Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Профилактика правонарушений среди старших подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Профилактика правонарушений среди старших подростков
  • Предмет:
    Педагогика
  • Когда добавили:
    06.08.2014 16:46:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
     
     
     
    Введение.............................................................................................................. 3
    Глава I. Правонарушения в подростковой среде и их профилактика: теоретический аспект.................................................................................................................. 6
    1.1. Правонарушение: определение, сущность, динамика в подростковой среде 6
    1.2. Социально-психологические характеристики старших подростков.11
    1.3. Профилактика: определение, виды, основные этапы...................... 19
    Глава II. Опыт деятельности социального педагога образовательного учреждения по профилактике правонарушений старших подростков.............................. 28
    2.1. Деятельность по профилактике правонарушений старших подростков в общеобразовательном учреждении «Лицей ГОУ СПО Красноуфимский педагогический колледж»........................................................................... 28
    2.2. Специфика деятельности социального педагога по профилактике правонарушений среди старших подростков.......................................... 34
    Заключение...................................................................................................... 39
    Список литературы........................................................................................ 41
    Приложения..................................................................................................... 44
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение  
     
     
    Актуальность темы. В последнее время в нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые, так или иначе, отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии. Особенно остро на  эти изменения реагируют дети и подростки. Одним из проявлений реагирования подростков на происходящие изменения являются правонарушения. Более всего подвержены данному явлению старшие подростки вследствие психологических особенностей возраста. В 14 – 17 лет подросток пытается найти своё место в жизни, самоутвердиться, порой прибегая для этого к противоправному поведению.
    Современные обстоятельства жизни способствуют активному вовлечению несовершеннолетних в конфликт с законом, с нормами социального общежития, что вызывает необходимость поиска и апробации новых направлений работы социального педагога в данном направлении, особенно в области профилактики правонарушений среди старших подростков.
    Интерес к данной проблеме не случаен. От того, как вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современном этапе, во многом зависит успешность педагогической работы с будущими поколениями, нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе. Многие формы девиантного поведения, в том числе и правонарушения, оказывают огромное деструктивное влияние на функционирование общественных механизмов и процессов. Все это может привести к нарушению нравственной стабильности социума, после которого пойдут необратимые разрушительные процессы.
    На основании вышеизложенного, можно сказать, что существует противоречие между прогрессирующей динамикой правонарушений среди старших подростков и недостаточной профилактической деятельностью в данном направлении.
    Актуальность и противоречие позволили нам сформулировать проблему исследования: снижение уровня правонарушений среди старших подростков невозможно без осуществления систематической профилактической работы.
    Недостаточная разработанность социально-педагогических аспектов данной проблемы, низкая правовая воспитанность и рост правонарушений несовершеннолетних правонарушителей учащихся обусловили актуальность и выбор темы исследования: Профилактика правонарушений среди старших подростков.
    Объект исследования – процесс профилактики правонарушений старших подростков.
    Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений среди старших подростков.
    Цель исследования: выявить особенности и специфику социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений старших подростков.
    Задачи исследования:
    Анализ литературы по проблеме исследования;Выявить сущность понятия «правонарушение в подростковой среде».Определить формы и методы профилактической работы.Обобщить опыт работы социального педагога по профилактике правонарушений среди старших подростков в образовательном учреждении. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социально-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений среди старших подростков будет эффективной, если:
    деятельность социального педагога будет системной и целенаправленной;в деятельность по профилактике будут вовлечены все субъекты образовательного процесса. Методы исследования:
    Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация.
    Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование.
    Структура курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава I. Правонарушения в подростковой среде и их профилактика: теоретический аспект  
     
     
    1.1. Правонарушение: определение, сущность, динамика в подростковой среде  
     
     
    Для того чтобы раскрыть правонарушения подростков как социальную проблему современного общества, необходимо обратиться к сущности подростковых правонарушений, изучить их состояние и динамику.
    Для более детального исследования сущности такого социального явления как правонарушение, необходимо раскрыть смысловую сферу понятий «правонарушение», «норма», «социальная норма», «несовершеннолетний», «подросток», «социальная проблема».
    Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 лет до 15-16 лет. Часто подростков называют несовершеннолетними. Несовершеннолетний – юридическое определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения различных прав и обязанностей, мер защиты, привилегий, существующих для взрослых и детей. Несовершеннолетние – лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности (18 лет) [11, с. 54].
    Психологи и педагоги США, считая возраст 12 лет разграничительной линией между детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается знаменитый возраст тинэйджеров. Отечественные ученые начало подросткового возраста также относили к 12-ти годам, но современные источники – к десяти. Таким образом, в настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению». Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 17 лет. Таким образом, к старшим подросткам относятся дети в возрасте от 13 до 17 лет [5, с. 80].
    Для того чтобы раскрыть понятие «правонарушение» обратимся к юридическому энциклопедическому словарю. В нем правонарушение рассматривается как «общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». [31, с. 217].
    Интересен подход теоретиков педагогики к определению понятия «правонарушение». Здесь существуют две точки зрения.  По мнению С.А. Беличевой, «правонарушение – это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких проступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, общественно-полезной деятельности, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности» [3, с. 32].
    Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В.И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность», и разделяет их на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступление он характеризует как «виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания» [25, с. 248.]. В.И. Курбатов также утверждает, что правонарушающее (в частности преступное) поведение индивидов и групп иногда обозначается как «делинквентное» поведение.
    Правонарушающее поведение с подобной позиции рассматривается и  в работах М.А. Галагузовой. Делинквентное поведение она характеризует как «повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность» [23, с.216]. М.А. Галагузова  выделяет следующие виды делинквентного поведения: агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека; корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта, и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением нарушить материальную выгоду; распространение и продажа наркотиков.
    В отличие от точки зрения В.И. Курбатова, который в понятие делинквентного поведения включает и преступность, М.А. Галагузова преступное поведение характеризует не как делинквентное, а как криминальное. Следующая трактовка понятия делинквентного поведения позволяет сделать вывод о том, что точка зрения М.А. Галагузовой сходна с мнением С.А. Беличевой.
    Для более точного разделения этих понятий автор обращается к учебному пособию по теории государства и права. Под правонарушением понимается «предусмотренное нормой права общественно опасное деяние, причиняющее или создающее угрозу причинения вреда общественным отношениям, охраняемым законом» [28, с. 63]. Правонарушения подразделяются на: проступки (гражданско-правовые, административные, дисциплинарные) и преступления (уголовные). Таким образом, точка зрения В.И. Курбатова и О.Е. Кутафьева полностью соответствует теоретическим основам, которые изложены в теории государства и права, поэтому будем считать ее более правильной.
    Поскольку во всех вышеназванных определениях неоднократно встречается слово «норма», обратимся к его рассмотрению.
    Норма (от лат. norma - правило) - правило, точное предписание, установленная мера; узаконенное установление, признанный обязательным порядок чего-либо.
    Норма социальная (социальные нормы) - официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия.
    В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и современное осмысление окружающей действительности. Они закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппированные по основным нормообразующим факторам, они подразделяются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Эти нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и проявляются в его повседневной жизни и деятельности [24, с. 170].
    Норма социальная в воспитанности человека - социальное развитие и воспитание этого человека, по своему уровню, качественному состоянию соответствующие его социальному положению в среде жизнедеятельности, сложившимся представлениям в обществе, социальной среде и его возрасту.
    Норма социально-возрастная - показатели интеллектуального и личностного развития и воспитания ребенка (психологические и социальные новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа [22, с. 95].
    Таким образом, правонарушение как отступление от принятой нормы, свидетельствует о несформированности социально значимых для общества стереотипов поведения и воспитания индивида.
    Одним из важных показателей правонарушений является их состояние, то есть абсолютное число совершенных правонарушений (и лиц их совершающих) на определенной территории за определенное время и их динамика, то есть изменение правонарушений во времени. Значение динамики правонарушений несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределения обязанностей и ответственности между субъектами профилактики.
    Если рассматривать качественные показатели правонарушений, за которые подростки попадали в поле зрения милиции в 2002 году, то по степени убывания правонарушения, расположились так: совершение краж – 17,27%, прогулы занятий в школе – 15,45%, употребление спиртного – 13,6%, хулиганство – 11,82%, грабеж – 9,8%, вымогательство – 3%. Между юношами и девушками просматривается по этой позиции различие. У молодых людей на первом месте кражи и употребление наркотиков по 19,6%, а на уклонение от учебы и хулиганство приходится по 14,6%. У девушек самый распространенный вид правонарушений – уклонение от учебы – 16,7%, кражи – 14,8%, хулиганство – 9,3%, употребление спиртного – 7,4% [26, с. 27].
    Несмотря на достаточно высокий показатель правонарушений несовершеннолетних, динамика последних лет (2006-2008гг.) свидетельствует о некоторых позитивных изменениях. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии уменьшилось с 208,3 тыс. в 2006 году до 185,4 тыс. в 2008 году, то есть на 11,0%. Сокращается число несовершеннолетних, совершивших преступления. Удельный вес подростковой преступности в 2008 году составил 6,2 % (2006 – 6,6 %) [21, с. 48.].
    Несмотря на некоторое снижение количественных показателей правонарушений несовершеннолетних, наблюдается рост и усугубление их качественных показателей. Так, отмечается возрастание числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. В 2006 году среди всех уличенных в преступлениях, несовершеннолетние чаще всего привлекались к уголовной ответственности (83%). В 2008 году этот показатель составил 91%.
    Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Несмотря на снижение количественных показателей преступной деятельности несовершеннолетних, ее качественные показатели растут и несут в себе еще более негативный характер. Динамика подростковых правонарушений показывает, что сегодняшние несовершеннолетние с большим трудом адаптируется к новым социально-экономическим условиям.
    Следовательно, для осуществления эффективной работы по предотвращению правонарушений в среде старших подростков, необходимо подробное изучение социально-психологических характеристик данной категории общества.
     
     
     
    1.2. Социально-психологические характеристики старших подростков  
     
     
    Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения старших подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста. Происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения. Переходный возраст рассматривается не только как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, но и как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины правонарушений старшего подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.
    Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Он указал типичные черты старшего подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними [7].
    Таким образом, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности старших подростков. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка [7].Ж. Пиаже определил, что центральным событием, «запускающим» череду качественных изменений в поведении подростков, является когнитивная перестройка. Если период до 12 лет связан с развитием конкретных операций, то после 12 лет отмечается переход к стадии формальных операций, характеризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования поиска и организации информации. Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, может проявляться в различных формах девиантного поведения. Снижение способности к счету и чтению, если их вовремя не скорригировать, могут стимулировать возникновение невротических расстройств, глубоких кризисов самооценки, асоциального поведения [9, с. 117]. Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к старшему подростку как к ребенку. Многие пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой [3].
    Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия.
    Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний, а с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении.
    Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я».
    В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция старшего подростка в группу сверстников.
    Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время, самоутверждение старших подростков может иметь и социально-полярные основания - от подвига до правонарушения.
    Выделяется ведущий мотив подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться», «запечатлеться в другом мире», что может провоцировать отклоняющееся поведение, «поиск пределов допустимого»  оказывает негативное воздействие на самосознание, порождает честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими. Несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Таким образом, стремление к новизне, оригинальности поведения, лидерству и престижности, желание бороться, достигать являются типичными чертами подростка [16, с. 41].
    Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса - кризиса идентичности [там же, с. 42].
    А.Е. Личко, А.В. Мудрик подчеркивают важность для подростка складывающейся «системы отношений» со сверстниками; общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода; потребность старших подростков в общении, в изучении межличностного взаимодействия становится основным фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственные подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых переживаний, расширении своего опыта [15, с. 32].
    Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в образовательном учреждении.
    Подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или неформальных группах. Неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой «уличной» субкультуры, являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, фан-клубом, карнавально-демонстративным движением хиппи и панков, и подростковой бандой.
    У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов и часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий [17, с. 103].
    Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, - то под влиянием любого человека, которого подросток «уважает». Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Подростки не знают и не боятся социальных последствий правонарушений. Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа.
    Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению [27, с. 75].
    Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.
    Следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о важности семейного воспитания. Семья всегда считалась агентом социализации индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, варварский принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественным и справедливым.  Потребительство, формирующееся именно в семье, опасно воздействует на несовершеннолетних, т. к. они стараются добиться желаемого любым путем.
    Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации (в 70-80-е годы для этого требовалось не менее трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами [24, с. 127].
    В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
    Таким образом, отклоняющееся поведение старшего подростка, как и нормальное, является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.
    Изучая личность несовершеннолетнего правонарушителя, И.А. Двойменный утверждает, что их характерной личностной особенностью является глубокая деформация нравственных ориентаций и установок [8, с. 117.]. Большинству из них свойственно искаженное представление  некоторых моральных понятий, либо прямолинейно-наивное толкование содержания этих понятий. Они смешивают такие понятия,  как «настойчивость» и «упрямство», «смелость» и «лихачество». Поведение подростков, не имеющих подлинных ориентиров, становится неустойчивым, противоречивым, они легко поддаются чужому влиянию, а искаженные моральные представления ведут к ложным убеждениям и установкам. В их позиции просматривается крайняя эгоистичность, равнодушие, черствость. Многие из них настроены на праздный образ жизни. В плане нравственной деформации воспитанники, независимо от возраста, близки друг к другу. В их среде признается допустимым нарушение уголовно-правового или другого запрета. 
    Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героями зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм.
    Центральным образованием подросткового возраста является формирование самооценки, представление о себе как о субъекте деятельности. Адекватная самооценка формируется у подростков при влиянии благоприятных внешних факторов, однако, подростки с асоциальным поведением не обладают такой самооценкой. В результате неблагоприятных условий воспитания у них формируется заниженная или завышенная самооценка.
    У подростков, склонных к противоправному поведению, отмечается также слабое развитие волевой сферы личности. Они не умеют сдерживать себя, управлять своими эмоциями, регулировать потребности, соизмерять сущее с должным, желаемое с действительным. В связи с этим следование антиобщественным формам поведения для них представляется более легким и удобным способом существования. Вследствие наличия недостатков в воспитании у несовершеннолетних правонарушителей, некоторые волевые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные волевые черты характера.
    Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель – это молодой человек в возрасте от 13 до 17 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи.
    В большинстве случаев он забросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома.
    У такого подростка отмечается узкий кругозор, правовая безграмотность, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Для него характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень. Волевые усилия у него направлены на достижение узкоэгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных и примитивных потребностей. Его привлекает лишь то, что не требует  целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.
    Для того чтобы помочь подростку справиться с проявлениями девиантного поведения, ведущими к совершению правонарушений, необходима помощь и поддержка как со стороны семьи, так и со стороны образовательного учреждения, в котором старший подросток проводит больше половины своего времени. Такая помощь и поддержка чаще всего носит название «профилактика». Рассмотрим в следующем параграфе существующие виды и этапы профилактической работы со старшими подростками.
     
     
     
    1.3. Профилактика: определение, виды, основные этапы  
     
     
    В организации профилактики правонарушений среди детей и подростков участвуют все субъекты образовательного процесса, учреждения социальной защиты, подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности.
    Понимание профилактики как системы деятельности позволяет в общегосударственной системе профилактики девиантных форм поведения  выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции, прежде всего, Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления образованием и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
    Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья [20, с. 45].
    Общая профилактика - это комплекс мероприятий по выявлению причин, порождающих противоправное поведение и условий, способствующих совершению правонарушений с последующим их устранением [27, c. 56].
    Педагогическая профилактика является одним из составляющих звеньев первичной профилактики и представляет собой комплексную модель организации образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающего снижение риска формирования противоправного поведения детей и подростков [6, с. 33].
    Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [29].
    Проблемами, связанными с деятельностью по предупреждению (профилактике) и преодолению девиантного поведения человека, группы людей занимается отрасль социальной педагогики - превентивная педагогика. Превентивная педагогика (от лат. praeventus - предупреждающий, предохранительный + педагогика) - педагогика, изучающая причины формирования и развития отклоняющегося (девиантного и делинквентного) поведения человека и методы его предупреждения, преодоления, исправления [24, с. 171].
    Понятие «профилактика», означающее в широком смысле предупреждение каких – либо нежелательных явлений, с 1970-х годов начало наполняться правовым содержанием. По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой правонарушений понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние [10, с.16].
    Профилактика правонарушений также рассматривается как особый вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений, в результате которого устраняются либо нейтрализуются условия (причины, факторы), способствующие отклоняющемуся поведению.
    Более конкретное определение сущности профилактики правонарушений сформулировал Н.И. Ветров, который понимает под ней совокупность социально – экономических, идеологических, культурно – воспитательных, организационно – управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний [4, с.9.].
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что осуществление указанных мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему. В число субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др. [29].
    Существуют определённые этапы профилактической деятельности с подростками, склонными к правонарушениям. Каждый этап уникален и представляет собой комплекс различных мер, применяемых к трудным подросткам. В общем виде, система профилактики преступности несовершеннолетних выглядит так [2, с. 146.]:
    ранняя профилактика (задачей является оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц);непосредственная профилактика (не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера);профилактика предпреступного поведения (не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем);профилактика рецидива (предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления, не допустить негативного влияние этих подростков на законопослушных несовершеннолетних). Рассмотрим каждый из названных этапов подробнее. Этап ранней профилактики – один из наиболее важных этапов предотвращения преступности несовершеннолетних. На нем происходит предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних, устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних, корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп. Обратим внимание на раннюю профилактику преступности несовершеннолетних на уровне семьи и образовательного учреждения.
    Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:
    Выявление неблагополучных семей;Диагностика семейного неблагополучия;Осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;Принятие административных и уголовно – правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей [13, с. 13 - 15].Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучной семье предполагают осуществление различных мероприятий социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям. Предупреждение неблагоприятного воздействия на подростка со стороны семьи должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи [14, с. 21.]. По мнению Ю.М. Антоняна, в социальную поддержку матерей – одиночек должна входить не только выплата им денежного пособия, но и предоставление возможности больше зарабатывать, поднять социальный престиж своего труда, получить более высокую квалификацию и т.д. [1, с.221.]
    Следующий уровень ранней профилактики – уровень образовательного учреждения. Он был выбран с учетом того, что образовательное учреждение является для несовершеннолетнего одним из основных сфер жизнедеятельности, в котором наравне с семьей происходит формирование личности подростка, его нравственно-психологических основ поведения.
    Ранняя профилактика на уровне образовательного учреждения должна включать [2, с. 146]:
    Педагогику ненасилия. Педагогика ненасилия в качестве основного компонента ранней профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних может быть включена не только в систему общего образования, но и дошкольного воспитания, так как основы агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте. Ее основные идеи активно популяризируются во всем мире структурами ООН, и прежде всего, ЮНЕСКО (программы «культуры мира и демократии») заключаются в представлении, что межличностные отношения подростков должны строиться на принципах диалога, позитивного отношения к друг другу, отвержения насилия (психического, физического) как способа решения конфликтов. Педагогику здорового потребительства. Данный компонент социального воспитания ориентирован, как это можно предположить, на раннюю профилактику корыстных преступлений несовершеннолетних, составляющих абсолютное большинство в структуре этой преступности. Целью педагогики здорового потребительства являются формирование у учащегося способности ориентироваться и противостоять на личностном уровне деструктивным «искушениям» быстро утверждающейся в России идеологии потребительского общества, а также способности учащегося правильно организовывать свой досуг.Педагогику духовно-нравственных основ семьи. Эта составляющая ориентирована на профилактику половой распущенности детей. Сегодня, когда современная массовая культура пропагандирует моду на гиперсексуальность, когда все более ощутимое число подростков, и в частности, девочек хотят только «хорошо одеваться и кушать, заниматься сексом и спать», так важно, чтобы школа стала той средой, которая бы предлагала другие ценности подрастающему поколению.Педагогику правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно. Перейдем к следующему этапу профилактики преступности несовершеннолетних - непосредственной профилактике. Она необходима, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям, и он начал их совершать [2, с. 146].
    На данной стадии также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем, существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, которые изложены выше; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.
    Следующий этап профилактики, а именно профилактика предпреступного поведения, образует меры в отношении несовершеннолетних, которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления [2, с. 146].
    Здесь используются меры, реализуемые в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями и времяпрепровождением несовершеннолетнего. Эти меры имеют задачу удержать подростка от перехода на преступный путь.
    Последний этап, который мы рассматриваем – это этап профилактики рецидива. Очень важно понять, как следует воздействовать на подростка, который вопреки всем мерам профилактики все же совершил преступление. Следует ли применять к нему все меры наказания, или целесообразнее продолжать воспитательный процесс. Постараемся ответить на этот вопрос путем рассмотрения моделей правосудия по делам несовершеннолетних [12, с. 11.].
    карательная модель – самая распространенная модель в мире. Под карательным правосудием подразумевается широкая идеологическая база, которая отдает предпочтение наказанию в виде лишения свободы и меньше уделяет внимания реабилитационным задачам. Помещение подростка в воспитательную колонию затрудняет и практически сводит к минимуму задачу его перевоспитания.терапевтическая модель. Согласно этой модели преступное поведение рассматривается как симптом скрытых нарушений, при этом природа и серьезность преступления сравнительно менее важны, чем обеспечение терапевтических услуг для исцеления этих нарушений. Преступление не рассматривается само по себе, оно является знаком нарушения процесса социализации. Вмешательство компетентных органов должно исправить это социальное отклонение, применяя методы, адекватные личностным проблемам и нуждам молодого правонарушителя. Таким образом, терапевтическая модель не признает функцию наказания и даже как бы оправдывает правонарушителя, сводя до минимума его ответственность за правонарушение. Оценивая эти две модели осуществления правосудия над несовершеннолетними можно мягко сказать, что они и в практическом, и в концептуальном плане, не совершенны.
    модель восстановительного правосудия. Эта модель стремится бороться с преступностью, привлекая внимание к ущербу, возникающему при совершении конкретного преступления и придавая первостепенное значение компенсации в пользу жертвы. Восстановительное правосудие делает акцент на необходимости активного вовлечения жертвы, общества и правонарушителя в процесс, в центре внимания которого находится осуждение правонарушителя, принятие им ответственности и возмещение ущерба от преступления. Понятие «ответственности» здесь означает то, что вы понимаете, что совершили аморальный поступок и готовы сделать все необходимое, чтобы исправить это. При этом правонарушитель находится не на обочине процесса, а активно принимает участие в своей судьбе. Главная ценность, которой придерживается восстановительное правосудие, заключается в сбалансированном учете нужд правонарушителей, жертв и общества, как трех клиентов системы правосудия [30, с. 196.]. Все эти меры хоть и осуществляются, но профилактического эффекта от них мало. Необходима новая система, которая подразумевала бы системную работу с подростком, склонным к совершению правонарушений, прививала бы ему положительные нравственные качества. Следует отметить, что на сегодняшний день в России нет единой профилактической системы. В некоторых регионах проводится активная деятельность, в других регионах не реализуются даже обязательные программы. Поэтому, в целом, по России наблюдается низкая результативность профилактики правонарушений несовершеннолетних [19, с. 10 – 16.]. Необходимо придать системе профилактики целостность, различные субъекты профилактики должны работать согласованно, и в этом одну из главных ролей играет образовательное учреждение.
    Основы профилактической помощи должны быть развернуты на уровне конкретного муниципального образования и микрорайона через программы типа «Образовательное учреждение - микрорайон – семья», при непосредственном участии социальных педагогов образовательного учреждения, социальных работников службы социальной защиты населения.
    На основании вышеизложенного, считаем, что реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов, психологов и, в первую очередь, социальных педагогов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов [30, с. 83].
    Проведённый выше анализ теоретических источников свидетельствует о необходимости изучения существующего опыта социально-педагогической деятельности по профилактике правонарушений среди старших подростков, на примере конкретного образовательного учреждения.
     
     
     
     
     
     
     
     
    II. Опыт деятельности социального педагога образовательного учреждения по профилактике правонарушений старших подростков    
     
    2.1. Деятельность по профилактике правонарушений старших подростков в общеобразовательном учреждении «Лицей ГОУ СПО Красноуфимский педагогический колледж»  
     
     
    Общеобразовательное учреждение школа-лицей является структурным подразделением ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж» и  функционирует с 1991 года. Лицей расположен в одном и самых криминогенных микрорайонов города Красноуфимск – «Новый посёлок», на долю которого приходится одна четвёртая часть всех городских преступлений. Всё это повышает риск противоправного поведения несовершеннолетних и требует пристального внимания социального педагога лицея к подросткам группы социального риска.
    В соответствии с буквой закона, в своей деятельности социальный педагог нашего лицея опирается на следующие принципы:
    Комплексный подход к диагностике и реализация потен­циальных возможностей учащихся в обучении и воспитании.Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания учащихся группы социального риска.Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций, а также проявление социальной дезадаптации, являю­щихся основными причинами затруднений в обучении и совершения правонарушений.Коррекционная направленность обучения и воспитания.Направленность системы обучения и воспитания на со­хранение и развитие здоровья детей.Соблюдение и защита прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании. Основные задачи социального педагога, решаемые в процессе соблюдения и защиты прав несовершеннолетних правонарушителей:
     осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др.;оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи  подросткам «группы риска»;консультативная помощь родителям или людям, их замещающим;методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности правонарушений подростков. Социально-правовое направление деятельности социального педагога предусматривает:
    оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов;консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у «трудного» учащегося в школе, социальному педагогу отнюдь недостаточно применения коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учителей, вызвать у учителя стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов.
    Изменение социальной ситуации в семье и в школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении подростка - правонарушителя входит в круг непростых обязанностей социального педагога.
    Система деятельности социального педагога в нашем лицее начинается с анкетирования учащихся 5-11 классов (примерная анкета приведена в Приложении 1). Списки таких детей подаются классным руководителем на основе наблюдения, анализа проступков и признаков дезадаптивного поведения.
    Данная диагностика позволяет выявить подростковую проблематику, определить её причины и факторы риска, лежащие в основе противоправного поведения и приступить к созданию индивидуальных программ профилактики правонарушений или их рецидивов.
    После проведения анкетирования  и сбора информации составляется банк данных, куда входят сведения о различных категориях подростков. В его основе материалы, полученные от классных руководителей, медико-психолого-педагогической комиссии и т.д. Фамилии подростков, состоящих на внутришкольном учете, выделены желтым цветом, состоящих на учёте в милиции - зеленым.
    Указан тип семьи: неполная, многодетная, опекунская, криминогенная и т.п., приведены подробные сведения о родителях и лицах, их замещающих (опекуны, образование, место работы, должность).
    На каждого проблемного подростка и на проблемную семью заведена карточка, где дана краткая характеристика каждого члена семьи, сведения о родственниках, сведения о бытовых условиях, о состоянии здоровья школьника и его родителей, указаны основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка.
    На основании проведённой работы, планируется индивидуальное социально-педагогическое сопровождение каждого подростка группы социального риска, в том числе подростка-правонарушителя.
    Планы социального педагога часто меняются в зависимости от каждодневных ситуативных и сиюминутных проблем. Социальным педагогом проводится интенсивная работа по реабилитации и социальной адаптации детей. Практика показывает, что индивидуальные еженедельные консультации помогают юношам и девушкам избавиться от стресса, разгружают их морально и психологически, устраняют причины негативного поведения.
    На консультациях педагог помогает подростку разобраться в сложностях его жизни. Лучше всего давать такой совет, который стимулирует самостоятельный поиск оптимальных выходов из сложных ситуаций, без навязывания своего мнения, используя в общении такие обороты: «по-моему...», «а что, если...» и др.
    Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе - помощь подросткам в сложном процессе их социализации, выработка у них социоадаптивных качеств, помогающих справиться с трудными ситуациями любого уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой творческий потенциал.
    Старшие подростки, как уже говорилось в первой главе, особенно восприимчивы к социальным воздействиям, и у большинства из них не сформировались устойчивые негативные, асоциальные качества. К тому же они находятся на рубеже перехода к одному из самых сложных периодов развития личности, который может быть чреват появлениями психологических комплексов, неадекватной самооценки, девиантного поведения, личных драм и даже трагедий.
    Исходя из этого, необходимо готовить подростков к этому периоду, чтобы он прошел более щадяще, менее болезненно и для подростка и для его окружения. С этой целью и был разработан спецкурс «Основы позитивного мышления», который проводится с подростками, занесенными в банк данных, как «трудно воспитуемые», «склонные к асоциальному поведению».
    Данный спецкурс основан на методах рациональной терапии в сочетании с использованием выразительных возможностей музыки. Направление рациональной терапии строится на убеждении и переубеждении человека, формировании у него здоровых взглядов на жизнь, адекватных действительности. А искусство, особенно музыка, способствует не только рациональному, но и эмоциональному постижению школьниками нравственных истин, психологических закономерностей.
    Центральным методом используемой социальной технологии служит этико-психологическая беседа в сочетании с выразительными возможностями музыки и других видов искусства (данная социальная технология использует и другие методы, например моделирование ролевых ситуаций, социодраму, элементы социально-психологического тренинга и т.д.).
    Предложенный в спецкурсе, разработанном на основе данной социальной технологии, порядок следования имеет определенную логику тем, характеризующих некоторые социально значимые качества, освещающие межличностные взаимодействия, наиболее благоприятные для социальной адаптации модели общения, и постепенный выход на освоение высоких духовных ценностей, таких как любовь и дружба. Затем следует закрепление всего пройденного на новом уровне.
    Данный спецкурс рассчитан на 31 занятие по 45 мин 1 раз в неделю. При этом желательно дополнительное прослушивание на внеклассных уроках по 30-45 мин в неделю музыкального репертуара, использованного на занятиях, и проведение внеклассных мероприятий в форме сюжетно-ролевых игр с элементами социодрамы.
    В Приложении 2 представлен план основных и тематических блоков спецкурса, план-конспект одного из занятий и несколько творческих заданий.
    В качестве вывода необходимо отметить следующее:
    1. Данный спецкурс не выдвигает нереальную цель - сформировать идеального подростка, обладающего всем комплексом качеств позитивного мышления. Цель в ином - побудить подростка к постоянному развитию у себя этих качеств через осознание их необходимости и целесообразности для его жизни.
    2. Данный спецкурс, если его сделать обязательным предметом, предполагает охват максимального числа учащихся и помощь им в решении своих проблем (тем более, что во многих школах нет квалифицированных социальных педагогов, а социально - реабилитационный центр только один, и не все подростки обращаются туда со своими проблемами),
    4. Желательно, чтобы предмет вел социальный педагог (преподавание этого предмета не предполагает профессиональный музыкальной подготовки), тогда у него будет возможность лучше узнать проблемных подростков и заслужить их доверие. В дальнейшем они будут с желанием обращаться к нему со своими проблемами.
    5. При проведении спецкурса необходима постоянная работа с родителями, классным руководителем и другими преподавателями в форме собраний, лекций, тренингов, индивидуальных бесед и т.д.
    Таким образом, деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди старших подростков может принимать различные формы. В данном параграфе конкретно рассмотрена только одна из них – проведение спецкурса «Основы позитивного мышления», которая, на взгляд автора является достаточно реальной и перспективной.
    На основании изученного материала, нами определена специфика деятельности социального педагога по осуществлению профилактической работы со старшими подростками, склонными к совершению правонарушений.
     
     
     
     
     
     
    2.2. Специфика деятельности социального педагога по профилактике правонарушений среди старших подростков  
    Чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).
    Следовательно, при организации коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками и предупреждении причин их отклоняющегося противоправного поведения необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учета силы влияния средовых факторов на развитие личности, референтной значимости межличностного общения со сверстниками в группе [18, с. 170].
    Выявление семей, где не обеспечивают должного воспитания или надлежавшие условия жизни и развития подростков, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников.
    Среди таких источников можно выделить: письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи; административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинский вытрезвитель, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.); материалы медицинских учреждений в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, о заболевании хроническим алкоголизмом, наркоманией; материалы бракоразводных процессов в судах, данные паспортных столов, отделов ЗАГС, ЖКХ, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, испытывающих сильные материальные затруднения; данные служб занятости о семьях, где родители, имеющие детей, являются безработными [18, с. 172].
    Для выявления семей с признаками неблагополучия, можно рекомендовать проведение в учебном заведении опросов, как для самих подростков, так и их родителей, близких родственников с помощью педагогов, воспитателей и других лиц, подготовленных для этих целей. К разработке вопросов необходимо привлекать специалистов: психологов, педагогов, юристов, социальных работников, социологов и др.
    Для достижения указанной цели можно использовать опыт г. Санкт – Петербурга, где под руководством доктора медицинских наук, детского психотерапевта А.И. Захарова на базе детских садов проводится успешная коррекционно-реабилитационная работа с детьми дошкольного возраста. В частности, в детские сады введен штат специально подготовленных психологов, которые не только выявляют неблагоприятные условия воспитания, но и осуществляют тщательную психологическую диагностику детей, психологические консультации родителей и воспитателей, применяют коррекционно-развивающие игры и другие разнообразные формы детской и семейной психотерапии [11].
    Планируя профилактические мероприятия, необходимо анализировать факторы, лежащие в основе семейного неблагополучия. Если неблагоприятная обстановка в семье создана в силу объективных причин, например, из-за длительной и тяжелой болезни родителей, их занятости, длительных командировок, плохих жилищных условий, то в подобных ситуациях помощь, в частности, может состоять в помещении подростков в школу-интернат, группу продленного дня, улучшении жилищных условий и т.п. Многодетным, неполным, а также иным семьям, испытывающим материальные затруднения, необходимо оказывать в первоочередном и безусловном порядке различную материальную помощь (продуктами питания, одеждой, в денежной форме), причем в размерах, действительно необходимых.
    Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны родителей. Это, прежде всего, семьи, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с ними, вовлекают детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни. Очевидно, что подростки из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны. В таких случаях обоснованным будет решение о лишении родителей родительских прав и передаче подростков в детское учреждение или другим лицам при условии, что такие лица смогут обеспечить их надлежащее воспитание. Разумеется, такие меры должны применяться лишь тогда, когда окажутся безрезультатными беседы с родителями; оказанная помощь (педагогическая, материальная или иная); воздействие общественных организаций, трудовых коллективов или администраций по месту работы; применение административных мер; мер, направленных на лечение родителей от алкоголизма, наркомании; ограничение дееспособности и т.д. [9, с. 173].
    Однако необходимо учесть, что оторванность от родителей делает некоторых несовершеннолетних еще более беспомощными. Может в такой ситуации более целесообразно будет применение ограничения родительских прав, предусмотренного ст. 73 Семейного кодекса РФ. Такая мера предоставляет широкие возможности для осуществления профилактического воздействия на родителей, а так же дает им шанс изменить свое поведение.
    Опосредованное воздействие осуществляется также при совместной деятельности детей и родителей в микрорайоне, по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия, на конференциях-диалогах, в дискуссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.
    Удачным вариантом может быть работа по созданию индивидуальных программ профилактики правонарушений или их рецидивов. При этом сама программа как совокупность целенаправленных мер и мероприятий имеет гибкий характер и может корректироваться по ходу деятельности.
    Индивидуальную программу профилактики правонарушений предлагаем рассматривать, как долговременный социальный проект. При этом она может иметь следующий характер [20, с. 34]:
    информационно-пропагандистский; ролевой; игровой; деловой; досуговый, и предназначаться для формирования как устойчивого негативного отношения подростка к возможным правонарушениям, так и для формирования позитивных установок на здоровый образ жизни и конструктивные  отношения с людьми.
    Основными  видами деятельности социального педагога могут стать реабилитация, т.е. восстановление и укрепление статуса подростка, его психофизических возможностей, ресоциализация и создание ситуации успеха [20, с. 33].
    Ресоциализация в свою очередь включает два процесса:
    десоциализацию, т.е. развенчание прежних негативно заряженных аморальных установок и стереотипов поведения; воссоздание на «расчищенной территории» новых, социально приемлемых паттернов поведения. Коррекцию здесь мы рассматриваем как набор социально-педагогических методов и технологий по достижению состояния успешной социализации.
    Организация социального проектирования для всего класса может стать эффективным способом включения в социально-значимую деятельность трудновоспитуемых подростков.
    В качестве модели для построения индивидуальных программ мы предлагаем использовать «Примерную программу по профилактике рецидивов правонарушений» (Приложение 2), отражающую содержание и основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения.
    Таким образом, социально-педагогическая деятельность, имеет своей целью оптимизацию деятельности по профилактике правонарушений среди старших подростков посредством использования различных форм работы с семьей, самим подростком и его ближайшим окружением. Необходимо помнить о том, что деятельность по профилактике должна осуществляться системно и комплексно, охватывая все стороны жизни проблемного подростка и вовлекая все заинтересованные структуры. Только в этом случае профилактическая социально-педагогическая деятельность может быть эффективной.
     
                                              Заключение  
     
     
    Анализ теоретической литературы, материалов научно-практических конференций, статей журналов, результатов социологического опроса позволяет автору  сделать некоторые выводы:
    Ситуация с правонарушениями несовершеннолетних в настоящее время  остается достаточно сложной. Несмотря на некоторое снижение числа подростковых правонарушений, их показатели остаются достаточно высокими. Помимо этого, отмечается  усиление жестокости и общественной опасности правонарушений, рост числа хорошо спланированных и организованных групповых преступлений. Обращает на себя внимание и тот факт, что преступность несовершеннолетних молодеет, возрастает участие в ней девочек-подростков.
    Большинство подростков - правонарушителей воспитываются в неблагополучной семье. Для них характерны глубокие нарушения эмоциональной и познавательной сферы, деформация нравственных ориентаций и установок, повышенная тревожность, агрессия, отсутствие  элементарных трудовых и гигиенических навыков. Формированию противоправного поведения несовершеннолетних способствует множество факторов. К ним можно отнести социально-экономические, морально-этические, психолого-педагогические, биологические и другие факторы. Выделять в генезисе правонарушений определенный фактор достаточно трудно, так как в большинстве случаев они оказывают комплексное воздействие, влияние их в каждом конкретном случае неоднозначно, часто взаимозависимо и взаимообусловлено.
    В силу критической ситуации, сложившейся в подростковой преступности и увеличением числа факторов, способствующих формированию данного типа поведения, все большее значение принимает система профилактики правонарушений в среде старших подростков. Одним из таких видов помощи является социально-педагогическая деятельность.
    Организация данной деятельности должна носить системный, комплексный характер, включать в себя согласованные действия всех служб, направленные на достижение единой цели по профилактике противоправного поведения старших подростков.
    Успешное решение проблемы профилактики среди старших подростков - правонарушителей требует готовности к осуществлению данной деятельности, как самого социального педагога, так и всех субъектов образовательного процесса.
    Деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди старших подростков может принимать различные формы. В данной работе конкретно рассмотрена только одна из них – проведение спецкурса «Основы позитивного мышления», которая реализуется в общеобразовательном учреждении «Лицей ГОУ СПО Красноуфимский педагогический колледж» и, на взгляд автора, является достаточно реальной и перспективной
    На основании изученного нами материала, определена специфика деятельности социального педагога по профилактике правонарушений среди старших подростков в общеобразовательном лицее ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж».
    Таким образом, цель нашей работы частично достигнута, поставленные задачи решены. Дальнейшее исследование заявленной проблемы планируем продолжить при написании выпускной квалификационной работы.
     
     
     
     
     
     
     
    Список литературы  
    Антонян, Ю. М. Причины преступного поведения [Текст] / Ю. М. Антонян. М., 1981. - 188с.Бакаев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А. А. Бакаев. М., 2004. – 312 с.Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. М. : Социальное здоровье России, 1994 – 280 с..Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи [Текст] / Н. И. Ветров. М. : Юридическая литература, 1980. - 136с.Возрастная психология. Хрестоматия. [Текст]  / Под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А. М. : «Академия», 2001 г. – 412 с.Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [Текст]  / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001. - 39с.Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский.- М. : Педагогика, 1991.- 480 с.Двойменный, И. А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников [Текст] / И.А. Двойменный // Социологические исследования. - 1994. - № 8-9. – С. 117Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]: Учебное пособие / Змановская Е.В. – М.: Академия, 2003. – 288 с.Закалюк, А. П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения [Текст] / А. П. Закалюк. М., 1986, с.16Зубова, Р. И. Организация психосоциальной работы с подростками девиантного поведения [Текст] / Р.И. Зубова // Вестник Сыктывкарского университета. - Серия 14. - 2003. – Вып. 2.Карелин, Д. В. Принудительные меры воспитательного воздействия в свете формирования ювенальной юстиции  [Текст]. Томск, 2001 – 103 с.Курбанова, С. В. Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков  [Текст] (социологический анализ) / С. В. Курбанова. М., 2006. - с. 13 - 15.Лебедева, А. И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя, как объект профилактики преступлений [Текст] / А. И. Лебедева. М., 2000. – 197 с.Личко, А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст]  / А.Н. Личко.- Л. : Медицина, 1983.- 256 с.,Лукьянова, И. И. Базовые потребности возраста как основа социальной компетентности у подростков [Текст] / И. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. -2001. -№4. - с. 41-47Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. М. : Академия, 2000. - 183 с.Основы коррекционной педагогики [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.Особенности работы уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними осужденными [Текст] // Материалы регионального учебного семинара с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций – Екатеринбург. – 2004. - С. 10 – 16Плоткин, М. М. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением [Текст] / М. М. Плоткин, Г. И. Камаева // Семья в России. - 1995. - № 1-2. - С.32-34.Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] // Беспризорник. - 2008. - № 2. - С. 48.Словарь по социальной педагогике [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М. : Академия, 2002. - 368 сСоциальная педагогика [Текст] / Под ред. М. А. Галагузовой. М. : ВЛАДОС, 2000. – 512 с.Социальная педагогика. [Текст] / Под ред. В.А. Никитина М. : МГСУ «Союз», 1998. – 326 с.Социальная работа [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов - на – Дону : Феникс, 2003.- 480 с.Стивенсон, С. А. Уличные дети и теневые городские сообщества [Текст] / С.А. Стивенсон // Беспризорник. - 2003. - №1. - С. 27Стурова, М. П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема [Текст] / М.П. Стурова, В.И. Силенков // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 40-43.Теория государства и права [Текст] / Под ред. С.А. Нилова. М. : ЮРИСТ, 2001.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 № 120 [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 5. - С. 18-19.Цымбал, Е. И. Предпосылки внедрения восстановительного правосудия для несовершеннолетних в России [Текст] / Е.И. Цымбал // Восстановительное правосудие. - М., 2003 - 289 с.Юридический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Кутафина О. Е. М. : Большая российская энциклопедия, 2002.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложение 1 Анкета для подростка
    Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Отвечая на вопрос, обводите номера вариантов, которые Вам больше подходят и там, где предлагается письменный ответ, напишите его. 
    Сколько Вам полных лет?  ________  
    Ваш пол:  а) мужской   б) женский
    Чем  Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время?
    1) Читаю книги (назовите две любимые) ____________________________________________
    2) Занимаюсь самообразованием, готовлюсь к поступлению в ____________
    3) Смотрю телепередачи (назовите две любимые) ___________________________________
    4) Смотрю фильмы, в основном в жанре: ____________________________________________
    5) Слушаю музыку (назови две любимые группы) ____________________________________
    6) Зарабатываю деньги (каким образом) ____________________________________________
    7) Обучаюсь делу, профессии (какой) ______________________________________________
    8) Гуляю по улице, тусуюсь с друзьями
    9)  Занимаюсь спортом (каким) _____________________________________________________
    10) Хожу на кружок, клуб (какой) __________________________________________________
    3. Как часто Вы пропускаете без уважительной причины уроки в школе?
    1)  постоянно (почти, что каждый день)
    2)  часто (5-7 уроков в неделю)
    3)  редко (2-3 урока в неделю)
    4)  практически не пропускаю
    4. Как Вы считаете, почему подростки пропускают занятия в школе?
    Их часто выгоняют с уроков за поведение
    Думают, что есть дела и поважнее школьных уроков
    К ним плохо относятся сверстники: смеются над ними, издеваются
    Не видит смысла в учёбе, – всё равно эти знания не пригодятся в жизни.
    Учителя не ценят этих ребят, не заслуженно ставят плохие оценки
    Родители не следят за делами детей, - вот они и прогуливают школу
    Учителя часто придираются по пустякам, делают не справедливые замечания
    В школе не интересно, не где себя проявить
    Дома родители  контролируют каждый шаг, а в школе можно «выпустить пар»
    В школе им угрожают «плохие ребята», требуют деньги
    Учителя плохо смотрят за дисциплиной в классе
    Слишком сложная программа, чуть пропустил и уже не догонишь
    5.Что лично Вам нравится в школе?
    Учиться, получать знания
    Общаться со сверстниками, друзьями
    Участвовать во внеурочной деятельности (кружки, секции, творческие мероприятия)
    Общаться с интересными людьми (педагогами, наставниками, тренерами)
    Отношение учителей, администрации школы
    Возможность проявить свои способности
    Возможность получить навыки, которые пригодятся в жизни
    Другое (напиши) ________________________________________________
    6. Уходили ли Вы когда-нибудь из дома?
    а)  Да   б)  Нет
    7. Если да, то как часто Вы это делали?
    1) очень часто (более 5 раз)
    2) часто (от 3 до 5 раз)
    3) редко (1 – 2 раза)
    8. Как Вы считаете, почему подростки уходят (убегают) из дома?
    (отметьте один или несколько пунктов)
    Не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию
    Хотят быть независимыми, ищут приключений на улице
    Не находят поддержки и понимания у родственников
    Из-за серьёзной психологической травмы (смерть родственника, развод родителей)
    Хотят хоть немного заработать для себя и семьи
    Родители не заботятся о детях, не обращают на них внимания
    Из-за постоянных конфликтов в семье
    Потому что их родители когда-то сами росли и воспитывались на улице
    Получают много запретов и нареканий от родителей
     Дома их бьют, унижают
     Их «подталкивают» на это другие ребята
     Боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей
    9. Как Вы считаете, какие группы людей часто нарушаются права школьника:
    учителя
    администрация образовательных учреждений
    сверстники, одноклассники
    родители
    медицинские работники
    работники сервисных служб (в магазинах, в автобусах)
    работники милиции
    криминальные структуры
    свой вариант ответа _____________________________________________
    10. Кто на Ваш взгляд мог бы эффективно, выступая в качестве посредника,  заниматься разрешением конфликтов в школе:
    школьный психолог или социальный педагог
    директор школы
    зам директора по воспитательной работе
    команда «школьных миротворцев» из числа подготовленных педагогов и старшеклассников, имеющих влияние и авторитет
    школьный инспектор
    подростки сами разберутся
    конфликтолог, приглашённый со стороны специалист
    ваш вариант ______________________________________________________
     
    11. Как Вы считаете, что нужно сделать, чтобы жизнь подростков стала лучше?
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
     
     
     
                  Приложение 2  
    План тематических блоков спецкурса «Позитивное мышление»
    Блок 1. Оптимизм как характеристика позитивного мышления.
    Блок II. Позитивное мышление о способах взаимодействия с людьми, имеющими проблемы в общении.
    Блок III. Любовь в ее различных проявлениях как характеристика позитивного мышления.
    Блок IV. Правила позитивного мышления.
     
    План-конспект занятия по теме «Любовь к Родине»
    Цель занятия - вывести подростков на освоение социальных ценностей через понятие «любовь и уважение к своей Родине» (позиция о целесообразности жизни на своей Родине, о возможности быть счастливым и в стране с экономическим кризисом - все зависит от человека, от его подхода к жизни).
    Алгоритм процедур и операций:
    Прослушивание Полонеза ля минор М. Огинского.Вопрос подросткам: «Почему этот полонез называется «Прощание с Родиной»?Ответы подростков.Пояснение преподавателя, что М. Огинский был вынужден бежать из Польши после разгрома восстания поляков против России, сделавшей Польшу своей колонией. Все годы эмиграции его преследовала ностальгия. Тогда он и написал этот полонез.Вопрос учителя подросткам: «Что такое ностальгия»?Ответы подростков.Слово учителя. Следует акцентировать внимание на том, что большинство людей, уехавших на чужбину, страдают от разлуки с Родиной, как бы богато они ни жили на чужбине. Ностальгия - очень серьезное переживание и надо помнить об этом, когда собираешься переехать жить за границу: а не сделаешь ли хуже себе? Ведь каждый человек «корнями» связан со своей страной. И растение, вырванное с корнем из земли, не всегда приживается на другой почве. Так и человек. Поэтому, например, русские эмигранты (и прошлых эпох, и нынешних) страдают ностальгией, вспоминают русский снег, русские березки, часто смотрят русские фильмы, слушают русскую музыку, например, песню «Вечерний звон».Прослушивание песни «Вечерний звон» в записи. Одновременно с помощью диапроектора или мультимедийного проектора демонстрируется репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон».Вопрос подросткам: «Как бы вы охарактеризовали двух разных людей по их высказываниям?»«Родина везде, где хорошо платят».«Хоть та земля теплей, а родина милей». (Фрагмент из песни Э. Колмановского и И. Шаферана «Журавленок».)Ответы подростков.Слово учителя о том, что деньги не заменят Родины. Переход к мысли, какие добрые и мужественные люди были и есть в нашей стране (примеры из исторического прошлого России, настоящего времени). При всех трудностях современной жизни надо не страдать, а помогать себе (а тем самым и своей стране) своей активностью, стремлением сделать свою жизнь лучше, но не за счет других. Можно стать обеспеченным человеком, не будучи при этом подлецом, и помогать другим. Можно быть счастливым и в своей стране при всех ее трудностях - всё зависит от человека, от его подхода к жизни.Прослушивание хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»),  
     
     
    Примеры творческих заданий из различных занятий
    Прослушивание украинской песни «Бывайте здоровы» (в транскрипции телепередачи «Старые песни о главном - 1»). Перед прослушиванием вопрос: «Эту песню сочинил оптимист или пессимист? Почему?»Прослушивание темы Шерлока Холмса из увертюры к к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Перед прослушиванием задается вопрос: «Что это за персонаж?» После того, как подростки его узнали, прочесть им литературный фрагмент любого рассказа о Шерлоке Холмсе, который характеризует социоадаптивный стиль общения великого сыщика (например, из рассказа «Пестрая лента» - момент посещения Шерлока Холмса отчимом сестер Стоунер). Перед прослушиванием ставится вопрос: «Почему Шерлок Холмс так реагировал на оскорбления, ведь его оскорбляли незаслуженно?»Рассказ педагога о старинной игре, участники которой должны были рассердить друг друга. Кто раньше рассердится, тот и считается проигравшим. Вопрос: «С какой целью проводилась эта игра?»Прослушивание двух музыкальных фрагментов, отражающих различные модели отношений (например, дуэта Кота и Пирата из мультмюзикла Г. Гладкова «Голубой щенок» и «Песни о дружбе» из кинофильма «Гардемарины, вперед!», композитор В.Лебедев). Вопрос: «Какой вид дружбы вы выбираете и почему?»На основе вальса из балета «Золушка» С. Прокофьева или песни «Добрый жук» А. Спадавеккиа из кинофильма «Золушка» проводится беседа по следующим направлениям: только ли за хрустальные башмачки и роскошное платье принц полюбил Золушку? А если б она была сплетницей, драчуньей, скандалисткой и т.д.? В завершение всего курса педагог раздает каждому подростку памятку. Предлагаем ее текст:
     
     
    Памятка
    Помни, что в мире есть не только лужи, но и солнце (хорошее в жизни). В плохие минуты вспоминай о солнце (о хорошем в мире).Если придет неприятность или несчастье, помни, что со временем душевная боль пройдет (это закон психологии). Говори себе «Все пройдет» и переключайся на какое-нибудь дело, не «зацикливайся» на страданиях.Помни, что твои главные враги - отрицательные эмоции - злость и уныние. Всю жизнь гони их от себя: юмором, мужеством, позитивным мышлением.Выбери себе в друзья оптимизм, умей радоваться мелочам. Помни, что человек может стать счастли­вым независимо от внешних обстоятельств, если выберет оптимизм и будет прогонять злость и уныние.Помни, что у всех людей (и у тебя тоже) есть недостатки. Всегда понимай это и не злись.Помни, что каждый человек имеет право на любую внешность (полнота, худощавость, рост, нос, уши и т.д.) и на застенчивость тоже.Помни, что лентяи редко достигают успеха в жизни.Помни, что человек может быть счастлив в любом возрасте (и в старости тоже). Все зависит от него самого.Помни, что человек, то есть ты, - важная и необходимая часть мира (независимо ни от чего). Гордись тем, что ты - человек, и помни, что в каждом от природы есть сила, помогающая преодолеть любые трудности.Помни, что всегда найдутся люди, которые желают тебе добра. Будь счастлив. Ты это сможешь, если захочешь.
     
    Твой преподаватель по основам позитивного мышления.
    (Подпись.)
     
     
    Приложение 3 Этапы профилактической работы Цель этапа
    Основные направления в работе
    Методы работы
    1 этап
    Цель:
    Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально - психологического  портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или  в ПДН
    Первичная диагностика
    Определить «зоны» детского неблагополучия;
    Выявить индекс благополучия;
    Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу
    Методы изучения личности
    (анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка).
    2 этап
    Цель:
    Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка.
    1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);
    2. Построение эмоционально-значимых и социально-значимых видов деятельности подростка;
    3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;
    4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;
    5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
    Методы коррекции
    - метод «педагогического взрыва», метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.
    3 этап
    Цель:
    Формирование законопослушного поведения подростка
     
    1. Формирование доверительных отношений с подростком;
    2. Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности;
    3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности.
    Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др.
    Индивидуальная педагогическая поддержка
    Социальное проектирование.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Профилактика правонарушений среди старших подростков ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.