Полный текст:
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Психоанализ. 4
Глава 2. Проведение психотерапии. 6
Заключение. 9
Список использованной литературы.. 11
Введение
Трагедия человека
заключается в том, что человек – существо высокоразвитое и интегрированное в
социум. При этом человек, оставаясь человеком, также является животным. Но его
высокоразвитость и интегрированность в общество неизбежно обременяется
культурой. Культура (в том числе и труд, и 10 библейских заповедей) сделала
человека человеком. Но биологически человек остался животным. В этом конфликте
и борьбе между животным и духовным и живет человек пять тысяч лет своего
исторического развития. Иногда кому-то удается найти компромисс в этой борьбе
объединенных противоположностей. А иногда этим компромиссом бывает невроз и
депрессия. Справиться с этими проблемами цивилизованного человека, призваны
методы психотерапии.
Целью нашего исследования
является выделение принципов процесса психотерапии по З.Фрейду. Задачи, которые
требуют решения для достижения данной цели: исследование понятие «психоанализ»
и проведение психотерапии.
Объектом исследования
данной работы является процесс психотерапии З.Фрейда, а предметом: понятие
«психоанализ» и процесс проведения психотерапии.
З.Фрейд говорил, что будущий
психоаналитик должен пройти курс собственного дидактического анализа, для того,
чтобы проработать некоторые свои комплексы, которые могут помешать в
последующей работе с пациентами и для того, чтобы почувствовать на себе работу
психоаналитического толкования. «Психоанализом овладевают, прежде всего, на
себе самом, при изучении своей личности», писал Зигмунд Фрейд в лекциях по
«Введению в психоанализ»[1].
Глава 1. Психоанализ
Психоанализ – это
научно-философская система, которая дает возможность ответить на вопросы: что
происходит; почему это происходит; и, благодаря этому, найти ответ на вопрос: что
делать.
Психоанализ – это метод,
который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным
благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся
осознаваемыми.
Неосознаваемые области
психики именуются бессознательным. Исследование бессознательного вызывает ассоциацию
с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной
психологией.
Психоанализ как техника
лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря катартическому методу
Йозефа Бройера (Брейера), который в своей работе использовал гипноз. З.Фрейд
являлся соавтором катартического метода и тоже первоначально использовал гипноз
в своей практике, но вскоре в нем разочаровался[2].
Тот день, когда Фрейд
приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза – можно
считать днем рождения психоанализа.
Психоанализ и
психотерапия всегда проводится в бодрствующем состоянии пациента (клиента).
Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает
активность пациента: в этом выражается равноправие взаимоотношений между психоаналитиком
и пациентом.
Психотерапия относится к индивидуальному
разговорному типу. Эффект усиленного взаимовоздействия людей друг на друга в
группах и массах отмечали многие социологи, психологи, психотерапевты и
психиатры (Г.Лебон, З.Фрейд, В.М.Бехтерев, С.Московичи и другие), однако это
больше касалось стихийного воздействия (заражения) или усиления директивного
(прямого) внушения (включая гипноз)[3]. Что
касается применения психотерапевтического эффекта взаимодействия членов группы
в недирективной психотерапии, то можно сказать, что его первыми стали
использовать ученики З.Фрейда – А.Адлер, Л.Уэндер и др[4].
Причем сам З.Фрейд весьма критически относился к возможности проведения
психоанализа в группе, считая, что влияние и даже само присутствие группы могут
исказить продуцируемую клиентом информацию.
Но основное отличие
психоанализа от других видов психотерапий, которые проводятся в виде беседы,
заключается в том, что психоанализ направлен на понимание и исследование:
понимание психоаналитиком пациента и понимание пациентом самого себя (это
основная задача психоанализа). Еще в V веке до н.э. на стене дельфийского храма
было начертано: «Познай себя самого». Именно тогда, две с половиной тысячи лет
назад, зародилась идея психоанализа. В конце концов, психоанализ определяется
как психоанализ не своей техникой или формой проведения, а его основной задачей
– самопознание через расширение сознания.
Глава 2. Проведение психотерапии
Если гипноз не годится
для самопознания посредством исследования своего бессознательного, т.к.
оставляет пациента в бессознательном состоянии – как же человеку познать свое
бессознательное, оставаясь в сознательном состоянии.
Для этого З.Фрейдом была
создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в
кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем
прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими
планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения,
рассказывать о своих опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без
опасений – потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика – а
психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик нигде не пересекается в
реальной жизни пациента – это важное требование психоанализа, и, конечно же,
существует профессиональная этика). Можно говорить все без опасений, потому что
это только психоанализ – а психоаналитик только психоаналитик. И, естественно,
если пациент может говорить все, что приходит ему в голову. Психоанализ – это
реальные переживания в нереальной ситуации, ситуации безопасности и доверия,
которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует
только в той комнате, в которой ведет прием, ведь реально он не существует).
Важно, конечно и то, что
говорить оказывается возможным – потому что пациента слушают. Психоаналитик
сообщает пациенту о своем понимании и проверяет, насколько правильно понял (и
интерпретирует, выражая свое видение ситуации – это основная составляющая
психоанализа).
Метод свободных ассоциаций
– основное открытие З.Фрейда. С одной стороны – это естественная потребность
любого человека, говорить то, что приходит ему в голову. Но в реальной жизни
взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что
приходит в голову (даже близкому человеку).
Маленький ребенок,
который только научился говорить, всегда говорит все, что ему приходит в
голову. До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его
искренностью, не приучают его скрывать свои мысли.
В конце концов, сама
жизнь учит, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что
приходит в голову.
Только в кабинете
психоаналитика можно говорить все, что думаешь не думая (легче это делать лежа
на кушетке – ведь когда Пациент никого не видит, значит никого нет...).
Пациенту, конечно,
требуется некоторое время, чтобы восстановить утраченную в далеком детстве
способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо
удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не
будет за это наказан (как в детстве и как реально происходит в реальной жизни).
Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно
говорить все, что приходит в голову – могут иметь и другие причины. Это значит
можно поговорить о том, почему пациенту трудно говорить.
Сама по себе возможность
говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение – эффект случайного
попутчика. Но случайный попутчик – это еще не психоаналитик. Просто
выговориться, когда тебя слушают – этого еще недостаточно.
В процессе слушания у
психоаналитика возникают гипотезы, основанные на психоаналитическом видении
ситуации пациента в связи с его детством.
Психоаналитик делится
этими гипотезами с пациентом (интерпретирует) – когда они ему кажутся
достаточно зрелыми, чтобы их можно было предложить на рассмотрение пациенту.
Гипотезы обсуждаются
психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются.
Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.
В процессе психоанализа
пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их
психоаналитику для обсуждения (это и есть основная задача психоанализа).
В процессе обсуждения
этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать что происходит и
почему это происходит, пациенту становится возможным лучше понимать самого себя
и других.
З.Фрейд называл
психоанализ лечением правдой[5].
Психоаналитический метод – это метод откровений, не только со стороны пациента,
но и со стороны психоаналитика. Психоанализ – это метод открытий в себе
(инсайтов). Только зная правду о своем бессознательном, можно принимать
осознанные решения в жизни. Поэтому психоанализ также называют техникой
расширения сознания.
Разучившись говорить
правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства,
желания и убеждения – потеряв часть себя. Благодаря возможности говорить
правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент
получает назад, выслушивая, в свою очередь, психоаналитика.
Но пациент получает нечто
больше, чем утерянную часть себя, он также получает и частичку психоаналитика,
который делится с ним также своим опытом и навыками.
Так образом, пациент
приобретает возможность самостоятельно строить психоаналитические гипотезы,
делая самостоятельные открытия в своем бессознательном (после окончания
психоанализа уже без помощи психоаналитика)
Заключение
Психоанализ представляет
собой лечебный метод, когда человек с помощью психоаналитика избавляется от
ложных суждений, опрометчивых импульсов, неразумного чувства вины, ненужных
сомнений и угнетающих угрызений совести. При таком методе лечения основной
целью психоаналитика является распутывание личности пациента, а не его
успокоение.
Психоанализ можно
рассматривать как метод научного наблюдения и изучения личности, особенно
относительно ее раннего развития, эмоциональных нарушений, фантазий, желаний,
импульсов, мотивов и сновидений.
Система научной
психологии, а именно, идеи и наблюдения психоанализа можно использовать в
попытках предсказать поведение индивида, развитие его отношений с другими
людьми также является анализом.
Сеанс психоанализа
проводиться не чаще чем 2 раза в неделю и длиться около 50 минут. Во время его
проведения доктор просит пациента вызывать из памяти образы, вспоминая все без
всякой логики и последовательности. Во время сеанса психоаналитик находиться у
изголовья пациента, а зрительный контакт и прикосновения крайне нежелательны.
Такая атмосфера помогает в бессознательном выявить потаенное.
На протяжении всего
времени сеанса доктор внимательно слушает пациента, направляет его в нужное
русло и выискивает след переживаний и глубинных комплексов. После психоаналитик
анализирует полученную информацию и доносит ее истинный смысл до пациента.
Полный курс психоанализа
может длиться от одного года и до пяти лет, поэтому прежде, чем начинать
лечение психоанализом, человеку стоит хорошо подумать, готов ли он к нему
финансово и морально.
Лечение психоанализом
эффективно при многих психосоматических недугах, в частности, при большинстве
неврозов, истерии, всевозможных болях, страхах и т.п. Противопоказан данный
метод лечения при тяжелых психических заболеваниях, таких как слабоумие,
эпилепсия, шизофрения и при маниакально-депрессивном психозе.
При гибком и умелом
использовании психоанализа можно стать сильнее в моральном, физическом и
психологическом плане.
Список использованной литературы
Адлер,
А. Очерки по индивидуальной психологии / А.Адлер; [пер. с нем., науч. ред. А.М.
Боковикова]. – М.: Когито-Центр, 2002. – 220сЛебон,
Г. Психология толп / Г.Лебон. Мнение и толпа / Г.Тард, Г.Лебон, Г.Тард. – М.:
Ин-т психологии РАН, 1999. – 416с.Московичи,
С. Социальная психология / под ред. С.Московичи; [пер. с фр. Т. Смолянской]. –
7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 592с.Фрейд,
З. Введение в психоанализ / З.Фрейд.- СПб: Алетейя, 2000. – 279с.Фрейд,
З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1992. –
569с.
[1] Фрейд, З. Введение в психоанализ /
З.Фрейд.- СПб: Алетейя, 2000. – 279с.
[2] Фрейд, З. Введение в психоанализ / З.Фрейд.- СПб:
Алетейя, 2000. – 279с.
[3]
С.Московичи Социальная психология / под ред. С.Московичи; [пер. с фр. Т.
Смолянской]. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 592с.
[4] Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии /
А.Адлер; [пер. с нем., науч. ред. А.М. Боковикова]. – М.: Когито-Центр, 2002. –
220с
[5] Фрейд, З. Введение в психоанализ / З.Фрейд.- СПб:
Алетейя, 2000. – с. 113.