Полный текст:
Содержание
Введение
1. Архитектура
Древнего Египта
2. Развитие скульптуры
Древнего Египта
3. Древнеегипетский рельеф
4. Художественное ремесло
Заключение
Библиографический
список
Введение
Древняя страна Египет была расположена на северо-востоке Африканского континента. Название Египет происходит от древнегреческого названия
страны «Айгоптус». Древние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая
почва долины реки Нила была черного цвета.
Река Нил играла огромную роль в
развитии страны, а климат и благоприятные условия содействовали раннему появлению человека в долине
реки Нила.
В истории Древнего Египта
обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется
додинастическим (IV тыс. до н. э.), в течении которого зарождалась египетская цивилизация.
Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон,
написавший историю своей страны, предложил назвать Древним (III тыс. до н. э.),
Средним (конец III – начало II тыс. до н.э.) и Новый (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период
древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем ( I тыс. до н. э.).
1. Архитектура
Древнего Египта
Архитектура Раннего Царства I-II династии (3000
год до н.э.). Годы создания единого государства в истории Древнего Египта
называют Ранним Царством. В те времена в долине реки Нил уже сложилось
примитивное рабовладельческое общество. Государством правил фараон. Египтяне
верили, что человек и после смерти продолжает существовать, поэтому стремились
сохранить тело умершего и обеспечить его всеми нужными предметами для
продолжения жизни. Веря в загробную жизнь, египтяне считали гробницы вечным
домом человека, поэтому они по форме напоминали жилье.
Первые гробницы были построены в виде холма из камня и
гальки. Для того чтобы сохранить холм и придать ему правильную форму, его
обмазывали илом и обкладывали кирпичом. По внешнему виду гробницы напоминали
завалинку у дома. Арабы называли такую гробницу мастабой, что по-арабски
означает «скамья».
Гробницы фараонов Раннего Царства достигали огромных
размеров. Гробница фараона I династии
Гора-Аха имела площадь 561 кв.метр. Гробница царя династии Джета была еще
больших размеров – 672,5 кв. метра. Гробница последнего фараона I династии Ка превосходила своими размерами
предыдущие.
Архитектура Древнего Царства III-IV династии
(2900-2100 годы до н.э.). Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при
фараонах III династии. Фараоны располагали огромными
земельными богатствами. Именно в это время большое распространение получило
рабовладение, причем в рабство попадали не только чужеземцы, но и свои
соплеменники. Власть фараона была колоссальной. Огромное значение в египетской
религии приобрел культ умершего фараона. Сохранение тела покойного фараона
служило его возвеличению, при его жизни сооружались гигантские усыпальницы –
пирамиды. Все грандиозные гробницы – пирамиды были возведены в период Древнего
Царства.
Гробницы – пирамиды. Гробница состояла из шести мастаб,
поставленных одна на другую, и имела такие размеры: высоту 60 метров и
основание – 109,2х121 м. Сооружение зодчего Имхотепа явилось прообразом, первым
шагом к созданию гробниц – пирамид.
Но Имхотеп не ограничился одной усыпальницей
Джосера. Им был построен целый ансамбль погребальных сооружений фараона.
Центром этого ансамбля служила пирамида, с севера и юга были построены дворцы и
поминальные храмы. Весь ансамбль окружили двойными стенами, которые были
украшены рисунками и орнаментами. Толщина стен достигала 15 метров, а высота —
около 10 метров. Ансамбль имел форму прямоугольника с размерами 545 метров в
длину и 276 метров в ширину.
Гизе. Мемфисский некрополь. Пирамида Хеопса —
самая ранняя и самая грандиозная из пирамид Гизе. Ее высота равняется 146,59
метра, длина сторон основания — 233 метра.
Вход в пирамиду находился на северной стороне; от
входа длинный коридор вел к погребальной камере, которая имела размеры 5x5x10
метров. Погребальная камера была расположена в центре пирамиды и облицована
гранитом. Внутри камеры стоял большой, строгий и простой по форме саркофаг, в
котором покоилось тело Хеопса.
Пирамида
состояла из 2 300 000 блоков известняка, имеющих форму куба с гладко
отшлифованными сторонами. Каждый блок весил от 2,5 до 15 тонн. Камни держались
под собственной тяжестью; укладывали эти блоки без раствора. При этом они так
тщательно пригнаны друг другу, что работа каменотесов вызывает восхищение.
Пирамида была облицована камнем правильной призматической формы, и все грани пирамиды
имели идеально гладкую поверхность
Пирамида Хефрена, второго преемника Хеопса,
сооружалась в Гизе в непосредственной близости от пирамиды Хеопса. Ее высота
143,3 метра, длина сторон основания 215,2 метра. Вход в пирамиду находился у ее
основания. Погребальная камера была расположена ниже основания. Там стоял
большой гранитный саркофаг без надписи. Недалеко в скале были вырублены
помещения для погребальных лодок. В ансамбль пирамиды Хефрена входили два храма
— верхний и нижний, объединенные проходом в единый комплекс. Вдоль прохода к
верхнему храму, недалеко от пирамиды, возвышалась огромная статуя сфинкса —
лежачего льва с головой человека.
Статуя была высечена из выступавшей на равнине
большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежащего льва. Недостающие части
фигуры льва скульптор дополнил плитами и придал статуе образ человека, похожего
на фараона Хефрена. На голову сфинкса был надет клав - головной платок, ниспадающий
на плечи двумя концами, украшенными поперечными полосами. Высота сфинкса
достигала 20 метров, длина - 57 метров.
Третья пирамида называется пирамидой Микерина.
Она была сложена из очень больших блоков. Снаружи эта пирамида облицована
гранитными плитами. Вокруг нее располагались заупокойные храмы египетских
фараонов.
Храмы Египта. Храмы относились к культовым
сооружениям. Основной план храма состоял из следующих частей: святилище, наос и
обширный двор .
Святилище — наиболее удаленная часть храма, предназначенная
для пребывания божества. Вход в эту часть храма был запрещен. Вокруг святилища
располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоугольную форму и
было украшено только рельефами или надписями. Святилище иногда оставалось
совершенно пустым, но обычно в нем находился какой-нибудь предмет или символ —
ковчег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высеченные
из цельного гранита.
Перед святилищем располагался наос — зал для
людей знати. В создании этого гипостильного (т.е. многоколонного) зала
раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в
освещении зала. В стенах этого огромного помещения никогда не пробивали окон.
Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал
между колоннами. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Но эти отверстия
служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.
Ограждение между гипостильным залом и двором
представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть
внутреннее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.
Передний двор был окружен двойным или тройным
рядом портиков (талерея, образуемая колоннами). Перед входом в храм стояла
высокая массивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона.
Передняя часть пилона была покрыта рельефными рисунками. В ночное время при
мигающих огнях факелов создавалось впечатление, что изображения на стенах
пилонов оживали. Пилоны поверху заканчивались карнизом.
Перед пилонами
устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и
располагались симметрично по сторонам от входа . Начиная с V династии эпохи Древнего царства по бокам входа
стали устанавливать обелиски с именами основателей храма. В эпоху Среднего царства высота обелисков
увеличивается, достигая 20,5 метра. В эпоху Нового царства высота обелисков еще
более увеличилась и достигла 37 метров Всю композицию храма завершал двойной
ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет
Крнакский и Луксорский храмы.
Планы храмов
были четкими и простыми. Одна из главнейших задач, которая стояла перед
зодчими, — создать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил,
божества. Этого эффекта архитекторы достигали простейшими приемами: движение
верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов,
затем через узкую и маленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в
открытые дворы, которые чередовались с большими залами, где огромные колонны
поддерживали потолок. По мере приближения к святилищу уровень пола повышался,
потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный символ был окружен
сумраком.
Архитектура Среднего Царства VII—XVII династии
(2100-1555 годы до н.э.). С конца VII династии
начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов),
которые вновь объединились лишь при XI—XII династиях.
В эпоху Среднего царства продолжалось
строительство храмов, архитектурных комплексов, но архитектура и сами
сооружения не отличались новыми идеями. Гробницы фараонов, как и прежде, имели
форму пирамиды, но они стали намного меньше, нередко их сооружали из сырцового
кирпича и лишь облицовывали камнем.
Храмы при пирамидах с приходом новых правителей
становились центрами, в которых проповедовали идеи фараона и возводили его в
ранг божества, владыки Египта. Возведение этих храмов закончилось в начале 2000
года до н. э. созданием монументального сооружения при пирамиде фараона
Аменемхета II в Ха-варе — знаменитого Лабиринта,
состоящего из многочисленных залов и молелен, украшенных статуями и рельефами.
Представление о гражданской архитектуре этого
периода дают жилые дома городов, которые окружали пирамиды. Одним из таких
городов был Кахун, разделенный стеной на две части — большую и малую. В большой
части находились дворец и дома знати. Дома покрывались плоской деревянной
кровлей либо кирпичным сырцовым сводом. В центре дома был зал с четырьмя
колоннами на каменных базах.
Архитектура Нового Царства XVIII—XX династии
(1555—1090 годы до н.э.). Источником сведений о гражданской архитектуре Нового
царства может служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины
которой сохранились до наших дней. Дома простых горожан были бедными. Дом
состоял из нескольких помещений, устроенных вокруг большой прямоугольной
комнаты. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и
господского дома. Необходимыми помещениями в доме были продолговатый поперечный
и прямоугольный залы, украшенные колоннами. Еще один зал находился посередине
жилья; он возвышался над другими помещениями дома, и свет в него проникал через
окна над потолком; позади зала находились личные покои хозяина, а вокруг -
разные другие помещения.
Загородный дом фараона Аменхотепа IV достигал огромных размеров. Парадные покои этого
дворца были выстроены из камня. Вдоль дворцовой территории располагались
громадный двор со скульптурами, изображающими царя, на возвышенности находилось
крыльцо с колоннами, поперечное помещение тоже было украшено колоннами, а затем
шел глубокий зал.
Прошли тысячелетия. И даже сегодня нас поражают
архитектурные памятники Древнего Египта своей монументальностью, масштабностью,
оригинальным решением конструктивных приемов, вызывают восхищение плоды труда
сотен тысяч людей, создавших эти неповторимые произведения в камне.
2. Развитие скульптуры Древнего Египта
Скульптура Раннего Царства. Переходя к
рассмотрению скульптур Раннего царства, следует отметить, что почти все они
найдены не в гробницах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периодически
убирали памятники, которые были уже достаточно давно посвящены в храм.
Возможно, что в тайники прятали и такие предметы, которые по своему ритуальному
назначению не могли быть доступны для обозрения. Естественно поэтому, что в
одном помещении оказывались вещи, созданные в разное время, на протяжении
нескольких веков. В тайниках храмов были найдены и скульптуры животных — львов,
гиппопотамов, крокодилов, антилоп, обезьян, собак и других, а также птиц.
Статуи царей и вельмож также имели определенное
культовое назначение и, следовательно, должны были отвечать ряду
соответствующих требований. В противоположность статуям богов, царей и вельмож,
статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием положений, а часто и лучшей
трактовкой.
Это вполне понятно, так как здесь скульптор не
был связан требованиями канона и неред ним стояли совсем иные задачи. Уже самая
необходимость изобразить человека связанным или несущим какой-нибудь предмет
заставляла мастеров искать новые положения для фигур, а требование отразить
этнические особенности привлекало внимание к их отбору и тщательной передаче.
То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа
характерных черт детского тела.
Важнейшими явлениями в развитии изобразительного
искусства было сложение ряда канонов как в скульптуре, так и в рельефе,
создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями в передаче фигу
Скульптура Древнего Царства. От времени Древнего
царства сохранилось очень много разнообразных статуй. Некоторые из них были
найдены при раскопках храмов. Однако подавляющее число скульптур происходит из
заупокойных сооружений — царских пирамидных храмов и гробниц знати. Все эти
статуи также предназначались для культовых целей, не всегда еще нам известных с
достаточной определенностью.
Таким образом, скульптура Древнего царства в
основном сохраняет то же назначение, которое она имела в предшествующий период,
однако в пределах почти каждого круга скульптур наблюдается определенное
развитие. Значительно расширяется иконография культовых статуй: появляются
канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком
набедренном опоясании, в короне Южного или Северного Египта; сидящего в таком
же одеянии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами
в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами,
царь с царицей.
Прекрасное владение обработкой камня позволило
шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли статуи из красного и
черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.
При всем возросшем, по сравнению с предшествующим
периодом, разнообразии поз скульптур царей и знати Древнего царства они все же
достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвижность
и покой, что достигалось строгим соблюдением фронтальности и симметричности в
построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках
почти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в
красновато-кирпичный цвет, женских — в желтый, волосы у всех были черные,
одежды — белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем
за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого
они были высечены.
Единство изобразительных средств культовой
скульптуры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее
развития. Приподнятость образа подчеркивала высокое социальное положение
изображенного человека. В то же время культовый характер статуй делал
чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы, причем
последние к тому же были ограничены подчас и структурой помещения. Все это в
итоге длительного воспроизведения одних и тех же образцов привело к сложению
ряда обязательных для скульптуры канонов.
Однако эти каноны касались в основном только
трактовки туловища статуй, при передаче же лица перед мастером вставало иное
требование, также вытекавшее из назначения памятника. Статуе необходимо было
придать сходство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была
служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве
возникает одно из важнейших достижений древнеегипетского искусства —
скульптурный портрет.
Появление портрета, расширение иконографии,
возросшее разнообразие используемых материалов, общий рост мастерства резко
отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода.
Скульптура Среднего Царства. При анализе царской
скульптуры времени XII династии
существенным является вопрос о назначении различных статуй. Поэтому очень важно
отметить, что теперь царские статуи ставились в храмах, посвященных богам.
Назначение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых
правителей страны. В этом заключался шаг первостепенной важности, внесший
огромные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший
придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывающих их
традиций. В храмах появляются колоссальные статуи правящих фараонов,
закрепляющие в сознании обитателей самых отдаленных областей долины Нила
представление о новых властителях как о могучих царях, объединивших Египет и
завоевавших окружающие страны.
Новое назначение статуй определило и их новые
формы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания
к индивидуальному образу.
Скульптура Нового Царства. К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обстановка
внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и
жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои
населения, — с другой. Борьба за ведущую роль в стране к началу XIV в. до н. э. при фараоне Аменхотепе IV вылилась в открытый конфликт.
Разрыв происходил под видом религиозных
несогласий: Аменхотеп IV, желая
подорвать значение жречества, объявил всех богов ложными и провозгласил единым
истинным богом Атона — солнечный диск. Взятый царем Аменхотепе IV поворот, глубокий и крутой, очевидно касался
многих вопросов. Ломались самые разные традиции. Так, для официальных
документов был принят разговорный язык взамен еще сохранившегося древнего,
фактически давно уже ставшего только книжным. Резко изменился и путь развития
искусства.
Естественно, что здания для культа нового бога
были иными: поклонение самому светилу не могло происходить в глубине храмов.
Святилища Атона — это большие открытые дворы с множеством мелких жертвенников и
одним большим, на котором жертвы приносит сам царь,.сын бога, которому было
открыто истинное познание божества. Двор разделяли небольшие пилоны, около
которых иногда пристраивались павильоны со статуями фараона. Стены были покрыты
цветными рельефами, кое-где инкрустированными вставками из фаянсов и различных
камней и позолоченными. И статуи, и рельефы поражали совершенно новым подходом
к передаче человеческих образов.
Для храмов, дворцов, жилищ знати требовалось
множество скульптур, рельефов, росписей, следовательно, в город было доставлено
достаточное количество скульпторов и художников. Раскопками было обнаружено
несколько скульптурных мастерских, где сохранились поистине замечательные
памятники.
3. Древнеегипетский рельеф
Большое место среди памятников Древнего царства
занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов.
Существовало два вида рельефа: более
распространенный барельеф и врезанный рельеф, при котором поверхность камня,
служившая фоном, оставалась целой, а углублялись контуры изображений. Были
известны и два вида стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой
по сухой поверхности, в некоторых же гробницах Медума этот способ сочетался с вкладками
цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные:
белая краска добывалась из известняка, черная из сажи, красная — из красной
охры, желтая — из желтой охры, зеленая — из тертого малахита, синие тона — из
кобальта, меди, тертого лазурита. Кисти изготавливались из травы.
Рельефы в заупокойных и солнечных храмах V-VT династий
являются крайне важным материалом для оценки искусства Древнего царства. Только
в пирамидном ансамбле Сахура цветные рельефы занимали 10 000 квадратных метров
площади. Стены залов, молелен и коридоров были точно сплошь завешаны гигантскиг
ми картинами, разделенными цветными обрамлениями.
Тематика рельефов в царских пирамидных ансамблях
определялась их назначением: следовало прославлять фараона как сына бога и
могучего владыку, а также воспроизвести все то, что могло обеспечить ему
посмертное благополучие.
В соответствии с назначением рельефов, главным
действующим лицом в каждой композиции являлся фараон, которого, как и богов,
изображали выше человеческого роста. Поэтому цари и божества сразу же
привлекали внимание, намного превосходя размерами все остальные фигуры.
4. Художественное ремесло
В период Древнего царства большое значение
получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра,
стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита,
бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст;
художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с
инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с
художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины —
таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые вырабатывались
в период Древнего царства. Изделиям художественного ремесла свойственны такие
же строгие и простые, законченные и четкие линии, которыми отличается стиль
всего искусства этого времени.
Художественное ремесло сыграло большую роль в развитии
искусства Древнего царства. С одной стороны, обработка ряда материалов впервые
осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, показывая тем самым
широкие возможности декоративного использования данных материалов; так, красота
полированных поверхностей камня и цветных фаянсов сначала была использована
именно в ремесле, а затем уже в скульптуре и зодчестве. С другой стороны,
ремесленники, тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными
проводниками его животворящего влияния на произведения профессионального
искусства. Среднее царство было временем высокого расцвета художественного
ремесла. Усиление роли отдельных номов и общий рост городской жизни обусловили
развитие художественного ремесла в различных местах страны. В значительной
степени способствовало этому развитию и возросшее в результате захватнических
походов богатство знати, а также усилившиеся поступления золота, слоновой кости
и ценных пород дерева.
В основном художественное
ремесло Среднего царства продолжало развивать формы, найденные мастерами
Древнего царства. Однако в целом ряде случаев мы встречаем новые формы. и новые
технические приемы. В этом отношении необходимо учитывать ту роль, которую
играли тесные отноше-ния Египта с соседними странами — Сирией, Двуречьем,
Критом. Находки египетских памятников в Сирии и, наоборот, сирийских и вавилонских
памятников в_Египте показывают, каким живым, был обмен между этими странами.
Характерны изменения, происходящие в это время в орнаменте. С
одной стороны, растет декоративность: сдержанность узоров времени Аменхотепа П
сменяется богатством сложных растительных и геометрических мотивов.
Погребальная утварь. Из всей погребальной утвари самым главным предметом, естественно,
являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовляли саркофаг для его мумии. Богатство и
разнообразие погребальной утвари зависели, конечно, от средств хозяина
гробницы.
Мумии
«любили» украшения не меньше, чем живые. К
тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил
при жизни, но нередко для мумий делали
новые. Вот список всего необходимого для мумии фараона или знатного
лица: золотая маска для фараона и царевичей,
раскрашенная маска из папье-маше или гипса
для частных лиц; воротник из двух жестких золотых пластин с перегородчатой
эмалью, изображающих коршуна с распростертыми крыльями; одно или множество ожерелий
из золота, драгоценных камней, фаянса в виде многорядных бусин, с одной или двумя застежками, которые иногда имели подвески из золота и граненых
драгоценных камней, иногда их заменяли
фаянсовые имитации; одно или несколько нагрудных украшений, пекторалей,
подвешенных на цепочках. Наиболее
распространенными были пекторали в
виде крылатого скарабея с Исидой и Нефтис по бокам. На обратной стороне
скарабея вырезали знаменитое обращение к сердцу; другие скарабеи, с крыльями
или без крыльев, с надписями, но на сей раз без обрамления; лазуритовые сердца на цепочках с именем покойного; браслеты,
гибкие или жесткие, полые или массивные, для запястий,
предплечий и лодыжек; «напальчники» для рук и ног; кольца на каждый палец;
сандалии; амулеты и статуэтки разных богов, которые вешали на шею или
подвешивали к пекторали.
К этим
украшениям и амулетам следует добавить огромное количество миниатюрных моделей
всевозможных предметов: тростей, скипетров, оружия,
царских и божественных эмблем, которые всегда не мешало иметь под рукой.
Заключение
Если проанализировать все выше сказанное, то можно сделать следующие
выводы.
Ведущим искусством Древнего Египта была архитектура, которая развивалась
в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный
характер. Подавляющее число архитектурных построек было связано с заупокойным
культом.
Наряду с архитектурой успешно развивалась скульптура, живопись, и
искусство рельефа.
Несмотря на ранний период формирования культуры Египта, она содержит в
себе много удивительных догадок, которые оказали существенное влияние на
дальнейшее развитие письменности, архитектуры, строительства, литературы и
других знаний.