Полный текст:
содержание
Введение ....................................................................................................... 3
Концепции денежно-кредитной политики............................................... 4
Цели и типы денежно-кредитной
политики............................................. 6
Методы и инструменты
денежно-кредитной политики........................... 9
Заключение................................................................................................... 17
Список
используемой литературы.............................................................. 18
Введение
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики
является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования,
позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность,
контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного
обращения.
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент
воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства
субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их
экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование
хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими
субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить
стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и
конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие,
отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика -
чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью
можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива -
усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные
решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации,
рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на
экономику государства, дадут положительные результаты. Без верной
денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может
эффективно функционировать.
1. Концепции денежно-кредитной политики.
Теории спроса и
предложения денег, равновесие на денежном рынке являются научной основой для
проведения государством обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики,
направленной на стабилизацию экономического развития.
Денежно-кредитная политика представляет собой одну из важнейших подсистем
экономической политики государства. Это совокупность мероприятий в области
денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста,
сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная
политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с
Министерством финансов совместно с другими органами государства
Поскольку в основе денежно-кредитной
политики лежит теория денег, изучающая, в том числе, процесс воздействия
денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, постольку
содержание той или иной концепции денежно-кредитной политики напрямую зависит
от того, в рамках какого направления современной экономической мысли она
сформирована.
К числу современных
направлений экономической мысли принято относить следующие две экономические теории, сформировавшиеся в конце
XIX – начале XX веков. А именно:
- маржинализм.
Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как
взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли,
народного хозяйства. В центре нового учения стоял субъект с его потребностями.
- монетаризм
- это одно из направлений
неолиберализма, возникшее в США в рамках Чикагской школы. Это учение отводило
деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания
монетаристов находится проблема связей между денежной массой и объемом
производства. По их мнению, банки – ведущий инструмент регулирования
экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке
трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.
Исходные
положения монетаризма:
1. Рыночная
экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности.
Цены выполняют роль главного регулятора. Отвергается утверждение о
необходимости государственного вмешательства в экономику.
2. Приоритетность
денежных факторов.
3.
Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, так
как последствия колебаний денежной массы сказываются не сразу, а с некоторым разрывом во времени.
4.
Необходимость изучения мотивов поведения людей.
-
неолиберализм. В соответствии с этой доктриной вмешательство государства в
экономику и сферу социальных отношений должно быть минимальным. Капитал должен
быть свободен от любых ограничений. Государство должно отказаться от
большинства социальных программ и минимизировать налоги на прибыль корпораций,
отменить прогрессивную шкалу налогов на доходы, провести масштабную
приватизацию. Максимальная прибыль и свобода частной экономической инициативы
являются приоритетными в любых сферах, если же экологические или социальные
нормы этому препятствуют, они должны быть отменены.
Важнейшими
инструментами неолиберальной политики стали международные финансовые
организации – Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая
организация и т.д.
-
институционально-социологическое направление рассматривает экономику как
систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под
воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно
технико-экономических. В этом направлении исключительное значение придается
трансформации современного общества под воздействием научно-технического
прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и
бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и
супериндустриальному (теория конвергенции).
-
Экономическое учение Дж.М. Кейнса – кейнсианство, неокейнсианство. Макроэкономическая
теория, автором которой является всемирно известный ученый-экономист Дж. М.
Кейнс. Кейнсианское учение, объясняющее действие ряда экономических механизмов,
основывается на следующих положениях:
1) уровень
занятости определяется объемом производства;
2) общий
спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объему платежных
средств, так как часть этих средств откладывается в виде сбережений;
3) объем
производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня
эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию
капитала;
4) при равенстве между инвестициями и
сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и
процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений
становятся практически независимыми.
Кейнсианство аккумулирует в себе положения
ряда предшествовавших ему экономических теорий и объединяет сторонников разных
течений экономической мысли.
Цели и типы денежно-кредитной политики
Основополагающей целью
кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня
производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции.
Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью
стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует
целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование,
государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность
коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение
кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития
внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных
экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет
достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
Основные цели денежно -
кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня
социально-экономического развития, на котором находится это государство.
Приоритет целей
денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью
экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и
расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
В общем случае, основными целями
денежно-кредитной политики государства являются:
регулирование
экономической активности агентов экономических отношений;достижение
уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;создание
безинфляционной экономики.
Объектами
денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.
Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего Центральный банк в
соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики
государства и коммерческие банки.
Денежный
рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и
предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег.В современных
условиях ЦБ имеет широкие возможности воздействия на экономические процессы.
Оно осуществляет проведение денежно-кредитной политики 2 типов:
1) Рестрикционный
2) Экспансионистская
Для каждого типа денежно-кредитной политики характерен свой
набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных
методов регулирования.
Рестрикционная денежно-кредитная политика (ограниченная,
политика «дорогих денег») направлена на денежно-кредитную эмиссию, ужесточение
условий и сокращение объемов кредитных операций коммерческих банков, повышение
уровня процентных ставок. Её проведение обычно дополняется бюджетно-налоговыми
мероприятиями: увеличение налогов, сокращение государственных расходов и т.д.
Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики
является:
1) сдерживание инфляции
2) ограничение циклических колебаний деловой активности
3) оздоровление платежного баланса
Политики денежно-кредитной экспансии
(стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение
денежной массы в обращении). Она заключается в стимулировании кредитных
операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях
хозяйственного оживления. Кредитная экспансия осуществляется внутри страны посредством
воздействия на экономику основными инструментами денежно-кредитной политики
центрального банка.
Кредитная экспансия включает снижение учетной
ставки центрального банка (ставки рефинансирования), снижение процентных ставок
по ломбардным кредитам, изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых
в центральном банке (или их отмену), покупку ценных бумаг на открытом рынке,
расширение покупок у коммерческих банков иностранной валюты, снижение
процентной ставки по этим операциям, отмену количественных ограничений на
кредиты. Создание благоприятных условий для коммерческих банков расширяет
возможности для капиталовложений в экономику и способствует наводнению
финансового рынка дешевыми платежными средствами.
Однако кредитная экспансия не всегда приводит к
оживлению экономики. При неблагоприятной конъюнктуре коммерческие банки часто
не увеличивают свои вложения в реальный сектор экономики, а используют их на
рынке ценных бумаг для приобретения финансовых активов, например
государственных ценных бумаг. В связи с этим стимулирующим моментом в деятельности
государства по привлечению дополнительных кредитных ресурсов в экономику
является снижение доходности по государственным ценным бумагам.
Политика денежно-кредитной рестрикции (политика
"дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной
конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых
денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения
производства и увеличения безработицы.
3.
Методы и инструменты денежно-кредитной политики.
В рамках денежно-кредитной
политики применяются методы прямого и косвенного регулирования
денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в
форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного
предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее
быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или
максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического
кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного»
с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут
вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеле.
Косвенные методы
регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения
хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что
эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со
степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых
этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с
постепенным вытеснением первых вторыми.
Помимо деления методов
денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и
селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.
Общие методы являются
преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы
регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их
назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение
выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд,
рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д.
Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции
централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции
несвойственны центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в
практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность
коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии
циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
В мировой
экономической практике
центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного в рамках монетарной политики:
— изменение норматива
обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;
— процентная политика
Центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств
коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств
коммерческих банков в центральном банке;
— Операции на открытом
рынке с государственными ценными бумагами.
— Управление наличной
денежной массой
— Валютное регулирование
Обязательные резервы
представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти
резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке. Исторически так
сложилось, что обязательные резервы рассматривались центральными банками как
экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную
ликвидность. А в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность
коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и
корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов
коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой
инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррекции денежно-кредитной
сферы. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики
заключается в следующем:
• если Центральный банк
увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных
резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных
операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного
предложения;
• при уменьшении нормы
обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения
денег.
Этот инструмент
монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной
проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы
всей банковской системы. Далее незначительное изменение нормы обязательных
резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и
привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков
Процентная политика
Центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как регулирование
займов коммерческим банкам и как его депозитная политика. Иначе говоря, это
политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования
означает процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово
устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает
векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под
залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку
рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для
коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками
увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное
увеличение количества денег в обращении.
И наоборот, увеличение
учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того,
некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их,
так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит
к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Определение размера
учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а
изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области
кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от
уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое
влияние. Когда Центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или
ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может
устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций
или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные
ставки Центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их
кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень
официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при
проведении кредитных операций.
Депозитные операции Банк
России проводит с ноября 1997
г. в целях регулирования уровня банковских резервов, что
является также одним из направлений процентной политики ЦБ РФ. Ставки по этим
операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую
динамику рыночных ставок. В 1998
г. Банку России, как правило, удавалось удерживать эти
ставки ниже рыночного уровня.
В 1999—2002 гг., в целях
изъятия излишней ликвидности Банк России продолжал осуществлять операции по
привлечению в депозиты средств банков.
При этом Банк России
регулирует с помощью данных операций не только краткосрочную ликвидность
банков, но и использует этот инструмент для регулирования ликвидности в
среднесрочном периоде.
Банк России и в
дальнейшем будет использовать депозитные операции как инструмент оперативного
изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения её
избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных
секторах финансового рынка.
Операции Центрального
банка на от крытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической
практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк
продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе
государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается
наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих
банков.
Операции Центрального
банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных
ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение,
либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на
ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое
воздействие осуществляется посредством изменения Центральным банком цены
покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной
политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка,
Центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым
соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.
Если Центральный банк
покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их
корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные ресурсы
банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег
входят в сферу денежного обращения. Если Центральный банк продает ценные
бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают
такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные ресурсы.
Операции на открытом
рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и
других финансово-кредитных учреждений.
Схема проведения этих
операций такова.
• Предположим, что на
денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный
банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае
Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на
открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные
бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных
бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним
растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей.
Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные
ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов.
Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в
пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка
растет.
• Предположим теперь, что
на денежном рынке — недостаток денежных средств в обращении. В этом случае
Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного
предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные
ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым
Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В
результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что
делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев.
Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что
приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом
мультипликационного эффекта) — к увеличению денежного предложения. При этом
процентная ставка падает.
Управление наличной
денежной массой Управление представляет собой регулирование обращения наличных
денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые
Центральным банком.
Валютное регулирование
как инструмент денежно-кредитной политики стал применяться центральными банками
с 30-х годов XX столетия как реакция на «бегство капиталов» из страны в
условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным
регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами,
формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс
оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и
импорт, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и
источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в
данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате
свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной
системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается
в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью
воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной
валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает
иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на
национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы
максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности
и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В
некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры,
они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором
завышении курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие
сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли
промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по
сравнению с иностранной продукцией.
Заключение
Совокупность
государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила
название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование
экономической активности в стране и борьба с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена
либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо
на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения
производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить
конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический
подъем часто сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом
цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки
стремятся предотвратить "перегрев" конъюнктуры с помощью ограничения
кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
Осуществляя денежно-кредитную политику,
центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и
направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики,
достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения,
сбалансированности внутренних экономических процессов.
С помощью денежно-кредитного
регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать
рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит
для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Список
используемой литературы
1.
Деньги, кредит, банки / Под ред.О.И. Лаврушина. - М.:
Финансы и статистика, 2004. – 354 с.
2.
Курс социально-экономической статистики. / Под ред.
М.Г. Назарова – М.: Финансы и статистика, 2003. – 306 с.
3.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под
общ. ред.А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 291 с.
4.
Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф.А.С.
Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.
5.
Экономическая теория / Под ред. Базылева Н.И., Гурко
С.П. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004. – 637 с.