Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Зачачи по международному праву

  • Вид работы:
    Практическое задание по теме: Зачачи по международному праву
  • Предмет:
    Международное право
  • Когда добавили:
    01.08.2014 13:44:47
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    Вопрос 1. 3
    Вопрос 2. 19
    Вопрос 3. 25
    Вопрос 4. 26
    Список литературы   29
     
    Вопрос 1. Дайте понятие международного права как особой системы правовых норм. Как соотносится российское право с международным?
     
    Ответ:
    Международное частное право - это самая непонятная юридическая дисциплина. Ее название (private international law) было впервые предложено американским автором Джозефом Стори в 1834 г. В Европе это название стало повсеместно применяться начиная с 40-х гг. XIX в. (droit international prive, Internationales Privatrecht, diritto internazionale privato, derecho international privato). В западной литературе было предложено более 20 других названий (например, межгосударственное частное право), но все они признания не получили. Первая оригинальная работа в России Н.П. Иванова, посвященная этому предмету, была издана в 1865 г. в Казани под названием "Основания частной международной юрисдикции".
    Непонятностью для широких кругов названия и самого содержания этого предмета объясняется появление в начале прошлого века в России научно-популярной брошюры С.В. Рождественского "Два этюда" (1916), в которой автор пытался объяснить читателю в одном из этих "этюдов", как устроен человеческий глаз, а в другом - что такое так называемое частное международное право. Мне уже приходилось приводить и другой анекдотический факт непонимания этого предмета: когда одна из героинь романа М. Алданова "Пещера" сказала, что она после окончания юридического факультета хочет заняться подготовкой работы по международному частному праву, другая спросила ее: "Это что еще за мура такая?" Конечно, в современных условиях интернационализации хозяйственной жизни, усиления взаимозависимости государств, научно-технической и информационной революции, невиданной ранее миграции населения эта юридическая дисциплина приобрела во всем мире не только теоретическое, но и большое практическое значение. В самом названии предмета, на что обращалось внимание в современной отечественной литературе, слово "частное" является определяющим. Частное право следует понимать в широком смысле этого слова, речь идет не об отношениях "по вертикали" (например, между государством и гражданином), а об отношениях "по горизонтали". Международное частное право, так же как гражданское, семейное и трудовое, регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на началах равенства сторон.
    Однако существует одно принципиальное отличие между частноправовыми отношениями, регулируемыми нормами внутреннего права, и аналогичными отношениями, регулируемыми нормами международного частного права. Поясним это на примере семейно-правовых отношений. Заключение брака между гражданами одного и того же государства в какой-либо стране полностью регулируется нормами семейного права страны, в которой заключается брак. Однако если один из вступающих в брак - гражданин иностранного государства, то это уже отношения, регулируемые нормами международного частного права.
    С большей степенью условности можно выделить три группы возникновения отношений такого рода:
    1) один из субъектов отношений является иностранным физическим или юридическим лицом (например, российская компания и немецкая организация заключают контракт о поставке нефти, турецкая фирма участвует в строительстве объекта в России);
    2) объект отношения (имущество, авторские права) находится на иностранной территории (например, имущество, которое должно перейти по наследству к гражданину Армении, находится в США; роман "Доктор Живаго" Бориса Пастернака впервые публикуется не в Советском Союзе, а в Италии);
    3) юридический факт, с которым связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений, происходит за границей: причинение вреда, смерть физического лица, регистрация фирмы и т.п. (например, самолет военно-воздушных сил США повредил подъемник на горнолыжном курорте в Италии, в результате чего погибло 20 туристов).
    Как отмечалось в нашей литературе, в конкретном правоотношении подобные варианты могут присутствовать в любых сочетаниях, включая и случаи, когда все три изложенные выше схемы воплощаются в одной практической ситуации (например, два брата, имеющие российское гражданство, вступают в спор между собой и со своим родственником, проживающим в Израиле, из-за наследства, открывшегося в Германии после смерти их отца). Тем не менее в составе правоотношения достаточно наличия хотя бы одного из указанных элементов, чтобы оно имело иностранный, или международный, характер. Термин "международный характер" сам по себе условен, более правильным было бы говорить о наличии какого-то иностранного элемента в частноправовых отношениях.
    Применительно к гражданско-правовым отношениям новое российское законодательство (часть третья ГК РФ) пошло именно по этому пути. Так, в ст. 1186 ГК говорится о гражданско-правовых отношениях с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовых отношениях, осложненных иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей. Являются ли приведенные выше отношения международными? С правовой точки зрения - нет, потому что в международном праве под международными отношениями понимаются прежде всего межгосударственные отношения. В международном частном праве речь идет об отношениях между субъектами различных государств (физическими и юридическими лицами), если же государство становится субъектом таких отношений, то эти его отношения будут регулироваться нормами международного частного права. Они так же, как и другие отношения в сфере международного частного права, не будут иметь властного характера. В отечественной литературе отношения, регулируемые нормами международного частного права, обычно определяются как совокупность частноправовых отношений особого рода, возникающих в условиях международного общения, или как система отношений частноправового характера с иностранным элементом. Таким образом, можно прийти к выводу, что термин "международное" в названиях "международное право" и "международное частное право" не следует понимать однозначно.
    Этот вывод ни в коей мере не умаляет роли международного права, его общепризнанных принципов и норм для регулирования соответствующих отношений в сфере международного частного права. Включение в Конституцию РФ (ч. 4 ст. 15) положений о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, означает, что, во-первых, открывается возможность для судов и других органов государства применять непосредственно нормы международного права, во-вторых, заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться непосредственно на эти нормы при разрешении споров.
    Возвращаясь к вопросу о наименовании, отметим, что одним и тем же термином "международное частное право" обозначаются и система норм (отрасль права), и отрасль правоведения. По сравнению с названиями других отраслей права название "международное частное право" не является общепризнанным.
    Все три элемента данного названия часто оспариваются. Одни авторы утверждают, что это не международное, а внутреннее право, другие указывают, что это не частное право, и, наконец, есть и такие, которые считают, что это вообще не право, а чисто технические правила о выборе законодательства. Последнее утверждение, в отличие от первых двух, не имеет какой-либо серьезной основы.
    Приведем в качестве примера высказывание по поводу этого наименования из учебника Г. Кегеля и К. Шуринга: название "международное частное право" явно неточно. Речь идет не о международном, а о национальном (внутригосударственном) праве, и не о материальном частном праве, а о праве коллизионном. Однако сущность это название выражает достаточным образом.
    В прошлом в советской юридической литературе также были высказаны возражения против термина "международное частное право" со ссылкой на отсутствие деления всего права на публичное и частное.
    Однако несмотря на несоответствие названия "международное частное право" тем отношениям, которые оно регулировало в СССР, этот термин неизменно сохранялся и применялся и в учебной, и в научной литературе. В настоящее время это название общепринято в России и других государствах - участниках СНГ.
    Отвечая на вопрос, о каких отношениях, регулируемых нормами международного частного права, идет речь, обычно говорят о двух основных группах. Первая - экономические, хозяйственные, научно-технические и культурные отношения в той их части, которая подпадает под действие норм международного частного права. В данном случае задача международного частного права состоит в регулировании деловых связей организаций и фирм различных стран. Особое значение приобретает для России создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, содействие экономической интеграции со странами СНГ.
    Вторая - отношения с участием иностранцев, затрагивающие их имущественные и личные неимущественные, семейные, трудовые и другие права частноправового характера. Речь идет, например, о создании гарантий и обеспечении прав в случаях заключения смешанных браков (а их число растет), и особенно защиты интересов усыновленных детей. Таким образом, нормы международного частного права определяют правовое положение иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом. Для российского государства и его органов особую актуальность имеет использование норм и принципов международного частного права для защиты законных прав и интересов россиян, проживающих за рубежом. Известно, что всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом - это одна из основных целей внешней политики нашего государства. Нормы, регулирующие эти отношения, входят в состав международного частного права.
    Отметим, что в российской литературе, в отличие от литературы подавляющего большинства других государств, не прекращаются дискуссии по вопросу о том, следует ли международное частное право как совокупность правовых норм относить к системе международного права или же к системе внутреннего (национального) права.
    Господствующая же точка зрения в мире исходит из того, что международное и национальное (внутригосударственное) право действуют в различных сферах, представляют собой самостоятельные правовые системы, которые не находятся в соподчинении, но между ними существует сложное взаимодействие. В современном мире есть только два вида систем права - международное право и национальные системы права; международное частное право является частью национальных систем права различных государств. Нормы международного частного права - часть национальной правовой системы, они создаются государством самостоятельно и регулируют не публично-правовые, а частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.
    Нормы международного публичного и международного частного права служат одной и той же цели - созданию правовых условий развития международного сотрудничества в различных областях. Общее состоит в том, что в обоих случаях речь идет о международных отношениях в широком смысле этого слова, т.е. отношениях, выходящих за пределы одного государства, связанных с двумя или несколькими государствами. Но нормы международного частного права регулируют не публично-правовые, а частноправовые отношения. "Международное" оно лишь в том смысле, что регулирует отношения, осложненные иностранным элементом (И.И. Лукашук).
    Первое отличие международного частного права от международного публичного права касается самого содержания регулируемых отношений. В международном публичном праве главное место занимают политические взаимоотношения государств - вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств, невмешательства, проблемы разоружения. Удельный вес правовых вопросов международной торговли, вопросов урегулирования экономического сотрудничества в международном публичном праве все время возрастает, что позволяет говорить о формировании международного экономического права. Но регламентируемые им отношения носят не гражданско-правовой, а межгосударственный характер. Что же касается международного частного права, то оно регулирует особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер. Это прежде всего имущественные отношения. Наряду с имущественными отношениями в международном обороте возникают и связанные с ними неимущественные отношения (например, в области авторского и патентного права), которые также относятся к сфере регулирования международного частного права.
    С отличием по предмету регулирования международного публичного и международного частного права тесно связано второе отличие - по субъектам отношений. Основными субъектами международного публичного права являются государства. Признается также правосубъектность межгосударственных организаций, которые являются вторичными (производными) субъектами. В международном же частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица - физические и юридические. Физические лица - это граждане, а юридические лица - это государственные организации, акционерные общества, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации.
    Отношения между государствами - сфера международного публичного права, в то время как отношения между юридическими лицами и гражданами государств - сфера международного частного права. Когда государства заключают договоры о торговле и мореплавании, то между ними устанавливаются отношения международного публичного права, а когда наши организации и предприятия заключают внешнеторговые сделки с иностранными фирмами, то возникают уже отношения международного частного права.
    Таким образом, в международном частном праве сторонами в отношениях могут быть как граждане, так и юридические лица. Бывают случаи, когда и государство как таковое становится субъектом соответствующих отношений, но эти случаи не являются для международного частного права типичными. Если государство выпускает заем или предоставляет концессию, оно непосредственно участвует в этих отношениях. Государство может также явиться наследником имущества, которое осталось за границей. Но в подавляющем большинстве случаев в качестве субъекта международного частного права выступают граждане или юридические лица различных государств.
    Можно с определенными оговорками говорить и о третьем отличии международного частного права от международного публичного права. В международном публичном праве роль основного источника регулирования отношений играет международный договор. В международном частном праве международные договоры также имеют большое значение, но их правила в одних государствах входят в состав правовой системы данной страны, они должны применяться непосредственно, хотя и не растворяются в этой системе, а занимают в ней особое положение, а в других - они могут применяться лишь после того, как это будет в определенной форме санкционировано государством.
    Кроме таких норм договорного происхождения существенное значение - и это типично именно для международного частного права - имеют источники чисто внутреннего характера - законодательство, судебная и арбитражная практика.
    Международное частное право имеет и другие отличия от международного публичного права, обусловленные в конечном счете неодинаковым характером предмета регулирования (разный порядок рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и т.д.).
    Однако эти две правовые системы не отделены друг от друга резкой разграничительной линией. Существует тесная связь между нормами и институтами международного публичного и международного частного права.
    Связь международного публичного права и международного частного права проявляется прежде всего тогда, когда в качестве источника международного частного права применяются нормы, сформулированные первоначально в качестве правил международного договора, а затем трансформированные в нормы внутреннего законодательства. Возьмем в качестве примера международные договоры, содержащие унифицированные материально-правовые нормы, роль и значение которых в области международного частного права все время возрастают. Государства - участники такого договора обязались ввести эти нормы в свое внутреннее законодательство. Поэтому данные нормы следует рассматривать как составную часть содержания международно-правовых обязательств государств. В то же время эти нормы нельзя не признать и нормами гражданско-правовыми, поскольку их назначение - регулировать отношения гражданско-правового характера. И в конечном счете указанные нормы станут регулировать такие отношения субъектов из различных государств - участников международного договора. Таким образом, в двойственной природе подобных унифицированных норм международных договоров, предназначенных для единообразного регулирования имущественных отношений с иностранным элементом, также проявляется правовая связь между международным публичным и международным частным правом.
    В современной доктрине общепризнанным является положение о том, что роль международных договоров как источников международного частного права повышается. Во второй половине XX в. число международных договоров, как многосторонних, так и двусторонних, содержащих нормы по вопросам международного частного права, резко возросло. Особенно это проявляется в области международного торгового права.
    Связь между международным публичным и международным частным правом проявляется и в том, что в международном частном праве используется ряд общих начал международного публичного права. Определяющее значение здесь имеют прежде всего принципы суверенитета государств, невмешательства во внутренние дела, недопущения дискриминации (принцип недискриминации). В области международного частного права, нормы которого в значительной степени формируются каждым государством самостоятельно, большое значение имеет принцип соблюдения каждым государством как своих договорных обязательств, так и общеобязательных для всех государств норм и принципов международного права. В нашей литературе на это справедливо обращал внимание С.Н. Лебедев.
    Применяемые российским государством нормы как международного частного, так и международного публичного права направлены на правовое оформление экономических, научно-технических и культурных связей России с другими странами, служат развитию широкого международного сотрудничества. В практике международных отношений эти нормы, а также соответствующие методы регулирования часто взаимодействуют, сохраняя при этом свою специфику и самостоятельное значение.
    В ряде случаев и международное частное право, и международное публичное право регулируют общий комплекс одних и тех же отношений, но с использованием своих специфических для каждой из этих систем методов.
    В литературе конца XIX в. нередко содержались утверждения, согласно которым в коллизионных принципах lex loci actus (закон места совершения акта) и lex rei sitae (закон местонахождения вещи) или же в принципе автономии воли сторон усматривались нормы международного обычного права.
    Выдвинутые крупными юристами-международниками Э. Цительманом и Ф. Каном в конце XIX в. теории такого рода так и остались теоретическими построениями, не получившими подтверждения в международно-правовой практике, поскольку каждое государство устанавливало в своем законодательстве, по каким вопросам должны быть введены коллизионные нормы и каково должно быть содержание таких норм. К. Келлер и К. Сир исходят из того, что такие якобы обычные международно-правовые нормы могут в одностороннем порядке изменяться автономным правом отдельного государства или же вообще не применяться.
    Таким образом, нельзя утверждать, что в общем международном праве имеются обязательные императивные нормы (jus cogens), предписывающие, какое право подлежит применению к правоотношению с иностранным элементом.
    Следует остановиться и на вопросе соотношения общего международного права с международным частным правом, который стал весьма актуальным в последние годы. Речь идет о проблеме экстерриториального применения национального права. В определенных, строго ограниченных случаях с согласия одного государства на его территории могут осуществляться действия органов другого государства.
    Новая ситуация возникла в связи с тем, что экстерриториальное применение картельного, валютного, внешнеэкономического законодательства, в частности законодательства об экспортном контроле одной страны в другой, вступает в конфликт с законодательством этой другой страны. В результате такой ситуации, как совершенно справедливо отмечали К. Келлер и К. Сир, свое государство может перестать быть хозяином в собственном доме, в то время как иностранное государство прямым или косвенным образом будет определять внутреннюю хозяйственную политику этого государства. Еще в 1996 г. был принят действующий и в настоящее время Регламент ЕЭС N 2271/96 о защите от последствий экстерриториального применения правовых актов, принятых в третьей стране (в приложении были указаны законодательные акты США в отношении Кубы, Ирана и Ливии).
    Исторически основу международного частного права всегда составляли так называемые коллизионные нормы. Существенная особенность регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом состоит в том, что в ряде случаев нормы международного частного права не содержат прямого ответа, прямого предписания, как нужно решить тот или иной вопрос. Эти нормы указывают лишь, какое законодательство подлежит применению. Нормы такого рода называются коллизионными.
    Типичным примером применения коллизионных норм в практике существования еще советского государства является следующее дело. Всесоюзное объединение "Совэкспортфильм" заключило договор с английской фирмой "Ромулус филмс лтд." о прокате в Великобритании советского кинофильма "Спящая красавица". В связи с утратой одной части фильма английская фирма в 1967 г. предъявила иск к объединению о возмещении убытков. Вопросы возмещения убытков в контракте определены не были. Возник, в частности, вопрос о том, должны ли возмещаться положительный ущерб и так называемая упущенная выгода в случае фактической невозможности исполнения, если такая невозможность возникла по вине одной из сторон. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, какое право подлежит применению к данному контракту. Поскольку договор был заключен в Лондоне, к нему были применены нормы английского права.
    Коллизионные нормы с юридико-технической точки зрения представляют собой наиболее сложные нормы, входящие в область международного частного права. Совокупность таких норм, применяемых каждым государством, составляет коллизионное право. Наша доктрина исходит из того, что международное частное право не может быть сведено только к коллизионному праву. Коллизионное право составляет наиболее сложную и весьма существенную часть международного частного права, но коллизионными вопросами содержание международного частного права отнюдь не исчерпывается.
    В сферу международного частного права необходимо включить все нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. Так следует сделать потому, что определяющее значение имеет сам характер отношений, предмет регулирования, а не метод регулирования. Может применяться несколько методов, при этом один из них не исключает применения другого. Материально-правовой метод и коллизионный метод - это два способа регулирования отношений с иностранным элементом, причем наиболее совершенным является первый способ , при котором происходит непосредственное применение материальной нормы без обращения к коллизионной норме. Исходя из такого подхода, к международному частному праву должны быть отнесены материально-правовые нормы, унифицированные путем заключения международных соглашений.
    В объяснительной записке представителя Венгрии, направленной в 1965 г. Генеральной Ассамблее ООН, по вопросу о мерах, которые должны быть приняты для прогрессивного развития в области международного частного права, отмечалось, что "для целей, имеющихся в виду в настоящее время, под "развитием международного частного права" понимается не столько какое-либо международное соглашение о нормах коллизионного права, применяемых национальными и арбитражными судами, сколько унификация частного права, главным образом в области международной торговли (как, например, унификация правовых норм, касающихся международной продажи товаров или составления контрактов)". Это положение применимо в полной мере и к регулированию отношений в областях научно-технического и культурного сотрудничества, морских, железнодорожных и воздушных перевозок.
    Процесс интернационализации хозяйственной жизни ускорил процесс унификации материально-правовых норм в областях торговли, транспорта и др. На значении унификации норм с помощью международных соглашений следует остановиться более подробно.
    Была осуществлена унификация в многочисленных международных универсальных и региональных конвенциях не только материально-правовых норм, но и норм коллизионных. В одних областях (поставки товаров, отношения по специализации и кооперированию, по перевозке) такие коллизионные нормы дополняли унифицированные материально-правовые нормы, в других - имели самостоятельное значение (в семейных, наследственных правоотношениях). Последнее объясняется тем, что в некоторых областях отношений существенную роль играют исторические, национальные и иные особенности. Поэтому унификация материально-правовых норм была бы здесь преждевременной, а унификация коллизионных норм путем заключения двусторонних соглашений (договоров о правовой помощи) оказалась бы эффективной.
    Практика показала, что наиболее целесообразным является заключение таких соглашений, направленных на унификацию правового регулирования отношений между хозяйственными организациями различных стран, в которых установление единообразных материально-правовых норм дополняется унифицированными коллизионными нормами, отсылающими к национальному законодательству, подлежащему применению по вопросам, не урегулированным такими нормами. Применительно к сфере торгового мореплавания в нашей литературе (А.Л. Маковский) отмечалось, что материально-правовая унификация должна касаться основных вопросов регулирования в сочетании с другими методами регулирования, в том числе с решением в тех же международных соглашениях относительно менее важных вопросов путем установления унифицированных коллизионных норм. Особый характер носит унификация международного частного права в ЕС, в состав которого входит 25 государств
    Таким образом, в состав международного частного права входят как коллизионные, так и материально-правовые нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, которые возникают в областях международного экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, а также нормы, определяющие гражданские, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев. Тем самым, включая унифицированные нормы в состав международного частного права, подлежащего применению в силу коллизионных норм, мы с учетом специфических особенностей права придерживаемся широкой концепции международного частного права. В состав международного частного права как отрасли правоведения входит и международное гражданское процессуальное право.
    Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
    Такое же правило содержится и в ряде других законодательных актов, имеющих отношение к области международного частного права, что подчеркивает значение международного договора для регулирования соответствующих отношений. В соответствии с распространенной точкой зрения данное положение понимается как норма, которая разрешает коллизию между двумя внутригосударственными нормами. Одна из них - какое-либо правило общего характера, содержащееся во внутреннем законодательстве, а вторая - специальное изъятие из нее, вытекающее из заключенного государством международного договора. Именно этой второй норме отдается предпочтение.
    Согласно п. 2 ст. 7 ГК РФ к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, международные договоры применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Предписания международных договоров имеют приоритет не только перед нормами гражданского законодательства (под которыми ст. 3 ГК РФ понимает Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы), но и перед правилами других правовых актов и всеми другими нормами гражданского права РФ. Аналогичное правило о приоритете положений международных договоров предусмотрено в СК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и в ряде других законов, в которых содержатся нормы международного частного права.
    Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, если только решение о согласии на их обязательность принято в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства РФ. Официальное опубликование международных договоров (кроме договоров межведомственного характера) должно осуществляться также в Бюллетене международных договоров. Международные договоры межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов (ст. 30 Закона о международных договорах 1995 г.).
    Пункт 3 ст. 5 Закона о международных договорах 1995 г. допускает непосредственное применение официально опубликованных международных договоров РФ при условии, если для этого не требуется издания специального государственного акта. При этом "непосредственно" означает в данном случае действие международного договора в качестве составной части системы российского законодательства.
    С учетом приведенных положений Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснил, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е. российского национального акта, в случаях, когда вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение об обязательности которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотрено в законе. В указанном случае применению подлежат правила международного договора.
    Вопрос 2. Проанализируйте положения договора об устранении двойного налогообложения (или Устава ООН)
     
    Ответ:
    3 ноября 2003 г. К. Анан назначил группу экспертов высокого уровня для изучения глобальных угроз и анализа будущих вызовов международному миру и безопасности, которая должна представить свои рекомендации о том, какими должны быть коллективные действия государств по преодолению указанных вызовов, включая изучение вопроса об изменениях в основных органах ООН. Реформирование ООН и изменение ее Устава назрели давно. Многие положения Устава устарели, не отвечают потребностям современного этапа развития международных отношений и нуждаются в коренной переработке. Так, цели Организации, провозглашенные в первой же статье Устава, уже длительное время являются принципами современного международного права. Расширился и перечень принципов, закрепленных в ст. 2 Устава ООН, в соответствии с которыми должны действовать государства, коренным образом изменилось и их содержание. Особенно это относится к таким из них, как принципы уважения суверенитета государств и невмешательство в их внутренние дела, принцип суверенного равенства государств и многим другим.
    Вряд ли в данный момент возможно, например, говорить о равенстве ядерных держав и так называемых "микрогосударств". Сейчас 20 членов Организации обеспечивают 90% ее расходов, а реальный вклад 40 "микрогосударств" составляет менее 1% бюджета ООН. Поэтому не случайно обсуждается вопрос о взвешенном голосовании в Организации Объединенных Наций. Как подчеркивалось ранее, коренным образом изменились принципы суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела. В настоящее время уже практически никто не отрицает правомерность "вмешательства" во "внутренние" дела государств в целях защиты прав человека. Многие из указанных вопросов фактически изъяты из внутренней юрисдикции государств.
    Суверенитет подвергается ограничениям, во-первых, когда государство добровольно принимает на себя определенные международные обязательства; во-вторых, когда оно становится участником двустороннего или многостороннего договора; в-третьих, когда государство вступает в ту или иную международную организацию, принимая на себя соответствующие обязательства; в-четвертых, когда международными или региональными органами принимаются решения, имеющие обязательную силу; в-пятых, когда государство признает верховенство международных норм над национальным законодательством; в-шестых, суверенитет государств ограничивается принципами "jus cogens", действующими "erga omnes".
    Суверенная власть государства не всегда распространяется даже на собственных граждан, включая высших должностных лиц, если они совершают тягчайшие международные преступления. Согласно своему Статуту, Международный Уголовный Суд (МУС) принимает к производству дела, когда государство не хочет или неспособно провести расследование или возбудить уголовное преследование (ст. 17 Статута МУС).
    Давно устарели целые главы Устава ООН. К ним, в первую очередь, относятся глава XI "Декларация в отношении несамоуправляемых территорий", глава XII "Международная система опеки" и др. В "спящий" орган превратился и Совет по Опеке. Данный список можно продолжить. Требуют коренной переработки многие статьи Устава ООН, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, применению принудительных мер, самообороне и другим.
    Например, право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано исключительно в ответ на вооруженное нападение. Законность самообороны должна соответствовать определенным критериям, перечисленным в указанной статье: должно произойти вооруженное нападение; самооборона должна быть предпринята до принятия мер Советом Безопасности ООН; о ней незамедлительно должно быть сообщено главному органу ООН; меры самообороны не должны затрагивать полномочий Совета Безопасности.
    Обычно ученые, дипломаты и государственные деятели высказывают мнение, что наличие агрессии - первое и непременное условие правомерности самообороны. С этим мнением трудно согласиться. В Уставе ООН говорится не об агрессивных действиях тех или иных государств, а о "вооруженном нападении Члена Организации". Такое вооруженное нападение может быть предпринято не только государством, но и террористической группировкой, имеющей свои базы на территории сопредельного или иного государства. В данном случае государство, подвергшееся нападению, имеет право уничтожать террористов на той территории, на которой они находятся.
    Статья 51 Устава ООН отвечала реалиям межгосударственных отношений в тот период, когда ядерным оружием владели только постоянные члены Совета Безопасности. В настоящее время такое оружие имеется у ряда других государств. А возможна ли "самооборона" от агрессора, который уже применил ядерное оружие? В данной связи возникает вопрос о Концепции превентивного удара. Не случайно, что такая Концепция уже выдвинута в качестве официальной рядом государств. Это - исключительно серьезная проблема, ставящая под реальную угрозу всю структуру современных межгосударственных отношений. Поэтому в высшей степени актуальной является задача выработки и согласования определенных правил применения названной Концепции.
    Не должна быть в стороне ООН и от процессов глобализации и управления ими. Для этого в ее рамках должен быть создан специальный орган, принимающий рекомендации по гармонизации проблем, возникающих в процессе глобализации (и управляющий ими).
    В Устав ООН должны быть включены главы, регулирующие новые направления деятельности этой Организации. В первую очередь, речь должна идти о правах человека. Деятельность ООН в данном направлении имеет первостепенное значение и становится центральной. В то же время в Уставе ООН имеются лишь отдельные ссылки на необходимость уважения и соблюдения прав человека (п. 3 ст. 1, ст. 55). Современный этап развития международных отношений выдвигает императив создания специальной главы Устава ООН относительно международного сотрудничества в области прав человека. Также целесообразно предусмотреть создание нового главного органа ООН - Совета по правам человека, функции которого необходимо закрепить в специальной главе ООН.
    В январе 2004 г. на Конференции в Стокгольме, созванной для рассмотрения вопросов, относящихся к предупреждению и пресечению геноцида, а также массовых нарушений прав человека, Генеральный Секретарь ООН предложил учредить Комитет для рассмотрения докладов государств об имплементации конвенций ООН о предупреждении геноцида и наказании за него. Кофи Анан также выступил за создание поста Специального докладчика по предупреждению геноцида, ответственного перед Генеральным Секретарем ООН.
    Особого рассмотрения заслуживает вопрос о санкциях и механизмах их применения. Санкции должны применяться не только к тем странам, которые своими действиями создают угрозу миру и международной безопасности, совершают акты агрессии. Такие санкции должны действовать и против государств, создающих или приобретающих ядерное оружие; против негосударственных субъектов, стремящихся получить доступ к оружию массового уничтожения; против государств, предоставляющих помощь террористам; а также во многих других случаях.
    Эффективность международного права и упрочение законности в межгосударственных отношениях во многом зависят от той системы санкций, которая будет согласована и закреплена в договорном порядке.
    В первую очередь следует также решить вопрос, чтобы Совет Безопасности ООН представлял не отдельные государства, а действовал в качестве органа, отражающего интересы международного сообщества и геополитические реальности глобализирующегося мира.
    Известно, что в настоящее время Совет Безопасности ООН состоит из пяти постоянных и десяти непостоянных членов, которые избираются на двухгодичный срок. Причем ежегодно переизбираются пять государств. Эта "чехарда" не способствует укреплению авторитета Совета Безопасности ООН и повышению его роли в укреплении международного мира и безопасности. При избрании непостоянных членов учитывается, главным образом, принцип справедливого географического распределения, а не вклад государств в поддержание международного мира и безопасности, их политическое и экономическое значение в регионе и мире в целом, а также их потенциальные возможности в данном аспекте. Состав Совета Безопасности ООН не отражает положение, сложившееся в современных международных отношениях и не отвечает вызовам глобализации. Поэтому, наряду с постоянными членами Совета Безопасности ООН и расширением их состава за счет небольшого числа ведущих держав мира, следует определить категорию полупостоянных членов, которая входила бы в состав Совета Безопасности ООН в течение длительного периода и формировалась бы из наиболее крупных государств различных регионов.
    Новые постоянные члены Совета Безопасности ООН должны дать торжественное обязательство не применять вето ни при каких обстоятельствах. Следует также ограничить и право вето, внесенное в Устав ООН по предложению США и имеющееся у современных постоянных членов Совета Безопасности, определив конкретные случаи, когда оно не применяется. Наилучший путь - это отказ от права вето в случаях, не связанных с действиями в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (гл. VII Устава ООН).
    Многие изменения Устава ООН возможны при помощи принятия главными органами ООН соответствующих решений по вопросам, входящим в их компетенцию. Генеральная Ассамблея ООН, например, уже принимала ряд поправок к Уставу ООН, модернизируя его содержание. Таким же образом Совет Безопасности ООН мог бы согласовать и принять декларацию или заявление о том, что его постоянные члены не будут применять право вето при рассмотрении ряда вопросов, входящих в его компетенцию. Очевидно, что совершенствование деятельности Организации Объединенных Наций по ряду направлений возможно без принятия каких-либо решений, корректирующих Устав ООН.
    Для этого необходимо активизировать деятельность ряда ее органов и принять процедурные и иные решения, которые бы способствовали более эффективной их работе.
    Коренные изменения Устава ООН, структуры и функций Организации Объединенных Наций и других универсальных и региональных организаций - длительный и мучительный процесс, который займет значительный период и будет сопровождаться продолжительными дебатами и ожесточенными спорами. Об этом свидетельствуют, например, неудачные попытки решить вопрос о системе голосования и представительства в органах Европейского союза. Предполагалось, что каждый член Европейского союза при голосовании будет иметь определенный "пакет голосов" в зависимости от численности населения, а решения должны приниматься согласованным большинством государств в контексте учета общей численности их населения. Согласовать такой пакет странам - членам Европейского союза не удается уже длительное время.
    Вопрос 3. Дайте международно-правовой анализ и комментарий:
    В феврале 1991г. правительство Австрии разрешило США пропускать составы с танками на Ближний Восток в зоне Персидского залива. Являются ли такие действия правительства нарушением закона о нейтралитете Австрии.
     
    Ответ:
    Согласно Федерального конституционного закона «О нейтралитете Австрии», принятого 26.10.1955 года, Австрия как государство, с целью прочно утвердить вовне свою независимость и обеспечить неприкосновенность своей территории, добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Государство обязуется сохранять и защищать его с помощью всех имеющихся у нее средств.
    Чтобы гарантировать достижение этих целей, Австрия обязуется никогда не вступать ни в какие военные союзы и не допускать создания на своей территории военных баз иностранных государств. Исполнение данного закона возлагается на Федеральное правительство Австрии.
    Федеральный закон о нейтралитете Австрии и его последующая нотификация создали международно-правовую основу и гарантии для нового статуса Австрии. По этой причине Австрия не может отказаться от нейтралитета или изменить его односторонним актом, не нарушив международного права.
    Но, следует подчеркнуть, что нейтралитет не стал «узкой одеждой» для международной активности Австрии. Напротив, он позволил расширить ее внешнеполитические возможности и пространство для маневра.
    Таким образом, разрешение на пропуск составов с танками через территорию Австрии не является нарушением закона о нейтралитете Австрии.
    Вопрос 4. Дайте определения следующих понятий и терминов:
    Вассалитет - в Средние века в Западной Европе иерархия - система отношений личной зависимости одних феодалов - вассалов от других - сеньоров. Вассал обычно получал от сеньора феод и был обязан нести за это определенные повинности (прежде всего военную службу). Крепостные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора (сюзерена), в свою очередь имели вассалов.
    Суверенитет - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов суверенитета.: 1) С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.; 2) суверенитет национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства; 3) суверенитет. народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.
    Протекторат - в XIX - первой половине XX в. форма полуколониальной зависимости государств. Государство-протектор обычно брало на себя такие сферы государственной деятельности, как внешние сношения, верховное военное командование, правосудие, взимание некоторых налогов. Нередко протекторат был лишь переходным этапом к полной колониальной зависимости. Нацистская Германия установила свой протекторат в Чехии, Моравии и Словакии после того, как подвергла их военной оккупации. В настоящее время протекторат (как и других форм колониальной зависимости) не существует.
    Имплементация - фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
    Наднациональные органы – система международных организаций, установивших ряд общепризнанных принципов и норм международного права.
    Комбатант - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.). К. охватывают личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил; партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, экипажи торговых морских судов и экипажи самолетов гражданской авиации, если они переоборудованы в военные. Участники любых нерегулярных отрядов повстанцев и сопротивления могут признаваться К., если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. В отличие от некомбатантов к К. в ходе боевых действий можно применять любые меры насилия, вплоть до уничтожения. К., попавший во власть неприятельской стороны, пользуется режимом военнопленного (в отличие от лиц, незаконно участвующих в боевых действиях).
    Агреман - в международном праве согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства другого государства. Без получения агремана официальное назначение невозможно.
    Ассоциированный статус государства - особая форма правовой связи государства или государственного образования с другим, как правило, более крупным государством, с международной региональной или иной организацией (наиболее частый случай). Так, некоторые государства Европы и даже вне ее являлись ассоциированными членами Европейского сообщества, с 1992 г. они ассоциированные члены Европейского Союза. Ассоциированное членство, согласно уставу 1993 г., возможно также в Содружестве Независимых Государств (СНГ), которое было образовано после распада СССР. Правовое положение ассоциированного государства регулируется договорами между государством-метрополией и ассоциированными членами или соглашениями ассоциированного члена с организацией государств. Ассоциированный член участвует в работе организации и ее руководящих органов, но лишь с правом совещательного голоса. Как правило, он участвует не во всех, а лишь в отдельных мероприятиях, сохраняя по ряду вопросов особую позицию. Конституция РФ 1993 г. не предусматривает возможности нахождения в составе Российской Федерации ассоциированного государства. Статус ассоциированного государства и статус субъекта федерации не согласуются друг с другом. Как правило, ассоциированные государства, становясь членами федерации, теряют статус ассоциированного государства.
    Список литературы Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (по изданию 1904 г.) Т. 1 - 2 / Общ. ред. Л.Н. Шестакова. М., 1996.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1994Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов. М., 2000.Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов. М., 2001 Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2004 Международное право / Под ред. Е.Т. Усенко и Г.Г. Шинкарецкой. М., 2004 Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2004 Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. М., 2004.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Зачачи по международному праву ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.