Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Соотношение активности и реактивности в психофизиологии

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Соотношение активности и реактивности в психофизиологии
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    04.08.2014 16:03:20
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ. 3
    1. Понятие реактивности. 4
    2. Активность и типы темперамента. 8
    3. Типология и психодиагностика темперамента. 12
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
    Вопросы.. 16
    Определение понятий. 24
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ При всем многообразии теорий и подходов, используемых в психологии, психофизиологии и нейронауках, их можно условно разделить на две группы. В первой из групп в качестве основного методологического принципа, определяющего подход к исследованию закономерностей организации поведения и деятельности, рассматривается реактивность, во второй - активность.
    Известны попытки, заменив проблему "активность-реактивность" проблемой сопоставления внутренних и внешних детерминант поведения, доказать, что упомянутые принципы не обусловливают кардинальным образом различающихся способов описания поведения и деятельности. Однако эта замена неадекватна. Внутренняя детерминанта вполне так же, как внешняя может быть рассмотрена в качестве стимула, вызывающего реакцию. Например, при описании постулируемых механизмов поведения, возникающего при нарастании мотивации в отсутствие внешнего стимула, используется понятие "мотивационный рефлекс". Основное различие между двумя парадигмами: "реактивностной" и "активностной" состоит, как это будет подробно показано ниже, в том, куда на временной шкале "помещается" детерминанта текущего поведения - в прошлое или будущее. Под парадигмой, вслед за Т.Куном, мы будем здесь и далее понимать модель жизни научного сообщества, подразумевающую специфический набор теорий, методов и необходимого оборудования, принимаемых и применяемых в данном сообществе. Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы актуальной и своевременной.
    Цель данной работы: рассмотреть проблему соотношения активности и реактивности в психофизиологии.
    Задачи:
    1. Рассмотреть понятие реактивности.
    2. Описать активность и типы темперамента
    3. Рассмотреть типологию и психодиагностику темперамента.
    1. Понятие реактивности   Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).
    Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
    Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
    Использование принципа реактивности как объяснительного в научном исследовании базируется на идеях Рене Декарта, изложенных им в первой половине XVII века. Декарт полагал, что организм может быть изучен, как машина, основной принцип действия которой - рефлекс, обеспечивающий связь между стимулом и ответом. Животные при этом оказывались живыми машинами, и крики боли животных рассматривались как "скрип несмазанных машин". Человека, тело которого - машина, наличие души освободило от автоматического реагирования. Душа его состоит из разумной субстанции, отличной от материи тела, и может влиять на последнее через эпифиз.
    Идеи Декарта давно уже стали достоянием не только науки, но и основой "бытовой психологии" (знание, используемое людьми в быту; P.S.Churchland, S.Moscovici), которая свободно оперирует понятиями "стимул", "рефлекс", "реакция" и т.д. Эти идеи соответствуют логике, имеющей корни в первобытном мышлении, в соответствии с которой предшествующее обстоятельство смешивается с причиной (Леви-Брюль). Что же касается науки, совершенно очевидно, что рефлекс, серебрящийся "благородной сединой столетий" (П.К.Анохин 1945), оставался центральным инвариантным звеном психофизиологических теорий, несмотря на целый ряд изменений, которые претерпели эти теории. С рефлекторных позиций события, лежащие в основе поведения, в общем, представляются как линейная последовательность, начинающаяся с действия стимулов на рецепторные аппараты и заканчивающаяся ответным действием.[1]
    Классификация видов реактивности:
    1. Биологическая реактивность
    Биологической реактивностью называют изменения жизнедеятельности защитно-приспособительного характера, которые возникают под влиянием обычных (адекватных) для каждого вида животного воздействий (раздражений) окружающей среды. Эту реактивность иногда называют первичной. Она направлена на сохранение как вида в целом, так и каждой особи в отдельности.
    Биологическая реактивность определяется наследственностью и ее изменчивостью в пределах каждого данного вида. На основе видовой реактивности формируется реактивность группы индивидов в пределах вида и каждого отдельного индивида.
    2. Индивидуальная реактивность
    Зависит как от наследственности, возраста, пола данного животного, так и от питания, температуры, содержания кислорода, воды и других факторов среды, в которой обитает организм.
    Различают физиологическую и патологическую индивидуальную реактивность людей и животных. Патологическая индивидуальная реактивность также зависит от указанных факторов и может проявляться в виде специфических и неспецифических форм реагирования. Иммунологическая реактивность индивида (иммунитет и аллергия) определяется его физиологической, а в случае заболевания — патологической реактивностью.
    Воздействие какого-либо одного фактора на группу людей или животных никогда не вызывает у всех индивидуумов этой группы совершенно одинаковых изменений жизнедеятельности.
    3. Патологическая реактивность
    Патологическая (болезненно измененная) реактивность возникает при воздействии на организм болезнетворных факторов среды. Она, в общем характеризуется понижением приспособительных реакций болеющего или выздоравливающего организма. В то же время при болезнях имеет место и усиление ряда функций. Примерами подобного рода при состояниях патологической реактивности являются лихорадка, одышка, потоотделение, повышение кровяного давления и многие другие изменения. Иногда эти процессы имеют защитно-физиологическое значение (выработка антител, фагоцитоз, отчасти воспаление и пр.). Однако в общем они изменяют состояние больного организма в сторону ограничения его жизнедеятельности, а человека делают нетрудоспособным.[2]
    Примером неспецифической патологической реактивности является реактивность при эпилепсии, шоковых состояниях и наркозе.
    4. Возрастная реактивность
    Можно различать три стадии изменений возрастной реактивности в течение индивидуальной жизни организма: 1) пониженная реактивность в раннем детском возрасте; 2) увеличение реактивности в период полового созревания; 3) понижение реактивности в старческом возрасте.
    Пониженная реактивность в раннем возрасте обусловлена неполным развитием нервной системы и высшей нервной деятельности, недоразвитием барьерных систем организма новорожденного и ребенка первого года жизни.
    Развитие нервной системы и соответственно реактивности организма в более старшем возрасте ведет не только к усложнению картины заболевания под влиянием той или иной вредности. В организме развивается одновременно приспособление для защиты его как от данной вредности, так и от последствий вызванного ею повреждения. Развитие и совершенствование нервной системы сопровождается развитием и совершенствованием барьерных систем организма (кожа, слизистые оболочки, лимфатические узлы и пр.), развитием способности вырабатывать антитела и появлением других защитных приспособлений. Так, например, новорожденные значительно менее восприимчивы ко многим детским инфекциям (дифтерия, скарлатина, корь), чем дети 6—12-месячного возраста, ибо у новорожденных в крови есть антитела, полученные ими от матери через плаценту. В возрасте 6—12 месяца эти антитела уже исчезают, а способности к полноценной выработке антител в собственном организме еще нет. Поэтому дети 1—2-го года жизни становятся особо восприимчивыми к различным инфекциям.
    В старческом возрасте восприимчивость к инфекциям вновь повышается вследствие понижения реактивности нервной системы, ослабления функций барьерных систем, снижения способности к выработке антител и ослабления фагоцитарной активности соединительнотканных клеток. Так, например, старики становятся более восприимчивыми ко многим кокковым инфекциям, у них часто возникают воспаление легких, гнойничковые заболевания кожи, слизистых оболочек и др. Отмечается большая восприимчивость в старческом возрасте к вирусным инфекциям (грипп, энцефалит и др.).
     
     
     
                            2. Активность и типы темперамента Рассмотрение поведения и деятельности как активности, направленной в будущее, включает понимание активности как принципиального свойства живой материи; конкретная форма проявления активности зависит от уровня организации этой материи. Категориальное ядро представлений данной группы значительно менее гомогенно, по сравнению с первой. Это ядро сформировалось в результате многочисленных попыток, исходя из разнообразных теоретических посылок, преодолеть механистические реактивностные схемы, заменив их представлениями об активном, целенаправленном поведении.[3]
    Поведение должно быть рассмотрено не как линейная последовательность событий, начинающаяся с возбуждения рецепторов, а как функциональное кольцо. Дж. Гибсон считал, что среда и организм не являются отдельностями, но образуют функциональное единство, к анализу которого принцип стимул-реакция не может быть применен. Был разработан целый ряд других существенно различающихся концепций, которые, однако, объединяло признание активности в качестве базового методологического принципа.
    Специально следует подчеркнуть, что центральным пунктом теории деятельности, развитой в отечественной психологии, является представление об активном, а не реактивном субъекте. Интересно, что в англоязычной литературе теория деятельности переводится как Theory of activity, т.к. в английском языке слово activity (как и, например, слово toiminta в финском) служит одновременно для обозначения и активности, и деятельности.
    В последнее время представление об активном, целенаправленном характере поведения человека и животного становится все более распространенными. Наряду с положительными следствиями этот процесс имеет и отрицательные. Необходимость в поиске "механизмов" очевидно целенаправленной активности ориентироваться на нейронауки - ту область исследований, в которой позиции рефлекса очень прочны, а также недооценка того, что парадигмам активности и реактивности соответствуют принципиально различающиеся способы описания поведения и деятельности, обусловливают эклектичность многих теорий в психологии и психофизиологии. Утверждения, базирующиеся на разных видах эклектического объединения понятий сопоставляемых парадигм (активности и реактивности), можно, упрощая, свести к четырем связанным группам.
    1) "Филогенетическая" эклектика. Люди ведут себя целенаправленно, а животные - отвечают на стимулы. Целенаправленность - преобразованная в процессе эволюции реактивность.
    2) "Онтогенетическая" эклектика. В пренатальном периоде и/или на ранних стадиях постнатального онтогенеза организмы реагируют на стимулы. Лишь на более поздних этапах индивидуального развития у них формируется целенаправленное поведение. Целенаправленность - преобразованная в процессе индивидуального развития реактивность.
    3) "Уровневая" эклектика. В основе целенаправленного поведения и деятельности - рефлекторные "механизмы" или "реализаторы". На высших уровнях организации деятельности, психических процессов, поведения, движения и т.д. действует принцип активности, целенаправленности, а на низших - реактивности. Целостный организм осуществляет целенаправленное поведение, а его отдельный элемент - нейрон реагирует на стимул.
    4) "Анатомическая" или "центрально-периферическая" эклектика. Нейроны центральных структур пластичны, их активность зависит от поведенческого контекста, мотивации, цели и т.д. Периферические элементы ригидны и являются лишь преобразователями энергии внешних воздействий в импульсные коды или исполнителями центральных команд.
    Оценивая системность как один из основных объяснительных принципов в науке, М.Г. Ярошевский справедливо замечает, что антиподом системности является эклектизм - смешение разнородных, зачастую противоположных, положений и принципов, замена одних логических оснований другими. Именно эклектика, наряду с неадекватным решением психофизиологической проблемы (см. ниже), являются наиболее серьезными препятствиями на пути синтеза психологического и физиологического знания в рамках методологически непротиворечивой психофизиологии.
    Учитывая все перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
    САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
    У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
    ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
    ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
    Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.[4]
    МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.
     
    3. Типология и психодиагностика темперамента Темперамент есть обобщенная динамическая характеристика реактивности личности в ее сознательной деятельности. При этом реактивность понимается как интегрирующее психодинамическое образование, представляющее доминирующие способы реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего и, соответственно, представляющее личность как средоточие этого взаимодействия. Способы взаимодействия обеспечивают меру включенности личности в деятельность как меру объединенности внутреннего и внешнего, а реактивность выражает эту меру в пространственно-временном и энергетическом планах, не отражающих специфики того, чем и насколько эффективно занимается человек в данный конкретный момент. Реактивность и темперамент как совокупность отдельных свойств личности содержательно не определяют ее особенности, они их только модифицируют во всех реакциях (внешних и внутренних действиях) человека.
    Темперамент относительно устойчив, и устойчивы модифицирующие функции реактивности, мало подверженные изменениям в онтогенезе, поскольку свойства темперамента и реактивности имеют прочные многозначные связи со свойствами нервной системы. Вследствие всех указанных особенностей реактивности и темперамента их свойства наиболее отчетливо проявляются:
    1) в раннем онтогенезе, когда маскирующее влияние характера и мотивации еще минимально;
    2) в ситуациях, исключающих возможность обращения к личному опыту или при отсутствии такового в отношении какой-либо ситуации;
    3) в стрессовых ситуациях;
    4) в строго контролируемых условиях экспериментальных ситуаций;
    5) в новых, привлекательных для человека ситуациях, благоприятных для проявления индивидуального стиля поведения и деятельности.
    Таким образом, с реактивностью и темпераментом более непосредственно связаны ситуации проявления индивидуально-своеобразных способов поведения человека. Вообще, по Я. Стреляу: «Свойства темперамента влияют на выбор деятельности с таким уровнем стимуляции, который адекватен детерминированной уровнем реактивности потребности индивида». Отсюда делается вывод о том, что индивиды подразделяются на низко-, средне- и высокореактивных.
    Такой подход в известной мере продолжает мысль И. П. Павлова, который обоснованно считал, что существуют крайние, «половинчатые» типы и двояко представленный центральный тип нервной системы, которым соответствуют определенные типы темперамента: «Наш возбудимый тип — это холерический, меланхолический - тормозимый. Двум формам центрального типа отвечали бы флегматический и сангвинический...», которые стоят «в золотой середине... уравновешенные, а поэтому здоровые, устойчивые и истинно жизненные нервные типы...».[5]
    Типы реактивности по Я. Стреляу и типы темперамента по И. П. Павлову воплощают в дискретной форме реактивность личности, практически представляющую Гауссово нормальное распределение значений, в котором приблизительно по 16 % занимают крайние типы и по 34 % — средние типы темперамента. При этом чистота типов темперамента абстрактно обусловлена тем, что к их существенным признакам относятся прежде всего те или иные обобщенно понимаемые способы реакций (действий) индивидов и соответствующие уровни стимуляции их деятельности. Уравновешенность реактивности в плане ее оптимальной стимуляции опирается на постоянство индивидуально-своеобразной реакции на силу раздражителя, то есть на отношение работоспособности и чувствительности (раздражимости).
    Для каждого типа темперамента (дискретной формы реактивности) показанное в данной формуле постоянное отношение является справедливым. Различные значения реактивности при этом соответствуют активному или пассивному стилям саморегуляции поведения, связанным со свойством уравновешенности нервных процессов индивида. Следуя исходящему из понятия реактивности личности психологическому определению темперамента, его важнейшей физиологической основой является уравновешенность нервных процессов. Это положение прямо отвечает первоначальному смыслу понятия «темперамент», которое означает «соразмерность, надлежащее соотношение частей».[6]
    Так, Н. И. Красногорский также выделяет четыре основных типа нервной системы, исходя из исследования безусловных и условных рефлексов и речевых реакций. В данной типологии наиболее последовательно применяется критерий уравновешенности возбуждения на корковом и подкорковом уровнях. В результате комплексного изучения рефлекторных действий, речевых реакций и общего поведения он описывает типы нервной системы в связи с типами темперамента, хотя и понимает последние лишь как психологические проявления первых, в то время как на самом деле «каждое свойство темперамента... находится в сложной зависимости от нескольких свойств нервной системы». Тем не менее, описание Н. И. Красногорского является наиболее систематичным и практически значимым.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ По современным представлениям психологов, свойства темперамента имеют связи, нетождественные ни связям свойств нервной системы, ни связям свойств других психических образований личности. Многозначность связей свойств темперамента и нервной системы проявляется в том, что одно свойство темперамента, например тревожность, коррелирует с типом нервной системы в целом и, с другой стороны, с личностными факторами Р. Кеттелла «С» и «Я» в отдельности.
    С другой стороны, практически все показатели свойств темперамента связаны с силой возбудительного процесса и при этом опосредованы в целом личностным стилем деятельности.
    Правильное понимание значения свойств темперамента состоит в том, что они образуют отдельное, относительно самостоятельное, психологическое образование личности, выраженное в свойстве ее реактивности.
    Понятие уравновешенности, соразмерности нервных процессов касается не только силы процессов возбуждения и торможения, но и их подвижности, а также динамичности и лабильности. Поэтому причинная типология нервной системы так или иначе является типологией ее уравновешенности, наиболее общепринято представленной четырьмя типами. Эти четыре типа описываются примерно одинаково многими авторами, несмотря на то, что критерии деления на типы различны не только относительно друг друга, но и по отношению к онтологическим основаниям или к известным типологиям Гиппократа, Галена и И. П. Павлова.
                  Вопросы 1. Охарактеризуйте варианты решения психофизиологической проблемы
    Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:
    1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности.
    2. Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).
    3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому. [7]
    Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы "мозг — психика" повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.
    2. Чем обусловлена кожно-гальваническая реакция?
    Кожно – гальваническая реакция (КГР) — биоэлектрическая активность, фиксируемая на поверхности кожи, обусловленная деятельностью потовых желез и выступающая компонентом ориентировочного рефлекса, эмоциональных реакций организма, связанных с работой симпатической нервной системы. Может регистрироваться с любого участка кожи, но обычно используются пальцы и кисти рук или подошв ног. Служит для анализа состояний человека, его эмоционально–волевых и интеллектуальных процессов. В структуре КГР могут быть выделены различные составляющие: уровень тонической активности как некое фоновое, относительно длительное состояние, реакция в ответ на раздражители, которая продолжается в течение нескольких секунд, и „спонтанная“ реакции, несвязанная с каким–либо определенным раздражителем. При этом уровень тонической активности выступает как показатель функционального состояния центральной нервной системы: сопротивление кожи повышается при расслабленном состоянии, понижается при активации.
    3. Какие показатели используются для диагностики функциональных состояний?
    Для диагностики функциональных состояний используются следующие показатели:
    1. ЭЭГ  показатели  ФС. Изменения параметров электрической активности мозга традиционно используются в качестве непосредственного индикатора динамики уровня активации. Различным уровням бодрствования соответствуют характерные изменения спектрального состава ЭЭГ. Для спокойного бодрствования типично преобладание альфа-ритма, степень выраженности которого еще более увеличивается при закрытых глазах. При открывании глаз и повышении уровня бодрствования наступает явление блокады альфа - ритма. Для активного бодрствования характерна десинхронизированная ЭЭГ с преобладанием высокочастотных составляющих бета- и гамма- ритмов. При эмоциональном напряжении и умственной активности в ЭЭГ может появляться и усиливаться тэта-ритм.
    2. Динамика вегетативных  показателей. При  диагностике функциональных состояний  с успехом применяются  показатели  сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной, выделительной и других систем организма.
    Например, частота сердечных сокращений, сила сокращений сердца, минутный объем сердца, артериальное давление, региональный кровоток закономерным образом меняются при изменении функциональных состояний, прежде всего на фоне больших физических нагрузок. При интенсивной работе минутный объем может увеличиться почти в десять раз: с 3-5 л до 25-30 л, значимо возрастает частота сердечных сокращений и кровоток в скелетных мышцах, может увеличиваться кровяное давление.[8]
    Однако в отсутствие физических нагрузок изменения тех же показателей неоднозначны. Другими словами при одних и тех же внешних раздражителях можно наблюдать противоположные по направлению изменения в показателях работы сердечно-сосудистой системы. Эти факты имеют свое закономерное объяснение.
    4. Какую роль играют "петли" обратной связи в регуляции действия глюкозорецепторов?
    Энергетические баланс у людей поддерживается при условии соответствия поступления энергии ее расходу на мышечную работу, химические процессы (рост и восстановление тканей) и потерю тепла. Отсутствие пищи вызывает чувство голода, которое инициирует поведение, направленное на поиск пищи. При каких физиологически условиях возникает чувство голода? Первоначально предполагалось, что чувство голода возникает в результате сокращений пустого желудка, которые могут восприниматься механо - рецепторами, находящимися в стенках желудка.
    По современным представлениям, решающую роль в этом играет растворенная в крови глюкоза. В норме, независимо от качества потребляемой пищи, концентрация глюкозы в крови поддерживается в пределах от 0,8 до 1,0 г/л. В промежуточном мозге, печени, стенках сосудов кровеносной системы находятся хеморецепторы, реагирующие на концентрацию глюкозы в крови, так называемые глюкоре - цепторы. Реагируя на снижение содержания глюкозы в крови, они способствуют возникновению чувства голода. Предполагается, что чувство голода может также возникать в результате нехватки в организме продуктов обмена белков и жиров.
    5. Почему вызванные потенциалы можно рассматривать как корреляты перцептивного акта?
    Наиболее адекватным инструментом изучения физиологической природы  перцептивного  процесса является метод регистрации вызванных (ВП), или событийно-связанных потенциалов. Последнее обусловлено тем, что, во-первых, ВП — это реакция мозга на внешнее раздражение, по длительности сопоставимая со временем  перцептивного  акта, во-вторых, ВП, взятые отдельно в каждой зоне коры, имеют свои характеристики, обусловленные функциональными особенностями этой зоны. Таким образом, при предъявлении стимула любой модальности (зрительного, звукового, тактильного и др.) в разных зонах коры возникают специализированные реакции, сопоставимые по длительности с реальным психологическим процессом восприятия.
    Первые исследования в этом направлении ставили своей целью соотнести конфигурацию и параметры ВП с типом стимула и выделить варианты ответов, связанных с содержанием и физическими характеристиками стимула, например, установить отвечает ли мозг специфическим ответом на геометрические фигуры (круг, квадрат) или определенные слова. Предпринимались даже попытки определять по конфигурации ВП, какой стимул предъявлялся испытуемому. Несмотря на определенные положительные результаты, эти исследования не получили развития.
    На первый план выступил иной подход. В его основе лежали представления о том, что компонентная структура ВП отражает не конкретное содержание или признак воспринимаемого стимула, а некоторые общие последовательные операции головного мозга по обработке стимула.
     
    6. Как различаются генерализованная и локальная активация?
    По современным представлениям, переключение активирующих влияний с уровня ретикулярной формации ствола мозга на уровень таламической системы означает переход от  генерализованной активации  коры к  локальной:
    - первая отвечает за глобальные сдвиги общего уровня бодрствования;
    - вторая отвечает за избирательное сосредоточение внимания.
    7. Каковы основные этапы формирования энграмм памяти?
    По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.
    Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.
    На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании  энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает.
    На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.[9]
    8. Чем различаются функции центра Брока и центра Вернике?
    Предполагается, что у взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение слов опосредуются внутренними кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.
    Клинические данные позволяют выстроить следующую последовательность событий. Заключенная в слове акустическая информация обрабатывается в "классической" слуховой системе и в других "неслуховых" образованиях мозга (подкорковых областях). Поступая в первичную слуховую кору (зону Вернике), обеспечивающую понимание смысла слова, информация преобразовывается там для формирования программы речевого ответа. Для произношения слова необходимо, чтобы "образ", или семантический код, этого слова поступил в зону Брока. Обе зоны —  Брока  и  Вернике  связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Брока возникает детальная программа артикуляции, которая реализуется благодаря активации лицевой зоны области моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой.
    Однако, если слово поступает через зрительную систему, то вначале включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акустическом восприятии.
    9. Как отражается мыслительная деятельность в параметрах дистантной синхронизации и когерентности?
    Одним из наиболее распространенных способов является исследование  дистантной синхронизации  биопотенциалов и  когерентности  спектральных составляющих ЭЭГ в разных зонах мозга. Известно, что для состояния покоя обычно характерен некоторый средний уровень синхронности и когерентности ЭЭГ, который отражает активное поддержание межзональных связей и тонуса зон коры в покое. При предъявлении заданий эти типичные для покоя межзональные отношения существенно меняются.
    Установлено, что при умственной деятельности происходит резкое увеличение числа участков коры, корреляционная связь между которыми по различным составляющим ЭЭГ обнаруживает высокую статистическую значимость. При этом, однако, в зависимости от характера задачи и избранного показателя картина межзональных отношений может выглядеть по-разному. Например, при решении как вербальных, так и арифметических задач возрастает степень дистантной синхронизации биопотенциалов в лобных и центральных отделах левого полушария, но помимо этого при решении математических задач возникает дополнительный фокус активации в теменно-затылочных отделах.
    10. Какие структуры мозга играют решающую роль в организации произвольного движения?
      В двигательной системе основной поток информации направлен от двигательной зоны коры больших полушарий — главного центра произвольного  управления  движениями  — к периферии, т.е. к мышцам и другими органам опорно-двигательного аппарата, которые и осуществляют движение.[10]
    Структуры, отвечающие за нервную регуляцию положения тела в пространстве и движений, находятся в разных отделах ЦНС — от спинного  мозга  до коры больших полушарий. В их расположении прослеживается четкая иерархия, отражающая постепенное совершенствование двигательных функций в процессе эволюции.
    11. Почему фокус сознания ассоциируется со "светлым пятном"?
    И.П. Павлов образно представлял сознание как перемещающуюся по коре зону повышенной возбудимости — "светлое пятно сознания" на темном фоне остальной коры. В настоящее время согласно данным, полученным с использованием метода ПЭТ-томографии, зона локальной активации действительно имеет вид светлого пятна на темном фоне.
    Современным аналогом представлений Павлова можно считать теорию "прожектора" (Crick). Решающая роль в ней отводится таламусу, именно он направляет поток возбуждения в кору больших полушарий. Причем процесс осуществляется таким образом, что в каждый данный момент времени только один из таламических центров находится в состоянии возбуждения, достаточном для создания в коре зоны повышенной возбудимости. Период такой высокой возбудимости длится около 100 мс, а затем усиленный неспецифическим таламическим возбуждением приток импульсов поступает к другому отделу коры. Область наиболее мощной импульсации создает центр внимания, а благодаря постоянным перемещениям потока возбуждения по другим участкам коры, становится возможным их объединение в единую систему.
           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
        Определение понятий 1.   Акцептор результатов действия - психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата.
    2.   Коррелятивная психофизиология - направление исследований, в которых психические явления непосредственно сопоставляются с физиологическими функциями и показателями.
    3.   Эмерджентный - неаддитивный признак, присущий системе как целому.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
         
     
     
     
     
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 2007.- 304 с.
    2.   Греченко Т.Н. Психофизиология. - М.: Гардарики, 2008. – 312 с.
    3.   Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 403 с.
    4.   Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: МГУ, 2007. – 370 с.
    5.   Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: Флинта, 2008. – 288 с.
    6.   Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. - М.: Инфра - М, 2008. – 279 с.
    7.   Психофизиология / Под ред. Ю.И.Александрова. - СПб.: Питер, 2007. – 334 с.
    8.   Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. - М.: Аспект-Пресс, 2007. – 290 с.
    [1] Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. - М.: Аспект-Пресс, 2007. – с. 99
    [2] Психофизиология / Под ред. Ю.И.Александрова. - СПб.: Питер, 2007. – с. 107
    [3] Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. - М.: Инфра - М, 2008. – с. 104
    [4] Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: Флинта, 2008. – с. 66
    [5] Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: МГУ, 2007. – с. 114
    [6] Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2009. – с. 188
    [7] Греченко Т.Н. Психофизиология. - М.: Гардарики, 2008. – с. 78
    [8] Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2009. – с. 147
    [9] Греченко Т.Н. Психофизиология. - М.: Гардарики, 2008. – с 177.
    [10] Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: Флинта, 2008. – с. 104
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Соотношение активности и реактивности в психофизиологии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.