Полный текст:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические
аспекты корпоративных инвестиционных
стратегий 5
1.1. Виды
инвестиционных стратегий на микроуровне 5
1.2. Развитие
предприятия и роль в нем инвестиционной стратегии 13
2. Анализ инвестиционной
политики на предприятии 17
3. Перспективы и современные аспекты основных фондов
российских
предприятий 28
Заключение 33
Список источников и
литературы 34
Введение
Производственно-хозяйственная
деятельность любого предприятия в той или иной степени обязательно связана с
инвестиционной деятельностью. Необходимым условием структурной перестройки и
экономического роста являются наращивание объема и повышение эффективности
инвестиций в создание новых и развитие, совершенствование действующих основных
фондов и производств, в материальные и нематериальные активы. Комплекс
вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности предприятий,
требует базовых знаний теории и практики принятия управленческих решений в
области разработки эффективных направлений и форм инвестиционной деятельности,
определения ее целей, обоснования основных направлений формирования
инвестиционных ресурсов, а также формирования эффективного и сбалансированного
инвестиционного портфеля.
Инвестиционная стратегия
— долгосрочный план вложения финансовых и экономических ресурсов в развитие
субъекта, реализующий поставленные цели, проекты и задачи страны, общества,
собственников средств и ресурсов, предприятий, организаций и физических лиц.
Инвестиционная стратегия
разрабатывается и осуществляется на макро- и микроуровнях (на уровне государства,
региона, отрасли, муниципального образования, на уровне предприятий и
организаций).
Различают следующие виды
инвестиционных стратегий:
— государственную инвестиционную стратегию развития;
— региональную инвестиционную стратегию развития;
— инвестиционную стратегию развития на местном
уровне (муниципальную инвестиционную стратегию);
— корпоративную инвестиционную стратегию развития;
— отраслевую инвестиционную стратегию развития;
— общую инвестиционную стратегию развития субъекта;
— частную инвестиционную стратегию развития
субъекта, входящую в общую стратегию его развития.
Инвестиционные стратегии
тесно связаны со всеми другими стратегиями развития, поскольку все прочие стратегии
базируются на долгосрочном инвестиционном процессе и формализованном
инвестиционном анализе и отборе проектов. Частные инвестиционные стратегии
могут носить иные названия, например, информационная или инновационная
стратегии развития. И в то же время частные стратегии подразумевают инвестиции,
то есть вложения финансовых ресурсов в конкретные проекты и программы.
На этапе синхронизации
хозяйственных реформ с мировыми экономическими процессами обновления
технологических структур, освоением принципиально новых схем и методов
производства особая роль отводится инвестиционной деятельности предприятий.
Инвестиционная активность в настоящее время стала своего рода индикатором
спада или подъема в экономическом развитии страны.
Актуальность
настоящей темы оправдана, потому как инвестиционная стратегия — это база и фундамент
общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ
развития.
Цель настоящей работы:
рассмотреть инвестиционные стратегии предприятий и организаций. Изложить основные
источники организации инвестиций и отличия политики операционной эффективности
предприятия и конкурентной стратегии, основанной на использовании и развитии
конкурентных преимуществ предприятия. Рассмотреть особенности развития и
инвестиционных стратегий российских предприятий и организаций.
Задачи представить в
работе следующие вопросы
-Виды
инвестиционных стратегий на микроуровне;
-развитие предприятия и
роль в нем инвестиционной стратегии;
-инвестиционную
политику на предприятии;
-состояние
основных фондов российских предприятий.
1. Теоретические аспекты корпоративных
инвестиционных стратегий
1.1. Виды инвестиционных
стратегий на микроуровне
Инвестиционная стратегия
на микроуровне (на уровне предприятия) базируется на следующих базовых концепциях
финансового менеджмента:
— сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента;
— максимизация доходов фирмы в сочетании с минимизацией
финансовых и производственных рисков;
— рост капитализации фирмы (рост стоимости акционерного
капитала — стоимости собственников фирмы);
— создание и поддержание конкурентных преимуществ
фирмы — создание уникальной и выгодной стратегической позиции на рынках,
содержащей определенный набор конкурентных видов деятельности.
Существуют несколько
основных вариантов инвестиционных стратегий на уровне предприятия. Инвестиционные
стратегии различаются для предприятий из разных стран, отраслей, различных
форм собственности, масштаба фирмы, территориального расположения, вида
продукции, технологического уровня и т.д.
Рассмотрим промышленные
предприятия, реализующие продукцию на конкурентных рынках.
Малые
и средние предприятия
1. Венчурные предприятия
— малые технологические предприятия, осуществляющие рискованные проекты [3; c.192].
Для их финансирования
создаются специальные венчурные фонды. Базовой концепцией развития венчурных
предприятий является реализация цепочки (рис. 1.1): идея, инновация, инвестиции
в ОКР или НИР, изготовление опытной инновационной партии продукции, завоевание
ниши на рынке и быстрый выход на IРО (первичная продажа
акций).
Рис. 1.1. Стратегия развития венчурной фирмы
Источник: Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. –Р н/Д.,
2006. С. 212.
Венчурная фирма в своем
развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование
компаниями фондами посевного капитала на самом раннем этапе) —> старт —>ранний
рост —>экспансия IРО или продажа фирмы стратегическому инвестору.
То есть стратегия здесь базируется на основной цели и функции венчурного
технологического предприятия: создание малого, но быстро растущего предприятия,
быстрое воплощение некой инновации в новейшем продукте и выгодная продажа фирмы
стратегическому инвестору, который будет продолжать финансирование развития
фирмы.
Венчурный технологический
бизнес является базой современного развития страны и создания постиндустриальной
экономики и экономики знаний.
2. Инновационное малое
предприятие — фирма, реализующая проект или выпускающая продукцию с инновацией
[3; c.196].
В странах Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля инновационно активных
предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%. Причем для инновационной
экономики такие предприятия составляют подавляющее большинство предприятий, поскольку
в условиях свободной конкуренции только они и выживают за счет конкурентных
преимуществ. Инвестиционная стратегия инновационных предприятий — вложение
основной части инвестиций в перспективные инновационные продукты, защищенные
охранными документами (патентами, свидетельствами об изобретениях). На
инновационном предприятии с целью снижения рисков формируется портфель
эффективных инвестиционных проектов.
3. Малое неинновационное
предприятие, как правило, не имеет какой-либо разработанной инвестиционной
стратегии. Оно развивается на основе интуиции руководителя, который использует
политику операционной эффективности. Малое предприятие, в случае удачной
деятельности, осуществляет повышение эффективности текущей (операционной)
деятельности мелкими шагами (повышение конкурентоспособности продукции и др.),
что приводит к росту доходов. Подобных предприятий в России — более 90%, а в
некоторых развитых странах — более 50% [6; c.97].
4. Среднее инновационное
предприятие имеет несколько вариаций инвестиционной стратегии. Инвестиционная
стратегия предпринимателя (инвестора), купившего венчурную фирму, заключается
в быстром росте капитализации фирмы (рыночной стоимости) и захвате рынков
сбыта. Средние предприятия, обладающие значительным интеллектуальным
капиталом, могут вести агрессивную наступательную патентную политику на
рынках. И расширять подобным образом свое рыночное пространство, укреплять
свои конкурентные преимущества.
Этими предприятиями
используются также стратегии:
— «Поиск наград». Данную стратегию используют
фирмы, работающие на рынках наукоемкой продукции. Инвестиционная политика
строится на венчурных (рискованных) инвестиционных проектах, компенсирующих
высокие риски ожидаемыми сверхприбылями;
— «Пирамида». Мобилизуются все доступные источники
для реализации одной, но перспективной инвестиционной программы;
— «Все для вас». Стратегия следования за стабильным
и крупным потребителем (например, крупной и прибыльной фирмой). В этом случае
предприятие работает по принципу «от добра — добра не ищут» и работает по
заказам крупного потребителя своей продукции.
5. Среднее
неинновационное предприятие. Подобные предприятия часто не имеют стратегии как
таковой, а занимаются повышением эффективности операционной (текущей)
деятельности фирмы. И можно сказать, что это и есть их «стратегия». В то же
время предприятие может использовать стратегию следования за стабильным и
крупным потребителем, который и будет определять стратегию «сателлита».
6. Корпорации используют
два основных подхода в отношении инвестиционной стратегии [7; c.46]].
1) Отсутствие стратегии,
которую заменяет политика операционной эффективности (эту политику проводят
так же, как указывалось выше, многие малые предприятия и средние фирмы).
Инвестиционная стратегия отсутствует, а инвестиции направляются на повышение
операционной эффективности. Данную политику использовали некоторые японские
корпорации.
2) Конкурентная
стратегия, основанная на использовании и развитии конкурентных преимуществ
корпорации.
В
свою очередь конкурентная стратегия включает те или иные частные стратегии:
— стратегию роста интеллектуальной собственности
корпорации, роста ее человеческого капитала, стратегию патентной и
лицензионной экспансии. За счет этого поддерживаются и усиливаются конкурентные
преимущества корпорации;
— стратегию поддержания монопольного положения в
отрасли или в определенной рыночной товарной нише;
— стратегию слияний и поглощений;
— стратегию экономии на издержках;
— стратегию развития на базе собственных средств
и их эффективного использования в инвестиционных проектах;
— стратегию минимизации рисков путем разделения -
их с партнерами в инвестиционных проектах;
— стратегию дифференциации, основанную на разнообразии
продукции и услуг;
— стратегию фокусировки, ориентированную на узкую
группу потребителей.
Инвестиционная стратегия,
как часть общей политики фирмы, включает:
— повышение финансовой устойчивости фирмы;
— повышение платежеспособности фирмы;
— эффективное использование средств;
— увеличение прибыли и рыночной стоимости
бизнеса;
— развитие человеческого капитала фирмы;
— адаптацию к изменяющимся потребностям рынка;
— создание новых эффективных и конкурентоспособных
производств;
— повышение эффективности традиционных производств;
— повышение инновационного потенциала — использование
инноваций для выпуска конкурентоспособных товаров;
— повышение организационного потенциала — осуществление
инвестиций в организационное развитие фирмы;
— расширение рынков сбыта;
— снижение рисков.
Политика операционной
эффективности фирмы заключается в постоянном улучшении показателей текущей
деятельности фирмы. Операционная эффективность сводится к повышению
производительности труда, качества стандартных продукции и услуг,
оборачиваемости текущих активов, скорости реализации текущих решений и задач и
пр. Операционная эффективность означает выполнение сходных видов деятельности
лучше, чем это делают конкуренты. Она направлена на повышение эффективности
практической деятельности, позволяющей компании лучше использовать имеющиеся
факторы производства, например, за счет снижения брака продукции.
В противоположность этому
стратегия или стратегическое позицирование на рынке означает осуществление
отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности,
но другими путями, трудно доступными конкурентам [8; c.223].
Политика операционной
эффективности без разработанной и четкой стратегии имеет свои ограничения и
недостатки. Различия между компаниями в издержках или цене обусловлены многими
видами деятельности, необходимыми для создания, продвижения на рынки, продажи и
доставки их товаров и услуг. Преимущество по издержкам объясняется более
эффективным по сравнению с конкурентами ведением отдельных видов деятельности,
но это преимущество временное. Фирмы отличаются по затратам, технологиям,
мотивации работников, организационному управлению отдельными видами деятельности
или всей деятельностью в целом и т.д. Различия в операционной эффективности
определяют различия в прибыльности фирм. Например, именно различия в
эффективности производств позволили японским производителям в 80-е гг.
предложить низкую стоимость и высокое качество одновременно.
Введем верхнюю границу
производительности, которая составляет сумму всех существующих, известных и
доступных с лучших методов организации производственных работ в любой
конкретный момент. Увеличивая операционную эффективность, любая компания имеет
возможность, используя эти методы, приближаться к указанной границе. Это может
потребовать инвестиций, повышения качества персонала и т.д. Так, например, те
производители, которые взяли на вооружение японскую практику быстрого перехода
на выпуск новой продукции, в 80-е гг. успешно с ними конкурировали.
Конкуренты очень быстро
перенимают известные передовые приемы менеджмента, новые технологии, вводят
усовершенствования и лучшие способы удовлетворения потребителей. И
способствуют этому многочисленные и легко доступные консультанты.
Конкуренция в
операционной эффективности сдвигает границу производительности все выше,
поднимая этот предел для каждой фирмы. И все стремятся к одному пределу, не
имея особых различий. В результате никто из таких конкурентов не получает
существенного преимущества на рынке.
В то же время ярким
примером преимуществ использования разработанной стратегии является отказ фирм
США от совершенствования и выпуска телевизоров в 1980-х гг. и переход на
разработку и выпуск программного обеспечения и компьютерных технологий. В
результате они почти монопольно заняли этот рынок на десятилетия.
Особую роль в конкуренции
фирм приобретают информационные технологии и глобализация информационного
пространства. Известный критик ИТ, американский ученый Николас Дж. Карр
утверждает, что широкое использование ИТ, их глобальная доступность приводят к
нивелированию и даже утрате конкурентных преимуществ фирм, ноу-хау которых и
рыночные преимущества базируются на этих технологиях. Однако подобное снижение
роли общеизвестных ИТ отражает общий закон использования конкурентных
преимуществ, исследованный Майклом Портером и другими учеными-экономистами.
Н. Карр в критической
части своей книги пишет, что информационные технологии ведут к выравниванию условий
работы фирм в мировом масштабе. Связано это с тем, что все лучшие технологии и
инновации сравнительно быстро становятся достоянием фирм, имеющих доступ к глобальной
информационной сети и достаточные средства для их покупки.
Информационные технологии
ускоряют и облегчают процесс выравнивания конкурентных преимуществ только тех
фирм, стратегия которых базируется на улучшении их операционной деятельности,
а не на постоянном совершенствовании и усилении собственных конкурентных
преимуществ. А для развивающихся экономик это — благо. Информационные
технологии и глобальные информационные сети позволяют фирмам страны с привлекательным
инвестиционным климатом и высоким качеством человеческого капитала сравнительно
быстро выйти на мировые рынки благодаря доступности современных технологий, то
есть информационные технологии являются огромным благом и фактором развития для
стран с «догоняющими» экономиками. Перед ними пока не стоят задачи первенства
на мировых технологических рынках в
части продаж лицензий на передовые технологии. Они заняли свою нишу в сфере
продаж сравнительно дешевых потребительских товаров пониженного или среднего
качества. И вполне на этом этапе их развития удовлетворены своим положением,
постепенно продвигаясь вперед в своем общем технологическом развитии за счет
импорта технологий достаточно высокого уровня.
1.2. Развитие предприятия
и роль в нем инвестиционной стратегии
В широком смысле развитие
предприятия — это такие системные изменения физических, организационных,
нематериальных (интеллектуальных) и финансовых факторов его функционирования,
которые приводят к его положительному экономическому изменению.
Развитие
предприятия —
это искусство, практика и наука
управления его экономическим изменением в целях удовлетворения потребностей
заинтересованных лиц (собственников, топ-менеджеров, персонала, государства,
общества).
Экономическое изменение,
как смену качества экономического объекта (бизнеса, организации,- отрасли и
пр.), определяют через расширение или сужение его функциональной полезности,
его целесообразности, увеличение или снижение его потенциала для достижения
целей рентабельности, инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности
и т.д.
В целом, экономическое изменение предприятия —
это количественное и качественное изменение его функциональной полезности, его
экономических показателей [11; c.72].
Положительное
экономическое изменение предприятия — это такие количественные и качественные изменения
его функциональной полезности, его экономических показателей, которые повышают
общую полезность, решают задачи и удовлетворяют потребности его собственников,
персонала и общества в целом.
Отрицательное
экономическое изменение предприятия — это такие
количественные и качественные изменения его функциональной полезности,
его экономических показателей, которые снижают общую полезность предприятия и
не удовлетворяют потребности его собственников, персонала и общества в целом.
Таким образом, развитие
предприятия — это процесс накопления его положительных изменений, процесс рот
ста его полезности для основных участников бизнес-процесса, включая
государство.
Развитие предприятия
предполагает структурные изменения, которые затрагивают предприятие в целом и
отдельные бизнес-элементы при условии сохранения его финансовой устойчивости.
Развитие предприятия может происходить автономно или в рамках возникшего под
воздействием данного или иного предприятия кластера.
Различают адаптационные и
бифуркационные механизмы системных изменений предприятия. Адаптационные — это постепенные,
щадящие и целенаправленные изменения предприятия под воздействием внутренних и
внешних факторов. Бифуркационные изменения
— катастрофические, радикальные, революционные, с огромными рисками и с
неизвестными последствиями. В развитии предприятия в долгосрочном периоде
адаптационные изменения (усовершенствования, постепенное обновление
технологий, оптимизация процессов и т.д.) периодически могут сменяться
бифуркационными (реструктуризация и радикальная диверсификация, революционные
инновации, кризисы, банкротства). В переходной российской экономике
бифуркационные изменения предприятий имели место в первой половине 1990 гг.
Для предприятия
продуктивны положительные экономические изменения. Однако основные цели и
задачи для предприятия определяются собственниками и топ-менеджерами, которые
могут ошибаться или поступать недобросовестно и сознательно ставить ложные или
корыстные цели и задачи. Недобросовестно могут работать и менеджеры. Очевидно,
что изменения, заданные неоправданными целями собственника или обусловленные
корыстными мотивами менеджеров, могут быть и отрицательными.
Противоположными развитию
понятиями являются упадок, деградация,
депрессия (фаза хозяйственного цикла, следующая за кризисом,
подавленное, угнетенное состояние), стагнация
(застой в производстве), стагфляция
(застой в экономике при одновременном росте инфляции), спад производства.
Многозначность форм
предприятий, их задач, целей и функций определяет множество подходов к определению
путей развития предприятия.
В рыночной экономике основная цель предприятия — получение
прибыли при сохранении его устойчивости, а также рост капитализации
предприятия (рыночной стоимости).
Развитие
предприятия —
это повышение общей эффективности предприятия в целом и его основных бизнес-единиц,
в частности, в долгосрочном периоде [8; c.237].
Под
эффективностью предприятия понимаются стабильный рост и сохранение его конкурентных преимуществ
— конкурентоспособности его продукции и услуг на свободных рынках.
Общее развитие
предприятия включает его частные составляющие (развитие его основных сфер
деятельности, инфраструктуры и пр.). Развитие
предприятия определяет его общая стратегия, которая включает:
— инвестиционную стратегию;
— инновационную стратегию;
— организационную стратегию — организационное
развитие предприятия — создание эффективной структуры предприятия, системы его
управления и их совершенствование;
— стратегию повышения эффективности человеческого
капитала.
Развитие предприятия
предполагает системную и комплексную реализацию следующих задач:
— реализацию конкурентной стратегии развития (создание
и непрерывное упрочение конкурентных преимуществ предприятия);
— сочетание эффективной операционной деятельности
и стратегии развития предприятия;
— реализацию эффективной инвестиционной стратегии;
— создание и развитие на предприятии эффективной
инновационной системы;
— реализацию эффективной инновационной стратегии;
— создание эффективной структуры предприятия, системы
его управления и их совершенствование;
— рост качества, количества и эффективности человеческого
капитала предприятия;
— повышение качества инфраструктуры предприятия;
— рост капитализации предприятия;
— создание кластера (промышленная группа географически
соседствующих взаимосвязанных компаний и организаций, характеризующихся общностью
деятельности и взаимодополняющих друг друга);
— рост предприятия — количественный рост его основных
экономических показателей, в том числе увеличение его рыночной капитализации,
рост выпуска продукции, расширение рынков сбыта и т.д.;
— глобализация компании.
Человеческий капитал, как
на уровне страны или региона, так и на уровне предприятия, является определяющим
производительным фактором. От него прямо зависит эффективность других
интенсивных факторов развития предприятия: инноваций, организационного потенциала,
инвестиций и др.
В развитых странах
человеческий капитал предприятия определяет его способность создать, сохранить
и упрочить конкурентные преимущества и реализовать конкурентную стратегию
развития. В переходной экономике, по существу, именно человеческий капитал
предприятия и определяет его способность адаптироваться к рыночным
отношениям.
2. Анализ инвестиционной
политики на предприятии
Итак,
на основание изложенного в предыдущей главе, следует, что инвестиционная
деятельность — это совокупность действий российских и иностранных физических и
юридических лиц государств, включая общественные и религиозные
организации, общества, ассоциации по реализации инвестиций для получения
прибыли или достижения другого хозяйственного эффекта [13; c.206].
Особая роль отводится инвестициям в воспроизводство основных фондов как
средству решения главных задач обновления технологических структур. В общем
смысле под инвестициями понимают
затраты живого и общественного труда для создания производственных мощностей,
с помощью которых затем создается большая стоимость.
С точки зрения финансовых
параметров инвестиции могут быть представлены как любые виды активов,
вкладываемых в производственно-хозяйственную деятельность для последующего
извлечения дохода, выгоды.
С экономической точки
зрения инвестиции рассматривают как расходы на создание, расширение,
реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на
вызванные этим изменения размеров и состава оборотного капитала. Экономическая
сущность инвестиций может быть более глубоко раскрыта при группировке
многочисленных видов инвестиций по различным классификационным признакам. С
точки зрения направленности и результативности инвестиций важное значение
имеет классификация их по формам собственности, в рамках которых эти
инвестиции осуществляются, и по конечным целям самого процесса инвестирования
(рис. 1).
Рис. 2.1. Классификация инвестиций
Источник: Экономика и управление в машиностроении. / Под ред. Кожевникова
Н.Н. –М., 2007. С.167.
Частные инвестиции
полностью сосредоточены на задаче получения дохода; государственные могут
осуществляться для регулирования развития экономики.
Объектами
инвестиционной
деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и
оборотные средства во всех отраслях и сферах национального хозяйства, ценные бумаги,
целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные
ценности, имущественные права, другие объекты собственности.
Субъектами
инвестиционной
деятельности (т.е. инвесторами и участниками) могут быть граждане России и
иностранные граждане, юридические лица, их объединения, иностранные государства.
В сегодняшней
инвестиционной стратегии России важная роль должна быть отведена мобилизации
инвестиционных средств, которые могут быть представлены частными инвесторами
из их собственных накоплений. Известно, что в странах с развитой экономикой
такие средства образуют значительные ресурсы для долгосрочного инвестирования.
Важной задачей является развитие в России системы коллективных инвестиций —
создание различных видов инвестиционных фондов, развитие системы негосударственных
пенсионных фондов и т.д.
Решение проблемы
привлечения инвестиций в российскую экономику во многом зависит от развития
российского рынка ценных бумаг. Этот сектор обеспечивает условия для
привлечения инвестиции на предприятия и расширение доступа последних к более
дешевому по сравнению с банковскими кредитами капиталу. Поэтому не менее важна
классификация инвестиций по другим признакам. В частности, с точки зрения сфер
рынка, на которых они фигурируют, и объектов вложения инвестиции могут быть
портфельными или капиталообразующими (реальными) (рис. 2.2).
Рис.2. 2. Классификация инвестиций по объектам вложений и
сферам рынка
Источник: Экономика и управление в машиностроении. / Под ред. Кожевникова
Н.Н. –М., 2007. С.169.
Портфельные
инвестиции
представляют собой сумму средств, необходимых для приобретения совокупности
различных фондовых ценностей (государственных и частных ценных бумаг, любых
других продуктов рынка ценных бумаг), а также иных финансовых активов
(страховых полисов, долей в уставных фондах неакционированных предприятий,
залогов и т.д.), обеспечивающих выгодное и надежное размещение.
Капиталообразующими
инвестициями
является сумма средств, необходимых для строительства и оснащения оборудованием
инвестируемых объектов, расходов на подготовку капитального строительства и
прироста оборотных средств, нужных для нормального функционирования
предприятия. Капитальные вложения осуществляются и ограничиваются пределами
рынка факторов производства и находят свое воплощение на предприятии в зависимости
от конкретного наполнения в виде материальных и нематериальных инвестиций [15;
c.171].
В отношениях между
лицами, вовлеченными в деятельность по осуществлению крупных капиталовложений,
одни находятся в позиции объекта инвестирования, другие — инвестора. При этом
первые вынуждены доказывать инвесторам целесообразность их участия в
инвестициях. Согласно мировой практике лучшим доказательством является ознакомление
инвестора со сценарием капитальных вложений, который готовится как
инвестиционное предложение или инвестиционный проект. Инвестиционное предложение
подготавливается в виде краткого описания идеи будущего инвестиционного
проекта. Но содержание предложения должно быть настолько насыщено информацией,
чтобы после знакомства с ним становилась очевидной мера коммерческой состоятельности
замысла проекта. Исследование инвестиционных возможностей и получение
предварительных оценок, пусть с широкими границами возможных отклонений
(точность +20 %), обходится дешевле разработки полного технико-экономического
обоснования (ТЭО) для инвестиционного проекта. Стоимость ТЭО может составлять
от 2 до 10 % стоимости проекта. Вряд ли такие затраты оправдывают получение
отрицательных результатов ТЭО. Методика ООН по промышленному развитию
рекомендует следующую форму инвестиционного предложения.
Раздел I.
Общие условия осуществления проекта и его исходные данные.
Инициаторы проекта
(ответственные лица, другие участники).
Исходные данные проекта
(наименование, номенклатура, производственная мощность, приглядный объем
требующихся инвестиций).
Проведенные исследования,
уже осуществленные инвестиции.
Раздел II.
Рынок и мощность предприятия.
Продукт и рынок, прогноз сбыта;
производственная программа.
Мощность предприятия.
Раздел III.
Материальные факторы производства.
Приблизительная оценка
потребности в сырье, основных материалах.
Сырьевая база, положение
с обеспечением энергией, водой, транспортными путями.
Степень взаимодействия с
потенциальными поставщиками.
Оценка ежегодных издержек
на материальные факторы производства.
Раздел IV.
Расположение предприятия и площадка.
Место нахождения,
стоимость земельного участка, производственные площади.
Раздел V.
Проектно-конструкторская документация.
Данные о технологии
производства. Предварительный план размещения оборудования и объектов
строительства.
Краткое описание
строительных материалов, которые предполагается использовать.
Раздел VI.
Организация предприятия и накладные расходы.
Организационная структура
предприятия, сметные накладные расходы, финансовые платежи по страхованию,
кредитам, налогам и т.д., амортизация.
Раздел VII.
Трудовые ресурсы.
Режим работы,
предполагаемая потребность в персонале. Предполагаемые ежегодные расходы на
оплату труда, включая все виды начислений.
Раздел VIII.
Предполагаемые сроки осуществления проекта.
Длительность и структура
периода реализации проекта, общая продолжительность, график осуществления
проекта и сметные расходы на реализацию каждого этапа инвестиционного проекта.
Раздел IX.
Финансово-экономическая оценка проекта.
Инвестиционные издержки
на подготовку производства, приобретение постоянных активов, формирование
оборотного капитала.
Источники финансирования
и предполагаемая структура капитала.
Общие по смете
производственные издержки, в том числе переменные и постоянные.
Раздел X.
Социально-экономическая оценка проекта.
Оценка влияния на
занятость, соответствие проекта экологическим стандартам.
Если результаты
исследования инвестиционных возможностей удовлетворяют инвестора, то он может
принять решение о финансировании работ по подготовке полного ТЭО инвестиционного
проекта как совокупности расчетно-финансовых и организационно-правовых
документов.
Порядок ТЭО инвестиционного
проекта определен Методическими указаниями по оценке эффективности
инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными в марте
1994 г. Рекомендации, имеющие в своей основе стандартизированный подход,
рассмотренный в Пособии по подготовке промышленных технико-экономических
исследований ООН по промышленному развитию, представляют собой наиболее полную
методику сбора, последовательной подготовки исходной информации и проведения
расчетов обобщающих показателей оценки финансовой состоятельности и
экономической эффективности инвестиционного проекта.
Финансовая оценка
инвестиционного проекта определяется соотношением финансовых затрат и
результатом, обеспечивающим его ликвидность. Обязательное условие —
положительное сальдо баланса поступлений и платежей в течение всего срока жизни
проекта. Отрицательные значения накопленной суммы денежных средств
свидетельствуют об их дефиците. Нехватка наличности для покрытия всех
имеющихся расходов в каком-либо временном интервале фактически означает
банкротство проекта.
В качестве притоков денежных средств
рассматриваются поступления от реализации продукции, внереализационные доходы,
увеличение основного акционерного капитала за счет дополнительных эмиссий
акций, привлечение денежных средств на возвратной основе (кредиты и
облигационные займы).
Оттоками
являются
инвестиционные издержки, включая затраты на формирование оборотного капитала,
текущие затраты, платежи в бюджет, обслуживание внешней задолженности, дивидендные
выплаты.
Экономическая оценка
инвестиционного проекта отображает уровень прибыли на вложенный капитал,
обеспечивающий минимально-гарантированную норму доходности, а также компенсацию
риска инвестора по реализации проекта и общего (инфляционного) изменения
покупательной способности денег в течение срока жизни инвестиционного проекта.
Экономическая оценка должна свидетельствовать, что данный проект наиболее привлекателен
для потенциального инвестора, так как его реальная норма доходности превышает
норму при любом ином способе вложения капитала.
Поскольку
принимать решение приходится сегодня, все показатели деятельности
инвестиционного проекта должны быть откорректированы с учетом снижения
ценности денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их
расходованием или получением. На практике корректировка заключается в приведении
всех величин, характеризующих финансовую сторону осуществления проекта, к
масштабу цен, сопоставимому с имеющимися сегодня. Такой перерасчет называется дисконтированием.
Расчет коэффициентов
приведения производится на основании ставки
сравнения — показателя, характеризующего темпы снижения ценности
денежных ресурсов в течение определенного времени. Соответственно значения
коэффициентов перерасчета всегда должны быть меньше единицы.
Величина ставки сравнения
(Сс) складывается из трех составляющих:
Сс = Ти + Пмин + Кр
где Ти — темп инфляции; Пмин
— минимальная реальная норма прибыли; Кр
— коэффициент, учитывающий степень риска.
Под минимальной нормой прибыли, на
которую может согласиться предприниматель, понимается наименьший
гарантированный уровень доходности, сложившийся на рынке капиталов. В качестве
приближенного значения ставки сравнения могут быть использованы существующие
усредненные процентные ставки по долгосрочным банковским кредитам. Для
акционерных предприятий, осуществляющих инвестиции, в качестве коэффициента
дисконтирования рекомендуется использовать средневзвешенную стоимость
постоянного (акционерного и долгосрочного) заемного капитала, определяемую на
основании величины дивидендных и процентных выплат.
В практике экономической
оценки инвестиционных проектов наибольшее распространение получили расчеты
показателей чистой текущей стоимости (ЧТС), внутренней нормы прибыли, индекса
доходности и срока окупаемости, определяемого с учетом времени получения
доходов. Их расчет требует представления инвестиционного проекта как временной
модели. Ее характеризуют три момента.
1. Процесс реализации
проекта разбивается на этапы, ряд которых сопровождает вложение средств, тогда
как другие — процесс отдачи. Оба процесса последовательны, хотя в некоторой
части могут совмещаться по времени.
2. Каждый этап
характеризуется определенным уровнем расходов и доходов как результатов
воздействия прогнозируемых условий и факторов. При всей неравномерности и
неупорядоченности инвестиционных расходов и поступающих доходов именно их распределение
во времени играет решающую роль.
3. Экономическую
характеристику модели определяет соотношение суммарного чистого дохода (ЧД)
проекта с полными инвестиционными расходами.
Суммарный чистый доход
проекта является непосредственным объектом анализа в определении экономической
эффективности инвестиций. Он формируется за счет прибыли (П) и амортизационных
отчислений (Зам), за вычетом инвестиционных затрат (Зин)
и налоговых выплат (3н):
ЧД = П + Зам + Зин - Зн = ВД
-З
где ВД — валовой доход как финансовый результат
хозяйственной деятельности, включающий в себя средства, предназначенные для
возмещения первоначальных инвестиций в постоянные активы (П + Зам);
3 — инвестиционные расходы, включающие в себя налоговые платежи, необходимость
уплаты которых увеличивает требования к возмещению (Зин + Зн).
Чистый
доход проекта представляет
собой сумму, в пределах которой могут осуществляться платежи за привлеченные источники
финансирования без ущерба для основного капитала проекта. Если сумма чистых
доходов за весь период жизни проекта окажется отрицательной, то это будет
свидетельствовать о его несостоятельности. Также очевидно, что чем больше
суммарный доход, тем лучше. Но чтобы адекватно оценить проект с точки зрения
эффективности использования распределенных во времени инвестиций, необходимо
осуществить приведение суммарного чистого дохода.
Пересчет
распределенных во времени чистых доходов на момент времени, которым принято
считать момент начала инвестиций, осуществляется с помощью коэффициента
приведения (Кпр). Его
значения рассчитываются для каждого интервала планирования при заданной ставке
сравнения (Сс) с использованием формулы сложных процентов:
Кпр = 1/(1+Сс)t
где t — порядковый номер
интервала планирования.
После того как значения
чистых доходов за каждый интервал планирования будут умножены на
соответствующие коэффициенты приведения, подсчитывается их сумма. Полученная
величина и есть показатель ЧТС проекта.
Эффективность капитальных
вложений в России в настоящее время остается предельно низкой. При этом
увеличивается технологическая отсталость ведущих отраслей экономики,
намеченное директивными документами обновление производственных фондов
осуществляется с большим отставанием. Стал вполне привычным срыв строительства
объектов государственного заказа, нового строительства и реконструкции
предприятий социально (или регионально) важных, градообразующих, обеспечивающих
экономическую безопасность всей страны (например, переработка и хранение
сельскохозяйственной продукции). В целом ухудшилось выполнение договорных
обязательств подрядными организациями на пусковых объектах производственного
назначения и социальной сферы.
Одной из причин сложившегося
положения в этом секторе экономики является дестабилизация
материально-технического обеспечения строительства, вызванная, в частности,
сокращением производства и отсутствием рынка строительных материалов,
конструкций, деталей, оборудования. Случившийся в августе 1998 г. обширный
финансовый, денежно-кредитный кризис, обвал банковской системы, угроза
государственного дефолта доказали непоследовательность и непродуманность
правительственной финансовой и инвестиционной стратегий, ориентированных больше
на строительство финансовых пирамид, чем на реальный сектор экономики.
Анализ ситуации,
сложившейся в инвестиционной сфере, приводит к необходимости принятия
решительных мер для ее изменения. В первую очередь нельзя полностью
отказываться от методов государственного регулирования экономики с помощью соответствующей
политики.
Как
показывает отечественный и зарубежный опыт, в современных условиях перейти на
новый технический и технологический уровень без помощи государства ни одно,
даже самое мощное предприятие, не сможет. Успех возможен только при консолидации
жестких административных мер на государственном уровне и развитии конкуренции
среди производителей. Конкуренция создает отношения экономического принуждения
предприятий к поиску наиболее эффективных путей вложения ограниченных ресурсов
и бюджетного финансирования отраслей, обеспечивающих технологический прорыв
экономики на уровень развитых стран [14; c.115]. Изменения
необходимы и в организации проектно-сметного дела. Целесообразно создать
информационно-экспертную систему в рамках региональных и добровольных
организаций, а также государственных управленческих органов. Важно установить
экономическую ответственность проектантов (проектировщиков) за достижение
проектных мощностей в нормативные сроки за счет резервирования заказчиком
части стоимости, предусматриваемой за повышенное
качество проектов. Нужна также простая и ясная система оценки технического
уровня и качества технико-экономического обоснования самих проектов.
3. Перспективы и
современные аспекты основных фондов российских предприятий
В наиболее трудном
положении в рыночной экономике оказались предприятия машиностроения и другие
предприятия с высокой добавленной стоимостью. Совокупность образования, опыта
и знаний, накопленных в советское время, оказалась отрицательным капиталом на
этих предприятиях в рыночных условиях.
Пока каких-либо
существенных сдвигов на предприятиях с высокой добавленной стоимостью не
происходит. На рынках потребительских товаров, по данным Госкомстата, в 2008
г. около 70% составляли импортные товары [8; c.254].
В 90-х гг. основные
инвестиции шли в сырьевые отрасли и металлургию, откуда продукцию и капитал
наиболее просто продать и вывезти за границу. Новое распределение ролей
основных секторов в экономике обнаружило неконкурентоспособность отечественных
производств с высокой добавленной стоимостью и их продукции, отсутствие
отечественных высоких мирных технологий на предприятиях ОПК, в машиностроении,
в производствах потребительских товаров.
Отпуск цен и
относительное открытие экономики страны внешнему миру привело к следующим,
последствиям для российских производств:
— резкому снижению производства неконкурентоспособной
продукции во всех отраслях экономики;
— обвальному снижению производства оборонной
продукции;
— провалу конверсионной программы на предприятиях
ВПК;
— постепенному развалу части предприятий ВПК и
тяжелой промышленности;
— росту инвестиций в сырьевые отрасли;
— постепенному, хотя и незначительному, росту иностранных
инвестиций в производства потребительских товаров (яркий тому пример — пивная
отрасль);
— стабильно низкому уровню инвестиций в сектора с
высокой добавленной стоимостью;
— обвальному старению оборудования и технологий
практически во всех отраслях.
Общий объем прямых
иностранных инвестиций в 2003—08 гг. не превышал 10 млрд долл. в год. При этом
отток капитала значительно превышал приток. Для сравнения: прямые иностранные
инвестиции в Китай в 1996—2002 гг. ежегодно превышали 40 млрд долл., а в
2002-2004 гг. превысили 50 млрд долл.
Таким образом, капитал
продолжает преимущественно уходить из России за рубеж. И это происходит в то
время, когда в стране происходит массовый выход из строя производственных
мощностей.
На начало 2007 г. степень
износа основных фондов в целом по экономике составила 49,5%, в том числе в промышленности
— 52,9% (по оборудованию в промышленности степень износа была значительно
выше), то есть фактически увеличилась даже по сравнению с началом 1999г. [8; c.247].
Доля нового оборудования
на предприятиях составляла крайне малую долю и не превышала все эти годы 6%.
Доля оборудования с возрастом свыше 16 лет постоянно росла и превысила в 2008
г. 60%. К 2008 г. средний возраст машин и оборудования в промышленности
увеличился по сравнению с 1990 г. почти вдвое и составил более 19 лет при
обычном нормативном сроке службы техники менее 7—9 лет [7; c.142].
Неконкурентоспособная
продукция большинства российских предприятий, устаревшие основные фонды, отсталые
технологии и оборудование (оно изначально было неконкурентоспособным по мировым
уровням), слабый менеджмент и маркетинг не позволяют российским предприятиям,
ориентированным на внутреннего потребителя, выйти хотя бы на 50% -ный уровень
загрузки производственных мощностей. Сравнительно загружены только мощности
ТЭК и металлургии, в основном работающие на экспорт.
Имевшее место в 1999-2003
гг. оживление простаивающих мощностей промышленности не привело к выходу на
устойчивую траекторию роста экономики. Основные инвестиции поступают в ТЭК, а
не в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, эти отрасли и
растут опережающими темпами. Высокие доходы ТЭКа и его инвестиционная
привлекательность определяются сверхблагоприятной ценовой конъюнктурой на
мировых рынках сырья.
Оживление других отраслей
идет за счет вторичного перераспределения доходов ТЭКа (в том числе за счет
государственных бюджетов и фондов), а не за счет роста инвестиционной
привлекательности высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной
стоимостью, обновления их технологий и оборудования, обновления менеджмента и
маркетинга, увеличения инвестиций в человеческий капитал.
Реальная
ситуация с денежным капиталом и инвестициями в России — неоднозначна. В стране
много свободных средств, но очень мало инвестиционно привлекательных
предприятий с конкретными проработанными инвестиционными проектами. Инвесторам
некуда вкладывать свои деньги. К тому же, их отпугивает малопривлекательный
инвестиционный климат в России. Поэтому инвестиции в машиностроение, отрасль, в
которой отдача происходит с большим временным лагом, чрезвычайно малы и
составили в 2002—08 гг. только около 3% в год от всех прямых инвестиций в
промышленность.
Неготовность и
неспособность предприятий с отсталыми технологиями и неконкурентоспособной
продукцией к инвестициям подтверждают нежелание российских банков кредитовать
реальный сектор экономики. Банковские кредиты составили всего лишь 5,2% в совокупных
инвестициях в 2008 г. и растут очень медленно. Со своей стороны, владельцы и
руководители основной массы частных и акционерных предприятий с высокой
добавленной стоимостью не стремятся к получению кредитов из-за отсутствия у
них надежных проектов, апробированной рынком конкурентоспособной продукции, в
первую очередь, из-за очень высоких кредитных процентных ставок.
Российские предприятия
развиваются в основном за счет внутренних инвестиций (прибыли и амортизации) и
государственных инвестиций.
Не выполняет своей
функции в качестве источника финансирования и рынок ценных бумаг. Его доля в совокупных
прямых инвестициях, по данным Федеральной службы госстатистики, не превышает
2%.
Подтверждает сделанные
выводы и статистика в регионах. Банковские инвестиционные (долгосрочные)
кредиты в 2000 г. в Воронежской области не превысили 2% от совокупных инвестиций
в экономику области, а в 2006 г. составили 3,1%, в 2002—08 гг. не превысили 5%
(в среднем по России ситуация близкая) [9; c.119]. Таким образом,
предприятия области развивались на свои средства.
В то же время предприятия
России постепенно осваивают фондовый рынок и привлекают инвестиции с помощью
его инструментов, однако эта тенденция не является доминирующей в общем объеме
привлеченных средств. Объемы размещения акций по закрытой подписке многократно
превышают соответствующие объемы по открытой подписке, то есть предприятия
России пока в основном остаются закрытыми и полузакрытыми. Собственники
предприятий не выпускают акции в свободное обращение. В то же время при выпуске
облигаций ситуация прямо противоположная: объемы открытых размещений значительно
превышают объемы закрытых размещений. То есть, опасаясь перераспределения
капитала, эмитенты размещают новые выпуски акций главным образом среди
существующих акционеров. При осуществлении облигационных займов они в основном
ориентируются на сторонних инвесторов. При этом структура акционерного
капитала не меняется и перераспределения собственности не происходит.
Последнее свидетельствует о перспективах развития рынка корпоративных
облигаций в России, так как они дают возможность задействовать более широкую
ресурсную базу — инвестиционные средства населения, иностранных инвесторов,
свободные активы кредитных учреждений и других финансовых организаций.
Способ привлечения
инвестиций путем выпуска облигаций является для эмитентов привлекательным по
следующим причинам:
— возможность осуществлять заимствования по более
низким ставкам в сравнении с банковскими кредитами;
— возможность привлекать средства в объеме, значительно
превышающем банковский кредит (средний объем банковских кредитов не превышает
100 млн руб., в то же время объем привлеченных средств по облигационным
выпускам составляет порядка 600 млн руб.);
— возможность более
длительных сроков заимствования (90% кредитов выдается на срок менее 1 года,
в то же время средний срок обращения корпоративных облигаций — 2-3 года).
Заключение
Итак, подводя итог
изложенному выше, следует, что инвестиции являются
необходимым фактором развития предприятия или организации. Однако сами по себе
инвестиции не являются достаточным фактором успешного развития. Важно как
прогнозируются и планируются инвестиции, как организуется инвестиционный
процесс, куда территориально направляются инвестиции, на какие цели и во что
вкладываются, кто является инвестором и кто реализует проект. В общем, важен
весь инвестиционный процесс от начала до конца: предварительный анализ
инвестиционного проекта, его мониторинг и коррекция в процессе выполнения, его
завершение.
Необходимым
звеном воспроизводственного процесса является замена изношенных основных средств
посредством аккумулирования амортизационных отчислений и использования их на
приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фондов.
Вместе с тем существенное расширение производства может быть обеспечено только
за счет новых вложений средств, направляемых как на создание современных
производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное обновление
техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и расширения
производства с целью извлечения дохода в будущем, и составляют экономический
смысл понятия инвестиций.
Выбирая
стратегию фирмы, руководство сталкивается с тремя основными вопросами,
связанными с положением фирмы на рынке:
какой бизнес прекратить, какой бизнес продолжить, в какой бизнес перейти. Это
значит, что стратегия концентрирует внимание на том, что организация делает и
чего не делает, что более важно и что менее важно в нынешней деятельности организации.
Список источников и литературы
Конституция РФ. –М., 2003.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений».Бланк
И.А. Финансовый менеджмент. –К., 2002.Виханский
О.С. Стратегическое управление. –М., 2003. С. 296.С. 114.Зайцев
Л.Г. и др. Стратегический менеджмент. –М., 2004. С. 416.Лахметкина
Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия. –М., 2007.Корчагин
Ю.А. Инвестиционная стратегия. –Рн/Д., 2006.Лихачева
О.Н. , Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия.
–М., 2008.Менеджмент./
Под ред. Поршнева А.Г. и др. –М., 2003. С. 83.Панов
А.И. Стратегический менеджмент. –М., 2002. С. 240.С. 201.Фатхудинов
Р.А. Стратегический менеджмент. –М., 1997. С. 304.Чернов
В.А. Инвестиционная стратегия. –М., 2003.Экономика
и управление в машиностроении. / Под ред. Кожевникова Н.Н. –М., 2007.