Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Оценка стоимости предприятия на примере ООО 'Хлеб'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Оценка стоимости предприятия на примере ООО 'Хлеб'
  • Предмет:
    Антикризисный менеджмент
  • Когда добавили:
    01.08.2014 15:28:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ:
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
    1 ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ……………………………………….6
    1.1 Основные макроэкономические показатели…………………………….6
    1.2 Анализ конъюнктуры рынка……………………………………………..7
    2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….………..10
    2.1 Основные положения…………………………………………………….10
    2.2 Анализ финансового состояния…………………………………………….30
    3.1 Метод доходного подхода……………………………………………….30
    3.2 Метод сравнительного подхода…………………………………………43
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Цель данной курсовой заключается в том, чтобы научиться использовать подходы оценки для определения рыночной стоимости предприятия.     Объектом оценки является действующее на рынке предприятие ООО «Хлеб» занимающееся производством хлеба. Цель оценки предприятия проводится для того чтобы его продать целиком. При оценке будет определена рыночная стоимость предприятия ООО «Хлеб» как действующего в реальном времени.   Информационная база внешнего финансово-экономического состояния Забайкальского края получена с сайта «Экономика Забайкальского края» Внутренняя информация для определения стоимости ООО «Хлеб» представлена надлежащей его формой №1 бухгалтерский баланс и формой №2 отчет о прибылях и убытках за 2007 - 2009 годы, период за который оценивается финансово-экономическое состояние предприятия и перспективы его развития. В курсовой работе в ходе оценки стоимости ООО «Хлеб» проводятся методы: дисконтирования денежного потока доходного подхода и отраслевых коэффициентов сравнительного подхода.   В результате проведенной оценке стоимость ООО «Хлеб» на первое января 2010 года равна 4,107 млн. руб.
     
     
     
     
     
     
    1 ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
     
    Основные макроэкономические показатели  
    Основными макроэкономическими показателями информации, характеризующей влияние внешней среды на стоимость оцениваемого предприятия ООО «Хлеб», являются:
    - уровень инфляции в Забайкальском крае, за 10 месяцев 2009 года на товары и услуги составил 110,6 %. Наибольший рост цен наблюдается в сфере платных услуг - на 12,8%. На 11,9% подорожали продовольственные товары. Наименьший рост цен зафиксирован на непродовольственные товары - они увеличились в цене в среднем на 7,7%. Повышение цен на товары и услуги на 0,5% по сравнению с сентябрём, однако в столице Забайкалья цены на некоторые товары первой необходимости несколько снизились. «Связано это и с сезонностью, и с тем, что многие магазины ввели «социальные цены». Так, на 0,7% снизилась цена на говядину I категории, на 1,7% - на свинину, на 5% - на сахар и рис. Незначительно снизились цены на масло сливочное, сметану, вермишель, макаронные изделия, хлеб ржаной и пшеничный. На 25,8% подешевел картофель, на 9,4% - капуста белокочанная, на 6,9% - морковь. По данным Забайкалкрайстат, стоимость минимального набора питания в октябре 2008 года составила в Забайкальском крае 2 180,46 рубля, что на 0,5% меньше её стоимости в предыдущем месяце. С начала года минимальная «продуктовая корзина» подорожала на 11,1%. За октябрь подешевел и бензин - в среднем на 55 копеек. Однако, по данным пресс-службы, Чита остаётся лидером среди столиц Сибирского Федерального округа по дороговизне автомобильного топлива. Так, читинцы оплачивали в октябре заправку своих машин в среднем за 28,86 рубля за литр бензина, улан-удэнцы - за 27,17 рубля, иркутяне - за 26,61 рубля, томичи - за 20,92 рубля. А самые низкие цены на бензин в Омске - в среднем 20,8 рубля.
    - Уровень политической стабильности в Забайкальском крае Заключается в том, что все существующие партии: ЛДПР, Единая Россия, Справедливая Россия, Аграрная партия, КПРФ - партия коммунистов, контактируют между собой, разногласий нет, что и говорит о политической стабильности Забайкальского края.
    - изменение процентных ставок обостряют ситуацию по кредитам. Если в 2008 году они снизились в среднем до 11-13%, то на сегодняшний день составляют 22-24%. Просроченная задолженность по кредитам в Забайкальском крае увеличилась с 2,1% до 2,6% от общей суммы задолженности - до 904,8 млн рублей.
    - темпы экономического развития: 23 июня на заседании регионального правительства одобрен проект закона Забайкальского края о стратегических направлениях развития региона до 2025 года и программа социально-экономического развития на 2010-2014 годы. Проект закона передан в Заксобрание Забайкальского края. Разработка и утверждение стратегических направлений социально-экономического развития Забайкальского края обусловлена необходимостью реализации ряда указов президента России. Направления развития увязаны с приоритетами развития государства в экономике и социальной сфере. Реализация стратегических направлений развития позволит обеспечить темпы экономического роста и уровень развития социальной сферы, способствующие значительному сокращению отставания показателей развития края от среднероссийских, определённых в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
     
    1.2 Анализ конъюнктуры рынка
     
    При исследовании рынка г. Читы было отмечено, что при большом ассортименте хлебобулочной продукции нечасто можно встретить вкусный ржаной хлеб. Я думаю, что население нашего города с удовольствием покупает новые виды хлеба, отличающиеся прекрасными вкусовыми качествами и умеренной ценой, что позволяет жителям с различным материальным достатком приобретать хлеб.
    Близкое расположение нашей пекарни к торговым точкам позволяет населению района покупать свежий горячий хлеб, что так же играет немаловажную роль в конкурентоспособности продукта.
    В производстве используются только натуральные продукты высокого качества, используется оригинальная рецептура и современные технологии производства, что обеспечивает получение высококачественного и конкурентоспособного хлебного изделия. Невысокая цена хлебного изделия при неоспоримых отличных вкусовых качествах, безусловно, будет пользоваться спросом у людей с различным достатком.
    Доля ООО «Хлеб» на рынке составляет 23%. На рынке имеются несколько предприятий-конкурентов. Это в первую очередь ООО «Кенон», его доля составляет 35%, ООО «Черновский хлебозавод» в городе Чите», его доля составляет 17%. Далее следуют ООО «Хлебушко» от Борзинского элеватора, ООО «Колос», его доля составляет 25 % доли рынка. Наглядно структуру рынка представим на рисунке 1.
    Таким образом, по вышеописанным предприятиям, можно сделать вывод, что ООО «Хлеб» является четвертинкой по отношению с другими предприятиями на рынке.
    Рынок сбыта представлен магазинами, а именно ООО «Караван», его потребление составляет 47%, ООО «Садко», его потребление составляет 13% и ООО «Хлеб-соль», его потребление составляет 18%. Остальные 22% приходится на рестораны города Читы: «Олимп» и «Александровский сад», а так же население. Потребители оценивает продукцию по критериям соотношения потребительских свойств, цены товара, доступности и качества товара. Наглядно потребление можно увидеть на рисунке 2.
     
    Рисунок 1 - Структура рынка
     
     
     
    Рисунок 2 - Рынок сбыта
     
    Таким образом, 3/4 доли потребительского занимают магазины, а 1/3 занимает потребление ресторанов города Читы.
    Ассортимент выпускаемой нашей пекарней продукции отличается от продукции вышеуказанных предприятий, что позволяет обеспечить сбыт на рынке в нашем районе и со временем завоевать рынки других районов города.
    Факторами влияющими на потенциальный объем производимой продукции являются: рост цен на сырье, повышение тарифов на электроэнергию и транспортировку грузов, рост уровня инфляции. А социальные факторы такие как, снижение доходов населения, рост безработицы - совершенно не могут влиять на предприятие, т.к. известно, что хлеб - всему голова, необходимый и полезный продукт, употребляемый каждым человеком изо дня в день. Хлеб постоянно пользуется спросом, и его производство является очень выгодным делом во все времена.
    Правовое положение определяется Гражданским кодексом Р.Ф., Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», а так же уставом ООО «Хлеб».
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     
     
     
     
     
    2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
     
    2.1 Основные положения
     
    Предприятие ООО «Хлеб», является юридическим лицом и действует на основании устава законодательства РФ, а так же Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
    Цель ООО «Хлеб» заключается в обеспечении потребителей продукцией, отличающейся положительными качественными характеристиками, начиная от оформления и упаковки и до оригинальной рецептуры.
    Миссия ООО «Хлеб» - обеспечить население полезным и вкусным хлебом.
    Юридический адрес предприятия ООО «Хлеб»: 672007 г. Чита ул. Столярова 79.   Размеp Уставного капитала Общества составляет 2 000 000 (два миллиона)  рублей. Пакет акций принадлежит предпринимателю, собственнику мини - пекарни ООО «Хлеб», руководителю - Зосимову Ивану Олеговичу.
    Предприятие создано 17 января 2003 года. На месте предприятия ранее существовал жилой двухэтажный дом старой постройки. После же, дом снесли и на его месте построили комплекс для производства хлебобулочных изделий и тортов, совершенно 2 раздельных цеха. Хлебобулочные изделия производят на первом этаже, а торты - на втором. Переход с этажа на этаж осуществляется на эскалаторе. 1-й цех площадью 250 кв. м, где стоимость 1 кв. м составляет 40 тыс. руб, Зосимов Иван Олегович выкупил за 10 000 тыс. руб (40 000 * 250=10 000 000 рублей). Изначально размер Уставного капитала был равен 50 %, т.е 1 000 000 рублей.
    Для того чтобы иметь представление о структуре служб, отделов, цехов, исследуемого предприятия рассмотрим в общих чертах организационно - правовую структуру управления предприятия ООО «Хлеб».
    Охарактеризуем особенности некоторых отделов предприятия и руководящих лиц, их карьеру и образование (рис.1):
    Генеральный директор - Столыпин Петр Григорьевич, выполняет функцию управляющего. Образование: высшее, менеджер - экономист. Возраст: 29 лет. 5 лет работал управляющим в логистической компании «Эвитест».
    Начальник цеха - Матюшков Олег Владимирович, отвечает за производство хлеба. Образование: высшее, специалист по питательной работе. Возвраст: 35 лет. 14 лет работал кондитером в кондитерском цехе по производству тортов Марины Пряженниковой.
    Финансово – экономического отдела основные функции заключаются в составлении прогнозов социально – экономического развития предприятия на предстоящий год и перспективу. Рассчитывают стоимость услуг по переработке давальческого сырья, стоимости услуг по погрузке и хранению, сметы накладных расходов, расчеты цен на продукцию и тарифов тепла и электроэнергии, отпускаемой на сторону. Состоит гл. бухгалтера, бухгалтера и экономиста.
    Гл. бухгалтер - Шацкая Марина Юрьевна. Образование: высшее экономическое. Возраст: 25 лет. После окончания института 3 года работала на государственном предприятии в ОВД бухгалтером.
    Бухгалтер - Ерофеева Ольга Дмитриевна (23 года) и экономист - Жаворонкова Нина Петровна (22 года), 2 года назад окончили экономический институт, год работали в магазине «Шарм» по специальности.
    Коммерческий отдел производит операцию по продаже продукции, отвечает за поставку продукции и хранению в хлебохранилищах.
     
     


       
     
     
     
     
    Рис. 1-организационная структура управления
     
    Данные о численности и уровне квалификации рабочего персонала представлены в таблице 1.
    Таблица 1 - Качественный и количественный состав рабочего персонала.
    № п/п
    Наименование должности
    Численность рабочих мощностью 150 т/сут. при 2-сменной работ
    всего
    в смену
     
    Рабочие производственного процесса
     
     
    1
    Пекарь производства «Дарницкого» хлеба
     
     
     
    6 разряд
    4
    1
     
    5 разряд
    4
    1
     
    4 разряд
    -
    -
     
    3 разряд
    -
    -
    2
    Пекарь производства «Столичного» хлеба
     
     
     
    6 разряд
    2
    1
     
    5 разряд
    1
    1
     
    4 разряд
    -
    -
     
    3 разряд
    -
    -
    3
    Пекарь производства «Особого» батона
     
     
     
    6 разряд
    3
    1
     
    5 разряд
    2
    1
     
    4 разряд
    -
    -
     
    3 разряд
    -
    -
     
    Итого:
    15
    6
     
    Мастерская
     
     
    4
    Наладчик машин и оборудования, занятый ремонтом оборудования
     
     
     
    6 разряд
    1
    1
     
    5 разряд
    1
    1
     
    Итого:
    2
    2
     
    Отделение готовой продукции
     
     
     
    Расфасовка
     
     
     
    Продолжение таблицы 1
    1
    Фасовщик «Дарницкого» хлеба 1 разряд
    4
    2
    2
    Фасовщик «Столичного» хлеба 2 разряд
    4
    2
    3
    Фасовщик «Особого» батона 1 разряд
    2
    1
     
    Итого:
    10
    5
     
    Тарное хранение
     
     
    1
    Водитель 4 разряд
    4
    1
    2
    Экспедитор 5 разряд
    2
    1
    3
    Кладовщик 5 разряд
    3
    1
     
    Итого:
    8
    3
     
    Рабочие вспомогательных служб
     
     
    1
    Уборщик производственных и служебных помещений
    2
    1
    2
    Грузчики 2 разряд
    10
    5
     
    Итого:
    12
    6
     
    Всего рабочих производственного корпуса:
    47
    22
     
    Таким образом, по приведенной таблице сделаем выводы: данные предприятия ООО «Хлеб» о численности и уровне квалификации персонала показывают, что мини-пекарня обеспечена производственным персоналом, единственный минус, что на предприятии есть такие работники у которых низкий разряд 1,2, но в процессе работы это никак не влияет, т.к. они выполняют свою работу качественно и если рассматривать с точки зрения экономия, то такие работники выгоднее, чем разряд ниже, тем дешевле. Да и таким работникам как грузчики или уборщики не требуется высокий разряд. В качестве грузчиков и уборщиков на предприятии работают китайцы - дешевая рабочая сила. Но а уже на чьем труде держится предприятие - это пекари, экспедиторы, у них преобладает высокий разряд, т.к. чем квалифицированнее эти работники, тем лучше будет качество производимой продукции.
    Заработная плата сотрудникам начисляется в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником.
    Предприятие включает в себя:
    - административное здание 50м2,
    - производственный цех 150 м2,
    - склад 50м2.
    Здание под организацию производства куплено, произведен ремонт офисных помещений.
    Приобретена мини-пекарня стоимостью 10 000 тыс. руб.
    Предприятие ООО «Хлеб» создается в целях ведения коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.
    Основной вид деятельности исследуемого предприятия – производство хлебобулочных изделий.
    Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет прибыли от его деятельности.
    Осуществляет следующие виды деятельности:
    производство, переработка и реализация продуктов питания;снабженческо-сбытовая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;розничная и оптовая торговля;оказание сервисных услуг населению;организация предприятий общественного питания собственной торговой сети. Мини-пекарня планирует выпускать три вида хлеба:
    Хлеб ржаной "Дарницкий";
    Хлеб ржаной "Столичный";
    Батон в/с "Особый".
    Объем выпускаемой продукции в год составит 2 555 000 штук, или 1500 тн.
     
    Таблица 2 - Пищевые характеристики выпускаемой продукции
    Хлеб
    Вкусовые качества в баллах (1-5)
    Срок хранения, дней
    Энергетическая ценность хлеба на 100 гр, ккал
    Полезность (витамины) * на 100 гр, мг
    “Столичный”
    4
    1-2
    170
    0.96
    Продолжение таблицы 2
    “Дарницкий”
    3
    2
    160
    0.85
     “Особый”
    5
    3
    285
    2.21
     
     
    Таблица 3 - Состав выпускаемой продукции
    Хлеб
     “Столичный” 0,8 кг
     “Дарницкий” 0,8 кг
     “Особый” 0,45кг
    Мука ржаная в/с
    Мука ржаная 1с
    Мука пшеничная в/с
    Соль
    Соль
    Соль
    Дрожжи
    Дрожжи
    Дрожжи
     
     
    Сахар
     
     
    Маргарин
     
     
    Улучшитель «Экстра»
     
    Планируемая мощность мини-пекарни позволит обеспечить гарантированный сбыт продукции и низкий уровень транспортных расходов, т.к. торговые точки расположены практически рядом с пекарней.
    Рассмотрим источники поступления товаров на предприятие ООО «Хлеб» (таблица 4):
     
    Таблица 4 - Источники поступления товаров на предприятие ООО «Хлеб»
    Наименование поставщиков
    Местоположение
    Ассортимент товаров
    1 ЗАО «Забайкальская зерновая компания»
    г.Чита, ул. Петровская 105, склад 19
    Мука ржаная в/с
    Мука ржаная 1 с
    Мука пшеничная в/с
    2 ООО Марсова Г.Г.
    г. Чита, ул. Амурская 13, магазин «Океан»
    Соль
    Дрожжи
    Сахар
    Продолжение таблицы 4
    3 ООО Сараниной М. В.
    г. Чита, ул. Ленина, супермаркет «Садко»
    Маргарин
    Улучшитель «Экстра»
     
     
     
    Таблица 5 - Цена на продукцию установлена в соответствии со среднерыночными ценами.
    Хлеб
    Объем выпуска в год штук/ тн
    Цена в руб. за 1 шт
    Товарная продукция тыс. руб.
    Вес одного изделия кг
    «Столичный»
    576000/460,8
    14,50
    8 352
    0,8
    «Дарницкий»
    576000/460,8
    14,00
    8 064
    0,8
    «Особый»
    1152000/518,4
    18,00
    20 736
    0,45
    ИТОГО
    1 440 тн
     
    37 152
     
     
    Таким образом, на предприятие ООО «Хлеб» поставляют сырье три поставщика: ЗАО «Забайкальская зерновая компания», ООО Марсова Г,Г. и ООО Сараниноой М.В.
    В нашем жилом районе хлебную продукцию поставляют в основном «Черновский хлебозавод», «Колос», «Кенон».
    Ассортимент выпускаемой нашей пекарней продукции отличается от продукции вышеуказанных предприятий, что позволяет обеспечить сбыт на рынке в нашем районе и со временем завоевать рынки других районов города.
    Технологическая схема производства хлеба включает следующие этапы.
    Первый этап охватывает прием, перемещение в складские помещения и емкости и последующее хранение всех видов сырья.
    Все сырье, применяемое в хлебопекарном производстве, подразделяется на основное и дополнительное. Основное сырье является необходимой составной частью хлеба. К нему относятся: мука, дрожжи, соль и вода. Дополнительное сырье – это сырье, применяемое по рецептуре для повышения пищевой ценности, обеспечения специфических органолептических и физико-химических показателей качества хлеба. К нему относятся: молоко и молочные продукты. Яйца и яичные продукты, жиры и масла.
    Сырье поступает на предприятие партиями. Под партией понимают определенное количество сырья одного вида и сорта, одной даты выработки, предназначенных к одновременной сдаче-приемке по одной накладной. Каждая партия сырья должна сопровождаться специальным удостоверением или другим документом, характеризующим его качество. Сырье поступает на предприятие тарным и бестарным способом.
    Сырье, как основное, так и дополнительное, доставляемое в таре, подлежит обязательному осмотру. Тщательно осматривают упаковку и маркировку сырья и проверяют ее соответствие нормативной документации.
    Второй этап включает операции по подготовке сырья к пуску в производство (смешивание, растворение, фильтрование и др.).
    Третий этап включает технологические операции по приготовлению теста.
    Приготовление теста – это важнейший и наиболее длительный этап технологического процесса производства хлеба. Он включает следующие операции: дозирование сырья, замес полуфабрикатов и теста, брожение полуфабрикатов и теста, обминки.
    Приготовление теста ведут в соответствии с технологическим планом, разработанным на предприятии для каждого сорта изделия. В технологическом плане указываются характеристика оборудования, производственная рецептура, расчеты расхода сырья, показатели технологического процесса производства.
    Тесто – это полуфабрикат хлебопекарного производства, полученный путем замеса из муки, воды, дрожжей, опары или закваски и дополнительного сырья в соответствии с рецептурой и технологическим режимом, служащий для приготовления хлебобулочных изделий.
    К полуфабрикатам хлебопекарного производства относят все продукты, предшествующие готовым изделиям, то есть нуждающиеся в дальнейшей обработке для превращения в готовые изделия. Это – различные заварки, жидкие дрожжи, закваски (густые, жидкие, сухие), опары (густые, большие густые, жидкие, жидкие соленые), тесто. Кроме того, к полуфабрикатам хлебопекарного производства относят тестовые заготовки, отделочные полуфабрикаты, хлебную и сухарную крошку.
    Четвертый этап – разделка теста включает следующие технологические операции: деление теста на куски (осуществляется на тестоделительных машинах с целью получения тестовых заготовок заданной массы), округление кусков теста (осуществляется на тестоокруглительных машинах с целью улучшения структуры и придания формы), предварительная расстойка тестовых заготовок (осуществляется в условиях цеха на транспортерах, столах, в шкафах с целью придания кускам теста свойств, оптимальных для формирования), формование тестовых заготовок (осуществляется на закаточных машинах или вручную с целью придания тестовым заготовкам определенной формы), окончательная расстойка тестовых заготовок (осуществляется в специальных расстойных шкафах при температуре 35-400С и относительной влажности 80-85%; продолжительность расстойки от 20 до 120 минут). Цель окончательной расстойки – приведение тестовой заготовки в состояние, оптимальное для выпечки по объему заготовки и содержанию в ней веществ, необходимых для получения хлеба наилучшего качества.
    Пятый этап – выпечка включает операции надрезки тестовых заготовок и выпечки. Надрезка тестовых заготовок осуществляется с целью придания изделиям специального вида, требуемого ГОСТом и исключения образования подрывов трещин на поверхности корки при выпечке.
    Выпечка тестовых заготовок осуществляется в хлебопекарных печах с целью превращения тестовой заготовки в хлеб. Температура выпечки – от 220 до 2400С; продолжительность выпечки зависит от массы и формы заготовок и составляет 15-60 мин.
    Хранение выпеченных изделий до отпуска их в торговую сеть является последней стадией процесса производства хлеба и осуществляется в остывочном отделении предприятия.
    В остывочном отделении осуществляются учет выработанной продукции, сортировка и органолептическая оценка. После выпечки хлеб помещают для остывания на лотки, укладывание производится в один ряд на боковую или нижнюю корки. Для укладки хлеба большой массы используются трехбортные лотки с решетчатым дном. Готовую продукцию перевозят автомобильным транспортом.
     
    Таблица 6 - Перечень оборудования, находящегося в собственности предприятия.
    Оборудование
    Стоимость оборудования,
    в руб.
    Количество, шт
    Итого:
    Тестомесительная машина
    18 000
    3
    54 000
    Подъемнк с опрокидывателем дежи
    12 000
    3
    36 000
    Дежи для замешивания теста
    5 000
    4
    20 000
    Делитель теста
    3 000
    3
    9 000
    Закаточная машина
    20 000
    3
    60 000
    Растоечные шкафы
    7 000
    4
    28 000
    Ротационные печи для выпечки хлеба
    87 000
    4
    348 000
    поддоны
    500
    20
    10 000
    Тележки для постановки теста
    4 500
    8
    36 000
    Мелкие инструменты:
     
     
     
    ножи
    50
    10
    500
    скребки
    70
    5
    350
    щетки
    30
    3
    90
    Посуда для приготовления теста
    400
    30
    12 000
    Итого:
    157 550
    100
    613 940
     
    Производительная мощность тестомесительной машины 6234 т, подъемника с опрокидывателем дежи 6300 т, делителя теста 6235 т, закаточной машины 7566 т, ротационных печь для выпечки хлеба 17 544 т. Производимый объем продукции равен 6234 т, таким образом уровень загрузки составляет 97,5%, следовательно предприятие использует производственные мощности в полном объеме.
    Таким образом, стоимость предприятия 10 000 000 рублей. Куплено оборудования на 613 940 рублей, следовательно 10 000 000 + 613 940=10 613 940 рублей.
    Факторы, влияющих на потенциальный объем производимой продукции:
    1) социально-экономические: недостаточная обеспеченность высококвалифицированными кадрами рабочих и служащих. Несмотря на то, что средний уровень квалификации рабочих и служащих равен примерно 5-6 разряд, высококвалифицированных рабочих недостаточно.
    2)технологическим, относится высокий износ основных средств и особенно технологического оборудования. Так как срок полезного использования оборудования составляет 10 лет, а к 2009 году оно находится на седьмом году использования и сумма начисленной амортизации составляет 1 500 000 руб.
    Основными систематическими риски:
    - Появление недобросовестных клиентов;
    - Агрессивная деятельность конкурентов;
    - Рост инфляции.
    Несистематические риски:
    - Неэффективная работа отдела маркетинга;
    - Отказ оборудования в следствии технической неисправности;
    - Преждевременное моральное устаревание;
    - Недостаточный уровень квалификации работников.
    Таким образом, можно сделать вывод, что на увеличение стоимость предприятия влияют такие факторы, как:
    Предприятие давно на рынке, является лидером среди сельскохозяйственных организаций, доля которого на рынке составляет 35%. Предприятие обеспечено производственным персоналом и не имеет избыток, то есть рационально используется трудовые ресурсы. Уровень загрузки производственного оборудования составляет примерно 100%, то есть предприятие использует производственные мощности в полном объеме. К факторам, которые снижают стоимость предприятия относится факторы, влияющих на потенциальный объем производимой продукции, а именно:
    Недостаточная обеспеченность высококвалифицированными кадрами рабочих и служащих. Высокий износ основных средств и особенно технологического оборудования. А так же возможные систематические и несистематические риски.
     
     
    2.2 Анализ финансового состояния
     
    Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.
    Оценка экономического потенциала предприятия.Оценка имущественного положения предприятия.  
    Таблица 7 -Оценка имущественного положения.
    Показатель
    2007
    2008
    2009
    1. Величина основных средств, тыс. руб.
    11570
    12320
    12800
    2. Доля основных средств в активах, %
    67.24%
    67%
    66.44%
     
    Величина основных средств растет, и составляла в 2007 году 11570 тыс. руб., в 2008 году 12320 тыс. руб., а в 2009 году 12800 тыс. руб. Их доля в активах предприятия снижается, и составляла в 2007 году 67.24%, в 2008 году 67%, в 2009 году 66,44%.
     
    Оценка финансового положения предприятия.  
    Таблица 8 - Оценка финансового положения.
    Показатель
    2007
    2008
    2009
    1. Величина собственного капитала, тыс. руб.
    11855
    11872
    12830
    2. Доля собственного капитала в источниках средств, % 
    85,57%
    85,11%
    80,99%
    3. Коэффициент общей ликвидности.
    5,03
    5,11
    5,26
    4. Доля собственных оборотных средств в оборотных активах, %
    27,39%
    29,27%
    32,27%
    5. Доля собственных оборотных средств в краткосрочных обязательствах, %
    5,45%
    5,7%
    6,13%
    6. Доля долгосрочных обязательств в источниках средств, %
    8,98%
    9,2%
    12,88%
     
    Величина собственного капитала в 2007 году составила 11855 тыс. руб., в 2008 году она повысилась и стала равна 11872 тыс. руб., а в 2009 году наблюдается рост на 958 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом и  составляет 12830 тыс. руб.
    Доля собственного капитала в источниках средств предприятия больше половины, но является недостаточной. Но всё же это говорит об устойчивом финансовом положении предприятия. В 2007 году 85,57%, в 2008 году снизилась и стала равна 85,11%, но в 2009 году наблюдается увеличение и составляет 80,99%.
    Коэффициент общей ликвидности характеризует степень покрытия оборотных активов оборотными пассивами, и применяется для оценки способности предприятия выполнить свои краткосрочные обязательства. В 2007 году он был равен 5,03, то есть предприятие может осуществлять краткосрочные обязательства за счет всех текущих активов. В 2008 и в 2009 году коэффициент был равен 5,11 и 5,26. это говорит о том, что ликвидность находится в норме и может покрывать свои обязательства.
    Доля собственных оборотных средств в оборотных активах отражает величину оборотных средств, которые принадлежат предприятию в его текущих активах. В 2007 году доля составила 27,39%, в 2008 году - 29,27%, в 2009 году - 32,27%. Оптимальный результат - 30 %. Следовательно, что доля собственный оборотных средств соответствуют оптимальному, так же наблюдается их повышение.
    Доля собственных оборотных средств в краткосрочных обязательствах в 2007 году составила 5,45%, в 2008 году наблюдается незначительное повышение по сравнению с 2007 годом и равна 5,7%, в 2009году доля повысилась до 6,13% по сравнению с 2008годом.
     Доля долгосрочных обязательств в источниках средств небольшая, т.е. предприятие не имеет большую кредиторскую задолженность, срок погашения которой составляет более 12 месяцев. Доля долгосрочных обязательств в источниках средств составила в 2007 году 8,98%. В 2008 году доля увеличилась до 9,2%, а в 2009 году значительно повысилась по сравнению с 2008 годом- 12,88 %.
    Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
     
    Оценка прибыльности предприятия.  
    Таблица 9 – Оценка прибыльности.
    Показатель
    2007
    2008
    2009
    1. Бухгалтерская прибыль, тыс. руб.
    1056
    1040
    1135
    2. Рентабельность продаж, %
    10%
    10%
    10%
    3. Рентабельность текущей деятельности, %
    11%
    10%
    10%
     
    Бухгалтерская прибыль - это прибыль, полученная в результате ревалоризации активов либо девалоризации пассивов (амортизация). .Бухгалтерская прибыль в 2007году была равна 1056 тыс. руб., в 2008 году она увеличилась и составила 1040 тыс. руб., а в 2009 году она увеличилась до 1135 тыс. руб.
    Рентабельность продаж – размер прибыли от продаж полученного с выручки от реализации продукции предприятия. В 2007 году, 2008 году и в 2009 году одинаковая, равная 10 %.
    Рентабельность текущей деятельности – размер чистой прибыли полученной с выручки от реализации продукции предприятия. В 2007 году она составила 11 %, а в 2008 и 2009 году составила 10 %.
     
    Таблица 10 - Исходные данные для оценки динамичности развития предприятия
    Показатель
    2006
    2007
    2008
    2009
    1Выручка от реализации продукции, тыс.руб
    12300
    13172
    13191
    14255
    2.Оборотные активы, тыс. руб
    3355
    4712
    5382
    6265
    3. Чистая прибыль, тыс.руб
    951
    1056
    1040
    1135
    4 Активы
    15452
    17206
    18387
    19415
     
    Таблица 7
    Оценка динамичности развития предприятия.
    Показатель
    2007
    2008
    2009
    1. Темп роста выручки от реализации продукции, %
    93,4%
    99,86%
    92,5%
    2. Темп роста активов, %
    89,8%
    93,5%
    94,7%
    3. Темп роста чистой прибыли, %
    90,05%
    101,5%
    91,6%
    4. Коэффициент оборачиваемости активов.
    2,8
    2,45
    2,27
    5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
    0,47
    0,5
    0,41
    6. Продолжительность операционного цикла, дн.
    230
    181
    182
    7. Продолжительность финансового цикла, дн.
    170
    126
    124
     
    В 2007году наблюдается прирост выручки от реализации на 3,4% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году он увеличился на 6,46% по сравнению с 2007 годом. А в 2009 году он снизился на 7,36% по сравнению с 2008 годом. То есть наблюдается колеблющая тенденция.
    Активы предприятия в 2007 году снизились на 2,3% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году повысились на 3,7%. Так же в 2009 году наблюдается прирост на 1,2% - это является положительной динамикой.
    В 2007 году, по сравнению с 2006 годом, наблюдается снижение роста чистой прибыли предприятия. Упадок составил 5%. Это вызвано уменьшением объёмов производства в 2007 году. В 2008 году прирост по сравнению с 2007 годом составил 11,45%. А в 2009 году чистая прибыль предприятия снизилась до 9,9% - это является отрицательной тенденцией.
    Коэффициент оборачиваемости активов - отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости активов. Этот коэффициент характеризует эффективность использования активов с точки зрения объема продаж. В 2007 году коэффициент оборачиваемости составил 2,8. В 2008 и 2009 году наблюдается снижение коэффициента, он составил 2,45 и 2,27. Это говорит о том, что активы используются не так эффективно, как хотелось бы, следовательно нужно принять меры для рационального их использования.
    Коэффициент оборачиваемости собственного капитала  в 2007 году составил 0,47 в 2008 году увеличился и составил 0,5, а в 2009 году наблюдается замедление и равен 0,41. Это говорит о том, что в 2008 году собственный капитал использовался более эффективно, а в 2009 году наблюдается ухудшение финансового состояния.
    Операционный цикл – это время между закупкой сырья и материалов и получением выручки от реализации продукции. В 2007 году операционный цикл составил 230 дней, в 2008 году 181 дней, а в 2009 году 182 дня. То есть наблюдается сокращение длительности операционного цикла. Это положительный результат, т.к. время между закупкой сырья и материалов и получением прибыли сокращается, следовательно, рентабельность продаж повышается.
    Финансовый цикл – это время, начиная с момента оплаты поставщикам, заканчивая получением денег от покупателей за отгруженную продукцию. Продолжительности финансового цикла так же сокращается. В 2007 году он составил 170 дня, в 2008 году 126 дней, а в 2009 году 124 дня. Это является положительным результатом.
    Оценка эффективности использования экономического потенциала предприятия.  
    Таблица 11 - Оценка эффективности использования экономического потенциала предприятия.
    Показатель
    2007
    2008
    2009
    1. Рентабельность совокупного капитала, %
    10%
    10%
    10%
    2. Рентабельность собственного капитала, %
    11%
    10%
    10%
     
    Рентабельность – это прибыльность предприятия, определяется как размер чистой прибыли, полученной с каждого рубля (совокупного, собственного) капитала. Рентабельность совокупного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли от основной деятельности (или прибыли от реализации, или суммы чистого денежного притока) к среднегодовой стоимости всех активов или пассивов предприятия.
    Рентабельность совокупного капитала в 2007, 2008 и 2009 гг. составила 10%,
    Рентабельность собственного капитала в 2007 году составила 11 %, в 2008 и 2009 гг. -  10%.
    Можно сделать вывод о том, что на увеличение рыночной стоимости предприятия влияют такие положительное моменты как:
    Активы предприятия в 2007 и в 2008 году повышались - 4,7%, в 2009 году наблюдается так же прирост на 1,2% - это является положительной динамикой.
    Доля основных средств в активах снижается и составляла в 2007 году 67,24, 2008 года 67%, в 2009 году 29,1%, в 2008 году 66,44% - что является не оптимальной величиной.
    Доля собственного капитала в источниках средств предприятия больше половины, что говорит об устойчивом финансовом положении предприятия. В 2007 году 85,57%, в 2008 году немного снизилась и стала равна 85,11%, в 2009 году опять же снижается и составляет 80,99%.
     Доля долгосрочных обязательств в источниках средств небольшая, то есть предприятие не имеет большую кредиторскую задолжность,  срок погашения которой более 12 месяцев. Доля долгосрочных обязательств в источниках средств составила в 2007 году 8,98%. В 2008 году доля увеличилась до 9,2%, а в 2009 году произошел скачок до 12,88% по сравнению с 2008 годом.
    Коэффициент оборачиваемости активов в 2007 году составил 2,8. В 2008 году наблюдается снижение коэффициента, он составил 2,45, в 2009 году он составил 2,27. Это говорит о том, что активы используются рационально и эффективно, но не так как хотелось бы..
    Операционный цикл в 2007 году составил 230 дней, в 2008 году 181 день, а в 2009 году 182 дня. То есть наблюдается сокращение длительности операционного цикла. Это положительная тенденция, так как время между закупкой сырья и материалов и получением прибыли сокращается  и, следовательно, рентабельность продаж должна расти.
    Продолжительности финансового цикла так же сокращается. В 2007 году он составил 170 дней, в 2008 году 126 дней, а в 2009 году 124 дня. Это является положительной тенденцией.
    Рентабельность совокупного капитала в 2007, 2008 и 2009 гг. составила 10%.10%.
    Рентабельность текущей деятельности в 2007 году составила 11%, в 2008 году она уменьшилась на 1% и составила 10%.
    В 2007 году наблюдается прирост выручки от реализации продукции 93,4%, в 2008 году - 99,86%, а в 2009 году ее снижение 92,5%. То есть наблюдается положительная тенденция.
    Следствием роста выручки является рост прибыли. В 2007 году чистая прибыли предприятия выросла 90,05%. Это вызвано увеличением объёмов производства в 2007 году. В 2008 году прирост по сравнению с 2007 годом составил 11,45%. А в 2009 году чистая прибыль предприятия снизилась, и составила 9,9% по сравнению с 2008 годом (101,5%).
    На снижение рыночной стоимости предприятия влияют такие отрицательные моменты как:
    Коэффициент общей ликвидности в 2007 году был равен 5,03, что соответствовало оптимальному значению, в 2008 году - 5,11 и в 2009 году коэффициент повысился и стал равен 5,26. Следовательно, у предприятия нет затруднений в выполнении краткосрочных обязательств за счет всех текущих активов.
    Доля собственных оборотных средств в оборотных активах в 2007 году составила 27,39%, в 2008 году - 29,27%, в 2009 году - 32,27%. Следовательно, доля собственных оборотных средств в активах повышается, значит - это является положительной тенденцией.
    Доля собственных оборотных средств в краткосрочных обязательствах в 2007 году составила 5,45%, в 2008 году наблюдается повышение по сравнению с 2007 годом и равна 5,7%, в 2009 году доля выросла до 6,13% по сравнению с 2008годом – это говорит об положительной динамики.
    Коэффициент оборачиваемости собственного капитала  в 2007 году составил 0,47 в 2008 году увеличился и составил 0,5, а в 2009 году наблюдается значительное замедление и равен 0,47. Это говорит о том, что в 2008 году собственный капитал использовался более эффективно, а в 2009 году наблюдается ухудшение финансового состояния.
    Таким образом, рентабельность собственного капитала остается неизменной, значит результаты финансового анализа применяются при дисконтировании денежного потока и отраслевых коэффициентах.
     
     
     
     
     
     
     
    3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
     
    Для определения рыночной стоимости предприятия применяют один из трех методов оценки. В данной курсовой работе стоимость предприятия будет рассчитана при помощи доходного и сравнительного подхода.
    Доходный подход – совокупность методов оценки основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. Доходный подход применяется по отношению к предприятиям, работающим с прибылью в течение длительного периода времени. Одной из составных частей метода денежного потока является метод дисконтирования денежных потоков, который будет применен  при оценки бизнес линии по производству хлеба.
    Данный метод включает в себя следующие этапы оценки:
    выбор модели денежного потока; Для оценки стоимости бизнес линии по производству хлеба выбрана модель денежного потока для собственного капитала и применен косвенный метод расчета денежного потока. Данный метод более предпочтителен, так как позволяет объяснить причины расхождений между финансовыми результатами и свободными остатками денежной наличности. Он основан на корректировке величины чистой прибыли после налогообложения за отчетный период путем исключения влияния на нее не денежных операций и доходов от инвестиционной и финансовой деятельности.
    2) определение длительности прогнозного периода; При оценки бизнес линии, ожидаемый срок деятельности предприятия разделен на два периода:
    - прогнозный – в данном случае с 2010 по 2012год;
    - послепрогнозный – 2013 год.
    3) ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации;
     
     
     
     
    3.1 Метод доходного подхода
     
    Метод дисконтированных денежных потоков
     
    Определение длительности прогнозного периода. При оценки бизнеса методом дисконтирования денежных потоков предстоящий срок деятельности предприятия следует разделить на два периода: прогнозный и постпрогнозный. Для оцениваемого предприятия прогнозный период определяется в три года, то есть 20010, 2011, 2012 год. Постпрогнозным периодом является 2013 год.
    Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации. На основе ретроспективного анализа определяется тенденция изменения выручки от реализации продукции. Анализ валовой выручки от реализации продукции представлен в таблице 9.
     
    Таблица 9 - Анализ валовой выручки от реализации продукции
    Основные показатели
    Ед. изм.
    2007
    2008
    2009
    Объем производства
    Шт.
    369354,16
    443225
    531870
    Темп прироста объема производства (цепной)
    %
    15,782
    2,88
    3,666
    Оптовая цена предприятия
    Руб.
    11,5
    12
    12
    Выручка от реализации
    Тыс. руб.
    2954833,3
    3545800
    4254960
    Темп прироста валовой выручки от реализации (цепной)
    %
    21,045
    2,88
    3,666
     
    Как видно из данных таблицы объем производства за 2007 и 2008 годы практически не изменился, темп роста составил 100,6 %. А в 2009 году  наблюдается увеличение объема производства продукции на 16,7 %. Увеличению поспособствовало покупка дополнительного оборудования, а так же открытие новой точки продажи в поселке Новопавловка.
    Рост цен в 2007 году произошел в результате повышения цен на муку, на что повлияла засуха и неурожай пшеницы.
     
    Поквартально объем производства за 2007 – 2009 год представлен в таблице 10.
     
    Таблица 10 – поквартальный объём производства.
    Год
    Квартал
    Объём производства, т
    1
    2
    3
    2007
    1 квартал
    92338,54
    2 квартал
    92338,54
    3 квартал
    92338,54
    4 квартал
    92338,54
    Итого
    369354,16
    2008
    1 квартал
    147666,6
    2 квартал
    147666,6
    3 квартал
    147666,6
    4 квартал
    147891,6
    Итого
    443225
    2009
    1 квартал
    132967,5
    2 квартал
    132967,5
    3 квартал
    132967,5
     
    4 квартал
    132967,5
    Итого
    531870
     
    Из таблице 10 видно, что в каждом квартале предприятие производит примерно одинаковый объем производства.
    Наиболее вероятный вариант развития предприятия спрогнозирован на основе метода аналитического выравнивания, то есть на более или менее постоянных темпах прироста. Метод аналитического выравнивания рассчитывается по формуле (1), (2), (3). Расчет представлен в таблице 11.
     
    Поквартально объем производства за 2009 – 2012 год представлен в таблице 11.
    Таблица 11 – поквартальный объём производства.
    Год
    Квартал
    Объём производства, т
    1
    2
    3
    2010
    1 квартал
    36566,06
    2 квартал
    36566,06
    3 квартал
    36566,06
    4 квартал
    36566,06
    Итого
    585057
    Продолжение таблицы 11
    2011
    1 квартал
    160000
    2 квартал
    161500
     
    3 квартал
    160000
    4 квартал
    160000
    Итого
    643562
    2012
    1 квартал
    176979,75
    2 квартал
    176979,75
    3 квартал
    176979,75
    4 квартал
    176979,75
    Итого
    707918,97
    2013
    1 квартал
    194677,71
    2 квартал
    194677,71
    3 квартал
    194677,71
    4 квартал
    194677,71
    Итого
    778710,867
     
     
    Из таблице 11 видно, что в каждом квартале предприятие производит примерно одинаковый объем производства.
     
    Таблица 12 - Прогноз валовой выручки
    № п/п
    Основные показатели
    Единица измерения
    2009 год (базовый)
    Прогнозный период
    Послепрогнозный период
    2010
    2011
    2012
    2013
    А
    Б
    В
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    Оптимистический прогноз
    1.1
    Объем производства
    шт.
    531870
     
    691431
    898860.3
    1168518.4
    1519074
    1.2
    Темпы роста объема производства
    %
    -
    100,4
    130.52
    169.7
    220.58
    1.3
    Цена единицы продукции
    руб.
    8
    10.4
    13.52
    17.57
    22.85
    1.4
    Выручка от реализации
    руб.
    4254960
    5531448
    7190882.4
    9348147.12
    12152591.256
    1.5
    Темпы роста валовой выручки
    %
    -
    113
    146.9
    190.97
    248.261
    2
    Наиболее вероятный прогноз
    2.1
    Объем производства
    шт.
    531870
     
    585057
    643562
    707918.97
    778710.867
    Продолжение таблицы 12
    2.2
    Темпы роста объема производства
    %
    -
    100.4
    110.44
    121.484
    133.63
    2.3
    Цена единицы продукции
    руб.
    8
    8.8
    9.68
    10.65
    11.72
    2.4
    Выручка от реализации
    руб.
    4254960
    4680456
    5148501.6
    5663351.76
    6229686.94
    2.5
    Темпы роста валовой выручки
    %
    -
    106,5
    116.71
    128.4
    141.22
    3
    Пессимистический прогноз
    3.1
    Объем производства
    шт.
    531870
     
    529211
    527094
    524458
    522885
    3.2
    Темпы роста объема производства
    %
    -
    99,5
    99,6
    99,5
    99,7
    3.3
    Цена единицы продукции
    руб.
    8
    8,3
    8,7
    8,9
    9
    3.4
    Выручка от реализации
    руб.
    4254960
    4445369
    4585716
    4667679
    4705965
    3.5
    Темпы роста валовой выручки
    %
    -
    104,5
    104,4
    101,8
    100,8
     
    Средневзве-шенная выручка
    руб.
    4254960
    4783106
    16180100
    6111538
    6962884
    5
    Темпы роста средневзвешанной выручки
    %
    -
    107,2
    119.7
    134.4
    152.33
     
    ,
    (3.1)
     
    где:  – оптимистический сценарий;
    – наиболее вероятный сценарий;
     – пессимистический  сценарий;
     
    Если предположить, что численность населения региона с каждым годом будет увеличиваться в среднем на 2 % за счет повышения рождаемости, миграции (прибывшие из др. стран, например – Китай, и регионов), то спрос на продукцию в пределах региона будет увеличиваться и благодаря этому у нас есть возможность увеличивать объемы реализации. Так же предприятие может в ежегодно увеличивать объемы выпускаемой продукции за счет повышения качества продукции, вытеснения конкурентов с рынка. Помимо этого, увеличению объемов производства будет способствовать полная загруженность производственных мощностей мини-пекарня, чему посодействует, разрешение проблемы с поставкой сырья.  Таким образом, под воздействием данных факторов в совокупности мини-пекарня будет увеличивать объемы продукции в среднем на 1,5 % ежегодно (оптимистический прогноз). На рост отпускных цен влияет увеличение себестоимости, причины такого увеличения рассмотрены на этапе прогноза затрат.
    Если же учитывать что помимо роста численности населения, за счет перечисленных факторов, происходит, и отток населения в среднем на 1 % ежегодно по причине переезда населения в возрасте 17 лет на учебу, перевода на новое рабочее место в другие регионы, не разрешаться проблемы с поставкой сырья, то объем производства можно увеличивать в среднем на 0,3 % ежегодно (наиболее вероятный прогноз).
    Но если законодательная власть органов местного самоуправления разработают политику, заключающуюся в том, что бы не допускать в регион эмигрантов из Китая, усилить контроль над легальностью переезда, и, учитывая, что все населения города, в процентном соотношении, граждане Китая составляет приблизительно 13 %, то предприятие будет вынуждено снижать объемы производства в среднем на 0,5 % ежегодно.
     
    Анализ и прогноз расходов предприятия.  
    Анализ расходов осуществляется по каждой категории издержек. Анализ расходов представлен в таблице 11
     
    Таблица 11 - Анализ затрат
    № п/п
    Элементы затрат
    единицы измерения
    Годы
    2007
    2008
    2009
    А
    Б
    В
    1
    2
    3
    1
    Сырье и материалы
    руб.
    2111595
    2138030
    2983791
    2
    Топливо
    руб.
    9062,64
    13676,1
    15956,1
    3
    Энергия
    руб.
    181252,8
    182348
    218066,7
    4
    Заработная плата
    руб.
    358440,3
    373917,5
    453115,4
    5
    Отчисления на социальные нужды
    руб.
    14400,17
    15200,3
    15800,51
    6
    Амортизация
    руб.
    56010
    56700
    57120
    7
    Прочие
    руб.
    36250,56
    31910,9
    5318,7
    8
    Итого:
    в том числе
    руб.
    2768637
    2812718
    3749684
    9
    постоянные:
    руб.
    430475,4
    446752,6
    526551,3
    %
    0,16
    0,16
    0,15
    10
    переменные:
    руб.
    2338161
    2365965
    3223132
    %
    0,84
    0,84
    0,85
    11
    Темп роста переменных затрат
    %
    100
    100,6
    116,7
     
    По данным таблицы с 2007 по 2008 годы наблюдается постепенный рост затрат на производство хлеба как переменных, так и постоянных. Структура затрат при этом не изменятся.  Но резкое увеличение переменных затрат мы видим в 2009 году. Проанализировав элементы затрат, мы можем сделать вывод, что увеличение переменных затрат произошло в результате повышения цены на сырье (муку). Как уже отмечалось выше, главная причина роста цен на сырье – сложившиеся неблагоприятные климатические условия, недостаточного количества осадков, что привело к неурожаю пшеницы в данном регионе. Поэтому предприятие было вынужденно закупать сырь с других регионов по более высокой цене.
     
     
     
    Таблица 12 - Прогноз затрат
    № п/п
    Основные показатели
    Единицы измерения
    2009 год (базовый)
    Прогнозный период
    Послепро-гнозный период
    2010
    2011
    2012
    2013
    А
    Б
    В
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    Оптимистический прогноз
    1.1
    Постоянные затраты
    руб.
    526551,3
    684516,7
    889871,7
    1156833,2
    1503883,17
    1.2
    Темп роста
    %
    100
    130
    169
    219,7
    285,61
    1.3
    Переменные затраты
    руб.
    3223132
    4190071,6
    5447093,08
    7081221,004
    9205587,3
    1.4
    Темп роста (цепной)
    %
    100
    130
    169
    219,7
    285,61
    1.5
    Всего
    руб.
    3749683,3
    4874588,3
    6336964,78
    8238054,204
    10709470,4
    2
    Наиболее вероятный прогноз
    2.1
    Постоянные затраты
    руб.
    526551,3
    579206,43
    637127,073
    700839,8
    770923,7
    2.2
    Темп роста (цепной)
    %
    100
    110
    121
    133,1
    146,41
    2.3
    Переменные затраты
    руб.
    3223132
    3545434,2
    3899977,62
    4289975,4
    4718973
    2.4
    Темп роста (цепной)
    %
    100
    110
    121
    133,1
    146,41
    2.5
    Всего
    руб.
    3749684
    4124640,63
    4537104,7
    4990815,2
    5489896,7
    3
    Пессимистический прогноз
    3.1
    Постоянные затраты
    руб.
    526551,3
    542348
    542348
    574889
    574889
    3.2
    Темп роста (цепной)
    %
    100
    103
    100
    106
    100
    3.3
    Переменные затраты
    руб.
    3223132
    3207016
    3194188
    3178217
    3168683
    3.4
    Темп роста (цепной)
    %
    100
    99,5
    99,6
    99,5
    99,7
    3.5
    Всего
    руб.
    3749683,3
    3749364
    3736536
    3753106
    3743571
    6
    Средневзвешенныей объем затрат
    руб.
    3749684
    4187130
    4703653
    5325776
    6068771,3
     
    Анализируя элементы переменных затрат можно сказать, что значимое влияние на увеличение затрат оказывает сырье. Как уже отмечалось, с каждым годом ухудшаются климатические условия, что неблагоприятно сказывается на урожае пшеницы, а это приводит к росту цен на муку. На данный фактор повлиять не возможно, поэтому он одинаково влияет на увеличение затрат  во всех трех прогнозах. Что же касается других элементов затрат: в оптимистическом прогнозе предполагается наименьшее увеличение тарифов на энергию, топливо и прочие затраты.
    По наиболее вероятному прогнозу, переменные затраты в среднем увеличиваются на 0,1 – 0,3 % ежегодно. Помимо сырья, на увеличение расходов влияет увеличение тарифов на энергию, а также рост прочих затрат. Что же касается тарифов на топливо, то Госдумой принят закон об индексации акцизов в 2011-2013 годах. По нефтепродуктам для сдерживания роста цен на топливо и соответственно инфляции ставки акцизов решено не повышать. Ставки акцизов на подакцизные товары вводятся на три года, поскольку и бюджет принимается на такой срок. Следовательно, рост цен на топливо не ожидается.
    В пессимистическом прогнозе переменные затраты постепенно снижаются, но это не связано со снижением цен, а происходит в результате, уже спрогнозируемого выше в пессимистическом сценарии, снижения объема производства.
     
    Анализ и прогноз инвестиций.  
    Инвестиционный анализ включает три компонента:
    - Собственный оборотный капитал предприятия;
    - Капиталовложения с целью замены основных активов предприятия по мере износа, а так же приобретение и строительство новых активов для расширения производственной мощности в будущем;
    - Изменение остатка долгосрочной задолженности.
    Прогнозирование собственного оборотного капитала необходимо осуществлять на основании анализа потребностей в нем за анализируемый период. Укрупненный подход подразумевает расчет изменения собственного оборотного капитала через изменение выручки и доли собственного оборотного капитала в ней, на основании сложившегося соотношения этих величин в анализируемом периоде. Результаты прогноза представлены в таблице 13.
     
    Таблица 13 - Прогноз потребностей в собственном оборотном капитале
    № п/п
    Показатели
    Единицы измерения
    2009 год
    (базовый)
    Прогнозный период
    Послепрогнозный период
     
    2010
    2011
    2012
    2013
    А
    Б
    В
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    Выручка от реализации продукции,
    руб.
    4254960
    4680456
    5148501,6
    5663351,8
    6229687
    2
    Доля собственного оборотного капитала в выручке
     
    %
     
    90
     
    90
     
    90
     
    90
     
    90
    3
    Требуемая величина оборотного капитала
    руб.
    3829464
    42124130,4
    46336543,44
    50970197,784
    56067217,57
    4
    Прирост собственного оборотного капитала
    руб.
    -
    276200
    303820
    334202
    367622,2
     
    Доля оборотного капитала за 2007, 2008, 2009 года составит 90 %, при этом величина оборотного капитала будет увеличиваться, вследствие увеличения средневзвешенной выручки от реализации.
    Делая прогноз капитальных вложений, мы исходим из того, что предприятие предусматривает для увеличения объемов производства закупить новое оборудование, а именно тесторазделитель, печь, машина формовочная. Для этих целей планируется получение кредита в размере 500 тыс. руб. на срок 3 лет, под 16% годовых.
     
     
     
     
    Таблица 14 - Прогноз капитальных вложений
    № п/п
    Основные показатели
    Ед. измер.
    2009 год (базовый)
    Прогнозный период
    Послепрогнозный период
    2007
    2008
    2009
    2010
    А
    Б
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    1
    Выручка
    руб.
    4254960
    4680456
    5148501,6
    5663351,8
    6229687
    2
    Стоимость основных фондов
    руб.
    408000
    895000
    895000
    895000
    895000
    3
    Долгосрочная задолженность
    руб.
    -
    780448
    520299
    260149
    -
    4
    Амортизационные отчисления
    руб.
    28560
    62650
    62650
    62650
    62650
    5
    Изменение стоимости основных фондов
    руб.
    -
    487000
    0
    0
    0
    6
    Изменение долгосрочной задолженности
    руб.
    -
    580000
    -260149
    -260149
    -260149
     
    По данным таблицы 14 видно, что ежегодные платежи по кредиту составят 260149 руб.
     
    5 Определение ставки дисконта
     
    Так как денежный поток рассчитан для собственного капитала, то для определения ставки дисконта используется модель кумулятивного построения.
    ,    
    где:  – ставка рефинансирования ЦБ РФ – 10 %, Телеграмма ЦБ РФ
    от 18.06.2007 № 1839-У;
       – премия за риск.
    При определении премии за риск учитываются следующие факторы:
    - фактор ключевой фигуры в руководстве, качество руководства. Риск, порождаемый данным фактором равен 1,5 %. Не высокий уровень риска обуславливается тем, что директор Зосимов И.О. руководит предприятием с начала его образования, она знакома со всеми хозяйственными процессами, происходящими внутри фирмы и за это время предприятие прочно «встало на ноги», развивается и расширяет производство продукции.
    - фактор размера компании. Мини пекарня ООО «Хлеб» - сравнительно не большое предприятие, но занимает устойчивую позицию на рынке, следовательно,  риск обусловленный данным фактором составляет 2 %.
    - фактор финансовой структуры – 2 %. Не высокий процент риска, объясняется тем, что у предприятия достаточно устойчивое финансовое положение, оно не испытывает дополнительной потребности в финансовых ресурсах, кроме этого, у предприятия существует возможность использования заёмных источников финансирования. Данный вывод основывается на приведенном выше анализе финансового состояния предприятия.
    - фактор диверсификации потребителей. Спрос на хлеб не является эластичным, следовательно, риск вызываемый данным фактором равен 0 %
    -  прочие факторы – не превышают 5%.
     
     
    6 Расчет денежного потока
     
    Для расчета денежного потока используем результаты расчетов элементов денежного потока: выручки от реализации продукции (табл. 10), затрат на производство продукции, амортизационных отчислений (табл. 12), изменение собственного оборотного капитала (табл. 13), изменение стоимости основных фондов и источников финансирования этих изменений. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период приведем в таблице 15.
    Таблица 15 - Расчет денежного потока

    п/п
    Показатели
     
    Прогнозный период
    Послепрогнозный период
    2010
    2011
    2012
    2013
    А
    Б  
      1 2
    3
    4
    1
    Денежный поток от основной деятельности
    1.1
    Выручка
    4561849
    4869849
    5176688
    5437425
    1.2
    Затраты
    3763097
    3775787
    3811119
    3830154
    1.3
    Амортизационные отчисления
    62650
    62650
    62650
    62650
    1.4
    Валовая прибыль
    798752
    1094062
    1365569
    1607271
    1.5
    Налог на прибыль
    (20 %)
    191701
    262575
    327737
    385745
    1.6
    Чистая прибыль
    607052
    831487
    1037832
    1221526
    1.7
    Денежный поток
    664400
    889581
    1096797
    1281376
    2
    Денежный поток от инвестиционной деятельности
    2.1
    Прирост стоимости основных фондов стоимости основных фондов
    487000
    0
    0
    0
    3
    Денежный поток от финансовой деятельности
    3.1
    Прирост долгосрочной задолженности
    580000
    -260149
    -260149
    -260149
    4
    Суммарный денежный поток
    4.1
    Итого
    762702
    633988
    840333
    1024027
     
    7 Расчет величины стоимости бизнес линии в послепрогнозный период
     
    Стоимость в послепрогнозный период рассчитывается по модели Гордона:
     ,
    где:  – денежный поток в послепрогнозном периоде;
       – коэффициент капитализации.
    ,
    где: – долгосрочный темп прироста. Так как темпы прироста объёмов производства мини-пекарни «Хлеб» за предшествующие годы составляли в среднем 0,5 %, а в 2009 году увеличился за счет открытия новой точки продажи, что в дальнейшем не предусматривается, то в прогнозные и постпрогнозный периоды темпы роста стабилизируются на уровне 0,5 %.
     
    Таким образом, стоимость бизнес линии в послепрогнозный период составила 5120135 руб.
    9 Определение стоимости бизнес линии в прогнозные и послепрогнозный периоды рассчитывается по формуле:
     ,
    ,  
    ,
    Результаты расчетов приведены в таблице 16
     
    Таблица 16 - Стоимость бизнес линии
    № п/п
    Показатель
    Единицы измерения
    Прогнозный период
    Послепрогнозный период
    2010
    2011
    2012
    2013
    А
    Б
    В
    1
    2
    3
    4
    1
    Денежный поток
    руб.
    762702
    633988
    840333
    5120135
    2
    Коэффициент дисконтирования
     
    0,8299
    0,6887
    0,5715
    0,4743
    3
    Текущая стоимость
    руб.
    632966
    436627
    480250
    2428480
    4
    Стоимость бизнес линии
    руб.
    3978323
     
    В итоге стоимость бизнес линии по производству хлеба рассчитанная методом доходного подхода составила 3,978 млн. руб.
     
    Сравнительный подход  
    Метод отраслевых коэффициентов
     
    Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка, т.е. наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированной на рынке.
    Основным инструментом определения рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы.
    Для расчета стоимости бизнес линии используются мультипликаторы:
    EV/S – Стоимость компании/Выручка.  Данный мультипликатор является одним из самых распространенных. Его можно рассчитать практически для всех компаний, кроме тех, которые находятся в стадии разработки продукта. Выручка – это как раз тот финансовый показатель, по которому легче всего найти информацию.
    EV/EBITDA – Стоимость компании/Прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации. Мультипликатор EV/EBITDA оценивает компанию по всему денежному потоку, остающемуся в распоряжении компании до того, как она выплатит проценты и налоги и, разумеется, начнет осуществлять капиталовложения.
    Далее следуют показатели, которые  соотносят стоимость бизнеса  EV  с операционной маржой EBIT – прибыль до вычета процентов по кредитам и чистой операционной маржой после уплаты налогов NOPLAT . Эти показатели в основном используются для сравнения компании с различными уровнями задолженности и, соответственно, различными процентными выплатами. 
    Уровень доверия к мультипликаторам объясняется следующим образом.
    Изменчивость выручки гораздо ниже, чем прибыли, и она меньше подвержена влиянию случайных факторов. Следовательно, мультипликатор  EV/S  в меньшей степени будет зависеть от сиюминутной ситуации и уровень доверия к данному мультипликатору будет выше.
    Чем «ближе» финансовый показатель к чистой прибыли и чем «дальше» он от выручки, тем сильнее на него влияют применявшиеся компанией методы бухгалтерского учета, следовательно, с приближением к чистой прибыли уровень доверия будет снижаться. С этой точки зрения выручка – это практически единственный показатель, по которому можно сравнивать различные компании, в том числе и те, что пользуются разными бухгалтерскими стандартами.
    Расчет стоимости бизнес линии по производству хлеба приведен в таблице 17
     
    Таблица 17
    Расчет стоимости бизнес линии

    Финансовая база
    Значение показателя финансовой базы
    Мульти-пликатор
    Значение показателя мультипликатора
    Уровень доверия
    Итоговое значение
    А
    Б
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    Выручка от реализации
    4254960
    EV/S
    1,46
    0,5
    3106121
    2
    Балансовая прибыль + амортизация
    505276
    EV/EBITDА
    7,87
    0,3
    1192957
    3
    Балансовая прибыль
    448156
    EV/EBIT
    10,05
    0,15
    675595
    4
    Чистая
    прибыль
    384010
    EV/NOPLAT
    15,33
    0,05
    294344
    5
    Стоимость бизнес линии
    5269017
     
    Таким образом, стоимость бизнес линии по производству хлеба рассчитанная сравнительным подходом составила 5,269 млн. руб.
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    В процессе написания курсовой работы я овладела методикой доходного и сравнительного подхода оценки стоимости предприятия.
    Благодаря данной методике в данной курсовой работе мне удалось рассчитать стоимость бизнес линии по производству хлеба мини-пекарни «Хлеб».
    Для оценки стоимости бизнес линии по производству хлеба доходным подходом, мною был выбран метод дисконтирования денежных потоков. Полученная таким образом стоимость бизнес линии составила 3,978 млн. руб.
    При использовании сравнительного подхода инструментами послужили ценовые мультипликаторы, и стоимость бизнес линии по производству хлеба составила 5,269 млн. руб.
    Как видно полученная при доходном и сравнительном подходе стоимость бизнес линии различна. Уровень доверия доходному подходу составляет 90 %, а сравнительному – 10 %.
    Низкая степень доверия сравнительному подходу связана, прежде всего, с тем, что соотношение между ценой и финансовой базой устарели. Так же не менее важно и то, что на самом деле очень сложно найти предприятие аналогичное оцениваемому, следовательно, при оценке стоимости сравнительным подходом аналог четко не определен.
    Результат расчёта итоговой величины стоимости бизес-линии представлен в таблице 18.
     
     
    Таблица 18 - Расчет стоимости бизнес линии по производству хлеба
    Подход
    Стоимость бизнеса, (млн. руб.)
    Уровень доверия, (%)
    Взвешенный результат, (млн. руб.)
    Доходный
    3,978
    90
    3,580
    Сравнительный
    5,269
    10
    0,527
    Стоимость бизнес-линии
    4,107
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
     
    Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управления стоимостью предприятия: учебное пособие для вузов / С.В. Валдайцев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. Грязнова, А.Г. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/ А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. – М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. – 544 с.Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М.Н. Крейнина. – М.: ИКЦ Дис, 1997. – 458 с.Чиркова, Е.Н. Как оценить бизнес по аналогии / Е.Н. Чиркова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 – 190 с.Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У.Экономический анализ: теория и практика, научно-практический и аналитический журнал –  Издательский дом Финансы и кредит,  № 4(85), 2007. http://www.economic.chita.ru  – официальный сайт Комитета экономики Читинской областиhttp://www.ocenchik.ru
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Оценка стоимости предприятия на примере ООО 'Хлеб' ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.