Полный текст:
Оглавление
Введение. 3
1... Концепция любви в
рассказах И.А. Бунина. 5
2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и
Маргарита” 8
Заключение. 10
Список использованной литературы.. 11
Введение
В современном мире
одной из самых актуальных тем является тема любви. Это прекрасное чувство
воспевалось еще с древнейших времен, и к счастью, никогда не устареет. Любовь,
какой бы она не была, одинаково волнует
как взрослого, так и ребенка, многие готовы совершать подвиги ради любви, а
некоторые даже не осознают всю красоту и силу этого чувства.
Именно поэтому многие
поэты и писатели стремились показать истинное место любви в человеческой
жизни, человеческих отношениях, используя свои, присущие только им приемы, и,
выражая в своих произведениях, свои взгляды на это прекрасное чувство.
С вулканической
энергией тема любви раскрывается в современной литературе: о ней пишут и поэты,
и писатели, философы и журналисты, а также критики. За несколько
последних десятилетий о любви пишется намного больше, чем за несколько веков.
При этом литература отличается оригинальностью мышления и интенсивными
поисками.
Целью данной работы является раскрытие выбранной темы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачу: выяснить на примере
творчества двух писателей, какую роль все-таки занимает любовь в современной
литературе.
Конечно, невозможно
в рамках одного реферата осветить всю сокровищницу русской любовной
литературы, как и нельзя отдать предпочтение какому-либо автору, поэтому выбор поэтов и писателей в данном
реферате, на примере творчества которых автор попытаться раскрыть выбранную
тему, носит скорее личный характер. Каждый из выбранных автором писателей
слова видел проблему любви по – своему, и разнообразие их взглядов позволяет
максимально объективно раскрыть выбранную ими тему.
В произведениях
многих писателей сложились определенные особенности отношения к неувядающей никогда и
возвышенной теме – любви.
Любовь – это полное
изменение нашей жизни, переключение организма в определенном направлении,
более прекрасном, чем было раньше. В этом и заключается огромная нравственная сила
любви, истребляющая эгоизм, и возрождающая человека в новом, нравственном
качестве.
В любви возрождается
образ бога, то идеальное начало, которое связано с образом вечной красоты и
женственности. Воплощение в индивидуальной жизни такого начала создает
неизмеримое блаженство, то самое чувство радости, которое знакомо практически каждому человеку.
В любви человек находит самого себя, свою личность. В ней отражается единая,
истинная индивидуальность.
1.
Концепция любви в рассказах И.А. Бунина
И.А. Бунин всегда
имел весьма своеобразный, отличный от большинства других писателей того
времени взгляд на любовные отношения.
Образ любви в его
творчестве – это особое взаимодействие духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, нельзя постичь, не познав плоти. Именно
поэтому отстаивал в своих произведениях чистое отношение к телесному и плотскому.
Любовь в его видении означало загадочное влечение двух полов друг к другу,
чем и отличались его произведения от творчества других авторов.
Одну из самых
лучших книг рассказов о любви И. Бунина “Темные аллеи» не зря называют
энциклопедией любовных драм, в ней писатель смог объединить и трагичность, и
нежность, и красоту, связанные с
прекрасным чувством любви.
Герои “Темных
аллей” не препятствуют природе, их поступки всегда противоречат общепринятой
морали. Любовь всегда преступает норме, выходит за рамки обыденности. А
аморальность для писателя является неким признаком подлинности любви, так как
обыкновенная мораль оказывается привычной схемой, в которую не укладывается
стихия современной жизни[1].
При описании
подробностей, связанных с риском и телом, когда автор становится беспристрастным, дабы не перейти тонкую грань, которая отделяет его искусство от порнографии, Бунин наоборот
всегда много волнуется – до спазма в
горле, до страстной дрожи, так как для него все, что связано с взаимоотношениями
полов, овеяно тайнами и святостью.
Как правило, за
счастьем любви в “Темных аллеях” обязательно следует расставание или даже смерть.
Герои упиваются близостью друг друга, но приводит она, к нашему сожалению, к разлуке, смерти или убийству. Счастье не всегда
может быть вечным: Натали умирает в преждевременных родах, Галя Ганская
отравилась, рассказе “Руся” влюбленных разлучает истеричная мать Руси.
И. Бунин позволил каждому герою только насладиться прекрасным
чувством, после чего лишает их возможности быть счастливыми даже жизни. Герой
рассказа “Натали” полюбил сразу двоих, но семейного счастья не смог найти ни
с одной. В рассказе “Генрих” очень много женских образов на любой вкус, но
главный герой предпочел одиночество и свободу от “жен человеческих”[2].
Любовь в рассказах Бунина никогда не заканчивается
счастливым браком, он сам лишает своих героев личного счастья, потому, что к
нему привыкают, а привычка приводит к потере чувств. Любовь по привычке не
может стать лучше, чем любовь внезапная, но искренняя. Герой рассказа “Темные
аллеи” никак не может связать себя узами брака с крестьянкой Надеждой, но женившись на женщине
своего круга, не обретает семейного счастья. Однако, несмотря на краткость,
любовь все-таки остается вечной в памяти героя именно потому, что было
мимолетной.
Отличительной
особенностью любви в понимании является сочетание не совсем сочетаемых вещей.
Эта странная связь любви и смерти постоянно фигурирует у Бунина, именно
поэтому название сборника “Темные аллеи” вовсе не означает “темные”, а просто
запутанные и трагические лабиринты любви.
Любовь, какой бы
она не была является великим счастьем, даже если она завершается трагически. К такому выводу,
пускай поздно, но приходят большинство бунинских героев, потерявших или
разрушивших свою любовь. В этаком позднем раскаянии, запоздалом просветлении
героев таится та самая особенность, которая позволяет нам говорить и о
несовершенстве людей, которые не научились жить, осознавать и дорожить своими
чувствами, и о несовершенстве самой жизни и тех обстоятельств, которые очень
часто препятствуют истинным человеческим взаимоотношениям, а самое важное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют неугасающий
след духовной красоты и преданности.
2. Философия любви в романе М.А. Булгакова “ Мастер и Маргарита”
Книгой
жизни можно назвать фантастический,
философский и исторический роман
Булгакова «Мастер и Маргарита»,
который занимает особое место в русской литературе и дает читателям
возможность понять мировоззрения и поиски автора.
Один из главных принципов
романа связана с “вечной любовью” Мастера и Маргариты. Возможно, в их глазах
горел никому непонятный огонек, по другому никак не объяснишь ту любовь,
которая “пробежала” перед ними и поразила обоих.
Благодаря такой
внезапной любви, мы могли ожидать пылкий, страстный, бурный роман, но все
было тихо, мирно, по-домашнему. Маргарита каждый день посещала подвальную
квартирку Мастера, “ надевала фартук...зажигала керосинку и готовила
завтрак...когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в
подворотне вода...влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель...В
подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя
обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето,
в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы...”[3].
Вот как бережно
и умиротворенно продвигались их отношения. Не погасили любовь ни несчастные
дни, когда роман Мастера был оскорблен критиками и жизнь для влюбленных была
приостановлена, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его ничем не предвещаемое
исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на секунду,
она могла только мысленно просить его, чтобы он освободил ее от чувств.
Чувства Мастера и
Маргариты будут вечными только потому, что один из них будет бороться за
чувства двоих. Маргарита пожертвует собой ради любви Маргарита, а Мастер,
испугавшись такого сильного чувства, в итоге попадет в сумасшедший дом, в
душе надеясь, что Маргарита забудет его навсегда. Но, разве что-либо может
заставить отказаться от своих чувств? Можно сказать «нет». Но в романе именно
трусость Мастера помогла ему бежать от любви, от всего мира и от самого себя.
Но Маргарита еще
раз доказывает, что ради любви она готова на любое испытание, даже стать
ведьмой, чтобы найти возлюбленного.
Когда читаешь
посвященные Маргарите эпизоды, приходит соблазн назвать их поэмой Булгакова
во славу своей собственной любви, с
которой каждый из нас готов был совершить свой «последний полет»[4]. Наверно, отчасти
так оно и есть. Во всех выходках Маргариты – и во время полета, и в гостях у
Воланда – ее сопровождает любящий взгляд автора произведения, в котором и
нежность, и ласка и гордость за нее – за настоящее королевское достоинство, благодарность
за Мастера, которого она своей любовью спасла от безумия и возвратила в жизнь.
Все события и явления отражаются в светлых водах этого ручья любви.
Счастливой развязки
в романе Булгаков придумывать не хотел. Только для Мастера и Маргариты писатель
приберег отдельный счастливый финал: их ожидает вечный покой.
Булгаков в своем
произведении показал ту силу любви, ради которой любой человек сможет
преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь счастья и покоя.
Заключение
Подводя итоги, хочется отметить, что литература на
протяжении многих лет обращалась к теме любви, пытаясь объяснить ее
нравственный и философский смысл. В
этой традиции любовь понимается широко и многозначно, прежде всего, как путь
к творчеству, к нравственному совершенствованию, а также моральной
отзывчивости. Концепция любви предполагает единство философии и понятия
любви, и потому она так тесно связана с миром литературных образов.
На примере
произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, автор
попытался раскрыть тему любви, используя взгляд на нее разных писателей.
Любовь в произведениях И.А. Бунина проявляется как
прекрасное чувство, глубоко-нравственное, как великое счастье, даже если оно завершается
трагически.
В произведении
“Мастер и Маргарита” М. Булгаков показывает, что каждый любящий человек способен
на жертву ради счастья и спокойствия любимого человека. И при этом и он также остается счастливым.
Времена меняются,
но проблемы остаются такими же: “в чем смысл жизни”, “что есть добро и что
такое зло”, “что такое любовь и в чем ее смысл”. Автор поддерживает точку
зрения многих, что тема любви будет звучать вечно и согласен с мнением
выбранных писателей и поэтов о том, что чувство любви бывает разное, глубокое
и бесконечно нежное.
Любовь делает
человека благородным, мягким и милосердным. Она выявляет в каждом из нас все
самое хорошее, делает нашу жизнь прекрасней.
Список использованной литературы
1. Агеносов В. В. "Трижды романтический
мастер": Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература
народов России XIX–XX веков. М., 1995 – 45 с. .
2. А.А. Ивкин “Философия любви”, М. 2006 г. - 235 с.
3. Бабарынкин
Ф.Г. “Михаил Булгаков”, Просвещение, М. 1991. г. – 150 с.
4. Белкова Н.М.
«Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М. 2001 г. – 260 с.
5. Бунин И.А. Избранное, “Максла”, Рига, 1985 г – 210 с.
6. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Москва.
1966. № 11; 1967. № 1. (Первая публикация романа).
7. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М.,
2006. – 230 с.
8. Казаркин А. П. Истолкование литературного
произведения. Кемерово. - 2008 г. - 145 с.
9. Каплан И.Е.,
Н.Т. Пинаев. Хрестоматия
историко-литературных материалов. , “Просвещение”, М. 1999 г. – 250 с.
10.
Ларионов М.Ю. Художественная литература. М. 1999 г. – 140 с.
[1] Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в
России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 147.
[2] Белкова Н.М. «Русский Эрос, или Философия любви в
России», «Просвещение», М. 2001 г. – с. 182.
[3]
Казаркин
А. П. Истолкование литературного произведения. Кемерово. - 2008 г. - с. 34.
[4] Каплан И.Е., Н.Т. Пинаев. Хрестоматия историко-литературных материалов.
, “Просвещение”, М. 1999 г. – с. 115.