Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Англо-германское соперничество в вопросе о строительстве и действиях флота нач. XX в.(первые десятилетия)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Англо-германское соперничество в вопросе о строительстве и действиях флота нач. XX в.(первые десятилетия)
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    05.08.2014 15:01:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение.......................................................................................................... 3
    1 Предпосылки англо-германского соперничества в вопросе о строительстве и действиях флота, сложившиеся в конце XIX – начале ХХ века..................................... 5
    2 Действия английского и германского флотов в период Первой мировой войны   9
    2.1 Расстановка морских сил обеих сторон перед началом Первой мировой войны 9
    2.2 Действия английского и германского флота в период Первой мировой войны. Кампания 1914 года...................................................................................... 12
    2.3 Результаты англо-германского соперничество по вопросам о строительстве и действиях флота в итогах Первой мировой войны..................................... 16
    3 Нарастание военной мощи флотов Англии и Германии в 30 – 40 – е годы XX века  19
    3.1 Предпосылки усиления военной подготовки мировых держав............ 19
    3.2 Строительство нового военного флота Англии и Германии................ 21
    3.3 Предвоенные задачи и надежды, возлагаемые Англией и Германией на действие военных флотов............................................................................................. 25
    Заключение.................................................................................................... 33
    Список литературы....................................................................................... 35
     
     
     
    Введение
     
    Кризисные явления, сопровождавшие индустриальную стадию развития Запада на протяжении XIX в., вылились в глобальный кризис, который фактически продолжался всю первую половину XX в.
    Взаимоотношения стран Европы в первые десятилетия ХХ века, можно говорить о трех периодах этих отношений: до Первой мировой войны, во время и после ее.
    Уже в начале XX в. произошло оформление блоков стран - участниц Первой мировой войны. С одной стороны это были Германия, Австро-Венгрия, Италия (Тройственный союз; 1882г), и с другой - Англия, Франция и Россия (Антанта 1904-1907гг). Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли соответственно Германия и Англия. Конфликт между этими двумя государствами лежал в основе будущей мировой войны. Германия стремилась укрепить свои позиции в мире, Англия защищала сложившуюся мировую иерархию.
    В результате вышеперечисленных факторов отношения между Германией и Англией переросли в конфликтах сразу по нескольким вопросам, в том числе по вопросам о строительстве и действии флотов этих стран.
    Сама по себе тема работы может трактоваться как одна из причин не только Первой мировой войны, но и целого ряда крупнейших событий, международных договор и т.д. В связи с этим актуальность данной работы становится очевидной.
    Целью написания данной работы является определение основных форм и последствий англо-германского соперничества в вопросе о строительстве и действиях флота в начале XX в.
    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
    1) определение ситуации, сложившейся на начало ХХ века и предпосылок, определяющих соперничество Англии и Германии в вопросах строительства и действия флота;
    2) определение основных позиций, по которым в период Первой мировой войны обострилось соперничество между Англией и Германией в вопросах, касающихся строительства и действия флота;
    3) определение позиций Англии и Германии касательно флота относительно друг друга после Первой мировой войны, определивших направления взаимоотношений этих держав в будущем.
    Объектом исследования являются исторические факты и свидетельства, говорящие об англо-германском соперничестве в вопросах строительства и действия флота в первые десятилетия ХХ века. Предметом исследования является изучение взаимоотношений Англии и Германии в начале ХХ века как государств, обладающих крупнейшими флотами того времени.
    Методом исследования является сбор и анализ информации по обозначенному кругу вопросов.
    Степень изученности проблемы англо-германского соперничества в вопросах строительства и действия флота в первые десятилетия ХХ века вследствие малого количества работ, посвященных или затрагивающих данную тему, трудно назвать удовлетворительной.
    Структура работы соответствует необходимости последовательного решения выше поставленных задач. В первой части работы будут рассмотрены предпосылки англо-германского соперничества в вопросе о строительстве и действиях флота, сложившиеся в конце XIX – начале ХХ века. Вторая часть работы посвящена определению основных позиций, по которым в период Первой мировой войны обострилось соперничество между Англией и Германией в вопросах, касающихся флотов этих государств. В третьей части работы предполагается  позиции Англии и Германии касательно флота относительно друг друга после Первой мировой войны, определивших направления взаимоотношений этих держав в будущем.
    1 Предпосылки англо-германского соперничества в вопросе о строительстве и действиях флота, сложившиеся в конце XIX – начале ХХ века  
    Широкую агитацию за проведение политики внешней экспансии и создание мощного военно-морского флота развернул Флотский союз, основанный еще в 1889 году. В 1908 г. эта массовая организация с многочисленными региональными отделениями насчитывала более 1 млн. членов, однако в основном за счет коллективного членства экстремистских организаций.
    Деятельность «пангерманцев» и Флотского союза поддерживали Немецкое колониальное общество, основанное в 1882 году, антипольский Немецкий союз Восточной марки, Имперский союз против социал-демократии и множество подобных организаций. Они имели филиалы на всей территории империи, выпускали огромными тиражами газеты, листовки и т. п. В этой пропагандистской литературе поддерживалась главная тема о превосходстве немцев над другими нациями и необходимости установления германской гегемонии во всем мире.
    Поворот во внешней политике Германии наступил после отставки «железного канцлера» О. Бисмарка. Его преемники также видели опасность в сближении России и Франции, в возможности ведения войны на два фронта, но рассматривали это как разрешимую военно-техническую проблему, рассчитывая разгромить противников поодиночке. Кайзер и непосредственные руководители немецкой внешней политики до самого заключения англо-французского соглашения в 1904 г. полагали, что противоречия между Великобританией с одной стороны и Россией и Францией - с другой гораздо значительнее, чем противоречия между Германией и Россией и даже Францией.
    Но фактически экономические противоречия между Англией и Германией стали сильнее, чем их общее стремление воспрепятствовать русской экспансии в Азии и на Балканах. Немецкие товары успешно вытесняли английские с рынков России, Австро-Венгрии, Дании, Швеции, Румынии, Турции и других стран. Немецкие изделия из металла продавались в Великобритании по более низким ценам, чем отечественные. Началась ожесточенная конкуренция английских и немецких банков за сферы вложения капиталов в странах Латинской Америки и Дальнего Востока.
    Проникновение Германии на Ближний Восток было связано с получением в 1899 г. концессии на строительство железной дороги Берлин - Багдад, которая явилась средством включения Османской империи в сферу немецкого влияния и подрыва позиций Великобритании в этом регионе.
    Еще в конце XIX в. Германия захватила в Тихом океане важные в стратегическом отношении Каролинские, Маршалловы и Марианские острова, а также часть Самоанских островов. Она прочно утвердилась на Шаньдунском полуострове, навязав Китаю крайне неравноправный договор. Но до тех пор, пока Британия оставалась «владычицей морей», Германия, не имевшая мощного военно-морского флота, не могла рассчитывать на мировую гегемонию.
    Германия связывала все свои дальнейшие внешнеполитические планы именно со строительством собственного флота. Инициатором и руководителем первой крупной «флотской программы» стал статс-секретарь военно-морского ведомства адмирал А. Тирпиц (1849 - 1930).
    В 1898 г. он добился утверждения рейхстагом программы строительства 19 линкоров, 8 броненосцев береговой обороны, 12 тяжелых и 30 легких крейсеров.
    В 1900 г. была принята новая программа, увеличившая этот план вдвое. Прусское юнкерство, для которого главным было укрепление сухопутной армии, вначале противилось «флотским программам», усматривая в них лоббирование интересов промышленной и торговой буржуазии. Соглашение на их осуществление было достигнуто только тогда, когда была принята и программа значительного увеличения сухопутных войск.
    В 1897 г. статс-секретарем по иностранным делам был назначен Бернхард Бюлов (1849—1929), который являлся сторонником наступательной и экспансионистской внешней политики. В первом жек своем выступлении новый статс-секретарь откровенно заявил, что «прошли те времена, когда немец уступал одному из своих соседей землю, другому - море, а себе оставлял небо, где господствует чистейшая теория. Мы никого не хотим отодвигать в тень, но требуем и себе места под солнцем».
    Угрозы Бюлова и выполняемые «флотские программы» стали вызывать беспокойство ведущих британских политиков. Некоторые из них начали говорить о необходимости превентивного нападения на пока еще слабый германский флот с целью уничтожить опасность в самом зародыше. Появление огласки этих планов в германии привели к новой сильнейшей волне антибританских настроений в обществе.
    В 1900 г. Б. Бюлов был назначен на пост рейхсканцлера Германии. Он не был достаточно сведущ в проблемах внутренней политики и социальных отношений. Поэтому глава правительства предоставил свободу действий статс-секретарю по внутренним делам А. Посадовскому, а сам занялся вопросами внешней политики.
    В 1906 г. в Англии со стапелей сошел первый сверхмощный линейный корабль «Дредноут», по имени которого и все суда этого типа стали называться дредноутами. С этого момента начался новый этап гонки военно-морских вооружений. Британцы полагали, что их успех в кораблестроении обескуражит немцев. Этот расчет оказался ошибочным.
    Вскоре в Германии был спущен на воду первый дредноут «Нассау».
    В 1908 г. немецкий флот имел уже 9 дредноутов, в то время как у Великобритании их было 12.
    Преимуществом меньшего по численности немецкого военно-морского флота было то, что он не был разбросан по всему миру, как британский. Учитывая это, Лондон принял решение иметь такое количество сверхмощных военных кораблей, чтобы их всегда было на 60% больше, чем у Берлина.
    К 1913 г. Германия превратилась во вторую морскую державу мира, хотя по мощи ее военно-морской флот все еще значительно уступал британскому.
    Десятилетие, предшествовавшее мировой войне, может быть отмечено в области развития морских сил тремя фактами:
    1) ростом германского военного флота;
    2) восстановлением русского флота после катастрофического разгрома его во время японской войны;
    3) развитием подводного флота.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2 Действия английского и германского флотов в период Первой мировой войны 2.1 Расстановка морских сил обеих сторон перед началом Первой мировой войны  
    Морская подготовка к войне в Германии велась в направлении постройки флота из крупных боевых судов. Эта политика требовала больших затрат - в несколько лет затрачено на это 7,5 млрд. марок золотом, - что вызывало сильное политическое возбуждение, в особенности в Англии. В Англии наибольшее внимание было обращено на подводный флот. Германия перенесла на него же центр тяжести морской борьбы, но во время ведения самой войны.
    В общем балансе морских сил воюющих государств господствующее значение по своей мощности имели британский и германский флоты, боевая встреча которых ожидалась с особой тревогой во всем мире с первого дня войны. Их столкновение могло сразу же иметь очень серьезные последствия для одной из сторон. Накануне объявления войны был момент, когда по некоторым предположениям такая встреча входила в расчеты английского адмиралтейства.
    С 1905 г. британские морские силы, до сих пор разбросанные на важнейших морских путях, стали стягиваться к берегам Англии в состав трех флотов, предназначенных для обороны Британских островов. При мобилизации эти три флота соединялись в один, Большой, флот который в июле 1914 г. насчитывал в общем 8 эскадр линейных кораблей и 11 крейсерских эскадр, - всего вместе с мелкими судами 460 вымпелов.
    15 июля 1914 г. флоту Англии была объявлена опытная мобилизация, завершившаяся маневрами и королевским смотром 20 июля на Спитгэдском рейде. В связи с австрийским ультиматумом демобилизация флота была приостановлена.
    28 июля флот получил приказ идти из Портланда в пролив Скапа-Флоу, близ Оркнейских островов у северных берегов Шотландии.
    В это же время германский Флот открытого моря выходил в крейсерство в норвежские воды, откуда был возвращен 27 - 28 июля к берегам Германии.
    Английский флот шел из Портланда на север Шотландии вдоль восточного берега Англии, т.е. не по обычному пути, пролегавшему западнее острова. Оба флота прошли в Северном море в противоположных направлениях. К началу войны английский Большой флот расположился в двух группах: на крайнем севере Шотландии и в Ла-Манше у Портланда. В Средиземном море, по англо-французскому соглашению, обеспечение морского господства Антанты возлагалось на французский флот, который в составе лучших своих единиц был сосредоточен у Тулона. На обязанности его лежало обеспечение путей связи с Северной Африкой.
    У острова Мальта находилась английская крейсерская эскадра. Английские крейсеры несли также службу охраны морских путей в Атлантическом океане, у берегов Австралии. Значительные крейсерские силы находились также в западном районе Тихого океана.
    В Ла-Манше, кроме второго английского флота, у Шербура была сосредоточена легкая эскадра французских крейсеров, состоявшая из бронированных крейсеров, поддержанных флотилией минных судов и подводных лодок. Эта эскадра стерегла юго-западные подступы к Ла-Маншу. В Тихом океане у Индокитая находилось 3 легких французских крейсера.
    Германский Флот открытого моря состоял из 3 эскадр линейных кораблей, крейсерской эскадры и флотилии истребителей. После крейсерства у берегов Норвегии этот флот вернулся к своим берегам, причем 1 линейная и крейсерская эскадры стали у Вильгельмсгафена на рейде, под прикрытием батарей острова Гельголанда, а 2 другие линейные эскадры и флотилия истребителей — у Киля в Балтийском море. К этому времени Кильский канал был углублен для прохода дредноутов, что позволяло эскадрам из Киля присоединиться при надобности к эскадрам Северного моря.
    Кроме Флота открытого моря, вдоль побережья Германии находился оборонительный флот крупного состава, но из устаревших уже судов.
    В Черное море мимо английских и французских удалось пройти незамеченными германским крейсерам «Гебен» и «Бреслау», которые позже причинили достаточно неприятностей русскому Черноморскому флоту и побережью.
    В Тихом океане германские суда находились частью у своей базы - Циндао, близ Киао-чао. Легкая эскадра под руководством адмирала Шпее из 6 новых крейсеров крейсировала близ Каролинских островов.
    Сравнивая морские силы обеих коалиций, участвующих в Первой Мировой войне, можно отметить следующее:
    1) силы одной Англии превосходили силу всего флота Центральных держав;
    2) Большинство морских сил было сосредоточено в европейских морях;
    3) Английский и французский флоты имели полную возможность действовать совместно;
    4) Германский флот мог получить свободу действий только после удачного боя в Северном море, который ему пришлось бы дать при самом невыгодном соотношении сил. Фактически германский надводный флот оказался запертым в своих территориальных водах, имея возможность предпринимать наступательные операции только против русского Балтийского флота.
    5) Морские силы Антанты были фактическими хозяевами всех водных пространств, за исключением Балтийского и Черного морей, где Центральные державы имели шансы на успех, - в Балтийском море при борьбе германского флота с русским и в Черном - при борьбе турецкого флота с русским.
     
    2.2 Действия английского и германского флота в период Первой мировой войны. Кампания 1914 года  
    Действия на морях перед началом Первой Мировой войны заключались в незначительных операциях на Северном, Балтийском и Черном морях, в содействии флота Антанты в борьбе за колонии. Флот Антанты конвоировал войсковой транспорт, перебрасываемый непосредственно в зоны будущих сражений, а также устанавливал блокаду Адриатики и осуществлял крейсерскую войну на океанах.
    На Северном море предвоенный период в смысле потерь был неблагополучен для английского флота. Смелые действия германских подводных лодок - прообразы будущей подводной войны, - нанесли ему немало урона. Здесь за сентябрь и октябрь германские подводные лодки потопили 5 английских крейсеров, причем в один день погибло 3 корабля, что произвело сильнейшее впечатление в Англии.
    Осень, 1914 года в океанах началась крейсерская война. В это время в Индийском океане действовали германские крейсеры «Кенигсберг» и «Эмден», в Атлантическом у Пернамбуко - «Карлсруэ», вдоль Атлантического и Тихоокеанского побережий Южной Америки - «Дрезден», в Тихом океане - эскадра адмирала Шпее и еще несколько вспомогательных крейсеров.
    «Кенигсберг», крейсеруя в западной части Индийского океана, доходил до Аденского пролива. В сентябре после боя у Занзибара с английский крейсер «Пегас» был потоплен «Кенинсбергом». Это потопление имело громадное моральное значение, так как престиж Англии в этих водах был поколеблен. Англичане организовали охоту за «Кенигсбергом», вследствие чего он вынужден был в конце октября укрыться в устье реки Руфиджи, а в начале ноября «Кенигсберг» был потоплен англичанами.
    «Эмден», вышедший из Циндао в начале войны, в середине августа соединился с эскадрой адмирала Шпее в районе Марианских островов. Затем, когда Шпее пошел к Америке, он повернул на запад и вышел к южному побережью Явы, откуда начал свой знаменитый набег в Индийском океане, беспрерывно скрываясь от организованной за ним погони. Потопив в течение недельного пребывания в Бенгальском заливе 7 пароходов, «Эмден» стал крейсеровать в районе Цейлон - Мальдивские острова, а затем, перерезав Бенгальский залив, 26 октября утопил в Пенанге русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец. Отсюда «Эмден» пошел к Кокосовым островам, высадил здесь десант, но был застигнут австрийским крейсером «Сидней» и после боя, расстрелянный, выбросился на берег.
    «Карлсруэ» в течение 3 месяцев крейсеровал в районе Пернамбуко, прерывая проходившие здесь морские торговые пути. «Карлсруэ» также удавалось долгое время уходить от погони. За 3 месяца он захватил 17 пароходов тоннажем в 76 тыс. т, общей стоимостью до 1,5 млн. фунтов стерлингов. Набеги этого крейсера на торговые суда прекратились 4 ноября, когда, не доходя 400 миль до Барбадоса, «Карлсруэ» взорвался в море от невыясненной причины и погиб.
    Таким образом, в начале ноября Атлантический и Индийский океаны были очищены от германских крейсеров, и оставалась только эскадра адмирала Шпее в Тихом океане.
    Центром морской войны всего 1914 г. была борьба британского флота с эскадрой адмирала Шпее. Деятельность этой войны, так или иначе, отражалась на всех британских эскадрах, начиная с Большого флота. Эскадра Шпее в составе 3 крейсеров, выйдя в начале войны с Каролинских островов, пошла в Тихий океан, бомбардировав по дороге Таити.
    В середине октября эскадра Шпее соединилась с «Дрезденом», ранее крейсеровавшим вдоль Атлантического побережья Южной Америки, и с «Лейпцигом», подошедшим из Мексики. Затем эскадра пошла к Коронельской бухте на чилийском берегу с целью обнаружения английского крейсера «Глазго».
    В то же время английская эскадра адмирала Краддока осуществляла поиск крейсера «Лейпциг» вдоль Тихоокеанского побережья.
    Обе эскадры, в результате, полагали встретиться с одним только неприятельским кораблем.
    1 ноября обе эскадры столкнулись вблизи Чилийского побережья, и в результате боя, получившего название Коронельского, 2 английских крейсера, в том числе и флагманский «Гуд Хоуп», были потоплены, а 2 другим удалось уйти под покровом наступившей ночи. Германская эскадра совершенно не пострадала.
    Коронельский бой вынудил Англию усилить в Атлантическом и Тихом океанах свои морские силы даже за счет Большого флота, причем в распоряжение Англии поступили также японские и французские эскадры. В общем против эскадры Шпее было направлено 5 сильнейших эскадр, которые и замкнули кольцо вокруг нее. После Коронельского боя эскадра Шпее несколько времени крейсеровала вдоль Чилийского побережья и затем, в конце ноября пошла на юг с целью выхода в Атлантический океан для объединения с германскими крейсерами, якобы прорвавшимися из Северного моря.
    В это время сильная английская эскадра адмирала Стерди продвигалась к Фолклендским островам, к которым и подошла 7 декабря. На другой день к островам подошла эскадра адмирала Шпее и, заметив мощного противника, стала уходить далее в Атлантический океан. Английская эскадра начала преследование. Шпее, видя, что бой неизбежен, приказал своим 3 легким крейсерам спасаться, а с остальными 2 крейсерами вступил в бой против 3 сильнейших кораблей. В этом бою оба германских крейсера погибли, а через 2 часа были настигнуты еще 2 германских крейсера. К вечеру после боя эскадра Шпее погибла, за исключением «Дрездена», которому удалось скрыться.
    В общем ходе войны результат Фолклендского боя имел достаточно большое значение – после него все силы английского флота, за малым исключением, были сосредоточены на главном «театре» войны.
    Вообще крейсерская война велась в неодинаковых условиях. Германские крейсеры не имели опоры в своем запертом в территориальных водах флоте, что привело к их постепенной гибели. Таким образом, смелая работа германских крейсеров уже к 1915 году свелась на нет. Чтобы впоследствии возродиться в виде подводного крейсерства.
    На Северном и Черном морях главные морские силы принадлежали Великобритании и Германии. Задачи линейного флота обоих противников были связаны с районом Северного моря, на оконечностях которого оба флота находились в ожидании момента для нанесения друг другу удара. Большой флот англичан под начальством адмирала Джеллико стоял на рейде Скапа Флоу у северных берегов Шотландии, на расстоянии 475 миль от места нахождения германского Флота открытого моря, в заливе Гельголанд у устья Эльбы и Вильгельмсгафена.
    В конце 1914 г. выдвинулись мощные боевые свойства подводных лодок.
    В ноябре 1914 года Германией был поднят вопрос о подводной блокаде Великобритании и Ирландии для перерыва снабжения Англии и ее сообщений с Французским фронтом, куда непрерывным потоком лились подкрепления. В поисках борьбы против мощного флота Англии Германия решила обратиться к подводной войне. В ответ на это Англия объявила германскую собственность вне закона и организацией плавания под нейтральным флагом.
    К началу 1915 г. английский флот был ослаблен вследствие ремонта судов и фактически располагал 18 дредноутами против 17 германских. Командующий германским флотом адмирал Ингеноль решил, чтобы вывести свой флот из длительного бездействия, предпринять небольшую операцию в районе Доггер-Банки - участоке Северного моря в западной его половине.
    23 января для разведки в этот участок была отправлена крейсерская флотилия. Это приказание было перехвачено по радио англичанами, и Джеллико выслал в том же направлении крейсерскую эскадру адмирала Битти.
    24 января произошло морское сражение у Доггер-Банки, в котором приняли участие 5 крейсеров с общим водоизмещением 117 250 т со стороны англичан, со стороны германцев - 4 крейсера (88 700 т). Английские крейсеры были сильнее по конструкции и калибрам своей артиллерии. Бой продолжался 4 часа и закончился потоплением германского крейсера «Блюхер». В этом сражении впервые приняли участие крейсеры-дредноуты, и хотя успех был на стороне англичан, но обе стороны остались недовольны действиями своих крейсерских эскадр. Конечно, в Германии недовольство было гораздо сильнее. Действия адмирала Ингеноля были найдены совершенно неудовлетворительными потому, что он не решился выйти с главными силами флота навстречу крейсерам и не выслал им на поддержку подводных лодок. Ингеноль был отрешен и заменен адмиралом Полем.
    Стремительно развивающиеся в 1914 году на европейских фронтах первые операции с густо насыщенными массами войск, богато вооруженных заранее заготовленными средствами техники, убедили Европу в скоротечности возникшей борьбы.
    Темп операций за первый месяц действительно представлял мощный размах. Было впечатление, что вторжение крупных масс с таким темпом в неприятельскую страну быстро доведет до конечных целей борьбы.
     
    2.3 Результаты англо-германского соперничество по вопросам о строительстве и действиях флота в итогах Первой мировой войны  
    Важнейшим политическим итогом первой мировой войны 1914–1918 гг. был прорыв фронта империализма в его наиболее слабом звене - царской России. Победа Октябрьской социалистической революции и раскол мира на две социальны» системы нарушили равновесие внутри мировой системы капитализма, обострили все его противоречия. Попытка империалистов США, Англии и Франции сгладить эти противоречия заключением Версальского мирного договора не увенчалась успехом. Версальский мирный договор  предусматривал закрепление передела мира в пользу стран-победительниц. Однако уже при выработке статей договора выявились непримиримые противоречия, раздиравшие капиталистическую систему. Стремясь к экономическому ослаблению Германии, США и Англия вместе с тем боялись ослабления ее империалистической верхушки и нарастания революционного движения пролетариата. Кроме того, США стремились обеспечить себе в Германии хороший рынок сбыта и сферу приложения капитала. В итоге, уже первый мирный договор предопределял неизбежность военного столкновения.
    Экономический кризис 1929–1933 гг. обнажил и еще более обострил противоречия и потряс до основания всю капиталистическую систему. Он повлек усиление борьбы за рынки сбыта и сферы влияния, но свободных рынков не было. Выход из создавшегося положения был найден только в новом переделе мира через грабительскую войну, что привело к гонке вооружений. И чем больше накалялась международная обстановка накануне войны, тем активнее нарушались договорные обязательства по ограничению вооружений, служившие лишь ширмой, за которой готовилась новая мировая война.
    В первые годы после окончания войны 1914–1918 гг. направленность развития морских сил империалистических государств в известной мере определялась международными соглашениями об ограничении вооружений.
    На Вашингтонской конференции великих держав, состоявшейся в 1921–1922 гг. и созванной по инициативе США, последние (США) добились узаконения равенства американского флота с английским и расторжения англо-японского союза, создавшего невыгодное для Америки соотношение сил в западной части Тихого океана в случае войны США с Японией. Наряду с этим американцы добивались осуществления принципа «открытых дверей» в отношении Китая, чтобы, наводнив китайский рынок своими товарами, сначала вытеснить оттуда своих конкурентов — Англию и Японию, а затем прибрать Китай к своим рукам.
    В договоре, определявшем предельные размеры флотов США, Англии, Японии, Франции и Италии, была установлена следующая пропорция тоннажа линейных кораблей - 5: 5: 3: 1,75: 1,75. Соответственно предельное водоизмещение линейного флота определялось: для США и Англии по 525 тыс. т, для Японии - 315 тыс. т, для Франции и Италии - по 175 тыс. т. Для авианосцев был установлен общий тоннаж: для США и Англии по 135 тыс. т, Японии - 81 тыс. т. Франция и Италия могли позволить себе флот, водоизмещением до 60 тыс. т. В качестве максимальной нормы водоизмещение было принято для линкоров 35 тыс. т с артиллерией не свыше 16 дюймов и для авианосцев - 27 тыс. т с артиллерией не свыше 8 дюймов (только при строительстве впоследствии двух английских линкоров эти ограничения не принимались в расчет). Общее водоизмещение крейсерского и подводного флотов договор не ограничивал.
    Вашингтонский договор определял соотношение морских сил между странами-победительницами в соответствии с их удельным весом и влиянием в мировой экономике.
     
    3 Нарастание военной мощи флотов Англии и Германии
    в 30 – 40 – е годы XX века
    3.1 Предпосылки усиления военной подготовки мировых держав  
    Локарнское соглашение 1925 г., в котором Германия выступала уже как равноправная со странами-победительницами держава, открывало широкую дорогу дальнейшей подготовке агрессии в Европе.
    Вступив в 1926 г. в Лигу наций, Германия добилась отмены военных статей Версальского договора и легализации своих вооружений, и вскоре она добилась отмены военного контроля. За четыре года - с 1924 по 1928 годы - расходы ее только на вооружение флота возросли в 11 раз.
    Крупным событием, определившим направленность развития морских сил основных капиталистических стран, явилась Лондонская морская конференция, созванная в начале 1930 г. На ходе ее резко сказались острые противоречия между участниками. Итальянцы настаивали на полном равенстве своего флота с французским флотом, а французы, в свою очередь, естественно, противились этому. Англия, опасавшаяся усиления обоих флотов, не смогла урегулировать конфликт. Решение конференции подписали только США, Англия и Япония.
    Конференция продлила перерыв в строительстве линкоров еще на 5 лет - до 1936 г., и установила два типа крейсеров: водоизмещением в 10 тыс.т с 155 - 203-мм артиллерией и водоизмещением до 10 тыс. т с артиллерией калибром не более 155 мм. Максимальное водоизмещение для подводных лодок определялось в 2 тыс. т с предельным калибром артиллерии 130 мм. Разрешалось также иметь по три подводные лодки водоизмещением до 2800 т и с артиллерией до 155 мм.
    Таким образом, решения Лондонской морской конференции не ограничивали вооружений, а, наоборот, позволяли расширять строительство и обновление военно-морских флотов.
    В 1934 г. Германия односторонне отказалась от выполнения статей Версальского договора. В следующем году ее войска оккупировали Рейнскую область.
    В Германии была введена всеобщая воинская повинность, началось создание военной авиации, лихорадочное строительство аэродромов, военных укреплений, автострад, ведущих к границам западных и восточных соседей.
    В период с 1929 по 1934 г. Германия построила 3 «карманных линкора» типа «Дейчланд» (практически - тяжелые крейсера). По проекту эти линкоры отвечали требованиям Версальского договора (10 тыс. т), в действительности же их водоизмещение почти вдвое превзошло проектное.
    На создание «карманных линкоров» Франция ответила закладкой в 1932–1934 гг. двух быстроходных линкоров типа «Дюнкерк», а Италия — закладкой в 1934 г. еще более мощных линкоров типа «Литторио».
    В 1934 г. закладкой двух линкоров типа «Шарнхорст» с водоизмещением 34 тыс. т немцы уже открыто нарушили Версальский договор.
    18 июня 1935 г., надеясь столкнуть Германию с СССР, англичане подписали с Германией морское соглашение, в котором британское правительство санкционировало строительство Германией флота, равного 35% английского флота как по суммарному водоизмещению, так и по отдельным классам кораблей. Германия получила право содержать подводные силы в размере 45% суммарного водоизмещения английских подводных лодок. При этом предусматривалось, что этот процент в дальнейшем мог быть повышен до 100% водоизмещения английского подводного флота. Так Германия получила право увеличить свой флот в четыре раза и сравнять его с французским.
    В 1936 г. уже официально был оформлен военно-политический блок «ось Берлин - Рим» и заключен так называемый «антикоминтерновский пакт» между Германией и Японией, к которому вскоре примкнула Италия и ряд других государств.
    Вторая Лондонская морская конференция, созванная в 1936 году, закончилась провалом. Япония покинула конференцию, не добившаяся согласия на полное равенство своего флота с флотом Англии и флотом США. Основные морские державы, отказавшись практически от всяких ограничений, приступили к строительству крупных надводных кораблей, которые как в период подготовки к войне, так и в ходе ее составляли основное ядро флотов.
     
    3.2 Строительство нового военного флота Англии и Германии  
    Развитие основных видов оружия между первой и второй мировыми войнами шло по пути совершенствования существовавших ранее средств борьбы, и в частности по линии увеличения их разрушительной силы, дальности действия и универсализации, чтобы обеспечить возможность использования данного вида оружия различными классами кораблей и родами сил флота.
    Повышение мощности артиллерии достигалось увеличением давления в канале ствола, что позволяло повысить вес снаряда и дальность стрельбы при тех же калибрах. Росту дальнобойности способствовало и увеличение углов возвышения орудийных установок. Большие углы возвышения даже орудий крупного калибра обеспечили навесность траектории полета снаряда, а с нею - и возможность разрушения палубной брони. К началу второй мировой войны дальность стрельбы крупнокалиберной артиллерии возросла до 200–250 каб. против 95–115 каб. в первой мировой войне. Примерно вдвое повысилась и скорострельность артиллерии, значительно увеличилась живучесть орудий и артиллерийских установок в целом.
    Глубинная бомба совершенствовалась в направлении увеличения глубины взрыва и создания разнообразных калибров бомб. Росло число носителей этого оружия, им стала, в частности, и авиация.
    Заряд мины к началу войны достиг 200–300 кг при общем весе мины более тонны. В большинстве стран изготовлялись ударные, антенные и электромагнитные мины. Вес заряда ударных мин против подводных лодок достигал 65 - 80 кг, антенных - 136 кг и более. Для перекрытия большей толщи воды обороняемого от подводных лодок района в отдельных флотах применялась подвеска двух мин на одном минрепе. Стремление к увеличению глубины постановки мин способствовало удлинению минрепа до 500 м.
    Торпеда развивалась по пути универсализации, рассматривались возможности использования одних и тех же образцов с надводных кораблей и подводных лодок.
    Все крупные капиталистические государства в период между первой и второй мировыми войнами считали основным родом морских сил надводные корабли. Основное внимание уделялось их строительству и совершенствованию, особенно постройке крупных артиллерийских надводных кораблей (линкоров, крейсеров).
    Для всех классов надводных кораблей в этот период характерно значительное возрастание скоростей и дальности плавания по сравнению с кораблями периода первой мировой войны. Улучшение этих качеств достигалось за счет установки более совершенных машин, внедрения жидкого топлива и увеличения его запаса. Благодаря созданию различных систем бортовых противоминных отсеков значительно возросла жизнеспособность надводных кораблей. В то же время, в меньшей степени претерпело изменение вооружения кораблей.
    Линейные корабли считались основным классом кораблей. Корабли этого класса, заложенные накануне войны, имели скорость до 30–32 узл., дальность плавания до 15 тыс. миль, водоизмещение до 42–52 тыс. т. Главный калибр артиллерии линкоров остался на уровне первой мировой войны — 356–381 мм.
    Особое внимание при строительстве линкоров было обращено на увеличение их жизнеспособности, которое достигалось повышением прикрытия компактно расположенных их жизненных частей более толстой броней, толщина которой на борту достигала 406 мм и на палубе — 200 мм. Однако при больших дистанциях палубная броня ни одного из линкоров не выдержала попадания тяжелых снарядов, дальнейшему же увеличению толщины палубной брони препятствовало снижение устойчивости корабля.
    Несмотря на возникшие осложнения, строительство линкоров продолжалось.
    Авианосцы были самым малочисленным классом кораблей и  были только в составе флотов США, Англии и Японии. Так как первая мировая война не выявила оперативно-тактического назначения авианосцев, строительство их велось в различных направлениях, корабли этого класса отличались большим разнообразием типов.
    Во второй половине 30-х годов определились взгляды на боевое использование авианосцев и были выработаны тактико-технические требования к ним. Наиболее распространенным стал авианосец водоизмещением 20–25 тыс. т, со скоростью хода до 30 узл., принимавший 50–70 самолетов и вооруженный универсальными орудиями 100–130-мм калибра. К такому типу кораблей относились английский «Арк Ройял», американский «Хорнет» и германский «Граф Цеппелин».
    Конвойные авианосцы не строились. То, что именно авианосцы, а не линкоры являются основным классом кораблей, выявилось уже в ходе второй мировой войны.
    Торпедные катера также претерпевали изменения: повышалась их мореходность, а соответственно и водоизмещение (с 5–24 до 12–62 т), росла скорость хода (с 27–41 до 33–47 узл.) и дальность плавания (со 160–200 до 500–1000 миль). За счет применения автоматики улучшилось артиллерийское вооружение. В английском флоте появились специальные катера для защиты прибрежных коммуникаций. Усиление на торпедных катерах вспомогательного вооружения (артиллерийского, противолодочного, дымоаппаратуры) позволило привлекать их к решению других задач (дозор, ПЛО и т. д.).
    Крейсера перед самым началом войны строились в рамках Лондонского соглашения 1936 г. Преимущество отдавалось легким крейсерам с артиллерией калибром до 155 мм. Вступившие в строй накануне войны, крейсера имели значительную дальность плавания - до 8-10 тыс. миль, а отдельные типы, как, например, крейсер «Дейчланд», - до 18 тыс. миль.
    Скорость хода крейсеров возросла всего на 25–30%, а изрядно повысившаяся живучесть все же не соответствовала возможностям современных средств борьбы. Об этом свидетельствует высокий процент гибели крейсеров в годы второй мировой войны.
    В большинстве флотов капиталистических стран к началу войны взгляды на оперативно-тактическое использование эскадренных миноносцев не были достаточно четко определены. Только в ходе войны выявилось основное назначение эсминцев: защита морских сообщений, ПВО и ПЛО крупных кораблей на переходе. Отсюда тенденция к резкому увеличению дальности плавания эсминцев, главным образом за счет снижения скорости, к усилению зенитного и противолодочного вооружения, сокращению торпедного вооружения. Развитие артиллерии, особенно мелких и средних калибров, шло по линии универсализации ее против морских и воздушных целей.
    Высокая эффективность действий подводных лодок на морских и океанских сообщениях в первую мировую воину по достоинству оценена не была, поэтому на протяжении всего межвоенного периода тактико-технические данные подводных лодок оставались почти неизменными.
    В отдельных странах накануне войны совершенствование основных элементов подводных лодок шло с учетом возможности их совместного использования с надводными кораблями. В этих целях велась работа по  увеличению скорости надводного хода лодок, а повышению их скорости хода и дальности плавания под водой не придавалось значения. Калибр торпед подводных лодок увеличился с 450–500 до 533–550 мм, запас торпед — с 6–8 до 10–16, количество мин — с 12–16 до 32–40 и даже 75. Число артиллерийских орудий на подводной лодке возросло до двух, а их калибр с 32–60 до 100–130 мм. Время погружения лодок сократилось в 1,5–2 раза и составило для больших лодок в среднем около минуты, а для малых до 30 секунд. Глубина погружения лодок к началу второй мировой войны возросла до 120–150 м, т. е. увеличилась примерно в три раза.
    Большие лодки предназначались для действий на удаленных коммуникациях противника, а также совместно с эскадрами надводных кораблей. Средние лодки предназначались главным образом для действий на морских коммуникациях. Малые лодки строились для действий на коммуникациях ограниченных морских театров и для обороны берегов. Подводные минные заградители почти не строились. Как правило, боевые лодки могли использоваться либо в торпедном варианте, либо как заградители.
     
    3.3 Предвоенные задачи и надежды, возлагаемые Англией и Германией на действие военных флотов  
    Между первой и второй мировыми войнами военные и военно-морские теории в капиталистических странах отличались крайней пестротой в части выбора средств борьбы и относительным однообразием их политической направленности, вытекавшей из общей политической линии буржуазной военной науки.
    Буржуазные теоретики стремились к обоснованию таких способов ведения войны, которые бы не угрожали существованию их строя. В первые годы после окончания войны 1914–1918 гг. и особенно в период революционного подъема они искали пути замены массовых вооруженных сил небольшими, но высоко технически оснащенными армиями, поэтому в качестве решающей силы в войне они выдвигали технику, машину. На основе широкого применения высокоманевренных сил, таких, как крупные линейные флоты на море, теоретики того периода надеялись выиграть войну «единым стратегическим ударом». По-прежнему выдвигалась идея генерального сражения, опровергнутая всем ходом первой мировой войны.
    Период с 1918 по 1939 гг. характеризуется теоретическим разбродом в буржуазной военной мысли, наличием прямо противоположных мнений о характере строительства морских сил и способах их использования в будущей войне. При этом незыблемым оставалось требование безусловного достижения господства на море как единственного пути достижения победы в войне.
    В ходе Первой мировой войны «всемогущество» линейного флота было подорвано. Буржуазные исследователи под действием этого бесспорного факта занялись отысканием такого рода морских сил, который обеспечил бы им владение морем.
    В этот период появляются приверженцы авиации, сторонники строительства только подводных лодок, серия «новых» школ, выдвигавших свои идеи строительства флота. Не определив в этих спорах новую решающую силу, большинство буржуазных теоретиков пришло к началу второй мировой войны с убеждением, что основой морских сил по-прежнему остается линейный корабль, что оказало большое влияние на кораблестроительные программы капиталистических государств.
    В английском флоте, основной задачей которого являлась защита морских сообщений, на 9 тыс. транспортных судов оказалось всего 200 кораблей ПЛО, причем большинство из них были кораблями прибрежного действия.
    В германском флоте, стремившемся к борьбе на океанских сообщениях, к началу войны оказалось всего 27 подводных лодок, пригодных для действий в океане.
    Эти обстоятельства, сказавшиеся затем на ходе военных действий, показывают, насколько опасны теоретические заблуждения, основанные на неверной оценке опыта строительства флота в прошлом.
    Взгляды морских теоретиков США и Великобритании имели много общего, так как оба эти государства были крайне заинтересованы в морских коммуникациях, обеспечивавших их процветание за счет грабежа колоний и слаборазвитых стран. В основе морской политики и стратегии США и Великобритании по-прежнему лежали концепции Мэхэна и Коломба, которые сводились к тому, что для достижения и удержания господства над миром необходимо господство на море, что средством для достижения последнего является «морская сила», объединяющая военный и торговый флоты, а также систему баз и портов.
    В связи с тем, что линейный флот уже в ходе первой мировой войны перестал быть олицетворением морской мощи, вскоре после 1918 г. в США и Англии все чаще стали раздаваться голоса об его упразднении. В Англии появилась «новая школа», требовавшая ревизии взглядов адмиралтейства на характер строительства и использования военно-морского флота, отказ от линкоромании и «линейной стратегии». Отдельные представители этой школы считали, что Англия, зависящая от своих морских сообщений, не сможет прикрыть их теми 12–15 линкорами, которыми она располагает, так как в море ей приходится иметь одновременно до 2 тыс. транспортов. Это приводило теоретиков «новой школы» к мысли о необходимости строительства вместо дорогостоящих линкоров кораблей других более многочисленных классов, прежде всего крейсеров, способных обеспечить непосредственное охранение конвоев. Наличные линейные корабли представители «новой школы» считали целесообразным использовать только для блокады боевого флота противника.
    На первых порах «новая школа» получила поддержку английского адмиралтейства, поскольку эта линия соответствовала духу вашингтонского соглашения, а главное — послевоенному состоянию экономики Англии, которая не могла выдержать предложенного США и Японией темпа строительства крупных кораблей. Отказ англичан от постройки части уже заложенных линкоров в известной мере сдерживал их ближайшего конкурента - США в строительстве крупных кораблей. Взгляды «новой школы» поддерживались еще и потому, что в это время не был достаточно изучен опыт войны, отсутствовали эффективные средства борьбы с подводными лодками и возможность значительного повышения живучести линейных кораблей от оружия авиации и подводных лодок.
    Однако опыт первой мировой войны убедительно показал уязвимость английских коммуникаций даже при наличии абсолютного превосходства ее флота над флотом противника. Развитие новых боевых сил и средств, в первую очередь подводных лодок и авиации, повысило уязвимость коммуникаций и привело в тупик английскую теоретическую мысль, которая не смогла найти и воплотить в своих кораблестроительных программах такое соотношение различных классов кораблей, которое наиболее полно отвечало бы требованиям защиты судоходства страны.
    В Англии понимали, какую угрозу для ее морских коммуникаций представляют подводные лодки. Поэтому сразу же после окончания первой мировой войны Англия выступила с предложением объявить подводные лодки вне закона или в крайнем случае запретить неограниченную подводную войну.
    Включение в Лондонское соглашение 1936 году, к которому присоединилась и Германия, статей об использовании подводных лодок в соответствии с нормами международного права было расценено в Англии как большая победа над подводной угрозой. Принятие на вооружение «асдика» рождало у англичан большие надежды на успех в борьбе с подводными лодками.
    Основываясь на опыте первой мировой войны и на развитии боевых сил и средств в послевоенный период, в Англии придерживались мнения, что совместные операции армии и флота, особенно десантные, в предстоящей войне будут явлением еще более редким, чем в войнах прошлого.
    Бурный рост авиации обусловил появление в США и Англии сторонников исключительности военно-воздушных сил.
    За относительно короткое время авиация выросла в универсальный род морских сил и коренным образом изменила характер боевых действий на море. Это обстоятельство стало причиной возникновения взглядов о всемогуществе авиации, о ее способности заменить все другие рода морских сил.
    К началу второй мировой войны авиация в ряде стран оформилась в самостоятельный вид вооруженных сил. В Англии морская авиация входила в состав военно-морского флота самостоятельным родом сил, призванным действовать совместно с морскими силами, что и обусловило впоследствии более эффективное использование этими государствами своей морской авиации.
    Наряду с бомбардировочной, истребительной и разведывательной авиацией появилась и развивалась минно-торпедная, штурмовая авиация и пикирующие бомбардировщики. В Англии выделяется специальная группа авиации для ПЛО прибрежной зоны. Совершенствуются авианосная авиация и гидросамолеты.
    Незначительный боевой опыт торпедоносцев в первую мировую войну привел к необходимости разрабатывать тактику использования самолетов данного типа. В английском флоте, где на это обращалось особое внимание, отрабатывалось торпедометание с малых (10–100 м) и больших (1500–2000 м) высот.
    Увеличение живучести надводных кораблей за счет улучшения качества и толщины палубной брони, а также удаление их жизненных частей от бортов повлекло за собой возрастание калибров авиабомб. Появились фугасные бомбы весом до 2000 кг, бронебойные бомбы, бомбы меньших калибров с реактивными ускорителями, увеличивающими их пробивную силу. Были испытаны и в ходе войны нашли широкое применение, особенно у немцев, бомбовые взрыватели замедленного действия, которые на длительное время выводили из строя поражаемые объекты.
    К 1939 г. большинство флотов имело на вооружении авиационные неконтактные мины с магнитным и индукционным замыкателем. Увеличение количества взрывчатого вещества до 300 и более килограммов, приближение точки взрыва к жизненным центрам корабля и большая подвижность самолетов значительно увеличили эффективность авиационных мин в борьбе против крупных кораблей и судоходства в водах противника. Большие перспективы предвещало появление накануне войны на английских самолетах радарных установок.
    Большая дифференциация авиации, использование ею самых разнообразных средств поражения, а также значительное улучшение тактико-технических элементов самолетов способствовали универсализации авиации и обеспечивали широкое использование ее в боевых действиях на море.
    До прихода к власти фашизма наиболее полным выразителем германской военно-морской теории являлся О. Гроос, изложивший в 1928 г. свои взгляды в книге «Учение о морской войне в свете опыта мировой войны». Гроос предпринял попытку соединить все положительное в учении Клаузевица о войне с принципами использования в войне морских сил Корбетта. Он стремится рассматривать войну как единый процесс, в котором различные виды вооруженных сил - армия, флот и авиация - в конечном итоге решают общую стратегическую задачу. Будучи приверженцем англо-американской теории «морской силы», Гроос идет по проторенному пути Мэхэна и Коломба, он считает, что только достижением господства на море можно добиться победы в войне. Исходя из этой предпосылки, идее завоевания господства на море, по Гроссу, должны быть подчинены все планы войны. Он настойчиво проводит мысль о том, что Германия потерпела поражение в первую мировую войну только потому, что слишком много безрезультатных усилий вложила в борьбу на сухопутном фронте во Франции, тогда как следовало овладеть французским побережьем Английского канала и Атлантического океана и, опираясь на него, вести силами флота решительную борьбу против английского господства на море.
    Другой немецкий адмирал — Вегенер в более открытой форме, чем Гроос, настаивал на необходимости захвата стратегических позиций для улучшения условий деятельности флота.
    Работы Вегенера и Грооса стали «морской библией» гитлеровского генерального штаба, а их советы — отправными пунктами при составлении планов борьбы за мировое господство. Первый период второй мировой войны, в который происходил захват стратегических позиций на Западе, полностью протекал по планам, написанным Вегенером и Гроосом.
    Когда перед войной в высших сферах германского командования обсуждались кораблестроительные программы, была принята линия на создание мощного флота, способного не только успешно вести борьбу на океанских коммуникациях, но и уничтожать морские силы Англии, обороняющие эти коммуникации. В Германии единодушно признавалось, что главная задача флота состоит в борьбе на коммуникациях Англии в Атлантике, но не определялось, какого практического результата и в какие сроки ему следовало добиться.
    В германском флоте господствовала точка зрения, что в предстоящей войне решающая роль будет принадлежать надводным кораблям, а не подводным лодкам. Сторонники «крейсерской войны» не отрицали значения подводных лодок, особенно в войне с таким островным государством, как Англия, однако считали, что не объективные условия, а ошибки германского командования и случайное стечение обстоятельств в первой мировой войне выдвинули корабли этого класса в разряд главных сил для борьбы на английских морских сообщениях.
    Недооценка подводных лодок как основного рода сил в борьбе на морских коммуникациях была присуща и самим немецким подводникам. Вопреки историческому опыту германские теоретики считали, что в будущей войне основную роль в борьбе на коммуникациях будут выполнять крейсерские силы. Причина этих заблуждений крылась в неправильной оценке самого опыта: надводный флот Германии во время войны бездействовал и, как казалось немецким теоретикам, не смог реализовать своих огромных потенциальных возможностей. В оценке деятельности подводных лодок они ориентировались на заключительный этап «подводной войны» в Атлантике 1918 г., когда действия подводных лодок из-за повсеместного введения системы конвоев давали небольшие результаты. Оценивая этот опыт, немецкие морские специалисты считали, что в будущей войне англичане для защиты судоходства от подводных лодок снова введут конвои, которые явятся отличными объектами для нападения мощных германских надводных рейдеров.
    Вместе с тем еще до войны в Германии начали отрабатывать метод группового использования подводных лодок. Этот метод, основанный на объединении усилий подводных лодок, немцы хотели противопоставить концентрации сил обороны противника в конвоях.
    В строительстве вооруженных сил капиталистических государств часто решающую роль играл элемент случайности, а направленность строительства флота, в частности, в значительной степени определялась заинтересованностью монополий и тесно связанных с ними правящих кругов.
    Рассмотренные выше взгляды буржуазных теоретиков не являлись официальной государственной доктриной, однако это были взгляды авторитетных в своих странах теоретиков, которые, несомненно, учитывались при формировании военной доктрины, при составлении официальных руководящих документов и кораблестроительных программ. Знакомство с ними позволяет лучше понять как отдельные события войны, так и характер использования в ней сил воюющих сторон.
     
     
     
     
     
    Заключение  
    Соперничество Германии с ведущими странами мира, обострившееся в начале ХХ века, объясняется несколько поздним развитием этого государства. К началу ХХ века Германия начала развиваться во многих аспектах и претендовать на позицию крупного индустриального государства, в то время как в мире уже сложилась иерархия развитых и отсталых, колониальных стран. Время великих открытий новых земель прошло. Претензии Германии на расширение и увеличение своего могущества могли удовлетвориться только одним путем – переделом сложившейся иерархии и, соответственно, отчуждением у других индустриально развитых стран их привилегий.
    К началу ХХ века ведущей державой мира была Англия. Развивающиеся Япония и США, несомненно, подвигали Англия с лидирующей позиции, но до их превосходства было еще далеко. В тоже время, фактические экономические противоречия между Англией и Германией только усиливались. Однако до тех пор, пока Британия оставалась «владычицей морей», Германия, не имевшая мощного военно-морского флота, не могла рассчитывать на мировую гегемонию.
    Германия связывала все свои дальнейшие внешнеполитические планы именно со строительством собственного флота. Реализации немецких «морских программ» являлась сильнейшим раздражителем для английского правительства и послужила толчком бурного развития морского флота (а точнее, увеличения его количества) как Германии, так и Англии.
    В последствии с началом Первой мировой войны, англо-германское соперничество в вопросах строительства и действия флота вылилось в крупнейшие мировые сражения, происходящие в период всей войны. Итогом этих сражений было поражение германского флота, как и Германии в целом. Однако эта победа английского флота над германским далась первому слишком большой ценой. Первая мировая война дала очень важные уроки, которыми, к сожалению, ни одна из сторон не воспользовались.
    По итогам Первой мировой войны, а вернее по итогом Версальского мирного договора Англия, в том числе, одержала свою, локальную победу над Германией в вопросах строительства и действия флота.
    Однако, в последствии, противоречивые действия Англии и ее союзников (например, США) свели все результаты победы над Германией на нет. Ограничения над Германией как проигравшей стороны год за годом ослаблялись из-за боязни Англии и США роста недовольств и подъема народного движения в Германии. Свержение монархии в России, а затем и в ряде других стран, «призрак революции» в Европе в газах английского правительства и правительства США был гораздо серьезнее нарастающей мощи и агрессии в Германии.
    В результате Германии удалось настолько усовершенствовать свою военную подготовку, в том числе подготовку военно-морского флота, что к началу Второй мировой войны, страны Европы, за исключением тех, что встали на сторону Германии, оказались бессильны против этого мощного врага.
    Ни один из договоров, заключенных европейскими странами после Первой мировой войны, не оказал содействия Англии в ее соперничестве с Германией по вопросам строительства и действия флота, хотя большинство этих договоров и соглашений инициировались Англией.
    Английское правительство не учло уроков морских сражений Перовой мировой войны. Английский флот был не в состоянии противостоять подводным кораблям Германии, несмотря на то, что о разрушительной силе этих кораблей и их оружия было известно еще в годы Первой мировой. Вместо этого, роль подводных кораблей в английском флоте сводилась на нет, а создаваемые корабли едва ли могли отвечать новейшим разработкам оружия Германии.
    Список литературы  
    Беккер Ж. Первая мировая война / Ж.Беккер; пер. с фр. И.В. Меркуловой. - М.: АСТ, 2006.-158 с.Вильсон Х.Р. Линкоры в бою 1914-1918 гг. -М.: Изографус,  Нижегородское книжное издательство, ЭКСМО. – Пресс, 2004.- 432 с.Горохов В.Н. История международных отношений. 1918-1939: Конспект лекций. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 288 с.Данн О. Нации и национализм в Германии, 1770-1990 /О. Данн; пер. с нем. И.П. Стребловой.- СПб.: Наука, 2005.-469 с.Джолл Д. Истоки первой мировой войны /Джеймс Джолл.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 416 с. Дубровская О.Н. Краткая история войн и сражений /О.Н. Дубровская.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.- 480 с. Ежов М.Ю. Один из мифов о крейсере "Магдебург" /М. Ю. Ежов //Вопросы истории.-№2. - 2007.- С.152-156.Ерофеев Н.А. Англо-американские отношения и союзная блокада в 1914-1915 годах /Н. А. Ерофеев //Американский ежегодник /отв. ред. Н. Н. Болховитинов.-М., 2005.- С. 209-251.Иминов В. Т. Эволюция военного искусства в годы Первой мировой войны /В. Т. Иминов //Военно-исторический журнал /Генер. штаб Вооруж. сил РФ. -М., 2004.- №8.- С. 2-9. История международных отношений: основные этапы с древности до наших дней/под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова, Э.Г. Соловьева.- М.: Логос, 2007.-712 с. Козлов Д.Ю. Ирбенская операция германского флота в августе 1915 года /Д. Ю. Козлов //Военно-исторический журнал. - 2005.- №8.- С.54-59.Международные отношения в первой половине ХХ века //Новейшая история зарубежных стран. ХХ век.-М., 2004.- С.26-62. Новая история стран Европы и Америки/под ред. Г.В. Каменской .– М.: Дрофа, 2005.-909с. Олейник А. Первая мировая война: причины и результаты /А. Олейник //Обозреватель, - 2004.-№7.- С.102-115.Первая мировая война: Пролог ХХ века /Отв.ред. В.Л.Мальков.- М.: Наука, 2004.-603 с. Ревякин А.В. История международных отношений в новое время /А. В. Ревякин.-М.: РОССПЭН, 2004.-262 с.Сороко-Цюпа О.С. Мир в ХХ веке/ Под ред. О.С.Сороко-Цюпыноввоенных флотов и Германии Первой Мировой войны.-М.: Просвещение, 2004.-335 с.Тарле Е.В. Политика: История территориальных захватов. XV-XX века /Е.В. Тарле.- М: ЭКСМО-Пресс, 2007.-800 с.Уткин А.И. Первая мировая война /А.И. Уткин.- М.: Алгоритм, 2007.-592с. Христофоров И. Гибель старого мира: [первая мировая война] /И. Христофоров // Вокруг света: ежемес. научн.-попул. журн. /ЗАО "Орбита медиа сервис".- М., 2008.-№3.- С.100-112. Черчиль У. Мировой кризис 1918-1925: пер. с англ. / У. Черчиль.- М.: URSS, 2007.-328 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Англо-германское соперничество в вопросе о строительстве и действиях флота нач. XX в.(первые десятилетия) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.