Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конституционные ограничения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Конституционные ограничения
  • Предмет:
    Конституционное право
  • Когда добавили:
    31.07.2014 15:34:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ  
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
    ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА…………………………………………6
    1.1 Значение конституционных принципов как норм высшей юридической силы………………………………………………………………………………...6
    1.2 Права и обязанности человека и гражданина как опора для развития государства……………………………………………………………………….10
    ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ВЫСШАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ……………………………...13
    2.1 Категории прав и свобод человека и гражданина в конституционном механизме развития государства………………….............................................13
    2.2 Основные обязанности человека и гражданина  в конституционном праве…………........................................................................................................20
    ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА………………………………………………...23
    3.1 Конституционные ограничения и предпосылки к их применению………23
    3.2 Принципиальные аспекты ограничения прав и обязанностей: теоретические и практические проблемы законотворчества…………………25
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..30
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Актуальность темы. Изменения в экономической, политической, социальной, культурной и правовой  сферах, которые пришлось претерпеть российскому государству  на пути к усовершенствованию механизма обеспечения прав и свобод людей и граждан, явились периодом довольно длительным. Необходимость принятия Конституции как основного Закона и гаранта прав и обязанностей была просто необходима после распада советского строя. Глубокие изменения в жизни государства начались с момента принятия в 1990 году Декларации о суверенитете. Для подкрепления такого законодательного акта потребовалась реорганизация полномочий и компетенции ряда органов государственной власти. Остро встал вопрос о разграничении прав, свобод и обязанностей людей, граждан и представительских органов власти.
    Принципы государственного суверенитета позже были включены в редакцию новой Конституции, в 1993 году она была принята по результатам всенародного голосования с множеством изменений и внесенных поправок.
    Конституция отразила и продолжает отражать качественные изменения в политической жизни государства и общества.
    Объектом исследования является отношения в гражданском обществе и государстве, связанные с конституционными принципами обеспечения прав и обязанностей и ограничения на законодательном уровне определенного ряда свобод.
    Конституция Российской Федерации напрямую связана с общепризнанными нормами международного права, особенно в части защиты прав и свобод человека.
    Предметом исследования выступают в работе конституционные ограничения прав и обязанностей граждан, которые имеют определенные предпосылки и характерные черты. Эти обстоятельства подчеркнут цивилизованность и образованность нашего государства и стимулируют развитие законодательства в части защиты и предоставления гражданам прав и свобод и выполнение ими соответствующих обязанностей.
    Цель работы – это изучение прав и свобод человека и гражданина в сфере действия конституционных принципов защиты человека как отдельной ценности, определение необходимости ограничения прав и обязанностей на законодательном уровне и общественном.
    По отношению к поставленной цели были сформированы и задачи:
    ? изучить значение конституционных принципов как норм высшей юридической силы, а Конституции как единого и основного верховного Закона;
    ? выделить и охарактеризовать общепризнанные права и обязанности человека и гражданина в свете действия конституционного механизма;
    ? проанализировать категории прав и свобод человека на законодательном уровне;
    ? выделить основные и специальные обязанности, возлагаемые государством на человека и гражданина в общественных отношениях;
    ? определить значение и содержание конституционных ограничений;
    ? выявить теоретические и практические аспекты конституционных принципов ограничения прав и обязанностей как условия демократического развития государства.
    В работе были использованы эмпирический метод (для возможности анализа существующих теоретических наработок и практических исследований), исторический метод (для необходимости изучения предпосылок становления конституционного строя в Российской Федерации), сравнительный метод (при определении отличий в международных и национальных условиях предоставления человеку и гражданину прав и обязанностей); системный метод (для упрощения возможности классификации к подходу изучения прав и свобод), метод индукции и дедукции (при формулировании логического перехода от частного к общему и от общего к частному).
    Теоретической основой для работы послужили законодательные акты международного и национального характера, теоретические авторские разработки в виде публикаций, монографий и статей отечественных ученых и практиков, а также научно-практическая и учебная литература.
    Научная новизна исследования будет оставаться актуальной на протяжении всего развития человеческого общества и государственного механизма как гаранта каждого человека, так как права, свободы и обязанности каждого всегда считаться основной ценностью для любого цивилизованного, демократического, социального и культурного государства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА  
    1.1 Значение конституционных принципов как норм высшей юридической силы На современном этапе развития Конституция государства должна обладать не только свойствами высшей юридической силы и Основного Закона, но и должна быть актом прямого действия. Практическое значение данного принципа не сводится к элементарным понятиям определения и предоставления, оно является более широким по смыслу и  состоит в том, что на основе конституционных норм и принципов у гражданина, чье право нарушено, есть право обраться за защитой в суд. Суд не вправе отказать, ссылаясь на отсутствие того или иного акта, так как нормы Конституции, в первую очередь, направлены для использования их при решении конкретных дел и как основы для правоприменения.
    Положение о прямом действии конституционных норм и ее юридической силе закреплено в самом тексте Конституции[1]. История указывает на то, что ранее таковых записей не было и это говорит о том, что принятие Конституции подразумевает не только проведение торжественной процедуры, но и вкладывает в ее существование глубокий смысл, возлагая на нее, тем самым, функции гаранта и охранительного документа. Юридически правильная и грамотная Конституция является достижением любой страны или государства, это юридически сильный нормативно-правовой акт, существование которого необходимо для реализации человеческих прав и свобод, определения круга обязанностей, решения конкретных споров.
    Прямое действие Конституции является для государства предпосылкой к развитию, свидетельствует о его глубоких экономических и правовых переменах и преобразованиях, указывает на развитые общественные отношения.
    А. Б. Венгеров отмечает, что использование конституционной нормы в пределах ее прямого действия может предоставить государству возможность усиления механизма принуждения, но исключительно на правовой основе[2]. 
     Все нормы Конституции должны не только рассматриваться как нормы прямого действия, но и должны являются таковыми на деле. Любая норма, которая имеет непрямое действие, должна быть рассмотрена как исключение или специально оговариваться, возможно, с отсылкой на тот или иной нормативно-правовой акт  либо с указанием необходимой сферы законодательства. Отсутствие нормативно-правовых актов с прямым действием, помимо конституционных, не должно являться причиной отказа для применения норм Основного Закона. Правосудие должно обеспечивать на достойном уровне действие конституционных норм, а особенно в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил и указал, что конституционные нормы имеют верховенство над законом и подзаконными актами, в силу чего при разбирательстве судам просто необходимо основывать свои решения на действии Конституции[3].
    Органы государства и правосудия могут применять конституционные нормы отдельно от других правовых актов, совместно с ними и при необходимости мотивации или объяснения конкретных целей своих действий и решений.
     Часто к наиболее популярным и распространенным принципам конституционных норм относят толкование, то есть правильное и официально подкрепленное разъяснение необходимо для определения сферы действия конституционных норм, определения их характера, условия применения и законодательного закрепления. Официальным толкованием норм Основного Закона занимается специализированный орган – Конституционный Суд, деятельность которого и заключается в решении возникающих конфликтов на законодательном уровне. Творческим толкованием норм Конституции могут заниматься и теоретики-практики, но значимость их толкования на официальном уровне сводиться к нулю и носит характер чисто познавательный.
    Из научных источников видно, что большинство конституционных норм, которые применяются конституционными судами, касаются определения и защиты прав и свобод человека и гражданина и определения государственного устройства[4].
     Само толкование имеет некоторые сложности, особенно в части, когда одна и та же норма должна быть интерпретирована настолько логично и четко, чтобы в последующем не вызвать противоречия со специализированными актами, которые имеют четко ограниченную сферу влияния на те или иные правоотношения.
    При толковании норм, касающихся прав и свобод значение конституционной нормы удваивается. С одной стороны, требуется уточнение реальной системы ценностей, которой она служит, именно такой, которой бы нельзя было злоупотреблять в политическом и иных смыслах. Ведь доступность Конституции всем слоям населения может предоставить возможность нарушения и неправильного понимания ее основополагающих принципов. Для этого суду важно использовать не только общеизвестные правовые подходы к толкованию, но и воспользоваться научными идеями и доктринами, чтобы сохранить тонкую грань между главным правовым характером нормы и ее возможными неверно истолкованными версиями.
    Соответственно, этому Основной закон рассматривается не только как юридический документ, но и как акт, который объединяет в себе нормы материального права. Процессуальные нормы закрепляются больше в специальных нормативно-правовых актах, которые  связанные с Конституцией и не имеют противоречий.
      Конституционно-правовые отношения, которые возникают при использовании и применении тех или иных правовых норм имеют специфические признаки, которые дают возможность отличать их от всех иных норм. К ним можно отнести следующие категории:
    ? форма и смысл содержания, которым наполнены каждая норма и правоотношение;
    ? особый субъективный состав;
    ? совокупность определенных отношений как общественных, так и политических;
    ? связная реализация, подкрепляемая не одной особой нормой, а целой системой.
    То есть, отношения, возникающие из конституционных норм, представляют общественные отношения с определенной юридической связью и определением прав и обязанностей каждого субъекта – участника этих правоотношений.
    Для конституционных норм важно указать то, что они являются правилами общего характера. Ж. И. Овсепян верно и обоснованно говорит о том, что любая конституционная норма рассчитана на все жизненные ситуации, а не пишется под конкретные правоотношения. Вместе с тем, эти нормы являются высоко обобщенными по сравнению с другими и несут в себе глубокий внутренний смысл[5]. Следовательно, в общественных отношениях данные нормы отражаются более абстрактно с учетом общих положений. Таким нормам присуща неперсонифицированность, то есть адресация касается всех субъектов, зависит от того, чье право и в какой степени будет нарушено.
    Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, значение каждой конституционной нормы является очень значимым для существующих правоотношений. Из-за того, что эти нормы действуют в совокупности, они могут регулировать огромный круг общественных и гражданских правоотношений. В толковании данных норм главное участие отводится Конституционному суду, который благодаря своим специфическим полномочиям совершает и определяет границы применения той или иной нормы. В литературе существует мнение о целесообразности создания норм, которые исчерпывают себя во времени[6]. Но важно отметить, что перечень таких норм должен быть исчерпывающим и по отношению к иным отраслям права, они не должны вызывать противоречий.
     
    Права и обязанности человека и гражданина как опора для развития государства Понятие прав и свобод человека объединяет группу определенных правоотношений, связанных крепко с человеческой сущностью, так как они принадлежат каждому человеку от самого его рождения и неотделимы от него. Они определяют возможности и способности человека и гражданина в обществе и государстве, поэтому их важность просто невозможно переоценить. На уровне Российской Федерации права и свободы охраняются  на законодательном уровне и провозглашаются Конституцией РФ.
    Права человека составляют основу конституционных норм любого государства и общества. Большинство из них охранялось долгое время не нормами закона, а нормами традиций и морали. Права образуют статус человека как личности, как гражданина и обеспечивают его правомерность.
    В международном праве впервые термин прав и свобод человека и гражданина был употреблен в Декларации прав человека и гражданина от 1789 года, хотя сама идея возникла значительно раньше: еще в 1215 году с принятием Великой хартии вольностей.
    Укреплению и развитию прав и свобод человека и гражданина послужили мировые изменения: от монархического режима правления стали отказываться и переход к либеральным отношениям не заставил себя долго ждать. Так, в XIX веке возник первый, на наш современный взгляд, очень ограниченный набор прав и свобод, хотя по своей сути он был просто необходим для возможности развития мирового сообщества в дальнейшем. В XX веке во время периода социализма к политическим и гражданским правам прибавляют социально-культурные права. И только лишь в 1948 году под влиянием ранее прошедших тоталитарных и авторитарных режимов и двух пережитых мировых воин была принята на международном законодательном уровне Всеобщая декларация прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. В ней были указаны главные права, которые человеку принадлежат с рождения и этот факт впервые был закреплен[7].
    Позже понятие прав человека подкрепилось соответственным механизмом обеспечения: принципом демократии и правового государства. Соответственно в контексте такого взаимоотношения права начали рассматриваться в совокупности со свободами (определенной ее степенью). То есть, при осуществлении каких либо прав индивид должен руководствоваться определенными рамками и мерками поведения, следовательно, учитывать не только свои интересы, но и интересы окружающих. Свободой называют способность и возможность сознательного и волевого выбора своего поведения, но не противоречащего интересам другого. В основе понятия «свобода»  лежит не только желание законодателя поддержать условия правопорядка и законности, но и сформировать правильный ценностный взгляд каждого человека на отношения в гражданском обществе и правовом государстве.
    Таким образом, важно подвести итог и выделить то, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения и являются неотчуждаемыми; обязанность государства заключается не в возможности предоставления прав и свобод, а в формировании условий их соблюдения и защиты; международно-правовые стандарты в сфере прав и свобод человека являются основополагающими для других государств; права и свободы достаются всем людям и гражданам в равной степени и мере; нормы, которые поддерживают права и свободы должны быть четкими, определенными во времени и пространстве и постоянно действующими; государство и его власть, процесс законотворчества и его цель должны быть определены необходимостью поддержания прав и свобод на достойно высоком уровне. Права и свободы могут быть ограничены только в исключительных случаях и в интересах самого же человека. Защита должна осуществляться в судебном порядке, а осуществление всегда находиться на должном правовом уровне.
     
     
     
     
     
    ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ВЫСШАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
     
    2.1 Категории прав и свобод человека и гражданина в конституционном механизме развития государства
    Конституция России устанавливает ряд прав и свобод, которые являются непосредственно действующими. Это говорит о том, что Конституция как Основной закон государства, кроме закрепления уже существующих прав и свобод, имеет право на создание дополнительных, которые могут возникнуть вследствие развития правовой, экономической, социальной, культурной или иных сфер.  Главное, что установленные права и свободы не противоречили и не ущемляли существующие основные права каждого человека и гражданина.
    В. И. Видяпин называет таким правом равенство людей перед законом и судом и верно замечает, что такое равенство совершенно не требует у человека наличия каких-либо привилегий и тем самым подчеркивает основное правило, что объем прав дан всем в равной степени[8].
    Права человека в российском законодательстве разделены по группам, которые практически во всем соответствуют международным требованиям. Их классифицируют по сфере применения – на гражданские (личные), политические, экономические и социально-культурные.
    Личные права, или гражданские, имеют неоценимо высокое значение для жизни каждого человека. Основная их цель заключается в гарантии самой жизни, как формы существования, защите ее от незаконного и необоснованного насилия, обеспечении достоинства, индивидуальности и неповторимости каждого человека. Причем касается эта цель как общественных, так и политических, культурных, национальных, международных, религиозных и иных отношений. Данная группа прав возникает у человека при рождении и не может быть реализована никем кроме него.
    Конституция Российской Федерации дает исчерпывающий перечень гражданских прав[9], присущих каждому человеку и сюда можно отнести:
    ? право на жизнь (является неотчуждаемым и самым важным правом, высшей ценностью человека, государства и общества);
    ? право на достоинство личности (выступает социально-изменчивой юридической категорией и может наполняться совершенно разным содержанием относительно культурного мировоззрения того или иного общества);
    ? право на свободу и личную неприкосновенность (право, которое подразумевает независимость и свободу человека, но только при законопослушном и правомерном поведении);
    ? право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (раскрывает понятие личных отношений сквозь правоотношения государственные и создает определенное понимание тайны и суверенитета для личности);
    ? право на неприкосновенность жилища (данным правом обладают лица, которые являются собственниками, законными арендаторами или наемщиками);
    ? право на свободу определения и указания национальности и пользования родным языком (данное понятие затрагивает сферу отношений государственного аппарата с накопленными культурными традициями, защита этноса и его исторических специфик является правом на самоопределение личности);
    ? право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (это право возникло на основании, исторически сложившегося, жесткого отношения к передвижению и перемене жительства и было зафиксировано в соответствующем международном документе);
    ? право на свободу совести (заключается в возможности индивидуально определять свое вероисповедание, принятие или непринятие определенных верований);
    ? право на свободу мысли и слова (данное право указывает на уровень развития государства и общества, на его демократичность, законность и культурность и признает плюрализм мнений).
    Политические права и свободы относятся к первому поколению прав и получили свое распространение еще во времена буржуазных и гражданских воин во Франции. На сегодня, они являются естественными и неотчуждаемыми правами, тесно переплетаются с гражданскими, так как часто имеют много общих сфер влияния и применения.
    Е. Ю. Бархатова выделяет у них ряд определенных признаков, таких как: тесная связь с личными правами и наполнение их конкретным смыслом; связаны с осуществлением политических отношений в государстве; в отличие от личных прав имеют четкий субъективный состав владельцев – граждан конкретного государства; являются мерой привлечения каждого гражданина к участию в государственной жизни и политических отношениях[10].
    Конституция Российской Федерации соотносит некоторые гражданские и политические права, такие как свобода мысли и слова и право на информацию. Данный ряд прав очень тесно функционирует как в одной, так и в другой категории и является практически неразрывным союзом гражданско-политических прав.
    Политические права реализуют права и свободы конкретных граждан, хотя они не умаляют прав личных. К ним можно отнести[11]:
    ? Право на объединение.
    Это право также имеет смешанный характер, так как если человек не обладает личными правами, он не может иметь право на объединение политического характера. Если изначально в основе права лежит объединение совместных общественных усилий и взглядов, то данное право будет соотноситься с присущими гражданину свободами. Объединения могут создаваться для защиты и представления интересов, формулировать принципы своей деятельности с использованием международной и национальной практики, удовлетворять духовные, культурные и социальные интересы. Цель этого права направлена на удовлетворение законных потребностей граждан, их самоутверждения.
    ? Право на проведение публичных мероприятий.
    Законодательством предусмотрено право граждан на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирований. Это проявляется в социальной и политической активности определенных слоев населения. Публичные мероприятия должны иметь мирный характер и подкрепляться санкциями государственных органов власти.
    ? Право на участие в управлении делами государства.
    Это право по своей сути касается всех граждан государства. Оно проявляется через возможность избирать и быть избранным, участия в референдумах и народных голосованиях. Избирательное право делится на активное и пассивное. Конституция Российской Федерации предусматривает законодательное обеспечение данного права и возможности ограничения данного права.
    ? Право на обращения в государственные органы и органы местно­го самоуправления.
    Обращение граждан – это, в первую очередь, источник информации и укрепления связей с государством. Необходимость граждан в обеспечении таким правом заключается в решении вопросов общественных отношений.
    Экономические и социально-культурные права и свободы представляют второе поколение прав человека. Основаниями возникновения данного права послужила борьба трудящихся за улучшение своего материального и морального положений. Свойственны этим правам единство содержания, общесоциальность, справедливость и направленность действий.
    Среди групп экономических прав и свобод можно выделить следующие:
    ? право на свободу предпринимательской деятельности и законной экономической деятельности;
    ? право частной собственности;
    ? право свободной собственности по отношению к земле и другим природным ресурсам;
    ?  право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию[12].
    Право частной собственности и предпринимательской деятельности являются для России относительно новыми институтами. Основная их направленность заключается в обеспечении всех граждан достойной собственностью и правом на самореализацию при совершении предпринимательской и иной экономической деятельности. Вопрос о земельных участках подразумевает установление равных требований и оснований для возникновения права владеть, пользоваться и распоряжаться землей и иными природными ресурсами.
    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах выделяет ряд экономических прав, которые также закреплены в конституционных нормах. К ним можно отнести право на труд и достойное вознаграждение за труд, право на отдых и право на создание профессиональных союзов[13].
    Социальные права выступают в любом государстве и обществе гарантом защиты и обеспечения жизни, свободного развития человека как личности, нормального развития, функционирования партнерских отношений между людьми.
    Социальные права как категория включают в себя:
    ? Право на охрану материнства, детства и семьи.
    Впервые данный принцип на уровне российского законодательства был закреплен в 1977 году и предусматривал рассмотрение семьи как ячейки общества, ее важнейшего звена, по которому, в зависимости от его защищенности, определяется развитие и становление гражданского общества и государства[14]. Для развития данного права и его обеспечения государство создает и проводит соответственные мероприятия, вводит различные гарантии и льготы, программы поддержки малообеспеченных слоев населения.
    ? Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан.
    Данное право основывается на социальном обеспечении каждого нуждающегося человека, то есть на участии общества в содержании своих нетрудоспособных членов. Оснований для социального обеспечения существует много, среди них, болезни, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей.
    Очень близки по смыслу к предыдущему виду право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на получение жилища малоимущи­ми гражданами бесплатно или за доступную плату.
    ? Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
    Данное право базируется на нормах законодательства, связанного с охраной здоровья и предусматривает определенный перечень услуг, которые могут быть оказаны гражданам. Граждане имеют непосредственное право на получение информации о вредных, опасных факторах, которые их окружают, о данных относительно уровня загрязненности[15].
    ? Право на благоприятную окружающую среду.
    Граждане имеют возможность и право на получение сведений об экологической ситуации в своем районе, городе или стране. Создание и поддержание законодательством необходимой природной среды обеспечивает качественное существование всех людей на данной территории[16].
    Культурные права способствуют развитию и формированию духовной культуры населения, осознанию необходимости морального развития. Они включают в себя право на образование и его общедоступность, свободу преподавания и возможности творчества, право на защиту интеллектуальной собственности.
    Таким образом, права и свободы человека и гражданина являются важными и с точки зрения закона, и морали и традиций, и наработанных правил поведения в обществе. То есть человек обладает всеми теми правами, которые осознает, поэтому все права являются важными для обеспечения достоинства человека.
     2.2 Основные обязанности человека и гражданина  в конституционном праве Существование в современном мире прав и свобод неразрывно связано с выполнением определенных обязанностей, что и возлагается конституционными нормами на людей и граждан. Обязанность – это мера необходимого поведения человека в определенном обществе или при участии в общественных отношениях, призванная обеспечить устойчивость правового регулирования.
    Обязанности можно поделить на естественные и юридические. Носителями естественных обязанностей всегда является сам человек и общество. Естественные обязанности соответствуют идентичным личным естественным правам, таким как право на жизнь, право на собственности. Обязанность, соответственно, заключается в  обязанности не воровать, не убивать.
    Юридические обязанности  порождает гражданин, государство, органы власти. Они имеют чаще всего правовую природу и закреплены на законодательном уровне. Логично было бы, если бы за каждым правом, которое предоставляется человеку и гражданину, закреплялись и соответствующие виды обязанностей.
    Общее понимание и содержание обязанностей как соответственной категории закреплено на международном уровне, особенно в части общих нормативных актов, которых предусматривают обязанности перед обществом, государством, аппаратом власти и вообще закрепляет за каждым человеком и гражданином возможность наступления определенных обязательств, вследствие полученных прав и свобод[17].
    Основные обязанности граждан обычно закреплены в Конституции и могут быть детализированы в соответствующих нормативно-правовых актах.
    В правовом государстве всегда к гражданину выдвигается больше требований, которые направляются на закрепление норм самого законодательства. В гражданском обществе права и обязанности являются единым комплексом, который при правильном его применении всегда даст положительные результаты, то есть тут действует та же система сдержек и противовесов, которую обычно применяют к аппарату властных полномочий.
     Конституция Российской Федерации придерживается международных стандартов в области обязанностей и указывает, что государство возлагает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Как следствие, гражданин обязуется использовать предоставленные права и свободы только в законно дозволенных границах. Много дел, рассмотренных в судебном порядке, гласят об обжаловании любых действий, которые прямым или косвенным образом могли бы нарушить имеющиеся права и свободы. Обжаловать можно действия государственных органов, учреждений, предприятий, общественных организаций, должностных лиц[18]. 
    То есть, права и свободы являются реальными категориями только в том случае, когда характеризуются чертами законности, правопорядка и дисциплины.
    Ряд прав, например, такие как воинская обязанность, может возникать вместе с правом в случае достижения определенного возраста. Основной закон предусматривает, что каждый гражданин как обладает всеми необходимыми правами, так и несет в равной степени все возложенные на него обязанности[19].
    Принцип равенства обязанностей распределяется в равной степени на каждого, но нельзя сказать, что на граждан возложено обязанностей больше нежели на людей, просто некоторые права и обязанности свойственны только гражданам.
    Таким образом, обязанности, закрепленные в конституционном праве – это равноценная и главная составная обеспечения законности всех прав и свобод, присущих человеку и гражданину. Обязанности носят чаще всего императивный характер  и являются обязательным правилом поведения каждого, что и подкрепляется соответственными законодательными предписаниями.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА  
     3.1 Конституционные ограничения и предпосылки к их применению Наиболее актуальными проблемами в сфере конституционных правоотношений является определение и разграничение сферы границ ограничений прав и свобод человека и гражданина. Надлежащее их решение способствует укреплению законодательства и развитию правовой практики.
    Основаниями для определения ограничений прав и свобод, в первую очередь, является нарастание проблем мирового характера, которые зачастую свидетельствуют о возможности кризиса национальной экономики и рыночных отношений, а также нарушения правовых отношений в обществе и государстве. Поэтому правильное применение ограничения прав и свобод поможет целесообразнее относиться и оценивать уровень правового развития государства.
    В. В. Лапаева указывает на то, что вопрос определения ограничений нужно сначала рассматривать в плоскости политической. Так как тесное сотрудничество с мировым сообществом рано или поздно заставит задуматься над глобальными проблемами терроризма, легализации доходов, торговли людьми. С учетом поставленной проблемы некоторый ряд прав и свобод необходимо детализировать в связи с нарастающими практическими проблемами[20]. Другим популярным аспектом в пользу необходимости ограничения прав и свобод является необходимость реформирования политической системы, проведение которой может незамедлительно повлечь ограничение некоторых прописанных Основных законом прав и свобод.
    Конституция Российской Федерации указывает на перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению при чрезвычайных условиях[21]. Но данный перечень не является исчерпывающим. Так как ограничение права должно использоваться только в том, случае, если его применение в чрезвычайное время может подвергнуть опасности безопасность государства или его конституционного строя. В нормальной ситуации, в мирное время на уровне законодательства не выделен ряд прав, по отношению к которым может применяться ограничение. Кроме того, этот ряд прав должен быть поделен на основной и второстепенный, исходя из необходимости его использования людьми и гражданами при совершении обычных гражданских правоотношений.
    Законодательство указывает на права, которые могут быть ограничены, только в части злоупотребления ими либо нарушения правильности использования. К таким правам можно отнести право на личную неприкосновенность (ограничивается по решению суда), право на передвижение и выбор места жительства (решение суда или уполномоченного органа, которое базируется тоже на решении суда), право на неприкосновенность жилища (по решению суда ил на основании закона), право на участие в управлении государственными делами (чрезвычайное положение), свобода мысли и слова (при нарушении морально-этических норм, но тоже на основании судебного решения).
      Изучив основания возникновения прав и свобод и возможные условия наступления ограничений можно сказать, что:
    ряд определенных ограничений наступает только при чрезвычайном положении;пределы ограничений, применяемых федеральными законами должны быть подвержены конкретизированному перечню оснований;ограничения должны устанавливаться при злоупотреблении правами и свободами;объем прав и свобод не должен быть уменьшен без законных на то оснований[22]. Таким образом, границы и условия применения ограничений прав и свобод должны носить только законный и обоснованный характер. Поэтому реформирование системы права просто необходимо, особенно в части правосудия и законности – главных принципах, на которых и базируются ограничения прав и свобод человека и гражданина.
     
    3.2 Принципиальные аспекты ограничения прав и обязанностей: теоретические и практические проблемы законотворчества Принципиальным вопросом правового и экономического развития Российской Федерации является создание и налаживание институтов, которые обеспечивают функционирование гражданского общества и государства. Основной задачей на пути к реформированию является  обеспечение интересов граждан, их прав и свобод, а также поддержание достойной их защиты на законодательном уровне.
    Решение поставленных вопросов должно, прежде всего, заключаться в сбалансированности интересов граждан, общества в целом и государства. Интересы граждан должны быть урегулированы путем наложения неких ограничений на их права и свободы, которые помогали бы их поддерживать на достойном уровне.
    Актуальность проблемы ограничения, по мнению С. С. Пчелинцева, на современном этапе развития очень возросла потому что:
    возможность ограничения предусмотрена только чрезвычайным положением, федеральным законом и судебным решением, хотя положение про осуществление прав и свобод гражданина не нарушающее другие аналогичные права продолжает действовать с момента возникновения международного порядка регулирования и закрепления прав и свобод;безопасность государства и общества при возможности наступления глобальных мировых проблем должна функционировать с применением всех возможных мер, которые тоже могут проявиться в необходимости ограничений;актуальности данной проблемы на территории российского государства способствовало общественное настроение масс, по мнению, которых государство является одним большим правом для всех, поэтому нарушается государственные принципы демократизма, правового и социального государства, плюрализма;между интересами государства и граждан должна быть выбрана оптимальная система соотношения, которая предусматривает поддержание стабильного курса развития на национальном и международном уровне[23]. Ограничения прав и свобод не первый раз вызывает проблемы в российском обществе и государстве. Ранее такие ограничения имели диктаторский и репрессивный характер, поэтому, сегодня воспринимаются многими гражданами как попытки проведения террора.
    Другой актуальной проблемой, которая затрагивает не только законодательно установленные принципы, является правовой и законодательный нигилизм, который проявляется не только со стороны граждан, но и со стороны самого государства. Игнорирование основополагающих принципов законности и правопорядка продолжаются и дальше, хотя в мировом сообществе уже давно установленные жесткие меры воздействия  при таких нарушениях.
    Баланс между правами гражданина и правами государства должен иметь взаимный интерес и удовлетворять интересам обеих сторон, то есть должен выступить результатом компромисса и общественной необходимости.
    Проблема ограничения прав и свобод граждан, при всей ее актуальности, является частным случаем более общей проблемы обеспечения на конкретной ступени развития общества, баланса интересов личности и государства. Насколько успешно она решается, зависит от выбора приоритетов в правовой политике.
    Выходами из сложившейся ситуации можно считать, во-первых, закон, его правильное формулирование и толкование может устранить множество противоречий. Во-вторых, поддержание принципа саморегуляции гражданского общества, которое непосредственно выступает третьей стороной этих отношений. И наконец, при установлении ограничений должны быть предложены четкие и веские обоснования данных действий со стороны власти: аргументация и анализ ограничения как отдельного правового явления в государстве и ожидаемый результат при его применении к правам и свободам граждан.
    На сегодня, подводя итог сказанному, можно сказать только то, что возможность урегулирования баланса ограничений возможна только при восприятии и функционирования аппарата государства как традиционного источника демократии, плюрализма, четкости, дисциплины и ответственности.
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
    В полноценном демократическом обществе существование прав и свобод человека и гражданина – признак его развитости и законности. Их обязанности составляют важнейший социально-правовой институт, который указывает на установление и поддержание порядка в государстве.
    Основной Закон Российской Федерации – Конституция – провозглашает права и свободы человека важнейшей его ценностью, которая поддерживается и защищается государством.
    Основные права и свободы по своей природе являются не отчуждаемыми и классифицируются по признаку обеспечения сферы влияния  на гражданские, экономические, политические, социальные и культурные. Государство при определении прав и свобод дает понятие ограничения их.
    Основные признаки ограничений связаны с неблагоприятными государственными условиями. Кроме того, они несут в себе конкретные аргументы относительно фактического уменьшения объема прав и свобод, направляются на защиту государственных и общественных отношений и предполагают снижение негативного влияния того или иного фактора в отношении которого действовало ограничение.
    Способами ограничения прав и свобод могут быть как абсолютные запреты (заниматься какой-либо деятельностью, то есть не реализовать право или свободу), вмешательство в реализацию права (совершается на основании федеральных законов или решения суда), установление обязанностей или ответственности.
    В современном конституционном праве ограничения должны устанавливаться только Конституцией.
    По своей природе ограничения могут быть юридическим или естественными. Естественные прямо вытекают из отношений и предусматривают наступление непредотвратимых последствий при не применении ограничений. Юридические имеют правовую (законодательную) природу и направлены на достижение баланса в отношениях между правами и свободами гражданина и обязанностями государства.
    Любое ограничение основывается на универсальном принципе столкновения ценностных интересов, которые должны защищаться. Ограничение должно быть рациональным, адекватным и аргументированным.
    Основания для ограничения прав и свобод должны быть обусловлены конкретной ситуацией и соблюдением установленных правил поведения.
    Отдельный ряд ограничений возможен только при наступлении конкретных правоотношений. Хотя установить жесткую границу между правами государства и гражданина практически невозможно, так как в большинстве случаев они совершаются в совокупности, как и защищаются.
    Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина всегда будет для государства главной проблемой, а ограничения должны выражаться только в законных пределах реализации гражданином своих прав для обеспечения необходимого баланса.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Нормативно-правовые и другие официальные документы 1. Конституция РФ от 25.12.1993 (с изменениями от 30.12.2008). – М.: СУИ, 2010. – 32 с.
    2. Всеобщая декларация прав человека : прин. Генерельной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1995. – 5 апреля.
    3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: прин. Резолюцией 2200 А (XXI) Ген. Ассамблеи от 16.12.66 г. (вступил в силу 03.01.1976 г.). – Режим доступа : http://www.un.org/russian/documen/convents/pactecon.htm (дата обращения: 31.08.10).
    4. Российская Федерация. Верховный Совет РФ. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. (с изменениями от 24.12.1993, 02.02.1998, 02.12.2000, 27.02.2003, 29.06.2004, 01.12.2004, 07.03.2005) // Российские вести. – 1993. – 9 сентября.
      5. Российская Федерация. Государственная Дума РФ. Об охране окружающей среды от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ : прин. 20.12.2001 г. // Парламентская газета. – 2002. – 12 января.
    Специальная литература 6. Бархатова,  Е. Ю.  Комментарий к Конституции Российской Федерации.  –  М. : «Проспект», 2010. – 255 с. 
    7. Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник / А. Б. Венгеров. – М. : Омега-Л, 2008. – 608 с.
    8. Видяпин, В. И. Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. / В. И. Видяпин ; под ред. Т. П. Данько, А. С. Борисова. – М. : Топик, 2007. –  1050 с.
    9. Овсепян, Ж. И. Конституционно-правовые нормы и институты // Jour club : [http://www.jourclub.ru/]. – Режим доступа : http://www.jourclub.ru/5/245/1 (дата обращения: 31.08.10).
    Периодическая печать 10. Лапаева, В. В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина / В. В. Лапаева // Законодательство и экономика. - 2008. - № 1. - С. 11–17.
    11. Лукашева, Е. А. Совершенствование деятельности государства — необходимое условие обеспечения прав человека /Е. А. Лукашева // Государство и право. - 2005. - № 5. - С. 62–63.
    12. Пчелинцев, С. С. Гражданское общество и проблемы ограничения прав и свобод граждан: теоретические и правовые аспекты / С. С. Пчелинцев // Отечественные записки. – 2008. - № 6 (26). – С. 10-15.
    Материалы практики 13. Российская Федерация. Пленум Верховного суда РФ. О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан от 21 декабря 1993 г. №10 (в ред. от 25.10.96) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 3. – ст. 20.
    14. Российская Федерация. Пленум Верховного Суда РФ. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия от 31.10.1995 г. №8 (с изменениями от 06.02.2007г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - №1. – 1996. – 20 с.
    15. Российская Федерация. Конституционный Суд РФ. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1), и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации от 27.01.99 г. № 2-п // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 1999. - № 3. – 15 с.
    Электронные ресурсы 16. Конституционное правосудие // Юридическая конфликтология : [http://konf.org.ua/]. – Режим доступа : http://konf.org.ua/24/002.php (дата обращения: 31.08.10).
     
     
     
     
    [1] Конституция РФ от 25.12.1993 (с изменениями от 30.12.2008). – М.: СУИ, 2010. – ч. 1 ст. 15.
    [2] Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник / А. Б. Венгеров. – М. : Омега-Л, 2008. – 123 с.
    [3] Российская Федерация. Пленум Верховного Суда РФ. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия от 31.10.1995 г. №8 (с изменениями от 06.02.2007г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - №1. – 1996. – Преамбула.
    [4] Конституционное правосудие // Юридическая конфликтология : [http://konf.org.ua/]. – Режим доступа : http://konf.org.ua/24/002.php (дата обращения: 31.08.10).
    [5] Овсепян Ж. И. Конституционно-правовые нормы и институты // Jour club : [http://www.jourclub.ru/]. – Режим доступа : http://www.jourclub.ru/5/245/1 (дата обращения: 31.08.10).
    [6] Российская Федерация. Конституционный Суд РФ. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1), и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации от 27.01.99 г. № 2-п // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 1999. - № 3. – п.п. 1, 2.
    [7] Всеобщая декларация прав человека : прин. Генерельной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1995. – 5 апреля. – ст. 1.
    [8] Видяпин, В. И. Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. / В. И. Видяпин ; под ред. Т. П. Данько, А. С. Борисова. – М. : Топик, 2007. –  с. 164.
    [9] Конституция РФ от 25.12.1993.  – ст.ст. 20-29.
    [10] Бархатова,  Е. Ю.  Комментарий к Конституции Российской Федерации.  –  М. : «Проспект», 2010. – С. 54-60. 
    [11] Конституция РФ от 25.12.1993.  – ст.ст. 30-33.
    [12] Конституция РФ от 25.12.1993.  – ст.ст. 34-37.
     
    [13] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: прин. Резолюцией 2200 А (XXI) Ген. Ассамблеи от 16.12.66 г. (вступил в силу 03.01.1976 г.). – Режим доступа : http://www.un.org/russian/documen/convents/pactecon.htm (дата обращения: 31.08.10) - ст.ст. 6-15.
    [14] Бархатова,  Е. Ю.  Комментарий к Конституции Российской Федерации. – С. 65-71.
    [15] Российская Федерация. Верховный Совет РФ. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. (с изменениями от 24.12.1993, 02.02.1998, 02.12.2000, 27.02.2003, 29.06.2004, 01.12.2004, 07.03.2005) // Российские вести. – 1993. – 9 сентября. – ст.ст. 11-12.
    [16] Российская Федерация. Государственная Дума РФ. Об охране окружающей среды от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ : прин. 20.12.2001 г. // Парламентская газета. – 2002. – 12 января. – ст.ст. 3,4.
    [17] Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.  – ст. 10.
     
    [18] Российская Федерация. Пленум Верховного суда РФ. О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан от 21 декабря 1993 г. №10 (в ред. от 25.10.96) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 3. – ст.ст. 1-2.
    [19] Конституция РФ от 25.12.1993.  – ст.6.
    [20] Лапаева, В. В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина / В. В. Лапаева // Законодательство и экономика. - 2008. - № 1. - С. 11–17.
    [21] Конституция РФ от 25.12.1993.  – ст.56.
    [22] Лукашева, Е. А. Совершенствование деятельности государства — необходимое условие обеспечения прав человека /Е. А. Лукашева // Государство и право. - 2005. - № 5. - С. 62–63.
    [23] Пчелинцев, С. С. Гражданское общество и проблемы ограничения прав и свобод граждан: теоретические и правовые аспекты / С. С. Пчелинцев // Отечественные записки. – 2008. - № 6 (26). – С. 10-15.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конституционные ограничения ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.