Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Роль калькулирования в управлении производством

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Роль калькулирования в управлении производством
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    31.07.2014 16:59:36
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ   3
     
    ГЛАВА 1. теоретические аспекты  калькулирования себестоимости   4
    1.1. Понятие калькулирования себестоимости   4
    1.2. Классификация способов калькулирования себестоимости 6
     
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЖЕЛЕЗОБЕТОН»   16
    2.1. Краткая характеристика ЗАО «Железобетон»     16
    2.2. Анализ затрат ЗАО «Железобетон»     17
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ     24
    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ     28
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ     33
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
     
    Калькулирование себестоимости продукции является необходимым процессом при управлении производством. Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало периода норм и смет. Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции и используется для анализа и динамики себестоимости.
    Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции и осуществляется предприятием самостоятельно.
    Правильная организация бухгалтерского учета готовой продукции и затрат на ее производство необходима для формирования информации, на базе которой будут приниматься управленческие решения. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.
    Цель курсовой работы  - понять роль калькулирования в управлении производством.
    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
    - дать понятие калькулирования себестоимости;
    - классифицировать способы калькулирования себестоимости;
    - проанализировать затраты  ЗАО «Железобетон»
    Объект исследования – ЗАО «Железобетон».
    Предмет исследования – затраты и калькулирование себестоимости.
    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, практической части и списка литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
     
    Понятие калькулирования себестоимости  
    В настоящее время вопрос, касающийся классификации способов учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции, является дискуссионным.
    Специалисты выделяют такие способы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, как позаказный, попередельный и котловой. В экономической литературе встречаются и другие варианты, когда специалисты добавляют или комбинируют разные способы калькулирования себестоимости продукции. Так, попередельный и попроцессный способы считаются не синонимами, а самостоятельными способами калькулирования себестоимости.
    В экономической литературе получили широкое распространение также такие способы учета, как учет по нормативной себестоимости (стандарт-костинг) или учет по неполной себестоимости (директ-костинг). Полагаем, что каждый из них служит самостоятельной характеристикой процесса калькулирования, что дает возможность применения на практике различных комбинаций, например позаказное калькулирование полной фактической себестоимости продукции, позаказное калькулирование полной нормативной себестоимости продукции, позаказное калькулирование неполной фактической себестоимости продукции и т.д.
    Способы калькулирования себестоимости классифицируются прежде всего по различным объектам, что определяется особенностями технологических процессов производства продукции[1].
    Объект калькулирования представляет собой объект, фактическая себестоимость которого подлежит исчислению: продукция организации или ее подразделений, технологических фаз, переделов, стадий и т.д.
    Примерами такого объекта калькулирования могут быть следующие: для машиностроения - деталь, для пассажирского транспорта - место на отдельном маршруте или пассажиро-километр, для грузового транспорта - рейс или тонно-километр, для металлургии - определенное количество чугуна или стали конкретной марки (например, тонна).
    Выбор объекта калькулирования лежит в основе деления затрат на прямые и косвенные, а также построения всей системы аналитического учета организации.
    В зависимости от выбора объекта калькулирования определяется и калькуляционная единица (то есть измеритель объектов калькулирования), например:
    - натуральные единицы - килограммы, штуки, киловатт-часы и т.д.;
    - условные (приведенные) единицы - спирт крепостью 100 градусов, вода полностью дистиллированная и др.;
    - единицы работ - тонно-километр перевезенного груза;
    - единицы времени - машино-час, человеко-час и др.
    В упрощенном виде отличие котлового, позаказного и попередельного способов учета затрат и калькулирования заключается в следующем. При применении котлового способа объектом калькулирования признается все производство в целом, позаказного - продукт (изделие, заказ), попередельного (попроцессного) - процесс (часть технологии). В результате затраты распределяются либо по продуктам (изделиям, заказам), либо по процессам (переделам), либо не распределяются вообще[2].
    Рассмотрим основные способы калькулирования себестоимости продукции.
     
    Классификация способов калькулирования себестоимости  
     
    Что такое калькулирование? Это процесс расчета себестоимости единицы изделия, партии (группы) однородных продуктов предприятия, набора изделий (заказа), отдельной производственной операции (стадии) производства.
    Рассмотрим подробнее каждый из указанных методов.
    Позаказный метод
    Позаказный метод калькулирования используется при изготовлении продукции в рамках одного небольшого заказа или отдельных партий. Такой метод калькулирования может использоваться, например, в строительстве, издательской деятельности или проектных работах. При использовании данного метода прямые статьи затрат, определенные таковыми учетной политикой организации (в соответствии с п. 1 ст. 318 и ст. 320 НК РФ), относятся непосредственно на изготавливаемую продукцию.
    Остальные затраты (общехозяйственные, общепроизводственные), т.е. и не являющиеся прямыми, могут быть распределены на выпущенную продукцию в соответствии с выбранным методом.
    Если организация установит, что косвенные расходы распределяются на изготавливаемую партию или заказ готовой продукции, то процесс распределения может быть следующим:
    выбирается база для распределения (это может быть оплата труда производственного персонала, основные материалы при изготовлении этой партии продукции и т.д.);
    производится расчет ставки распределения путем деления суммы косвенных затрат на величину базы распределения;
    определяется сумма косвенных затрат.
    Что касается финансового результата от реализации продукции по заказу (т.е. по отдельной сделке, договору), он формируется на базе условия, согласно которому себестоимость данных реализованных продуктов (изделий) принимается равной средней себестоимости всех продуктов[3] (изделий), произведенных за данный период.
    Оценка незавершенного производства при применении данного метода осуществляется путем суммирования всех затрат, относящихся к незаконченным заказам.
    Таким образом, данный метод применяется, когда известны данные об определенном заказе на заранее определенное количество продукции.
    Пример 1. При производстве продукции общепроизводственные затраты организации на протяжении месяца составили 300 000 руб.
    Предприятие изготавливало несколько разных заказов. Необходимо определить долю общепроизводственных расходов на определенный заказ.
    При изготовлении этого заказа прямые затраты составили:
    расходы на оплату труда основных производственных рабочих - 50 000 руб.;
    расходы на сырье и материалы - 70 000 руб.
    Базой распределения общепроизводственных расходов утверждены затраты на оплату труда основных производственных рабочих. За месяц заработная плата основных производственных рабочих по предприятию (с учетом ЕСН) составила 200 000 руб. Таким образом, ставка (процент) распределения составит:
    300 000 руб. : 200 000 руб. = 1,5.
    Сумма общепроизводственных расходов на определенный заказ составит:
    1,5 x 50 000 руб. = 75 000 руб.
    Отсюда следует, что прямые расходы (затраты на сырье (материалы) и заработную плату) и косвенные расходы (общепроизводственные) при изготовлении определенного заказа составят:
    50 000 руб. + 70 000 руб. + 75 000 руб.= 195 000 руб.
    Попередельный (попроцессный) метод
    Переделом (процессом) называется либо часть, либо весь технологический процесс, на стадии которого возможен выпуск полуфабриката или готового изделия, который может быть реализован. Также рассчитывается и себестоимость: либо окончательно готового изделия, либо промежуточной продукции (полуфабрикатов).
    Объектом калькулирования при применении данного метода является определенный некоторый процесс (передел). Попередельный метод калькулирования применяется при массовом изготовлении однородной продукции. При применении данного метода все затраты производства, осуществленные в течение определенного периода в целом по технологическим стадиям, делятся на количество изготовленной в этом периоде продукции, т.е. себестоимость единицы продукции рассчитывается делением всех фактических затрат на количество изготовленной продукции.
    Для данного метода характерно следующее:
    производство однородной продукции;
    недлительный технологический цикл;
    процесс производства может быть разбит на повторяющиеся операции.
    При применении данного метода процесс производства может выглядеть следующим образом. Изделия при их изготовлении переходят от одного подразделения (процесса) к другому до тех пор, пока изделие не будет изготовлено полностью и на конечном процессе не появится готовая продукция. При этом изделие после какой-либо операции в одном подразделении (цеху) передается в следующее подразделение (цех) для его дальнейшей доработки, т.е. каждое подразделение осуществляет какую-либо часть общего процесса производства изделия и передает его дальше, где оно подлежит дальнейшей обработке. Только при окончательном завершении всего процесса производства изделие передается на склад как готовая продукция.
    Попередельный метод может использоваться, например, в пищевой, металлургической, стекольной, химической и промышленности и т.д. Ярким примером может служить крупносерийное машиностроение - автомобилестроение.
    Итак, понятно, что, поскольку может быть реализована как окончательная продукция, так и полуфабрикат, процесс накопления затрат осуществляется только по тем стадиям производства, в которых реализуемое изделие "участвовало" при его изготовлении (путем суммирования затрат по каждому переделу, на котором побывало изделие). Отсюда можно сделать вывод, что особенностью данного метода является формирование объема затрат за определенный период (например, месяц) или по каждому завершенному процессу (переделу). Необходимо иметь в виду, что некоторые затраты, считающиеся косвенными при применении позаказного метода калькулирования себестоимости, при применении попередельного метода становятся прямыми (например, расходы на контроль процесса производства).
    Сложность применения данного метода заключается в том, что при изготовлении однородной и массовой продукции в наличии всегда имеется НЗП, оценка которого и осложняет применение данного метода калькулирования. При этом исчислить сумму всех затрат по незаконченным процессам производства недостаточно. При расчете НЗП также необходимо включить затраты по тем процессам производства, по которым не закончен процесс изготовления изделий, являющихся готовой продукцией[4].
    Попередельный (попроцессный) метод формирования себестоимости подразделяется на бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты.
    При бесполуфабрикатном варианте в бухгалтерском учете не отражается изготовление и движение полуфабрикатов; их производство и движение от цеха (передела) к цеху (другому переделу) контролируется на основании оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведется непосредственно в цехах, таким образом предусмотрена систематизация и учет затрат каждого отдельного цеха, в котором в настоящий момент изделие проходит обработку. Причем эти затраты не включают в себя себестоимость других цехов, из которых изделие было принято для его дальнейшей переработки[5].
    При применении данного варианта себестоимость полуфабрикатов не рассчитывается, поскольку идет расчет себестоимости готовой продукции, т.е. при выпуске готового изделия списываются расходы каждого подразделения (цеха) в доле его участия при изготовлении и выпуске готовой продукции.
    Полуфабрикатный вариант калькулирования применяется при расчете себестоимости как конечной готовой продукции, так и полуфабрикатов, изготовленных за определенный промежуток времени и в определенных подразделениях. Движение полуфабрикатов внутри производства по цехам отражается по фактической себестоимости и отражается бухгалтерскими записями, т.е. себестоимость полуфабрикатов калькулируется после каждого процесса (передела) их изготовления. При применении данного метода осуществляется контроль за себестоимостью изготавливаемых изделий, что влечет за собой увеличение количества объектов калькулирования.
    При применении полуфабрикатного варианта учета себестоимости продукции можно применять как счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства", так и отражать движение полуфабрикатов на отдельном субсчете счета 20 "Основное производство". Если применяется счет 21, то для отражения движения полуфабрикатов в бухгалтерском учете необходимо "сдавать" их на склад после прохождения каждого цеха (передела). В этом случае на счетах бухгалтерского учета осуществляется запись: Дебет 21, Кредит 20.
    Если будет применяться субсчет к синтетическому счету 20 "Основное производство", то изделия после каждого цеха на склад не "сдаются", а согласно технологическим документам передаются дальше в цех для их дальнейшей обработки.
    Пример 2. Производство готовой продукции осуществляется путем последовательных технологических стадий - в цехе N 1 и цехе N 2. Для изготовления изделий были приобретены материалы стоимостью 110 000 руб. В первом цехе были израсходованы материалы на сумму 80 000 руб., а во втором - на сумму 30 000 руб.
    В цехе N 1 затраты на выпуск продукции составили 20 000 руб., изготовлено и выпущено 200 кг полуфабрикатов. Из них 150 кг переданы для дальнейшей переработки в цех N 2, которым выпущено 100 кг готовой продукции. При этом затраты на выпуск (оплата труда производственного персонала) составили 15 000 руб.
    При определении себестоимости каждого этапа производственного процесса не учитываются накладные расходы: управление предприятием, складские и транспортные расходы и т.д.
    Затраты цеха N 1 при изготовлении 200 кг продукта составили 100 000 руб. (80 000 руб. + 20 000 руб.).
    Себестоимость 1 кг продукта - 500 руб. (100 000 руб.: 200 кг). Соответственно, себестоимость продукции, переданной для дальнейшей переработки в цех N 2, составляет 75 000 руб. (500 руб. x 150 кг).
    Для расчета себестоимости после прохождения продукцией переработки в цехе N 2 необходимо учесть затраты цеха N 1 и цеха N 2.
    Себестоимость изготовленных готовых изделий в количестве 100 кг составит 120 000 руб. (30 000 руб. + 15 000 руб. + 75 000 руб.). При этом себестоимость 1 кг составляет 1200 руб. (120 000 руб.: 100 кг).
    Нормативный метод
    Задачей нормативного метода учета затрат на производство является контроль за своевременным и рациональным расходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
    Организацией создаются нормы расхода материальных ресурсов при изготовлении определенного вида продукции, например нормы на оплату труда рабочих в течение каждого отчетного месяца. Эти плановые нормы расхода представляют собой нормативные калькуляции по изделиям. Сопоставление фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами затратами позволяет выявить, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д.
    Установленные нормативы являются средствами оперативного контроля и контроля за уровнем издержек. Процесс контроля включает в себя три последовательные стадии[6]:
    фиксирование фактической эффективности производства;
    сравнение фактической и ожидаемой степени эффективности производства;
    обеспечение обратной связи в целях осуществления постоянного мониторинга за развитием событий.
    Соответственно, отклонения могут быть как положительные (означающие экономию в затратах), так и отрицательные (означающие перерасход ресурсов).
    Организациями, производящими продукцию, должна производиться периодическая оценка себестоимости готовой продукции и полуфабрикатов на различных стадиях производства. Применение нормативного метода калькулирования себестоимости дает возможность получать информацию о стоимости единицы продукции, что позволяет определить оптимальный объем и цену продаж.
    По нашему мнению, применение нормативного метода калькуляции дает следующие преимущества:
    возможность существенно сократить вычисления по расчетам себестоимости;
    повышать эффективность управления и контроля за затратами;
    нормативные затраты могут служить лучшим критерием для оценки фактических затрат.
    Тем не менее нормативный метод калькулирования не позволяет абсолютно точно рассчитать себестоимость заказов и отдельных видов продукции, поскольку практически все накладные расходы рассматриваются как постоянные затраты, которые списываются в состав расходов в полной сумме в периоде их возникновения и не распределяются между заказами и видами продукции[7].
    Пример 3. Производственное предприятие производит для продажи ванильный сахар, для реализации которого необходимо его расфасовывать в бумажные пакетики весом по 25 г. Нормативные цены составляют 450 руб. за 1 кг ванилина и 2 руб. за каждый бумажный пакетик. Нормативные трудозатраты производственного персонала составляют 0,2 ч. на расфасовку одного пакетика в расфасовочном цехе (ставка оплаты трудозатрат - 280 руб.) и 0,1 ч. в упаковочном цехе (ставка оплаты трудозатрат - 360 руб.). Норматив переменных общепроизводственных расходов на время изготовления пакетика ванилина составляет 0,5 руб., постоянных общепроизводственных расходов - 0,7 руб.
    Таким образом, нормативные производственные затраты на изготовление одного пакетика ванилина составят: (450 руб. x 0,025 кг) + 2 руб. + (0,2 ч. x 280 руб.) + (0,1 ч. x 360 руб.) + 0,5 руб. + 0,7 руб. = 106,45 руб.
    Котловой метод
    Котловой метод иногда называют простым, так как он применяется при производстве однородной продукции или ограниченного количества видов продукции, в которых отсутствует незавершенное производство. При использовании этого метода все затраты за определенный период учитываются на счете 20 "Основное производство" и не распределяются по видам изготавливаемой продукции. В этом случае себестоимость единицы продукции определяется путем деления всей суммы затрат на количество выпущенной за этот период продукции.
    Данный способ калькулирования себестоимости продукции менее всех распространен на практике, поскольку данные бухгалтерского учета предоставляют информацию только о том, во что обошлось организации производство всей продукции. При этом отсутствует аналитический учет затрат.
    При применении котлового метода калькулирования осуществленные расходы, предварительно собранные на таких затратных счетах, как 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и отнесенные по окончании отчетного периода на счет 20 "Основное производство", списываются на счет 90 "Продажи".
    Пример 4. При изготовлении продукции за определенный период времени организацией учитываются все затраты:
    Дебет 23, Кредит 10 - 2200 руб. - переданы материалы для вспомогательного (транспортного) производства;
    Дебет 25, Кредит 10 - 1100 руб. - списаны материалы для собственных нужд организации;
    Дебет 20, Кредит 70 - 25 000 руб. - заработная плата производственного персонала за месяц;
    Дебет 20, Кредит 69 - 6500 руб. - ЕСН, начисленный на заработную плату работников основного производства;
    Дебет 20, Кредит 10 - 15 000 руб. - материалы, переданные в основное производство;
    Дебет 25, Кредит 60, 76 - 10 000 руб. - общехозяйственные расходы, осуществленные за месяц.
    Всего за месяц изготовлено 400 ед. продукции. Для расчета себестоимости произведенных изделий необходимо произвести следующий расчет:
    Дебет 20, Кредит 23 - 2200 руб.;
    Дебет 20, Кредит 25 - 11 100 руб. (10 000 руб. + 1100 руб.);
    Дебет 90-2, Кредит 20 - 59 800 руб. (2200 руб. + 11 100 руб. + 25 000 руб. + 6500 руб. + 15 000 руб.).
    Себестоимость 1 ед. готовой продукции составляет 149 руб. 50 коп.
    Делая вывод, можно сказать, что производственной организации необходимо выбрать метод калькулирования себестоимости готовой продукции и утвердить его учетной политикой. Представленные в данной работе методы калькулирования помогут не только правильно и своевременно отражать на счетах бухгалтерского учета и в отчетности себестоимость готовой продукции, но и осуществлять контроль за расходами организации.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД
    УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЖЕЛЕЗОБЕТОН»
     
    2.1. Краткая характеристика ЗАО «Железобетон»
     
    ЗАО «Железобетон» - одно из ведущих предприятий строительной отрасли Ивановской области.
    ЗАО «Железобетон» было образовано в 1953 году. В настоящее время производственная мощность завода позволяет выпускать до 60 тыс. куб. сборного железобетона.
    Основная продукция Железобетон:
    • Балки;
    • Пустотные и ребристые плиты;
    • Блоки бетонные;
    • Лестничные марши;
    • Шахты лифтов;
    • Раствор строительный и пр.
    Сегодня Железобетон располагает службой контроля качества выпускаемой продукции и производственной лабораторией. Номенклатура продукции включает более 200 наименований железобетонных изделий. Завод осуществляет доставку заказчику.
    ЗАО "Железобетон" - одно из ведущих предприятий строительной отрасли Ивановской области, имеющая богатый опыт в производстве сборного железобетона. В 2003 году завод отметил свой 50-летний юбилей. Предприятие располагает производственными мощностями, позволяющими выпускать весь ассортимент продукции как для гражданского, так и для промышленного строительства. Годовой объём выпуска составляет более 60 тысяч кубометров сборного железобетона.
    Производственная программа предприятия включает в себя широкий перечень изделий: пустотные и ребристые плиты, колонны и ригели, лестничные марши, сваи, опоры ЛЭП, трубы и многое другое. Кроме того, ЗАО "Железобетон" является одним из основных поставщиков товарного бетона и раствора на строительные площадки г.Иваново. Высокое качество продукции обеспечивает служба контроля качества и производственная лаборатория, которые осуществляют пооперационный контроль, начиная с входного контроля сырьевых материалов и заканчивая контролем качества готовой продукции.
    ЗАО "Железобетон" имеет тесные связи с проектными организациями, что позволяет решать большинство вопросов ещё на стадии проектирования объектов.
    ЗАО "Железобетон" это:
    современное предприятие с высокой репутацией в условиях рыночной экономики;
    решение проблем в строительном бизнесе;
    надёжные гарантии качества поставляемых строительных материалов и всего строительства;
     
    2.2. Анализ затрат ЗАО «Железобетон»
     
    Предприятие в процессе своей деятельности несет различные по экономическому содержанию и целевому назначению затраты. Затраты являются ключевым элементом управленческого учета в целом и системы калькулирования себестоимости в частности.
    Обычно, под затратами понимают денежное выражение реально потраченных ресурсов, обусловленных производственным процессом или иными видами деятельности.
    Анализ затрат необходим для принятия многих управленческих решений: определения уровня безубыточности и запаса финансовой прочности; оценки возможности финансовых результатов при изменении продажной цены; составления бюджета производственных затрат (себестоимости) и анализа отклонений; выбора «нужных» заказов; планирования будущих направлений деятельности; принятия специальных управленческих решений; необходим при формировании ценовой политики предприятия и др. Анализ затрат – один из эффективных методов управления, позволяющий изучать данные о затратах с целью получения информации для внутреннего планирования и контроля хозяйственных операций, а также принятия краткосрочных и долгосрочных финансовых решений.
    Анализ затрат предполагает сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации. Если выясняется, что изменились условия выполнения плана, то затраты, запланированные на его реализацию, корректируются.
    На предприятиях по производству железобетонных изделий особое значение при проведении анализа затрат имеет группировка расходов по экономическим элементам.
    Экономическим элементом называют первичный однородный вид  расходов на производство и реализацию продукции, который в пределах предприятия невозможно разложить на составные части. Такое деление на элементы необходимо для установления расходов в целом и используется для составления сметы расходов и определения себестоимости продукции.
    Горизонтальный анализ себестоимости по элементам затрат позволяет проследить динамику материальных затрат, затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации и прочих затрат предприятия. Вертикальный анализ позволяет определить структуру себестоимости производимой предприятием продукции. При этом можно определить не только удельный вес каждой статьи затрат, но и оценить темп изменения ее величины, чтобы заранее выявить издержки, которые могут стать значимыми в ближайшем будущем.
    Как правило, на предприятиях, производящих железобетонные изделия, наибольший удельный вес в структуре затрат имеют материальные затраты, что говорит о материалоемкости производства.
    Примерная структура затрат железобетонного предприятия наглядно представлена на рисунке 1.
    На основе группировки затрат по экономическим элементам можно рассчитать основные показатели деятельности предприятия за анализируемый период: затраты на 1 руб. продаж, прибыль, рентабельность затрат и рентабельность продаж.
    Смета затрат на производство и реализацию – плановый документ, определяющий все затраты предприятия, обусловленные изготовлением установленного объема продукции и выполнением работ (услуг) непромышленного характера как для собственных подразделений, так и для сторонних предприятий.

    Рис. 1. Структура себестоимости на предприятии в 2006-2008 гг.
    Оттого, насколько правильно определены затраты производства, зависит плановая прибыль, рентабельность, оплата труда, размеры фондов экономического стимулирования и соответствие расчетных величин фактическим. При составлении сметы затрат решают ряд планово-экономических задач:
    – калькулируют себестоимость отдельных изделий;
    – создают базу для разработки отпускных цен;
    – выявляют возможное сокращение затрат на производство продукции;
    – определяют размеры снижения себестоимости за счет внедрения прогрессивных норм и нормативов.
    Смета затрат на производство позволяет взаимоувязывать важнейшие показатели деятельности предприятия. Смета имеет большое значение для нормирования оборотных средств, планирования объемов продаж продукции, величины прибыли, а также для разработки финансового плана.
    На железобетонных предприятиях анализ сметы затрат позволяет определить, что наибольший удельный вес в заводской себестоимости составляют затраты на сырье и материалы (примерно 53-56 %).
    Важное значение имеет анализ динамики и структуры прямых и косвенных затрат предприятия по производству железобетонных изделий: динамика этих затрат положительная, а в структуре затрат преобладающий удельный вес имеют прямые затраты предприятия, которые прямо включаются в себестоимость продукции.
    Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции.
    Поэтому, наряду с группировкой затрат по экономическим элементам, затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).
    Группировка затрат по статьям расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, оценивать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.
    Главной задачей калькулирования является определение плановой себестоимости отдельных видов изделий по статьям расходов.
    На предприятиях составляются плановые и отчетные калькуляции.
    Плановые калькуляции разрабатываются по планируемым на период затратам, тогда как отчетные калькуляции составляются на основе фактических затрат на производство и реализацию продукции.
    Составление отчетной калькуляции себестоимости продукции имеет цель выявить действительную величину затрат на производство продукции за соответствующий период времени. На основе отчетных калькуляций выявляются отклонения фактических затрат от плановых норм (экономия, перерасход).
    Одним из основных методов калькулирования является составление калькуляции по изделиям. Объектом учета и калькулирования является единица продукции.
    В таблице 1 приведена примерная калькуляция себестоимости продукции предприятия, производящего железобетонные изделия, которая показывает, что фактическая себестоимость производимых предприятием изделий меньше планируемой. Это является положительной тенденцией для анализируемого предприятия, так как снижаются его расходы на производство продукции.
    Таблица 1.
    Группировка затрат по калькуляционным статьям
    Для принятия управленческих решений и планирования необходимо разделить (дифференцировать) совокупные затраты на переменную и постоянную части. В теории и практике финансового менеджмента существует три основных метода, позволяющих решить задачу дифференциации затрат:
    1) максимальной и минимальной точки;
    2) графический;
    3) наименьших квадратов.
    Применение этих методов позволяет рассчитать сумму переменных и постоянных затрат предприятия. Для железобетонных предприятий характерно преобладание прямых затрат в общей их сумме.
    Зная величину постоянных и переменных затрат предприятия, можно рассчитать основные показатели операционного анализа: маржинальную прибыль на единицу продукции, коэффициент маржинальной прибыли, точку безубыточности (в стоимостном и натуральном выражении), целевой объем продаж, запас финансовой прочности, а также силу воздействия операционного рычага.
    На основе произведенных расчетов можно построить примерную сводную таблицу динамики данных показателей за анализируемый (табл. 2).
    Таблица 2.
    Основные показатели операционного анализа
    Данные таблицы 2 свидетельствуют, что динамика точки безубыточности как в стоимостном, так и в натуральном выражении положительная.
    Целевой объем продаж имеет тенденцию к росту, а запас финансовой прочности – тенденцию к снижению. Основной причиной снижения запаса финансовой прочности является рост постоянных затрат предприятия.
    Уровень операционного рычага за анализируемый период имеет тенденцию к росту. Однако ситуация с более высоким операционным рычагом сопряжена с большим риском, но также и с большим вознаграждением в форме прибыли.
    Таким образом, операционный анализ играет важную роль в определении величины постоянных и переменных затрат в структуре себестоимости продукции и позволяет установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства.
    Проведенный анализ управления текущими затратами предприятия на основе взаимосвязи «объем – затраты – прибыль», а также анализ сметы затрат и калькуляции себестоимости продукции позволят в перспективе оптимизировать хозяйственную деятельность, рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы и получать максимально возможную прибыль.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    В рыночной экономике эффективность финансово-хозяйственной деятельности определяется размером получаемой предприятием прибыли. Возможности получения максимальной прибыли в таких условиях ограничены, по крайней мере, двумя факторами. Во-первых, это уровень цен, формируемый на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Во-вторых, величина прибыли непосредственно зависит от уровня сложившихся на предприятии издержек. Поэтому обеспечение минимально возможных затрат является одним из основных способов обеспечения достаточной доходности предприятия, а управление затратами является ведущим элементом в общей системе управления предприятием. Данные о величине затрат служат необходимой информацией для принятия не только текущих, но и стратегических управленческих решений.
    Для анализа и планирования затрат в российской экономической практике традиционно используется категория себестоимости. При этом под себестоимостью принято понимать стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Таким образом, себестоимость включает все затраты, связанные не только с производством продукции, но и с ее реализацией.
    Исчисление себестоимости единицы продукции или всей товарной (реализованной) продукции принято называть калькуляцией. Причем определение себестоимости единицы продукции имеет первостепенное значение не только для организации учета, но и для принятия управленческих решений по самому широкому кругу вопросов. В настоящее время в мировой и российской экономической практике сформировалось два методологических подхода к определению калькуляции себестоимости единицы продукции. Первый подход основан на разделении затрат на прямые и косвенные с последующей их группировкой по статьям расходов (статьям калькуляции). Прямые – это простые затраты, которые связаны с производством конкретных видов продукции и непосредственно включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Величина этих затрат (как плановых, так и фактических) устанавливается с высокой степенью точности расчетным путем на основе действующих на предприятии норм и нормативов. Косвенные затраты связаны с производством нескольких видов продукции или с организацией производства и управлением предприятием в целом. Эти затраты определяются путем составления смет, носят комплексный характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции путем их условного распределения пропорционально выбранной на предприятии базе распределения.
    Система калькуляции себестоимости на основе первого подхода получила название системы калькуляции с полным поглощением затрат. При этом в российской экономической практике принято выделять следующие группы затрат:
    ??прямые материальные затраты;
    ??прямые трудовые затраты;
    ??общепроизводственные косвенные затраты;
    ??общехозяйственные косвенные затраты;
    ??внепроизводственные (коммерческие) затраты.
    В качестве базы распределения обычно выбирают основную заработную плату производственных рабочих без доплат по премиальным системам, сметные (нормативные) ставки работы оборудования, другие прямые затраты или стоимостные (натуральные) показатели. База распределения должна быть выбрана таким образом, чтобы полученные расчетным путем удельные косвенные затраты максимально были приближены к фактическим затратам. Указанное требование в реальной экономической практике выполнить чрезвычайно сложно. Это приводит к тому, что категория себестоимости перестает адекватно отражать реальные фактические затраты на производство и реализацию выпускаемой предприятием продукции. Условный характер распределения косвенных затрат приводит к тому, что себестоимость превращается в расчетный показатель, в котором в той или иной мере присутствует определенная доля абстрактности и условности.
    Второй подход основан на разделении затрат на переменные и постоянные.
    Переменные затраты зависят от объема выпуска продукции и изменяются пропорционально количеству выпущенной продукции. Постоянные затраты не зависят от объема выпуска продукции или степени загрузки производственных мощностей.
    По своему качественному составу переменные и постоянные затраты однородны и включают в себя производственные, общехозяйственные и коммерческие затраты.
    К переменным относятся все прямые затраты и часть косвенных. Оставшаяся часть косвенных затрат (причем, как правило, значительная часть) составляет постоянные затраты.
    Особенность калькулирования себестоимости в данных условиях заключается в том, что себестоимость продукции калькулируется только по переменным затратам. Постоянные затраты в исчислении себестоимости единицы продукции не участвуют и непосредственно относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде. Таким образом, себестоимость единицы продукции калькулируется по прямым материальным, трудовым и производственным затратам. Косвенные производственные, общехозяйственные и коммерческие затраты по отдельным видам продукции не распределяются и условность их распределения поэтому не искажает реальных затрат на производство продукции. Такая система калькуляции получила название калькуляции по сокращенным (переменным) затратам (Direct Costing).
    Различные подходы к калькуляции обуславливают и существование различных систем управления затратами. При калькуляции полной себестоимости процесс управления себестоимостью включает в себя процесс формирования себестоимости единицы продукции и всей товарной продукции, обеспечение постоянного контроля за уровнем себестоимости, выявление резервов экономии и снижения затрат, определение отпускных цен и уровня рентабельности. Таким образом, процесс управления себестоимостью замыкается на внутренней среде предприятия.
    Подразделение затрат на постоянные и переменные и калькулирование сокращенной себестоимости позволяет установить и формализовать взаимосвязь между затратами, объемом производства и прибылью предприятия. Управление затратами учитывает рыночное ценообразование и рыночные факторы, а, следовательно, и ориентировано на внешнюю среду.
    Рассмотренные модели формирования себестоимости и соответствующие системы управления затратами имеют как достоинства, так и определенные недостатки. Мировая экономическая практика еще не выработала однозначного мнения о содержании и возможностях каждого подхода. И если первый подход традиционен и широко известен в российской практике, то второй только начинает свое использование в хозяйственной деятельности российских предприятий. Поэтому сравнительный анализ рассмотренных методов, исследование их возможностей и условий применения имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
     
     
     
     
     
     
     
    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
     
    Задача 2
    Фирма производит десертные вина. На 1 июля незавершен­ное производство составило 12 750 единиц (1 единица = 1 кг). Все исходное сырье (виноград различных сортов) было отпу­щено в производство, завершенность по добавленным затратам достигла 30%. Материальные затраты в незавершенном произ­водстве составили 13 821 руб., добавленные затраты- 10 605 руб.
    В июле в производство было отпущено винограда в сле­дующих количествах: «Изабелла» 70 500 кг по цене 89 коп./кг «Лидия» 67 800 кг по цене 1 руб. 26 коп./кг «Дамские пальчики» 45 600 кг по цене 1 руб. 45 коп./кг
    Прямые трудовые затраты составили 59 280 руб. за месяц, общепроизводственные расходы списывались по норме 160% от прямых трудовых затрат. На 1 августа в незавершенном про­изводстве оставалось 10 200 литров незаконченной продукции. Все сырье было отпущено в производство, завершенность по добавленным затратам составила 50%.
    Требуется:
    1. Используя метод ФИФО, рассчитать себестоимость 1 лит­ра вина, оценить по фактической себестоимости всю готовую продукцию и остаток незавершенного производства на 1 августа. 2. Составить схему учетных записей на бухгалтерских счетах.
    Ожидается, что в следующем году объем производства ос­танется без изменений, однако в связи с инфляцией затраты возрастут на 10%. Постоянные и переменные общепроизводст­венные расходы распределяются в пропорции 1:2. Выход про­дукции составит 80% от объема переработанного сырья. Руко­водство предприятия рассчитывает на рентабельность производ­ства 25%.
    Определить:
    Какие факторы необходимо рассмотреть при установлении цены на десертное вино в будущем году. Дать аргументированные рекомендации руководству пред­приятия но возможному диапазону цены в будущем году. Какая цена обеспечит безубыточность производства?
     
    Решение:
    На 1 июля
    незавершенное производство - 12750 литров
    материальные затраты -  13821 руб.
    добавленные затраты -  10605 руб.
    _________________________________________
    Итого: 24426 руб.

    Затраты на производство в июле.
    Показатели
    Количество (кг)
    Цена (руб)
    Сумма (руб)
    виноград
     
     
     
    - "Изабелла"
    70500
    0,89
    62745,00
    - "Лидия"
    67800
    1,26
    85428,00
      - "Дамские пальчики"
    45600
    1,45
    66120,00
    Итого материальных затрат :
    183900
    -
    214293,00
    - прямые трудовые затраты
     
     
    59280,00
    - общепроизводственные расходы
     
     
    94848,00
    Всего затрат:
     
     
    368421,00
     
    Оценка незавершенного производства на 1 августа
    Изготовлено вина за месяц, включая незавершенное производство на 1 августа:
    127725 + 10200 = 137925 литров
    Выход продукции в % из объема (кг) переработанного винограда:
    137925 100/183900 = 75%
    Расход винограда на 1 литр вина
    183900/137925 = 1,333 кг
    Расход винограда на остаток незавершенного производства на 1 августа:
    1,333 10200 = 13597 кг
    Определим израсходованные материалы на незавершенное производство по цене последней партии, т.е 1,45 руб.
    1,45 13597 = 19715 руб.
    Расход винограда на готовую продукцию:
    183900 - 13597 = 170303 кг
    Общая сумма добавленных затрат:
    - добавленные затраты в незавершенном производстве на 1 июля - 10605,00 р.
    - прямые трудовые затраты за июль - 59280,00 р,
    - общепроизводственные накладные расходы - 94848,00 р.
    Итого добавленных затрат: 10605,00 + 59280,00 + 94848,00 = 164733,00 р.
    Изготовлено вина (литров) с учетом незавершенного производства на 1 августа (завершенность по добавленным затратам 50%)
    127725 +10200/2 = 132825 литров
    Добавленные затраты на 1 литр вина:
    164733,00/132825 = 1,24 руб.
    Добавленные затраты в незавершенном производстве на 1 августа
    1,24 10200/2 = 6324 руб.
    Себестоимость незавершенного производства на 1 августа:
    19716 + 6324 = 26040 руб.
    Себестоимость готовой продукции:

     
    Счет 20 "Основное производство"
    дебет кредит
     
    Сальдо на 01.07.10 г.   24426,00  

    1. сырье 214293,00     4. Себестоимость готовой продукции
     
    2. трудовые затраты 59280,00 24426 + 368421 - 26040 = 366807,00
     
    3. общепр. расходы 94848,00

     
    Оборот: 368421,00     Оборот: 366807,00
     
    Сальдо на 01.08.98 26040,00

     
    Себестоимость 1 литра вина  = 366807/127725 = 2,87 руб.

    Составляем проводки:
    Дебет 20 - Кредит 10 — 214293,00 Кредит 20 - Дебет 40 — 366807,00
    Дебет 20 - Кредит 70 — 59280,00
    Дебет 20 - Кредит 25 — 94848,00
    Калькуляция себестоимости готовой продукции
    Статьи затрат
    На весь выпуск (руб)
      На единицу (руб)
      1. Материальные затраты (13821+214293,00-19716,00)
    208398,00
    1,63
      2. Добавленные затраты
      (10605,00+59280,00+94848,00-6324,00)
    158409,00
    1,24
    Итого:
    366807,00
    2,87
     
    Объём производства не изменился, т.е. остался 127725 литров
    Материальные затраты, необходимые для изготовления такого количества вина:
    Увеличение выхода продукции на 5 % из переработанного сырья. Для этого потребуется:
    170303 - 80%
    х - 75%
    х = 75 170303/80 = 159659 кг
    Материальные затраты оценим по цене последней партии:
    1,45 159659 = 231505,55 руб.
    Т.к. инфляция составляет 10%, то материальные затраты с учетом инфляции :
    231505,55 1,1 = 254656,105 руб.
    Добавленные затраты:
    - постоянные 158409 1/3 = 52803,00 руб
    - переменные 158409 2/3 = 105606,00 руб.
    Переменные расходы с учетом инфляции:
    105606 1,1 = 116166,60 руб
    Итого затрат:
    254656,10 + 52803,00 + 116166,60 = 423625,70 руб.
    Себестоимость 1 литра:
    423625,70/127725 = 3,32 руб.
    Если предприятие хочет получить прибыль в размере 25%, то цена 1 литра вина:
    3,32 1,25 = 4,16 руб.
    Факторы, которые необходимо рассмотреть для уменьшения цены выпускаемой продукции:
    необходимо изучить спрос на продукцию
    изучить предложение других изготовителей
    снижать себестоимость путем:
    - увеличения выхода продукции
    - усовершенствованием технологии
    - совершенствованием управления.
    Аргументированная рекомендация безубыточности работы данной фирмы:
    — цена на уровне себестоимости. (т.е. 3,32 руб)
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
     
    Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учеб. / Н.А. Русак, В.И. Стражев и др. - М.: Высш. шк., 1998.Волкова О.Н. Управленческий учет: Учеб. - М.: ТК Велби, изд-во "Проспект", 2006.Корсаков М.Н. Калькуляция себестоимости и управление затратами // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2004. Т. 39. № 4. С. 29-31.Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета. Утв. Экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России. Протокол заседания от 22.04.2002 N 4.Пименова Т. Расчет себестоимости изделий  // Финансовая газета, 2009, N 33Управление затратами. Метод. рекомендации. - Мин-во эконом. развития и торговли и рабочая группа проекта "Реформа системы бухгалтерского учета в РФ". - М., 2005.Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. [1] Волкова О.Н. Управленческий учет: Учеб. - М.: ТК Велби, изд-во "Проспект", 2006.
    [2] Корсаков М.Н. Калькуляция себестоимости и управление затратами // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2004. Т. 39. № 4. С. 29-31.
    [3] Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учеб. / Н.А. Русак, В.И. Стражев и др. - М.: Высш. шк., 1998.
    [4] Пименова Т. Расчет себестоимости изделий  // Финансовая газета, 2009, N 33
    [5] Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета. Утв. Экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России. Протокол заседания от 22.04.2002 N 4.
    [6] Управление затратами. Метод. рекомендации. - Мин-во эконом. развития и торговли и рабочая группа проекта "Реформа системы бухгалтерского учета в РФ". - М., 2005.
    [7] Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Роль калькулирования в управлении производством ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.