Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Мировой рынок технологий

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Мировой рынок технологий
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Когда добавили:
    05.08.2014 16:47:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    3
    1 ПРОДУКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА КАК ТОВАР
    4
     
    1.1 Особенности технологии как товара
    4
     
    1.2 Носители технологий
    6
    2 СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ
    9
     
    2.1 Неконтрактные способы передачи технологий
    9
     
    2.2 Контрактные способы передачи технологий
    12
    3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА
    ТЕХНОЛОГИЙ
    17
     
    3.1 Основные направления развития мирового рынка технологий
    17
     
    3.2 Проблемы и перспективы России на мировом рынке технологий
    20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    25
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    27
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    В настоящее время все более ценным ресурсом для предприятий становятся не сырье и материалы, а определенные идеи, которые при должном вложении времени и сил могут превратиться в технологии и значительно интенсифицировать процесс производства. Для многих стран успешное развитие инновационной деятельности по разработке и торговле технологиями явилось залогом успешного экономического развития. Для предприятий наличие эффективных технологий является базой для создания высокорентабельной и конкурентоспособной продукции, а для страны в целом – базой для успешной интеграции в мировую экономику. На сегодняшний момент ведущие постиндустриальные страны мира и являются лидерами на мировом рынке технологий. Этот вопрос особенно актуален для России – страны с существенным интеллектуальным потенциалом, которая только начинает интегрироваться в мировой рынок технологий и других объектов интеллектуальной собственности.
    Таким образом, объектом данной работы будет являться мировой рынок товаров, а предметом – мировой рынок технологий. Цель работы – рассмотрение особенностей мирового рынка технологий и его функционирования, а также перспектив России на этом рынке. В рамках поставленной цели планируется рассмотреть следующие задачи:
    1) анализ особенностей технологии как предмета купли-продажи;
    2) рассмотрение основных носителей технологий и их особенностей;
    3) анализ способов передачи технологий;
    4) выявить современные тенденции развития мирового рынка технологий;
    5) рассмотреть место России на мировом рынке технологий, акцентируя внимание на проблемах и перспективах развития ситуации.
    Для выполнения поставленных задач планируется использовать следующие методы: агрегирование, нормативный и позитивный анализ, эмпирический и статистический методы.
     
    1 ПРОДУКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА КАК ТОВАР
     
    1.1 Особенности технологии как товара
     
      В настоящее время одним из наиболее ценных ресурсов для предприятия постепенно становятся коммерчески ценные идеи, позволяющие не только производить совершенно новые товары, но и интенсифицировать уже идущее производство. Они оформляются патентами, свидетельствами, лицензиями на право производства и коммерческой реализации оригинальной или уникальной продукции, а также в виде ноу-хау и договоров на их передачу.
    Отнюдь не всякая технология является товаром, как не всякий товар представляет собой технологию. Технология становится товаром, то есть продуктом, который может быть продан, лишь в определенных условиях – когда осознана реальная возможность коммерциализации идеи, проведены экспертиза, отсев, определены возможные сферы использования и др. Но даже в этом случае товар-технология должен иметь товарный вид, т.е. удовлетворять стандартным требованиям товара. В таком виде технология как товар может иметь вид патентов, производственного опыта, ноу-хау, опытных или промышленных разработок, образцов, а также технологии в узком понимании – как способов производства, технологических процессов и секретов. Приобретая товарный вид технология становится предметом продажи.
    Изучая объекты интеллектуальной собственности и в частности технологии, можно столкнуться с таким феноменом как их высокая доходность. Именно высокой доходностью объясняется тот факт, что если годовые темпы роста мирового промышленного производства не превышают 2,5 – 3%, то мировая торговля лицензиями растет темпами, достигающими 12% в год [4,с.237].
    Природа высокой доходности технологий заключается в их двойственном характере. С одной стороны, технология – это часть ресурсного потенциала предприятия, использование которого в производстве способствует выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. С другой стороны, технологии могут являться самостоятельным предметом купли-продажи. Если обычный материальный товар обменивается на деньги однократно и при этом переходит в собственность другого агента, а значит, не способен повторно принести доход первоначальному владельцу, то товар - технология, имея абстрактную форму выражения (в виде прав) может обмениваться любое количество раз, причем при каждой сделке собственник такого товара получает вознаграждение. Кроме того, если право собственности на материальный товар в один момент времени может быть передано только одному лицу, то право использования технологии может перейти к неограниченному кругу лиц на основе специального разрешения (лицензии или лицензионного договора), причем при сохранении всех прав у прежнего правообладателя (при определенных условиях). В результате этого проданная технология используется и продавцом и покупателем одновременно.
    Таким образом, выделим отличия международных операций с технологиями и обычными, материальными товарами;
    ·   Объекты лицензионных операций – изобретения, передовой технологический опыт чаще всего появляются без прямой ориентации на рынок. Часто они возникают в процессе совершенствования собственного производства, порой чисто случайно и незапланированно. Поэтому реализация изобретений и технологических новшеств не выступает как единственная и конечная цель проводимых научных исследований и разработок. Этим объект лицензии отличается от объекта договора купли-продажи товара, специально производимого для удовлетворения конкретных потребностей покупателя.
    ·   В отличие от сделок купли-продажи, заинтересованность лицензиара в предоставлении лицензии нередко вызвана не чисто коммерческими соображениями, а к стремлению завоевания прочных позиций на иностранном рынке на основе установления долгосрочных связей с партнерами. В этом случае возмещение своих затрат на НИОКР, т.е. получение эквивалента их стоимости (хотя бы частично), может отодвигаться на второй план ради стратегических целей.
    ·   Если при сделке купли-продажи товар окончательно отчуждается от своего производителя, то в лицензионных операциях полного отчуждения, как правило, не происходит (в отличие от продажи патента), поскольку за лицензиаром сохраняется как титул собственника на изобретение, так и в большинстве случаев право самостоятельного производства объекта лицензии и его продажи третьим лицам на условиях, не нарушающих заключенного соглашения.
    ·    В лицензионных операциях происходит передача лицензиату права на способ хозяйствования. Экономическим результатом при продаже лицензии выступает «технологическая рента» - плата за доступ к хозяйственному использованию научно-технических решений, находящихся в частной собственности. Реализуемая в виде ренты монополия на научно-технические достижения – одна из составных частей цены на лицензии.
    ·   Посредством продажи лицензий можно получить доступ на закрытые рынки, т.е. на те, где существуют высокие ввозные пошлины или протекционистские барьеры для импорта товаров [4,с.238-239]. 
     
    1.2 Носители технологий
     
      Как уже было сказана выше, сама технология не может являться объектом купли-продажи, она должна иметь товарную форму, т.е. быть представлена в виде патента, промышленного образца, ноу-хау. Сама по себе идея-абстракция не может быть продана, сначала необходимо воплотить ее в чем-то материальном, будь это хотя бы ее спецификация. Именно эту материально-вещественную форму технологии и принято называть носителем этой технологии.
    Исторически первым носителем технологий, а как результат и лицензионной торговли были патенты. Они выдавались на изобретения и промышленный дизайн (промобразцы). В литературе изобретению дается такое определение: «это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Охраняется законом, если имеет изобретательский уровень, применяется в различных отраслях промышленности народного хозяйства» [4,с.239]. Объектами изобретения являются: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, применение ранее известных устройств, способов, веществ, штаммов по новому назначению. Патентованию обычно подлежат изобретения, удовлетворяющие требованиям:
    1) изобретение должно отличаться новизной. Оно считается новым, если превосходит уровень техники, существующий на момент патентования. В настоящее время в патентном законодательстве большинства стран принято требовать абсолютной мировой новизны;
    2) изобретение должно представлять «изобретательский шаг», т.е. быть неочевидным для специалистов;
    3) изобретение должно удовлетворять критерию промышленной применимости, т.е. предмет изобретения должно быть возможно изготовить и использовать в какой-либо области.
    Непосредственно внешне сам патент представляет собой набор чертежей и спецификацию, т.е. описание целей, которые ставил перед собой изобретатель, основных отличительных черт изобретения, детальное его описание, позволяющее непосредственно воплотить его в жизнь. В патентном законодательстве обычно приводится перечень изобретений, не подлежащих патентованию. В большинстве случаев в него входят изобретения, противоречащие законам природы. Кроме того, не патентуются математические формулы, новые научные теории и др. В целом патент – свидетельство исключительного права его владельца на изготовление, использование и продажу новых товаров и методов производства, а также других изобретений в течение определенного срока.
    Коммерческие секреты (ноу-хау) также могут реализовываться в виде технологий, в этом случае они называются технологическими ноу-хау. Особенностью правовой охраны коммерческой информации является то, что государство предоставляет не исключительное право на использование, как это имеет место с изобретением, а право на возмещение причиненных убытков в случае незаконных методов получения информации, составляющей коммерческую тайну. К таким методам относят промышленный шпионаж, нарушение условий контракта о конфиденциальности и т.п.
    В отличие от патентов, ноу-хау имеют реальную ценность только в том случае, если они надежно защищены от раскрытия. Наиболее известный пример – формула и технология приготовления напитка Coca-Cola, которая хранится в тайне с 1886 г. Формула известна двум должностным лицам, которые публично не идентифицируются. Формула хранится в сейфе депозита банка и может быть открыта в результате голосования совета директоров.
    Ноу-хау представляется в форме либо документации (чертежей, схем, руководства, инструкций, спецификаций), либо непосредственного производственного опыта специалистов путем «передачи людей» (посылки специалистов), которые имеют опыт в определенной области и способны его применять. Ноу-хау не является объектом исключительного права. Таким образом, любое лицо признается правомочным обладателем, если самостоятельно, своими средствами разработало его либо добросовестно приобрело его у другого лица, и ничто не мешает двум или нескольким самостоятельным разработчикам на равных законных основаниях пользоваться или распоряжаться одним и тем же ноу-хау. Таким образом, все то, в чем реализуется технологическое ноу-хау, может являться носителем технологий [6,с.220]. В торговле носители играют принципиально важную роль – в них технология воплощается и только в этом случае может стать объектом купли-продажи, иначе обмен невозможен.
      2 СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ 
     
    2.1 Неконтрактные способы передачи технологий
     
    Множество форм передачи прав и результатов научно-технической деятельности можно разделить на две категории: неконтрактные и контрактные, основанные на лицензионном договоре. К первой категории относят корпоративные формы, которые включают покупку или продажу компании, создание совместного предприятия, открытую продажу акций.
    Сложно оценить объем технологического обмена ТНК – лидеров этого процесса, на которые приходится около 80% технологических потоков мира [4,с.252]. Один вид технологического потока ТНК – прямые инвестиции в собственные структуры. Другой – внутрикорпоративный перелив технологии, который может принимать товарную форму, а может и нет. Важным составным элементом вхождения в международный технологический бизнес и каналом проникновения на мировой рынок являются прямые инвестиции в конкретный инновационный проект. Их основное преимущество для получателей заключения в том, что они сопровождаются притоком высокотехнологичных инвестиционных товаров, наиболее современных технологий и ноу-хау, а инвестор при этом получает или часть исключительных прав на создаваемые в ходе проекта технологий, или определенную долю от продаж продукции, производимой по полученной технологии. Главным стимулом для зарубежных прямых инвестиций является возможность управления, которое будет осуществлять материнская фирма по отношению к зарубежным подразделениям. В зарубежных прямых инвестициях не товары пересекают границу. Обычно в стране нахождения подразделений фирмы идет процесс производства, и границу пересекают лишь факторы производства.
    Кроме того, внутрикорпорационный обмен технологией используется как одно из средств внешнеэкономической экспансии. Важнейший метод осуществления этой политики – передача лицензий собственным филиалам и дочерним компаниям, а по сути, передача материнской компанией новейших достижений на определенных некоммерческих условиях. Это ставит дочерние компании на рынках стран пребывания в преимущественное положение и способствует повышению конкурентоспособности их продукции. Предоставление лицензий, технических знаний и опыта дочерним компаниям за границей позволяет ТНК сравнительно быстро налаживать производство новых как в странах их местонахождения, так и в сопредельных странах. Таким образом, ТНК получают возможность не только сократить до минимума срок освоения изобретения, но и обойти таможенные барьеры, валютные ограничения. На заграничных предприятиях ТНК с использованием лицензий материнских компаний выпускается свыше 20% продукции. На долю внутрикорпорационных поступлений приходится свыше 60% всех лицензионных поступлений развитых стран. Так, в США на долю поступлений от продажи лицензий родственным компаниям приходится около 80%, в Англии – 50% [4,с.253].
    Одной из форм интернационализации инновационной деятельности является международное сотрудничество через создание совместных предприятий (далее СП). СП позволяет фирмам-партнерам «развязать» их патентные портфели путем передачи партнеру неиспользуемой части их компонентов. За счет такого сотрудничества фирмы получают возможность более быстро и с наименьшими затратами, чем за счет внутренних ресурсов, получить доступ к труднореализуемым технологиям. Такие формы сотрудничества особенно распространены в молодых отраслях – в биотехнологии, генетике, робототехнике и др. Однако интернационализация инноваций деятельности в форме СП имеет следующие недостатки:
    ·   имеют место конфликты при сотрудничестве фирм с разными технологическими возможностями, когда более зрелая фирма стремится минимизировать, а младшая – максимизировать объем передаваемых технологий;
    ·   затраты, риски и доходы от СП не всегда сопоставимы с другими вариантами межфирменной технологической кооперации;
    ·   трудно выделить те технологии, которые невозможно передать партнеру вследствие их ключевой роли в конкурентоспособности фирмы;
    ·   временный, конъюнктурный характер такой формы сотрудничества.
    Наиболее прогрессивной формой интернационализации инновационной деятельности сегодня считается слияние компаний. Согласно подготовленному международной группой по корпоративным финансам КПМГ «Обзору – 2000», с 1998 по 1999 г. Объем международных сделок по слияниям и поглощениям вырос с 541 млрд. до 798 млрд. долл. [4,с.254]. Для достижения конкурентоспособности на мировых рынках наукоемких технологий в настоящее время размер портфеля патентов должен насчитывать сотни и тысячи наименований. Естественно, путем лицензирования и прямых инвестиций приобрести такое количество патентов невозможно. Слияние же позволяет фирмам путем объединения их патентных портфелей приобрести монопольное право работы в определенном секторе мирового рынка, обеспечить высокую доходность за счет разработки параметров этого сектора, регулирования спроса и предложения, формирования новой ценовой политики. По числу сделок слияния в настоящее время лидирует Западная Европа, на долю которой приходится 73% их мирового объема [4,с.255]. Среднее же российское инновационно активное предприятие получает всего несколько патентов в год, что не в состоянии оказать практически никакого влияния на процессы, происходящие на мировых рынках высоких технологий.
    С точки зрения эффективности передачи технологии СП на порядок ниже прямых зарубежных инвестиций. Передача технологии посредством СП осуществляется в крайних случаях, когда использование других каналов оказывается невозможным. С точки зрения затрат, сопровождающих передачу технологии, СП мало чем отличается от лицензирования в том смысле, что по каждому факту передачи технологии необходимо проводить переговоры и согласовывать условия. Создание СП обычно подразумевает передачу ему ноу-хау, но при этом в дальнейшем это СП может стать основным конкурентном для владельца технологии. Таким образом внутрифирменное управление владельцами технологии может быть использовано для уменьшения затрат, сопровождающих их передачу. Следовательно, если технология являются основным достоянием фирмы и она хочет продать эти знания за границу, маловероятно, что она будет реализовывать их на рынке, так как издержки этой операции могут оказаться слишком высокими.
     
    2.1 Контрактные способы передачи технологий
     
    В данную группу входят соглашения, предметы которых относятся к конкретному продукту или процессу или связаны с конкретным проектом. Наиболее распространенным контрактным способом передачи технологий является лицензирование. Юридическое определение лицензии следующее: лицензией называется разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензиату) на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение. Предоставление за границу лицензий на использование изобретения, технических знаний и опыта, а также товарных знаков принято называть международным лицензированием. В практике лицензионной торговли различают две классификации лицензий:
    1) по правовому обеспечению (патентная, беспатентная, ноу-хау);
    2) по объему передаваемых прав (неисключительная (простая), исключительная и полная).
    При продаже неисключительной лицензии лицензиар разрешает лицензиату на определенных условиях использовать изобретение или секрет производства, при этом оставляя за собой право как их самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных по условиям лицензий любым другим фирмам или лицам.
    При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право на использование изобретения или ноу-хау на определенных условиях. При этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования данного изобретения и тем более от продажи аналогичных лицензий. Это, однако, не лишает лицензиара права на самостоятельное использование изобретения и на выдачу лицензии другим лицам на отличных условиях и вне оговоренной территории.
    Все сделки подобного рода оформляются в виде лицензионного соглашения. Подобный договор содержит следующие стандартные разделы:
    1. Преамбула (сведения о сторонах).
    2. Определения (описание понятий и терминологии).
    3. Предмет соглашения (полное название предмета договора, номера патента, тип лицензии, описание, территория и срок действия соглашения). 
    4. Платежи.
    5. Дополнительные условия (гарантии сторон, уплата налогов и т.д.).
    6. Отчетность и контроль (соблюдение конфиденциальности, сроки предоставления бухгалтерской отчетности).
    7. Различные оговорки.
    8. Арбитраж (выбор судебного органа при возникновении разногласий).
    9. Срок и условия вступления соглашения в силу, порядок прекращения его действия.
    10.  Прочие условия (например, переход или переуступка прав) [9,с.114-129, 4,с.258].
    Существует несколько различных форм платежей по лицензионным соглашениям. Периодические процентные отчисления (роялти) устанавливают в виде фиксированных процентных ставок и выплачивают лицензиару через определенные промежутки времени. Они исчисляются разными способами: со стоимости производимой по лицензии продукции, с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости и т.д. Уровень ставок роялти составляет в среднем 2-10%, чаще всего используют 3-5% ставки [4,с.259]. Участие в прибыли лицензиата как форма лицензионного вознаграждения означает отчисления в пользу лицензиара определенного процента прибыли, полученной за счет использования изобретения. Эта доля обычно колеблется от 20 до 30% при предоставлении исключительной лицензии и до 10% - при неисключительной лицензии [4,с.260]. Еще одним способом возмещения за использование патента или ноу-хау являются паушальный платеж. Это - определенная соглашением сумма лицензионного вознаграждения. Также в качестве платежа используется передача ценных бумаг лицензиата как форма вознаграждения. Передача технической документации как форма платежа получила распространение у японских компаний. Она предусматривает взаимное предоставление лицензий и часто комбинируется с другими формами платежей.
    Другим распространенным в наше время способом контрактной передачи технологий является франчайзинг. Его можно представить как одну из форм технологического обмена, как способ интеграции крупного и мелкого бизнеса. Суть франчайзинга заключается в следующем: франчайзер (крупная фирма) разрешает франчайзи (мелкий партнер) использовать свое хорошо известное фирменное наименование и технологию производства продукции при условии, что франчайзи под этим названием будут сбывать продукцию данной корпорации (или произведенную по этой технологии), получая за это поддержку (техническую, коммерческую, консультационную, рекламную и т.д.) со стороны материнской фирмы. Для подобного рода деятельности характерно следующее:
    ·   у фрачайзера есть право собственности на торговую марку, фирменную услугу, ноу-хау, идею, патент и т.д.;
    ·   франчайзер продает франчайзи лицензию (франшизу), дающую право на пользование этой собственностью;
    ·   в договор о продаже лицензии включается право франчайзера на контроль за деятельностью франчайзи;
    ·   в договор о продаже лицензии включается обязанность франчайзера оказывать квалифицированную помощь партнеру-франчайзи в обучении персонала, подборе помещений, подготовке финансовых отчетов, маркетинговых исследований и т.п.;
    ·   франчайзер получает следующие переводы от франчайзи: во-первых, единовременную оплату лицензии и необходимого оборудования (паушальный платеж), сумма которой твердо фиксируется в контракте и которая может осуществляться путем разбивки на несколько выплат. Во-вторых, периодические платежи в виде процента от объема продаж или прибыли (роялти). В-третьих, постоянные взносы в централизованный рекламный фонд (около 4% от чистой прибыли) [4,с.265].
    Самые известные международные примеры франчайзинга – Coca-Cola, Pepsi Cola, Reebok, Hilton, Backin Robins, McDonalds, Shell, Neste, многочисленные мини-фотолаборатории [4,с.266].
    Также распространенной формой обмена технологиями в сегодняшней мировой практике является инжиниринг. Это – совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов. Иначе говоря, это услуги по использованию научно-технических и технологических разработок, выступающих косвенной формой передачи технологий.
    Выделяют три группы инжиниринговых услуг:
    а) по подготовке производства;
    б) по организации производства и управлению предприятием;
    в) по обеспечению реализации продукции.
    Международный контракт по инжинирингу включает ряд обязательных требований: обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с перечнем подлежащих выполнению работ, степень ответственности сторон за нарушение обязательств. Оплата инжиниринговых услуг производится одним из трех методов:
    ·   при оплате специальных услуг типа консультирования, обучения специалистов используют повременную оплату на базе ставок зарплаты инженеров-консультантов из расчета рыночных почасовых или денежных расценок;
    ·   при оплате инжиниринговых работ с неопределенными заранее структурой и объемом используют метод оплаты фактических затрат (прямых и накладных) плюс фиксирование вознаграждение или процентная надбавка от общего объема работ (как правило около 10-25%);
    ·   при оплате полного инжиниринга используют метод оплаты в процентах от стоимости строительства. В международном инжиниринге этот тип контрактов наиболее распространен, и цены на экспортируемый инжиниринг обычно выше внутренних на 50% в развитых странах и в 2 раза в развивающихся. Ведущее место среди экспортеров инжиниринговых услуг занимают США, Великобритания, Япония, Германия, Франция. Импортеры - преимущественно развивающиеся страны.
     
     
     
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ
     
    3.1 Основные направления развития мирового рынка
    технологий
     
    Мировой рынок технологий тесно связан с другими товарными рынками и является неотъемлемой частью мирового рынка в целом. При продаже результатов интеллектуальной деятельности все чаще на коммерческой основе предоставляются дополнительные услуги для эффективного их использования. Это может быть поставка машин, оборудования некоторых видов ресурсов и так далее.
    В общей структуре продаж услуг на мировом рынке в последние десятилетия повсеместно отмечается преимущественный рост торговли именно технологиями, где ежегодные темпы прироста в 1980-2003 гг. составили около 9,6% [7,с.567].
    Под воздействием политических, экономических и географических факторов в мировом хозяйстве уже сформировались ведущие центры международной торговли лицензиями. Это - США, страны Западной Европы и Япония. Международная торговля лицензиями сосредоточена преимущественно в промышленно развитых странах, на долю которых приходится более 98% всех продаж и свыше 90% всех закупок лицензий. Более подробно информация предоставлена в таблице 1:
     
     
     
     
     
    Таблица 1- Поступления и платежи за технологию среди ведущих промышленно развитых стран (млрд.долл.)
     
    Страна
    Поступления
    Платежи
     
    Сальдо поступлений и платежей
    1990 г.
    2002 г.
    1990 г.
    2002 г.
    1990 г.
    2002 г.
    Европейский Союз
    27,7
    54,0
    30,3
    58,6
    -2,6
    -4,6
    США
    16,6
    38,7
    3,1
    16,4
    13,5
    22,3
    Великобритания
    2,1
    16,4
    2,7
    7,9
    -0,7
    8,5
    Германия
    6,3
    13,9
    6,9
    20,6
    -0,6
    -6,7
    Япония
    2,3
    9,8
    2,6
    4,1
    -0,2
    5,7
    Франция
    1,9
    3,2
    2,5
    2,7
    -0,6
    0,5
    Италия
    0,7
    2,7
    1,2
    3,4
    -0,5
    -0,8
    Бельгия
    1,9
    5,6
    2,5
    4,5
    -0,6
    1,2
    Швейцария
    1,9
    3,3
    0,7
    2,0
    1,1
    1,3
    Источник: Мировая экономика и международный бизнес/Под ред. В.В. Полякова –М.: КНОРУС, 2005, с.567; Федеральный образовательный портал: ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕЖДМЕНТ.
     
    Продажи технологий по отношению к ВВП являются самими высокими в Великобритании, Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Канады. США продолжают оставаться крупнейшим лицензиаром, на их долю приходится около трети подобных сделок. В последние 30 лет конца 20-начала 21 века в США было переведено около 70% мировых лицензионных платежей, в то время как затраты на приобретение иностранного технического опыта не превысили 7%. Вместе с тем надо отметить и наблюдающийся рост продаж технологий из других промышленно развитых стран, прежде всего Японии и Великобритании [7,с.568].
    Многие другие развитые страны, в частности Германия, Италия, Испания относятся к группе стран с преобладанием импорта лицензий. Среди них особое место занимает Германия, которая в последние годы активно импортирует новейшие технологии. Широкое потребление лицензий этими странами используется не только для интенсивного развития и перевооружения ведущих отраслей своей экономики и расширения экспорта, но и как потенциал развития собственных научно-технических достижений.
      Обычно практику закупки лицензий рассматривают на примере Японии, которая за счет масштабов скупки лицензий и ноу-хау во многих странах (вплоть до конца 80-х годов) сумела очень быстро войти в разряд передовых стран. Японские фирмы сегодня закупают лицензию не на какой-либо конкретный объект, а сразу на всю модельную гамму. Действительно, закупка лицензий - реальная возможность вырваться вперед, «опередить продавца». Довольно часто японские фирмы прекращали собственное проведение НИОКР – только закупали и внедряли лицензии. Но поскольку нередко фирмы-конкуренты ограничивали продажу лицензий, то японские компании стали сами проводить НИОКР от уровня ранее купленных лицензий. В итоге это позволило им уйти от «технологических ножниц», т.е. от постоянного отставания от уровня стран-продавцов, и вскоре самим приступить к продаже лицензий странам - бывшим лицензиарам [7,с.568].
    Отличительной чертой современного международного рынка лицензий в сравнении с другими товарными рынками является его универсальность, органическая связь практически со всеми отраслями производства. Однако развитие отраслевых рынков лицензий происходит неравномерно. Наиболее высокие темпы в настоящее время наблюдаются в наукоемких отраслях производства, например в электронике, машиностроении, химии, ракетно-космической отрасли. Отраслевая структура лицензионных соглашений корпораций с заграничными фирмами подтверждает наличие тесной связи между научно-техническим потенциалом компании и масштабами лицензионных операций. На долю четырех наиболее наукоемких отраслей в США приходится более 40% всех проданных в 1961-2002 гг. за границу лицензий.
    Все большую популярность приобретает продажа и обмен технологиями с целью проникновения на внутренний рынок другой страны. Многие страны устанавливают квоты на ввоз капитала в пределы своих границ и поэтому расширение локальных рынков компании методом прямых инвестиций (создания, расширения предприятий) весьма затруднено. При продаже лицензий, инжиниринге, франчайзинге или слиянии компаний этот барьер успешно обходится и компания получает выход на ранее закрытый внутренний рынок другой страны. В этом ключе уместно привести пример проникновения американских компаний на внутренний рынок Японии при помощи продажи лицензий. В результате такой стратегии доля американских фирм на японском рынке увеличилась с 13,3% в 1990г до 35% в 2004 [7,с.569].
     
     
    3.2 Проблемы и перспективы России на мировом рынке
     технологий
     
    К сожалению, в настоящее время Россия не играет значительной роли на мировом рынке технологий, ее участие сводится к импорту порой не самых эффективных технологий и экспорту собственных перспективных разработок и проектов. Одной из проблем некоторые ученые считают неумение правильно оценить эффективность и перспективность импортируемых технологий ввиду отсутствия опыта функционирования на мировом рынке. Также проблемой является во многом неэффективная патентная система, действующая в стране. Для подачи заявки на патентование требуется значительная сумма денег, а учитывая факт возможного отказа это создает существенную проблему особенно для частных изобретателей. Но даже в случае получения патента частные лица не могут внедрить его в производство из-за отсутствия собственного капитала и недоверия отечественных производителей к разработкам подобного рода. Еще одной проблемой является то, что частные предприятия отчисляют слишком малые суммы на НИОКР. В высокоразвитых странах почти каждое крупное предприятие имеет собственные потенциал проектов и разработок, на наших же предприятиях эффективность такого вида деятельности как НИОКР находится под сомнением. Еще одной причиной отставания России в области торговли технологиями является недостаточное развитие некоторых новых форм бизнеса. Франчайзинг, инжиниринг, венчурное предпринимательство в нашей стране только набирают обороты.
    Согласно классификации Всемирной организации интеллектуальной собственности Россия относится к группе стран третьего типа (наряду с Бразилией, Аргентиной), которые делают первые шаги и ищут свою рыночную нишу в рамках обмена продуктами интеллектуального труда. Россия, пытаясь выйти на международную арену, активно формирует свой внутренний рынок. Для начала рассмотрим данные, иллюстрирующие динамику подачи заявок и выдачи патентов Федеральной службой интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков (Роспатент) на территории Российской Федерации (рисунок 1):
     
    Рисунок 1 – Динамика выдачи патентов в РФ (шт.)
    Источник: Официальный сайт Федеральной службы интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков
     
    Как видно из диаграммы в целом можно проследить некую цикличность в подаче заявок российскими заявителями и общее увеличение количества заявок, поданных иностранными резидентами. Анализируя динамику выдачи патентов, можно сказать, что наблюдается увеличение общего числа выданных патентов (как российским, так и иностранным заявителям) [13].
    Анализируя эти данные можно сделать немаловажный вывод о том,  что общее количество юридически зарегистрированных патентов на территории страны возрастает, так как в расчет берутся и заявки иностранных заявителей, то это позволяет говорить об установлении и укреплении связей России на мировом рынке этого вида интеллектуальной собственности. 
    Немаловажными и заслуживающими внимания являются данные о собственно, торговле лицензиями и патентами, которая осуществляется резидентами российской экономике как на внутреннем, так и на внешнем рынках (таблица 2):
     
    Таблица 2 -Динамика зарегистрированных договоров об ОИС в РФ (шт.)
     
    Показатели:
    2000
    2001
    2002
    2003
    2004
    Договоры об уступке патента
    1130
    1131
    1194
    1484
    1892
    Договоры исключительной лицензии
    179
    201
    184
    208
    162
    Договоры неисключительной лицензии
    805
    690
    625
    581
    495
    Всего зарегистрировано договоров
    2114
    2022
    2003
    2273
    2549
    Источник: Официальный сайт Федеральной службы интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков
     
    Общее количество договоров, зарегистрированных в 2004 г., увеличилось по сравнению с 2003 г. на 12% и составило 2549, что превышает аналогичный показатель всех предшествующих лет. Существенный рост данного показателя особенно заметен на фоне умеренно негативной динамики, которой характеризовались 2001 и 2002 гг. Наметившаяся с 2000 г. тенденция к росту количества договоров об уступке продолжалась и в 2004 г. Количество зарегистрированных в 2004 г. договоров об уступке патента возросло на 27% в сравнении с предыдущим годом и достигло 1892 договоров, что обусловило существенный рост общего объема зарегистрированных договоров. Итак, в сфере торговли предметами интеллектуальной собственности преобладает торговля патентами, которая составляет 74% от общего количества сделок [13]. Наибольшее количество сделок в 2004 году было совершено в сфере легкой и пищевой промышленности (18%), эта сфера производства не является особо наукоемкой [13]. Подобная ситуация характерна для стран, которые только начинают выходить на рынок технологий. Наименьшее же число договоров было заключено в сфере строительства и производства строительных материалов.
    Для нашей страны характера высокая активность физических лиц - патентообладателей, не имеющих достаточных средств для использования собственных изобретений. В основном они продают права на использование патентов зарубежным фирмам, так как те могут заплатить, а спрос на лицензии со стороны отечественных производителей по-прежнему низок. По данным Роспатента, объем продажи лицензий отечественным производителям примерно в 3 раза меньше экспорта лицензий, причем экспортируются в основном исключительные лицензии.
      В настоящее время существуют 3 типа стратегий инновационного развития, все они были использованы высокоразвитыми странами, которые также в свое время выходили на мировой рынок технологий;
    1)Стратегия переноса. Заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и перенос нововведений в собственную экономику. Примером может служить Япония, закупившая в США, Англии, Франции лицензии на высокоэффективные технологии для производства продукции, в результате их использования и проведения собственных НИОКР на базе этих технологий экспорт японских технологий по большинству направлений превысил импорт;
    2)Стратегия заимствования. На базе дешевой рабочей силы и части из утраченного собственного научно-технического потенциала осваивается производство продукции, производившегося ранее в развитых странах, с последующим наращиванием своего инженерно-технического сопровождения производства. Эта стратегия использовалась Южной Кореей, а в настоящее время используется Китаем;
    3) Стратегия наращивания. Используется собственный научно-технический персонала, привлекаются зарубежные ученые и конструкторы, интегрируется фундаментальная и прикладная наука. Эта стратегия была использована в большинстве высокоразвитых стран, которые на данный момент являются лидерам на рынке технологий, это – США, Великобритания, Германия, Франция [4,с.284].
    Для России стратегия переноса в общем неосуществима, так как она требует значительных финансовых затрат. К тому же стране с весомым научно-техническим и производственным потенциалом не продадут лицензии на высокоэффективные, передовые технологии. Могут быть приемлемы элементы заимствования, не стоит отказываться от зарубежных разработок в тех областях, где нет собственных возможностей. Стратегию наращивания можно применять по прорывным направлениям (космос, авиация, атомная энергетика), где можно опираться на высокоэффективные инновационные проекты, остатки собственного потенциала и кадров, а также имеющийся опыт.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Итак, положение страны на мировом рынке технологий во многом является индикатором общего экономического развития. Наличие современных,  эффективных, экономически обоснованных и практически применимых технологий обеспечивает процветание предприятий и дает стимул общему экономическому развитию страны. На самом деле, технология существенно отличается от других товаров, обращающихся в мировой экономике, во-первых, технологии редко создаются для реализации, а чаще всего для внутреннего применения. Во-вторых, после продажи технология не полностью отчуждается от своего первоначального владельца и при определенных условиях может быть либо повторно продана другому экономическому агенту, либо может быть параллельно использована по назначению первоначальным владельцем. В-третьих, экспорт технологии порождает дальнейшее сотрудничество между компаниями, как правило, после продажи лицензий заключаются договоров на поставку оборудования или обучение персонала. Более того, экспорт технологий может обеспечить экономическим агентам одной страны преодоление барьеров и проникновение на внутренний рынок другой страны. Также нами были рассмотрены основные носители технологий, так как информацию в абстрактном виде реализовать крайне трудно. Носители технологий имеют свои конкретные особенности, поэтому и торговля ими имеет свои отличительные аспекты.
    При рассмотрении способов передачи технологий мы разделили из на контрактные и неконтрактные. Неконтрактные способы не предполагают торговлю технологиями, но предполагают их движение либо внутри страны, либо между странами. В рамках неконтрактных способов мы рассмотрели слияние, поглощение и создание дочерних и совместных предприятий, все эти операции приводят к перемещению информации и технологий. А контрактные способы, как было выяснено, заключаются в торговле лицензиями (наиболее распространенный тип) и в таких новых в нашей стране формах бизнеса как франчайзинг и инжиниринг, при которых также неизбежно происходит обмен интеллектуальной собственностью, в том числи е технологиями.
    На современном мировом рынке технологий четко оформилась группа стран-лидеров в этой области, это – США, Япония, Великобритания и др. Наиболее часто происходит торговля технологиями, используемыми в наукоемких отраслях промышленности -  электроника, машиностроение, ракетная и космическая отрасли, авиастроение, химия и биология.
    В современной России с одной стороны, существует масса барьеров и проблем, тормозящих интеграцию национальной экономики в мировой рынок технологий, это и сложность и юридическим оформлением патента на технологию, и затрудненность практического применения разработок и несовершенство законодательства и пр. Но с другой стороны, у России есть богатый опыт новейших разработок в наиболее наукоемких производствах (ракетная, космическая, авиационная отрасли), также до сих пор сохранились подготовленные научные кадры и база их подготовки. Поэтому выход и успешная интеграция в процессы функционирования мирового рынка технологий является перспективной возможностью для России. Исторический опыт развития подобной сферы в других странах показал возможность использования одной из трех стратегий наращивания потенциала страны в области торговли технологиями, но при их использовании необходимо помнить об особенностях российской экономики и оптимизировать их под объективную экономическую реальность в России.
     
     
     
     
     
     
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
     
    1. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) [Текст].-М.: Гардарики, 2000 – 704 с.
    2. Волынец-Руссет Э.Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау [Текст].-М.: Юристъ, 1999 – 326 с.
    3. Гладков И.С. Мировая экономика [Текст].-М.: УРАО, 1998 – 140 с.
    4. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения [Текст].-М.:ТК Велби, 2003 – 552 с.
    5. Интеллектуальные потенциалы США и Россия: феноменология, подходы, определения [Текст] – В.И. Пузанов//США-Канада.Экономика-политика-культура.-1999.-№7;с.91-108.
    6. Международные экономические отношения [Текст]/Под ред. Е.А. Рыбалкина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 579 с.
    7. Мировая экономика и международный бизнес [Текст]/Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. – М.: КНОРУС, 2005 – 656 с.
    8. Ноздрева Р.Б., Синицкий Б.И. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью [Текст].-М.: Инфра-М, 1999 – 403 с.
    9. Основное о лицензионном договоре [Текст] – Л.Б. Гальперин, С.П. Поледаева//ЭКО.-1999.-№9; с.114-123.
    10.  Официальный сайт Государственного комитета статистики http://www.gks.ru
    11. Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) http://www.fips.ru
    12. Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки [Текст]. М., 2000 – 374 с.
    13. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры [Текст].-М.: Современная экономика и право, 2000 – 224 с.
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Мировой рынок технологий ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.