
    При ал-Муста'ине (248—252 /862—866) шапки вновь стали ниже, только кади сохранили высокие колпаки. Передают, что тот же самый ал-Муста'ин ввел широкие рукава — шириной в три пяди, которые до этого никогда не были в ходу. Они служили карманом, куда клали все, что нужно, деньги, книги. Математик, когда он намеревался что-нибудь начертить, извлекал из рукава грифель, банкир засовывал в него чек, портной свои ножницы, кади доставал из рукава бумагу, которую публично зачитывал с минбара, а писарь— прошение. Сведения, относящимися к началу, а также и к концу IV. Xв., говорили о том, что порядочному человеку не пристало носить пеструю одежду, что такая одежда для рабов и женщин. Мужчина мог надевать ее в крайнем случае в четырех стенах своего дома, в дни лечения кровососными банками или во время попойки; выходить же в такой одежде на улицу было просто неприлично. Одежда благородного человека должна быть белого цвета, что рекомендуют также и богословы, потому что в раю носят, мол, белые одежды...
    Неприличным считалось носить грязное вместе со стираным, новое с уже стираным, полотно или шерсть — с шелком. Кроме мужчин белые одежды носили разведенные жены, все же прочие женщины должны были избегать этого цвета, за исключением белых шаровар, но одежда должна была быть натурального цвета, а не крашеной. Крашеные одежды носили крестьянки и рабыни-певицы. Голубыми на Востоке были одежды вдов и траурные платья. Шаровары, эта никак не арабская часть туалета, были принадлежностью более дорогой одежды. Все три главныегруппы государственных служащих отличались также и одеждой: «секретари» носили дурри'а—вырезанную на груди длинную рубаху; богословы — накидку, а военные — короткую персидскуюкуртку.Такая куртка около 300/912 г. являлась придворной одеждой, и, отправляясь в мечеть, придворные надевали черные куртки. Некий человек рассказы­вает, как он хотел проникнуть вдурра'ав придворную ложу мечети и как его не пустили чернокожие привратники: доступ сюда, мол, только в черной куртке[22]. И такого порядка придерживались во всех дворцовых ложах мечетей. Однако около 400/1009 г., положение изменилось, и теперь в черной одежде появляются только проповедники и муэззины. Богатый купец или частное лицо носили две рубахи (камис) и халат (рида) поверх штанов. Вместо арабскогоридавстречался уже и каф­тан (хафтан).
    Из  Китая пришли  дождевые  плащи  из  клеенки, которым  ничего  не
    делалось даже во время сильного ливня.
    Чулки носили как женщины, так и мужчины. Красные туфли считались дурным тоном, потому чтоносили их греческий император и простые мусульмане, однако при этом щеголь мог себепозволить носить одну желтую и одну черную туфлю, как это делал наследник престола в Византии.
    Среди юношей и девушек очень долго держалась мода зачесывать вперед волосы на висках, «подобнобукве нун» или наподобие скорпиона, «который изогнулся оттого, что подошел слишком близко к пламени щеки». 
    В свое время остготы нагоняли страх на жителей юга Европы своими выкрашенными в зеленыйцвет волосами; светлые волосы красили в голубой цвет и фракийцы. Также и па Востоке — как вАравии, так и в Иране — обычай красить волосы был настолько распространен, что дажебогословы спорили, о допустимости этого обычая с точки зрения канонов ислама.
     
    Литература  
    Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество. Полагают, что они родились в верблюжьем седле, когда бедуин пел в пути.
    В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII—Х вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500староарабских поэтов. В Х в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.
    Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.
    Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.
    Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747—762 гг. — между 813—815 гг.), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.
    Абуль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище — «не знающий чувства меры».
    Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.
    Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973—1057/58 гг.) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить Коран, богословие, мусульманские право, старо арабские предания и современную поэзию. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия.
    В X—XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был бедуин — дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.
    Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048—1122 гг.), персидскому поэту, ученому, его стихи — философские, гедонические и вольнодумные рубай:
    Если знать не дано окончанья пути,
    Мне б хоть малую тень на пути обрести.
    А не тень – так хотя бы надежду: в грядущем
    Тенью дерева стать, чтоб идущих спасти.[23]
    В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.
    Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII—IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.
     
    Архитектура. Искусство  
    Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.
    Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С VII—VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде.
    С Х в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи—арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.
    Объектом хаджжа мусульман стал Кааба — храм в Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша с черным камнем — как полагают современные исследователи, вероятно, метеоритного происхождения. Этот черный камень почитается символом Аллаха, олицетворяющим его присутствие.
    Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной.
    В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго герметично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.
    Арабы считали лучшим для глаз цветом красный — это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама.
     
    Мусульманская философия и научные знания  
    Как мы уже отмечали ранее, целый ряд общемировоззренческих и богословских вопросов вызывал различные мнения, большие споры, различные подходы, приводившие к появлению различных течений и сект. К числу таких вопросов относится один из основных в исламе догмат абсолютного предопределения Богом всех действий человека, его жизни в целом. Естественно, что этот догмат, при его однозначной интерпретации, делает проблематичным ответственность человека за свои поступки, остро ставит проблему свободы воли человека. Большие споры вызывали также вопросы о природе и атрибутах Бога. Здесь чисто антропоморфным представлениям противопоставлялись взгляды, основанные на признании трансцендентной (т. е. запредельной нашему миру) природы Бога и чисто умозрительного характера его атрибутов. Дискуссионными были также вопросы о понимании сущности веры, природы Священного писания мусульман — Корана.
    Нетрадиционные ответы давали на многие вопросы исмаилиты. Па систему их взглядов оказали влияние индийская и иранская культуры, в ней нашли отражение их увлечение неоплатонизмом и даже воззрениями пифагорейцев. Исмаилиты исходили из представлений о переселении душ после смерти людей в зависимости от их греховности в других людей, животных и даже предметы неорганической природы. Из неоплатонизма они заимствовали идеи о порождении Богом мирового разума, от которого происходит мировая душа, которая в свою очередь порождает и оживотворяет природу и воплощается в пророков.
    Суфизм, как мы уже отмечали, оказал огромное влияние на всю исламскую культуру. Суфии также исходили из идеи эманации (т. е. истечения) божественного в материальный, природный мир. Важнейшее положение исламской догматики «нет Бога, кроме Аллаха» дополняется ими принципом «нет сущего, кроме Бога», выступающим ничем иным, как формулой мистического пантеизма. [24]По учению суфиев, земным воплощением божественной сущности могут стать души самих верующих. В соответствии с этим суфии разрабатывают концепцию «совершенного человека», которому при соблюдении определенных требований открывается путь к непосредственному общению с Богом. Это общение возможно в особых экстатических состояниях, которые невозможно описать словами или объяснить. С суфизмом связано и своеобразное монашество ислама — дервиши, проводившие жизнь в бедности, экстатических молитвах, странствиях и непрестанном чтении священных текстов.
    В первую очередь арабы стремились дать идеалы нового образа жизни, морали, социальные и политические регуляторы. Не случайно в исламском мире было распространено поверье, что даже чернила, которыми написаны слова святого текста, смытые и добавленные в еду, способны принести человеку исцеление от болезней. Даже способу начертания слов придавалось самое большое значение — отсюда такое развитие искусства каллиграфии на Востоке.
    Исторически первой школой исламского теоретического богословия стало учение мутазылытов. Его основоположником был уроженец Ирака Васыл Ибн-Ата. Исходя из вечности, единства и сверхприродности Бога, он подверг критике антропоморфные представления о божественных атрибутах (свойствах), так как такими качествами и свойствами могут обладать только конечные и преходящие объекты. Его осмысление вопросов, связанных с природой Бога, соотношения Его с миром, было во многом подобно отрицательному (апофатическому) богословию и выводило исламскую теологию на высокий теоретический уровень. Мутазилиты отвергали догмат абсолютного предопределения, который, по их мнению, лишил бы человека ответственности за свои поступки и возложил на Аллаха ответственность за существующее в мире зло. Этому догмату они противопоставляли тезис об абсолютной справедливости Бога. Мусульманская средневековая философия была неразрывно связана с развитием богословских вопросов, она была четко определена в контексте исламской духовной культуры и в системе наук своего времени. Для ее обозначения существовало специальное понятие — фалсафа. Вместе с тем уникальность и своеобразие мусульманской средневековой философии связаны с тем, что она оказалась в целом сориентированной на античные образцы, принципы, учения и идеи, причем наибольшим авторитетом признавался Аристотель, получивший титул «первого учителя», а сами средневековые мусульманские философы вошли в историю мировой философской мысли иод названием восточные перипатетики. Правда, сразу следует отметить, что в философской мысли восточных перипатетиков не менее глубоко были освоены и неоплатоники. Ведь считавшиеся на Ближнем Востоке классическими аристотелевскими произведениями «Теология Аристотеля» и «Книга о причинах», на самом деле были: первая — выдержками из «Эннеад» Плотина, вторая — книгой Прокла «Первоосновы теологии». Таким образом, философское наследие великого Стагирита было воспринято через призму его неоилатонистических комментариев. Таким вот сложным синтезом богословия, неоплатонизма и перипатетики является мусульманская средневековая философия.
    К числу классиков мусульманской средневековой философии в первую очередь следует отнести аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сину, Ибн Рушда, однако есть еще ряд мыслителей, научные и философские достижения которых оставили глубокий след в человеческой культуре. Это аль-Хорезми (IX в.), переводы трактатов которого уже в XII в. на латынь положили начало усвоения европейцами позиционной системы счислений, так называемых «арабских чисел», а также алгебры как самостоятельной математической дисциплины.
    Родоначальником мусульманской средневековой философии но нраву считается аль-Кинди (800—879). Прежде всего, он утверждает принцип неразрывной взаимосвязи философии с естествознанием и особенно с математикой. Вслед за Аристотелем мыслитель определяет философию как науку о сверхчувственных сущностях, о всеобщих определениях бытия (качестве, количестве, материи, форме, движении, времени, пространстве). Однако, по его убеждению, наряду с миром материальным, миром ограниченным в пространстве и конечным во времени, существует и сверхматериальная реальность — мир Бога, обладающий другими атрибутами. И в этом плане философия выступает как бы предельно возможным человеческим знанием о действительности и человеческим знанием пределов конечного мира, проявления в нем божественных атрибутов. «Метафизика» Аристотеля рассматривается аль-Кинди как развернутое доказательство единственности Бога, того, что Он — действующая и целевая причина всего сущего. Тем самым утверждается ценность философского знания, его неразрывная взаимосвязь с теологией (что было очень важно для мышления средневековых людей как на Востоке, так и на Западе), необходимость философии для научного познания. Другой крупный средневековый мыслитель аль-Фараби(870—950) но своему происхождению был тюрк. Глубокий и энциклопедический характер философских познаний аль-Фараби позволил ему не только привести в целостную систему философское наследие Аристотеля, нои дать подробнейшие комментарии ко всем книгам «Органона». Центральное место в философском творчестве аль-Фараби занимала логика. Он не только глубоко усвоил логическое учение Аристотеля, но и смог дополнить его и развить далее.
    Развивая универсальную философскую систему знаний, аль-Фараби дает свою известную классификацию наук. Ее первый раздел составляют науки о языке, второй — логика, третий — математика, куда входит целый ряд других дисциплин, таких как астрономия и т. д. И, на­конец, четвертый раздел состоит из двух частей — естественной науки, или физики, и метафизики. В метафизике аль-Фараби четко разделяет гносеологию (теорию познания) и онтологию (учение о бытии). Большие заслуги аль-Фараби в области философии были очевидны уже его современникам и в знак их признания он получил почетнейший титул «Второй учитель».
    Творчество Ибн Сины (980—1037) представляет собой вершину средневековой философии. Ибн Сина (в европейской транскрипции — Авиценна) был по национальности таджиком, с детства проявлял редкую одаренность и уже в 17 лет стал высококвалифицированным врачом и даже вылечил от тяжелой болезни эмира Бухары. Его литературное наследие огромно, оно насчитывает более 300 работ. Главным философским произведением Авиценны является «Книга исцелений», состоящая из 18 томов. Он написал и сокращенный вариант своегоэнциклопедического труда  — четырехтомную «Книгу спасения», а  также еще болеесокращенный его вариант — знаменитую «Книгу знаний». Другим фундаментальным трудом
    Авиценны стал всемирно известный «Канон врачебной науки» в 5 томах, на многие векаставший одним из главных медицинских пособий как на Востоке, так и на Западе.
    Важнейшим   моментом   философского   учения   Ибн   Сины   является   его   пересмотртрадиционного толкования об исключительно волевой природе сотворения  Богом  мира (догмат креационизма), выступающего  основным постулатом как в исламском,  так ихристианском богословии. По учению Авиценны, в сотворенном мире опредмечивается не столько волевая, сколькоинтеллектуальная потенция Бога, поэтому через познание мира и самого себя открываетсяпуть познания Бога и спасения. Причем, доказывал мыслитель, другого пути у наделенногоразумом человека для спасения и нет. Отсюда и название его знаменитого произведения —«Книга спасения», и особая роль, которую он отводит рациональному познанию, науке,логике.
    Крупнейшим восточным перипатетиком, впрочем оказавшим огромное влияние и назападную  средневековую  философию,  является Ибн Рушд, известный европейцам какАверроэс. Он родился в Кордове в 1126 г. в очень знатной семье, был приближенным халифа,занимал в государстве высокие   посты.   Из-за непримиримого отношения   к нему ортодоксальных богословов и под их давлением он одно время был лишен своих должностейи сослан. Умер Ибн Рушд в 1198 г.
    Делом жизни доя Ибн Рушда стало глубокое освоение философии Аристотеля, и в этом ондостиг замечательных успехов, недаром была распространенной поговорка: «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля». Одной из центральных проблем философских размышлений Ибн Рушда стала проблема соотношения знания и веры, философии и теологии. Это было связано с тем, что в период, отделявший его от Ибн Сины, сформировалась одна из ведущих школ мусульманской теологии — школа мутакаллымов, занявшая непримиримую позицию по отношению к философии к наследию аль-Фараби и Ибн Сины.
    Необычной предстает наша Вселенная в богословском учении мутакаллимов. Свои онтологические построения  они  основывали  на  своеобразной  интерпретации  античного атомизма. Только Аллах не дискретен, един и непрерывен. Природе же в целом, а также пространству и времени присущи пустота и дискретность. Поэтому междуатомами принципиально невозможны объективные, необходимые, причинные взаимодействия и отношения, а только случайные. Следовательно, любые предметы нашей действительности не обладают постоянной природой. Сами атомарные субстанции, делимые до бесконечности, существуют лишь благодаря божественной воле, которая каждое мгновение дает им жизнь и каждое мгновение способна все изменить как угодно, которая определяет даже самые мельчайшие события в нашем мире. Даже образ быстротекущей воды из учения Гераклита не в состоянии передать быстро изменчивость и случайность всего в нашей Вселенной, иллюзорность многих наших представлений о ней.
    Понятно, что таким онтологическим построениям противостоял восточный перипатетизм, отвергавший полную зависимость, вторичность, окказиональность (беспричинность) нашего мира, утверждавший его укоризненность в бытии, рассматривавший самодостаточность и неустранимость материальной действительности как наиболее фундаментальные принципы ее устройства и взаимосвязи с Богом. Наиболее наглядно антиперипатетическая позиция мутакаллимов выразилась в книге «Опровержение философов» крупнейшего средневекового богослова аль-Газали (1059—1111). Защищая от критики аль-Газали философию, Ион Рушд пишет одну из своих главных работ «Опровержение опровержения», в которой не только под­вергает критическому логическому анализу сочинение аль-Газали и указывает на используемые им софистические приемы, но и дает свое решение проблемы соотношения философии и богословия.
    Ибн Рушд, не подвергая сомнению истинность ортодоксальной догматики, выступает против отлучения философии от Богопознания. И у теологии, и у философии, доказывает Ибн Рушд, Бог выступает высшей сущностью и главной ценностью из всего познаваемого, однако бо­гословие и философия различаются по способам и формам познания. В текстах священных писаний, в догматике существует как внешний, поверхностный, так и внутренний, сокровенный смысл, который недоступен непосредственно. Его правильное понимание очень не простое дело. И здесь, чтобы не уклониться от истины, раскрыть этот сокровенный смысл, необходимы наука, философия, рациональное познание с их логической выучкой, умением отделять истину от заблуждения и т. п. Поэтому богословие и философия, вера и рациональное знание, убеждает Ибн Рушд, не противоречат, а необходимы друг другу. Оба этих пути ведут к истине.
    Главным итогом философских исканий Ион Рушда но проблеме взаимоотношения философии и богословия и стала его знаменитая концепция «двойственного пути к истине». Обессмертившая его имя, она первоначально не нашла соответствующего отклика в исламской средневековой духовной культуре, однако эта концепция оказала огромное влияние на западноевропейскую средневековую философию, сыграв в ее истории важнейшую методологическую роль.
    Таким образом исламская наука и философия не только вобрали в себя достижения вовлеченных в орбиту ислама народов, но и испытали существенное влияние мировой культуры в целом. Вместе с тем их роль и влияние в свою очередь вышли далеко за пределы стран и регионов, исповедующих ислам.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
    Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.
    Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в VII в.
    Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII—XI вв. В это время успешно развивались поэзия, давшая миру Омара Хайяма и для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и одна ночь»; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.
    Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом — арабской вязью.
    Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.
    Ислам —самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам — вторая по числу последователей мировая религия.
     
     
     
     
     
     
     
     
    БИБЛИОГРАФИЯ
    Источники
    Ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов или Мурудж аз-захабвама'дин ал-Джаухар.
    http://www.twirpx.com/file/506761/
    Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2005.
    Коран (Перевод смыслов И. Ю. Крачковского) http://ansambclabhip.ru/mechetbook_106327.html/
    Хайям О. Сад истин. Рубаи. М., 2003.
     
    Исследования
     
    Бартольд  В. В. Сочинения в 9 т. Т. 6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. / Отв. ред. Вынников И. Н. М., 1966.
    Большков О. Г.  История Халифата в 3 т. Т. 1. Ислам в Аравии, 570—633, М., 2000. Мец А. Мусульманский ренессанс. 2-е изд., перераб. и доп./Отв. ред. В. И. Беляев. М., 1973.
    Пиотровский М. Б. Коранические сказания, М., 1991.
    Фильштинский И. М. Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
     
    Учебная литература
     
    Борзова Е. П. История мировой культуры, СПб., 2001.
    История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Науч. ред. Драч Г. В. 2-е доп. и перер. изд. Ростов н/Д, 2002.
    Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.
    Культурология: История мировой культуры: Учеб.пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др./ Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М., 2003.
     
     
    Интернет-ресурсы
     
    Культура стран Халифата
    http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social Sciences/History/ 13087 /13088 /13119/13120/13122/
    Литература арабских стран
    http://www.kazunitrade.ru/history/55-literatura-arabov.html
    Своеобразие арабского искусства
    http://www.narodko.ru/article/teatpko/arab/cvoeobrazie_arabckogo_ickucctva.htm
    [1] Ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов или Мурудж аз-захабвама'дин ал-Джаухар.
    http://www.twirpx.com/file/506761/
    [2] Хайям О. Сад истин. Рубаи. М., 2003.
    [3] Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. 3-е изд.перераб. и доп.М., 2005.
    [4]Коран (Перевод смыслов И. Ю. Крачковского) http://ansambclabhip.ru/mechetbook_106327.html/
    [5]Мец А. Мусульманский ренессанс. 2-е изд., перераб. и доп./Отв. ред. В. И. Беляев. М., 1973.
    [6]Бартольд В. В. .Сочинения.в 9 т. Т. 6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. / Отв. ред. Вынников И. Н. М., 1966.
    [7] Пиотровский М. Б. Коранические сказания, М., 1991.
    [8]Борзова Е. П. История мировой культуры, СПб., 2001.
    [9]Большков О. Г.  История Халифата» в 3 т. Т. 1. Ислам в Аравии, 570—633, М., 2000. [10]Фильштинский И. М. Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
    [11]Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.
    [12]Культурология: История мировой культуры: Учеб.пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др./ Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М., 2003.
    [13]История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Науч. ред. Драч Г. В. .2-е доп. и перер. изд. Ростов
    н/Д, 2002.
    [14]Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750 – 1717 гг.). М. 2006. С. 299.
    [15]Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.2-е изд., перераб. и доп.М.,2000. С. 238.
    [16] Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М. 1991. С. 20.
    [17]История мировой культуры (мировых цивилизаций / Под ред. проф. Г. В. Драч.2-е изд., перераб. и доп.Рост н/Д,2002. С. 160.
    [18]Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.2-е изд., перераб. и доп.М.,2000. С. 245.
     
    [19]Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.2-е изд., перераб. и доп.М.,2000. С. 247.
    [20] Там же. С. 247.
    [21] Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. 3-е изд.перераб. и доп.М., 2005. С. 447.
    [22]Мец А. Мусульманский ренессанс. 2-е изд., перераб. и доп./Отв. ред. В. И. Беляев. М., 1973. С. 313.
    [23] Хайям О. Сад истин. Рубаи. М., 2003. С. 38.
    [24]История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Науч. ред. Драч Г. В. .2-е доп. и перер. изд. Ростов
    н/Д, 2002. С. 166.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Культура арабского средневековья ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.