Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экологический менеджмент

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Экологический менеджмент
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    05.08.2014 13:56:38
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    ВВЕДЕНИЕ Экологический менеджмент является одним из видов специального менеджмента, представляет собой часть общей системы менеджмента, изучающего основные принципы и закономерности управления (организационная структура, функции управления, управленческий цикл, стратегия управления, планирование, мотивация, лидерство и др.).
    Экологический менеджмент можно определить как специальную систему управления, направленную на сохранение качества окружающей среды, обеспечение нормативно-правовых экологических параметров и основанную на концепции устойчивого развития общества.
    Практическая реализация принципов устойчивого развития во многом определяется организацией и развитием систем производственно-экологического управления и экологического менеджмента.[1]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭКОЛОГИЗИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Различают экологизированный менеджмент и экологический менеджмент.
    Экологизированный менеджмент (Environmental Management) не требует существенной смены сложившейся технико-экономической системы. Это как бы консервативный экологический менеджмент или первая ступень готовности предприятия к решению проблем экологической безопасности.
    Экологизированный менеджмент – это система экономического управления объектом путем приспособления уже имеющейся инфраструктуры к требованиям национальных и международных нормативов, актов, правил в сфере ресурсосбережения и рационального природопользования.
    Основные принципы экологизированного менеджмента:
    разработка экологической политики с учетом сложившихся технологий;принятие экологически ориентированных решений;организация экологического контроля над всеми этапами технологического процесса и мониторинга окружающей среды в районе расположения предприятия. Основные задачи:
    экономия сырьевых ресурсов;минимизация отходов и загрязнений окружающей среды;организация безопасного труда персонала;оценка экологического риска;выделение средств на создание «зеленого» имиджа предприятия;информирование населения о характере производственной деятельности предприятия и о состоянии окружающей среды в зоне действия предприятия. Экологический менеджмент (Ecological Management) – более совершенная система управления. Применительно к предприятию он предусматривает формирование экологически безопасного производственно-территориального комплекса, обеспечивает оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями на протяжении всего жизненного цикла как самого этого комплекса, так и производимой им продукции.
    Основные принципы экологического менеджмента:
    учет экологических особенностей;своевременное решение проблемы;ответственность за экологические последствия, возникающие в результате принятия управленческих решений любого уровня;приоритетность решения экологических проблем. Основные задачи экологического менеджмента:
    организация экологически безопасных производственных процессов;обеспечение экологической совместимости всех производств;предупреждение негативного антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления и утилизации выпускаемой продукции;получение максимального результата при минимальном ущербе для окружающей среды;превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности;обновление продукции исходя из спроса и создания «зеленого» имиджа предприятия в глазах общественности;создание и внедрение малоотходных технологий;стимулирование природоохранных инициатив, снижающих издержки или способствующих росту доходов. Предметом экологического менеджмента являются: экономика природопользования, организационная структура, экологический маркетинг, экологическая политика, информация, экологическая и корпоративная культура, мотивация, взаимодействие с общественностью и другие составные части системы управления.
    Принципы устойчивого развития должны включаться в экологическую стратегию развития предприятий и государственную экологическую политику на долгосрочную перспективу. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена приказом Президента 1.04.96г. № 440) определены следующие основные критерии:
    Выгода от экологически значимой хозяйственной деятельности не должна быть меньше вызванного ею ущерба.Экологические затраты и выгоды должны иметь свою стоимость.Ущерб окружающей среде должен быть минимальным, как это может быть разумно достигнуто с учетом экономических и социальных факторов.Предотвращение необратимых процессов.Ограничение использования возобновляемых благ уровнем обеспечения их устойчивости или учет издержек; замещение этих благ с помощью «компенсационных проектов».Использование реальных «зеленых» цен. В основе экологического менеджмента должны лежать принципы экоэффективности и экосправедливости. Принципы экосправедливости должны проявляться в осознании руководством предприятия моральной ответственности за отрицательное воздействие на окружающую среду и нерациональное использование природных ресурсов.[3]
     
     
     
     
     
      ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ Ключевым звеном в системе экологического управления и менеджмента является экологическая служба предприятия, или в случае небольших производств отдельный квалифицированный специалист (менеджер), уполномоченный решать соответствующие задачи. На практике встречаются четыре основных типа структур систем экологического управления и менеджмента, различающиеся по положению в них экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста:
    Структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области  экологического менеджмента;Структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;Структура, в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность); Структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия. Наименее эффективной является структура экологического управления и менеджмента первого типа. Решение производственных экологических задач в данном случае возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие. Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований действующего природоохранительного законодательства, например к заполнению необходимой отчетности.
    Для структуры второго типа характерно существование подразделения или отдельного специалиста, занимающегося вопросами экологического управления и менеджмента. При этом их функции (должностные обязанности) совмещены с другими функциями (должностными обязанностями). Например, достаточно часто происходит совмещение в одном подразделении экологической службы и службы охраны труда или совмещение экологической службы и службы эксплуатации средоохранного оборудования. Для систем экологического управления и менеджмента данного типа характерны следующие недостатки:
    недостаточное внимание экологическим аспектам деятельности предприятия; ограниченность времени и ресурсов для практической реализации природоохранной деятельности; большой объем обязанностей, ограничивающий возможности инициативной деятельности; недостаток авторитета экологической службы (специалиста-менеджера). В третьем типе системы экологического управления и менеджмента экологическая служба (специалист в области экологического менеджмента) выделена в отдельное подразделение предприятия (должность), имеет своего руководителя, но при этом не обладает достаточным весом в иерархической структуре предприятия. Для систем экологического управления и менеджмента третьего типа можно выделить один характерный недостаток, заключающийся в том, что эффективность функционирования экологической службы (специалиста-менеджера) зависит от подчиненности и места в общей системе производственного управления и менеджмента. Вместе с тем данный тип структуры экологического управления и менеджмента приобретает существенные достоинства:
    возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность; более высокий авторитет экологической службы (специалиста-менеджера); детальное изучение экологическим проблем. Наиболее эффективной и обладающей наибольшими потенциальными возможностями в использовании преимуществ экологического менеджмента является система четвертого типа, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее руководитель (специалист-менеджер) по должности в зависимости от размера предприятия равен заместителю директора или заместителю главного инженера. Для таких структур характерны следующие достоинства:
    возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность; эффективное совмещение основных производственных и экологических целей и задач на предприятии; осуществление разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности.[2]  
     
     
     
     
                   
     
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ Возникновение маркетинга.
    В переводе с английского слово «marketing» означает рынок, деятельность в сфере рынка. Именно в таком смысле и развивался маркетинг в первые десятилетия XX в. В дальнейшем под маркетингом начали понимать совокупность торгово-коммерческой (сбытовой) деятельности, в том числе изучение рынка, планирование ассортимента товаров, ценовую политику, рекламу и стимулирование сбыта, организацию товародвижения, до- и послепродажное обслуживание. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга – основная цель любой маркетинговой деятельности.
    Существует множество научных определений маркетинга и различных подходов к маркетингу.
    1. Маркетинг – как управленческая концепция («образ мышления»), своеобразная «философия» предпринимательства ведения деловых операций. Этот подход основывается на следующих принципах: систематизация в понимании рынка и его элементов; приоритет интересов покупателя; гибкая приспособляемость к требованиям рынка и активное воздействие на него и т.д.
    2. Маркетинг – как образ действий, т.е. система практических приемов и мер, направленных на достижение успеха на рынке.
    Кроме того, маркетинг может рассматриваться как область человеческих знаний, наука со специфическим предметом исследований, учебная дисциплина, область хозяйственной деятельности, специфическая функция предприятия и т.д.
    Понимание маркетинга изменилось в процессе развития маркетинговой деятельности. Обычно она реализуется в таких функциях, как исследование рынка и изучение поведения покупателей, разработка новых товаров и формирование ассортиментной политики фирмы, разработка ценовой политики, организация системы сбыта и распределения товаров, формирование системы маркетинговых коммуникаций (прежде всего рекламы), управление маркетингом и др.
    Маркетинг как ключевой объект рынка включает следующие деловые операции:
    разработку и изготовление конкретного товара (продукта), необходимого потребителю, с соответствующей упаковкой;доставку его с использованием определенных каналов сбыта (оптовая торговля, розничная торговля и т.д.), обеспечивающих высокий уровень обслуживания, необходимый покупателю;установление цен, приемлемых для покупателей и обеспечивающих достаточную прибыль поставщику;продвижение товара (продукта), включая рекламу, т.е. использование мер, содействующих торговле, создающих благоприятное мнение о товаре, фирме;продажа товара непосредственно потребителю. Указанные выше операции объединяются в так называемый комплекс маркетинга, который состоит из четырех производственных компонентов: создание товара, место его продажи, цена и продвижение на рынок.
    Таким образом, маркетинговая деятельность может рассматриваться и как своеобразная концепция, и как образ действия производителя на рынке.
    Как концепция маркетинг представляет собой совокупность научно обоснованных представлений об управлении предприятием в условиях конкурирующей экономики. В соответствии с этим в основе организации производственно-сбытовой деятельности должны лежать точное знание, предвидение и учет требований рынка. Маркетинг создает новый образ мышления в управлении предприятием (фирмой). Он формируется как система мышления, т.е. комплекс установок, направленных на оптимальное приспособление конкретных целей к реальным возможностям их достижения, на активный поиск системного решения возникающих проблем. Изменения, происходящие в образе мышления, наглядно иллюстрирует эволюция концепции маркетинга на различных этапах его развития.
    Как образ действия производителя маркетинг является системой мер по повышению конкурентоспособности предприятия путем максимального приспособления всей деятельности и вырабатываемой или намечаемой к производству продукции к требованиям рынка и потребителя. Он имеет главную сферу применения – материальное производство, вообще любую деятельность, связанную с производством товаров. Имеются в виду как товары народного потребления, так и изделия производственно-технического назначения, предоставляющие бытовые, банковско-финансовые, театрально-культурные и другие услуги. Формируется целостная методология рыночной деятельности предприятия (фирмы), раскрывающая ее принципы, методы, средства, функции и организацию. Складывается и развивается система продвижения товаров, в которой используется богатый набор различных приемов: совершенствование функций товара, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама, эффективность каналов товародвижения и т.д.[1]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема сохранения природы актуальна сейчас как никогда, но в тоже время она не должна тормозить развитие цивилизации. Обеспечение баланса между возможностями природы и общественными потребностями определило необходимость формирования и внедрения особого вида управления хозяйственной деятельностью – экологического менеджмента.
    Его концепция опирается на модель устойчивого развития. Устойчивое развитие (более точный перевод – сбалансированное развитие) – это социально-экономическое развитие, осуществляемое в гармонии с окружающей природной средой и предполагающее удовлетворение общественных потребностей без нанесения ущерба интересам будущих поколений.
    Концепция устойчивого развития была провозглашена на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В декларации конференции «Повестка дня – XXI век» содержались основные положения новой концепции, предлагаемой всем странам мира. Для реализации этих положений необходим переход к качественно новому способу управления хозяйственной деяте-льностью, позволяющему учитывать возможности природной среды и потребности человеческого общества.[3]
       
     
     
     
     
       
       
     
      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Экологический менеджмент предприятия. (Учебное пособие) Белов Г.В., 2006, 240с.Экологический менеджмент: Учебник для вузов, Пахомова Надежда Викторовна, Рихтер Кнут, Эндрес Альфред ,1-е издание, 2003 год, 544 стр.Инженерная экология и экологический менеджмент Учебник. Под ред. Н.И. Иванова и И.М.Фадина, Гуманитарная академия, Университетская книга, ЛОГОС ПРЕСС ИЗДАТЕЛЬСТВО, Логос, Логос-М, ИК Логос, 2006 г., 520 стр. ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ.. 1
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭКОЛОГИЗИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.. 2
    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ.. 5
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ.. 8
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 11
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 12
     
     
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экологический менеджмент ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.