Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Салон как социокультурный феномен в контексте развития национальной культуры в России первой половины XIX вв.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Салон как социокультурный феномен в контексте развития национальной культуры в России первой половины XIX вв.
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    30.07.2014 13:14:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
     
     
    Введение   2
    Глава I. Характерные черты салонной культуры
    первой половины XIX вв.   6
    Глава II. Развитие салонов в Петербурге на примере столичных
    центров салонной культуры. 13
    Заключение 28
    Примечание 32
    Список источников и литературы, использованных в работе   36

     Введение
     
    Развитие русской культуры первой половины XIX века отличается своей сложностью. На этот период пришелся подъем русской культуры, что и определило ее многогранность и сложность. Особенностью отечественной культуры была способность к усвоению элементов других культур, но при этом сохранялись национальная самобытность. Хозяйственные и культурные связи русского народа с другими народами Российской империи существовали постоянно, и это оказывало на них благотворное влияние. Через взаимные контакты национальная интеллигенция других народов России овладевала русским языком, приобщаясь к духовным богатствам русской и мировой культуры. В то же время художественный мир русских писателей, художников, композиторов становился богаче в процессе познания культур других народов.
    Салоны России XVIII – XIX вв. сыграли заметную роль в формировании художественно-эстетических вкусов публики. В салонах завязывались знакомства, встречались единомышленники, составлялись творческие проекты. Современники объединялись в салонах по призванию, своим дарованиям и способностям, исходя из взаимной привязанности, симпатии, сходства образа жизни, по принципу родственных и дружеских связей, соседства. Если на полях сражений формировался героический дух эпохи, то в салонах, гостиных, кружках закладывался и со временем реализовывался интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал их вдохновителей и посетителей. [1]
    Слово «салон» образованное от французского слова «salon» имеет несколько значений. На сегодняшний день можно выделить следующие: гостиная, комната для приемов; помещение для выставок, а также магазин художественных изделий; ателье, парикмахерская и тому подобное; внутреннее помещение автобуса, самолета и т. п. для пассажиров; литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающийся в частном доме.[2] В данной работе слово «салон» имеет значение объединенного круга людей, связанных определенными интересами или желанием провести время досуга вместе, соблюдая определенные правила.
    Актуальность темы  состоит в исследования салона как определенной изолированной сферы, в которой формировались  новые направления в национальной культуре, а также  создавалась благоприятная обстановка для роста нового поколения интеллигенции. Изучение опыта салонов и дальнейшее применение этого опыта сможет стать благоприятной основой для развития творческого потенциала современной молодежи. Именно салоны некогда оказывали значительное влияние на развитие общественного сознания: в них складывалось общественное мнение по актуальным вопросам современности, почитались гуманистические ценности, формировались литературно-эстетические вкусы, поддерживались нравственные, культурные традиции российского дворянства, созидалась творческая атмосфера, культивировалось чуткое отношение к дарованию, в какой бы сфере деятельности оно не проявлялось. Салоны постепенно становились неотъемлемым компонентом частной жизни российского дворянства, поддерживая преемственность идеалов и взаимопонимание между поколениями.[3]
    Целью данной работы является изучение характерных черт, функций, тенденции развития  русской салонной культуры в период её расцвета. Это поможет выявить ценность данного явления культуры для развития современного общества.
    Заявленная цель предполагает решение следующих задач:
    выделить характерные черты салонной культуры первой половины XIX в.на примере нескольких салонов Петербурга выделить и проанализировать функции русского дворянского салонавыделить несколько вариантов классификации салонов Объектом исследования выступает русская салонная культура.
    Предмет исследования – салон как социокультурный феномен в контексте развития национальной культуры в России первой половины XIX вв.
    Степень разработанность темы.  Исследование литературы на заданную тему показало, что, с одной стороны очень мало работ, в которых бы всесторонне рассматривались салоны как культурный феномен; с другой стороны – существует большое количество работ, в которых затрагиваются те или иные стороны салонной культуры (как правило, выступая в роли объекта дополнительного исследования, прилагаемого к решению более общей проблемы).
    Одной из основных работ по исследованию салонной культуры является диссертация  на соискание ученой степени доктора культурологии Палий Елены Николаевны, на тему «Салонная культура как феномен культуры России XIX века: традиции и современность». Её исследование, в том числе основано на практической деятельности современных литературных и музыкальных салонов. Одной из основных идей её исследования является возрождение салонной культуры и использования опыта в образовательной деятельности в высших учебных заведениях.
    Так же основой для данной работы послужила монография исследователя российской культуры Н.И. Яковкиной «История русской культуры XIX века», посвященная наиболее яркому периоду культурной жизни России XIX века. В связи с раскрытием быта дворянства освящается салонная культура.
    Раскрытие отдельных литературных и музыкальных салонов Петербурга можно встретить в статьях В.И. Успенской, О.В. Лысиковой, В. Бондаренко.
    Отдельно необходимо выделить монографию М. Аронсон о литературных кружках и салонах, в которой освещаются не только столичные, но и провинциальные салоны, а также салонная культура рассматривается в контексте одной из сфер развития общества.
    Основное содержание работы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографии. Во введение раскрывается актуальность избранной темы, показана степень ее разработанности и характеристика источников, использованных для написания работы. Сформулированы цель и задачи работы, а также определены объект и предмет исследования. В первой главе раскрываются характерные особенности салонов данного периода: особенности проведения данных мероприятий, обстановка, содержание, а также манера поведения гостей. Во второй главе на примере центральных салонов Петербурга раскрывается их непосредственное развитие. Сформулированы функции салонной культуры, а также их возможна классификация по нескольким параметрам. В заключение приводятся выводы о значимости  салонной культуры в общем развитии общества. Кратко сформулированы функции и классификация салонов. А так же возможность развития салонной культуры в будущем в качестве объекта культурного наследования. 
    [1] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г.
    [2] Ожегов С. И. Словарь русского языка : Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 13-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1981. - 816 с. С. 617
    [3] Никитина А. Концерт классической музыки в музыкальном салоне Вильегорских. Художественный  салон  Петербурга: история и современность, 21.07.2010.

    Характерные черты салонов Петербурга
    первой половины XIX века.
     
     
    В эпоху Возрождения слово “салон” имело вполне конкретное значение: большой холл, зал (salоn), который был центром жизни семьи в богатом европейском доме XVI-XVIII вв. Но постепенно зал-салон терял свой частный характер: во Францию из Италии пришла мода на большой зал (салон), который являлся приемной, то есть специальным пространством в доме для приема гостей и проведения досуга. Здесь был обеденный стол, гостей можно было развлекать музыкой (имелось пианино), “приятно разговаривать”, играть в карты и прочее.
    В некоторых особняках приемы в салонах стали происходить регулярно, постепенно превращаясь в особого рода собрания общественности, организованные хозяйкой дома, которая всегда руководила интеллектуальными дискуссиями. При этом она создавала моду на гостей (на общественность), их идеи, их произведения (чаще литературные и музыкальные; в более поздних салонах – также научные и политические).[4]
    Салоны и светские рауты стали необходимым атрибутом, нормой  светской жизни дворян: царского двора, правительства, дипломатического корпуса, родовой аристократии, императорской гвардии.
    Выражение “салонная культура” в русской демократической критике и публицистике XIX века, а также в работах большинства советских историков носило негативный оттенок, именуя нечто искусственное, далекое от реальной жизни, лишенное общественно-важного содержания. Между тем, на примере Франции видно, что салоны, пережив войны и революции, сыграли важнейшую роль не только в литературе и политике, но и в формировании самого французского общества.[5]
    Салоны были единственным смешанным пространством, то есть таким пространством, в котором женщины и мужчины находились вместе и общались открыто, при этом общество не воспринимало такое общение как нарушение приличий или как общение с целью брака. Это - одна из основных черт салонов и одна из причин их существования.
    По мнению Е.Н. Палий салонная культура имеет множество позитивных сторон, которые необходимо внедрить в культуру сегодняшнего дня. Прежде всего, это цели, решаемые салонной культурой (потребность в интеллектуальном общении, воспитание высокохудожественного вкуса), созвучные целям современной культуры. Среди наиболее привлекательных черт салона - камерность. Салон как камерная форма общения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации культурно-просветительской деятельности. В нем может быть создана психологически комфортная атмосфера, способствующая раскрытию творческих возможностей личности. Возрождение салонов представляет широкие возможности для формирования духовной элиты общества, подготовленной слушательской аудитории.[6]
    Наиболее устойчивой сферой интересов русского салона, особенно в XIX веке, были литература и музыка. Несмотря на значительную роль в культурной жизни России, дворянские салоны, безусловно, носили сословно-замкнутый характер. В целом, салоны были сугубо дворянским явлением культурной жизни, но характер и даже состав их были разнородными. Наряду с салонами, где преобладали литературные или театральные интересы, возникали и такие, посетители которых обсуждали, главным образом, научные проблемы или вопросы просвещения. С течением времени в салонах начинают принимать участие, кроме великосветской знати и просвещенного дворянства, представители разночинной интеллигенции. Таким образом, характер салонов изменялся в соответствии с развитием культурной и общественной жизни страны.[7]
    В отличие от «кружков» салон принадлежал одной семье  и имел хозяина (хозяйку) – главу приемов. Уклад жизни  салона определялся  положением в свете, придворными и семейными связями. Конкретный салон всегда носил имя его владельца или владелицы, иногда семьи. Личность  хозяина салона, как частного владельца городского дома или усадьбы, накладывала своеобразную печать на его деятельность. Чем незаурядней был талант хозяев, тем известнее были имена их гостей, тем больше было надежды на то, что именно в этом салоне  зажжется новая звезда.[8]
    Характер салона определяли и его постоянные посетители; это был определенный, но не точно очерченный круг людей. Каждый салон гордился своими знаменитостями и предоставлял им способную их оценить аудиторию. Кроме того, имели значение просто дружеские и семейные связи хозяев салона. В результате в салоне собирались как люди, связанные общими интересами, литературными и политическими взглядами, так и те, кто бывал там, не разделяя полностью умонастроения кружка. “Быть принятым” в салоне госпожи N, означало получить определенный социальный статус, но не быть причисленным к той или другой литературной или политической партии. Таким образом, салоны ни в коем случае не являлись замкнутыми и закрытыми сообществами приверженцев определенных эстетических или политических течений. Лишь в отдельные периоды конкретный салон мог приобретать роль своего рода общественно-политического клуба, как ряд парижских салонов в канун Великой Французской революции.[9]
    Салоны были привлекательны непредсказуемостью встреч и событий, новизной впечатлений, изобилие новостей в сфере политики, дипломатии, науки, театра. Как свидетельствует переписка и мемуаристка, для большей части видных деятелей русской культуры первой половины XIX салоны были жизненно необходимой средой обитания, которая представляла для них уникальную психологическую ценность.[10]
    Салоны имели обычно твердо фиксированные дни и часы; у Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной по воскресеньям, у Одоевских по субботам и так далее. Человек, однажды принятый в салоне, мог уже приезжать без приглашения. Обычай назначать определенный день недели, в который хозяева ждали гостей, в том числе и не приглашенных заранее, существовал и в дворянских семьях. Таким образом, светский человек имел возможность всякий день посещать салоны, но в реальности, разумеется, каждый выбирал для постоянных визитов те салоны, где собиралось наиболее интересное и приятное ему общество. Содержание светских приемов было достаточно универсальным и подчинялось  упорядоченному ритуалу культурного общения: обмен новостями, музицирование, спектакли, танцы. Состав посетителей, число гостей могло быть различным – от 5-6 близких знакомых до 300-400 человек. Целостной программы действий не было ни у одного из известных салонов, все определилось традициями быта и актуальными проблемами.
     Творческие задачи в любительской среде возникали спонтанно,  деятельность в салонах связывалась преимущественно с литературой, философией  музыкой, но при этом ни один вид не подавлял собой других. Наличие такого единства, а также  значение немногочисленного и привилегированного дворянского слоя в развитии культуры России сделала роль салона уникальной. Например, при всем сходстве русский салон сильно отличался от французского салона или английского клуба.[11]
    В салонах никогда не танцевали (для этого существовали балы) и, как правило, ограничивались очень скромным угощением (кулинарному искусству отдавали должное на званых обедах и ужинах).
    Светская беседа была основным и излюбленным занятием участников салонов. Мемуарная литература сохранила самые противоречивые отзывы о светской беседе. Она превозносится как самое увлекательное интеллектуальное развлечение, одно из высших достижений цивилизованного общества; и она же высмеивается как самое пустое занятие, искусство говорить не о чем. Разумеется, светская беседа, как и любая другая беседа, в большой степени зависела от конкретных собеседников – от их ума, образованности, остроумия и обаяния. Ее характер, как, опять-таки, характер любой беседы, во многом определялся темой (политическую дискуссию трудно сравнивать с обсуждением новых модных шляпок). Своеобразие светской беседы состояло в самой манере разговора и в манере общения. Иначе говоря, чтобы вести светскую беседу, нужно было быть светским человеком. [12]
    Собственно, все правила поведения, так или иначе, были направлены на то, чтобы сделать свое общество как можно более приятным для окружающих. На это были нацелены и чисто этические требования: не выставлять напоказ ни богатство, ни образованность, быть приветливым и доброжелательным, щадить чужое самолюбие и проч. И бесчисленные правила этикета (не перебивать, не сидеть, когда другие стоят, смотреть людям в глаза и так далее). Истинно светский человек был любезным, снисходительным и непринужденным, он избегал и назидательности, и запальчивости, не утомлял собеседников обстоятельными рассказами и умел найти интересную для них тему. Эта манера поведения в целом определяла стиль салонного общения. Однако следует отметить некоторые особые требования к светской беседе.
    В салонах могли говорить о чем угодно: о политике, об искусстве, обсуждали светские новости и литературные новинки, даже сплетничали о знаменитостях и общих знакомых. Только разговор должен был интересовать, по возможности, всех присутствующих и не задевать никого из них. Считалось неприличным говорить о своих неприятностях и болезнях, задавать вопросы личного характера. Не принято было стремиться выделиться, казаться оригинальным. Желательно было уметь развлечь и позабавить гостей, поэтому в свете так ценились острота ума и острота языка. [13]
    Салоны имели обычно твердо фиксированные дни и часы; у Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной по воскресеньям, у Одоевских по субботам и т.д. Человек, однажды принятый в салоне, мог уже приезжать без приглашения. В разные дни в салоне могло собираться от восьми - десяти до нескольких десятков человек. Обычай назначать определенный день недели, в который хозяева ждали гостей, в том числе и не приглашенных заранее, существовал и в дворянских семьях. Таким образом, светский человек имел возможность всякий день посещать салоны, но в реальности, разумеется, каждый выбирал для постоянных визитов те салоны, где собиралось наиболее интересное и приятное ему общество.[14]
    Хотя в идеале салонное времяпрепровождение, как и светская жизнь в целом не имели никакой другой цели, кроме стремления получить удовольствие, это не означало, что светские люди не имели и вполне прагматичных интересов. В частности, по романам Бальзака, именно в салонах плелись интриги, завязывались знакомства, обеспечивающие выгодные браки или удачные карьеры. Но для России все это было менее характерно. Главное отличие русского салона от французского коренилось в разной экономической и политической ситуации России и Франции того времени. Во Франции уже в 1830-е годы светское общество открыто для молодой буржуазной элиты; смешиваясь с ней, старая аристократия вовлекается в бурное становление нового общества. Светские салоны, жертвуя аристократическим равнодушием к практической стороне жизни, адаптировались к изменившимся условиям и обретали социальную устойчивость. Буржуазия, в свою очередь, не отказываясь от откровенно утилитарных жизненных целей, вынуждена была считаться с культурными ценностями старой элиты.[15]
    В русской салонной культуре много оригинальных черт. Прежде всего, это специфика самого слоя дворянства, субъекта салонной культуры, имеющего в России собственную историю, менталитет, характерные черты; феномен русской дворянской культуры - литературные, музыкальные, политические и философские салоны - возникли именно в среде просвещенного дворянства.
     
     
     
     
     
     
     
     
    [4] Аронсон М. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер; Ред. и предисл. Б.М. Эйхенбаума. - М.: Аграф, 2001. С. 76
    [5] Там же С. 77
    [6] Палий Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра культурологии : специальность 24. 00.01 <Теория и история культуры> /Е.Н. Палий; Гос. акад. славян. культуры. – М., 2008 С. 25
    [7] Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII – XVIII веков // Женщины. История. Общество: Сб. науч. тр. Вып. 2, 2002 / Твер. гос. ун-т, Твер. центр жен. истории и гендер. исслед. - Тверь: Твер. ун-т, 1999-.
    [8] Никитина А. Концерт классической музыки в музыкальном салоне Вильегорских. Художественный  салон  Петербурга: история и современность, 21.07.2010.
    [9] Аронсон М. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер; Ред. и предисл. Б.М. Эйхенбаума. - М.: Аграф, 2001. С. 85
    [10] Салоны, кружки и собрания литературные // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. / [Редкол.: Б.Б. Пиотровский (гл. ред.) и др.]. - М. : Большая рос. энцикл., 1992 С. 559-561
    [11] Вацуро В.Э. С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры / В.Э. Вацуро. – М.: Книга, 1989. – 413 с. С. 52
    [12] Аронсон М. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер; Ред. и предисл. Б.М. Эйхенбаума. - М.: Аграф, 2001. С. 101
    [13] Аронсон М. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер; Ред. и предисл. Б.М. Эйхенбаума. - М.: Аграф, 2001 С. 103
    [14] Там же. С.110
    [15] Аронсон М. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер; Ред. и предисл. Б.М. Эйхенбаума. - М.: Аграф, 2001. С. 115

    Развитие салонов в Петербурге
    на примере столичных центров салонной культуры.
     
    Роль салонов  в русском быту возрастает от середины XVIII к середине XIX веков.  Первая треть XIX века отмечена их бурным ростом, вершина которого приходится на 20-30 г., когда в столицах и в провинции появилось множество «бесед», «музыкальных собраний», «ассамблей», «вечеров». Пестрота названий отражала различия и в содержании, и в бытовом укладе, и в общественной роли гостиных разного рода. Салоны были самые разные. Этот пласт культуры глубинно влиял на искусство XIX века. [16]
    Но для поддержания постоянного интереса публики к своему салону недостаточно было пригласить даже самых интересных и прекрасно воспитанных людей. Им нужно было создать условия для непринужденного и оживленного общения. Существовали некоторые общеизвестные правила, например: не расставлять мебель строго симметрично; дать гостям возможность прогуливаться по комнате, выбирая для себя собеседников; держать в гостиной изящные безделушки, которые гости могли бы вертеть в руках и разглядывать по ходу беседы и прочее. Однако, все эти нехитрые, приемы сами по себе не могли, обеспечить салону успех, решающая роль принадлежала здесь хозяйке салона.[17]
    Зачастую хозяйкой салона выступала образованная дворянка, олицетворяющая собой музу; она открывала свой дом для интересных людей, поддерживая в нем творческую атмосферу, стремясь сплотить вокруг себя единомышленников. Для такой роли ей самой необходимо было обладать неординарными способностями. Устремленная к внутренне насыщенной духовной жизни она проецировала и создавала в своем доме-салоне особую нравственно одухотворенную атмосферу, в которой формировались подлинная культура устного и письменного общения, ритуалы ведения беседы, декламации стихов, пения и музицирования. Прекрасная и мудрая женщина, вдохновительница салонного творчества интеллектуально встала рядом с мужчинами, своими современниками – литераторами, художниками, философами, политиками.[18]
    Салон Софьи  Дмитриевны Пономаревой
    Ярким примером салона одной блистательной хозяйки являлся салон С.Д. Пономаревой. Хорошо образованная, она сумела сгруппировать вокруг себя многих известных литераторов того времени. Салон Софьи Дмитриевны Пономаревой или «Общество С.Д.П.» (другое название – «Сословие С.Д.П.»), собирался в 1820-е гг. в её доме на Фурштатской улице (дом не найден). С начала своего существования  обнаруживал явственные черты литературного кружка, что получило окончательное оформление 22 июня 1821, когда на его базе было основано "Вольное общество любителей Премудрости и Словесности", а 2 месяца спустя переименованное в "Сословие Друзей Просвещения" (окончательное название в аббревиатуре давало инициалы самой Пономаревой).
    Проект ритуала принятия в члены пародировал масонские посвящения и имел «кощунственный» подтекст. В общество входили баснописец и прозаик А. Е. Измайлов (в его журнале «Благонамеренный» публиковалась информация о заседаниях), литератор Н. Ф. Остолопов, автор идеи В. И. Панаев. Также, салон Софьи Дмитриевны часто посещали бывшие сокурсники ее брата, лицеиста второго выпуска Ивана Позняка. С лицейских лет посещал салон и А. А. Дельвиг, посвятивший хозяйке несколько сонетов. По отзыву современников, это был наиболее демократичный из дамских салонов того времени, как по непринужденной атмосфере собраний, так и по составу посетителей. Молодые поэты очень ухаживали за веселой привлекательной хозяйкой, любившей различные розыгрыши; то ей приходила мысль обмануть друзей, переодевшись кучером или кухаркой, то, решив испытать кого-либо из поклонников, она ложилась в гроб, изображая покойницу.[19]
    Двоюродный брат А. А. Дельвига Д. И. Свербеев писал, что «один день у нее бывали литераторы одного кружка, другой день — другого. Впрочем, случалось литераторам разных кружков встречаться у нее, но встречи эти никогда не были поводом к неудовольствию». Культ хозяйки салона сделал своими адептами и молодых литераторов - В. К. Кюхельбекера, А. Д. Илличевского, не входивших в «Сословие С. Д. П.». Увлечение «Софией» оставило след во множестве стихотворениях поэтов, вписанных в её альбом и опубликованных в «Благонамеренном».
    Главной темой произведений, вышедших из салона Пономаревой, была она сама: ее красоту, остроумие и веселый нрав одинаково воспевали обе партии. В ее альбом писали А.Е. Измайлов, П.А. Плетнев, Н.И. Гнедич, Е.А. Баратынский, А.Х. Востоков, А.В. Поджио.[20]
    В 1824 году из-за скоропостижной смерти молодой хозяйки салон прекратил свое существование. Этот факт ещё раз доказывает, что существовавшие салоны главным образом зависели от устроителя, хозяина (хозяйки), и без его персоны не могло состояться ни одно собрание, как бы комфортно посетители не чувствовали себя в той или иной обстановке.
    Салон Екатерины Андреевны Карамзиной
    Одним из центров культурной жизни Петербурга стал, в связи с переездом в 1816 г. в Северную столицу, дом Екатерины Андреевны Карамзиной. Супруга историка была хозяйкой салона, который едва почти каждый вечер посещала столичная литературная элита. В 1826-1832 гг. салон располагался на Моховой ул. д. 41, в 1830-х гг. на Михайловской пл. (ныне пл. Искусств д, 3-4) и в 1840-х гг. на Гагаринской ул. д. 16
    А. И. Кошелев вспоминал: «В доме Е. А. Карамзиной собирались литераторы и умные люди разных направлений. Тут часто бывал Блудов и своими рассказами всех занимал. Тут бывали Жуковский, Пушкин, А. И. Тургенев, Хомяков, П. Муханов, Титов и многие другие. Вечера начинались в 10 и длились до 1 и 2 часов ночи; разговор редко умолкал... Эти вечера были единственные в Петербурге, где не играли в карты и где говорили по-русски». Последняя оговорка весьма красноречива. Салоны в России развивались по типу французских, и естественно, что заимствовался признанный на всем европейском пространстве язык дипломатического и культурного общения – французский. Русскоязычный салон Карамзиных являлся для своего времени исключением из правила. Выбор русского языка для салонного общения не был случайным, он служил одним из проявлений глубокого убеждения Н. М. Карамзина в том, что богатство языка доказывает богатство мыслей и с целью приумножения этого дара необходимо развивать язык и словесность как путь к народному просвещению. Н. М. Карамзин, в отличие от многих современников, не был приверженцем «интеллектуального молчания», дерзал полемизировать с Александром I по вопросу об основах российского самодержавия, заступался за А. С. Пушкина и П. А. Вяземского, обнародовал свою позицию по внутриполитическим («Записка о старой и новой России») и международным («Мнение Русского Гражданина») проблемам. Салон семьи Карамзиных стал проводником просветительских идей и патриотических взглядов. В. А Соллогуб вспоминал о его деятельности: «Приемы эти носили отпечаток самого тонкого вкуса, самой высокопробной добропорядочности... У них каждый вечер собирался кружок, состоявший из цвета тогдашнего литературного и художественного мира: Глинка, Брюллов, Даргомыжский, словом, что носило известное в России имя в искусстве, прилежно посещало этот радушный, милый, высокоэстетический дом».[21] По свидетельству И. И. Панаева, «чтобы получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон госпожи Карамзиной».[22]
    Салон Алексея Николаевича Оленина
    В гостиной Оленина собирались люди самых различных художественных направлений, писатели, художники, музыканты, ученые. Среди них Гнедич, Озеров, Крылов, Батюшков, Грибоедов, Жуковский, Катенин, Пушкин, Карамзин, Брюллов и Кипренский. Вместе с тем оленинский салон, наряду с художниками и поэтами, посещали и представители передовой дворянской интеллигенции. Среди них — будущие декабристы: братья Муравьевы, Никита и Александр, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, полковник генерального штаба И. Г. Бурцов, штабс-капитан А. О. Корнилович, сослуживец сына хозяина, Петра Алексеевича Оленина, по Семеновскому гвардейскому полку князь С. П. Трубецкой. Художник и медальер Ф. П. Толстой, будучи членом Коренной управы Союза Благоденствия, ввел в дом Оленина братьев Бестужевых — известного романиста Александра и Николая, историка русского флота. Бестужевы с детства увлекались искусством, особенно рисованием.
    Вечера у Олениных кончались обычно ужином, который подавали на маленьких столиках без церемоний и чинов. За ужином продолжались разговоры, шутки. Так было и в тот вечер, когда Пушкин, видимо, не случайно оказался за одним столом с А. П. Керн, тогда состоялось их знакомство, продолжившееся встречами в Михайловском и запечатлевшееся в одном из поэтических шедевров Пушкина («Я помню чудное мгновенье»). Помимо разговоров о литературе и театре и светских бесед в салоне Олениных часто устраивались театрализованные представления, модные тогда «немые картины», разыгрывались шарады. [23]
    Летом собрания у Оленина продолжались в его имении Приютино в 17 верстах от Петербурга. Туда приезжало много гостей, особенно на именины хозяйки дома, молодежь водила хороводы на лугу, разыгрывались шарады, часто ставились басни Крылова в лицах.
     В Приютино Алексея Николаевича Оленина начинающие художники и писатели всегда находили поддержку и протекцию своим дарованиям. Об этом с благодарностью вспоминали многие, в том числе С. С. Уваров, М. Ф. Каменская, Ф. П. Толстой. Основатель и первый директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств, человек творческий и увлекающийся, А. Н. Оленин имел притязания на звание литератора, историка, археолога, палеографа, знатока, ценителя и коллекционера древнерусских рукописей, оружия. Можно сказать, что разностроронне развитая личность хозяина давала основу для благоприятного мобщения учасников салона.
    Салон Великой Княгини Елены Павловны
    Нельзя не упомянуть, об одном из роскошных, по мнению современников, салонов Петербурга. Его хозяйка немало сделала для России в целом и для поддержания творческих талантов в Петербурге в частности. Речь идет о жене Великого Князя Михаила Павловича, брата императора Николая I, Великой Княгине Елене Павловне (урожденной принцессе Фредерике Шарлотте Марие Вюртембургской). 
    Великая княгиня хорошо понимала, что балы и приемы в петербургском высшем свете устраивались не только для веселья. Главным назначение публичных собраний было создание возможности легального неслужебного общения императора со своими подданными. Однако, на балах это общение было кратким, а право быть приглашенным ко двору давалось строго регламентированным категориям лиц и не распространялось на значительный круг ученых, деятелей искусства, не допускавшихся туда по чину. границы служебной иерархии могли быть ослаблены только в салонах.
    В приватном общении в своем салоне в Михайловском дворце Елена Павловна находила гораздо больше удовольствия, чем на многолюдных пышных праздниках. У Великой княгини бывали лучшие умы столицы – представители дипломатических кругов, ученые, политики.[24]
    В салон входили государственные люди, ученые, литераторы, художники: начальник 2-го отделения Императорской канцелярии граф Д. Н. Блудов, председатель Государственного Совета и Комитета министров князь А. Ф. Орлов, министр юстиции граф В. Н. Панин, князь A. M. Горчаков, граф Н. Н. Муравьев-Амурский, граф П. Д. Киселев. По четвергам регулярно появлялись представители дипломатических кругов, среди которых наиболее колоритной фигурой являлся будущий «железный канцлер» Германии Отто фон Бисмарк - в ту пору прусский посланник при русском дворе. Посещали салон Ю. Ф. Самарин, К. Д. Кавелин, И. С. Аксаков, А. В. Головнин, М. Ю. Виельгорский, В. Ф. Одоевский, Ф. И. Тютчев. Особую значимость придавало этим собраниям присутствие на них императора Александра II, императрицы Марии Александровны и других членов царской фамилии. В салоне Елены Павловны зародились идеи реформ Александра II.
    Постоянными гостями салона были члены Редакционных комиссий Н. А. Милютин, В. А. Черкасский, В. В. Тарновский и Г. П. Галаган, чьи взгляды Великая княгиня полностью разделяла и поддерживала своим влиянием при дворе. Сторонники реформ между собой именовали ее «матерью-благодетельницей». За заслуги в деле освобождения крестьян Александр II наградил Елену Павловну золотой медалью.[25]
     
    Функции русских дворянских салонов
    Салонная культура всегда была полифункциональной, удовлетворяя множество потребностей людей, а именно: в интеллектуальном общении, которое отличалось камерностью, эстетической или общефилософской направленностью, элитарностью, возможностями самосовершенствования и самореализации через приобщение к искусству. Развитие салонных форм, в частности, способствовало формированию подготовленной слушательской аудитории, что является необходимой предпосылкой успешного восприятия музыки и иных видов искусств. [26]
    Среди многообразных функций русского салона особая, преобладающая роль принадлежит эстетической функции. Это во многом позволяет объяснить быстрое и мощное развитие  литературы и музыки в России. В силу многих социокультурных факторов элитарный слой дворянско-аристократической интеллигенции в России, благодаря салону, стал фундаментом последующего  мощного культурного и художественного развития общества.[27]
    Основой той или иной функции салонной культуры является определенная потребность, эту функцию удовлетворяющая. Так, в основе социальной функции салонной культуры лежит потребность дворянского сословия в культурной идентификации, в закреплении его социальных отличий в культурном пространстве.
    Среди основных функций салонной культуры - коммуникативная, призванная удовлетворять потребность дворянского сословия в общении с себе равными. Но это общение строится по определенным правилам, отличается своеобразием, что еще раз подчеркивает избранность социального слоя, породившего эту культуру.
    Эстетическая функция, в свою очередь, конкретизировалась в литературной, музыкальной, театральной, воплощаясь не только в творчестве, но и в формировании определенных эстетических вкусов, идеалов.
    По мнению Елены Николаевны Палий можно сформулировать задачи решению которых способствовала  литературная функции:
    - формированию русского литературного языка;
    - рождению различных литературных кружков и обществ, которые развились на основе салонов;
    - активному влиянию салонной культуры на писателя, поэта, драматурга («салонная» комедия), композитора (особенно в романсовом творчестве), редактора и издателя;
    - развитию жанров прозы и поэзии;
    - накоплению живых форм творческого общения писателя и читателя;
    - развитию литературных игр, публичного чтения своих и чужих произведений, ведению дискуссий;
    - ознакомлению с зарубежной литературой и критикой.
    Музыкальная функция русского салона способствовала:
    - ознакомлению с европейским музыкальным искусством;
    - формированию наиболее прогрессивными представителями дворянства в салонах идеалов национального русского искусства;
    - влиянию на композиторское, исполнительское и музыковедческое творчество;
    - популяризации романса и созданию отечественных видов романса;
    - знакомству и изучению русской народной песни в салоне;
    - поддержке отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.[28]
    Не менее важны и иные функции салонов, традиционно свойственные разным видам культуры, а именно: производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений, что может быть представлено как мировоззренческая функция.[29]
    По мнению Е.Н. Палий, салонная культура выступает в современном культурном наследовании как память о культуре дворянства на историческом отрезке XVIII-XIX вв. Ее функция в настоящее время состоит в том, что она транслирует образцы высоких эстетических идеалов, интеллектуального общения, большой гуманистический потенциал. Любая культура, в том числе и салонная, в конечном итоге отражает запросы, интересы, ценностные ориентиры людей определенного времени. И задача нынешнего дня - перенять все самое лучшее, что было в салонной культуре того периода, поэтому можно говорить о том, что и сейчас салонная культура выполняет важную функцию транслирования наследия прошлого. [30]
    Классификации салонов первой половины XIX века.
    Современные исследователи выделяются аристократические салоны, где большинство составляли представители дворянской аристократии, и демократические салоны, в которые на равных допускались представители разночинной интеллигенции. Вместе с тем такое деление достаточно условно, поскольку и в те, и в другие салоны в качестве гостей приглашались профессиональные поэты, писатели, художники и пр., которые, как правило, не являлись представителями дворянского сословия. Начиная с первой половины XIX века и в последующем, состав салонов становится все более разночинным. Разделение салонов на аристократический и демократический происходило отнюдь не всегда в зависимости от происхождения и социального статуса хозяина. Так, в доме князя В.Ф. Одоевского было два салона - демократический и аристократический. [31]
    По своей направленности выделяются отдельные виды салонов, например, литературные, музыкальные, философские. Однако в деятельности многих салонов трудно выделить одну какую-либо направленность. Большая их часть носила разноплановый характер: литературно-музыкальный, художественно-философский и прочее. Так например, салон Шувалова был литературной направленности, а салон Михаила Юрьевича Виельгорского - музыкальной. [32]
    Наряду с литературными и музыкальными в Петербурге были и театральные салоны, как, например, известный «чердак» Шаховского. Так называли друзья его квартиру, расположенную на последнем этаже. В отличие от великосветских салонов здесь собирались писатели, журналисты, актеры. Страстно влюбленный в театр хозяин был другом и наставником многих молодых драматических артистов. Вопросы театра занимали главное место в беседах его гостей. [33]
    Любой салон определялся личностью его хозяина (хозяйки), и именно от его (ее) интересов зависела направленность салона. Анализировать салон вообще, безотносительно к личности его основателя, нельзя. Вот почему в исследовании салонов такое значение придается личностным характеристикам его создателей.
    В салоне Шувалова встречались выдающиеся государственные сановники того времени. Сам Шувалов был известен как покровитель писателей и поэтов, владелец богатейших коллекций картин и художественных изделий.
    Музыкальный салон графа М.Ю. Виельгорского, который сам был выдающимся композитором и музыкантом, славился своими концертами, где выступали известные певцы, композиторы, музыканты.
    Е.М. Хитрово имела типичный великосветский салон в Петербурге в начале XIX в.. Огромная эрудиция, образованность, воспринятая на Западе европейская манера общения - качества, присущие хозяйке салона. Вся животрепещущая жизнь, европейская и русская, политическая, литературная и общественная, получила отголоски в салоне Елизаветы Михайловны.
    В.Ф. Одоевский, государственный чиновник, публицист, механик-изобретатель, композитор и музыкальный общественный деятель, был известен своими литературно-философским салонами в Санкт-Петербурге и Москве. На долгие годы они сделались примечательностью отнюдь не одной светской столичной жизни: интеллектуальные беседы, множество тем и широта господствующих интересов были преобладающими в салоне. [34]
    Ещё один тип классификации салонов зависит  от их географического положения салона. Местоположение салона относительно отдаленности от столицы или центра города существенно влиял на содержание салона и его посетителей.
    Провинциальные салоны и кружки являлись центрами просвещения нередко для целых уездов, способствуя культурному развитию местных помещиков и чиновников. [35]
    Салоны в центре Петербурга как правило были разночинными и с распространенными увлечениями их посетителей.
    К примеру, литературные салоны Москвы, где сосредоточились в 1830-40-е годы основные силы двух главных прогрессивных направлений общественной мысли того времени - западничества и славянофильства, служили выражением господствующих в среде русской интеллигенции литературных направлений, научных и философских взглядов. Московские литературные салоны Елагиной, Свербеевых, Павловых сыграли немалую роль в идейном развитии русского общества. Они способствовали также в известном смысле взаимообогащению и взаимовлиянию идей западничества и славянофильства. Обращение московских западников через славянофилов к проблематике основ народного быта (общины, артели и т. п.) привело к большей умеренности воззрений Герцена, Грановского и других крупных представителей западничества в Москве; с другой стороны, в салонной полемике с западниками выкристаллизовывались взгляды славянофилов.[36]
    Развитие на протяжении периода
    Итак, развитие салонов Петербурга происходила в соответствии с развитием культурной и общественной жизни страны. Но была и обратная связь, существование салонов и развитие в их сфере новых творческих течений и инноваций напрямую влияло на развитие культурной жизни страны.
    Так салоны эпохи Александра I оказывали влияние на развитие общественного сознания: в них складывалось общественное мнение по актуальным вопросам современности, почитались гуманистические ценности, формировались литературно-эстетические вкусы, поддерживались нравственные, культурные традиции российского дворянства, созидалась творческая атмосфера, культивировалось чуткое отношение к дарованию, в какой бы сфере деятельности оно не проявлялось.[37]
    К 20-м гг. XIX в. салоны приобрели значение своеобразного стилистического «кода эпохи». Они сыграли определяющую роль в развитии литературного профессионализма, становлении литературных авторитетов, признали занятие художественным творчеством важнейшей составляющей образованного человека. Интеллектуальная атмосфера, характер салонных бесед создавали модель конкурентного общества, где социальный статус не наследовался, а достигался собственными усилиями, требующими постоянного подтверждения. Важен сам этап салонного творчества, на протяжении которого была разрушена кастовость литературной элиты. Салоны Александровского царствования стали не только пространством подлинной культуры общения, дружеского и профессионального, но и мастерскими слова, где складывалась традиция ведения интеллектуальной утонченной беседы, оттачивалось умение ясно и образно мыслить, остроумно и захватывающе говорить.[38]
    В пушкинскую эпоху салон находится в самом расцвете, но суть этого культурного явления становится яснее в контексте его исторической судьбы.[39]
    После 14 декабря 1825 ряд кружков прекратил своё существование. Иной характер приобрели и многие старые, и недавно возникшие кружки. Прежние литературные споры ушли в прошлое, «камерные» жанры утратили прежнее значение, а вместе с ними в значительной степени утратил свою домашность и литературный быт; всё это лишило возможности слушателя-критика чувствовать себя соавтором текста. Нарождались романтические каноны (не предполагавшие постоянного оформления контакта с аудиторией), которые вели к утверждению ценности индивидуалисткой импровизации, авторского чтения.[40]
    В 30-е годы салоны начинают носить более сдержанный, серьезный характер. Сказались изменения в общественной обстановке: осторожнее и опасливее становятся разговоры, сужается круг общения, реже устраиваются в салонах различные развлечения — театрализованные представления, шарады и тому подобное.[41]
    К концу 50-х годов XIX века «блестящее время» дворянских салонов пришло к концу; они, по выражению Кавелина, «отступили на второй план перед грозными политическими событиями, восточной войной и внутренними преобразованиями... Наступила другая эпоха». Действительно, пора утонченной культуры «аристократов духа и мысли» безвозвратно уходила в прошлое. Выразителем новой эпохи становится не человек типа Карамзина, а Белинский — разночинец, с точки зрения посетителей великосветского салона — «плебей до мозга костей». Наступил период, ознаменованный появлением в общественной и культурной жизни страны новой силы — разночинной интеллигенции, создавшей уже иные формы профессиональных и дружеских объединений. [42]
     
    [16] Никитина А. Концерт классической музыки в музыкальном салоне Вильегорских. Художественный  салон  Петербурга: история и современность, 21.07.2010
    [17] Аронсон М. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер; Ред. и предисл. Б.М. Эйхенбаума. - М.: Аграф, 2001 С. 110
    [18] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002
    [19] Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Культурология" / Н.И. Яковкина. - СПб.: Лань, 2000 С.186
    [20] Нива: Илл. журн. литературы, политики и соврем. жизни. №5, 1984. – СПб.: Т-во А.Ф. Маркс, 1870-1918 С. 24
    [21] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002
    [22] Салоны, кружки и собрания литературные // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. / [Редкол.: Б.Б. Пиотровский (гл. ред.) и др.]. - М. : Большая рос. энцикл., 1992 С.559-561
    [23] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002
    [24] Великая княгиня Елена Павловна – хозяйка Михайловского дворца : [книга-альбом] : к 200-летию со дня рождения / [авт. текста Е.Я. Кальницкая]. - СПб: Palace Editions, 2007 С. 26-27
    [25] Ермаков З. Великая княгиня Елена Павловна. Исторический портрет // Московский журнал, 5, М., 2007
    [26] Палий Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра культурологии : специальность 24. 00.01 <Теория и история культуры> /Е.Н. Палий; Гос. акад. славян. культуры. – М., 2008 С. 26
    [27] Никитина А. Концерт классической музыки в музыкальном салоне Вильегорских. Художественный  салон  Петербурга: история и современность, 21.07.2010
    [28] Палий Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра культурологии : специальность 24. 00.01 <Теория и история культуры> /Е.Н. Палий; Гос. акад. славян. культуры. – М., 2008 С. 27
    [29] Там же С. 28
    [30] Палий Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра культурологии : специальность 24. 00.01 <Теория и история культуры> /Е.Н. Палий; Гос. акад. славян. культуры. – М., 2008 С.28
    [31] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002
    [32] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002
    [33] Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Культурология" / Н.И. Яковкина. - СПб.: Лань, 2000 С.186
    [34] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002
    [35] Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Культурология" / Н.И. Яковкина. - СПб.: Лань, 2000 С. 192
    [36] Палий Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра культурологии : специальность 24. 00.01 <Теория и история культуры> /Е.Н. Палий; Гос. акад. славян. культуры. – М., 2008 С. 34
    [37] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002
    [38] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002
    [39] Нива: Илл. журн. литературы, политики и соврем. жизни. №5, 1984. – СПб.: Т-во А.Ф. Маркс, 1870-1918 С. 25
    [40] Салоны, кружки и собрания литературные // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. / [Редкол.: Б.Б. Пиотровский (гл. ред.) и др.]. - М. : Большая рос. энцикл., 1992 С. 559-561
    [41] Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Культурология" / Н.И. Яковкина. - СПб.: Лань, 2000 С. 187
    [42] Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Культурология" / Н.И. Яковкина. - СПб.: Лань, 2000 С. 193

    Заключение
     
    На основе рассмотренных примеров петербургских салонов можно сделать выводы о значение салонной культуры как об изолированной сфере для развития творческого потенциала участников салона, и как результат формирование нового направления в культуре города и страны.
    Салонную культуру нередко называли оранжерейной. С одной стороны, салоны как изолированная сфера создавала благоприятные условия для рождения нового творческого потенциала, фрмирования эстетических принципов, во многом определивших развитие русской литературы и искусства. С другой,  возможно, самые главные ценности этой культуры были хрупки, эфимерны и, к сожалению, оставались лишь в кругу постоянных участников салона.
    Салоны постепенно становились неотъемлемым компонентом частной жизни российского дворянства, поддерживая преемственность идеалов и взаимопонимание между поколениями.[43] 
    Рассмотрение данной темы дало возможность утверждать, что салон, как феном культуры полифункционален, он характеризуется взаимным переплетением функций, каждая из которых удовлетворяет определенные потребности людей в духовной сфере.
    Среди таких функций можно выделить: социальную (связанную, в первую очередь, с социальной и культурной идентификацией дворянства); коммуникативную (интеллектуальное общение); эстетическую, которая конкретизируется в литературной, музыкальной, театральной; мировоззренческую, раскрывающуюся в гуманистическом, социально-аксиологическом, информативном аспектах; культурно-воспитательную; регулятивную; компенсаторную. Применительно к современным процессам культурного наследования можно выделить специфическую функцию салонной культуры: она транслирует образцы высоких эстетических идеалов, интеллектуального общения, большой гуманистический потенциал.
    Типологизация салонов может проводиться по разным основаниям. Одно из таких оснований, социальный состав участников салона. По этому основанию выделяются: аристократические салоны, где большинство составляли представители дворянской аристократии, и демократические салоны, в которые на равных допускались представители разночинной интеллигенции. Вместе с тем такое деление достаточно условно. Более явным такое деление начинает ощущаться с 30-40-х гг. XIX века.
    По своей направленности выделяются салоны литературные, музыкальные, философские, политические, а также литературно-музыкальные, художественно-философские и прочие.
    Не менее важна типологизация салонов, обусловленная личностными характеристиками хозяев салона. На фоне исторического исследования дворянской салонной культуры России XVIII-XIX вв. важно отметить роль отдельных личностей в истории становления и развития салонной культуры России: И.И. Шувалова, А.Н. Оленина, М.Ю. Виельгорского, Е.М. Хитрово, В.Ф. Одоевского, З.А. Волконской, А.П. Растопчиной, К.Ф. Фукса и многих других.
    По своему местоположению салоны можно подразделить на столичные (Санкт-Петербург, Москва) и провинциальные. Провинциальные салоны и кружки являлись центрами просвещения нередко для целых уездов, способствуя культурному развитию местных помещиков и чиновников. [44]
    Нельзя утверждать, что на сегодняшний день салонная культура совершенно забыта. Так, например, ярким примером современной салонной культуры может являтся салон на Итальянской улице, возрождающий располагавшийся на этом месте салон Вильегорских.
    Одним из направлений современного развития салонной культуры являются светские салоны. Конечно, зачастую они носят исключительно официальный характер. Большинство того, что происходит на данных встречах, происходит по протоколам, определенным правилам. Но, к сожалению, значение данных салонов для общественной культурной жизни Петербурга и страны не ясно. С одной стороны большинство данных салонов объединяют некий круг заинтересованных людей, возможно даже близких по родству. Но с другой стороны, так как эти светские салоны довольно редкое явление в современном мире, своей замкнутостью в одном числе участников салон отсекает возможность выхода тех или иных новшеств или обсуждений в остальной мир. Таким образом, из-за строгих рамок состава участников, и замкнутости общения светский салон теряет все функции культурного салона как связанного с обществом феномена, а остается только непосредственная значимость салонного общения для узкого круга его участников.
    На сегодняшний момент не редкостью является литературный или музыкальный салон как одна из форм в образовательной деятельности среднего образования. Основываясь на наш опыт работы в среднем образовательном заведение, можем заметить, что данная форма изучения материла по курсу литературы, музыки, истории, краеведения и других, является результативной по сравнению с классической формой проведения урока. Так и для воспитательной работы в среднем образование салон как форма проведения мероприятия является многофункциональным. Благодаря успешной работе учителя (или группы учителей, если речь идет о междисциплинарном мероприятие) ученик сам начинает интересоваться не только заданным кратким материалом. А если усилить эффект и провести салон в стиле той или иной эпохи, то в спектр интересов ученика так же могут войти такие темы как история костюма, быт и нравы той или иной эпохи, этикет и другие.
    Так же стоит отметить, что на сегодняшний день салонная культура может помочь в решение одной из главных культурологических проблем – проблему культурного наследования. Ведь именно в такой сфере как салон  может зарождаться и вырастать творчески ориентированная личность.
    Таким образом, можно заключить, что более глубокое изучение салонной культуры Петербурга в период её подъема необходимо для дальнейшего использования полученного опыта в современной культурной среде.
     
     
     
    [43] Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002
    [44] Палий Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра культурологии : специальность 24. 00.01 <Теория и история культуры> /Е.Н. Палий; Гос. акад. славян. культуры. – М., 2008 С. 33

    Список источников и литературы, использованных в работе
     
    Источник
    Нива: Илл. журн. литературы, политики и соврем. жизни. №5, 1984. – СПб.: Т-во А.Ф. Маркс, 1870-1918  
    Литература
     
    Аронсон М. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер; Ред. и предисл. Б.М. Эйхенбаума. - М.: Аграф, 2001. – 398 с.Бондаренко В. Былого века львицы … и девицы. Литературные салоны в России в первой половине XIX века. Электронный  доступ http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=87  (последняя дата обращения 28.01.2011 г.)Вацуро В.Э. С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры / В.Э. Вацуро. – М.: Книга, 1989. – 413 с.Великая княгиня Елена Павловна – хозяйка Михайловского дворца : [книга-альбом] : к 200-летию со дня рождения / [авт. текста Е.Я. Кальницкая]. - СПб: Palace Editions, 2007Ермаков З. Великая княгиня Елена Павловна. Исторический портрет // Московский журнал, 5, М., 2007. Эл. доступ http://mj.rusk.ru/show.php?idar=801320 (последняя дата обращения 28.01.2011 г.)Лысикова О. В. Художественно-интеллектуальные салоны Александровской эпохи. (первая четверть XIX века ) / Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов Вып. 1, 2002 г. / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002 -. Эл. доступ http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/tourism/tur.and.space.3.php (последняя дата обращения 28.01.2011 г.)Никитина А. Концерт классической музыки в музыкальном салоне Вильегорских. Художественный  салон  Петербурга: история и современность, 21.07.2010. Эл. доступ http://www.dit-spb.ru/2010/07/22/koncert-klassicheskojj-muzyki-21-ijulja.html (последняя дата обращения 28.01.2011) Ожегов С. И. Словарь русского языка : Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 13-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1981. - 816 с.Палий Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра культурологии : специальность 24. 00.01 <Теория и история культуры> /Е.Н. Палий; Гос. акад. славян. культуры. – М., 2008Салоны, кружки и собрания литературные // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. справ. / [Редкол.: Б.Б. Пиотровский (гл. ред.) и др.]. - М. : Большая рос. энцикл., 1992 Успенская В.И. Женские салоны в Европе XVII – XVIII веков // Женщины. История. Общество: Сб. науч. тр. Вып. 2, 2002 / Твер. гос. ун-т, Твер. центр жен. истории и гендер. исслед. - Тверь: Твер. ун-т, 1999-. Эл. доступ http://www.tvergenderstudies.ru/pbbk006r.htm (Последняя дата обращения 28.01.2011 г.)Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Культурология" / Н.И. Яковкина. - СПб.: Лань, 2000  
     
     
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Салон как социокультурный феномен в контексте развития национальной культуры в России первой половины XIX вв. ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.