Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Воспитание духовности старшеклассников посредством проведения уроков интегрированного типа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Воспитание духовности старшеклассников посредством проведения уроков интегрированного типа
  • Предмет:
    Литература
  • Когда добавили:
    01.08.2014 13:40:35
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
     
     
    Введение…………………………………………………………………...……...…3
    Глава 1. Воспитание духовности старшеклассников посредством проведения уроков литературы интегрированного типа ……………….…...6
    1.1. Теоретические основы воспитания духовности учащихся ………….……....6
    1.2. Педагогические условия  воспитания  старшеклассников на  уроках литературы интегрированного типа ………………………..…………………….13
    Глава 2. Опыт Клюевской СОШ №19 по реализации программы нацеленной на воспитание духовности старшеклассников …….…………..19
    2.1. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания учащихся………19
    2.2. Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа ……………………………………………………………22
    Заключение………………………….………………………………….………….26
    Список использованной литературы ...……………...……………...…………28
    Приложение
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Развитие духовности является одним из важнейших приоритетов в образовании. Сегодняшние взгляды на проблему нравственного воспитания личности различны, но важность духовности  в становлении личности общепризнанна.
    Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодом поколении. В настоящее время, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.
    Гуманизация современного образования позволяет выделить проблему воспитания духовности как приоритетную. Воспитание старшеклассников на традиционных российских ценностях поможет в преодолении проблем, охватывающих важные сферы существования современного общества.
    Воспитание духовности педагогическими средствами сегодня одна из актуальных проблем. Духовные ценности определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. От определения духовных ценностей, на которых будет опираться идеал воспитания молодёжи, зависит успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности.
    Отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, любви, уважения к честному труду — вот далеко не полный перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи на сегодняшний день. Анализ многовековой истории и культуры России, ее социально-демографических и культурологических характеристик подтверждает, что ведущее значение в содержании современного духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи должны иметь общенациональные ценности русской культуры (В А Беляева). Такие общенациональные гражданские идеалы и ценности, составляя основу семейного и общественного духовно-нравственного воспитания молодежи, присутствуют в любом динамично развивающемся социуме,
    Таким образом, актуальность избранной темы исследования заключается в необходимости формирования и развития у старшеклассников общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания  нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе изучения литературы, интеграции учебных предметов.
    С древнейших времён люди пытались найти общие нравственные основания для поведения. Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, широта души, взаимопомощь.
    Бердяев Н.А. придавал большое значение в воспитании национальным ценностям, он писал о том, что добьёмся успеха в деле возрождения России, если будем опираться на наши традиции, учтём склонности русского народа, основанные на коллективизме, братстве. Ценности не выдумываются людьми, они целиком зависят от обстоятельств и объективных условий. А эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность – это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.
    Духовность личности – одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции – одна из приоритетных задач современной педагогической науки. Обобщая всё сказанное, отметим, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления.
    Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого и др.
    Цель нашего исследования: сформулировать эффективные педагогические условия воспитания духовности учащихся на уроках литературы интегрированного типа.
    Потребность в актуализации указанных проблем определила выбор объекта исследования, охватывающего воспитание духовности на уроках литературы. Предметом исследования является содержание и технологии воспитания старшеклассников на уроках литературы интегрированного типа.
    Гипотеза: если технологии воспитания учащихся будут опираться на воспитание через изобразительное искусство,  музыку, эстетику, то приходим к  высокому духовному развитию школьников.
    В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
    1. Раскрыть педагогические условия воспитания духовности на уроках литературы.
    2. Исследовать содержание и технологии воспитания старшеклассников на уроках литературы интегрированного типа.
    3. Диагностировать уровень духовности школьников.
    4. Обобщить и представить педагогические условия воспитания духовности на уроках литературы интегрированного типа.
    Методы исследования: изучение психолго-педагогической литературы; обобщение педагогического опыта; анкетирование.
     
     
     
     
     
    Глава 1. Воспитание духовности старшеклассников посредством проведения уроков литературы интегрированного типа
     
     
    . Теоретические основы воспитания духовности учащихся  
    Содержание воспитательного процесса заключается в формировании ценностных отношений. Воспитание духовное - этика, эстетика, философия, культурология, искусство, знакомство с ценностями религиозного опыта и т.п. - и формирует эти отношения, пробуждает богатство духовных стремлений, которые наполняют человеческую жизнь значимым смыслом. Духовное воспитание обогащает детей навыками формирования подлинно гуманных отношений между людьми. Можно сказать, что духовность, как свойство личности, является фундаментальным качеством человека и той целью, на которую должен быть направлен воспитательный процесс. Для развития духовного потенциала, ребенок с самого раннего детства должен иметь возможность соприкасаться с высшими духовными ценностями.
    В контексте духовной ситуации нашего общества педагогический процесс требует серьезного философского осмысления и более глубокого внедрения форм искусств в учебно-воспитательную работу. Наиболее важная роль отводится музыкальному искусству в силу его удивительной специфики.
    В самом широком смысле понятие «искусство» означает «мастерство», искусно выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Вторым, более узким значением является «творчество по законам красоты». Третий и самый узкий смысл слова «искусство» является собственно художественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности. Любой вид искусства мыслит образами, а образ по своей художественной природе целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Но среди прочих искусств музыка занимает особое место. Не случайно античные философы уделяли так много внимания музыкальному искусству.
    Музыка, как временная форма искусства, универсальна еще и потому, что воздействует на любого человека в независимости от его возраста, пола, социального положения, образования и пр. Она является выражением взаимосвязи между человеком и миром. Только музыкальное искусство способно с такой силой воздействовать на эмоциональную сферу человека, заставляя его прислушаться к звукам мира и звукам собственной души.
    Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что современный процесс обучения должен представлять собой тесное взаимодействие, синтез научных знаний и духовных устремлений. Одной из форм такого взаимодействия может стать использование музыкального искусства в преподавании общеобразовательных предметов. Музыкальное искусство, по нашему мнению, должно естественно вписываться в повседневную жизнь каждого ребенка и постоянно присутствовать в процессе обучения. Ребенка должна окружать, как сказал Б.Т.Лихачев, «экологически чистая звуковая  аура».
    Путь к общечеловеческой культуре, общечеловеческим ценностям лежит через изучение национальных особенностей и использование прогрессивных народных традиций. Роль традиций в современной жизни возрастает, так как это – универсальный механизм, который отбирает, накапливает жизненный опыт, позволяет достичь стабильности и устойчивости. В них содержится предвидение условий жизнедеятельности будущих поколений [14; 23].
    Одной из приоритетных целей гуманистически ориентированной системы образования является воспитание духовности ребенка, что предполагает выявление сущности данного феномена в плоскости различных подходов. Среди них можно выделить следующие: ценностно-смысловой (П.С. Абрамова, Г.О. Лекторский, Б.Т. Лихачев, В.Ю. Троицкий, В.Г. Федотов, Ш.Ш. Хайруллин, В.Н. Шердаков, Н.Е. Щуркова), потребностно - информационный (О.П. Вяземский, П.И. Ершов, Д.М. Кузин, П.В. Симонов), гносеологический (В.А. Кутырев), социально - исторический (В.А. Бачинин, Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров, ВА. Шабанов), комплексный (В.А. Барулин, А.Д. Косичев, Н.Д. Никандров, Г.В. Платонов), деятельностный (В.И.Мурашов, И.В. Силуянова).
     Представители ценностно-смыслового подхода связывают возникновение духовности, прежде всего, с включенностью человека в мир культуры, освоением сферы «надындивидуальных ценностей», нравственным совершенствованием. Выделяя культурно - антропологический аспект проблемы, философ В.Н. Шердаков полагает, что духовность связана с проблемой обретения человеком смысла своей жизни. Стержневыми характеристиками высшего уровня освоения мира человеком является Вера, Надежда, Любовь и мудрость жизни София. В.А. Лекторский и Г.А. Аванесова отмечают, что духовность открывается в человеке через внутреннюю работу над собой, культивирование чувства любви и нравственного отношения к окружающему миру и близким, а также через религиозный опыт.
    Иная точка зрения в понимании сути духовного у представителей потребностно - информационного подхода.  П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский убеждены, что поскольку первопричиной и движущими силами человеческого поведения являются потребности, то «духовность» и «душевность» связны с индивидуальной выраженностью в структуре личности двух фундаментальных оснований - идеальной потребности познания и социальной потребности жить для других. Духовность определяется преимущественно первой из них, а душевность - второй.
    Представители социально-исторической точки зрения  Г.Э.Бурбулис и  В.Е.Кемеров полагают, что духовность - это особая концентрация интеллектуальных сил человека, вырабатываемая в процессе социального бытия, способность людей сознательным образом относиться к общественно - историческому процессу, и участвовать» в его творческом преобразовании и развитии.
    Интерес представляет и характеристика духовности В.С. Барулиным в плоскости комплексного или онтологического подхода. Духовность определяется им как основополагающее качество человека разумного, принципиально отличающее его от мира животных. В понятие духовности автор включает все содержание интеллектуально - мыслительной, чувственно - эмоциональной и волевой деятельности (и способностей) человека, весь сложный комплекс его психики, нравственно - эстетических и религиозных помыслов, переживаний, науку и искусство.
    Представитель деятельностного подхода И.В. Силуянова, рассматривая духовность как способ жизнедеятельности и, подчеркивая значимость ценностей и идеалов, полагает её суть в самоорганизации и управлении личности. С этой точки зрения, духовным является человек волевой, способный владеть своими побуждениями, желаниями, стремлениями.
    Несмотря на многочисленность подходов к определению понятия духовности, считаем возможным, предложить для осмысления вот такое понимание данного термина. Духовность есть интегративное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, Богу. Она связана с интеллектуально - мыслительной, чувственно - эмоциональной и волевой сторонами личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой (А.И. Щетинская).
    Наконец, обратимся к вопросу воспитуемости духовности личности ребенка. В современных научных исследованиях отчетливо прослеживаются две позиции: педагогически-пессимистическая и педагогически-оптимистическая.
    Сторонники первого подхода утверждают, что духовность не может быть сформирована «извне». Это специфическая особенность каждого. Человек индивидуален от рождения, оттого духовность в нем уже заложена изначально (от Бога или генетически). Поэтому процесс воспитания (или иначе - насилия) есть не что иное, как подавление личности.
    Представители другого, оптимистического, подхода, которых подавляющее большинство, справедливо считают, что воспитание духовности личности возможно. Логику данного процесса можно рассматривать в следующих аспектах:
    - через эмоционально - духовное осмысление окружающего мира формируются основные алгоритмы миропонимания;
    - вырабатываются душевные защитные механизмы, предохраняющие индивидуальность от деформаций и унижений;
    - через осмысление, рефлексию собственной души осуществляется приобщение к истинным духовным ценностям;
    - углубление и развитие собственных духовно - душевных состояний способствует самосозиданию[17; 3].
    Предположим, что потенциал духовности заложен в каждом человеке от рождения, его надо только развить. В этом смысле духовность изначально дана всем, но по - разному. Учитывая генетические особенности психики, сознания, можно утверждать, что в каждом человеке могут развиваться в различной степени и предпосылки духовности.
    Таким образом, реализация концепции модернизации образования заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. Воспитание рассматривается в концепции "как первостепенный приоритет в образовании". Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности, правового самосознания и духовности личности.
    В содержании современных концепций воспитания акцентируются такие моменты как сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры, духовно-нравственное воспитание личности [11; 12].
    Образование основа духовности, и чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентироваться на общечеловеческие, абсолютные ценности, мировую и национальную культуру. Духовность, как мы можем сделать вывод, это специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.
    Рассмотрев теоретические основы воспитания духовности, целесообразным считаем перейти к рассмотрению вопроса о педагогических условиях воспитания духовности на уроках литературы интегрированного типа. Для этого мы определим роль интегрированного урока в целях повышения воспитания духовности у старшеклассников.
     
     
    1.2. Педагогические условия воспитания старшеклассников на уроках литературы интегрированного типа
     
    Воспитательные задачи должны ставиться на уроках любого профиля, но основная идейная нагрузка в деле  духовно-нравственного воспитания лежит на предметах гуманитарного и искусствоведческого цикла. Особого разговора требует литература.
    Русская классическая литература следовала тем представлениям о месте писателя в жизни общества и о роли художественного произведения в судьбе человека, которые не просто сложились в Х1Х веке, но и отвечали тому, что мы можем назвать нашим национальным самосознанием. Сама литература выполняла функцию мировоззренческую, будучи наполнена религиозными и философскими идеями. Литература создавала модель жизни, задавала образ жизни, вводила понятия добра и зла, красоты и безобразия в таких ярких художественных формах, что они становились важной, решающей силой, воздействовавшей на личность. Наша русская литература соединила эстетику и этику, именно поэт, писатель становился учителем жизни.
    Трудно переоценить духовно-нравственное наследие древнерусской литературы, литературы Х1Х века, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова и других классиков.
    Культура обязательно вводит понятие иерархии духовных ценностей, а понятие ценности обязательно включает в себя готовность платить. Здесь просто не обойтись без тавтологии: ценность имеет цену, которую ты способен заплатить. Свобода, счастье, красота, любовь, родина, семья, честь-цена за право иметь все это может быть слишком высока. Русские писатели это не просто знали и чувствовали, но и делали это духовной сутью своего творчества. В России не было в литературе героя, замыкающего на себе ценности мира. Онегин, Печорин, князь Болконский, Раскольников так жадно ищут…чего? Денег, чинов, званий, поместий? Нет, им важно что-то другое, что и есть суть литературы. Очень важно, чтобы дети на уроке увидели, почувствовали великую силу духа, высоту души Дуни Раскольниковой. В эпизоде со Свидригайловым она, выращенная в нищете, не соглашается на предложение жить бесчестно в роскоши и богатстве. Встретив сопротивление, Свидригайлов начинает шантажировать Дуню, она выхватывает пистолет, стреляет, промахивается, а вновь выстрелить не может. Не потому, что Достоевский ошибся или не продумал эпизод, а как раз наоборот, писатель уверен, что русская женщина может стать скорее жертвой, чем убийцей.
    Необходимо объяснять детям, почему Татьяна Ларина  идеал А.С.Пушкина. Почему она сделала такой нелепый, с  точки зрения окружающих, выбор:
    Но я другому отдана
    И буду век ему верна.
    Православная традиция всегда возлагает большую ответственность на женщину: «Муж за жену не замолит, жена за мужа – всегда». На Руси женщины, изменившие мужу, назывались падшими (по аналогии с падшими ангелами, которые пошли против бога).
    Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования, а именно:
    обучаемость, т.е. способность к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности; интеллектуально-физическое развитие, так как доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым личностям; креативность, или способность мыслить и действовать творчески; чувство патриотизма, предполагающее наличие гуманных и высоконравственных установок у индивида. Как найти путь к душе ребенка, пробудить в нем творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие разных видов искусства? Как научить из разрозненных сведений составлять целостную картину окружающего мира? В некоторой степени решить эти проблемы позволяют интегрированные уроки [6; 27].
    Недостаточное использование духовного потенциала эстетики и искусства в воспитательном процессе общеобразовательной школы и семье привело к смещению спектра интересов у подростков в сторону коммерции, теневого бизнеса, что способствует формированию ложных ценностей личности и девиантного поведения подрастающего поколения. Согласно социологическим и психолого-педагогическим исследованиям Е.В. Квятковского, Е. П. Крупника, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Е. К. Чухмана, снижение качества эстетического воспитания обучающихся наблюдается в 5-9х классах общеобразовательной школы. Причиной этого, по мнению учёных, является противоречие между потребностью подростков в идеале и недостатком у них специальной подготовки к полноценному восприятию прекрасного.
    На сегодняшний день существуют различные программы по предметам эстетического цикла для школьников 5-11 классов. Вместе с тем, эстетическое развитие подростков в учреждениях основного и дополнительного образования в большинстве случаев происходит фрагментарно и бессистемно. Становится очевидным, что в новой образовательной ситуации школа не сможет в полной мере решить задачи повышения эффективности эстетического воспитания подростков.
    В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. В каких бы неблагоприятных условиях ни находились учителя-филологи, каждый должен стремиться внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования.
    Педагогические аспекты применения средств интеграции в эстетическом воспитании обучающихся различных возрастных групп  нашли отражение в научных работах О.А.Апраксиной, М.А. Верба, А.А. Веремьева, Г.И. Егорова, Е.В. Ремневой, Г.Н. Савельевой, С.Т. Шацкого и др. Однако в исследованиях указанных ученых остается нерешённым ряд вопросов повышения качества эстетического воспитания подростков.
    В словарях: «Интеграция – (лат. Восстановление, восполнение) - объединение в целое каких-либо частей, элементов». В большинстве исследований, так или иначе затрагивающих проблему интеграции, понятие не определяется, поскольку, вероятно, авторы полагают, что и они сами, и другие педагоги знают, что такое интеграция. Единственное педагогическое определение интеграции, которое удалось найти  в работах 80-90-х годов, принадлежит И.Д.Звереву и В.Н.Максимовой: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путём слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем»[5; 226].
    Зарудная И.Ю. даёт такое определение понятию интеграция - процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Кроме того, мы рассматриваем интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка. Интеграция  это средство интенсификации урока. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрировании обучения сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях  теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
    Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интегрированного урока активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
    Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действия от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы. Интеграция усиливает реализацию образовательного, развивающего и познавательного аспектов триединой дидактической цели, увеличивает информативную емкость урока.
    Она позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов; является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
    Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, людям, к труду, к жизни.
    Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. Это укрепление связей с общественными и религиозными (православными) организациями, ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию.
    Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «подпитывается» важнейшими, необходимыми источниками: эмпирической деятельностью, искусством, наукой, отчасти, религией [2; 69].
    Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности старшеклассника является привлечение к ней родителей, педагогов дополнительного образования. Это позволяет решать проблемы воспитания и  образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая старшеклассника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов.
    Привлечение к работе со старшеклассниками различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства. Для духовно-нравственного развития в этом возрасте характерно формирование убеждений на основе нравственных идеалов, причем подростков привлекают яркие, сильные, волевые личности героического типа.
    Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является, как уже отмечалось, формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. При этом мерилом его отношения к себе и к миру является "значимый другой". Поэтому возникает еще одна важная воспитательная задача: указать подросткам достойные образцы для подражания. В противном случае они, не обладая жизненным опытом и достоверными моральными критериями, изберут себе в качестве образцов поведения ложных кумиров.
    Возникший интерес к себе вызывает стремление к познанию и моральной оценке внешних и внутренних качеств других людей, желание сравнить себя с ними, разобраться в собственных переживаниях и чувствах. Поэтому в этот период особенно необходимо знакомство подростков с такими героями, чувства и мысли которых близки его душевному строю.
    Необходимо также отметить, что подростковый возраст характеризуется эгоизмом, равнодушием ко многим важным, значимым для взрослых предметам: в силу эгоцентричности сознания и чувств подростков, как правило, не волнуют проблемы страданий, смерти, если эти проблемы их не касаются.
    Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что особенности подросткового возраста требуют очень конкретного воспитательного подхода. Учащиеся старших классов готовы к восприятию и усвоению нравственных правил и законов, а путем их ненавязчивого преподавания в школе, особенно на уроках литературы интегрированного типа, это усвоение будет достаточно успешным. Следовательно, педагогическими условиями для воспитания духовности и нравственного совершенствования личности старшеклассника считаем: проведение уроков литературы интегрированного типа, проведение различных бесед по обогащению нравственной сферы подростков в школе.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 2. Опыт Клюевской СОШ №19 по реализации программы нацеленной на воспитание духовности старшеклассников
     
     
    2.1. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания учащихся
     
    О духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в наше время говорить чрезвычайно сложно, но необходимо, особенно в свете задач, поставленных в приоритетном национальном проекте «Образование» (в проекте «Модернизация Российского образования»).
    Поэтому предлагается рассмотреть, какими средствами можно провести диагностику уровня воспитания духовности у учащихся старших классов, а затем, на основе полученных данных сформулировать общие положения по качественному улучшению полученных показателей.
    В монографии И.Т. Петракова нами были найдены следующие критерии сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков:
    а) высокая (в соответствии с возрастом) степень информированности учащихся в духовно-нравственной сфере (показатели: широта представлений о наиболее значимых понятиях, степень сформированности понятий);
    б) высокая степень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства (показатели: эмоциональность, адекватность оценки, осмысленность, широта и устойчивость интереса);
    в) высокая степень сформированности духовно-нравственных качеств личности (показатели: высокий уровень самосознания, убежденность, волевые проявления, мотивы деятельности, закрепленные умения, навыки, привычки поведения).
    В соответствии с этим критериями были установлены три уровня сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); деятельно-творческий (высокий) [11; 48].
    В изученной нами литературе не нашлось ни одной работы по данному вопросу, где была бы разработана схема диагностирования, поэтому предлагаем такую диагностику, которая была разработана автором данной работы и  нашла применение в Клюевской СОШ №19. 
    В указанной школе на базе 10 класса в 2005 году была апробирована диагностика по выявлению уровня духовной воспитанности школьников. Она основана на проведении тестов, составленных для учеников и их родителей.
    Для составления целостной картины состояния духовного развития и воспитания старшеклассников предлагается провести анкетирование не только учащихся, но и их родителей, ведь наличие связи между духовным воспитанием и семейным воспитанием отрицать нельзя. Корни духовного воспитания закладываются в семье изначально, а в школе педагоги развивают его, взаимодействуя с учениками и их родителями.
    Для диагностики предлагаются анкеты, содержащие вопросы, ответы на которые раскрывают уровень сформированности духовно-нравственных ценностей (Приложение 1). Вопросы составлены с учетом их разделения при оценке результатов на три группы, а именно: первые три вопроса характеризуют степень информированности учащихся в духовно-нравственной сфере; следующие три вопроса характеризуют степень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства; и последняя тройка вопросов - степень сформированности духовно-нравственных качеств личности.
    Таким образом, выявлено, что у старшеклассников Клюевской школы в среднем достаточно слабо проявляется сформированность духовно-нравственных качеств, из возможных 54 баллов в третьей группе вопросов учащиеся набрали 44 балла. Оценивание каждого вопроса происходило по трехбалльной шкале. В таблице 1 приведено суммирование баллов по группам вопросов.
     
    Таблица 1. – Сформированность духовно-нравственной сферы старшеклассников
    Ф.И. ученика
    10 класс
    Информированность в духовно-нравственной сфере
    Отзывчивость к различным событиям
    Уровень самосознания, мотивы деятельности
    1. Диденко Александр
    6
    8
    6
    2. Дронь Андрей
    3
    7
    5
    3. Князева Дарья
    9
    9
    8
    4. Халилова Раиля
    5
    3
    6
    5. Чекин Сергей
    7
    3
    7
    6. Чернова Оксана
    9
    9
    9
    Итого:
    49
    49
    44
    90,7%
    90,7%
    81,5%
     
     
    Можно сделать вывод, что информированность учащихся в духовно-нравственной сфере не достаточно высокая, но выше среднего уровня; степень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства на том же уровне, а уровень самосознания, волевые проявления и сформированные привычки поведения проявляется на среднем уровне.
    Таким образом, опираясь на сформированные критерии духовно-нравственной воспитанности старшеклассников И.Т. Петракова, получается, что в 10 классе учащиеся находятся на содержательно-оценочном (среднем) уровне; а деятельно-творческий (высокий) не достаточно сформирован, но стремиться к его достижению можно и нужно. У родителей показатели сформированности духовно-нравственной сферы выше. Анкетирование родителей проводилось на одном из родительских собраний. Вопросы были те же, а результаты следующие: 
    Информированность в духовно-нравственной сфере = 98,4%
    Отзывчивость к различным событиям = 98%
    Уровень самосознания, мотивы деятельности = 98,7%.
    Значит, духовную культуру учащихся повысить можно и это должно происходить и дома и в школе. Воспитание духовной культуры в школе в первую очередь, берут на себя предметы гуманитарного цикла и особенно уроки литературы. При интеграции различных уроков гуманитарного цикла можно добиться высоких результатов при воздействии на старшеклассника комплексно, то есть, сочетая уроки литературы, музыки, МХК, истории.
     
     
    2.2. Воспитание духовности у старшеклассников через уроки литературы интегрированного типа
     
    Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет. Положительной оценки заслуживает учитель, если он проводит интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой, факультативным курсом «Православие и русская культура», МХК. Это дает возможность расширить кругозор учащихся, рассматривать эти предметы не как стоящие особняком, а как единое культурное явление.
    Выделение нравственных идей курса литературы, их прослеживание от произведения к произведению, возбуждение необходимых психологических состояний, включение учащихся в активное решение нравственных проблем, нахождение личностного смысла произведения, обращение внимания на нравственно-этический идеал, воздействие на чувство стыда, совести, справедливости, любви, эстетическое чувство обеспечивает старшеклассника методами самовоспитания, которые способствуют духовному самосовершенствованию его личности [7; 2].
    Нравственность коренится в самой природе человека. Она дана нам при рождении. Ее основы заложены в нашем существе. К ним относятся нравственное влечение, выраженное в  поиске любви и ласки, нравственная потребность, которая возникает из влечения, нравственное чувство, как проявление  нашей внутренней жизни, и, наконец, нравственный закон или правила, которые носят всеобщий и необходимый характер. Но если нравственное  влечение и нравственная потребность приходят к человеку с рождения, то нравственное чувство необходимо воспитывать, а нравственный закон надо знать и выполнять. Только к 10-11 классу, через изучение классической литературы школьники постигают нравственный закон.
    Из всех учебных дисциплин по-настоящему воспитывающими являются уроки искусства, то есть они развивают не только разум, но и облагораживают чувства. Связь музыки и литературы не только обогащают и музыку, и литературу, но дает наиболее полное представление о жизни. Музыка придает стихам особую силу, например, живое ощущение бурана, вьюги, бушующей стихии, словно мы сами пробиваемся сквозь эту стихию.
     Необходимо также отметить, что подростковый возраст характеризуется малосострадательностью, эгоизмом, черствостью, равнодушием ко многим важным, значимым для взрослых предметам: в силу эгоцентричности сознания и чувств подростков, как правило, не волнуют проблемы болезни, несчастья, страданий, если эти проблемы их непосредственно не касаются [11; 23 ].
     Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что особенности подросткового возраста требуют очень конкретного воспитательного подхода. Позиция воспитателя должна исходить из следующего:
    в подростковом возрасте учащиеся интенсивно изменяются в духовном и физическом планах, причем эти изменения происходят крайне неравномерно; происходящие в подростковом возрасте изменения не дают основания предъявлять к подросткам те же требования, как к взрослым людям, но требуют иного подхода к ним, нежели к младшим школьникам. Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности.
    Для повышения выявленного уровня духовной культуры старшеклассников предлагается провести интегрированные уроки литературы, которые, по нашему мнению, могут стать залогом успешного закрепления достигнутого уровня и дать толчок к стремлению подняться выше. Тем более, что в изучаемой классической литературе 10-11 классов есть множество тем, где можно говорить о проблемах нравственного совершенствования. Это и такие произведения, как: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Ионыч», «Степь» А.П. Чехова.
    Например, на уроках по изучению романа-эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, необходимо говорить о богатом и сложном духовном мире героев романа, о прекрасных женских образах – Наташи Ростовой, Марьи Болконской, о их мироощущении, о патриотизме и о нравственных поисках героев романа (Пьера Безухова и Андрея Болконского). А если при изучении такого сложного для восприятия романа использовать межпредметные связи с историей, музыкой, то:
     во-первых, уроки будут насыщенными и интересными;
     во-вторых, учащиеся увидят и прочувствуют настоящее искусство, ведь душа подростка тонка, но очень эластична, поэтому важно умело сочетать различные методы и средства для воспитания духовности и развития нравственной сферы старшеклассников.
    Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что диагностика уровня духовно-нравственного воспитания старшеклассников необходима для изучения состояния их духовного развития на настоящий момент, а также ее результаты позволяют сделать более объективный подход к воспитанию еще не достаточно сформированных качеств.
    По мнению   И.Т. Петракова, которое вполне совпадает с нашим мнением, существует три уровня сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); деятельно-творческий (высокий). В ходе диагностики было выявлено, что у старшеклассников Клюевской СОШ№19 средний уровень сформированности духовно-нравственной сферы. Для его повышения рекомендуется в семье проводить больше бесед, затрагивающих темы духовных ценностей, православное воспитание и другие. А в школе рекомендуется проводить интегрированные уроки литературы, так как именно интеграция является средством интенсификации урока. Мы склонны рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер подростка.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
    Несомненным является тот факт, что духовное воспитание детей в современном технологизированном мире нуждается в пристальном внимании. До недавнего времени словосочетание «духовное воспитание» воспринималось как нечто связанное с религией, церковью. И ведь именно «духовное воспитание», в понимании внутренней и моральной силы, стало особенно актуальной проблемой современности.
    В ходе исследования удалось решить поставленные во введении задачи, а именно:
    Во-первых,  раскрыты педагогические условия воспитания духовности на уроках литературы, ими являются проведение уроков литературы интегрированного типа, проведение различных бесед по обогащению нравственной сферы подростков в школе и, как правило, семейное воспитание.
    Во-вторых, были успешно исследованы содержание и технологии воспитания старшеклассников на уроках литературы интегрированного типа. Отметим, что содержание духовного воспитания старшеклассников на уроках литературы интегрированного типа сводится к усвоению ими нравственных законов, приобщению к общечеловеческим ценностям, через постижение мировых ценностей в области литературы, музыки, искусства.
    В-третьих, проведена диагностика уровня духовного воспитания старшеклассников, на базе Клюевской СОШ №19, учеников 10 класса. Диагностирование показало, что учащиеся находятся на содержательно-оценочном (среднем) уровне.
    В-четвертых, удалось обобщить и представить педагогические условия воспитания духовности на уроках литературы интегрированного типа.
    Таким образом, гипотеза подтвердилась: если технологии воспитания учащихся будут опираться на воспитание через изобразительное искусство,  музыку, эстетику, то приходим к  высокому духовному развитию школьников.
    Определение нравственных идей курса литературы, их прослеживание от произведения к произведению, возбуждение необходимых психологических состояний, включение учащихся в активное решение нравственных проблем, воздействие на чувство стыда, совести, справедливости, любви, эстетическое чувство обеспечивает старшеклассника методами самовоспитания, которые способствуют духовному самосовершенствованию его личности.
    Так как задачи решены, и подтвердилась гипотеза исследования, то считаем, что цель работы: сформулировать эффективные педагогические условия воспитания духовности учащихся на уроках литературы интегрированного типа, вполне достигнута.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список использованной литературы
     
    1. Архипова И. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
    2. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 2002.
    3. Васильева Н. Интегрированные уроки предметов гуманитарного цикла // Учитель. №2, 2004. С. 34-39.
    4. Громова В.В. К истории возникновения межпредметных связей // Ректор вуза. № 3, 2007.– С. 48-53.
    5. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. – Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 2000.
    6. Зарудная И.Ю. Интеграция в начальной школе как средство повышения качества образования // Сибирский учитель. №3, 2003. С. 25-28.
    7. Каптан Т.Н. Воспитание душевного и духовного человека на уроках литературы в старших классах. http://ethos.narod.ru/course.htm
    8. Княжицкий А.И. Что и зачем мы преподаем на уроках литературы // Русская словесность. №1, 2005. С.
    9. Михайлова И.В. Пути формирования духовных свойств личности // Классный руководитель. №4, 2004. С. 7-12.
    10. Никитина Н.Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности? // Классный руководитель. №4, 2004. С. 13-18.
    11. Петраков Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. –М.: ОМРУ, 2002.
    12. Попова Н.Н. Национальное образование и возрождение Российской духовности // Сибирский учитель. №4, 1999. С. 11-14.
    13. Раевская О.Ф. Интегрированный урок духовно-нравственного воспитания // Школьная библиотека. №3, 2005. С. 15-16.
    14. Сивцева А.А. Выявление критериев сформированности ценностных ориентаций студентов // Современные проблемы науки и образования. №3, 2007. С. 23-27
    15. Снопова Т.К. К вопросу о приоритете духовных ценностей в современном воспитании школьников // Сибирский учитель. №2, 2006. С. 24-26.
    16. Троицкий В.Ю. Духовность слова: Слово в филологическом образовании и воспитании. М.:ИТРК, 2003.
    17. Щетинская А.И. Духовность и нравственность – основы возрождения России. www.pedsovet.org.
    18. Яковлев В.В. Интегрированные уроки литературы по теме «Путь духовного возрождения героя» // Образование в современной школе. №4, 2006. С. 17-24.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Воспитание духовности старшеклассников посредством проведения уроков интегрированного типа ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.