Полный текст:
Содержание
Введение. 3
1. Особенности развития радиовещания и
телевещания во Франции. 4
2. Особенности французских печатных СМИ.. 6
3. Обзор современной ситуации со средствами
массой информации во Франции. 10
Заключение. 12
Список
литературы.. 13
Введение
В конце двадцатого века Франция отставала от других развитых
стран, но в начале двадцать первого века она вступила в эпоху бурного развития
новых информационных технологий. Данная работа посвящена анализу
основных тенденция СМИ Франции в период с 1985 год по настоящее время.
Актуальность выбранной темы обоснована
тем, что французские СМИ играют важную роль в развитии мировой журналистики.
Ведь заслуга именно французской журналистики заключается в формировании так
называемой революционной прессы,
оказавшей существенное влияние на общий процесс демократизации мирового
общества.
Кроме того, сегодня отмечается обострение конкуренции со стороны
новых СМИ, новые угрозы в связи с появлением информационных бесплатных газет
ставят перед прессой необходимость глубоких преобразований своей экономики,
производства и распространения. Так,
к примеру, французская пресса, уже не первое десятилетие испытывает
экономические трудности в связи с ростом производственных расходов, падением
продаж и доходов от рекламы, в последние годы вынуждена противостоять новым
вызовам: стремительной экспансии Интернета, мобильной телефонии как носителя
информации, а также вторжению на рынок прессы информационных бесплатных
ежедневных газет. Если еще 20 лет назад рекламные доходы «Монд» составляли от
40% до 50%, теперь они не превышают 35%.
Также следует отметить, что изменяются и привычки
потребления информации. Появление новых видов СМИ каждый раз ослабляет позиции
прессы. Интернет, бесплатные газеты делают информацию для потребителя почти
бесплатной, традиционная газета кажется дорогой, к тому же она часто не
отвечает запросам читателя. Читательская аудитория стареет, а молодежь считает
газеты трудными для восприятия и далекими от ее ожиданий и тревог. Острой
критике подвергается содержание газет, их считают слишком ангажированными,
пристрастными. Кроем того, укоренилось недоверие к журналистам и прессе в
целом.
Цель работы – познакомится с особенностями средств массовой информации
Франции в период с 1985 года по настоящее время.
Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассматриваются
радиовещание и телевещание во Франции;выявляются особенности французских печатных СМИ;
анализируются современные тенденции в развитии
СМИ Франции.
1. Особенности развития радиовещания и
телевещания во Франции
Изначально до Второй мировой войны оно
существовало на частной основе, но с 1944 года его национализировали. До 1974
года радио и телевидение Франции находилось в подчинении министерства
информации и финансов. В 1974 году в стране была проведена реформа в сфере аудиовизуальных
средств массовой информации, в результате которой деятельность Управления
французского радио и телевидения (ОРТФ), аналога Гостелерадио в СССР, была
прекращена. Были организованы следующие семь самостоятельных организаций:
государственное предприятие по
распространению телепродукции,Институт аудиовизуальных средств,общество ТВ-производства, радиокомпания, и три канала ТВ.
В 1982 году была предпринята новая
реформа и принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал
свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную
плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования
радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим
органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации. Однако законодательство о свободе коммуникаций
и о концентрации СМИ 1986 года ограничило выдачу разрешений на вещание одному
человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным ТВ более 30 млн.
человек или эфирным 4 млн. человек. Кроме того, одному человеку запрещалось
контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную
программу эфирного телевидения. Вводились и другие ограничения прав
собственности в этой сфере.
Сегодня французское радиовещание имеет государственные программы, периферические
радиостанции и сложившуюся еще в 80-е годы
систему частных местных радиостанций. Кроме того, есть государственное
французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках.
Регулярное телевещание было
начато во Франции в 1935 году и развивалось оно как государственное. В 1964
году появилась вторая программа, а в 1972 – третья. С 1967 года передачи стали
передавать в цвете, а с 1968 года на телевидении была разрешена реклама (с 18
мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).
С 80-х годов во Франции помимо государственного ТВ создаются частные
телестанции. Так, в 1983 году в стране было выдано 1268 разрешений на создание
частных радиостанций, а уже с 1984 года им было разрешено передавать рекламу.
В 1984 году была создана четвертая программа и первая частная программа,
что нарушило монополию государства на ТВ.
В 1986 году были созданы две бесплатные частные национальные программы французского
телевидения – «5» (информационные передачи) и М-6 (молодежные).
Началась частичная приватизация третьей программы, затем
разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных
телестанций. Сегодня из 6 каналов французского телевидения, лишь два Антенн-2 и
Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные.[1]
Шарончикова
Людмила Васильевна в статье «Телевидение Франции перед вызовом цифровых
технологий» отмечала, что после запуска наземного цифрового телевидения
– «Телевизьон нюмерик террестр» ТНТ ( television numerique terrestre ? TNT ) во Франции (31 марта 2005 г .) быстрыми темпами
стало увеличиваться количество телевизионных каналов. Цифровые каналы стали
отбирать аудиторию у аналоговых каналов. Особенно это касается общественного
вещания, которое постоянно испытывает трудности в финансировании новых проектов
и, в частности, при переходе на цифровые технологии.
2.
Особенности французских печатных СМИ
Известно, что в Париже первая
типография появилась еще в 1470 году. Однако первые газеты стали выходить с
непостоянной периодичностью лишь спустя почти полтора века. Важно отметить, что
к 1777 году в Париже уже издавалось 27 газет, которые подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в
1629 году Людовиком ХIII. А в 1985 году во Франции уже было зарегистрировано 15
000 периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных
газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Однако французская
ежедневная пресса сегодня переживает конъюнктурный и структурный кризис.
Распространение национальных ежедневных газет снизилось за десять лет на 17,8%,
а за 2005 г
. – на 1,93%[2].
Несмотря на то, что в 2001?2005 гг. прессе ежегодно выделялись субсидии на
модернизацию полиграфического оборудования и на социальные нужды, это не
остановило падение читательской аудитории, а также процесс концентрации.
Существуют следующие крупные
категории периодической печати во Франции:
печать документа и статистики;пресса злобы дня и бегства от
действительности (например, иллюстрированные еженедельники);пресса общей или политической
направленности;специализированная периодика (женская и
молодежная пресса; техническая и профессиональная периодика; спортивная,
научная, «эротическая» и прочая периодика);экономическая пресса.
С 80-х годов двадцатого века во Франции наблюдается постоянное
сокращение тиражей столичных газет, так как достаточно серьезную конкуренцию
многим изданиям составили бесплатные газеты, содержащие не только журналистские
материалы, информацию агентств, но и рекламу, особенно в области
трудоустройства. Следует отметить, что парижские газеты преимущественно
издаются и распространяются в Париже и его окрестностях, тогда как периферия
отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Кроме того, процесс
концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних
газет. В связи с этим, с 1982 года французское правительство оказывает помощь
газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых
меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает
25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту,
телефонную связь, распространение за границей.
Сегодня печать во Франции находится под контролем ряда монополистических
групп – это «Ашетт» (Le groupe Hachette), Эрсана (Le groupe depresse Hersant), «Пресс де ла сите» (Presses de la
Cite), «СЭП Коммюникасьон», «Экспансьон», «Байар Пресс» (Bayard Presse),
«Плюрикоммюникасьон», «Сосьете женераль де ла пресс» (Societe Generale de La
PRESS). Конечно же, есть и другие группы, например, «Пруво», «Амори»,
«Филиппачи» и «Дюпей», а над частью прессы держит контроль крупнейшее агентство
рекламы «Гавас» (Havas). Тогда как распространением именно парижской прессы во
Франции ведает «Нувель мессажери де ла
пресс паризьен», а провинциальную прессу распространяют небольшие
кооперативы.
Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette), основанная в 1826 году, сегодня
контролирует работу таких издательств как «Грассе-Фаскель», «Файяр», «Сток»,
«Ле Шен», «Мазорин» и др., а также в значительной степени контролирует продажу
газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где
владеет 49% акций. После того как «Гавас» стала мощной группой журнальной
периодики, группе «Ашетт» пришлось укреплять свои позиции за пределами Франции
– в США, Азии и Океании, а также в России.
Группа Эрсана (Le groupe
depresse Hersant) была основа гораздо позже, в 1950 году. На сегодняшний день
она контролирует 20% всей печатной газетно-журнальной продукции Франции и
финансирует ряд изданий Бельгии. Р. Эрсан является владельцем шести
издательских компаний, также ему принадлежат влиятельные буржуазные ежедневные
газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir), «Паризьен либере» (Le Parisien
Libere) и так далее. Не смотря на это, следует отметить, что с начала 90-х
годов группа переживает существенные экономические трудности. Так, например, в
1994 году ее долги составляли 4 млрд. франков, а доходы от рекламы в 1990-1993
гг. снизились с 4 млрд. до 2,6 млрд. франков[3]. В
результате чего, Эрсан вынужден был продать большинство изданий, принадлежащих
ему в Восточной Европе, закрыть некоторые газеты в Центральной Европе,
объединить три газеты в одну во Франции. Также в течение последних лет борется
за сокращение дефицита газета «Либерасьон». В 1994 году были истрачены огромные
деньги на преобразование издания, а результат был не самый лучший – жестокий
кризис привел к передаче контрольного пакета акций промышленной группе
«Шаржер».
Таким образом, появление на французском рынке в конце 70-х годов XX века немецкой
группы Бертельсмана, и в начале 90-х годов английской ЕМАП резко изменило
журнальный рынок Франции, где доминировала группа «Ашетт».
Также следует отметить, что открытие в Интернете собственной страницы
журнала «Экспансьон» ознаменовало новую эру в истории журнала – период интеграции
в новое информационное общество, возникшего как феномен в 90-х гг. двадцатого
века. Создание сайта в сети стало признаком респектабельности любого предприятия,
в том числе и предприятия прессы, а возможность знакомства с журналом в
Интернете расширило круг постоянных читателей, что способствовало популяризации
издания и нашло отражение на масштабах его распространения[4].
Кроме того, сегодня почти все
крупные региональные газеты имеют свои радиостанции.
Рассматривая печать Франции, необходимо отметить такую особенность как
освещение проблемы терроризма. Напомним, что Франция стала одной из первых
европейских стран, столкнувшихся с проблемой терроризма. Еще в начале 60-х
годов велась активная деятельность террористической организации крайне правого
толка, известная как ОАС. Затем в конце 70-х годов «Аксьон директ» объединила
разрозненные левоэкстремистские группы. И к концу XX века в представлении французов терроризм
в наибольшей степени ассоциировался с ростом исламистских террористических
групп, так как по данным на 1998 год Франция занимала первое место в Европе по
числу жителей, исповедующих ислам. В итоге в 2006 году Ж. Ширак сделал
заявление о том, что его страна вправе применить ядерное оружие в ответ на
террористическое нападение или его угрозу. Как отмечает А.В. Ольшанский в
диссертации «Особенности освещения международного терроризма ежедневной
французской прессой» в этих условиях неизмеримо возрастает роль средств
массовой информации, так как именно СМИ выполняют, вольно или невольно, функцию
привлечения внимания, распространения на весь мир того «эффекта», который и
является главной целью заказчиков террористического акта. Одновременно
вырастает и ответственность журналистов СМИ, которые обязаны, предоставляя
людям информацию, не способствовать при этом тем целям, которые ставит перед
собой международный терроризм, заранее просчитывая и программируя возможную
реакцию свободной прессы.
Особая позиция Франции по отношению ко всем наиболее значительным
проблемам, с которыми столкнулось человечество после окончания второй мировой
войны, складывалась постепенно и связано с первым президентом Пятой республики
генералом де Голлем. Идея «величия Франции» стала неотъемлемой частью
национального самосознания.
Реакцию французской прессы на события 11 сентября 2001 года можно назвать
сочувственной по отношению к простым американцам. Газеты отмечают неслучайность
выбора цели террористами и пишут об ударе, нанесённом по символу богатства и
сверхвлияния. Что же качается отношения СМИ к драматическим событиям в
европейских столицах, Мадриде и Лондоне, когда взрывы в железнодорожных поездах
и метро привели к многочисленным жертвам, а также к проведённой в Великобритании
антитеррористической операции по предотвращению новой атаки экстремистов, то
здесь ситуация такова. В связи с событиями в Испании французские газеты делятся
на два фронта «левые – правые». Более левая «Монд» обвиняет правительство в
попытке манипулирования общественным мнением и сокрытии информации, а более
правая «Фигаро» сочувствует Аснару, полагая, что у него было достаточно
оснований подозревать баскских боевиков в первую очередь.
Освещая события, связанные с террористическими актами в Лондоне, газеты не
скрывают своих претензий к британской политике, которой не могут простить
тесного союза с США и в особенности «равнения на американскую администрацию» –
именно так формулируется основное обвинение в адрес британского премьера.
В тот время, когда в России также гремели взрывы, внимание французской
прессы все чаще было сосредоточено на гуманитарных проблемах, возникающих во
время проведения военных операций. А во время захвата заложников в России
большое количество жертв становится поводом для жёсткой критики федерального
командования, а не боевиков и террористов.
Французские газеты (в отличие от других европейских изданий) предпочитают
вообще не употреблять слово «террористы» вплоть до захвата российской школы
(Беслан). Кроме того, журналисты очень часто выражения «террористы», «война с
терроризмом» ставят в кавычки, чтобы подчеркнуть несогласие автора статьи с
использованием подобного термина.
3. Обзор современной ситуации со средствами
массой информации во Франции
Начиная с 2005 года, наметилась тенденция
того, что цифровые каналы стали отбирать аудиторию у аналоговых каналов. Наиболее
характерна эта ситуация для общественного вещания, которое постоянно испытывает
трудности в финансировании новых проектов и, в частности, при переходе на
цифровые технологии. В связи с этим в конце 2007 года началось обсуждение
проекта закона о «Телевидении будущего», который позволил бы установить сроки полного
перехода аналогового вещания на цифровое, а также организацию вещания через
спутник для теневых зон, чтобы все население Франции могло получать 18
бесплатных каналов. Использование цифрового вещания способствовало
перераспределению аудитории вследствие увеличения количества тематических
каналов. Отмечается, что с 2011 года после перехода на цифровое вещание,
следует ожидать расцвета телевещания на мобильные телефоны, а также на
принимающие устройства типа iPod.
Что же касается общественного телевидения,
то в этом направлении отмечается эрозия аудитории традиционных
каналов, что вызывает беспокойство руководителей каналов и холдинга
общественного вещания. В связи с этим ими было предложено уравновесить бюджет
посредством сочетания качественных программ, с одной стороны, и аудитории,
которая привлекает рекламодателей и обеспечивает достаточные доходы от рекламы,
с другой стороны. Затрагивая вопрос рекламы, следует отметить, что на французском
общественном телевидении она лимитирована, так как аудиовизуальное произведение
не разрешается прерывать рекламой. Кроме того, довольно долго существовали
запреты на рекламу на телевидении на определенные виды продукта. К примеру,
лишь в 2006 году была разрешена реклама прессы, книгоизданий, а с 1 января 2007
года ? супермаркетов.
Кроме того, французское правительство
объявило о намерении реформировать сектор международного вещания Франции.
Однако, как показывает практика, это достаточно трудный процесс, ибо каждый
канал имеет свою юридическую структуру, которая не совпадает с другими
структурами. К примеру, деятельность «Франс-24» финансируется и управляется
совместно общественным холдингом «Франс-Телевизьон» и частным ТФ-1, а
«ТВ5-Монд» управляется франкоязычным общественным телевидением Франции,
Бельгии, Канады, Швейцарии, поэтому все решения должны согласовываться с
партнерами.
Следует отметить, что современному
французскому телевидению принадлежит 29,8% рекламного рынка, тогда как прессе –
33,2%. Несмотря на то, что идет бурное развитие новых информационных
технологий, в мире увеличивается распространение платных и бесплатных газет. Очевидно,
что, прежде всего, это увеличение произошло в основном за счет бесплатных
газет, распространение которых за пять лет удвоилось. На сегодняшний день среди
национальных газет «Экип» продолжает занимать первое место по читательской
аудитории. Спортивная газета опережает «Монд», у которой самая высокая
читательская аудитория среди платных газет информации общего интереса, хотя по
продажам ее немного опередила «Фигаро». Далее следуют бесплатные газеты «20
Минют» и «Метро», которые опережают «Фигаро». А самая низкая аудитория у газеты
«Франс-суар».
Следует отметить, что информационная
пресса ежедневная и журнальная составляет самый динамичный сегмент бесплатной
прессы как по созданию новых изданий, так и по торговому обороту. Так, к
примеру, вся платная ежедневная пресса во Франции имеет аудиторию 47,4%
населения в возрасте более 15 лет. Однако уровень оборота, то есть количество
читателей одного и того же экземпляра, бесплатной прессы более низкий, чем
платные газеты. У них преимущественно молодая аудитория (10,4% в возрасте 15?24
года), но она имеет более низкий уровень потребления, чем читатели платной
прессы. Так, к примеру, национальные ежедневные газеты читают 32,8%
руководителей предприятий, имеющих больше 10 служащих, управленческий аппарат,
представители свободных профессий, и только 8,8% из них читают бесплатные
газеты.
Кроме того, отмечается, что молодежная
аудитория отдает предпочтение в доверии ежедневной прессе, чтобы составить свое
мнение о текущих событиях. Однако явным недостатком ежедневной прессы является недостаточная
близость информации и ее неверное видение молодежи.
Заключение
На сегодняшний день Франция занимает лидирующее место по уровню развития
журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек). Кроме того, французская
пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ – это
совместные издание и взаимопроникновение капиталов в информационные компании.
Однако следует отметить, что основные постулаты французской внешней
политики сегодня оказывают существенное воздействие на восприятие событий,
происходящих за пределами страны. Корреспонденты, как правило, не навязывают
своего мнения читателям, стремятся к объективности, не пытаются скрывать факты,
которые противоречат ранее выдвинутым версиям и предположениям. Но воздействие
на читателей происходит, и осуществляется оно чаще всего незаметно, на
вербальном, а иногда даже визуальном уровне (например, неадекватные эпитеты и
термины; неточное цитирование, меняющее смысл сказанного; и так далее). Кроме
того, французским СМИ свойственна двойственность стандартов и предубеждений.
Так, к примеру, декларируя принцип «безоговорочного осуждения терроризма»,
газеты оказываются непоследовательными, так как многие корреспондентские
материалы противоречат данному принципу.
Обострение конкуренции со стороны новых СМИ, новые угрозы в связи с
появлением информационных бесплатных газет ставят перед прессой необходимость
глубоких преобразований своей экономики, производства и распространения. Так в
течение пяти лет (1997- 2002) закрылись 1700 пунктов продажи прессы, а
открылись только 600[5]. Кроме
того, французская пресса вынуждена противостоять и наступлению бесплатных
информационных газет, как в Париже, так и в провинции. В погоне за увеличением
распространения парижские газеты стали предлагать своим покупателям приобрести DVD, CD, книгу.
Список литературы
Видясова Л.И. Печать Франции. М., 1962.Козлова
М.М. История журналистики зарубежных стран: Учебное
пособие для бакалавров специальности «Связи с общественностью». – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 100 с.Крупнейшие
собственники СМИ // Лекции по истории зарубежной журналистики http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=511&c_id=5863
Ольшанский А.В. Автореферат дисс… «Особенности
освещения международного терроризма ежедневной французской прессой».Ханова
А. Французский журнал «Экспансьон» на рынке деловой прессы. http://www.relga.rsu.ru/n40/jur40.htm
Шарончикова Л.В. Концентрация СМИ
«по-французски» // Масс-медиа зарубежных стран / Выпуск №1. 2005 г.Шарончикова Л.В. Франция: пресса в 2006 г. // Масс-медиа
зарубежных стран / Выпуск №2. 2007г.Шарончикова Л.В. Телевидение Франции перед
вызовом цифровых технологий // Масс-медиа зарубежных стран / Выпуск №2. 2008г.
[1]
Козлова М.М. История журналистики зарубежных стран: Учебное пособие для
бакалавров специальности «Связи с общественностью». – Ульяновск: УлГТУ, 1999. –
100 с.
[2]
Шарончикова Л.В. Франция: пресса в 2006 г. // Масс-медиа зарубежных стран/ Выпуск
№2. 2007г.
[3]
Крупнейшие собственники СМИ // Лекции по истории зарубежной журналистики http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=511&c_id=5863
[4] Ханова
А. Французский журнал «Экспансьон» на рынке деловой прессы. http://www.relga.rsu.ru/n40/jur40.htm
[5] Шарончикова
Л.В. Концентрация СМИ «по-французски» // Масс-медиа зарубежных стран Выпуск №1.
2005 г.