Полный текст:
Содержание
1. Наблюдение
и анализ проведения ОРУ в
условиях ДОУ.. 4
2. Определение уровня гибкости детей. 7
3. Комплекс ОРУ для занятий по гимнастике в
подготовительной группе. 8
Список использованных источников. 11
1. Наблюдение и
анализ проведения ОРУ в условиях ДОУ
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет.
Именно в этот период осуществляются
наиболее интенсивный рост и развитие
важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего
развития физических способностей.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей
системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для
своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются
средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в
детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во
время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских
праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие
детей.
Общеразвивающие упражнения - специально разработанные движения для
рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с
разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и
темпе.
Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические
качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают
силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют
правильную осанку. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно
дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это
обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на
определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей
структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В
результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается
своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей,
необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных
гимнастических навыков. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного
аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития
органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие
диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного
пресса, содействующие более глубокому дыханию.
Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение
для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка
выше, поэтому ему необходимо большее количество кислорода. Ребенок с трудом
переносит кислородное голодание (гипоксемию), т.к. значительное количество
энергии расходуется на рост и развитие тканей. При общеразвивающих упражнениях
тренируются диафрагма, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается
экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание
становится реже и глубже.
Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение
нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы,
увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.
Упражнения оказывают большое внимание на развитие нервной системы.
Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями имеют значение и
для умственного развития детей. Как правило, общеразвивающие упражнения
выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности,
дисциплины.
Движения становятся более совершенными, когда выполняются в
сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них
определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. Музыка
может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность,
четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от
характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения
становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно
отражающими характер музыкального произведения.[1]
Существуют две формы организации физического воспитания детей
дошкольного возраста:
- государственная (детский сад),
- самодеятельная, где
физическое воспитание осуществляется
главным образом в семье.
Государственная форма организации
физического воспитания является обязательной для всех детей, посещающих
дошкольные детские учреждения. Физкультурные занятия в этих учреждениях осуществляются в соответствии с Программой
воспитания и обучения в детском саду (раздел «Физическое воспитание»), где
определены задачи, содержание и формы организации физических упражнений. Физкультурные занятия
проводятся воспитателем и инструктором-методистом по физической культуре.
Методика направленного
использования физической культуры определяется возрастными особенностями
и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.
В основе планирования процесса физической и двигательной
подготовки дошкольников 3-6 лет
должны лежать следующие основные
положения:
- весь возрастной период от 3 до 6 лет является сенситивным для развития физических качеств и формирования
основных движений. Следовательно, итоговый результат физической и двигательной подготовки дошкольников
зависит от последовательных из года в год
успехов ребенка;
- основной методической особенностью планирования данного процесса
является наличие этапов акцентированного
воздействия на определенное качество. Целесообразная длительность этих этапов до 1 месяца. При
этом специализированные физические упражнения или подвижные игры должны
занимать от 50 до 70% общего объема времени двигательной активности.[2]
2. Определение уровня
гибкости детей
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного
аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует
эластичность мышц и связок.
Тест на определение гибкости у детей дошкольного возраста.
Цель: определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей
дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.
Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической
скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки
соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени.
По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до
которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до
нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком
минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент
“достань игрушку”.
Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится
линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через
1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между
пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и
затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки
кончиками пальцев соединенных рук.
При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования
проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом
помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим
дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед
тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в
соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку,
избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход,
учитывать возрастные особенности.
Форма проведения тестирования физических качеств детей должна
предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать
2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть
достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.
Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких
обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги:
учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая
медицинская сестра.
Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях,
что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более
объективную информацию за исследуемый период.
Во время тестирования важно учитывать:
- индивидуальные возможности ребёнка;
- особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые
незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.[3]
3. Комплекс ОРУ для занятий по гимнастике в подготовительной
группе
Общеразвивающие упражнения в начале занятия после ходьбы без
инвентаря и пособий.
Этап обучения – завершающий (57 занятие)
Цели комплекса:
- учить детей начинать и заканчивать упражнение одновременно по
сигналу воспитателя (под счет),
- соблюдать направление отдельных частей тела по указания
воспитателя,
- воспитывать гибкость.
Содержание
Темп, дозировка, дыхание
Организационно-методические
указания
1.
И.П.: о.с.
Выполнение:
1 – руки вперед
2 – руки вверх
3 – руки в стороны
4 – И.П.
8-10 раз
Упражнение выполняется четко под счет
2.
И.П.: о.с.
Выполнение:
1-4 - - четыре вращения руками
вперед
5-8 – то же назад
3-4 раза
3.
И.П. ноги на ширине плеч, ладони соединены
Выполнение:
1 – руки вверх, прогнуться
2 – наклон вперед
10-12 раз подряд
вдох
выдох
Резко, руки между ног
4.
И.П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе
Выполнение:
1 – поворот вправо, правая рука в сторону
2 – И.П.
3-4 – то же другой рукой
8 раз
5.
И.П.: руки в стороны
Выполнение:
1 – поднять правое колено, обхватить его руками и прижать к груди
2 – И.П.
3-4 – то же другой ногой
6-8 раз
Спина прямая
6.
И.П.: ноги вместе, руки на поясе
Выполнение:
1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны
2 – И.П.
10-15 раз
Список использованных источников
Буцинская
П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в
детском саду. – М.: Физкультура и спорт, 2000Лагутин
А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении// Теория и практика
физической культуры, 2000, №11Лескова
Г.П., Буцинская П.П., Васюкова Л.С. Общеразвивающие упражнения в детском саду.
– М.: Просвещение, 2002Лукьяненко
В.П. Физическая культура: основы знаний. – М.: Норма-М, 2008Осокина
Т.И. Физическая подготовка в детском саду. – М.: Инфра-М, 2004Степаненков
Э.Я. Теория и методика физического
воспитания и развития ребенка. – Киев, 2001Физическое
воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. М.Ю. Кистяковой. – М.: Премиум,
2006Физическая
культура. 2-е изд., дораб. и доп./ Под
ред. Григоровича Е.С., Переверзева В.А. – М.: Гардарика, 2001Хухлаева
Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.:
Просвещение, 2005Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. –
М.: Статут, 2000
[1] Буцинская П.П. и др.
Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Физкультура и спорт, 2000
[2] Лагутин А.Б. Физическое
воспитание ребенка в дошкольном учреждении// Теория и практика физической
культуры, 2000, №11
[3] Осокина Т.И. Физическая подготовка в детском
саду. – М.: Инфра-М, 2004