Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инвестиционные стратегии предприятия

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Инвестиционные стратегии предприятия
  • Предмет:
    Стратегический менеджмент
  • Когда добавили:
    05.08.2014 15:39:11
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение     3
     
    1. Теоретические аспекты корпоративных инвестиционных стратегий   5
    1.1. Виды инвестиционных стратегий на микроуровне   5
    1.2. Развитие предприятия и роль в нем инвестиционной стратегии 13
     
    2. Анализ инвестиционной политики на предприятии 17
     
    3. Перспективы и современные аспекты основных фондов
    российских предприятий   28
     
    Заключение 33
     
    Список источников и литературы 34
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Производственно-хозяйственная деятельность любого предприя­тия в той или иной степени обязательно связана с инвестиционной деятельностью. Необходимым условием структурной перестройки и экономического роста являются наращивание объема и повыше­ние эффективности инвестиций в создание новых и развитие, совер­шенствование действующих основных фондов и производств, в мате­риальные и нематериальные активы. Комплекс вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности предприятий, тре­бует базовых знаний теории и практики принятия управленческих решений в области разработки эффективных направлений и форм инвестиционной деятельности, определения ее целей, обоснования основных направлений формирования инвестиционных ресурсов, а также формирования эффективного и сбалансированного инвести­ционного портфеля.
    Инвестиционная стратегия — долгосрочный план вложения финансовых и экономических ресурсов в раз­витие субъекта, реализующий поставленные цели, про­екты и задачи страны, общества, собственников средств и ресурсов, предприятий, организаций и физических лиц.
    Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуще­ствляется на макро- и микроуровнях (на уровне государ­ства, региона, отрасли, муниципального образования, на уровне предприятий и организаций).
    Различают следующие виды инвестиционных стратегий:
    — государственную инвестиционную стратегию раз­вития;
    — региональную инвестиционную стратегию развития;
    — инвестиционную стратегию развития на местном уровне (муниципальную инвестиционную стратегию);
    — корпоративную инвестиционную стратегию раз­вития;
    — отраслевую инвестиционную стратегию развития;
    — общую инвестиционную стратегию развития субъ­екта;
    — частную инвестиционную стратегию развития субъекта, входящую в общую стратегию его раз­вития.
    Инвестиционные стратегии тесно связаны со всеми другими стратегиями развития, поскольку все прочие стратегии базируются на долгосрочном инвестиционном процессе и формализованном инвестиционном анализе и отборе проектов. Частные инвестиционные стратегии могут носить иные названия, например, информацион­ная или инновационная стратегии развития. И в то же время частные стратегии подразумевают инвестиции, то есть вложения финансовых ресурсов в конкретные про­екты и программы.
    На этапе синхронизации хозяйственных реформ с мировыми экономическими процессами обновления технологических струк­тур, освоением принципиально новых схем и методов производ­ства особая роль отводится инвестиционной деятельности пред­приятий. Инвестиционная активность в настоящее время стала сво­его рода индикатором спада или подъема в экономическом разви­тии страны.
    Актуальность настоящей темы оправдана, потому как инвестиционная стратегия — это база и фундамент общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ развития.
    Цель настоящей работы: рассмотреть инвестиционные стратегии предприятий и организаций. Изложить основные источники организации инвестиций и отличия политики операционной эффек­тивности предприятия и конкурентной стратегии, осно­ванной на использовании и развитии конкурентных пре­имуществ предприятия. Рассмотреть особенности раз­вития и инвестиционных стратегий российских предпри­ятий и организаций.
    Задачи представить в работе следующие вопросы
    -Виды инвестиционных стратегий на микроуровне;
    -развитие предприятия и роль в нем инвестиционной стратегии;
    -инвестиционную политику на предприятии;
    -состояние основных фондов российских предприятий.
    1. Теоретические аспекты корпоративных инвестиционных стратегий
    1.1. Виды инвестиционных стратегий на микроуровне
     
    Инвестиционная стратегия на микроуровне (на уров­не предприятия) базируется на следующих базовых кон­цепциях финансового менеджмента:
    — сочетание стратегии и тактики финансового ме­неджмента;
    — максимизация доходов фирмы в сочетании с мини­мизацией финансовых и производственных рисков;
    — рост капитализации фирмы (рост стоимости ак­ционерного капитала — стоимости собственников фирмы);
    — создание и поддержание конкурентных преиму­ществ фирмы — создание уникальной и выгодной стратегической позиции на рынках, содержащей определенный набор конкурентных видов деятель­ности.
    Существуют несколько основных вариантов инвести­ционных стратегий на уровне предприятия. Инвестици­онные стратегии различаются для предприятий из раз­ных стран, отраслей, различных форм собственности, масштаба фирмы, территориального расположения, вида продукции, технологического уровня и т.д.
    Рассмотрим промышленные предприятия, реализую­щие продукцию на конкурентных рынках.
    Малые и средние предприятия
    1. Венчурные предприятия — малые технологические предприятия, осуществляющие рискованные проекты  [3; c.192].
    Для их финансирования создаются специальные венчур­ные фонды. Базовой концепцией развития венчурных предприятий является реализация цепочки (рис. 1.1): идея, инновация, инвестиции в ОКР или НИР, изготов­ление опытной инновационной партии продукции, заво­евание ниши на рынке и быстрый выход на IРО (первич­ная продажа акций).
     
    Рис. 1.1. Стратегия развития венчурной фирмы
    Источник: Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. –Р н/Д., 2006. С. 212.
     
    Венчурная фирма в своем развитии проходит следую­щие стадии: семенная стадия (прединвестиционное фи­нансирование компаниями фондами посевного капита­ла на самом раннем этапе) —> старт —>ранний рост —>экспансия IРО или продажа фирмы стратегическому инвестору. То есть стратегия здесь базируется на основ­ной цели и функции венчурного технологического пред­приятия: создание малого, но быстро растущего пред­приятия, быстрое воплощение некой инновации в новейшем продукте и выгодная продажа фирмы страте­гическому инвестору, который будет продолжать финан­сирование развития фирмы.
    Венчурный технологический бизнес является базой современного развития страны и создания постиндуст­риальной экономики и экономики знаний.
    2. Инновационное малое предприятие — фирма, ре­ализующая проект или выпускающая продукцию с ин­новацией [3; c.196].
    В странах Организации экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР) доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%. При­чем для инновационной экономики такие предприятия составляют подавляющее большинство предприятий, по­скольку в условиях свободной конкуренции только они и выживают за счет конкурентных преимуществ. Инве­стиционная стратегия инновационных предприятий — вложение основной части инвестиций в перспективные инновационные продукты, защищенные охранными до­кументами (патентами, свидетельствами об изобретени­ях). На инновационном предприятии с целью снижения рисков формируется портфель эффективных инвестици­онных проектов.
    3. Малое неинновационное предприятие, как пра­вило, не имеет какой-либо разработанной инвестицион­ной стратегии. Оно развивается на основе интуиции ру­ководителя, который использует политику операционной эффективности. Малое предприятие, в случае удачной деятельности, осуществляет повышение эффективности текущей (операционной) деятельности мелкими шагами (повышение конкурентоспособности продукции и др.), что приводит к росту доходов. Подобных предприятий в России — более 90%, а в некоторых развитых странах — более 50% [6; c.97].
    4. Среднее инновационное предприятие имеет не­сколько вариаций инвестиционной стратегии. Инвести­ционная стратегия предпринимателя (инвестора), купив­шего венчурную фирму, заключается в быстром росте капитализации фирмы (рыночной стоимости) и захвате рынков сбыта. Средние предприятия, обладающие значи­тельным интеллектуальным капиталом, могут вести агрес­сивную наступательную патентную политику на рынках. И расширять подобным образом свое рыночное простран­ство, укреплять свои конкурентные преимущества.
    Этими предприятиями используются также стратегии:
    — «Поиск наград». Данную стратегию используют фирмы, работающие на рынках наукоемкой про­дукции. Инвестиционная политика строится на венчурных (рискованных) инвестиционных проек­тах, компенсирующих высокие риски ожидаемы­ми сверхприбылями;
    — «Пирамида». Мобилизуются все доступные источ­ники для реализации одной, но перспективной ин­вестиционной программы;
    — «Все для вас». Стратегия следования за стабиль­ным и крупным потребителем (например, круп­ной и прибыльной фирмой). В этом случае пред­приятие работает по принципу «от добра — добра не ищут» и работает по заказам крупного потре­бителя своей продукции.
    5. Среднее неинновационное предприятие. Подоб­ные предприятия часто не имеют стратегии как тако­вой, а занимаются повышением эффективности опера­ционной (текущей) деятельности фирмы. И можно сказать, что это и есть их «стратегия». В то же время предприятие может использовать стратегию следования за стабильным и крупным потребителем, который и бу­дет определять стратегию «сателлита».
    6. Корпорации используют два основных подхода в отношении инвестиционной стратегии [7; c.46]].
    1) Отсутствие стратегии, которую заменяет полити­ка операционной эффективности (эту политику проводят так же, как указывалось выше, многие малые предприятия и средние фирмы). Инвести­ционная стратегия отсутствует, а инвестиции на­правляются на повышение операционной эффек­тивности. Данную политику использовали неко­торые японские корпорации.
    2) Конкурентная стратегия, основанная на исполь­зовании и развитии конкурентных преимуществ корпорации.
    В свою очередь конкурентная стратегия включает те или иные частные стратегии:
    — стратегию роста интеллектуальной собственности корпорации, роста ее человеческого капитала, стра­тегию патентной и лицензионной экспансии. За счет этого поддерживаются и усиливаются конку­рентные преимущества корпорации;
    — стратегию поддержания монопольного положения в отрасли или в определенной рыночной товарной нише;
    — стратегию слияний и поглощений;
    — стратегию экономии на издержках;
    — стратегию развития на базе собственных средств и их эффективного использования в инвестицион­ных проектах;
    — стратегию минимизации рисков путем разделения - их с партнерами в инвестиционных проектах;
    — стратегию дифференциации, основанную на раз­нообразии продукции и услуг;
    — стратегию фокусировки, ориентированную на уз­кую группу потребителей.
    Инвестиционная стратегия, как часть общей поли­тики фирмы, включает:
    — повышение финансовой устойчивости фирмы;
    — повышение платежеспособности фирмы;
    — эффективное использование средств;
    — увеличение прибыли и рыночной стоимости бизнеса;
    — развитие человеческого капитала фирмы;
    — адаптацию к изменяющимся потребностям рынка;
    — создание новых эффективных и конкурентоспособ­ных производств;
    — повышение эффективности традиционных произ­водств;
    — повышение инновационного потенциала — исполь­зование инноваций для выпуска конкурентоспо­собных товаров;
    — повышение организационного потенциала — осу­ществление инвестиций в организационное разви­тие фирмы;
    — расширение рынков сбыта;
    — снижение рисков.
    Политика операционной эффективности фирмы за­ключается в постоянном улучшении показателей теку­щей деятельности фирмы. Операционная эффективность сводится к повышению производительности труда, каче­ства стандартных продукции и услуг, оборачиваемости текущих активов, скорости реализации текущих реше­ний и задач и пр. Операционная эффективность означает выполнение сходных видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты. Она направлена на повышение эффек­тивности практической деятельности, позволяющей ком­пании лучше использовать имеющиеся факторы произ­водства, например, за счет снижения брака продукции.
    В противоположность этому стратегия или стратеги­ческое позицирование на рынке означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или вы­полнение схожей деятельности, но другими путями, труд­но доступными конкурентам [8; c.223].
    Политика операционной эффективности без разра­ботанной и четкой стратегии имеет свои ограничения и недостатки. Различия между компаниями в издержках или цене обусловлены многими видами деятельности, необходимыми для создания, продвижения на рынки, продажи и доставки их товаров и услуг. Преимущество по издержкам объясняется более эффективным по сравне­нию с конкурентами ведением отдельных видов деятель­ности, но это преимущество временное. Фирмы отлича­ются по затратам, технологиям, мотивации работников, организационному управлению отдельными видами де­ятельности или всей деятельностью в целом и т.д. Раз­личия в операционной эффективности определяют раз­личия в прибыльности фирм. Например, именно разли­чия в эффективности производств позволили японским производителям в 80-е гг. предложить низкую стоимость и высокое качество одновременно.
    Введем верхнюю границу производительности, кото­рая составляет сумму всех существующих, известных и доступных с лучших методов организации производствен­ных работ в любой конкретный момент. Увеличивая опе­рационную эффективность, любая компания имеет возможность, используя эти методы, приближаться к ука­занной границе. Это может потребовать инвестиций, повышения качества персонала и т.д. Так, например, те производители, которые взяли на вооружение японскую практику быстрого перехода на выпуск новой продук­ции, в 80-е гг. успешно с ними конкурировали.
    Конкуренты очень быстро перенимают известные пе­редовые приемы менеджмента, новые технологии, вво­дят усовершенствования и лучшие способы удовлетворе­ния потребителей. И способствуют этому многочисленные и легко доступные консультанты.
    Конкуренция в операционной эффективности сдвига­ет границу производительности все выше, поднимая этот предел для каждой фирмы. И все стремятся к одному пределу, не имея особых различий. В результате никто из таких конкурентов не получает существенного пре­имущества на рынке.
    В то же время ярким примером преимуществ использо­вания разработанной стратегии является отказ фирм США от совершенствования и выпуска телевизоров в 1980-х гг. и переход на разработку и выпуск программного обеспече­ния и компьютерных технологий. В результате они почти монопольно заняли этот рынок на десятилетия.
    Особую роль в конкуренции фирм приобретают ин­формационные технологии и глобализация информаци­онного пространства. Известный критик ИТ, американ­ский ученый Николас Дж. Карр утверждает, что широкое использование ИТ, их глобальная доступность приводят к нивелированию и даже утрате конкурент­ных преимуществ фирм, ноу-хау которых и рыночные преимущества базируются на этих технологиях. Однако подобное снижение роли общеизвестных ИТ отражает общий закон использования конкурентных преимуществ, исследованный Майклом Портером и другими учены­ми-экономистами.
    Н. Карр в критической части своей книги пишет, что информационные технологии ведут к выравниванию ус­ловий работы фирм в мировом масштабе. Связано это с тем, что все лучшие технологии и инновации сравни­тельно быстро становятся достоянием фирм, имеющих доступ к глобальной информационной сети и достаточ­ные средства для их покупки.
    Информационные технологии ускоряют и облегчают процесс выравнивания конкурентных преимуществ толь­ко тех фирм, стратегия которых базируется на улучше­нии их операционной деятельности, а не на постоянном совершенствовании и усилении собственных конкурент­ных преимуществ. А для развивающихся экономик это — благо. Информационные технологии и глобальные инфор­мационные сети позволяют фирмам страны с привлека­тельным инвестиционным климатом и высоким качеством человеческого капитала сравнительно быстро выйти на мировые рынки благодаря доступности современных тех­нологий, то есть информационные технологии являются огромным благом и фактором развития для стран с «до­гоняющими» экономиками. Перед ними пока не стоят задачи первенства на мировых технологических  рынках в части продаж лицензий на передовые технологии. Они заняли свою нишу в сфере продаж сравнительно деше­вых потребительских товаров пониженного или среднего качества. И вполне на этом этапе их развития удовлетво­рены своим положением, постепенно продвигаясь вперед в своем общем технологическом развитии за счет импор­та технологий достаточно высокого уровня.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1.2. Развитие предприятия и роль в нем инвестиционной стратегии
     
    В широком смысле развитие предприятия — это та­кие системные изменения физических, организационных, нематериальных (интеллектуальных) и финансовых фак­торов его функционирования, которые приводят к его положительному экономическому изменению.
    Развитие предприятия —  это искусство, практика и наука управления его экономическим изменением в це­лях удовлетворения потребностей заинтересованных лиц (собственников, топ-менеджеров, персонала, государства, общества).
    Экономическое изменение, как смену качества эко­номического объекта (бизнеса, организации,- отрасли и пр.), определяют через расширение или сужение его фун­кциональной полезности, его целесообразности, увели­чение или снижение его потенциала для достижения целей рентабельности, инвестиционной привлекательно­сти, конкурентоспособности и т.д.
    В целом, экономическое изменение предприятия — это количественное и качественное изменение его функ­циональной полезности, его экономических показателей [11; c.72].
    Положительное экономическое изменение предпри­ятия — это такие количественные и качественные изме­нения его функциональной полезности, его экономиче­ских показателей, которые повышают общую полезность, решают задачи и удовлетворяют потребности его собствен­ников, персонала и общества в целом.
    Отрицательное экономическое изменение предпри­ятия — это такие количественные и качественные изме­нения его функциональной полезности, его экономиче­ских показателей, которые снижают общую полезность предприятия и не удовлетворяют потребности его соб­ственников, персонала и общества в целом.
    Таким образом, развитие предприятия — это процесс накопления его положительных изменений, процесс рот ста его полезности для основных участников бизнес-про­цесса, включая государство.
    Развитие предприятия предполагает структурные из­менения, которые затрагивают предприятие в целом и отдельные бизнес-элементы при условии сохранения его финансовой устойчивости. Развитие предприятия может происходить автономно или в рамках возникшего под воздействием данного или иного предприятия кластера.
    Различают адаптационные и бифуркационные меха­низмы системных изменений предприятия. Адаптацион­ные — это постепенные, щадящие и целенаправленные изменения предприятия под воздействием внутренних и внешних факторов. Бифуркационные изменения — ката­строфические, радикальные, революционные, с огромны­ми рисками и с неизвестными последствиями. В разви­тии предприятия в долгосрочном периоде адаптацион­ные изменения (усовершенствования, постепенное обновление технологий, оптимизация процессов и т.д.) периодически могут сменяться бифуркационными (рес­труктуризация и радикальная диверсификация, революци­онные инновации, кризисы, банкротства). В переходной российской экономике бифуркационные изменения пред­приятий имели место в первой половине 1990 гг.
    Для предприятия продуктивны положительные эко­номические изменения. Однако основные цели и задачи для предприятия определяются собственниками и топ-менеджерами, которые могут ошибаться или поступать недобросовестно и сознательно ставить ложные или ко­рыстные цели и задачи. Недобросовестно могут работать и менеджеры. Очевидно, что изменения, заданные не­оправданными целями собственника или обусловленные корыстными мотивами менеджеров, могут быть и отри­цательными.
    Противоположными развитию понятиями являются упадок, деградация, депрессия (фаза хозяйственного цикла, следующая за кризисом, подавленное, угнетенное состояние), стагнация (застой в производстве), стаг­фляция (застой в экономике при одновременном росте инфляции), спад производства.
    Многозначность форм предприятий, их задач, целей и функций определяет множество подходов к определе­нию путей развития предприятия.
    В рыночной экономике основная цель предприя­тия — получение прибыли при сохранении его устойчи­вости, а также рост капитализации предприятия (ры­ночной стоимости).
    Развитие предприятия — это повышение общей эф­фективности предприятия в целом и его основных биз­нес-единиц, в частности, в долгосрочном периоде [8; c.237].
    Под эффективностью предприятия понимаются ста­бильный рост и сохранение его конкурентных преиму­ществ — конкурентоспособности его продукции и услуг на свободных рынках.
    Общее развитие предприятия включает его частные составляющие (развитие его основных сфер деятельнос­ти, инфраструктуры и пр.). Развитие предприятия оп­ределяет его общая стратегия, которая включает:
    — инвестиционную стратегию;
    — инновационную стратегию;
    — организационную стратегию — организационное развитие предприятия — создание эффективной структуры предприятия, системы его управления и их совершенствование;
    — стратегию повышения эффективности человече­ского капитала.
    Развитие предприятия предполагает системную и комплексную реализацию следующих задач:
    — реализацию конкурентной стратегии развития (со­здание и непрерывное упрочение конкурентных преимуществ предприятия);
    — сочетание эффективной операционной деятельно­сти и стратегии развития предприятия;
    — реализацию эффективной инвестиционной страте­гии;
    — создание и развитие на предприятии эффективной инновационной системы;
    — реализацию эффективной инновационной стра­тегии;
    — создание эффективной структуры предприятия, си­стемы его управления и их совершенствование;
    — рост качества, количества и эффективности чело­веческого капитала предприятия;
    — повышение качества инфраструктуры предприятия;
    — рост капитализации предприятия;
    — создание кластера (промышленная группа геогра­фически соседствующих взаимосвязанных компа­ний и организаций, характеризующихся общнос­тью деятельности и взаимодополняющих друг друга);
    — рост предприятия — количественный рост его ос­новных экономических показателей, в том числе увеличение его рыночной капитализации, рост выпуска продукции, расширение рынков сбыта и т.д.;
    — глобализация компании.
    Человеческий капитал, как на уровне страны или ре­гиона, так и на уровне предприятия, является определя­ющим производительным фактором. От него прямо за­висит эффективность других интенсивных факторов развития предприятия: инноваций, организационного по­тенциала, инвестиций и др.
    В развитых странах человеческий капитал предприя­тия определяет его способность создать, сохранить и уп­рочить конкурентные преимущества и реализовать кон­курентную стратегию развития. В переходной экономике, по существу, именно человеческий капитал предприя­тия и определяет его способность адаптироваться к ры­ночным отношениям.
     
     
     
     
    2. Анализ инвестиционной политики на предприятии
     
    Итак, на основание изложенного в предыдущей главе, следует, что инвестиционная деятельность — это совокупность действий рос­сийских и иностранных физических и юридических лиц государств, включая общественные и религиозные организации, общества, ассоциации по реализации инвестиций для получения прибыли или достижения другого хозяйственного эффекта [13; c.206]. Особая роль отводится инвестициям в воспроизводство основных фондов как средству ре­шения главных задач обновления технологических структур. В общем смысле под инвестициями понимают затра­ты живого и общественного труда для создания производственных мощностей, с помощью которых затем создается большая стоимость.
    С точки зрения финансовых параметров инвестиции могут быть представлены как любые виды активов, вкладываемых в произ­водственно-хозяйственную деятельность для последующего извле­чения дохода, выгоды.
    С экономической точки зрения инвестиции рассматривают как расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на вызванные этим изменения размеров и состава оборотного капитала. Экономиче­ская сущность инвестиций может быть более глубоко раскрыта при группировке многочисленных видов инвестиций по различ­ным классификационным признакам. С точки зрения направлен­ности и результативности инвестиций важное значение имеет клас­сификация их по формам собственности, в рамках которых эти инвестиции осуществляются, и по конечным целям самого про­цесса инвестирования (рис. 1).
    Рис. 2.1. Классификация инвестиций
    Источник: Экономика и управление в машиностроении. / Под ред. Кожевникова Н.Н. –М., 2007. С.167.
     
    Частные инвестиции полностью сосредоточены на задаче по­лучения дохода; государственные могут осуществляться для регу­лирования развития экономики.
    Объектами инвестиционной деятельности являются вновь соз­даваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные сред­ства во всех отраслях и сферах национального хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продук­ция, интеллектуальные ценности, имущественные права, другие объекты собственности.
    Субъектами инвестиционной деятельности (т.е. инвесторами и участниками) могут быть граждане России и иностранные граж­дане, юридические лица, их объединения, иностранные госу­дарства.
    В сегодняшней инвестиционной стратегии России важная роль должна быть отведена мобилизации инвестиционных средств, ко­торые могут быть представлены частными инвесторами из их соб­ственных накоплений. Известно, что в странах с развитой эконо­микой такие средства образуют значительные ресурсы для долго­срочного инвестирования. Важной задачей является развитие в России системы коллективных инвестиций — создание различ­ных видов инвестиционных фондов, развитие системы негосудар­ственных пенсионных фондов и т.д.
    Решение проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику во многом зависит от развития российского рынка ценных бумаг. Этот сектор обеспечивает условия для привлечения инвестиции на предприятия и расширение доступа последних к более дешевому по сравнению с банковскими кредитами капита­лу. Поэтому не менее важна классификация инвестиций по дру­гим признакам. В частности, с точки зрения сфер рынка, на кото­рых они фигурируют, и объектов вложения инвестиции могут быть портфельными или капиталообразующими (реальными) (рис. 2.2).
     
     
    Рис.2. 2. Классификация инвестиций по объектам вложений и сферам рынка
    Источник: Экономика и управление в машиностроении. / Под ред. Кожевникова Н.Н. –М., 2007. С.169.
     
    Портфельные инвестиции представляют собой сумму средств, необходимых для приобретения совокупности различных фондо­вых ценностей (государственных и частных ценных бумаг, любых других продуктов рынка ценных бумаг), а также иных финансо­вых активов (страховых полисов, долей в уставных фондах неак­ционированных предприятий, залогов и т.д.), обеспечивающих выгодное и надежное размещение.
    Капиталообразующими инвестициями является сумма средств, необходимых для строительства и оснащения оборудованием ин­вестируемых объектов, расходов на подготовку капитального стро­ительства и прироста оборотных средств, нужных для нормально­го функционирования предприятия. Капитальные вложения осу­ществляются и ограничиваются пределами рынка факторов про­изводства и находят свое воплощение на предприятии в зависи­мости от конкретного наполнения в виде материальных и немате­риальных инвестиций [15; c.171].
    В отношениях между лицами, вовлеченными в деятельность по осуществлению крупных капиталовложений, одни находятся в позиции объекта инвестирования, другие — инвестора. При этом первые вынуждены доказывать инвесторам целесообразность их участия в инвестициях. Согласно мировой практике лучшим доказательством является ознакомление инвестора со сценарием ка­питальных вложений, который готовится как инвестиционное предложение или инвестиционный проект. Инвестиционное пред­ложение подготавливается в виде краткого описания идеи буду­щего инвестиционного проекта. Но содержание предложения дол­жно быть настолько насыщено информацией, чтобы после зна­комства с ним становилась очевидной мера коммерческой состо­ятельности замысла проекта. Исследование инвестиционных воз­можностей и получение предварительных оценок, пусть с широ­кими границами возможных отклонений (точность +20 %), обхо­дится дешевле разработки полного технико-экономического обо­снования (ТЭО) для инвестиционного проекта. Стоимость ТЭО может составлять от 2 до 10 % стоимости проекта. Вряд ли такие затраты оправдывают получение отрицательных результатов ТЭО. Методика ООН по промышленному развитию рекомендует сле­дующую форму инвестиционного предложения.
    Раздел I. Общие условия осуществления проекта и его исход­ные данные.
    Инициаторы проекта (ответственные лица, другие участники).
    Исходные данные проекта (наименование, номенклатура, про­изводственная мощность, приглядный объем требующихся инве­стиций).
    Проведенные исследования, уже осуществленные инвестиции.
    Раздел II. Рынок и мощность предприятия.
    Продукт и рынок, прогноз сбыта; производственная программа.
    Мощность предприятия.
    Раздел III. Материальные факторы производства.
    Приблизительная оценка потребности в сырье, основных ма­териалах.
    Сырьевая база, положение с обеспечением энергией, водой, транспортными путями.
    Степень взаимодействия с потенциальными поставщиками.
    Оценка ежегодных издержек на материальные факторы произ­водства.
    Раздел IV. Расположение предприятия и площадка.
    Место нахождения, стоимость земельного участка, производ­ственные площади.
    Раздел V. Проектно-конструкторская документация.
    Данные о технологии производства. Предварительный план раз­мещения оборудования и объектов строительства.
    Краткое описание строительных материалов, которые предпо­лагается использовать.
    Раздел VI. Организация предприятия и накладные расходы.
    Организационная структура предприятия, сметные накладные расходы, финансовые платежи по страхованию, кредитам, нало­гам и т.д., амортизация.
    Раздел VII. Трудовые ресурсы.
    Режим работы, предполагаемая потребность в персонале. Пред­полагаемые ежегодные расходы на оплату труда, включая все виды начислений.
    Раздел VIII. Предполагаемые сроки осуществления проекта.
    Длительность и структура периода реализации проекта, общая продолжительность, график осуществления проекта и сметные расходы на реализацию каждого этапа инвестиционного проекта.
    Раздел IX. Финансово-экономическая оценка проекта.
    Инвестиционные издержки на подготовку производства, при­обретение постоянных активов, формирование оборотного ка­питала.
    Источники финансирования и предполагаемая структура ка­питала.
    Общие по смете производственные издержки, в том числе пе­ременные и постоянные.
    Раздел X. Социально-экономическая оценка проекта.
    Оценка влияния на занятость, соответствие проекта экологи­ческим стандартам.
    Если результаты исследования инвестиционных возможностей удовлетворяют инвестора, то он может принять решение о фи­нансировании работ по подготовке полного ТЭО инвестиционно­го проекта как совокупности расчетно-финансовых и организа­ционно-правовых документов.
    Порядок ТЭО инвестиционного проекта определен Методи­ческими указаниями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными в марте 1994 г. Рекомендации, имеющие в своей основе стандартизиро­ванный подход, рассмотренный в Пособии по подготовке про­мышленных технико-экономических исследований ООН по про­мышленному развитию, представляют собой наиболее полную ме­тодику сбора, последовательной подготовки исходной информа­ции и проведения расчетов обобщающих показателей оценки фи­нансовой состоятельности и экономической эффективности ин­вестиционного проекта.
    Финансовая оценка инвестиционного проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатом, обеспечиваю­щим его ликвидность. Обязательное условие — положительное сальдо баланса поступлений и платежей в течение всего срока жизни проекта. Отрицательные значения накопленной суммы де­нежных средств свидетельствуют об их дефиците. Нехватка налич­ности для покрытия всех имеющихся расходов в каком-либо вре­менном интервале фактически означает банкротство проекта.
    В качестве притоков денежных средств рассматриваются поступ­ления от реализации продукции, внереализационные доходы, увеличение основного акционерного капитала за счет дополни­тельных эмиссий акций, привлечение денежных средств на воз­вратной основе (кредиты и облигационные займы).
    Оттоками являются инвестиционные издержки, включая за­траты на формирование оборотного капитала, текущие затраты, платежи в бюджет, обслуживание внешней задолженности, диви­дендные выплаты.
    Экономическая оценка инвестиционного проекта отображает уровень прибыли на вложенный капитал, обеспечивающий ми­нимально-гарантированную норму доходности, а также компен­сацию риска инвестора по реализации проекта и общего (инфля­ционного) изменения покупательной способности денег в тече­ние срока жизни инвестиционного проекта. Экономическая оцен­ка должна свидетельствовать, что данный проект наиболее при­влекателен для потенциального инвестора, так как его реальная норма доходности превышает норму при любом ином способе вло­жения капитала.
    Поскольку принимать решение приходится сегодня, все пока­затели деятельности инвестиционного проекта должны быть от­корректированы с учетом снижения ценности денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их расходованием или получением. На практике корректировка заключается в приведе­нии всех величин, характеризующих финансовую сторону осуще­ствления проекта, к масштабу цен, сопоставимому с имеющими­ся сегодня. Такой перерасчет называется дисконтированием.
    Расчет коэффициентов приведения производится на основа­нии ставки сравнения — показателя, характеризующего темпы снижения ценности денежных ресурсов в течение определенного времени. Соответственно значения коэффициентов перерасчета всегда должны быть меньше единицы.
    Величина ставки сравнения (Сс) складывается из трех состав­ляющих:
     
    Сс = Ти + Пмин + Кр
     
    где Ти — темп инфляции; Пмин — минимальная реальная норма прибыли; Кр — коэффициент, учитывающий степень риска.
    Под минимальной нормой прибыли, на которую может согласиться предприниматель, понимается наименьший гарантированный уровень доходности, сложившийся на рынке капиталов. В качестве приближенного значения ставки сравнения могут быть использо­ваны существующие усредненные процентные ставки по долго­срочным банковским кредитам. Для акционерных предприятий, осуществляющих инвестиции, в качестве коэффициента дискон­тирования рекомендуется использовать средневзвешенную сто­имость постоянного (акционерного и долгосрочного) заемного капитала, определяемую на основании величины дивидендных и процентных выплат.
    В практике экономической оценки инвестиционных проектов наибольшее распространение получили расчеты показателей чис­той текущей стоимости (ЧТС), внутренней нормы прибыли, ин­декса доходности и срока окупаемости, определяемого с учетом времени получения доходов. Их расчет требует представления ин­вестиционного проекта как временной модели. Ее характеризуют три момента.
    1. Процесс реализации проекта разбивается на этапы, ряд ко­торых сопровождает вложение средств, тогда как другие — про­цесс отдачи. Оба процесса последовательны, хотя в некоторой части могут совмещаться по времени.
    2. Каждый этап характеризуется определенным уровнем расхо­дов и доходов как результатов воздействия прогнозируемых усло­вий и факторов. При всей неравномерности и неупорядоченности инвестиционных расходов и поступающих доходов именно их рас­пределение во времени играет решающую роль.
    3. Экономическую характеристику модели определяет соотно­шение суммарного чистого дохода (ЧД) проекта с полными ин­вестиционными расходами.
    Суммарный чистый доход проекта является непосредственным объектом анализа в определении экономической эффективности инвестиций. Он формируется за счет прибыли (П) и амортизаци­онных отчислений (Зам), за вычетом инвестиционных затрат (Зин) и налоговых выплат (3н):
     
    ЧД = П + Зам + Зин - Зн = ВД -З
     
    где ВД — валовой доход как финансовый результат хозяйствен­ной деятельности, включающий в себя средства, предназначен­ные для возмещения первоначальных инвестиций в постоянные активы (П + Зам); 3 — инвестиционные расходы, включающие в себя налоговые платежи, необходимость уплаты которых увели­чивает требования к возмещению (Зин + Зн).
    Чистый доход проекта представляет собой сумму, в пределах которой могут осуществляться платежи за привлеченные источ­ники финансирования без ущерба для основного капитала проек­та. Если сумма чистых доходов за весь период жизни проекта ока­жется отрицательной, то это будет свидетельствовать о его несо­стоятельности. Также очевидно, что чем больше суммарный до­ход, тем лучше. Но чтобы адекватно оценить проект с точки зре­ния эффективности использования распределенных во времени инвестиций, необходимо осуществить приведение суммарного чи­стого дохода.
    Пересчет распределенных во времени чистых доходов на мо­мент времени, которым принято считать момент начала инвести­ций, осуществляется с помощью коэффициента приведения (Кпр). Его значения рассчитываются для каждого интервала планирова­ния при заданной ставке сравнения (Сс) с использованием фор­мулы сложных процентов:
     
    Кпр = 1/(1+Сс)t
     
    где t — порядковый номер интервала планирования.
    После того как значения чистых доходов за каждый интервал планирования будут умножены на соответствующие коэффици­енты приведения, подсчитывается их сумма. Полученная величи­на и есть показатель ЧТС проекта.
    Эффективность капитальных вложений в России в настоящее время остается предельно низкой. При этом увеличивается техно­логическая отсталость ведущих отраслей экономики, намеченное директивными документами обновление производственных фон­дов осуществляется с большим отставанием. Стал вполне привыч­ным срыв строительства объектов государственного заказа, ново­го строительства и реконструкции предприятий социально (или регионально) важных, градообразующих, обеспечивающих эко­номическую безопасность всей страны (например, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции). В целом ухудшилось выполнение договорных обязательств подрядными организация­ми на пусковых объектах производственного назначения и соци­альной сферы.
    Одной из причин сложившегося положения в этом секторе экономики является дестабилизация материально-технического обеспечения строительства, вызванная, в частности, сокращени­ем производства и отсутствием рынка строительных материалов, конструкций, деталей, оборудования. Случившийся в августе 1998 г. обширный финансовый, денежно-кредитный кризис, обвал бан­ковской системы, угроза государственного дефолта доказали не­последовательность и непродуманность правительственной финан­совой и инвестиционной стратегий, ориентированных больше на строительство финансовых пирамид, чем на реальный сектор эко­номики.
    Анализ ситуации, сложившейся в инвестиционной сфере, при­водит к необходимости принятия решительных мер для ее изме­нения. В первую очередь нельзя полностью отказываться от мето­дов государственного регулирования экономики с помощью со­ответствующей политики.
    Как показывает отечественный и зарубежный опыт, в совре­менных условиях перейти на новый технический и технологиче­ский уровень без помощи государства ни одно, даже самое мощ­ное предприятие, не сможет. Успех возможен только при консо­лидации жестких административных мер на государственном уровне и развитии конкуренции среди производителей. Конкуренция соз­дает отношения экономического принуждения предприятий к поиску наиболее эффективных путей вложения ограниченных ре­сурсов и бюджетного финансирования отраслей, обеспечивающих технологический прорыв экономики на уровень развитых стран [14; c.115]. Изменения необходимы и в организации проектно-сметного дела. Целесообразно создать информационно-экспертную систему в рамках региональных и добровольных организаций, а также госу­дарственных управленческих органов. Важно установить экономи­ческую ответственность проектантов (проектировщиков) за до­стижение проектных мощностей в нормативные сроки за счет ре­зервирования заказчиком части стоимости, предусматриваемой за повышенное качество проектов. Нужна также простая и ясная си­стема оценки технического уровня и качества технико-экономи­ческого обоснования самих проектов.
    3. Перспективы и современные аспекты основных фондов российских предприятий
     
     
    В наиболее трудном положении в рыночной экономике оказались предприятия машиностроения и другие пред­приятия с высокой добавленной стоимостью. Совокуп­ность образования, опыта и знаний, накопленных в со­ветское время, оказалась отрицательным капиталом на этих предприятиях в рыночных условиях.
    Пока каких-либо существенных сдвигов на предпри­ятиях с высокой добавленной стоимостью не происхо­дит. На рынках потребительских товаров, по данным Госкомстата, в 2008 г. около 70% составляли импортные товары [8; c.254].
    В 90-х гг. основные инвестиции шли в сырьевые от­расли и металлургию, откуда продукцию и капитал наи­более просто продать и вывезти за границу. Новое рас­пределение ролей основных секторов в экономике обнаружило неконкурентоспособность отечественных про­изводств с высокой добавленной стоимостью и их про­дукции, отсутствие отечественных высоких мирных тех­нологий на предприятиях ОПК, в машиностроении, в производствах потребительских товаров.
    Отпуск цен и относительное открытие экономики стра­ны внешнему миру привело к следующим, последствиям для российских производств:
    — резкому снижению производства неконкурентоспо­собной продукции во всех отраслях экономики;
    — обвальному снижению производства оборонной продукции;
    — провалу конверсионной программы на предприятиях ВПК;
    — постепенному развалу части предприятий ВПК и тяжелой промышленности;
    — росту инвестиций в сырьевые отрасли;
    — постепенному, хотя и незначительному, росту ино­странных инвестиций в производства потребитель­ских товаров (яркий тому пример — пивная от­расль);
    — стабильно низкому уровню инвестиций в сектора с высокой добавленной стоимостью;
    — обвальному старению оборудования и технологий практически во всех отраслях.
    Общий объем прямых иностранных инвестиций в 2003—08 гг. не превышал 10 млрд долл. в год. При этом отток капитала значительно превышал приток. Для сравнения: прямые иностранные инвестиции в Китай в 1996—2002 гг. ежегодно превышали 40 млрд долл., а в 2002-2004 гг. превысили 50 млрд долл.
    Таким образом, капитал продолжает преимуществен­но уходить из России за рубеж. И это происходит в то время, когда в стране происходит массовый выход из строя производственных мощностей.
    На начало 2007 г. степень износа основных фондов в целом по экономике составила 49,5%, в том числе в про­мышленности — 52,9% (по оборудованию в промышлен­ности степень износа была значительно выше), то есть фактически увеличилась даже по сравнению с началом 1999г. [8; c.247].
    Доля нового оборудования на предприятиях состав­ляла крайне малую долю и не превышала все эти годы 6%. Доля оборудования с возрастом свыше 16 лет посто­янно росла и превысила в 2008 г. 60%. К 2008 г. сред­ний возраст машин и оборудования в промышленности увеличился по сравнению с 1990 г. почти вдвое и соста­вил более 19 лет при обычном нормативном сроке служ­бы техники менее 7—9 лет [7; c.142].
    Неконкурентоспособная продукция большинства российских предприятий, устаревшие основные фонды, от­сталые технологии и оборудование (оно изначально было неконкурентоспособным по мировым уровням), слабый менеджмент и маркетинг не позволяют российским пред­приятиям, ориентированным на внутреннего потребите­ля, выйти хотя бы на 50% -ный уровень загрузки произ­водственных мощностей. Сравнительно загружены только мощности ТЭК и металлургии, в основном работающие на экспорт.
    Имевшее место в 1999-2003 гг. оживление простаи­вающих мощностей промышленности не привело к вы­ходу на устойчивую траекторию роста экономики. Ос­новные инвестиции поступают в ТЭК, а не в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, эти отрасли и растут опережающими темпами. Высокие до­ходы ТЭКа и его инвестиционная привлекательность определяются сверхблагоприятной ценовой конъюнкту­рой на мировых рынках сырья.
    Оживление других отраслей идет за счет вторичного перераспределения доходов ТЭКа (в том числе за счет государственных бюджетов и фондов), а не за счет роста инвестиционной привлекательности высокотехнологич­ных отраслей с высокой добавленной стоимостью, об­новления их технологий и оборудования, обновления ме­неджмента и маркетинга, увеличения инвестиций в человеческий капитал.
    Реальная ситуация с денежным капиталом и инве­стициями в России — неоднозначна. В стране много сво­бодных средств, но очень мало инвестиционно привле­кательных предприятий с конкретными проработанны­ми инвестиционными проектами. Инвесторам некуда вкладывать свои деньги. К тому же, их отпугивает ма­лопривлекательный инвестиционный климат в России. Поэтому инвестиции в машиностроение, отрасль, в ко­торой отдача происходит с большим временным лагом, чрезвычайно малы и составили в 2002—08 гг. только око­ло 3% в год от всех прямых инвестиций в промышлен­ность.
    Неготовность и неспособность предприятий с отста­лыми технологиями и неконкурентоспособной продук­цией к инвестициям подтверждают нежелание россий­ских банков кредитовать реальный сектор экономики. Банковские кредиты составили всего лишь 5,2% в сово­купных инвестициях в 2008 г. и растут очень медленно. Со своей стороны, владельцы и руководители основной массы частных и акционерных предприятий с высокой добавленной стоимостью не стремятся к получению кре­дитов из-за отсутствия у них надежных проектов, ап­робированной рынком конкурентоспособной продукции, в первую очередь, из-за очень высоких кредитных про­центных ставок.
    Российские предприятия развиваются в основном за счет внутренних инвестиций (прибыли и амортизации) и государственных инвестиций.
    Не выполняет своей функции в качестве источника финансирования и рынок ценных бумаг. Его доля в со­вокупных прямых инвестициях, по данным Федераль­ной службы госстатистики, не превышает 2%.
    Подтверждает сделанные выводы и статистика в ре­гионах. Банковские инвестиционные (долгосрочные) кредиты в 2000 г. в Воронежской области не превысили 2% от совокупных инвестиций в экономику области, а в 2006 г. составили 3,1%, в 2002—08 гг. не превысили 5% (в среднем по России ситуация близкая) [9; c.119]. Таким обра­зом, предприятия области развивались на свои средства.
    В то же время предприятия России постепенно осваи­вают фондовый рынок и привлекают инвестиции с по­мощью его инструментов, однако эта тенденция не яв­ляется доминирующей в общем объеме привлеченных средств. Объемы размещения акций по закрытой под­писке многократно превышают соответствующие объе­мы по открытой подписке, то есть предприятия России пока в основном остаются закрытыми и полузакрыты­ми. Собственники предприятий не выпускают акции в свободное обращение. В то же время при выпуске обли­гаций ситуация прямо противоположная: объемы открытых размещений значительно превышают объемы закры­тых размещений. То есть, опасаясь перераспределения капитала, эмитенты размещают новые выпуски акций главным образом среди существующих акционеров. При осуществлении облигационных займов они в основном ориентируются на сторонних инвесторов. При этом струк­тура акционерного капитала не меняется и перераспре­деления собственности не происходит. Последнее свиде­тельствует о перспективах развития рынка корпоратив­ных облигаций в России, так как они дают возможность задействовать более широкую ресурсную базу — инвес­тиционные средства населения, иностранных инвесто­ров, свободные активы кредитных учреждений и других финансовых организаций.
    Способ привлечения инвестиций путем выпуска об­лигаций является для эмитентов привлекательным по следующим причинам:
    — возможность осуществлять заимствования по бо­лее низким ставкам в сравнении с банковскими кредитами;
    — возможность привлекать средства в объеме, значи­тельно превышающем банковский кредит (средний объем банковских кредитов не превышает 100 млн руб., в то же время объем привлеченных средств по облигационным выпускам составляет порядка 600 млн руб.);
    — возможность более длительных сроков заимствова­ния (90% кредитов выдается на срок менее 1 го­да, в то же время средний срок обращения корпо­ративных облигаций — 2-3 года).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
    Итак, подводя итог изложенному выше, следует, что инвестиции являются необходимым фактором разви­тия предприятия или организации. Однако сами по себе инвестиции не являются достаточным факто­ром успешного развития. Важно как прогнозируются и планируются инвестиции, как организуется инвестицион­ный процесс, куда территориально направляются инвес­тиции, на какие цели и во что вкладываются, кто являет­ся инвестором и кто реализует проект. В общем, важен весь инвестиционный процесс от начала до конца: предва­рительный анализ инвестиционного проекта, его монито­ринг и коррекция в процессе выполнения, его завершение.
    Необходимым звеном воспроизводственного процесса является за­мена изношенных основных средств посредством аккумулирования амортизационных отчислений и использования их на приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фон­дов. Вместе с тем существенное расширение производства может быть обеспечено только за счет новых вложений средств, направляемых как на создание современных производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное обновление техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и расширения произ­водства с целью извлечения дохода в будущем, и составляют эконо­мический смысл понятия инвестиций.
    Выбирая стратегию фирмы, руководство сталкивается с тре­мя основными вопросами, связанными с положением фирмы на  рынке: какой бизнес прекратить, какой бизнес продолжить, в какой бизнес перейти. Это значит, что стратегия концентрирует внимание на том, что организация делает и чего не делает, что более важно и что менее важно в нынешней деятельности орга­низации.
     
     
    Список источников и литературы
     
    Конституция РФ. –М., 2003.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».Бланк И.А. Финансовый менеджмент. –К., 2002.Виханский О.С. Стратегическое управление. –М., 2003. С. 296.С. 114.Зайцев Л.Г. и др. Стратегический менеджмент. –М., 2004. С. 416.Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия. –М., 2007.Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. –Рн/Д., 2006.Лихачева О.Н. , Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия. –М., 2008.Менеджмент./ Под ред. Поршнева А.Г. и др. –М., 2003. С. 83.Панов А.И. Стратегический менеджмент. –М., 2002. С. 240.С. 201.Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент. –М., 1997. С. 304.Чернов В.А. Инвестиционная стратегия. –М., 2003.Экономика и управление в машиностроении. / Под ред. Кожевникова Н.Н. –М., 2007.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инвестиционные стратегии предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.