Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Клинический подход к изучению характера

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Клинический подход к изучению характера
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    06.08.2014 14:45:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание.
    Введение……………………………………………………………………3
    1. Понятие, формирование и классификация характера.
    1.1. Характер как свойство личности…………………………………….5
    1.2. Основные подходы к классификации характеров……………….….7
    2. Клинический подход в изучении характера.
    2.1. Сущность клинического подхода в отношении изучения
    характера…………………………………………………………………..11
    2.2. Классификация характеров при клиническом подходе……………21
    Заключение………………………………………………………………..26
    Список литературы……………………………………………………….28
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение.
     
    Понимание самого себя всегда было важнейшей частью познания человеком окружающего мира. Классифицирующая способность разума вполне естественно проявилась и в данном случае, породив попытки создать типологию характерных черт или качеств внутреннего мира человека, т.е. того, что стало обозначаться понятием характер. Слово «характер» употребляется очень широко. Оно употребляется как для обозначения оценки человека и его поведения, так и для описания каких-либо постоянных поведенческих стилях человека (его привычках) или тех формах поведения, которые непосредственно отображают человека как личность, характеризуют его отношение к миру в целом.
    Характер - это совокупность постоянных, устойчивых и в целом неизменных черт  и составляющих личности, которые определяют то, как человек относится к окружающим вещам, другим людям, занятиям, работе[1].
    Характер может проявляться в различных аспектах жизни: в общении, в увлечениях, в построении отношений. Он придает поведению человека присущие только данному человеку оттенок и специфичность. Характерология (т. е. учение о характере) развивалась с античных времен и продолжает расширяться в настоящее время.
    Характерология с момента начала своего формирования одним из своих главных вопросов имела составление классификации характеров людей по их проявлениям с дальнейшей целью прогнозирования и определения того, как поведет себя человек в той или иной ситуации. Поскольку характер человека формируется в процессе его жизнедеятельности, большинство предложенных и составленных теорий классификации характеров в своей основе имеют внешние факторы проявления личностных характеристик и исходят из оснований, которые являются опосредованными факторами процесса формирования и развития личности.
    Целью данной работы является анализ и характеристика клинического подхода к изучению характера как одного из самых популярных направлений для классификации характера. Актуальность темы работы для науки связана с тем, что клинический подход является основой для изучения особенностей характера, его феноменологии в различных аспектах. Клинический подход рассматривает и изучает характер в ситуациях, которые непосредственно происходят в клинической медицине, что позволяет более глубоко и детально оценить его феноменологические особенности и способы классификации. Поскольку этот подход сформирован именно непосредственно в медицинской психиатрической и психологической практике, то он имеет под собой реальную, практическую основу, проверенные и обоснованные методы и способы классификации. Более того, данная тема актуальна и для каждого человека как действенный и проверенный способ сформировать базу знаний относительно классификации характера и его особенностей без отрыва от практики. Для меня актуальность выбранной темы, прежде всего, заключается в возможности именно клинического метода изучения показать, как классифицируется характер и какие особенности имеет именно в разрезе применения к практике и клинической медицине.
    Объект исследования характер и его составные части. Предмет исследования классификация характера как способ обобщения общих черт и составляющих. Задачи исследования:
    1. рассмотреть особенности изучения проблем характера в психологии,
    2. проследить различные теории и подходы к проблеме формирования характера;
    3. определить особенности клинического подхода в изучении характера, проанализировать данный подход.
     
     
     
    1. Понятие, формирование и классификация характера.
    1.1. Характер как свойство личности.
     
    К инструментальным проявлениям индивидуальности как субъекта деятельности относятся характер и способности. При исследовании характера в психологии индивидуальности выявляются следующие проблемы:
    1) проблема выделения и описания феноменологии характера;
    2) проблема типологии характера индивидуальности, обусловленности любой технологии стоящими перед исследователями задачами;
    3) проблема единиц анализа характера индивидуальности;
    4) проблема формирования характера;
    5) проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера[2].
    Под характером понимается совокупные постоянные устойчивые личностные особенности, которые проявляются в  деятельности и общении, обуславливая привычные для человека способы поведения[3]. Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены, прежде всего, не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
    В общем, темперамент, характер, способности и мотивация личности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические особенности составляют предмет психологии индивидуальных различий.
    Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. Оно происходит по мере развития и становления образа жизни человека. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.)[4]. Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются максимально благоприятные условия для формирования у людей лучших составляющих характера.
    В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.
    Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.
    Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности.
    Наряду с темпераментом определенная связь характера существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности, мотивация, воля. В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера.
    В переводе с греческого слово «характер» означает «отпечаток», «чеканка». Впервые данный термин был предложен Теофастом для обозначения совокупности признаков и свойств, по которым один человек отличается от другого. Чертой характера является не каждая индивидуальная особенность человека. В психологии при употреблении термина «характер» имеется в виду не формально-динамическая сторона психики человека (эта сторона находит свое проявление в темпераменте), а содержательную, которая выражается и проявляется в установках и значимых отношениях личности, ее направленности.
    Характер – совокупная система устойчивых и постоянных взглядов человека на мир, его отношений ко всему окружающему, которая формируется в процессе воспитания, влияния условий жизни. Она находит свое проявление в особенностях поведения человека в социуме.
     
     
     
    1.2. Основные подходы к классификации характеров.
     
    Существует множество классификаций характера. Американский психолог Эрнст Хартман предложил строить классификацию характеров по признаку толщины защитных барьеров человека. Такие барьеры для одних слишком проницаемы, для других - почти «неприступны». Те, у кого результаты тестов свидетельствуют о тонких психологических границах, больше, чем другие, чувствительны к громким звукам, яркому свету и др., они более чувствительны и во взаимоотношениях. Лица, которые имеют толстые психические границы, чаще других испытывают трудности в процессе контактирования с окружающими людьми. На бытовом уровне эти психические границы именуются «толстокожесть - тонкокожесть». Оба эти типа имеют как положительные черты и преимущества, так и отрицательные, негативные стороны. В процессе общения «толстокожие» видятся «тонкокожим» как скучные, туповатые и отрешенные личности, а «толстокожие» считают «тонкокожих» странными чудаками.
    Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы.
    Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и др.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и т. п.
    Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм и др.
    Черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; или противоположные по значению качества - недобросовестность, безответственность, пассивность и др.
    Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам: аккуратное и бережное отношение человека к своим вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т. п.
    Считается, что те свойства характера, которые являются более общими, расположены по осям: твердость – мягкость, гармоничность – противоречивость, сила – слабость.
    Сила характера - это та энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей. При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера заключается в упорстве на пути к поставленным целям, отстаивании своих интересов и взглядов в спорных ситуациях, тогда как мягкость выражается в постоянном приспособлении к непостоянным условиям внешней среды, в готовности идти на компромиссы в общении и различных жизненных ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида. Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера[5].
    Однако сколько бы ни был точным и удачным портрет человека, его характер наиболее полно может быть описан на основании его привычных действий и движений. Сознательные и преднамеренные действия и поступки являются основой для описания характерологических особенностей индивида.
    Национальный характер связан с традиционными формами реакций народа на соответствующие житейские ситуации, с установившимися нормами поведения и деятельности. Это также и совокупность способов реагирования в общении, сложившаяся на основании социальных ценностей как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Исходя из этого В.А. Сухарев и М.В. Сухарев под национальным характером понимают нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Следует отличать национальный характер от национального стиля, под которым понимается манера поведения, типичная для жителей той или иной страны. Так, китаец, живущий в США, в известной мере сохраняет черты, присущие китайскому национальному характеру, однако стиль его будет скорее всего американским. Этому способствуют система ценностей и условия, в которых работает человек, а также то, гражданином какой страны он себя считает.
    Вот что говорят В.А. и М.В. Сухаревы, например, о шведском характере: «Главной чертой шведского характера является трудолюбие. Шведы довольно осторожны и обычно неохотно высказывают свое мнение. Несколько скучнее других европейцев и замкнутее их. Шведов считают неконтактными и некоммуникабельными людьми. Возможно, сам климат Швеции оказывает влияние на изолированность людей, способствует развитию различных психозов. Шведы боятся показать свои эмоции другим, особенно душевные страдания. Они не любят говорить о себе. Но это не снобизм, не остатки аристократизма, это просто неконтактность. Для иностранца - наихудшая пытка находиться в шведской гостиной среди людей, не говорящих ничего интересного, быть оглушенным наступившей тишиной, знать, что следует что-то сказать, но бояться это произнести не так, как надо. Если швед начнет говорить, его трудно остановить, но заставить его говорить почти невозможно».
    А вот выдержка из описания национального характера американца:
    «Американцы не любят чопорности, выбирают удобную и не стесняющую движений одежду, общаясь, обращаются к собеседникам просто, даже если между ними значительная разница в положении и возрасте. Они любят соревнования, ценят достижения, рекорды.».
     
     
     
     
    2. Клинический подход в изучении характера.
    2.1. Сущность клинического подхода в отношении изучения характера.
    Феноменология характера наиболее ярко представлена в клинической психологии и психиатрии. Именно обращаясь к феноменологии характера, накопленной прежде всего в психиатрии, психологи пытаются разрабатывать общие теоретические и методические подходы к проблеме характера. Подобного рода источник феноменологии естественно накладывает весьма своеобразный отпечаток на самые различные учения о характере[6]. Сильной стороной восходящей к психиатрии и клинической психологии линии изучения характера является в первую очередь реальность, осязаемость полученных в этих областях фактов в отличие от лабораторных описаний характера, которые представляют собой не более чем тени жизненных проявлений характера личности. Одно из самых красочных описаний феноменологии характера дано в исследованиях известного отечественного психиатра П. Б. Ганнушкина, в его учении о конституционных психопатических личностях. По сути, в своем генезисе из этого учения вырастают современные представления и об акцентуированных личностях К. Леонгарда, и о типах акцентуации характера в подростковом возрасте А. Е. Личко. Исследования А. Е. Личко представляются наиболее психологичными. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, автор этой концепции предпринимает попытку рассмотреть акцентуации характера через призму общепсихологической теории отношений В. Н. Мясищева. Во-вторых, изучение акцентуаций характера, т. е. отдельных чрезмерно усиленных черт характера, - это изучение крайних вариантов нормы. И в-третьих, сам объект исследований А. Е. Личко - характер подростка - так или иначе побуждает его обращаться к вопросам о формировании характера.
    Однако из этого же источника, откуда черпаются сильные стороны клинических описаний и типологий характера, проистекают и уязвимые моменты этого подхода. Самые различные представители клинических типологий характера, как правило, ограничиваются описанием феноменологии, которая может послужить основой для постановки диагноза. Если же речь заходит о разработке представлений о формировании характера, то они ведутся исключительно в рамках теорий конвергенции двух факторов - биологического и социального, причем на первый план постоянно выступают биологические наследственные факторы вроде конституции или темперамента индивида. Иными словами, как уже говорилось, несмотря на все социальные вкрапления, строятся индивидуальные типологии характеров личности. Неудивительно поэтому, что в идущих из клиники классификациях характера личность и характер отождествляются между собой. Даже в тех случаях, когда исследователи проявляют при рассмотрении этого вопроса известную осторожность, как это делает А. Е. Личко, предпочитающий в отличие от К. Леонгарда говорить не об акцентуациях личности, а об акцентуациях характера, они затем выдвигают положение о характере как базисе личности. Движущие силы развития характера оказываются вне их поля зрения. Так, А. Е. Личко, тонко описывая особенности циклоидного типа характера у подростков, ограничивается констатацией, что местом наименьшего сопротивления у них является ломка жизненного стереотипа при переходе от школьной опеки к свободной жизни в вузе. И наконец, как бы психологичны ни были основанные на клинических данных классификации характера, в них осознанно или неосознанно представления о характере в норме строятся по образу и подобию модели характера в патологии. Все сказанное в адрес клинических типологий характера ни в коей мере не имеет своей целью их критику. Указанные моменты заслуживают критики лишь тогда, когда клинические типологии характеров привносятся в психологию личности и принимаются за образец.
    Характер в клинической психологии - это совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими[7]. Если в рамках темперамента параметры указывают на биологические стереотипы реагирования (в первую очередь, эмоционально-волевого), то в чертах характера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем во определенной степени автоматический. Человек к возрасту совершеннолетия практически завершает формирование черт характера, и его поступки носят оттенок устоявшихся и не обсуждаемых правил. Характер также, как и темперамент является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни. Его девиации возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической болезни, а также в условиях длительных угрожающих жизни событий.
    Если темперамент называется биологической составляющей индивидуальности, то характер - психологической составляющей. Связь параметров темперамента и черт характера не является линейной. Т.е. нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут присущи холерику, меланхолику, флегматику или сангвинику по завершении процесса социализации. Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания. Однако, спектру типов темперамента с повышенной эмоциональностью и импульсивностью будет соответствовать иной спектр характерологических особенностей по сравнению со спектром типов темперамента с пониженной эмоциональностью и неимпульсивностью. Суетливость, болтливость, неусидчивость, нетерпеливость или молчаливость, усидчивость, терпеливость, как альтернативные черты характера, как правило базируются на психофизиологических особенностях в рамках типов темперамента. Между особенностями темперамента и характера, как нижерасположенными в иерархическом строении индивидуальности, и личностными особенностями связь значительно менее выражена, чем между темпераментом и характером.
    Значимым для клинической психологии является анализ параметров адекватных и неадекватных форм поведения, признаков отклоняющегося и психопатологического стилей поведения. Именно поэтому центральным вопросом учения об индивидуальности в клинической психологии является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера.
    Гармоничные черты характера - это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избежанию межличностных и внутриличностных конфликтов. Таким образом, основой оценки гармоничности или негармоничности характерологических особенностей служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних, т.е. с участниками коммуникации, так и внутренних. Условно можно говорить, что значимой для оценки характерологической гармоничности является сфера обыденных взаимоотношений, включающая сугубо психологические, тогда как гармоничность личностная определяется в большей степени социально-психологическими параметрами - соответствием и следованием нравственным требованиям.
    Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп психологических параметров, включающих:
    - адаптивность
    - само актуализацию.
    Основным параметром гармоничного характера является адаптивность, характеризующаяся успешностью приспособления человека к различным ситуациям, их изменению, а также эмоциональному (внутреннему или внешнему) принятию окружения. Адаптивность отражает значимость удовлетворения человеком социальных потребностей
    Можно утверждать, что человек для достижения внутренней и внешней гармонии обязан быть адаптивным. Однако, следует помнить о том, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне может обернуться дисгармонией характера в виде конформизма. Следовательно, для того, чтобы говорить о гармоничности параметра адаптивности следует уточнить его собственные свойства. Они составляют три группы, включающие:
    1) реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивная составляющая),
    2) желание человека адаптироваться к окружающей обстановке (мотивационная составляющая) и
    3) способность адаптироваться - «принимать» - окружающих такими, какие они есть (регулятивная составляющая)[8].
    Классическим примером гармоничной черты характера, отражающей параметр адаптивности, считается приветливость, описываемая как сочетание радушия, ласковости, учтивости, любезности. Приветливость - это способ демонстрирования принятия человека человеком, отраженный в манерах и привычках. Внешние проявления приветливости направлены на избежание потенциальных или устранение имеющихся реальных конфликтных взаимоотношений между людьми. Внутренне человек может не испытывать симпатии к участнику коммуникации, но не демонстрировать ее. Приветливость - это форма вежливости, хороших и гармоничных манер, улучшающих процесс общения, а не обостряющих его. Однако, приветливость будет считаться гармоничной чертой характера лишь в случаях, если будет использоваться «к месту». Для того, чтобы оценить ее как гармоничную, нужно проанализировать ситуацию, в которой она проявляется. Важно соответствие привычной реакции (например, приветливости) раздражителю или событию. Если собеседник ведет себя нахально, оскорбляет человека или даже ему угрожает, то приветливость нельзя назвать гармоничным ответом на хамство. Значимым является перцептивная составляющая, позволяющая реально оценивать в каких случаях и при каких обстоятельствах следует использовать данной свойство характера. Реализм же, как правило, базируется на феномене «здравого смысла».
    Под здравым смыслом понимается познавательный процесс, в основе которого лежит адекватное (истинное) восприятие и понимание смысла поступков окружающих. Для того, чтобы говорить о гармоничности характера человека следует оценить его здравомыслие. Он должен быть реалистом, т.е. человеком, который в своей оценке происходящего руководствуется сущностными, действительными параметрами, ясно и трезво понимает суть и мотивы поведения окружающих. Здравомыслию противостоит в рамках дисгармоничности характера феномен каузальной атрибуции, который проявляется пристрастным и несоответствующим реальности пониманием и объяснением мотивов поступков окружающих.
    Вторая составляющая параметра адаптивности - мотивационная - отражает желание человека приспосабливаться к окружающим, иметь с ними гармоничные (бесконфликтные или эффективные) отношения. Важную роль в мотивации процесса адаптации к окружающим играет ценностная сторона жизни. Человек ранжирует жизненные события по ценности и значимости для того, чтобы решить к каким из них ему следует приспосабливаться, а какие он может игнорировать или с какими он желает вступать в противоборство. Проявление упрямства, как черты характера, зависит от значимости ситуации, в которой упрямство демонстрируется. Ребенок не будет упрямым, если ему предложат съесть мороженое, но может упрямо противодействовать попыткам родителей заставить его надеть ту или иную не нравящуюся ему одежду. Человек может быть приветливым с людьми, которым симпатизирует или от которых зависит решение каких-то его запросов и неприветливым и даже подчеркнуто грубым по отношения клицам, в которых совершенно не нуждается.
    Регулятивная составляющая адаптивности отражает навыки и способности проявлять те или иные необходимые для коммуникации качества характера и компенсировать (скрывать или подавлять) неадаптивные. Скупой человек может стараться подавлять свою не престижную черту, а трусливый демонстрировать храбрость. Длительная регуляция неадаптивных черт характера способна привести к их полной компенсации, а иногда к гротескному проявлению противоположных качеств (гиперкомпенсации).
    К параметрам, отражающим гармоничные черты характера, относится самоактуализаиия. которая также, как и адаптивность включает три составляющих: перцептивную, мотивационную и регулятивную. Эти составляющие частично совпадают с характеристиками, приведенными выше, частично дополняются иными характеристиками.
    О гармоничности приветливости, как свойства, отражающего и адаптивность и самоактуализацию, можно говорить лишь в случае если человек не испытывает негативных чувств в связи с внешним проявлением приветливости. Если на уровне адаптивности гармоничным считается «принятие других и мира», то на уровне самоактуализации - «принятие себя». В принятии себя отражается реализм в оценке своих качеств, способностей и возможностей, понимание и принятие выработанных ценностей и насущных потребностей, жизнь с самим собой в согласии, изживание психологических комплексов или примирение с ними[9].
    Принятие себя начинается с реальной самооценки и формирования самоуважения. Важной характеристикой гармоничности самооценки является ее гибкость. Также как существенным для оценки дисгармоничного характера считается выявление ригидности самооценки в сторону либо завышения, либо занижения. В рамках гармонии характерологических черт человек не склонен однозначно оценивать свои способности, возможности и качества. Типичным является легкость изменения оценки после действий, в которых не совпало представление о себе с реально выявившимися чертами. Наряду с самооценкой и производным от нее, значимым гармоничным свойством является реальность и гибкость уровня притязаний. Уровень притязаний, т.е. совокупность ожиданий, целей и притязаний относительно своих будущих достижений, рождается из двух противоположных тенденций (Б.С.Братусь): тенденции поддержания своего «Я», своей самооценки на максимально высоком уровне и тенденции умерить свои притязания и избежать неудачи с целью не нанести урон самооценке. Самоуважение в рамках гармонии характера следует тем же закономерностям, что и самооценка и уровень притязаний.
    Другими важными качествами самоактуализации, по А.Маслоу, являются спонтанность, простота, автономность и проблемная цен-трация. Суть их заключается в естественности проявлений всех черт характера, нежелании преподносить себя в гораздо лучшем свете, чем в реальности в ситуациях, которые не требуют манипулятивно-го поведения. Особо следует отметить качество автономности, т.е. независимости в принятии решений и оценке ситуаций от окружения, собственных ожиданий (экспектаций), желаний и потребностей. При гармоничном складе характера отмечается внутренний адекватное распределение локуса контроля за ситуациями (от внутреннего до внешнего). Суть адекватного распределения заключена в известном правиле гармоничного человека о том, что он должен обладать способностью изменять ситуации, которые поддаются изменению, принимать такими, какие они есть не поддающиеся изменениям ситуации и научиться различать их.
    Перечисленные качества составляют сущность одной из наиболее существенных параметров гармоничного характера - зрелости. Зрелость (в психологическом смысле) - это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Б.В.Зейгарник). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скромные, земные задачи ради этих высоких устремлений.
    Зрелость заключается в психологическом умении человека разделять реальные и идеальные цели. Антипод зрелости – инфантилизм. Его характерными чертами являются несамостоятельность, неумение брать на себя ответственность, наивность и др. Гармоничные и дисгармоничные черты характера представлены в Таблице 1.
    Таблица 1 – Гармоничные и дисгармоничные черты характера
    Гармоничный характер
    Дисгармоничный характер
    адаптивность
    дезадаптивностъ
    зрелость
    инфантилизм
    здравомыслие
    нездравомыслие
    гибкость
    ригидность
    реализм в оценке окружающих
    использование каузальной атрибуции
    реальность самооценки
    нереальность самооценки
    самостоятельность
    несамостоятельность
    автономность
    зависимость
    простота, естественность
    неестественность
    проблемная центрация
    центрация на несущественных параметрах
    самоуважение
    крайние варианты отношения к себе (самоуничижение, самовосхваление)
    разумное сочетание эгоистических и альтруистических целей
    эгоцентризм
     
    Клиническое проявление вышеназванных черт характера являются очень различными. Они всегда носят мотивационный характер и всегда мотивационно обоснованы; т. е. выработка и формирование привычек, свойственных характеру, непосредственно связаны с окружающим миром, требованиями общества, а также с интересами и мотивами самого человека.,
    Свойства характера можно разделить на две отдельные группы: инструментальные и терминальные (базисные). Первые должны создавать так называемую внешнюю гармоничность, т. е. удовлетворять запросам общества; задача вторых (они являются первостепенными) – создавать внутреннюю гармонию путем удовлетворения личных потребностей человека. Н. Пезешкиан считал, что они являются первичными и вторичными способностями. Его дифференциально-аналитическая концепция дает оценку норме характера, отклонению от нее, позволяет определить причины различных межличностных конфликтов.
    Широкий спектр черт, которые представляют феноменологические особенности характера, формируются в процессе воспитания и общения. Можно назвать некоторые из них: организованность, ответственность, бережливость, настойчивость, пунктуальность, вежливость, целеустремленность, чистоплотность и др. Любая из этих черт может выражаться в альтернативной форме. Тогда это называется аномалией характера (безответственность, транжирство, грубость, неопрятность и др.).
    В клинической психологии степень выраженности и направленность таких и подобных черт характера служат для оценки психического реагирования человека на болезненное состояние, выработки нужного уровня доверия и взаимодействия между пациентами и врачом. Например, конфликтная ситуация в больнице может быть вызвана недостаточной внимательностью или неорганизованностью мед работников или нетерпеливостью, грубостью пациента.
     
     
     
     
    2.2. Классификация характеров при клиническом подходе.
     
    В клинической психологии все черты характера объединены в группы, которые сформированы на основании того, какие свойства и качества в них преобладают. Можно выделить такие типы характера на основании этих групп:
    1) истерический,
    2) шизоидный,
    3) эпилептоидный,
    4) психастенический,
    5) астенический,
    6) паранойяльный[10].
    Базой для истерического типа характера чаще всего является такие типы темперамента как холерик или меланхолик. Истерические черты имеют своими предпосылками впечатлительность и эмоциональность, которые свойственны этим типам темперамента. Сущность данного характера заключается в эгоцентрическом мотиве, в том, что индивид находится в центре внимания всех окружающих. Человек, у которого преобладают истерические черты, старается завоевать внимание других людей, всеми силами пытается не остаться «незамеченным». Такой эгоцентризм создает предпосылки для того, чтобы у человека формировались такие черты характера, которые бы способствовали удовлетворению главной потребности в повышенном внимании. Проявляется это как эксцентричное поведение, манера разговора, внешность. Возможно использование таких средств, как яркий и необычный макияж, прическа, очень немодная ил сверх модная одежда, особенные личные вещи. Человек, у которого преобладает такие черты характера не способен переживать свои эмоциональные состояния в легкой степени. Это выражается в «накале страстей», запредельных эмоциях и максимализму вплоть до аффекта. Также для их поведения свойственно внезапная перемена настроения, резкое изменение в поведении, лабильность настроения. Можно заметить, что такие лица отличаются неестественностью, наигранностью, демонстративностью и манерностью в своем поведении. Их плач или смех характеризуется надрывностью и демонстративностью. Они часто пытаются вызвать шок или глубокое удивление, чрезмерно озабочены своей внешней притягательностью и привлекательностью. В своих разговорах часто переходят на сексуальную или мистическую тему. Подобные люди доверяют гороскопам, своей интуиции, снам, приметам. Характерны завышенные требования к другим людям и отсутствие критики по отношению  к себе. Одна из разновидностей истерического типа – нарциссический тип. Его особенности заключаются в повышенной любви к себе, самолюбовании, максимальной самооценкой по отношению к себе.
    Шизоидный тип характерен тем, что для его формирования более значительны биологические, а не психологические факторы. Он основывается на меланхолическом темпераменте. Для лица с шизоидным типом характера свойственна ориентация в своей жизнедеятельности больше на внутренние переживания, мысли и чувства, чем на внешние. Им практически не присуща рефлективность. Основными чертами являются: необщительность, нелюдимость, замкнутость и полное погружение в свой внутренний мир. При этом такие лица для оправдания своей отгороженности от внешнего мира утверждают, что в их окружении отсутствуют интересные и небанальные люди, что они не могут получить удовольствия от процесса общения с окружающими. Таким образом, у подобных людей нарушена сама суть процесса коммуникации. Характер коммуникации становится полностью формализованным и манипулятивным. Часто это может проявится в банальных жизненных ситуациях, когда, например, человек после разговора по телефону вешает трубку без соблюдения таких  формальностей как прощание или выслушивание фраз собеседника до конца. Типичные признаки людей с шизоидными чертами: неспособность и неумение переживать яркие и насыщенные эмоции, эмоциональная холодность по отношению как к посторонним, так и к близким людям. Проявления гнева для них также нетипичны. Наблюдается своеобразная эмоциональная упрощенность.
    Эпилептоидный тип характера основывается и формируется у людей с меланхолическим и флегматическим типом темперамента. Как и шизоидный, этот тип характеризуется инертностью психических процессов. Лицо длительно «застряет» на определенных эмоциях, вновь и вновь возвращается к прошлым неприятным ситуациям и конфликтам, много лет помнит причиненную обиду. Такие явления вызывают негативные аффекты. Человек может раздражаться из-за неровно висящей картины, несимметричного расположения столовых приборов и др. Также после длительного переживания и «переваривания» какого-либо неприятного события возникают вспышки гнева как эмоциональная разрядка.
    Психастенический тип характера формируется на базе холерического или меланхолического темперамента. У человека с такими чертами характера затруднены контакты с другими людьми из-за большого уровня тревоги и волнения, заниженной самооценки. Он не стремится к контактам с окружающими, потому что боится, что будет в их глазах выглядеть некрасивым, неинтересным или смешным. Его робость заставляет человека отмалчиваться в процессе общения в коллективе, который ему не совсем знаком. Из-за своих страхов и нежелании выглядеть в глазах окружающих глупо и неприглядно человек создает себе поведенческие стереотипы практически на все случаи в жизни. Пока общение следует формальным нормам, они спокойны, но неожиданные повороты панически их пугают. Также такие люди чрезмерно осторожны и мнительны. Это может проявляться, например, в ипохондричности – частой и необоснованной тревоги за состояние своего здоровья. Они склонны проявлять излишнюю осторожность во всем и часто такое состояние приводит к формированию навязчивых идей. Повышенная скрупулезность, педантичность и сверх добросовестность приводит к неспособности довести дело до конца, разочарованиям и зацикленности на перфекционизме.
    Астеничный тип характера еще можно назвать зависимым. Его характерная черта – уклонение и избежание любой ответственности. Такие люди растворяются в потребностях окружающих. Они боятся иметь собственное мнение, ощущают полную беспомощность и неспособность действовать в одиночестве. Их мнение полностью ориентируется на мнение других людей. Такой человек не хочет никаким образом менять свою жизнь, он безынициативен и жалостлив.
    Для паранойяльного типа характера свойственна повышенная чувствительность к неудачам и отказам со стороны других людей. Такой человек имеет склонность к завышенной самооценке. Он полагает, что все окружающие должны в первую очередь считаться с его мнением, и, если подобные ожидания не оправдываются, впадает в бурное недовольство. Характерные черты: ворчливость, постоянное недовольство чем-либо, подозрительность, суеверность, повышенное чувство обиды.
    Каждый из перечисленных типов характера может относится к условной норме, быть заостренным (акцентуированным) или становиться основой т.н. расстройств личности - психопатии. Под акцентуациями характера понимается заострение черт характера, не доходящих до патологической степени. Акцентуации можно расположить на границе между характерологической нормой и патологией. По мнению А.Е. Личко, акцентуации отличаются от клинически выявляемой патологии характера тем, что:
    1) проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере данного индивида;
    2) не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или нарушения адаптации носят временный, преходящий характер; 
    3) в определенных жизненных ситуациях могут даже способствовать социальной адаптации.
    В.Я.Гиндикиным и В.А. Гурьевой описаны несколько типов неправильного воспитания, способствующих формированию тех или иных патохарактерологических черт характера:
    1. «Кумир семьи». Воспитание включает в себя восхваление ребенка, культивирования в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ответственности за проступки.
    2. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
    3. Гипропека. Воспитание включает недостаточное внимание со стороны родителей, игнорирование целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.
    4. Безнадзорность. Высокая степень гипопеки.
    5. «Золушка». Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
    6. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение.
     
    Все клинические классификации характеров, как и вообще большинство любых классификаций, представляют собой не что-то раз и навсегда данное, универсальное, а зависят от прикладных целей строящего типологию характеров исследователя. В связи с этим, изучая одного и того же человека в клинике, психологи обнаруживают у него истероидный тип характера, а исследуя его как потенциального руководителя коллектива, - авторитарный стиль руководства. Безусловно, что подобные типологии, созданные по разным основаниям, в принципе могут пересекаться между собой, но, как бы они ни пересекались, они так и останутся разными описаниями феноменологии характера одной и той же личности, сведутся к разным вариациям статичных черт.
    При разработке представлений об индивидуальном характере общепсихологическая теория личности, клинические и художественные описания характеров должны двигаться навстречу друг к другу, причем в силу исторически сложившихся обстоятельств большую часть этого пути предстоит вначале пройти общепсихологической теории личности. При рассмотрении характера как инструментального проявления личности под характером понимается фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные ее мотивы. Такое понимание характера основывается в первую очередь на представлениях о характере Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и Д. Н. Узнадзе. С точки зрения всех этих ученых, разрабатывавших динамический подход к изучению характера, единицами анализа характера являются динамические тенденции личности, фиксированные обобщенные установки личности.
    Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков» В характере фиксируются и как бы поднимаются над конкретной деятельностью только установки, побуждаемые смыслообразующими мотивами личности. Иначе говоря, лишь при условии, что мотив имеет особую ценность для личности, актуализируемая им смысловая установка генерализируется к различным ситуациям, превращается в характерологическую черту личности, а затем и сама начинает учитываться при выборе личностью различных возможных мотивов ее деятельности. При этом нередко случается так, что при достижении различных мотивов складывается ситуация противоборства между личностью и характером.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список литературы.
     
    1. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002. Т.1 (Главы 1-3, 6-8, 10-13, 19, 20), Т.2 (Глава 21, Приложение).
    2. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2005.
    3. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002/2006
    4. Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: Пер Сэ, 2006.
    5. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психическойдеятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
    6. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., Изд-во Московского ун-та, 1982.
    7. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия,   2002/2006.
    8. Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций // Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред. А.Б. Смулевича. М., 1997.
     
    [1] Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002/2006
    [2] Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002.
    [3] Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: Пер Сэ, 2006.
    [4] Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., Изд-во Московского ун-та, 1982.
    [5] Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия,   2002/2006.
    [6] Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2005.
    [7] Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., Изд-во Московского ун-та, 1982.
     
    [8] Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций // Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред. А.Б. Смулевича. М., 1997.
    [9] Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002/2006
    [10] Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психическойдеятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Клинический подход к изучению характера ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.