Полный текст:
ВВЕДЕНИЕ
Экологический менеджмент
является одним из видов специального менеджмента, представляет собой часть
общей системы менеджмента, изучающего основные принципы и закономерности
управления (организационная структура, функции управления, управленческий цикл,
стратегия управления, планирование, мотивация, лидерство и др.).
Экологический менеджмент можно определить как специальную систему управления,
направленную на сохранение качества окружающей среды, обеспечение
нормативно-правовых экологических параметров и основанную на концепции
устойчивого развития общества.
Практическая реализация
принципов устойчивого развития во многом определяется организацией и развитием
систем производственно-экологического управления и экологического менеджмента.[1]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭКОЛОГИЗИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Различают
экологизированный менеджмент и экологический менеджмент.
Экологизированный менеджмент (Environmental Management) не требует существенной смены
сложившейся технико-экономической системы. Это как бы консервативный
экологический менеджмент или первая ступень готовности предприятия к решению
проблем экологической безопасности.
Экологизированный
менеджмент – это система экономического управления объектом путем
приспособления уже имеющейся инфраструктуры к требованиям национальных и
международных нормативов, актов, правил в сфере ресурсосбережения и рационального
природопользования.
Основные принципы экологизированного
менеджмента:
разработка экологической политики с
учетом сложившихся технологий;принятие экологически ориентированных
решений;организация экологического контроля
над всеми этапами технологического процесса и мониторинга окружающей среды в
районе расположения предприятия.
Основные задачи:
экономия сырьевых ресурсов;минимизация отходов и загрязнений
окружающей среды;организация безопасного труда
персонала;оценка экологического риска;выделение средств на создание
«зеленого» имиджа предприятия;информирование населения о характере
производственной деятельности предприятия и о состоянии окружающей среды в зоне
действия предприятия.
Экологический менеджмент (Ecological Management) – более совершенная система
управления. Применительно к предприятию он предусматривает формирование экологически
безопасного производственно-территориального комплекса, обеспечивает
оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями на
протяжении всего жизненного цикла как самого этого комплекса, так и
производимой им продукции.
Основные принципы экологического менеджмента:
учет экологических особенностей;своевременное решение проблемы;ответственность за экологические
последствия, возникающие в результате принятия управленческих решений любого
уровня;приоритетность решения экологических
проблем.
Основные задачи экологического менеджмента:
организация экологически безопасных
производственных процессов;обеспечение экологической
совместимости всех производств;предупреждение негативного
антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления и
утилизации выпускаемой продукции;получение максимального результата
при минимальном ущербе для окружающей среды;превращение экологических ограничений
в новые возможности роста производственной деятельности;обновление продукции исходя из спроса
и создания «зеленого» имиджа предприятия в глазах общественности;создание и внедрение малоотходных
технологий;стимулирование природоохранных
инициатив, снижающих издержки или способствующих росту доходов.
Предметом экологического менеджмента являются: экономика
природопользования, организационная структура, экологический маркетинг,
экологическая политика, информация, экологическая и корпоративная культура,
мотивация, взаимодействие с общественностью и другие составные части системы
управления.
Принципы устойчивого
развития должны включаться в экологическую стратегию развития предприятий и
государственную экологическую политику на долгосрочную перспективу. В Концепции
перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена приказом
Президента 1.04.96г. № 440) определены следующие основные критерии:
Выгода от экологически значимой
хозяйственной деятельности не должна быть меньше вызванного ею ущерба.Экологические затраты и выгоды должны
иметь свою стоимость.Ущерб окружающей среде должен быть
минимальным, как это может быть разумно достигнуто с учетом экономических и
социальных факторов.Предотвращение необратимых процессов.Ограничение использования
возобновляемых благ уровнем обеспечения их устойчивости или учет издержек;
замещение этих благ с помощью «компенсационных проектов».Использование реальных «зеленых» цен.
В основе экологического
менеджмента должны лежать принципы экоэффективности и экосправедливости.
Принципы экосправедливости должны проявляться в осознании руководством
предприятия моральной ответственности за отрицательное воздействие на
окружающую среду и нерациональное использование природных ресурсов.[3]
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевым
звеном в системе экологического
управления и менеджмента является экологическая
служба предприятия, или в случае небольших производств отдельный
квалифицированный специалист (менеджер), уполномоченный решать соответствующие
задачи. На практике встречаются четыре основных типа структур систем
экологического управления и менеджмента, различающиеся по положению в них
экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста:
Структура
с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента;Структура,
в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с
каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;Структура,
в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение
(должность); Структура,
в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем,
равным по рангу заместителю директора предприятия.
Наименее
эффективной является структура экологического управления и менеджмента первого
типа. Решение производственных экологических задач в данном случае
возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки.
Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие.
Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные
обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к
выполнению формальных требований действующего природоохранительного
законодательства, например к заполнению необходимой отчетности.
Для
структуры второго типа характерно существование подразделения или
отдельного специалиста, занимающегося вопросами экологического управления и
менеджмента. При этом их функции (должностные обязанности) совмещены с другими
функциями (должностными обязанностями). Например, достаточно часто происходит
совмещение в одном подразделении экологической службы и службы охраны труда или
совмещение экологической службы и службы эксплуатации средоохранного
оборудования. Для систем экологического управления и менеджмента данного типа
характерны следующие недостатки:
недостаточное внимание экологическим
аспектам деятельности предприятия; ограниченность времени и ресурсов для
практической реализации природоохранной деятельности; большой объем обязанностей,
ограничивающий возможности инициативной деятельности; недостаток авторитета экологической
службы (специалиста-менеджера).
В
третьем типе системы экологического управления и менеджмента
экологическая служба (специалист в области экологического менеджмента) выделена
в отдельное подразделение предприятия (должность), имеет своего руководителя,
но при этом не обладает достаточным весом в иерархической структуре
предприятия. Для систем экологического управления и менеджмента третьего типа
можно выделить один характерный недостаток, заключающийся в том, что
эффективность функционирования экологической службы (специалиста-менеджера)
зависит от подчиненности и места в общей системе производственного управления и
менеджмента. Вместе с тем данный тип структуры экологического управления и
менеджмента приобретает существенные достоинства:
возможность комплексно и полноценно
осуществлять экологическую деятельность; более высокий авторитет экологической
службы (специалиста-менеджера); детальное изучение экологическим
проблем.
Наиболее
эффективной и обладающей наибольшими потенциальными возможностями в
использовании преимуществ экологического менеджмента является система четвертого
типа, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а
ее руководитель (специалист-менеджер) по должности в зависимости от размера
предприятия равен заместителю директора или заместителю главного инженера. Для
таких структур характерны следующие достоинства:
возможность наиболее комплексно,
рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность; эффективное совмещение основных
производственных и экологических целей и задач на предприятии; осуществление разнообразной и
экономически эффективной экологической деятельности.[2]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
Возникновение маркетинга.
В переводе с английского слово «marketing» означает рынок, деятельность в
сфере рынка. Именно в таком смысле и развивался маркетинг в первые десятилетия
XX в. В дальнейшем под маркетингом начали понимать совокупность
торгово-коммерческой (сбытовой) деятельности, в том числе изучение рынка,
планирование ассортимента товаров, ценовую политику, рекламу и стимулирование
сбыта, организацию товародвижения, до- и послепродажное обслуживание. Связать
изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга – основная цель любой
маркетинговой деятельности.
Существует множество научных
определений маркетинга и различных подходов к маркетингу.
1. Маркетинг – как управленческая концепция («образ мышления»),
своеобразная «философия» предпринимательства ведения деловых операций. Этот
подход основывается на следующих принципах: систематизация в понимании рынка и
его элементов; приоритет интересов покупателя; гибкая приспособляемость к
требованиям рынка и активное воздействие на него и т.д.
2. Маркетинг – как образ действий, т.е. система практических
приемов и мер, направленных на достижение успеха на рынке.
Кроме того, маркетинг может
рассматриваться как область человеческих знаний, наука со специфическим
предметом исследований, учебная дисциплина, область хозяйственной деятельности,
специфическая функция предприятия и т.д.
Понимание маркетинга изменилось в
процессе развития маркетинговой деятельности. Обычно она реализуется в таких
функциях, как исследование рынка и изучение поведения покупателей, разработка
новых товаров и формирование ассортиментной политики фирмы, разработка ценовой
политики, организация системы сбыта и распределения товаров, формирование
системы маркетинговых коммуникаций (прежде всего рекламы), управление
маркетингом и др.
Маркетинг как ключевой объект рынка включает следующие деловые операции:
разработку и изготовление конкретного
товара (продукта), необходимого потребителю, с соответствующей упаковкой;доставку его с использованием
определенных каналов сбыта (оптовая торговля, розничная торговля и т.д.),
обеспечивающих высокий уровень обслуживания, необходимый покупателю;установление цен, приемлемых для
покупателей и обеспечивающих достаточную прибыль поставщику;продвижение товара (продукта),
включая рекламу, т.е. использование мер, содействующих торговле, создающих
благоприятное мнение о товаре, фирме;продажа товара непосредственно
потребителю.
Указанные выше операции объединяются
в так называемый комплекс маркетинга,
который состоит из четырех производственных компонентов: создание товара, место
его продажи, цена и продвижение на рынок.
Таким образом, маркетинговая
деятельность может рассматриваться и как своеобразная концепция, и как образ
действия производителя на рынке.
Как концепция маркетинг представляет
собой совокупность научно обоснованных представлений об управлении предприятием
в условиях конкурирующей экономики. В соответствии с этим в основе организации
производственно-сбытовой деятельности должны лежать точное знание, предвидение
и учет требований рынка. Маркетинг создает новый образ мышления в управлении
предприятием (фирмой). Он формируется как система мышления, т.е. комплекс
установок, направленных на оптимальное приспособление конкретных целей к
реальным возможностям их достижения, на активный поиск системного решения
возникающих проблем. Изменения, происходящие в образе мышления, наглядно
иллюстрирует эволюция концепции маркетинга на различных этапах его развития.
Как образ действия производителя маркетинг является системой мер по
повышению конкурентоспособности предприятия путем максимального приспособления
всей деятельности и вырабатываемой или намечаемой к производству продукции к
требованиям рынка и потребителя. Он имеет главную сферу применения –
материальное производство, вообще любую деятельность, связанную с производством
товаров. Имеются в виду как товары народного потребления, так и изделия
производственно-технического назначения, предоставляющие бытовые,
банковско-финансовые, театрально-культурные и другие услуги. Формируется
целостная методология рыночной деятельности предприятия (фирмы), раскрывающая
ее принципы, методы, средства, функции и организацию. Складывается и
развивается система продвижения товаров, в которой используется богатый набор
различных приемов: совершенствование функций товара, воздействие на потребителя,
гибкая ценовая политика, реклама, эффективность каналов товародвижения и т.д.[1]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема сохранения природы актуальна
сейчас как никогда, но в тоже время она не должна тормозить развитие
цивилизации. Обеспечение баланса между возможностями природы и общественными
потребностями определило необходимость формирования и внедрения особого вида
управления хозяйственной деятельностью – экологического менеджмента.
Его концепция опирается на модель
устойчивого развития. Устойчивое развитие (более точный перевод –
сбалансированное развитие) – это социально-экономическое развитие,
осуществляемое в гармонии с окружающей природной средой и предполагающее
удовлетворение общественных потребностей без нанесения ущерба интересам будущих
поколений.
Концепция устойчивого развития была
провозглашена на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В
декларации конференции «Повестка дня – XXI век» содержались основные положения
новой концепции, предлагаемой всем странам мира. Для реализации этих положений
необходим переход к качественно новому способу управления хозяйственной
деяте-льностью, позволяющему учитывать возможности природной среды и
потребности человеческого общества.[3]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Экологический
менеджмент предприятия. (Учебное пособие) Белов Г.В., 2006, 240с.Экологический
менеджмент: Учебник для вузов, Пахомова Надежда Викторовна, Рихтер Кнут, Эндрес
Альфред ,1-е издание, 2003 год, 544 стр.Инженерная
экология и экологический менеджмент Учебник. Под ред. Н.И. Иванова и
И.М.Фадина, Гуманитарная академия, Университетская книга, ЛОГОС ПРЕСС
ИЗДАТЕЛЬСТВО, Логос, Логос-М, ИК Логос, 2006 г., 520 стр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 1
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭКОЛОГИЗИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.. 2
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ.. 5
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ.. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 12