Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Суворов

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Суворов
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    01.08.2014 16:33:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление Введение. 2
    «Наука побеждать». 5
    Воспитательные и полководческие принципы Суворова. 11
    Идеи Суворова в современном военном деле. 17
    Заключение. 22
    Литература. 25
     
    Введение В русской военной истории имя Александра Васильевича  Суворова занимает выдающееся место. Он был чрезвычайно образованным человеком: знал семь иностранных языков, в том числе турецкий и финский, военную историю, отлично владел математикой и т.п. На протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности он не знал поражений. Лучшие европейские армии были разгромлены русскими войсками под командованием великого полководца. Военное искусство Суворова по своим масштабам и по своему значению выходит за национальные рамки.
    Но вместе с тем Суворов как полководец принадлежит прежде всего русскому народу.  Военное творчество Суворова  развивало передовые идеи его предшественников – Петра I, Румянцева, а его тактическое мастерство отразило лучшие черты русского народа, народа-воина: патриотизм и преданность Родине, мужество, упорство, выносливость, природный ум и смекалку. Искренний и горячий патриот, Суворов был наиболее последовательным и непримиримым борцом за самостоятельный путь развития военного искусства, против чуждого реакционного иноземного влияния.
    «Суворов учил офицеров пробуждать у солдата чувство человеческого достоинства. Со дня вступления в русскую армию рекрут переставал быть крепостным. Он становился свободным человеком. Его главная задача – стоять на страже интересов Отечества. Военачальник обязан был с первых же дней обучения помочь новобранцу изживать привычки, выработанные крепостным бытом, «отучать весьма от подлого виду», от униженности и забитости, учить его «иметь на себе смелый вид», «головы вниз не опускать», «чтоб глядели бодро и осанисто», «говорили со всякой особою и с высшим и с нижним начальником смело». В обучении наблюдать, чтоб «поступаемо было без жестокости». «весьма ласково и неторопливо». Долг оберегать чувство собственного достоинства солдата предъявлял определенные требования к офицеру. Еще в воинском уставе Петра отвергаются унизительные и искательные отношения между начальником и подчиненным, доставшиеся в наследство от стрелецкого воинства, – никакого «лакомства и похлебства». И Петр I и Суворов уделяли большое внимание общей культуре офицера. В армии Петра была оговорена особая привилегия офицера – право бесплатно пользоваться необходимыми книгами. Производство в офицерский чин осуществлялось «по приговору товарищей одного полка или целой дивизии», то есть личное мнение каждого имело решающее значение, что повышало планку личной ответственности за общее дело»[1].
    Суворов приобрел за свою жизнь редкую награду: любовь народа и звание народного героя. За выдающиеся боевые заслуги он был награжден высшими российскими и зарубежными орденами. Суворов носил титулы: Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, фельдмаршал австрийских и сардинских войск, сардинского королевства гранд и принц королевской крови.
    Суворовым был составлен своеобразный солдатский учебник "Наука побеждать", в котором в краткой и образной форме излагались основные положения тактики и системы обучения войск[2]. Безусловное убеждение в успехе передавалось от Суворова войскам и делало их послушным победным орудием в его руках.  Говорили, что знал он человеческую душу насквозь; не мог на него прямо смотреть тот, у кого нечиста совесть; видел труса по лицу, ставил его вперед, и делался трус храбрецом.
    «Наука побеждать» явилась прямым протестом на новый воинский устав императора Павла I, заимствованный у прусской армии. О ней знают практически все, многие охотно цитируют ее. Хотя издавалась она всего дважды и то небольшими тиражами. Правда, в советское время Политиздат и Воениздат публиковали отдельные выдержки из книги.
    Трудно сказать, почему судьба была так неблагосклонна к труду великого русского полководца. Оригинальная форма изложения, собственноручные рисунки генералиссимуса, попытка формализовать отдельные положения и выразить математическим языком законы войны делают его весьма интересным. И тем не менее книгу не издавали.
    Очень большое значение он придавал нравственному элементу в воспитании солдата. Всякий тактический прием приобретал у него свою характерную особенность, изобличавшую мастера.
    Идеи Суворова, как военного педагога, и в настоящее время не исчерпали своей актуальности. Эта книга не только является памятником военной культуры, в ней содержатся полезные рекомендации для сегодняшних военных армии российской. Конечно, над чем-то читатель улыбнется, над чем-то задумается, но польза книги будет зримой, не говоря уже о том, что как исторический документ она представляет значительный интерес для широкого читателя.
    Итак, цель данной работы - рассмотреть взгляды Суворова в области военного дела. В связи с этим определяются следующие задачи:
    ознакомиться с книгой «Наука побеждать»;описать идеи Суворова по поводу воспитания воина и тактики ведения боя;оценить значение его принципов в тактике ведения современной воины. «Наука побеждать» «Наука побеждать» по своему назначению и форме является наставлением по строевому и тактическому обучению войск. Она состоит из двух частей
    Ученье разводное, или пред разводомСловесное поучение солдатам о знании, для них необходимом Первая часть представляет собой примерный план и содержание типового тактически-строевого ученья войск: батальона, полка и выше и предназначалась, видимо, в качестве руководства для командиров частей. Вторая часть, получившая наиболее широкую известность, представляет своего рода тактическую памятку для солдат, в которой впрочем, излагаются не только тактические указания, но и все основные правила поведения, весь служебный и нравственный кодекс русского воина.
    Тактика Суворова логически вытекала из его стратегических взглядов на общие принципы ведения войны. Суворов, больше, чем кто-либо из русских военных деятелей, был сторонником наступательной позиции, ставившей уничтожение армии противника главной задачей войны, а бой – основным средством решения этой задачи. Она была проникнута духом самого решительного наступления. Это не является открытием Суворова, однако, только он смог раскрыть природу современного ему боя, теоретически обосновать преимущества, разработать основные принципы и технику ведения наступательного боя.
    В основу своей тактической школы Суворов положил правильное соотношение двух основных факторов боя: человека и оружия. Из них Суворов отдавал решительное предпочтение первому, что было характерно для прогрессивной русской военной мысли.
    Правильное решение было найдено Суворовым на основе глубокого понимания особенностей русской армии. Он хорошо изучил русского солдата. Суворов уяснил, какое огромное преимущество  в руках полководца представляют более высокие моральные и боевые  качества русской армии, национальной по составу, комплектуемой на началах рекрутской повинности, в сравнении с западноевропейскими армиями с их преимущественно наемным составом. Подготовка таких войск была направлена  на то, чтобы обиться безукоризненного равнения при маршировке, быстрейшего заряжения и производства выстрела. Взгляды Суворова были полной противоположностью. Суворов воспитывал в подчиненных солдатах и офицерах такие качества, как инициатива, находчивость, сообразительность, частный почин, опираясь на национальные чувства русского солдата.
     «Наука побеждать» направлена на воспитание бойца, сознательно выполняющего боевую работу. Суворов растолковывает солдатам, в каком случае и почему нужно применять тот или иной маневр,  в каких случаях действовать в том или ином боевом порядке – линией, каре, колонной.
    «Более высокие моральные качества русского солдата дали Суворову основания для выработки своей «смелой нападательной тактики». В свою очередь сама эта тактика дает огромное моральное превосходство нападающему перед обороняющимся. «Наука побеждать» вскрывает это моральное преимущество наступления.
    Основы суворовской тактики по «Науке побеждать» заключены в трех суворовских принципах: глазомер, быстрота, натиск»[3].
    Глазомер означает оценку обстановки начальником в результате проведенной на местности личной разведки. Тактика Суворова рассчитанная на самостоятельность и инициативу младших начальников, действия на любой, в том числе пересеченной и закрытой, местности, требовала от них овладения искусством оценки местности и противника.
    Быстрота – самая сильная и самая характерная сторона тактики Суворова. Суворов как никто, понимал и ценил фактор времени на войне. Быстрота действий возможна только при условии высокой подвижности войск. Подвижность войск Суворова была изумительной. Она превосходила все общепринятые тогда нормы походных движений. Быстрота маршей достигалась, с одной стороны, натренированностью войск, с другой стороны – соответствующей организацией марша. Суворовская схема походного движения, данная в «Науке побеждать», обеспечивала скорость движения и сохраняла силы солдата. В том случае, когда было важно быстрее подойти к полю боя, Суворов требовал максимального напряжения сил и уже не считался ни с какими маршевыми потерями, лишь бы своевременно бросить в бой хотя бы часть сил – остальные подойдут.
    Быстрота движения была нужна Суворову как средство упреждения противника, как средство тактической внезапности и захвата инициативы в бою. Тактическую внезапность, как имеющую огромный моральный эффект, Суворов считал залогом успеха, восполняющим численный недостаток сил, который почти всегда сопутствовал Суворову. В «Науке побеждать» Суворов ярко и образно разъясняет значение внезапности: «Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трех  стах и больше. Вдруг мы на него как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришел, чем Бог послал! Конница, начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай!»[4].
    Быстрота и внезапность только подготавливают условия для натиска. Натиск, или стремительный, сокрушающий удар, пехоты и конницы, совершаемый с полным напряжением всех сил и завершающийся преследованием до полного разгрома, решает исход боя. В понятие натиска Суворов вкладывает и моральное содержание – неудержимый порыв вперед, веру в силу своего оружия, чувство коллектива и тактико-техническое содержание: техника действия «холодным оружием» в разных видах атаки. В суворовском натиске заключено ядро его «смелой нападательной тактики».
    Развивая идею натиска в «Науке побеждать», Суворов дает развернутую сравнительную оценку оружия пехоты. Пехота ведет бой двумя видами оружия: огнестрельным и холодным, пулей и штыком. Главным оружием пехоты считался огонь. Все перестроения подчинялись в основном интересам ведения огня в смысле достижения большей плотности или более широкого фронта.
    Суворов первым в Европе придал первенствующее значение удару холодным оружием, сделал его главным военно-воспитательным средством, довел до высокой степени совершенства штыковую атаку. Он сам глубоко верил и воспитывал в подчиненных веру в силу русского штыка, в превосходство русского солдата в любой схватке с любым противником. «У неприятеля те же руки,  да русского штыка не хватает»[5].
    Предпочтение штыка пуле у Суворова вовсе не означало пренебрежение огнем вообще. Наоборот, «Наука побеждать» свидетельствует, насколько серьезно Суворов относился к стрелковой подготовке и к стрельбе в бою. Суворов признавал только прицельный огонь, и не только для специально выделенных стрелков, но для всей пехоты. «Мы стреляем цельно. У нас пропадает тридцатая пуля»[6]. Даже при ведении батального огня требуется соблюдать «исправный приклад» и выбирать цели. Бесцельную трату патронов Суворов категорически запрещал и требовал строжайшей экономии.
    Отличительной чертой тактических приемов Суворова – видов маневра, построения боевых порядков, размещения в них родов войск и т.д. – является их конкретность, отсутствие всякого шаблонной линейной тактики пруссаков и австрийцев. Простота и конкретность характеризуют и выбор маневра Суворовым. Основное, чем учит руководствоваться «Наука побеждать»,  - выбор слабого пункта у противника. Однако это не шаблон. Может случиться, что придется атаковать и крепкое крыло и центр.
    Правильная тактика и высокие моральные качества войск еще не обеспечивают успеха. Нужна соответствующая выучка войск. Суворов придал очень большое значение обучению войск. Общие принципы и методика обучения и воспитания войск находятся в полном соответствии с тактическими взглядами Суворова и составляют единое стройное целое. «Наука побеждать» дает полное представление  о суворовских принципах и методах обучения и воспитания войск. 
    Суворов тщательно изгоняет из программы обучения все, что способно в какой-либо степени понизить моральный дух солдата, вызвать в нем чувство робости или инстинкт самосохранения. В двустороннем ученье сторона, на которую ведется атака и которую Суворов называет «на месте стоящей», встречает атаку огнем, а при подходе атакующего на 30 шагов сама переходит в штыки. Об отступлении же полководец запрещает даже и помышлять, прямо противопоставляя здесь свои требования положениям устава.
    Наоборот, все, что способствует поднятию духа солдат, умело используется Суворовым. Он воспитывал в солдатах уверенность в своей силе, непобедимости, превосходстве над любым противником. Суворовский солдат должен быть убежден, что для него нет неодолимых препятствий. Ни лес, ни болото не могут задержать наступления, даже через реку – тяжело, но не невозможно. Кавалерия должна всюду пройти, где проходит пехота, кроме разве болота.
    В словах Суворова, обращенных к солдатам не было ни хвастовства, ни демагогии; была уверенность в своих чудо-богатырях, и эта уверенность передавалась солдату. Сила воздействия личности Суворова на своих солдат была необычайно велика. Солдаты безгранично верили в своего полководца и ловили каждое его слово. А Суворов умел говорить с солдатами. Он знал цену меткому острому словцу, сказанному вовремя и к месту. Мог потребовать от солдата огромного физического и морального напряжения, но солдат не должен сосредотачивать свою мысль на трудности или опасности того, что он делает. По суворовской терминологии в «Науке побеждать», тяжелый солдатский ранец – не ранец, а «ветер»; взвод не поднимается с привала, а «вспрыгивает», надевает «ветры» и бежит вперед; колонны «летят» через стены на крепостной вал, солдаты «скачут» через вал.
    Язык «Науки побеждать» - образный, меткий, настоящий русский народный язык – вполне соответствует задаче и духу этого замечательного произведения А.В.Суворова.
    Наука побеждать является глубоко патриотическим произведением. Она полна веры в творческие силы простых русских людей, в их способность преодолевать любые трудности, в их преданность Родине.
     
     
    Воспитательные и полководческие принципы Суворова В данной главе, возможно, будут повторяться некоторые положения, изложенные выше, но они необходимы, для описания взглядов великого полководца на указанные задачи.
    Гениальные творческие способности Суворова, выявленные им в военном деле, были приложены им преимущественно в двух областях:
    образовательно-воспитательной - с точки зрения подготовки одиночного бойца и целых войсковых частей для войны вообще, полководческой - в тесном смысле этого слова, т.е. в использовании всех средств ведения войны, в особенности живой силы - армии в целях достижения победы над противником в кратчайшее время с наименьшими усилиями и с минимальными жертвами[7]. Образовательно-воспитательная деятельность Суворова привела его к созданию такой военно-педагогической системы, которая на практике давала совершенные результаты в достижении тех целей, ради которых она устанавливалась.
    Чем же достигались такие результаты? Другими словами, чем была сильна эта система, на чем она основывалась? Прежде всего,  нужно сказать, что Суворов не отделял образование от воспитания. Он обучал, воспитывая, и в то же время воспитывал, обучая.
    Однако основным стержнем его системы являлось воспитание, и уже вокруг этого стержня, тесно сплетаясь с ним, обвивались те или иные части солдатской и офицерской науки вести победоносную войну, науки побеждать.
    Своей образовательно-воспитательной системой Суворов не только примирил, часто в настоящее время противопоставляемые друг другу, эти две отрасли педагогики, но и указал их соотношение между собою и ту роль, которую они могут и должны играть в своем стремлении к одной и той же цели.
    Какие же основания, какие начала были положены Суворовым в построение того стержня воспитания, которое являлось опорой его педагогической системы?
    Таким основанием, прежде всего,  являлась основная его цель воспитания. Целью этой было воспитать воина, сильного духом в самом широком смысле этого слова. Сильного духом не только в смысле способности в тяжелые минуты жизни и деятельности проявить твердость характера, но и в широком смысле - проявить совокупность тех свойств и качеств, которые составляют нравственный элемент воина и войск. Качества, которые требуют  от  людей безропотно подчиняться всем требованиям войны, с терпением физическим и моральным переносить все материальные и духовные испытания на войне, сохраняя всю мощь человеческого интеллекта и духа. Способность в полной мере отрешиться от себя до жертвы своей жизнью ради определенной идеи.
    Человек может стать таким, когда будет ощущать эту идею, как нечто бесконечно ценное, как нечто органически связанное с его духовной природой, когда подобная идея будет отвечать естественной душевной потребности человека вообще его национальному сознанию и национальным ощущениям в частности.
    Такой идеей у Суворова являлась совокупность следующих понятий: вера на основах православия, что отвечало религиозности русского народа; монарх, как олицетворение единства Отечества и управления им по милости и благословению Божьему, и Родина, как нечто от идеи материнства, и любовь к ней, как чувство сановности.
    Так или иначе, но именно эта идея, проникновенно избранная Суворовым, была основанием его педагогической системы и с успехом послужила для его цели - воспитать воина и войска сильных духом, поднять их нравственный элемент на недосягаемую высоту, создать тех Суворовских чудо-богатырей, для которых не было ничего невозможного ни на равнинах Польши и Италии, ни в долинах Вислы и Дуная, ни в степях юга России, ни в высях Швейцарии при борьбе с поляками, турками и французами.
    Однако, выбор правильной идеи, положенной в основу воспитания, хотя и являлся делом важным, но недостаточным для осуществления на практике. Для этого нужно развить в воине те отдельные качества, совокупность которых составляет общее понятие “нравственного элемента”.
    «Смелость, решительность, храбрость, порыв вперед, стойкость, настойчивость, находчивость, терпеливость, способность проявить инициативу, пренебрежение опасностью и всякого рода тяготами, воля к борьбе и победе - таковы главнейшие из этих качеств. Эти качества в общем присущи природе человека, но могут с надлежащей силой развиться в нем или самостоятельно при особо благоприятных обстоятельствах, или при воспитательном воздействии со стороны»[8].
    Суворов отлично понимал это и понимал также, что этим воздействием должно явиться постоянное упражнение их, подобно тому как развитие мускулов достигается также постоянными упражнениями по различным приемам. Суворов и упражнял их, создавая необходимую обстановку и применяя соответствующие методы и приемы.
    «Однако если определенные качества человека способствуют развитию нравственного элемента в войне, то наряду с этим имеются и такие свойства, которые в сильной степени мешают тому, чтобы нравственный элемент стоял на надлежащей высоте. Естественно, что эти свойства при воспитании воина должны быть подавляемы, и Суворов понимал, что это подавление духовных свойств может быть достигнуто таким же путем, как и физических свойств, т.е. они могут быть атрофированы отсутствием упражнения их, созданием такой обстановки, при которой они не могут проявляться»[9]. Суворов так и поступал.
    Наличие чувства боязни опасности  приводит к умалению ясности ума и воли, не позволяет им работать с надлежащей силой, и уничтожает то жизненное начало, которое способствует развитию элементов, составляющих нравственную сторону человека вообще и бойца в особенности. Приемы и методы Суворова приводили если и не к полному уничтожению самосохранения у его чудо-богатырей, то во всяком случае к минимальной степени, причем остатки этого чувства в наиболее грозную минуту парализовались воином сознательно.
    В конечном результате все элементы воспитательной системы Суворова сводились к тому, что нравственная сторона в его войсках стояла на очень высокой ступени. Они были так сильны духом, как ни одна из других армий, и  в минуты тягчайших физических и моральных испытаний на войне они выходили с честью.
    Обучение войск Суворов подчинил воспитанию, ибо духовный элемент, духовную сторону он считал на войне важнейшей и вообще подчинил ей все. Само обучение по его методу он вел так, что оно главным образом способствовало воспитанию, развитию духовной стороны. Даже идейные основы программы обучения, принятые им, как наиболее обеспечивающие обладание успехом на войне, способствовали достижению воспитательных целей: так, идея преимущества наступления, как наиболее выгодного способа действий, в то же время являлась одним из самых действительных средств для достижения по его системе целей воспитания.
    Полководческая деятельность Суворова выявилась в том, что он не проиграл ни одной из веденных им кампаний и не потерпел ни одного поражения в многочисленных боях, которыми он непосредственно руководил.
    В области стратегии Суворов считал, что война должна быть по возможности скоротечной, для чего необходимы своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств для её успешного ведения с учётом международной обстановки, сил и намерений противника, постановка перед вооружёнными силами решительных целей, быстрота наступательных действий с целью разгрома прежде всего живой силы противника. Суворов был решительным противником господствовавшей в то время в европейских армиях кордонной стратегии. Следуя принципу «держать по возможности все силы свои в совокупности», он  предвосхитил стратегическую идею массирования сил, обычно приписываемую Наполеону I. Суворов учил, что успех сражения обеспечивают тщательная разведка (войсковая, агентурная), скрытность замыслов и действий, внезапность удара. Громадное значение придавал он фактору времени: «расчёт времени есть главное правило ведения войны», «от единого иногда мгновения разрешается жребий сражения».
    Непримиримый враг догматизма и шаблона, полководец учил: «все кампании различны между собой», «никакой баталии в кабинете выиграть не можно и теория без практики мертва». Резко критикуя систему руководства боевыми действиями с помощью составляемых «для проформы» «примерных планов кабинетов» без учёта постоянно изменяющейся обстановки, Суворов считал, что главнокомандующий должен обладать полнотой власти. Он строго учитывал обстановку и характер театра военных действий (топография, климат, время года, сырьевые ресурсы, речные системы, дороги и др.), особенности противника, возможности привлечения в свою армию местного населения (славян и греков в русско-турецких войнах, итальянцев и швейцарцев в войне с Францией). Большое внимание Суворов уделял задачам обеспечения армии людскими и материальными резервами, транспортными средствами, чёткой работе квартирмейстерской и штабной служб. Считая наступление главной формой боевых действий, Суворов не пренебрегал обороной и «великим принципом»: «никогда не надо слишком удаляться от своих ресурсов»[10].
    Тактика Суворова была органически связана с его наступательной стратегией и носила решительный характер. Суворов применял в бою различные боевые порядки: линии, каре, колонны (полковые, батальонные, взводные и другие) и их сочетания. Ещё в 1778 он пришёл к выводу о преимуществе применения колонн: «... колонна та гибче всех построение в, быстра в её движении, ежели без остановки, то всё пробивает». Действия колоннами сочетались с действиями пеших и конных егерей в рассыпном строю перед фронтом и на флангах боевого порядка. Суворов нередко проводил бои ночью. При действиях против крепостей отдавал предпочтение решительному и тщательно подготовленному штурму перед длительной осадой. Большое внимание он уделял боевой подготовке войск. Ввёл в боевой подготовке «сквозные атаки», то есть двусторонние манёвры армии, во время которых отрабатывались наступление, оборона, встречный бой, действия на пересечённой местности, преследование и т. д.
    Глубоко поняв душу русского человека, А.В. Суворов по-своему решал задачу пробуждения русского духа. Он «прилагал все усилия, чтобы по возможности развязать в войсках работу ума и воли. Его дисциплина резко отличалась от палочной дисциплины западноевропейских армий. Суворов основал ее не на страхе, а на совести». Суворов всячески старался разъяснить войскам значение борьбы, к участию в которой они призваны, чтобы сделать им эту борьбу понятной и потому близкой. На войне Суворов не признавал тайны. Все солдаты знали, что предстоит совершить и зачем. Впоследствии эта традиция, как и другие, была усвоена Наполеоном[11].
    Идеи Суворова в современном военном деле Чтобы судить о том, насколько применимы указанные идеи и взгляды Суворова для сегодняшнего и завтрашнего дня, насколько учение о войне Суворова сохраняет свою жизненность для нас и хотя бы для поколения следующего за нами, необходимо рассмотреть те условия с военной точки зрения, при которых жил и действовал Суворов, равно как ту обстановку, которая существует в этом отношении и будет во время будущей войны.
    Нельзя отрицать, что те начала, на которых Суворов основывал свою военно-педагогическую систему, имеют абсолютное значение, т.е. они имеют силу и значение во все времена и особенно в настоящее. И теперь армия должна быть сильна духом в изложенном выше смысле. И теперь для выработки такого духа нужна идея, которая захватывала бы всего человека, служить которой человек считал бы своим высшим нравственным долгом и ради которой он готов бы жертвовать собою до конца. И теперь требуется военным воспитанием развить те стороны духовной организации человека, которые способствуют поднятию нравственного элемента и подавление тех его сторон, которые составляют тормоз на этом пути. Методы для достижения указанных частных задач воспитания, применяемые Суворовым, пригодны и в настоящее время, о чем свидетельствуют современные достижения общей педагогики.
    И теперь, признавая преимущественное значение воспитания, нужна такая организация во всех смыслах обучения, чтобы оно не только не мешало бы воспитанию, но и способствовало ему. Но наряду с этим нужно признать, что сам материал, предназначенный для воспитательного воздействия, сильно изменился: во времена Суворова человек, подлежащий военному воспитанию, был проще, непосредственнее, душевно чище, был менее заражен теми духовными настроениями и теми социальными и моральными учениям и вплоть до полного отрицания войны по различным основаниям, которые могут представить сильное сопротивление воспитательному воздействию в духе Суворова, в том направлении, которое необходимо для войны.
    Принципы, законы военного искусства вечны и неизменны, но применение их крайне разнообразно, как разнообразна обстановка на войне. Таким образом, применение принципов военного искусства во времена Суворова и теперь, а тем более в будущем, должны сильно разниться. В чем же разница и насколько в зависимости от нее должно измениться применение основ, выработанных Суворовым и сведенных им в целую систему, выливающуюся в формулу; “Единая наступательная тактика: глазомер, быстрота и натиск”, со всем ее богатым содержанием и вытекающими из нее установлениями (правилами второго порядка).
    Главные особенности современной войны:
    армии, собранные по общеобязательной воинской повинности, короткими сроками службы, смотрящие на свою службу, как на нечто временное, крайне тяжелое и потому совершенно нежелательное, - в общем гораздо более низкого качества; сильное развитие техники, достигшее громадных размеров уже теперь и имеющее стремление к дальнейшим усовершенствованиям; как результат этого - возросшее значение оружия, являющегося теперь в виде машины и в зависимости от этого - наличие взглядов, стремящихся заменить человека машинойобширность полей сражения, что зависит от количественного состава армий и совершенства огнестрельного оружия, действующего на весьма большие расстояния; продолжительность сражения, зависящая также от свойств нового оружия, увеличивающего силу сопротивления даже незначительных войсковых частей; расширение поля битвы включением в него не только обширных земельных пространств, но и воздуха, что явилось следствием появления новых средств борьбы в виде разного рода летательных аппаратов;трудность поддерживать связь между различными действующими в боевой обстановке частями армии, несмотря на появление довольно совершенных технических средств связи, и, как следствие всего этого, трудность управления войсками, ведущими бой. Рассматривая все эти особенности современной обстановки, являющиеся, казалось бы, крупными изменениями в этой области далекого прошлого, прежде всего необходимо отменить, что все они касаются материальной стороны, которая играет на войне второстепенную роль по сравнению с господствующею над ней духовной стороной. Тем не менее не считаться с этими изменениями нельзя, и какой-то корректив по отношению к прошлому должен быть введен, однако не в идейной, принципиальной области.
    Конечно, увеличение численности армии затрудняет проведение в жизни требований Суворова относительно “единой наступательной тактики”, но затруднение не порочит самой идеи предпочтения наступления оборонительному способу действий, а потому как ныне, так и в будущем для достижения не случайного, а постоянного успеха, необходимо держаться этого основного Суворовского требования.  Одной из таких мер и притом наиболее радикальной является уменьшение в будущем численности армий.
    Нельзя спорить, что каковы бы по численности армии ни были, но каждый полководец во все времена желал иметь армию наиболее высокого качества. В прежнее время это достигалось системой комплектования и продолжительностью срока службы, которая, с одной стороны, давала время для воспитания, а с другой стороны, давала большую боевую практику,  возможную вследствие частых войн[12]. Изменение этих условий не может опорочить принцип необходимости иметь армию наиболее высокого качества, а значит и способную подчиниться основным требованиям Суворова, которые относились непосредственно к войскам. Раз принцип, идея не опорочены, то нельзя отказываться от них в угоду изменившимся условиям обстановки. Необходимо изменить систему комплектования на ту, которая обеспечит пополнение армии лучшим элементом, при которой можно произвести строгий отбор лучших; нужно более интенсивно вести воспитание и обучение как отдельного бойца, так и целых войсковых частей. Если эти изменения будут проведены в жизнь, то армия по своему качеству приблизится к армии времени Суворова, и тогда станет возможным с армией оперировать во всех отношениях на Суворовский образец с теми же положительными результатами.
    Как бы ни совершенствовалось оружие, как бы ни возрастало его влияние, но оно никогда не заменит человека, ибо человек есть главное оружие войны и без человека никакое оружие не может приобрести какого-либо значения. Свойства оружия надо использовать так, как это делал Суворов, - в помощь человеку, помня что оно увеличивает силу человека и его порыв при наступлении и дает ему возможность вести более упорную оборону. Конечно, приемы пользования оружием в тех или других обстоятельствах должны быть иные, чем они были при Суворове, и установление этих приемов есть дело современных талантливых специалистов.
    «Нет сомнения в том, что при изучении свойств современного оружия такие специалисты найдутся. Специалисты, которые установят наилучшие способы, с одной стороны, использовать оружие для действий против неприятеля, а с другой стороны, чтобы оружие противника наносило наименьший вред. Если в свое время для установления таких приемов нужен был гений Суворова, то в настоящее время нам на помощь приходит исторический опыт, большее развитие технических знаний вообще и, наконец, указание Суворовым того пути, по которому нужно идти в этом отношении»[13].
    Еще более ценно методологическое значение «Науки побеждать». Она вскрывает зависимость тактических форм от боевых свойств оружия и устанавливает связь между требованиями тактики и методикой боевой подготовки. Характерные черты суворовской системы военного обучения и воспитания – простота, ясность, целеустремленность и в то же время научная обоснованность – не потеряли своей ценности и в настоящее время.
    Заключение Суворов, опираясь на вековые военные традиции России, возродил и развил прогрессивные черты петровской армии в области организации, боевой подготовки и военного искусства. Политическим идеалом Суворова была «просвещённая монархия». Являясь сторонником самодержавия, представителем и защитником классовых интересов дворян-помещиков, он в то же время осуждал «тиранство» самодержцев (Екатерины II, Павла I), резко критиковал придворные нравы (фаворитизм, протекционизм, праздность, угодничество, карьеризм), насаждавшиеся при Павле I прусские военные порядки и «бесполезную жестокость в войсках». Независимость суждений Суворова, его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были поводом для постоянных унижений, опал и тайного надзора. Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина, в военный талант своих подчинённых и учеников. Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным, сурово преследовал мародёрство.
    Суворов не был оценен официальной военной наукой, как в России,  так и в Западной Европе. Тактическая школа Суворова, как и его военно-педагогическая система, находилась в противоречии с существовавшими социально-экономическими отношениями самодержавно-крепостнического строя и поэтому не имела предпосылок сделаться господствующей, официально принятой школой русской армии в 19 веке. Но суворовский период не был и бесплодным взлетом русской тактической мысли. Ученики и сподвижники Суворова – Кутузов, Багратион, Милорадович, Платов, Раевский, Кульнев  и др. – продолжали его школу и сохранили суворовские принципы для последующих поколений русской армии. Все лучшее, что дала в области тактики русская армия в течение последующего столетия, в той или иной степени питалось заветами суворовской «Науки побеждать».
    Исторические заслуги Суворова в утверждении ведущей роли военного искусства конца 18 века по-настоящему оценены только в советское время. Знаменательно, что в 1918 г. В красноармейскую книжку, утвержденную В.И.Лениным, были включены в качестве памятки основные положения суворовской «Науки побеждать». Образ великого Суворова вдохновлял советских воинов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в дни Великой Отечественной войны.
    Одержав множество побед над сильными противниками, Суворов снискал славу непобедимого и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях, а военную науку — новыми идеями и положениями, составившими в совокупности суворовскую «науку побеждать».
    Воспитывая войска в духе «смелой нападательской тактики», Суворов всеми мерами развивал у подчинённых инициативу. Не только офицерам, но и унтер-офицерам и солдатам сообщалось о плане предстоящих действий, так как «каждый воин должен понимать свой маневр». Инициативу, предприимчивость, храбрость Суворов поощрял боевыми наградами, продвигал по службе. Он постоянно заботился о высоком морально-боевом духе войск, воодушевлял солдат в трудном походе своим красноречием и юмором.
    Суворов воспитывал у них чувство товарищества, профессионального достоинства, заботился о военной выправке, опрятности и нравственности солдат, выступал против бессмысленной муштры и жестокого обращения с ними. От подчинённых требовал грамотности и сообразительности, не терпел «леноумия» и «немогузнайства». С. поддерживал строгую военную дисциплину, но всегда считался с обстоятельствами, смягчающими вину нарушителя. Он проявлял неустанную заботу о здоровье и физической закалке солдат, санитарном состоянии казарм и лагерей, хорошем питании, обеспечении удобным и тёплым обмундированием и обувью. В результате в войсках Суворова резко сократились заболевания, которые были бичом армий 18 в. В дореволюционной России лишь передовые военные деятели и писатели признавали заслуги Суворова, в некоторых официальных трудах его военное наследие либо оставлялось без внимания, либо искажалось. В СССР было положено начало подлинно научному изучению военного наследства Суворова, изданы его труды.
    До сих пор его взгляды не перестают будоражить умы и, пусть, его принципы в части тактики немного устарели и не всегда применимы в современной войне, но методологическое, воспитательное значение его творчества трудно переоценить. Оно заслуживает особого внимания со стороны различных военных чинов и просто тех, кто интересуется историей, в частности историей военного дела.
    «Философия победы в наследии Суворова остается не изученной. Она труднодоступна для той философии, которая стремится не понять, а пленить русского человека. Остаются вне философского осмысления две, может быть, самые главные идеи великого полководца об условии победы, хотя эти идеи и приводятся во всех энциклопедических изданиях. Первая из них такова: «Каждый воин должен понимать свой маневр». То есть человек не должен был быть безынициативным, механическим автоматом войны. Каждый должен сознавать, знать, понимать свое место в общем деле, точнее, свое собственное действие, «свой маневр»»[14].
    Литература   1.   Александр Васильевич Суворов: К 250-летию со дня рождения / Отв. ред. Л.Г. Бескровный. - М.: Наука, 1980. - 280 с.: ил.
    2.   Баиов В. Суворов и будущая война // http://www.voskres.ru/army/spirit/baiow1.htm
    3.   Григорьев С.Т. Александр Суворов: Ист. повесть. - М.: Мысль 1990. - 319 с.: ил.
    4.   История государства Российского: Жизнеописания. XVIII в. - М.; Изд-во "Кн. палата", 1996. - С. 322 - 333.
    5.   Керсновский А. А. История русской армии в четырех томах. М. 1992.
    6.   Куропаткин А. Н. Русская армия. СПб. 2003.
    7.   Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь русской армии. М. 2004
    8.   Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководч. деятельность. - М.: Воениздат, 1989. - 496 с.: ил.
    9.   Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987. - 39 с.: ил.
    10.  Румянцева С. «Я русский, – какой восторг!» Философский комментарий к «науке побеждать» А. В. Суворова. // Философская культура, 1/2005.
     
    [1] Румянцева С.. «Я русский, – какой восторг!» Философский комментарий к «науке побеждать» А. В. Суворова. // Философская культура , 1/ 2005
    [2] Вдовина Л.Н. Суворов А.В. - http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=806
     
    [3] Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987 – с.4
    [4] Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987 – с.24
    [5] Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987 – с.23
    [6] Там же – с.22
    [7] Баиов В. Суворов и будущая война -  http://www.voskres.ru/army/spirit/baiow1.htm
    [8] Баиов В. Суворов и будущая война // http://www.voskres.ru/army/spirit/baiow1.htm
    [9] Там же
    [10] Суворов А.В. - http://russia.rin.ru/guides/4138.html
    [11] Румянцева С. «Я русский, – какой восторг!» Философский комментарий к «науке побеждать» А. В. Суворова. // Философская культура , 1/ 2005
     
    [12] Баиов В. Суворов и будущая война // http://www.voskres.ru/army/spirit/baiow1.htm
     
    [13]  Баиов В. Суворов и будущая война // http://www.voskres.ru/army/spirit/baiow1.htm
    [14] Румянцева С. «Я русский, – какой восторг!» Философский комментарий к «науке побеждать» А. В. Суворова. // Философская культура , 1/ 2005
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Суворов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.