Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Выявления особенностей деятельности органов местного самоуправления в г. Оренбурге и разработка мероприятий по её совершенствования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Выявления особенностей деятельности органов местного самоуправления в г. Оренбурге и разработка мероприятий по её совершенствования
  • Предмет:
    Региональная экономика
  • Когда добавили:
    04.08.2014 16:51:13
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
     
    Введение………………………………………………………………………….4
    1.Теоретические аспекты местного самоуправления
    в России……………………………………………………………………..…….6
    1.1 Понятия и принципы местного самоуправления……………………6
    1.2 Органы и должностные лица городского
    самоуправления…………………………………………………………..10
    1.3 Становление городского самоуправления в России………………..17
    2.Анализ современного состояния городского самоуправления в России на примере города Оренбурга…………………………………………………...…25
    2.1 Органы местного самоуправления в городе Оренбурге……………25
    2.2 Анализ деятельности органов местного самоуправления в сфере
    социально-экономического развития города……………………………32
    2.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов
    местного самоуправления в сфере социально-экономического развития
    г.Оренбурга………………………………………………………………..39
    Заключение………………………………………………………………………43
    Библиографический список……………………………………………………..45
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    В последнее время в науке и  государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе.
    Сегодня крупные города, их представительная и исполнительная власть воспринимаются как политические и экономические конкуренты властей субъектов Федерации. Во многих регионах между этими двумя уровнями власти идет непримиримая борьба. Городское самоуправление в этой ситуации оказывается фактически единственной преградой на пути "подавления городов".
    В связи со сказанным представляется весьма актуальным изучение вопросов городского самоуправления. Это предопределяется, в частности, и тем, что именно в городах в настоящее время проживает большинство населения России, сосредоточена большая часть производственно-экономического, культурного и научного потенциала. Следовательно, от состояния местного самоуправления  в данных  муниципальных образованиях зависит жизнь большей части граждан Российского государства,
    Теоретической основой исследования являются  работы российских ученых и государственных деятелей  В.П. Безобразова, А.В. Васильчикова, А.Д. Градовского, А.В. Дамашке, А.В. Ельчанинова, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, С.А. Приклонского, В.О. Тотомианца и др.
    Целью курсовой работы является выявления особенностей  деятельности органов местного самоуправления в г. Оренбурге и разработка мероприятий по её совершенствования.
    Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
    1) выявить состав и охарактеризовать органы местного самоуправления в городе Оренбурге;
    2) проанализировать деятельность органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития города;
    3) разработать рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере развития.
    Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления в городе Оренбурге.
    Предметом исследования являются органы местного самоуправления в городе Оренбурге.
    В процессе написания курсовой работы использовались методы синтеза и дедукции, для раскрытия ряда основополагающих понятий темы потребовали применения обобщения имеющихся данных и их анализа.
    Информационной базой исследования послужили статистические данные и данные исследований, которые были проведены в городе Оренбурге ранее, а также учебные пособия и учебники по экономике городского хозяйства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1 ТЕОЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
      1.1Понятие и принципы местного самоуправления  
    Многие современные исследователи характеризуют местное самоуправление как самостоятельную деятельность населения и избранных им негосударственных органов.
    Так, Ю.А. Дмитриев определяет местное самоуправление как «инициативную, самостоятельную, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задач, отнесённых к их ведению законом или актом местного самоуправления».
    И.В. Выдрин определяет местное самоуправление «как процесс управления низовыми территориальным сообществами жителей, базирующийся на принципах разумного сочетания представительских институтов и институтов непосредственной демократии, предоставления всем субъектам территориальных сообществ широких возможностей по заявлению и проведению в жизнь собственных интересов, политико-правовой привязанности местного самоуправления к конкретным запросам жителей»
    Официальная законодательная формулировка понятия «местное самоуправление» содержится в п.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»[16].
    Законы субъектов Российской Федерации, как правило, воспроизводят понятие, содержащееся в Федеральном законе.
    Согласно п.1 ст.3 Европейской Хартии о местном самоуправлении, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, «под местным самоуправлением понимается права и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления.
    По мнению А. Замотаева, «несложно обнаружить в этом определении нарушение норм логики: понятие определяется само через себя – местное самоуправление через деятельность органов местного самоуправления». Автор предлагает следующий перевод п.1 ст.3 Европейской Хартии о местном самоуправлении: «Под местным самоуправлении  понимается право и реальная  способность местных властей регламентировать значительную часть местных дел публичной власти и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения».
    С данной точкой зрения, на мой взгляд, можно согласиться. Однако при сравнительном анализе определений Европейской Хартии и Федерального закона несложно обнаружить некоторое несоответствие. Европейская хартия о местном самоуправлении определяет местное самоуправление как право и реальную способность местных властей регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, а Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  под местным самоуправлением понимает деятельность населения по решению вопросов местного значения. На практике подчас очень сложно провести чёткую границу между делами, затрагивающими интересы всего общества, и вопросами местного значения.
    А также употребляемый в законе союз «или» как бы предлагает выбрать из двух обозначенных форм (а на практике зачастую используется их сочетание) или, по крайней мере, ставит их в равное положение, что уже противоречит самой идеи организации местного самоуправления.
    Вот почему целесообразным использовать несколько иной подход к определению местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации следует рассматривать как признаваемый и гарантируемый Конституцией РФ низовой  уровень публичной власти,  реализуемый  путём непосредственной деятельности населения, а также органов местного самоуправления, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.    
    Новый Федеральный закон даёт несколько иную, более конкретную формулировку: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»[12].
    Общие принципы местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
    Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской Хартии местного самоуправления, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов совета Европы.
    Конституция РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления основываясь на положениях Хартии, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.
    В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
     К общим принципам местного самоуправления относятся:
    а) самостоятельность решения  населением вопросов местного значения;
    б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
    в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизлияния граждан;
    г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
    д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
    е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
    ж) соблюдение прав и свобод человека и граждан;
    з) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
    и) гласность деятельности местного самоуправления;
    к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
    л) государственная гарантия местного самоуправления.
     
     
    1.2 Органы и должностные лица городского самоуправления
     
    Важной составной частью системы городского самоуправления являются выборные и другие органы местного самоуправления. Они образуются в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами субъектов Федерации, уставами городов и другими нормативными гнетами, принимаемыми органами городского самоуправления.
    Городская Управа (мэрия) в своей деятельности подотчетна городской Думе. Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью всех органов и должностных лиц городского самоуправления по вопросам выполнения бюджета города, планов и программ экономического и социального развития города, другим вопросам в пределах ее компетенции, а также за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности, находящихся на территории города, правил о создании или преобразовании предприятий и иных объектов рыночной структуры, их размещения на подведомственной территории, соблюдением правил пользования природными ресурсами, экологических, санитарных и строительных норм, договорных обязательств о проведении мероприятий связанных с деятельностью городского самоуправления, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия. Таким образом» городская дума обладает достаточно широкими полномочиями, чтобы контролировать деятельность всех предприятий, учреждений и организаций на территории города[11,с.115].
    Предусматривается должность секретаря городской Думы, который избирается ею из числа депутатов. По статусу секретарь городской Думы  является заместителем городского Головы и выполняет функции но организации работы городской Думы, Городской Голова {мэр города) — высшее должностное лицо городского самоуправления. Он избирается населением города на 4-летний срок из числа его жителей.  Городской Голова руководит исполнительным городской Управой (мэрией) на принципах единоначалия, но в этой работе он подотчетен городской Думе.
    Органами городской Управы являются структурные подразделения городской Управы (департаменты, комитеты, управления, отделы). Они самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении установленных законодательством гарантий самостоятельности этих предприятий, учреждений, организаций.
    В городах России используются такие модели местного самоуправления:
    глава города, избираемый населением, входящий в состав представительного органа местного самоуправления и являющийся его председателем;глава города, избранный представительным органом городского самоуправления из числа депутатов и являющийся одновременно председателем представительного органа;глава города, избранный населением, входящий в состав представительного органа местного самоуправления, но не являющийся его председателем: последний избирается депутатами в качестве самостоятельного лица, действующего на освобожденной  либо неосвобожденной основе;глава города, избранный из числа депутатов представительного органа местного самоуправления, но не являющийся председателем представительного органа, последний избирается представительным органом;глава города, избранный населением, и назначаемый глава городской администрации. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы самоуправления могут формироваться путем выборов и назначения, яри этом наличие выборных органов является обязательным (ст. 14). Так, согласно сведениям Центральной избирательной комиссии РФ о ходе реформы местного самоуправления на 1 сентября 1998 г. из 12.522 муниципальных образований, образованных в субъектах РФ в 12,350 имеются выборные органы местного самоуправления. Таким образом, почти во всех субъектах Федерации имеются выборные органы самоуправления.
    Представительные органы состоят из депутатов, избранных непосредственно населением города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, выражают волю всего населения города и осуществляют от его имени власть. Выборные представительные органы являются не просто составной частью системы городского самоуправления, они занимают в ней ведущее место, им подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц городского самоуправления. Они обладают правом представлять интересы населения города и принимать от его имени решения, действующие на территории города. Численный состав представительных органов различен. Он зависит от размера города, количества жителей, объема работы данного представительного органа и т.д.
    Городской представительный орган является постоянно действующим органом городского самоуправления. В его функции входит обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; управление муниципальной собственностью; обслуживание и социальная защита населения; защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка; защита интересов и прав городского самоуправления.
    Полномочия представительного органа условно можно разделить на две группы: 1) полномочия по закреплению его статуса и депутатов. К ним относятся утверждение регламента, внесение в него изменений и дополнений; избрание и освобождение от должности председателя, заслушивание отчетов о его работе; образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий (комитетов); утверждение структуры. штатов и оплаты труда аппарата и т.п.; 2) полномочия по решению вопросов местного значения.
    В городах в зависимости от численности и компетенции представительного органа обычно создаются следующие постоянные комиссии или комитеты: по регламенту, по законности, по бюджету и налогам, по делам молодежи, по вопросам социальной политики и культуры, по образованию и здравоохранению, по промышленности, транспорту и связи, по вопросам дорожного хозяйства и благоустройства, наблюдательные и т.д.
    Наряду с постоянными комиссиями, представительный орган вправе создавать временные комиссии. Временные комиссии действуют по мере необходимости решения тех или иных вопросов временного характера, по завершению своих обязанностей они упраздняются решением представительного органа городского самоуправления, создавшего эти комиссии [11,с.118].
    Депутат представительного органа городского самоуправления преимущественно должен работать на общественных началах, на непостоянной основе.
    В законодательстве закрепляется возможность императивного мандата, который проявляется в наказах (поручениях) депутата и в возможности отзыва населением. Необходимо обеспечивать реальную связь депутатов с населением, для чего и нужен институт отзыва. Тогда избиратели смогут не только контролировать деятельность депутатов, но и реализовать свое право, закрепленное в ст. 3 Конституции РФ — осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Следует отметить, что по заданию Центральной избирательной комиссии творческим коллективом под руководством профессора С.А. Авакьяна разработан модельный закон о порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления. Он утвержден на заседании Центральной избирательной комиссии в декабре 1998 г. и разослан во все субъекты РФ. До этого законы об отзыве депутатов представительного органа местного самоуправления были приняты в 14 субъектах РФ. Надо надеяться, что в 1999 г. они появятся в гораздо большем числе субъектов РФ.
    Обращения депутата к Думе, главе самоуправления, заместителям главы администрации, к руководителям расположенных на территории города органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности вносятся в письменной форме и оглашаются на заседании Думы.
    Для организационного, правового, информационного и хозяйственного обеспечения деятельности представительного органа создается аппарат, структура и штатная численность которого устанавливается им непосредственно по предложению ее председателя и с учетом мнений постоянных комитетов (комиссий).
    Глава города наделяется собственной компетенцией.
    Он обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов управления городом, по руководству администрацией и осуществлению контроля, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий представительного органа. Он подотчетен как населению города непосредственно, так и представительному органу и несет ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей. При этом он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории города.
    Глава города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования.
    В целях обеспечения взаимодействия представительного и исполнительного органов городского самоуправления глава города может назначать своих представителей в представительный орган.
    Еще один орган городского самоуправления — это администрация. Он является исполнительно—распорядительным органом, формируемым по профессиональному признаку, для осуществления функций управления социально - экономическими процессами развития города.
    Глава города, являясь высшим должностным лицом городского самоуправления, возглавляет администрацию и, следовательно, несет ответственность за ее деятельность перед городским представительным органом и городским сообществом в целом. Он определяет структуру, штаты и фонд оплаты труда администрации в пределах средств, предусмотренных городским бюджетом на эти цели. К сожалению, не во всех уставах городов, указано, имеет ли право городской представительный орган участвовать в формировании администрации.
    Исходя из вышесказанного и исторического опыта нашей страны, наиболее удачным для системы местного самоуправления я считаю вариант, при котором сохранится приоритет представительных органов над исполнительными, выражающийся не только в подотчетности администрации города представительному органу самоуправления, но и в его участии при формировании администрации. Речь идет лишь об ограничениях, сдержках со стороны другой власти, четком установлении полномочий.
    Деятельность администрации, помимо устава, регулируется регламентом и специальным положением.
    В составе администрации создаются территориальные, отраслевые и функциональные структурные подразделения в форме управлений, комитетов и отделов. Структура каждого подразделения, его функции и задачи регламентируются отдельным Положением.
    Функциональные структурные подразделения (комитеты, отделы) образуются с целью обеспечения деятельности администрации в целом, в том числе для экономического и правового обеспечения управления городским хозяйством. Их деятельность возглавляют соответственно председатели и заведующие.
    Администрация города по предмету своей деятельности может издавать правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ, уставу города и правовым нормативным актам представительного органа. Субъектами этого права являются глава города и руководители структурных подразделений.
    Глава города принимает правовые акты нормативного характера — постановления, правовые акты ненормативного характера — распоряжения, и акты, регулирующие трудовые отношения — приказы. Руководители территориальных и отраслевых структурных подразделений администрации в пределах своей компетенции издают распоряжения — правовые акты по вопросам деятельности подразделения и подведомственных предприятий и учреждений, и приказы — акты, регулирующие трудовые правоотношения. Руководители функциональных структурных подразделений администрации по всем вопросам своей деятельности издают приказы.
    Глава города вправе отменить правовые акты руководителей структурных подразделений, а также правовые акты, подписанные им ранее, в случаях: нарушения действующего законодательства, Устава города и решений городского представительного органа; противоречий ранее принятым правовым актам; отсутствия материального или финансового обеспечения для выполнения правового акта.
    Итак, администрация как исполнительно—распорядительный орган города осуществляет управление муниципальным хозяйством, имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает проекты плана социально — экономического развития и бюджета города, проект схемы управления городом, структуру органов городской администрации и положений о них, выполняет другие функции. По вопросам своей деятельности издает правовые акты.
     
     
    1.3 Сущность и становление городского общественного самоуправления
     
    К XI в. Древняя Русь представляла собой единое государство с централизованным управлением. Глава государства – великий князь – издавал общегосударственные законы, имел право объявлять войну и мир, осуществлял международную политику.
    Управление регионами первоначально осуществляли местные лидеры (племенные вожди как Мал Древлянский или приглашенные варяги как Рогволд Полоцкий), которые вершили в своих княжествах суд, охраняли границу, собирали дань.
    Основным органом государственной администрации в Древней Руси была дружина. Служилые люди делились на старшую и младшую дружину.
    Высшим органом городского самоуправления являлось вече. Вече заключало ряд с князем, принимало решение о наборе ополчения. Состав веча определялся местными обычаями.
    На уровне местного управления существовали должности тысяцкого и посадника, которые в некоторых городах были выборными. Первоначально тысяцкий был начальником, стоявшим во главе тысячи воинов. По другим сведениям тысяцкий означал главу тысячи горожан. Тысяцкий обычно отвечал за оборону городской крепости, осуществлял городской суд. Посадник стоял во главе посада, городского района за стенами крепости. Посадник осуществлял гражданское руководство на подчиненной территории. Значение посадников варьировалось в зависимости от города. В некоторых городах посадник (Новгород, Псков) – выборная должность, представитель местного самоуправления. В других городах (Владимир) посадник мог быть представителем старшего города или удельного князя. В этом случае посадников могло быть несколько, их полномочия были равны полномочиям наместников.
    Земская община – основа местного самоуправления, участвовала в судебных разбирательствах, распределении земли [9,с.56].
    Все вольные подданные великого князя по средневековому праву имели право отъезда, т. е. могли по собственному желанию поменять место службы и отъехать в другое государство .
    В 1550-е гг. была проведена реформа местного самоуправления. Территория Российского государства была поделена на волости. Внутри волостей основной административной единицей являлась губа, которая управлялась выборной администрацией. Во главе губы были губные старосты, которые следили за порядком на территории городов и уездов, вели дело производство. На территории города в управленческую администрацию входили городовые приказчики. Различные мелкие поручения выполняли целовальники, т. е. чиновники, целовавшие крест.
    Губные старосты должны были избираться, основное требование к занятию этой должности – грамотность. Обычно старостами становились отставные служилые люди или пожилые горожане. Губные старосты подчинялись Разбойному приказу, по избирании принимали присягу в Москве. Администрация старосты состоял из подьячих тюремных сторожей и палачей, которые принимали присягу на месте. Работники местной администрации получали денежную компенсацию за время нахождения на службе [9, c. 86].
    При Петре I появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по западному типу, приказал учредить бурмистрскую палату в Москве, а по городам учредить бурмистров «к расправным и купецким делам и соборам» и «выбирать им в бурмистры меж себя погодно... добрых и правдивых люден, кого они меж себя и по скольку человек похотят».
    Бурмистрские избы ведали сбором податей, налогов, несением повинностей городского населения, а также судом над ним. В состав бурмистрских изб входили бурмистры — выборные от купцов, фабрикантов, сотен и слобод. Выборы бурмистров проводились ежегодно. Бурмистры в свою очередь выбирали из своей среды на каждый месяц президента, который стоял во главе избы.
    В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты, которые заботились о развитии торговли и промышленности, об организации школ, осуществляли финансовую деятельность и суд по гражданским делам.
    В 1720 г. в Санкт-Петербурге в связи с созданием коллегий, на правах коллегии был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России».
    По регламенту Главного магистрата 1721 г. горожане стали делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Первая гильдия: банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия: ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении.
    По западноевропейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.
    В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.
    В городах учреждалось городское общество, названное мещанством и состоявшее из купцов и промышленников разного рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству, или городскому обществу, предоставлялись права на промыслы, с исключением иногородних, право распоряжения общественным имуществом, право собираться по приказанию и дозволению начальника губернии для выборов из своей среды должностных лиц и выслушивания предложений начальства. Из выбранных лиц составлялся магистрат, которому поручалась защита городских жителей от неправильных служб и тягостей, т. е. с финансовым интересом, а также охрана города. Для охраны беспомощных членов городского общества (малолетних сирот и вдов) из выбранных лиц учреждалось особое присутственное место — сиротский суд, которому, а не самому обществу, поручалось попечение о них [9,с.107].
    В городе согласно жалованной грамоте действовали следующие должностные лица и учреждения: городничий, городовой магистрат и при нем городовой сиротский суд и словесный суд. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.
    Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказаться от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в Шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством городского головы.
    Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т. е. была исполнительным органом городского самоуправления.
    Следующий крупный шаг в сторону самоуправления был сделан при Екатерине II, принявшей специальный акт - «Грамоту на права и выгоды городов Российской империи». Появились губернские и уездные дворянский собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Однако вся система самоуправления, как и прежде, строилась по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников: городничих, полицмейстеров и др. С завершением правления Екатерины процесс снова пошел вспять.
    Этапным моментом в развитии местного самоуправления в России оказались земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и т.п. Властное влияние общины («мира») на жизнь крестьян было исключительно велико. Общинные (артельные) традиции прочно укоренились в сознании русского и близких ему народов.
    Органами городского самоуправления были городская дума и городская управа. Но одновременно с ними на местах существовали и органы государственной власти. Земские и городские органы не были подчинены местной государственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов.
    Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после Февральской революции 1917 года. 21 мая Временное правительство приняло пакет законов о земской и городской реформе. В короткие сроки было воссоздано более 9,5 тыс. волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не удалось - наступил октябрь 1917 года.
    После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов, не могла не вступить в противоречия с задачами государства диктатуры пролетариата. В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой соподчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Все советы действовали под контролем коммунистической партии. Однако необходимость скорейшего преодоления разрухи после Гражданской войны вызвала к жизни новую экономическую политику с определенным допуском рыночных методов хозяйствования, некоторой децентрализации власти и организацией хозяйственного самоуправления на местах. В 1920-1923 гг. при сохранении партийного руководства под местное самоуправление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное и похоронное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.
    В 1925 г. было принято Положение о городских советах, а в 1926 г. - Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. активно развивалась муниципальная наука, крупнейшим представителем который был профессор Л.Велихов. Его фундаментальный труд «Основы городского хозяйства», изданный в 1928 г., и сегодня сохраняет свою актуальность.
    С 1927 - 1928 гг. в СССР наступил новый период развития, период «великого перелома» и ускоренной индустриализации, характеризующийся резким усилением централизации хозяйственной жизни.
    Была проведена административно-территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов созданы укрупненные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все самоуправленческие зачатки в городах ив деревне были ликвидированы, а сам термин «самоуправление» надолго исчез из употребления. Профессора Л.Велихова репрессировали. Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 80-х годов.
    Формально советская власть была вполне демократичной. По Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года советы избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Были введены институт «Наказов избирателей» своим депутатам и система отзыва депутатов, не оправдавших доверие избирателей. Из числа депутатов создавались постоянные комиссии для предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на сессии советов. Совет избирал из своего состав исполнительный комитет, его председателя и заместителей, подотчетных совету. В подготовленные исполкомами проекты бюджетов можно было вносить поправки на сессиях местных советов.
    Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на безальтернативной основе, а кандидатура единственного претендента по каждому избирательному округу подбиралась партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций «качественного состава» (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и в возрасте, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т.д.). Сценарии сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не была ни истинным народовластием, ни самоуправлением.
    Интерес к идее МСУ вернулся с началом перестройки во второй половине 80-х гг. Развитие малого предпринимательства и расширение местной инициативы в сфере экономики требовали адекватных преобразований в системе местной власти. В апреле 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности. В июле 1991 г. был принят российский Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» Эти законы позволили начать возрождение МСУ на новых основах, при демократических альтернативных выборах и в условиях многопартийности. Система исполкомов с коллегиальной ответственностью за принимаемые решения была заменена системой глав администраций, действующих на принципах единоначалия. Однако сохранялась система вышестоящих и нижестоящих советов. Закон детально регламентировал все полномочия совета и администрации каждого уровня. Глава администрации назначался главой вышестоящей администрации, хотя и с согласия совета.
    В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х гг., приведших к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти. Все это закончилось известными событиями октября 1993 года, после которых советы всех уровней были распущены.
    Переходный период до конца 1995 г. характеризовался доминированием исполнительной власти. Лишь в некоторых регионах были избраны по временным положениям представительные органы местного самоуправления с весьма ограниченными полномочиями. Только после принятия в 1995 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось возрождение МСУ в России. Почти везде стали избираться и функционировать органы местного самоуправления. Однако даже на момент принятия Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и до сей поры существенно отстает процесс формирования его финансово-экономической основы.
     
    2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
    2.1 Органы местного самоуправления в городе Оренбурге
     
     Местное самоуправление в городе Оренбурге - форма осуществления населением города своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Оренбургской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
    Местное самоуправление в городе Оренбурге осуществляется населением с применением следующих форм:
    - местный референдум,
    - муниципальные выборы,
    - голосование по отзыву депутата Оренбургского городского Совета, Главы города Оренбурга, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования,
    - правотворческая инициатива граждан,
    - территориальное общественное самоуправление,
    - публичные слушания,
    - собрание граждан,
    - конференция граждан,
    - опрос граждан,
    - обращения граждан в органы местного самоуправления,
    - другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.
    Представительный органом местного самоуправления города Оренбурга является Оренбургский городской Совет. Уставом города Оренбурга определено, что Оренбургский городской Совет состоит из 39 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов Совета определен соответствующими законами Оренбургской области и составляет 5 лет.
    Оренбургский городской Совет утверждает Устав города Оренбурга, а также принимает постановления и распоряжения. К полномочиям Совета относятся: утверждение бюджета города, принятие общеобязательных правил по предметам ведения города, установление и отмена местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения городской муниципальной собственностью, утверждение структуры городской администрации. Кроме того, Совет осуществляет контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, законностью и целесообразностью исполнения бюджета города.
    Администрация города Оренбурга является исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления, формируемым в соответствии с Уставом города Оренбурга в целях обеспечения деятельности Главы города как высшего выборного должностного лица по осуществлению им муниципальной власти.
    Правовой основой деятельности администрации являются: Конституция Российской Федерации, законодательные акты РФ и Оренбургской области, Устав города Оренбурга, Постановления городского Совета и распоряжения Главы города.
    Администрация принимает необходимые меры по созданию условий для:
    реализации Главой города своих полномочий, предусмотренных Уставом города Оренбурга;обеспечения Главой города согласованного функционирования и взаимодействия органов местного самоуправления города;определения Главой города основных направлений по развитию и становлению местного самоуправления на территории Оренбурга;принятия Главой города необходимых мер по содействию населения Оренбурга в осуществлении права на местное самоуправление;обеспечение подготовки и согласования проектов распоряжений Главы города, договоров и соглашений. Администрация также:
    обеспечивает деятельность совещательных и консультативных органов при Главе города, а также иных структур в порядке, установленном Главой города;осуществляет информационно-аналитическое и программное обеспечение деятельности Главы города Оренбурга и исполнения своих функций;взаимодействует с постоянными депутатскими комиссиями Оренбургского городского Совета, судами, органами прокуратуры, территориальными органами Федеральной исполнительной власти, органами государственной власти Оренбургской области, общественными объединениями и иными организациями, действующими на территории города;обеспечивает сбор и обработку информации о социально-экономических, политических и правовых процессах, происходящих в Оренбурге;осуществляет учет и анализ обращений граждан, предложений физических и юридических лиц. В администрацию входят:
    заместители Главы города, референты, помощники;отделы, комитеты, управления, фонды и другие подразделения администрации. Глава города Оренбурга имеет одного первого заместителя, заместителей и заместителей Главы – руководителей подразделений администрации
    В целях обеспечения координации деятельности администрации по управлению городским хозяйством Глава города распределяет обязанности между заместителями.
    Распределение обязанностей включает в себя вопросы ведения, курирования, обеспечения, представления и взаимодействия. Функции и полномочия органов администрации, организация и порядок их деятельности определяется Положениями об этих органах.
    Кроме того, отделы, комитеты, управления, фонды, входящие в структуру администрации города, в рамках своей компетенции, принимают необходимые меры по созданию условий для реализации Главой города своих полномочий. Отраслевые (функциональные) органы администрации города Оренбурга (управления, комитеты, отделы и т.д.) осуществляют полномочия по управлению отраслями местного хозяйства и социальной сферы. К ним относятся: Управление жилищной политики; Управление по информационной работе, общественным и межрегиональным связям; Финансовое Управление; Комитет экономики и перспективного развития; Комитет по физической культуре и спорту; Управление делами; Отдел по взаимодействию с органами публичной власти и муниципальным сообществом; Управление по информатике и связи; Комитет по градостроительству и архитектуре; Управление по правовым вопросам; Отдел по организационной работе; Отдел по работе с обращениями граждан ; Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства ;Управление социальной защиты населения; Управление по культуре и искусству; Управление молодежной политики; Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга; Отдел ЗАГС; Управление здравоохранения; Управление образования; Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города; Управление землепользования и развития пригородного хозяйства; Управление жилищно-коммунального хозяйства; Управление пассажирского транспорта.
    Порядок формирования, полномочия и организация работы отраслевых (функциональных) органов администрации города Оренбурга определяются Положениями, утвержденными городским Советом по представлению Главы города Оренбурга. В соответствии с указанными Положениями отраслевые (функциональные) органы администрации города Оренбурга могут обладать правами юридического лица.
    Территориальное общественное самоуправление также является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
    Правовую основу территориального общественного самоуправления в городе Оренбурге составляют: Федеральный закон от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав города Оренбурга, решение Оренбургского городского Совета от 23.04.07 №267 «Об утверждении Положения «О территориальном общественном самоуправлении в городе Оренбурге».
    В отличие от общественных объединений и коммерческих организаций, органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования и объединяют население не на основе членства, связанного с какими-либо условиями (соблюдение устава, уплата членских взносов, извлечение прибыли и т. д.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов.
    На сегодняшний день в администрации города Оренбурга зарегистрировано 120 комитетов территориального общественного самоуправления:
    - в Ленинском районе - 34;
    - в Центральном - 31;
    - в Промышленном - 27;
    - в Дзержинском - 28.
    В тесном взаимодействии с городской администрацией и службами округов КТОСы проводят большую работу в микрорайонах города. Совместное составление планов работы предусматривает участие комитетов в культурно-массовых мероприятиях, в благоустройстве территории, в работе с молодежью и т. д.
    КТОСы осуществляют обратную связь с населением, оказывают содействие в проведении городских, окружных и районных мероприятий.
    Так, традиционно в Южном и Северном округах в летний период проводятся Дни микрорайонов, в ходе которых жители, помимо участия в культурных программах, имеют возможность задать наболевшие вопросы руководству администрации города, округов и специалистам различных служб. Все вопросы берутся на контроль.
    Комитеты территориального общественного самоуправления принимают активное участие в благоустройстве территорий частного сектора. Совместно с комитетами проводятся сходы граждан по установке контейнерных площадок и заключению договоров на вывоз мусора в частном секторе, решаются проблемы освещения и телефонизации улиц.
    КТОСы принимают самое активное участие в разработке и реализации целевых муниципальных программ - таких, как «Двор», «Фасады», «Заборы» и множества других.
    Совместно с Советами ветеранов КТОСы проводят встречи ветеранов со школьниками, поздравляют участников войн, вдов погибших и тружеников тыла. Кроме того, комитеты принимают участие в акциях, проводимых Центрами социальной защиты населения (по сбору вещей для малообеспеченных граждан, оказанию помощи по уходу за больными и престарелыми и т. д.).
    Субботники и месячники благоустройства и озеленения города стали неотъемлемой частью работы КТОСов. По заявкам комитетов выделяются транспорт и рабочая сила для оказания помощи в наведении порядка. Ежегодно с участием КТОСов приводятся в порядок детские и спортивные площадки, дворы, улицы, парки, скверы и обширные территории частного сектора.
    Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города проводятся рейды по территориям микрорайонов для выявления и профилактики асоциальных явлений среди молодежи. Для помощи районным отделениям милиции в охране общественного порядка в микрорайонах формируются дружины и опорные пункты.
    Традиционно комитеты участвуют в организации и проведении праздничных мероприятий. Открытие новогодних елок в микрорайонах, Масленица, День защитника Отечества 23 февраля, Международный женский день 8 Марта, День Победы, Праздник цветов, День пожилого человека - это далеко не полный перечень праздников с участием представителей КТОСов.
    В микрорайонах систематически проводятся встречи с депутатами Оренбургского городского Совета. Депутаты, руководители предприятий и организаций, предприниматели часто выступают спонсорами мероприятий, проводимых комитетами территориального общественного самоуправления.
    За активную работу с населением по месту жительства и в целях стимулирования развития территориального общественного самоуправления председатели КТОСов в течение года дважды получают денежное вознаграждение. Средства выделяются из муниципального бюджета на основании постановления Главы города.
    Деятельность КТОСов периодически освещается в средствах массовой информации.
    Приближенность органов территориального общественного самоуправления к населению, а главное, тесная связь их деятельности с повседневными жизненными интересами граждан, определяют необходимость последовательного повышения их роли в системе местного самоуправления.
     
    2.2.Анализ деятельности органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития города.
     
    Оренбург занимает значимое место в социально-экономическом развитии области и Приволжского федерального округа. Город является столицей Оренбургской области, ведущим промышленным, финансовым, политическим и культурным центром области.
    В городском округе Оренбург проживает, по оценочным данным, 549,2 тыс. человек. Из них 533,9 тыс. человек, или 97,2%, составляет городское население, остальные – сельское население, проживающее на территории сельских поселений в составе округа.
    Последние годы (с 2000 г.) численность населения Оренбурга снижается примерно на 2-4 тыс. человек ежегодно.
    Убыль населения вызвана совокупным действием отрицательных факторов естественного и (в большей степени) механического прироста. Смертность в городе в настоящее время превышает рождаемость в 1,25 раза, а отток мигрантов в 1,7 раза превышает приток. Численность трудовых ресурсов в Оренбурге – 363,9 тыс. чел., что составляет 66% от общей численности населения. Официально в экономике занято 74,6% трудовых ресурсов города, что является довольно высоким показателем.
    Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по городу с поправкой на инфляцию повышалась, увеличиваясь на 7-10% ежегодно. По итогам 2003 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по городу составила 4,8 тыс. руб., в 2004 г. – 5,9 тыс. руб., в 2005 г. – 7,2 тыс. руб.
    Потребительский рынок Оренбурга развивается достаточно активно. Оборот розничной торговли в городе в 2005 г. составлял 37,3 млрд. рублей, или 67,2 тыс. руб. на 1 жителя города. В 2002-2003 гг. Оренбург занимал средние позиции среди городов группы сравнения по данному параметру: превосходил Курган и Рязань, но уступал Самаре, Томску и Тюмени.
    Экономическая база города характеризуется преобладанием промышленного сектора. Оренбург обеспечивает более 30% объема промышленной продукции Оренбургской области. В промышленности работает около 20% всего занятого населения города.
    В структуре промышленного производства Оренбурга доминирует топливная промышленность, доля которой в общем объеме производимой промышленной продукции доходит до 60%. По 10-12% приходится на электроэнергетику, машиностроение и металлообработку, а также пищевую промышленность.
    По данным на начало 2005 г., агропромышленный комплекс городского округа Оренбург формируют 15 сельскохозяйственных предприятий (11 крупных и 4 малых), 1 предприятие по техническому обслуживанию и 123 крестьянских (фермерских) хозяйства.
    В настоящее время хозяйства осуществляют политику расширения посевных площадей. Посевы под зерновые культуры увеличены на 3,8 тыс. га, планируется увеличение посевных площадей под картофель и овощные культуры. В то же время финансовое положение хозяйств всех видов неустойчиво, уровень доходов большей части сельхозпредприятий не позволяет вести расширенное воспроизводство и обновлять техническую базу, износ которой составляет в среднем 70%.
    В сфере малого предпринимательства по состоянию на 01.01.2006 г. на территории Оренбурга зарегистрировано 7750 малых предприятий (из них 6970, т.е. 90%, – действующие) и 13 260 предпринимателей без образования юридического лица. В душевом исчислении на 1000 жителей города приходятся 39 субъектов малого предпринимательства, в т.ч. 15,5 малых предприятий. Всего в малом бизнесе Оренбурга официально постоянно работает 102 тыс. человек, что составляет более 37% всего занятого в экономике населения; по России данный показатель в среднем составляет 18%.
    Число малых предприятий в городе в начале 2000-х гг. ежегодно росло (с 2000 г. – почти в 2,2 раза).
    Общий объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования в 2005 г. составил 17,3 млрд. руб. В сопоставимых ценах это на 37,9% больше, чем год назад. С 2001 г., когда наблюдался спад инвестиционной активности, объем инвестиций ежегодно растет, до 2004 г. включительно  – в среднем на 25-50% [19].
    Положительной тенденцией инвестиционной активности последних лет является снижение в структуре инвестиций в основной капитал доли инвестиций, осуществляемых за счет собственных средств предприятий, и рост доли инвестиций за счет привлеченных средств, главным образом – банковских кредитов. Объем последних в сопоставимых ценах с 2001 г. вырос почти в 10 раз.
    Законом Оренбургской области от 30.11.2005 года № 2738/499-III-03 «О межбюджетных отношениях в Оренбургской области» органы местного самоуправления наделены полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также безнадзорных детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
    Социальная помощь отдельным категориям горожан предоставляются в виде льгот в натуральном выражении, адресных компенсаций взамен отдельных льгот, а также в виде различных доплат и выплат. В частности, в 2005 г. городским бюджетом поддерживается 16 категорий граждан (99 342 чел.) 9 видами выплат и помощи, на сумму 150.068,19 тыс. руб. из городского бюджета, что составило 84% плановых.
    Оказание различных видов материальной помощи жителям города осуществляется исключительно на заявительной основе с соблюдением принципа адресности. Основным критерием оказания материальной помощи является среднедушевой доход семьи.
    Главным документом, обозначившим политику органов местного самоуправления, стал план социально-экономического развития города Оренбурга на 2007-2010 годы.
    Органы местного самоуправления, общественность, городской Совет пришли к пониманию того, что необходимо прогнозировать развитие города на среднесрочную перспективу, определять главные цели, задачи, миссии для развития города, использовать эффективно внутренние ресурсы и организационные действия для достижения стратегических результатов.
    Главной стратегической целью социально-экономического развития Оренбурга на период 2007–2010 годы определен рост благосостояния и качества жизни нынешнего и будущего поколения горожан на условиях доступности ресурсов для населения, экономики с учетом эффективного их использования. Девизом развития города до 2010 года, определенным главной стратегической целью, предлагается «Качество жизни, динамичная экономика, социальное партнерство» [19].
    В рамках достижения этой цели были обозначены приоритетные направления социально-экономического развития города:
    1)Повышение качества и эффективности предоставления общественных услуг с помощью управления и бюджетирования по результатам;
    2) Повышение инвестиционной привлекательности города Оренбурга;
    3) Новая жизнь ведущих предприятий города Оренбурга: приоритеты с учетом выпуска потребительских товаров;
    4) Развитие продовольственного пояса города Оренбурга;
    5) Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга;
    6) совершенствование системы градорегулирования и разработка правил землепользования и застройки города Оренбурга;
    7) Развитие человеческого капитала города Оренбурга;
    8) Развитие гражданского общества и местного самоуправления  в городе Оренбурге.
    Однако кризисные проявления на мировом финансовом рынке внесли определенные коррективы в деятельность предприятий и соответственно в развитие всей экономики города в целом.
    Кризис из финансово-банковской сферы перекинулся в сферу производства.
    С целью «смягчения» последствий финансового кризиса в ноябре 2008 г. была сформирована рабочая группа по предотвращению возможных кризисных проявлений в экономике города, проводится мониторинг состояния дел в реальном секторе экономики, на основных предприятиях и в организациях всех отраслей промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, торговли и сферы услуг.
    По итогам мониторинга проводятся совещания рабочей группы с приглашением руководителей хозяйствующих субъектов, представителей кредитно-финансовых учреждений с целью выработки совместных путей выхода из сложившейся ситуации. Разработаны и утверждены Главой города мероприятия по преодолению возможных кризисных проявлений. Администрацией города заключены Соглашения с предприятиями перерабатывающих отраслей об установлении предельных отпускных цен на продукты питания первой необходимости (мука 3-х сортов, хлеб 3-х сортов, молоко, кефир, масло растительное); с сетевыми компаниями, осуществляющими торговую деятельность - об установлении предельных размеров торговых надбавок к отпускной цене товаропроизводителей на основные продукты питания (хлеб не более 10%, молоко, кефир, яйцо столовое, масло растительное не более 12%). Работает «телефон доверия», на который поступают звонки от горожан – работников предприятий, применяющих режим сокращенного рабочего времени, несвоевременно выплачивающих заработную плату.
    Продолжала работу оперативная комиссия по стабилизации экономики города, на которой рассматривались вопросы финансовой неустойчивости предприятий, задолженности по зарплате, выплаты зарплаты ниже среднеотраслевого уровня.
    К сожалению, наш город также коснулся финансовый кризис, который затронул все отрасли экономики. На ряде предприятий не удалось достигнуть планируемых темпов роста производства, в полной мере реализовать инвестиционные программы, долгосрочные проекты. Однако, администрация города предпринимает возможные меры по «смягчению» кризисных ситуаций, в том числе и административные. Поэтому основной целью городского экономического развития остается оптимальное использование всех городских ресурсов, эффективная работа городского коммунального хозяйства, транспорта, строительства, развитие социальной сферы, создание благоприятной инфраструктуры для предприятий с целью жизнеобеспечения и повышение качества жизни горожан.
    Существует ряд показателей, которые позволяют получить наиболее полную картину в сфере социально-экономического развития города, что в свою очередь является своеобразным индикатором работы местных органов самоуправления. Показатели представленные в таблице являются результатом подсчётов за 2008 год.
    Наиболее целесообразно рассматривать данные показатели в сравнении с 2007 года. Это позволит наглядно увидеть достигнутое за год и то над чем ещё стоит работать.
    Таблица 2.2 – Основные показатели социально-экономического развития города
     
     
    Показатели
     
     
    Единица
    измерения
     
    2008 г.
     
    в % к 2007 г.
    Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами организациями по фактическим видам деятельности
     
     
     
    по видам деятельности
     
     
     
    добыча полезных ископаемых
    - обрабатывающие производства
    - производство и распределение электроэнергии, газа и воды
    млрд. руб.
    14,0
    28,3
    36,5
    128,1
    125,6
    107,1
    Ввод в действие жилых домов
    тыс. м2
    324,1
    96,6
    Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (оценка)
    млрд. руб.
    24,6
    107,9
    Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» (по крупным и средним организациям)
    млн. руб.
    12 488,3
    111,4
    Оборот розничной торговли (оценка)
    млрд. руб.
    80,4
    126,0
    Уровень официально зарегистрированной безработицы
    %
    0,5
    х
    Среднемесячная начисленная заработная плата по полному кругу предприятий (оценка)
    руб.
    15 729,1
    136,5
    Средний размер пенсии
    руб.
    4 359,54
    123,4
    Просроченная задолженность по заработной плате
    тыс. руб.
    3 472
    -
    Удельный вес убыточных предприятий в общем количестве крупных и средних предприятий (на 1.12.2008)
    %
    16,3
    +0,4 процентных пункта
    Грузооборот транспорта
    млн. т-км
    11 981,4
    99,6
    Недоимка по налогам и сборам в бюджет города
    млн. руб.
    192,1
    97,1
    Исполнение бюджета города
    - по доходам
    - по расходам
    млн. руб.
     
    7838,2
    7876,5
     
    98,1
    94,6
    Индекс потребительских цен
    %
    112,5
    х
     
    Анализируя показатели, приведенные в таблице можно сделать вывод о том, что по основным показателем социально-экономического развития города наблюдаются скорее  положительные изменения. Однако некоторые показатели не обозначены в таблице в сравнении в 2007 годом. Именно эти показатели в большей степени затронули кризисные проявления. По предварительной оценке такой показатель как уровень безработицы по сравнению с 2007 годом возрос на 14,5%.
    В следующем пункте курсовой работе будут выдвинуты рекомендации по улучшению социально-экономического развития города Оренбурга.
     
     
    2.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития г.Оренбурга.
     
     
    Город Оренбург является довольно перспективным и динамично развивающимся. Как видно из таблицы 2.2 для города характерна положительная динамика изменения основных показателей социально-экономического развития. Однако нельзя не заметить, что проблема безработицы в условиях кризиса стала выходить на первый план. Для города характерна скрытая безработица, имеющая форму перевода предприятий, испытывающих финансовые трудности, на режим неполного рабочего времени и отправления работников в неоплачиваемые отпуска.  Довольно сложно  реализовать основную цель социально экономического развития города, обозначенную как  «рост благосостояния и качества жизни нынешнего и будущего поколения горожан» при столь динамично возрастающем уровне безработицы. Высокий уровень безработицы в свою очередь свидетельствует о проблемах на предприятиях города. В этой связи органы местного самоуправления должны уделить особое внимание поддержанию промышленного сектора. Конечно, было бы не разумно говорить о том, что город способен в одиночку справиться с проблемами такого масштаба, но оказать определённую помощь  всё-таки возможно.
    И в первую очередь для этого требуется чёткая и согласованная работа органов местного самоуправления и руководителей предприятий и организаций различного уровня. Главной целью такого взаимодействия должно стать сохранение рабочих мест на предприятии города.
    Кроме того необходимо  нельзя забывать, что проблемы на рынке труда города существовали и до кризиса. В качестве мер по преодолению данных проблем предлагается осуществить в городе ряд мероприятий, ориентированных на создание новых рабочих мест, оказание помощи в трудоустройстве и материальной поддержке граждан, развитие системы общественных работ, обеспечение дополнительных гарантий занятости для граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, содействие самостоятельной занятости граждан и поддержку их предпринимательской деятельности, профессиональную ориентацию и переподготовку  незанятого населения. А именно:
    создать банк данных создания новых рабочих мест и вакансий;активизировать работу по созданию новых рабочих мест субъектами хозяйствования различных форм собственности;организовать проведение общественных работ;ежегодно проводить "Ярмарку вакансий" и "Ярмарку учебных мест;ежегодно пересматривать квоты приёма на работу социально незащищённых граждан;шире практиковать выделение ссуд и субсидий в целях поддержки предпринимательской деятельности граждан;развивать систему профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных;разработать положение о стимулировании нанимателей по сохранению и созданию рабочих мест. Также, на мой взгляд, особого внимания со стороны местных органов самоуправления требует такой аспект как социальная защита населения. В области социальной помощи на сегодняшний день назрела необходимость создания более эффективных форм отчетности, внедрения системы мониторинга, перестройки системы сбора информации таким образом, чтобы она предоставляла сведения о показателях результативности и социального эффекта бюджетных расходов, а также позволяла бы адекватно оценивать ресурсы по различным программам для их сопоставления с результатами. На сегодняшний день также становится очевидным, что стационарные формы поддержки различных категорий граждан достаточно затратны (в первую очередь, за счет большой стоимости капитальных вложений), в то время как бюджетные ресурсы, несмотря на отсутствие в Оренбурге проблем с финансированием отрасли, по-прежнему ограничены. В этих условиях повышению эффективности услуг для населения может способствовать пересмотр финансовых отношений и управленческого взаимодействия органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, переход на заказ социальных услуг как альтернативу финансированию учреждений.
    Анализ качественно-количественного состава работников сферы социальной защиты населения показал необходимость продолжать повышать образовательный уровень руководителей и специалистов. По данным отчетов Управления социальной защиты населения, половина (49%) работников имеет только средне-профессиональное образование и 43% – высшее образование. Остальные 8% начальное профессиональное и среднее образование.
    В городе существует ещё немало проблем социально-экономического характера, которые, безусловно, требуют решения. Однако принятый в 2006 году план социально-экономического развития Оренбурга в полной мере освещает существующие проблемы и предлагает оптимальные пути их решения. Кроме того статистика за 2007-2008 годы свидетельствует о том что данная программа работает и приносит определённые плоды. Таким образом, в качестве главной рекомендации в сфере социально-экономического развития города можно обозначить следование основным направлениям принятой программы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
    В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.
    На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.
    Ко всем вышеперечисленным факторам также можно отнести кризисные проявления в экономике, которые затрудняют работу органов местного самоуправления города. И тормозят всё развитие модели местного самоуправления как таковой. С подобными проблемами столкнулся и рассматриваемый в данной курсовой работе город Оренбург. Однако наличие ресурсов и правильность и правильность их использования способны помочь решить городу существующие проблемы и выйти на новый уровень социально-экономического развития.
    Как объект исследования в данной работе была обозначена деятельность органов местного самоуправления в городе Оренбурге. В процессе решения задач, которые были определены в начале данной работы, было установлено, что:
    1.В городе существует стандартная система организации органов местного самоуправления включающая администрацию города, городской совет, комитеты территориального общественного самоуправления, а также ряд структурных отраслевых подразделений  обеспечивающих нормальное функционирование социально-экономической сферы города.
    2.Деятельность органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития является довольно продуктивной, об этом свидетельствуют статистические данные отражающие положительные изменения по основной группе показателей. Также  органами местного самоуправления разрабатываются и реализуются меры антикризисного характера;
    3.Основные направления развития города довольно подробно обозначены в плане социально-экономического развития города на 2007-2010 годы. Данный план является оптимальным для города Оренбурга. Приоритетным направлением, по моему мнению, на данном этапе должна стать поддержка социально-экономической сферы города в условиях кризиса и борьба с безработицей в том числе.
    Органы местного самоуправления играют первостепенную роль в улучшении благосостояния города и поддержании уровня жизни населения. Поэтому от того на сколько грамотно будет осуществляться их деятельность зависит вся система городского хозяйства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Библиографический список
     
    Артамонов А.Д. Экономические критерии местного самоуправления в России//Российское предпринимательство. – 2008. - №7. – с.118-121Бабун Р.В. Современные проблемы местного самоуправление// Муниципальная власть. – 2008. - №4-с.48-65Баранчиков В.А. Муниципальное право: учебник для вузов. М., 2000. С.370., Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: монография. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 192с.Болтенкова Л.Ф. Упразднение органов местного управления и создание Советов» М., 2006.Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.Вебер М.История хозяйства. Город./ М.Вебер. – М: Канон-пресс-ц Кучково поле,2001.-576с.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление : проблемы теории и практики.- 2-е изд.перераб. и доп..- М.:Финансы и статистика,2004.-176с.Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2000.-213с.Занодворнов В.С., Занодворнова А.В. Экономика города. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «Академкнига»,2003. – 272сИгнатов В.Г. Местное самоуправление в современной России./ В.Г.Игнатов, В.В.Рудой. - Ростов Н/Д: Феникс,2001.- 416 с.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Http://www.rg.ru/.Коробко В Экономика городского хозяйства: Учебное пособие для студентов высших учебных . – М.:Академия ИЦ, 2008. – 159 с.Муниципальное право: учебник для вузов / под ред. А.М. Никитина. М., 2000. С.367.Лапин В.А., Крестьянинов А.В., Коновалова И.Н. Основы местного самоуправления / Под общ. ред. В.А. Лапина: учеб. пособие. – М.: Дело, 2006. – 256 с.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. [Электронный ресурс].: http://garant.ru/.Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999. С. 305.О Салливан А. Экономика города. – 4-е изд.: Пер.с англ. – М.:ИНФРА-М, 2002. – XXVI,706с.Официальный сайт администрации города Оренбурга [электронный ресурс]. Электрон. дан. – Оренбург,2009. – www.admin.ruО традициях местного самоуправления в России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. - №12-с.39-42Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства: учебник./Ю.В.Филиппов, Т.Т.Авдеева. – Дело,2000.-264с.Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2003. – 120 с.Чекалин В.С.Экономика городского хозяйства: учебное пособие./В.С.Чекалин. – СПб.: СПбГИЭУ,2003. – 166с.Юматов А.С.Экономика городского хозяйства: Методические указания по изучению ,конспект лекций – Оренбург: ГОУВПО «ОГИМ», 2005.- 92с.  
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Выявления особенностей деятельности органов местного самоуправления в г. Оренбурге и разработка мероприятий по её совершенствования ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.