Полный текст:
Содержание
Введение. 3
1. Общая характеристика экологических прав
граждан. 5
1.1 Понятие экологических прав граждан. 5
1.2 Соотношение публично-правовых и
частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан. 6
2. Характеристика экологических прав граждан. 15
2.1 Право на доступ к экологической информации. 15
2.2 Право человека и гражданина на благоприятную
окружающую среду. 20
2.3 Способы возмещения вреда окружающей среде. 28
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 35
Введение
Актуальность курсового
исследования определило то, что реализация экологических прав граждан, качество
окружающей среды и организация рационального природопользования приобретают все
большее значение ввиду обостряющихся противоречий вокруг полезных ископаемых,
недр мирового океана, запасов пресной воды и других природных ресурсов.
Слагаемыми экологического кризиса становятся повсеместное сокращение пашни и
других сельскохозяйственных угодий, снабжение некондиционными продовольствием и
лекарствами, уменьшение биоразнообразия на планете, задымленность городов
автомобильными выхлопами и промышленными выбросами, бесконтрольная вырубка
лесов и иной растительности.
Среди признанных законом
и государством высших ценностей экологические права граждан постепенно выходят
на первые места. Экологические проблемы являются в ХХI веке важнейшими
гуманитарными проблемами, решение которых напрямую связано с основными
условиями проживания, благополучия и процветания граждан, обеспечением их права
на достойную жизнь в условиях благоприятной природной среды. Возможности
каждого пользоваться земельным участком, потреблять чистую воду, дышать отвечающим
необходимым параметрам воздухом, свободно посещать леса и проч. входят в набор
неотъемлемых прав, интересов человека и гражданина, на которые он может
рассчитывать при рождении.
Государства,
провозгласившие подобные цели и социальные права, - а Россия является именно
таким государством, поскольку в ст. 7, 17 и 42 Конституции РФ закрепила эти
фундаментальные условия жизни и экологические права, - призваны принимать
активные меры для реализации указанных конституционных норм-принципов,
положений и предписаний. Государство, взявшее на себя обязанности признавать,
соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе экологические права
и интересы своих граждан (человека, каждого?!), должно считать выполнение этих
обязанностей своими первостепенными целями и долгом.
Объект исследования –
общественно-правовые отношения в сфере экологических прав граждан, предмет –
эколого – правовые отношения в сфере прав граждан.
Цель исследования –
изучить экологические права граждан.
В соответствии с целью
поставлены и решаются следующие задачи:
Рассмотреть
понятие экологических прав граждан;Проанализировать
соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении
экологических прав граждан;Исследовать
право на доступ к экологической информации;Изучить
право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду;Рассмотреть
способы возмещения вреда окружающей среде.
1. Общая характеристика экологических
прав граждан
1.1 Понятие экологических прав граждан
Для целей Конституции
Российской Федерации конституционные права граждан РФ, включающие право
каждого: а) на благоприятную окружающую среду; б) достоверную информацию о ее
состоянии; в) на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением;[1]
(в широком значении) система, включающая не
только указанные, но и иные права граждан в этой сфере, установленные
Федеральными законами, например, право каждого гражданина на охрану здоровья от
неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной
или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий;
(для целей Федерального
закона «Об охране окружающей среды»)[2] система
прав граждан, включающая права на: а) благоприятную окружающую среду; б) ее
защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной
деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; в)
достоверную информацию о состоянии окружающей среды; г) возмещение вреда
окружающей среде; а также права: д) создавать общественные объединения, фонды и
иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны
окружающей среды; е) направлять обращения в органы государственной власти РФ,
органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления,
иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и
достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания,
мерах по ее охране; ж) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по
вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ
акциях; з) выдвигать предложения о проведении общественной экологической
экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; и) оказывать
содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти
субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны
окружающей среды; к) обращаться в органы государственной власти РФ, органы
государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные
организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся
охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и
получать своевременные и обоснованные ответы; л) предъявлять в суд иски о
возмещении вреда окружающей среде; м) осуществлять другие предусмотренные
законодательством права.[3]
Таким образом, экологические
права граждан — это составная часть прав
и свобод человека и гражданина;
1.2
Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении
экологических прав граждан
В течение семидесяти лет
в нашей стране в сфере охраны природы и природопользовании использовались
преимущественно публичные средства. Частные же, по крайней мере концептуально
(не в действительности), отвергались и применялись по остаточному принципу.
Кроме того, центр внимания переносился в основном на обязанности, в том числе
экологические, и не столько государства, сколько граждан. Целесообразно
преодолеть инерцию обыденного сознания, когда публичные меры считаются
консервативными, отсталыми, классовыми, а частные - передовыми,
демократическими, народными. В экологии эти понятия во многом размыты, а одними
из основных критериев использования правовых средств становятся их
эффективность и справедливость.[4]
Сопоставление публичных и
частных средств обеспечения личных, субъективных прав граждан вызывает
сложности из-за некоторой противоречивости самих понятий и терминов, целей и
средств их достижения. Вместе с тем рассмотрение и сопоставление таких средств
в настоящее время весьма актуально в целях установления их баланса, устранения
имеющихся и недопущения новых перекосов и крайностей, для формирования
оптимального природоохранного механизма, направленного на обеспечение
экологических прав граждан, полномочий общества и государства, которые в
природной сфере не могут быть разделимы, не должны быть полностью разорваны или
даже противопоставлены друг другу. Надо учесть также усиление в промышленно
развитых странах публичных средств охраны окружающей среды и экологических
прав, признание природных благ национальным достоянием: вредные производства
выносятся за пределы территорий, не подписываются и не признаются обременяющие
собственную природу международные соглашения, в использовании и охране уникальных
и ценных природных объектов и ресурсов получают приоритет публичные права и
интересы.
Меры, направленные на
обеспечение экологических прав, на сохранение и восстановление природной среды,
носят прежде всего экономический характер, однако многое из экономического
механизма охраны окружающей среды получает отражение в праве, в
законодательстве. Немаловажно закрепление в правовых нормах компетенции,
структуры, функций государственных и муниципальных органов, общественных
объединений, участвующих в охране природы и организации рационального
природопользования. Большинство организационных, экономических и иных средств
обеспечения и защиты экологических прав регулируется правовыми средствами,
которые носят частноправовой и публично-правовой характер. Грани и различия
между публично-правовыми и частноправовыми средствами (методами) достаточно
условны, но все-таки различимы и требуют более подробного изучения, анализа,
дифференцированного применения в интересах настоящего и будущих поколений.
Обеспечение реализации
экологических прав осуществляется нормами природоохранного, природоресурсного и
иных отраслей российского права. Традиционно природоохранное право и
законодательство представлены в нормах и статьях федеральных законов «Об охране
окружающей среды» 2002 г., «Об экологической экспертизе»[5], «О
природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»[6], «Об
особо охраняемых природных территориях»[7], «Об
использовании атомной энергии» 1995 г., «О радиационной безопасности населения»[8] 1996
г., «Об отходах производства и потребления»[9] 1998
г. и т. п. В этих и других актах законодательства РФ и субъектов РФ
используются оправдавшие себя за полтора десятилетия в нашей стране и за три
десятилетия в других промышленно развитых странах, имеющие перспективный
характер публично-правовые средства обеспечения экологических прав, сохранения
и восстановления благоприятной природной среды, средства воздействия на
загрязнителей окружающей среды.
К основным
(общепризнанным) публично-правовым средствам охраны окружающей среды можно
отнести:
- регулирование (ст. 9 и
36 Конституции РФ, федеральные законы) охраны природных ресурсов как основы
жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
использование природных ресурсов их собственниками свободно, если это не
наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных
лиц;
- лицензирование и
нормирование публичными (государственными и муниципальными) органами
(саморегулируемыми организациями) ряда видов, стадий, элементов природопользования
и природоохранной деятельности в соответствии с требованиями федерального
законодательства;
- обязательность
государственной экологической экспертизы (допустимость инициативной,
добровольной общественной экспертизы) и публичной компетентной оценки
воздействия любой хозяйственной, проектной и иной деятельности, которая может
повлиять на состояние окружающей среды;[10]
- государственный и
муниципальный экологический контроль за использованием природных ресурсов и
уровнем загрязнения окружающей среды с предоставлением соответствующим
инспекторам права посещать предприятия любых организационно-правовых форм,
проверять документы и состояние очистных сооружений, выдавать обязательные для
исполнения предписания, составлять протоколы об экологических правонарушениях;
- экологический аудит,
экологическое страхование, стимулирование выпуска экологически чистой продукции
и применения наилучших технологий, использование иных государственных средств
поддержки предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану
окружающей среды и организацию рационального природопользования;
- возможность ограничения
хозяйственной и иной деятельности в интересах создания особо охраняемых
природных территорий (национальных парков, заповедников, заказников, ботанических
садов, природных парков, памятников природы) и лечебно-оздоровительных
местностей (курортов), лишения прав на охоту, рыбную ловлю и иные отдельные
виды природопользования, прекращения экологически вредной деятельности.
К этим публично-правовым
средствам примыкают и другие, скорее частноправовые средства обеспечения
экологических прав граждан. К ним можно отнести:
- заключение и выполнение
на основе лицензий договоров на природопользование (имеющих смешанный
административно-правовой и частноправовой характер);
- осуществление
производственного, внутриведомственного и общественного экологического
контроля;
- иски граждан и их
объединений о приостановлении или прекращении по месту их жительства
деятельности агрегатов, цехов, предприятий, оказывающих вредное воздействие на
окружающую среду.[11]
Перечень названных
публично-правовых и частноправовых средств защиты экологических прав не
является исчерпывающим. Они находятся в динамике и развитии, но признание
экологических благ элементом социальной политики общества и государства, их
принадлежность к достоянию всех народов России обусловливают в настоящее время
приоритетность в этой сфере общественных отношений «пакета» публичных средств.
Этому способствует мотивация сегодняшних поступков большинства населения эгоистическими
и сепаратными интересами обогащения и наживы, нынешнее состояние
эколого-правовой и вообще юридической культуры граждан и должностных лиц,
уровень природоохранного государственного механизма и аппарата, его
перманентные реорганизации, дисквалификация и коррумпированность. Из сказанного
вытекает необходимость выявления, вычленения, культивирования коллективистских,
публичных начал охраны окружающей среды, устранения в них намечающихся «перекосов»
в использовании имущественных средств защиты экологических прав, что,
безусловно, необходимо в интересах обеспечения и реализации права каждого на
благоприятную среду.
Иначе выглядит комбинация
публичных и частных средств правового воздействия в области природопользования.
Объясняется это тем, что на большинство природных ресурсов и объектов
допускается право не только государственной (на протяжении семидесяти лет она
была не просто преимущественной, но исключительно государственной), но и
частной, и муниципальной, и иной форм собственности (на сегодня «иные» нам по
закону не известны). Разнообразие форм собственности на природные ресурсы в
значительной степени влияет на реальность экологических прав граждан,
осуществление которых отражается на качестве одного, принадлежащего на праве
собственности природного объекта, смежных с ним природных объектов и ресурсов,
всей окружающей среды. Все формы собственности на природные объекты и ресурсы
признаются Конституцией РФ и равным образом защищаются законом и государством.[12]
Главным
природным ресурсом и объектом экологических прав считается земля, на, над и под
которой расположены все остальные природные и материальные, антропогенные
ценности человечества. Земля и связанные с ней общественные отношения могут
считаться эталоном отношений человека и природы. Не случайно в Конституции РФ и
в законодательстве земля в большинстве случаев выделяется из других природных
ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной,
муниципальной и частной собственности, причем владельцев земельных участков на праве
частной собственности насчитываются десятки миллионов физических и юридических
лиц. Соотношение публичных и частных средств в правовом регулировании земельных
отношений является наиболее актуальным и болезненным, поскольку затрагивает
большинство их участников, а земельный участок в наибольшей степени признается
в общественном сознании объектом неприкосновенной и незыблемой частной
собственности, предметом имущественного оборота, первым объектом регистрации
недвижимости и сделок с ней. Ведь недвижимость - это земельные участки и все,
что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно
без несоразмерного ущерба их назначению.
Головным актом,
регулирующим имущественные и связанные с ними некоторые неимущественные
отношения, является ГК РФ[13],
согласно п. 3 ст. 129 которого земля и другие природные ресурсы могут
отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере,
в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Законом о земле является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.[14]
Согласно его ст. 1 регулирование отношений по использованию и охране земли
осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте,
охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе,
используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на
территории РФ. Одновременно земельное право, отпочковавшееся от гражданского
права, исходит из представлений о земле как о недвижимом имуществе, об объекте
права собственности и иных прав на землю.
В соответствии с ч. 3 ст.
3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению
земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются
гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным,
водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей
среды, специальными федеральными законами. Этими требованиями ГК РФ и ЗК РФ определяется
соотношение частных и публичных средств регулирования земельных отношений,
которое в концептуальном плане может проецироваться и на другие сферы
экологических (природоресурсных) отношений, имеющих общественное значение.
Таким образом, нормами Гражданского
и Земельного кодексов, которые систематически подвергаются сомнениям и новым
обсуждениям, почти все сказано о разграничении действия гражданского и
земельного права, иного природоресурсного права, о закреплении и формулировании
публично-правовых и частноправовых средств обеспечения конституционных и иных
экологических прав граждан, указанных выше. Эти нормы ГК РФ и ЗК РФ,
почерпнутые из западноевропейского законодательства, не только категоричны и
обязательны для исполнения всеми и повсеместно, но и полны здравого смысла,
поскольку в ХХI веке проблемы выживания человека в современной естественной
среде приобретают глобальный характер. Еще древние римляне считали, что солнце,
море, воздух (ветер) и текущая вода должны принадлежать всем, а сегодня
публичный контроль за природопользованием в идеале приобретает еще большее
значение, если его не противопоставлять экологическим правам граждан.[15]
Подводя итоги первой
главы курсового исследования можно сделать некоторые промежуточные выводы.
Экологические права
граждан — это составная часть прав и
свобод человека и гражданина;
Однозначные выводы по
поднятой теме сделать нелегко. Если экологические права граждан признаны
массовыми, принадлежащими всем, носящими социальный, демократический характер,
закрепленными в Конституции и законах РФ, то и их реализация должна включаться
в обеспечение экологического правопорядка, носить открытый, публичный,
стабильный характер, подвергаться общественному, муниципальному,
государственному управлению и контролю. Инвентаризация, анализ, диалектическое,
компетентное сочетание и использование публично-правовых и частноправовых
средств охраны окружающей среды и обеспечения экологических прав помогут спасти
нашу природу от деградации.
2. Характеристика экологических прав граждан
2.1 Право на доступ к экологической информации
В содержании права на
доступ к информации выделяют следующие элементы: объект права, субъект права,
правовые возможности субъекта права.
Объект данного права
составляет экологическая информация. Правовая характеристика экологической
информации предполагает выявление ее существенных признаков и классификацию
видов экологической информации по уровню доступа к ней.
В настоящее время
легальное определение данного понятия в российском законодательстве отсутствует.
Вместе с тем в
экологическом законодательстве для обозначения объекта информационных прав
различных субъектов экологических правоотношений используются такие понятия,
как «информация о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране»; «информация
об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих
угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан»; «информация о
состоянии окружающей среды и ее загрязнении».[16]
Как видно из приведенного
перечня понятий, наиболее распространенным является понятие «информация о
состоянии окружающей среды». Однако состав официальных источников такой
информации в законодательстве в полном объеме не определен.
Наиболее полное
определение понятия «экологическая информация» содержится в Конвенции о доступе
к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к
правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (1998, г. Орхус).[17]
Согласно п. 3 ст. 2 Конвенции, «Экологическая информация» означает любую
информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной
материальной форме о:
a) состоянии элементов
окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и
природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая
генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;
b) факторах, таких, как
вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая
административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику,
законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать
воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте «a» выше, и
анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения,
использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;
c) состоянии здоровья и
безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий
и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может
воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих
элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте «b» выше».
Положения названной
Конвенции в настоящее время имеют рекомендательный характер, поскольку
Российская Федерация Конвенцию не подписала. Теоретический анализ данного понятия
представляется необходимым для выработки национальной концепции регулирования
доступа к экологической информации.
Необходимость
нормативно-правового закрепления понятия «экологическая информация» отмечена
учеными. Однако вопрос о составе сведений, относящихся к экологической
информации, не нашел разрешения в науке экологического права.
Не вызывает сомнений
обоснованность отнесения к экологической информации сведений о состоянии
окружающей среды. Данная категория сведений составляет объект конституционного
права граждан, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ[18].
Доступ к данной информации обеспечивает возможность оценки состояния окружающей
среды с точки зрения соответствия критериям благоприятного качества среды
жизнедеятельности человека. Однако в целях обеспечения достоверности информации
и гарантированного доступа к информации в законодательстве следует
исчерпывающим образом установить перечень официальных источников информации о
состоянии окружающей среды.
Анализ судебной практики
показывает, что одного лишь общего определения информации о состоянии
окружающей среды недостаточно для обеспечения ее общедоступности. Отсутствие
нормативно установленного перечня официальных носителей экологически значимой
информации приводит к правовым коллизиям.
Так, Европейский Суд по
правам человека принял к рассмотрению дело «Никитин против Российской Федерации»
(заседание от 13 ноября 2003 г.)[19]. Как
следует из материалов дела, заявитель, бывший офицер военно-морского флота,
согласился на работу для норвежской неправительственной организации по
составлению доклада этой организации «Северный флот: потенциальный риск
радиоактивного загрязнения региона». В октябре 1995 г. органы безопасности
возбудили против заявителя уголовное дело по обвинению в государственной измене
в форме шпионажа за разглашение информации об авариях на российских атомных
подводных лодках. Несмотря на заключение экспертов о том, что вышеупомянутый
доклад содержал сведения, составляющие государственную тайну, по делу заявителя
городским судом в декабре 1999 г. был вынесен оправдательный приговор,
поскольку суд установил, что заявитель имел основания полагать: использованная
им для доклада информация имела чисто экологическое значение. Верховный Суд РФ
оставил в силе оправдательный приговор, который таким образом вступил в
законную силу. Несмотря на это обстоятельство, Генеральный прокурор РФ принес в
Президиум Верховного Суда протест в порядке надзора на оправдательный приговор.
Президиум Верховного Суда рассмотрел дело по существу, но протест Генерального
прокурора отклонил. Заявитель обратился в Европейский Суд по правам человека с
жалобой на то, что сама возможность опротестования оправдательного приговора по
делу, который вступил в законную силу, нарушает право Никитина на справедливое
разбирательство дела и его право не быть судимым дважды в уголовном порядке.
Суд объявил приемлемыми, не вынося решения по существу, части жалобы заявителя
согласно п. 1 ст. 6 Конвенции (положение о праве обвиняемого на справедливое
судебное разбирательство) и ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции.[20]
Представляется, что
установление единых требований документирования открытой экологической
информации о состоянии окружающей среды позволит решить проблему разграничения
открытой экологической информации и информации, составляющей государственную
тайну.
Действующее
законодательство, устанавливая обязанность хозяйствующих субъектов по
предоставлению гражданам экологической информации, не предусматривает порядок
предоставления информации, а именно перечень подлежащей предоставлению документации,
форму и сроки ее предоставления, основания для отказа в предоставлении. При
таком подходе обязанность предоставления информации превращается в декларацию.
Как справедливо отмечает
Э.В. Талапина, ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, закрепляющий, что «органы
государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица
обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не
предусмотрено законом», вовсе не означает доступ к праву, тем более что
существует возможность законодательных ограничений. Право каждого свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым
законным способом наделяет наших граждан статусом «свободных охотников», от
которых «добыча» может успешно скрываться органами власти, которые
конституционно не обязаны ее раскрывать и предоставлять.[21]
А.А. Попов, исследуя
содержательный аспект правоотношений по поводу обеспечения доступа к
экологической информации, обосновал вывод о том, что комплекс прав граждан на
получение полной, своевременной и достоверной экологической информации согласно
нормам Закона об охране окружающей среды не в полном объеме корреспондирует с
обязанностями органов государственной власти в ее предоставлении. Эти права, по
мнению автора, должны полностью соответствовать обязанностям, а не «полномочиям»
органов государственной власти по обеспечению населения достоверной информацией
о состоянии окружающей среды на соответствующей территории.
В литературе высказывается обоснованное мнение об отсутствии четкого механизма
функционирования системы государственных органов, распоряжающихся экологической
информацией.[22]
Следует сделать вывод,
что в законодательстве должен быть установлен режим доступа к открытой
экологической информации. Наиболее предпочтительной формой обеспечения такого
доступа представляется обязательное размещение экологической информации в
специализированных источниках массовой информации (на сайтах Интернета, в
специальных периодических изданиях и других СМИ). Этот порядок позволит
установить необходимую открытость социально значимой экологической информации в
Российской Федерации, которая в настоящее время лишь декларируется в
законодательстве.
2.2 Право человека и гражданина на благоприятную
окружающую среду
Современный экологический
кризис поставил под угрозу возможность устойчивого развития всей человеческой
цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации
биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей
среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе
формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих
возможность разрушения и деградации природной среды. К сожалению, реальная
действительность демонстрирует нам другие подходы. До сих пор вопросы охраны
окружающей среды и проблемы защиты прав граждан в данной сфере нередко остаются
без должного внимания представителей органов публичной власти. Не последнюю
роль в этом играет отсутствие четкого понимания экологических прав, специфики
их реализации и защиты.[23]
Право человека на
благоприятную окружающую среду - это возможность для каждого человека, народов
и всего человечества жить при таком состоянии биосферы Земли, которое
обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также
использование системы средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере,
вызванные человеческой жизнедеятельностью.
В юридической науке
достаточно четко сформулированы основные различия между категориями «права
человека» и «права гражданина». Суть их сводится к следующему. Права человека
могут существовать независимо от их государственного признания и
законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным
государством. Это, таким образом, естественные неотчуждаемые права,
принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой
того государства, к которому принадлежит данное лицо. Таким образом, права
гражданина - форма опосредования прав человека, которые признаны государством и
поставлены под его защиту. При этом нельзя забывать, что множество людей в мире
вообще не имеют статуса гражданина (апатриды) и, следовательно, они формально
являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина.[24]
Поэтому право человека и
право гражданина на благоприятную окружающую среду различаются по своему
объекту и субъекту. Если объектом права человека является состояние биосферы
Земли в целом, благоприятное качество которой определяет здоровье всего
населения планеты, то объектом права гражданина, в частности гражданина РФ,
является определенное качественное состояние биосферы только Российской
Федерации как части международного сообщества. Следовательно, различными будут
и субъекты данного права. Субъектами права человека являются все люди планеты,
независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., а
субъектами права гражданина будут являться только граждане России и лица,
находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды).
Права человека и
гражданина на благоприятную окружающую среду принципиально различаются и по средствам
защиты. Если право граждан на благоприятную окружающую среду защищается в
судебном или административном порядке при помощи системы правоохранительных
органов России, то для защиты права человека существует не только эта система,
но и довольно сложная система международных органов по защите прав человека,
включающая как региональные, так и универсальные органы (ООН, Совета Европы и
т.д.).
Наконец, в отличие от
рассмотренного права человека, закрепленного главным образом в декларациях и
иных международных документах, право гражданина на благоприятную окружающую
среду закреплено в Конституции РФ и конкретизировано в отраслевом экологическом
законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации.
Само понятие «благоприятная
окружающая среда», на которую имеют право граждане, может рассматриваться в
узком и широком смысле. В узком смысле в ст. 1 Закона РФ от 10 января 2002 г. «Об
охране окружающей среды»[25] под «благоприятной
окружающей средой» понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает
устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и
природно-антропогенных объектов. Однако ряд существенных характеристик качества
окружающей среды, вытекающих из экологического законодательства, в данном
случае упущен.
Поэтому в широком смысле
под «благоприятной окружающей средой» следует понимать такое состояние среды
обитания человека, которое соответствует нормативам, касающимся ее чистоты,
ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия, способности
удовлетворять потребности граждан в отдыхе, туризме, лечении, а также включать
в себя эталонные участки природы, не тронутой человеческой жизнедеятельностью.
Учитывая взаимосвязь и
взаимообусловленность прав и обязанностей, следует отметить вытекающие из п. 1
и 2 ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды»[26]
обязанности органов публичной власти, необходимые для реализации права граждан
на благоприятную окружающую среду. В числе таких обязанностей следует выделить
разработку природоохранных нормативов; привлечение виновных в нарушении
экологических предписаний к юридической ответственности; финансирование из
бюджетов всех уровней экологических мероприятий и программ; обязанность
соответствующих должностных лиц предоставлять экологическую информацию; учет
экологических требований в ходе территориального планирования и
градостроительного зонирования территорий; проведение государственного
экологического контроля; государственную экологическую экспертизу и т.д.
Из Конституции РФ и
экологического законодательства вытекает ряд конкретных правомочий граждан в
области охраны окружающей среды. По логике законодателя, использование
указанных правомочий гражданами России позволит им реализовать свое
конституционное право на благоприятную окружающую среду. Все нижеприведенные правомочия
граждан могут быть классифицированы в две большие группы по критерию способа
защиты: самозащита своих экологических прав и защита с помощью государственных
институтов. В первую группу войдут правомочия граждан по проведению
демонстраций, пикетирования и иных подобных мероприятий, а во вторую группу -
обращения в органы государственной власти с заявлениями, жалобами,
предложениями, исками и т.д. Здесь следует выделить:
Во-первых, право на
создание общественных объединений, фондов и иных некоммерческие организаций,
осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Порядок создания
таких некоммерческих объединений предусмотрен в ГК РФ и иных федеральных
законах. Так, порядок создания общественных объединений указан в Законе РФ от
19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»[27]. Все
юридические лица, включая некоммерческие экологические объединения, приобретают
соответствующие права и обязанности с момента их государственной регистрации.
Деятельность таких
объединений является важным элементом гражданского общества, формой его
контроля за эффективностью работы государственного аппарата. В развитых странах
мира общественные экологические объединения являются внушительной политической
силой, они порой побеждают на выборах и получают значительное количество мест в
представительных органах государственной власти и органах местного
самоуправления. Под их влиянием происходит экологизация ряда других
международных и государственных институтов, а также общественных структур
(профсоюзы, политические партии, СМИ, общественные организации, рядовые
граждане).
Во-вторых, граждане
вправе принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и
демонстрациях, референдумах и иных не противоречащих законодательству акциях по
охране окружающей среды. Данная норма конкретизирует предоставленную статьей 31
Конституции гражданам возможность собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. При осуществлении
данного права не допускается нарушение прав и свобод других лиц, а также
использование этого права для насильственного изменения конституционного строя,
разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для
пропаганды насилия и войны. В России действует уведомительный порядок
реализации права на проведение публичных мероприятий.
Проводившиеся в форме
демонстраций, пикетов и митингов протесты против строительства различных
хозяйственных объектов конца 80-х - начала 90-х годов XX в. сменились на
сегодняшний день практически полной апатией населения к подобным формам
протеста. Более востребованной формой защиты гражданами своих экологических
прав в настоящий момент является их участие в проведении референдумов по
экологическим вопросам. Референдум Российской Федерации - это всенародное
голосование граждан страны, обладающих правом на участие в референдуме, по
вопросам государственного значения.
В большинстве случаев
граждане и их объединения пытаются проводить региональные и местные референдумы
по вопросам, относящимся к сфере атомной энергетики (например, с целью запрета
на строительство АЭС). Значительно более редкими являются попытки проведения
референдумов по охране уникальных, экологически ценных территорий или другим
вопросам природопользования. Однако следует иметь в виду, что федеральные энергетические
системы и ядерная энергетика находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации»[28] определяет, что на референдум
субъекта РФ или местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся,
соответственно, в ведении субъекта РФ или органа местного самоуправления. 12).
Однако вопросы атомной энергетики не находятся в ведении субъектов РФ или
совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В-третьих, пункт 2 ст. 11
Закона «Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан требовать от
органов государственной власти, местного самоуправления, иных организаций
предоставления своевременной, полной и достоверной экологической информации,
что является конкретизацией одного из основных принципов охраны окружающей
среды.
Под экологической
информацией понимается любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы,
живых организмов и экосистем и об их изменениях, о деятельности, факторах и
мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о
запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных
ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые
для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того, о
мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды.[29]
Но, несмотря на
закрепление права граждан и их объединений на получение полной, своевременной и
достоверной экологической информации в Конституции РФ и федеральных законах, а
также наличие утверждаемых Правительством РФ положений о специально
уполномоченных федеральных органах в области охраны окружающей среды, которым
вменяется в обязанность предоставлять гражданам экологическую информацию,
получение последней до сих пор связано с большими проблемами. Так, четкую
правовую регламентацию сейчас имеют только категории «своевременная» и «достоверная»
информация. Законами предусмотрен срок рассмотрения заявления граждан о
предоставлении информации (один месяц), пропуск которого означает нарушение
должностными лицами требований закона. Недостоверной информацией могут
считаться заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения о
состоянии окружающей среды. Типичным примером была авария на Чернобыльской АЭС,
правду о которой российские граждане узнали с большим опозданием. До этого
соответствующие должностные лица сообщали, что ничего особенного на
Чернобыльской АЭС не произошло, т.е. предоставляли недостоверную экологическую
информацию.
Категория «полная»
информация носит оценочный характер, и ее объем зависит от содержания и
четкости предмета информационного запроса, сформулированного гражданами и их
объединениями. В этом плане как раз и существуют сложности субъективного плана,
связанные с тем, что граждане не всегда обладают необходимыми знаниями, для
того чтобы юридически грамотно сформулировать вопрос к соответствующим
должностным лицам. Следовательно, «полнота» или «неполнота» ответа
соответствующих должностных лиц на запросы граждан подлежит индивидуальной
оценке, в которой могут присутствовать элементы субъективизма, поскольку
законом критерии «полноты» экологической информации не определены.[30]
В-четвертых, граждане
вправе обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления,
иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны
окружающей среды, негативного воздействия на нее, получать своевременные и
обоснованные ответы. Данная норма корреспондирует с положением ст. 33
Конституции России, согласно которому граждане имеют право обращаться лично, а
также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления. Данное право является важным средством
защиты экологических прав граждан, а также формой их участия в управлении
делами государства. Праву граждан на обращение соответствует обязанность
органов и должностных лиц рассмотреть в установленном порядке и в должный срок
такое обращение и уведомить их о результатах.
В-пятых, граждане вправе
оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в
решении вопросов охраны окружающей среды. Данное правомочие может быть
реализовано путем проведения гражданами общественного экологического контроля и
сообщения компетентным органам о выявленных правонарушениях.[31]
Таким образом, право
граждан на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для
каждого российского гражданина и всего многонационального народа России
проживать в условиях такого состояния биосферы России, которое обеспечивает
максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать
систему средств, устраняющих угрозы биосфере страны, которые вызваны
человеческой жизнедеятельностью. Реализация данного права во многом зависит от
активности граждан, их желания отстаивать свои экологические права, а также от
позиции правоохранительных государственных органов. Учитывая имеющуюся динамику
правозащитной экологической деятельности, можно говорить о появлении «первых
ростков» гражданского общества в России и об изменении отношения населения к
нарушению их конституционных прав и свобод.
2.3 Способы возмещения вреда окружающей среде
Способы возмещения вреда
установлены Гражданским кодексом РФ (нормы которого имеют общий характер) и
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (нормы которого имеют
специальный характер).
Учитывая специальный
характер правовых норм ФЗ «Об охране окружающей среды», они при регулировании
отношений в сфере охраны окружающей среды имеют приоритетное значение.
Итак, согласно п. 3 ст.
77 ФЗ «Об охране окружающей среды»:
«Вред окружающей среде,
причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в
соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления
размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических
затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды».
Таким образом, согласно
данной норме вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной
деятельности, возмещается по одному из трех способов:
1) в соответствии с
утвержденными в установленном порядке таксами исчисления размера вреда;
2) в соответствии с
утвержденными в установленном порядке методиками исчисления размера вреда;
3) исходя из фактических
затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
При этом приоритет при
определении способа возмещения вреда законодателем отдается утвержденным в
установленном порядке таксам и методикам исчисления размера вреда окружающей
среде.
Исходя из фактических
затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, вред
окружающей среде возмещается только в случае отсутствия такс и методик.[32]
Статьей 1082 Гражданского
кодекса РФ определены два способа (две формы) возмещения вреда:
- возмещение вреда в
натуре (в натуральной форме посредством предоставления вещи такого же рода и
качества, исправление поврежденной вещи и т.п.)
либо
- возмещение причиненных
убытков (в денежной форме).
Так, в соответствии со
ст. 1082 ГК РФ:
«Удовлетворяя требование
о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо,
ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь
того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить
причиненные убытки (пункт 2 статьи 15)».
Исходя из
вышеизложенного, истец вправе заявить требование о возмещении вреда в той
форме, которая ему наиболее удобна. Однако решение вопроса о форме возмещения
входит в компетенцию суда.
Применительно к сфере
охраны окружающей среды, требования законодателя более конкретны.
Так, согласно п. 2 ст. 78
ФЗ «Об охране окружающей среды»[33]:
«На основании решения
суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением
законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен
посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного
состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом
восстановительных работ».
Таким образом,
законодатель в п. 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрел
возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на
ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Однако, для этого необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
- возмещение вреда
окружающей среде посредством возложения обязанности по восстановлению
нарушенного состояния окружающей среды возможно только на основании решения
суда. Только суд может принять соответствующее решение.
- исходя из смысла данной
нормы принятие такого решения возможно только в том случае, если ответчик до
судебного решения не предпринимал мер по восстановлению нарушенного состояния
окружающей среды;
- принятие такого решения
возможно только при наличии проекта восстановительных работ, разработанного и
утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- восстановление
нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом
восстановительных работ должно производиться только за счет средств ответчика.[34]
Подводя итоги второй
главы исследования можно сделать некоторые промежуточные выводы.
В законодательстве должен
быть установлен режим доступа к открытой экологической информации. Наиболее
предпочтительной формой обеспечения такого доступа представляется обязательное
размещение экологической информации в специализированных источниках массовой
информации (на сайтах Интернета, в специальных периодических изданиях и других
СМИ). Этот порядок позволит установить необходимую открытость социально
значимой экологической информации в Российской Федерации, которая в настоящее
время лишь декларируется в законодательстве.
Право граждан на
благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого
российского гражданина и всего многонационального народа России проживать в
условиях такого состояния биосферы России, которое обеспечивает максимальный
уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему
средств, устраняющих угрозы биосфере страны, которые вызваны человеческой
жизнедеятельностью. Реализация данного права во многом зависит от активности
граждан, их желания отстаивать свои экологические права, а также от позиции
правоохранительных государственных органов. Учитывая имеющуюся динамику
правозащитной экологической деятельности, можно говорить о появлении «первых
ростков» гражданского общества в России и об изменении отношения населения к
нарушению их конституционных прав и свобод.
Иногда использовать
натуральную форму возмещения вреда невозможно по объективным причинам
(например, в случае отсутствия утвержденного в установленном порядке проекта
восстановительных работ). В этом случае возмещение вреда возможно только в
денежной форме.
Заключение
Подводя итоги курсового
исследования можно сделать следующие выводы.
Экологические права
граждан — это составная часть прав и
свобод человека и гражданина;
Однозначные выводы по
поднятой теме сделать нелегко. Если экологические права граждан признаны
массовыми, принадлежащими всем, носящими социальный, демократический характер,
закрепленными в Конституции и законах РФ, то и их реализация должна включаться
в обеспечение экологического правопорядка, носить открытый, публичный,
стабильный характер, подвергаться общественному, муниципальному,
государственному управлению и контролю. Инвентаризация, анализ, диалектическое,
компетентное сочетание и использование публично-правовых и частноправовых
средств охраны окружающей среды и обеспечения экологических прав помогут спасти
нашу природу от деградации.
В законодательстве должен
быть установлен режим доступа к открытой экологической информации. Наиболее
предпочтительной формой обеспечения такого доступа представляется обязательное
размещение экологической информации в специализированных источниках массовой
информации (на сайтах Интернета, в специальных периодических изданиях и других
СМИ). Этот порядок позволит установить необходимую открытость социально
значимой экологической информации в Российской Федерации, которая в настоящее
время лишь декларируется в законодательстве.
Право граждан на
благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого
российского гражданина и всего многонационального народа России проживать в
условиях такого состояния биосферы России, которое обеспечивает максимальный
уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему
средств, устраняющих угрозы биосфере страны, которые вызваны человеческой
жизнедеятельностью. Реализация данного права во многом зависит от активности
граждан, их желания отстаивать свои экологические права, а также от позиции
правоохранительных государственных органов. Учитывая имеющуюся динамику
правозащитной экологической деятельности, можно говорить о появлении «первых
ростков» гражданского общества в России и об изменении отношения населения к
нарушению их конституционных прав и свобод.
Иногда использовать
натуральную форму возмещения вреда невозможно по объективным причинам
(например, в случае отсутствия утвержденного в установленном порядке проекта
восстановительных работ). В этом случае возмещение вреда возможно только в
денежной форме.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета - № 237 -
25.12.1993.Орхусская конвенция «О доступе к
информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к
правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принятая 25.06.1998 г.//
не ратифицирована в России.Гражданский кодекс Российской
Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ Часть первая (с изменениями и
дополнениями от 17 июля 2009 г.).// СЗ РФ. 1994. №32. ст.3301Гражданский кодекс Российской
Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ Часть вторая (с изменениями и дополнениями
от 17 июля 2009 г.)// СЗ РФ. 1996. №5. ст.410Земельный кодекс Российской Федерации
от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2009 г.)//СЗ РФ. 2001.
№44. ст.4147Федеральный закон от 12 июня 2002 г.
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации»(с изменениями от 19 июля 2009 г.)//СЗ
РФ. 2002. №24. ст.2253Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №
82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 23 июля 2008 г.)// СЗ
РФ. 1995. №21. ст.1930Федеральный закон от 24 июня 1998 г.
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 30 декабря
2008 г.)// СЗ РФ. 1998. №26. ст.3009Федеральный закон от 9 января 1996 г.
№ 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (с изменениями от 23 июля 2008
г.)//СЗ РФ. 1996. №3. ст.141Федеральный
закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»(с
изменениями от 30 декабря 2008 г.)//СЗ РФ. 1995. №48. ст.4552Федеральный
закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
(с изменениями от 30 декабря 2008 г.)// СЗ РФ. 1995. №12. ст.1024Федеральный
закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями от 30 декабря
2008 г.)// СЗ РФ. 1995. №9. ст.713Федеральный
закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с
изменениями от 8 мая 2009 г.)// СЗ РФ. 1995. №48. ст.4556,Федеральный
закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями
от 14 марта 2009 г.)//СЗ РФ. 2002. №2. ст.133Обзор
постановлений и решений Европейского Суда по правам человека по российским
жалобам за октябрь 2008 г.// Бюллетень Европейского Суда по правам человека.
Российское издание. № 10/2008.Боголюбов
С.А. Защита экологических прав. - М., 1996- 260 с.Боголюбов
С. А. Экологическое право. Учебник для вузов.– М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001. – 448 с.Бринчук
М.М. Экологические права человека в условиях глобализации / Гл. 4 в кн. Права
человека и процессы глобализации современного мира. - М., 2005. – 320 с.Бринчук
М.М. Экологическое право: Учебник для вузов. - М., 2003. -380 с.Бринчук
М.М. Теоретические основы экологических прав человека // Государство и право.
2004. № 5. – С. 12-18Голиченков
А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие
для вузов. — М.: Издательский Дом – М., Городец, 2008. — 448 с.Грудцына
Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. — М.: ЗАО
Юстицин-форм, 2008. — 560 с.Нецветаев
А.Г. Экологическое право / Московский международный институт эконометрики,
информатики, финансов и права. - М., 2004. - 286 с.Попов
А.А. Экологическая информация: правовое регулирование доступа и предоставления
//Законодательство и экономика. 2005. №6 – С. 12-17Попов
А.А. Правовое регулирование экологической информации: Автореф. дис. : канд.
юрид. наук. - М., 2005. – 37 с.Тихомирова
Л.А. Возмещение вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением.
– М., ЮстицИнформ, 2009 – 265 с.Фокин
А.В. Экологические права и обязанности человека и гражданина
(теоретико-правовой аспект). - Дисс. ...канд.юрид.наук. - Волгоград,2006. – 210
с.
[1] Конституция Российской
Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета -
№ 237 - 25.12.1993.
[2] Федеральный закон от 10
января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 14 марта
2009 г.)//СЗ РФ. 2002. №2. ст.133
[3]
Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов:
Учебное пособие для вузов. — М.: Издательский Дом – М., Городец, 2008. — С. 215
[4] Фокин А.В. Экологические
права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект). - Дисс.
...канд.юрид.наук. - Волгоград,2006. – С. 35
[5] Федеральный закон от 23
ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 8 мая
2009 г.)// СЗ РФ. 1995. №48. ст.4556,
[6] Федеральный закон от 23
февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах» (с изменениями от 30 декабря 2008 г.)// СЗ РФ. 1995. №9.
ст.713
[7] Федеральный закон от 14
марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с
изменениями от 30 декабря 2008 г.)// СЗ РФ. 1995. №12. ст.1024
[8] Федеральный закон от 9
января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (с изменениями от
23 июля 2008 г.)//СЗ РФ. 1996. №3. ст.141
[9] Федеральный закон от 24
июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от
30 декабря 2008 г.)// СЗ РФ. 1998. №26. ст.3009
[10] Нецветаев А.Г.
Экологическое право / Московский международный институт эконометрики,
информатики, финансов и права. - М., 2004. – С. 115
[11] Бринчук М.М.
Теоретические основы экологических прав человека // Государство и право. 2004. №
5. – С. 12-18
[12] Боголюбов С. А.
Экологическое право. Учебник для вузов.– М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001. – С. 239
[13] Гражданский кодекс
Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ Часть первая (с изменениями и
дополнениями от 17 июля 2009 г.).// СЗ РФ. 1994. №32. ст.3301
[14] Земельный кодекс
Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изменениями от 24 июля
2009 г.)//СЗ РФ. 2001. №44. ст.4147
[15] Фокин А.В. Экологические
права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект). - Дисс.
...канд.юрид.наук. - Волгоград,2006. – С. 78
[16] Фокин А.В. Экологические
права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект). - Дисс.
...канд.юрид.наук. - Волгоград,2006. – С. 42
[17] Орхусская конвенция «О
доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и
доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принятая
25.06.1998 г.// не ратифицирована в России.
[18] Конституция Российской
Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета -
№ 237 - 25.12.1993.
[19] Обзор постановлений и
решений Европейского Суда по правам человека по российским жалобам за октябрь
2008 г.// Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. №
10/2008.
[20] Орхусская конвенция «О
доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и
доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принятая
25.06.1998 г.// не ратифицирована в России.
[21] Нецветаев А.Г. Экологическое
право / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и
права. - М., 2004. – С. 115
[22] Попов А.А. Экологическая
информация: правовое регулирование доступа и предоставления //Законодательство
и экономика. 2005. №6 – С. 12-17
[23] Голиченков
А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие
для вузов. — М.: Издательский Дом – М., Городец, 2008. — С. 385
[24] Бринчук М.М.
Экологические права человека в условиях глобализации / Гл. 4 в кн. Права
человека и процессы глобализации современного мира. - М., 2005. – С. 165
[25] Федеральный закон от 10
января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 14 марта
2009 г.)//СЗ РФ. 2002. №2. ст.133
[26] Федеральный закон от 10
января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 14 марта
2009 г.)//СЗ РФ. 2002. №2. ст.133
[27] Федеральный закон от 19
мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 23 июля
2008 г.)// СЗ РФ. 1995. №21. ст.1930
[28] Федеральный закон от 12
июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации»(с изменениями от 19 июля
2009 г.)//СЗ РФ. 2002. №24. ст.2253
[29]
Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов:
Учебное пособие для вузов. — М.: Издательский Дом – М., Городец, 2008. — С. 369
[30] Фокин А.В. Экологические
права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект). - Дисс.
...канд.юрид.наук. - Волгоград,2006. – С. 110
[31]
Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов:
Учебное пособие для вузов. — М.: Издательский Дом – М., Городец, 2008. — С. 159
[32] Тихомирова Л.А.
Возмещение вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением.
– М., ЮстицИнформ, 2009 – С. 165
[33] Федеральный закон от 10
января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 14 марта
2009 г.)//СЗ РФ. 2002. №2. ст.133
[34] Фокин А.В. Экологические
права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект). - Дисс.
...канд.юрид.наук. - Волгоград,2006. – С. 89