Полный текст:
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………...2
Основная часть:
Понятие и правовое регулирование
аудиторского контроля………...3
Виды аудиторских проверок…………………………………………...6
Ответственность за ненадлежащее
осуществление аудиторского контроля……………………………………………………..…..8
Заключение………………………………………………………………………...9
Список используемой литературы……………………………………………...10
Введение
Актуальность темы работы.
Контроль
– важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни
общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть
системы регулирования финансовыми отношениями.
В зависимости от субъекта и характера
деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный
и вневедомственный; в зависимости от объекта – на внутренний и внешний; в
зависимости от организации осуществления – на ревизионный (ревизия) и
аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются
специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки,
методы анализа и другой инструментарий.
Аудиторский контроль – явление достаточно новое для
России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении правового
регулирования аудиторского контроля.
Для достижения
поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие и рассмотреть правовое
регулирование аудиторского контроля;рассмотреть виды аудиторских
проверок;дать характеристику ответственности
за ненадлежащее осуществление аудиторского контроля.
Объект исследования – аудиторский контроль.
Предметом исследования являются общественные
отношения, связанные с рассмотрением правового регулирования аудиторского контроля.
Основная часть
Понятие и правовое регулирование аудиторского
контроля
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об
аудиторской деятельности»[1]
аудиторская
деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих
аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными
аудиторами. Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Законодатель, прежде всего,
указывает на коммерческий характер аудиторского контроля. Все признаки
предпринимательской деятельности, определенные ст. 2 Гражданском кодексе
Российской Федерации[2],
а именно:
самостоятельность, рисковый характер, систематичность действий с целью получения прибыли
от оказания услуг соответствующими лицами, зарегистрированными в этом качестве
в установленном Законом порядке, присущи аудиторскому контролю.
Наряду с признаками,
присущими предпринимательской деятельности, аудиторский контроль обладает рядом
качеств, которые выделяют его в особый вид предпринимательства.
Во-первых, законодатель
объявляет цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, будучи
экономической деятельностью, аудит по своей природе предполагает осуществление
аудиторских услуг на возмездных началах.
Во-вторых, аудиторский
контроль относится к исключительной деятельности, которая может осуществляться
только специальным субъектом, зарегистрированным в качестве аудиторской
организации или индивидуального аудитора в порядке, определяемом законом.
В-третьих, аудиторы как
субъекты профессиональной деятельности, выполняющие социально значимую функцию,
наделены особыми правами и преимуществами. Подготовленное ими заключение по
результатам аудиторской проверки является официальным документом,
предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности
аудируемых лиц[3].
Объектом аудиторского
контроля являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность
организаций и индивидуальных предпринимателей.
Субъектами аудиторского контроля являются носители
прав и обязанностей в области ее осуществления и регулирования. В соответствии
с Законом об аудите субъектами аудиторского контроля являются следующие лица:
уполномоченный
федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности;Совет
по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;аккредитованные
профессиональные аудиторские объединения;аудитор;аудиторская
организация;аудируемые
лица и (или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг;иные
лица.
Функции федерального органа государственного
регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности
при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти создается Совет по
аудиторской деятельности.
Аудитором признается физическое лицо, отвечающее
квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом,
и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудиторская организация – это
коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая
сопутствующие аудиту услуги, действующая на основании лицензии и создаваемая в
любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества.
Субъектами правоотношений, возникающих в сфере осуществления
аудиторского контроля, являются аудируемые лица и лица, заключившие договор
оказания аудиторских услуг[4]. К
аудируемым лицам относятся не только юридические лица и индивидуальные
предприниматели, финансовая (бухгалтерская) отчетность которых согласно
действующему законодательству должна подтверждаться заключением независимого
аудитора, но и другие лица, принявшие решение о проведении аудиторской проверки
своей отчетности, даже если в отношении них не применяется правило об
обязательном аудите[5].
Для проверки и подтверждения правильности годовых
отчетов и бухгалтерских балансов, а также для проверки состояния текущих дел
общество с ограниченной ответственностью вправе по решению общего собрания участников
привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами
с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества,
лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества,
членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества[6].
Аудиторский контроль в Российской
Федерации не подменяет государственного контроля достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством
Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Виды аудиторских проверок
Существует несколько
видов аудиторских проверок.
Во-первых, необходимо
выделить обязательную аудиторскую проверку и инициативную аудиторскую проверку.
Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную
аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организации или индивидуального предпринимателя[7].
Обязательный аудит осуществляется в случае, если:
1)
организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного
общества;
2)
организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой
организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей,
инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником
образования средств которого являются добровольные отчисления физических и
юридических лиц;
3)
объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг)
организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов)
за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма
активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего
отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных
предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут
быть снижены;
4)
организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным
унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения;
5)
обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных
предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
Для остальных предпринимателей аудит проводится по их
инициативе на основе договора между аудитором и предпринимателем. Инициативный
аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут
установлены самостоятельным решением органа управления организации или
индивидуальным предпринимателем[8].
К данному виду аудита можно отнести и так называемые
контрольные аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по
инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой проверки является
установление реального экономического состояния деятельности
финансово-промышленной группы.
В зависимости от того, кто осуществляет проверку,
аудиторский контроль подразделяется на внешний аудиторский контроль и
внутренний аудиторский контроль.
Внешний аудиторский контроль выполняют аудиторы и
специалисты аудиторской организации, индивидуальный аудитор с целью составления
мнения о достоверности информации, предоставленной в финансовых отчетах и
отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных
средств экономического субъекта в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими
принципами.
Внутренний аудит осуществляется служащими организации
(аудиторами) с целью оценки ее работы в собственных интересах. Полученная в
процессе проверки информация, как правило, предназначается для удовлетворения
потребностей управленческого персонала. Организация, роль и функции внутреннего
аудита определяются самим юридическим лицом (его руководителем, собственником)
и зависят от выполняемых видов деятельности, объемов показателей
финансово-хозяйственной деятельности, принятой системой управления и др.
Основными объектами внутреннего аудита являются решение
отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка
информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть
различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований
его руководства и (или) собственников.
Внутренний аудит – неотъемлемая часть
управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т.е.
непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним
учредителям.
Внутренний аудит – один из способов
контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического
субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для
руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и
консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации
деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его
руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает
на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается
повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих
структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает
достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом
для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри
предприятия.
В зависимости от направленности аудиторской проверки
выделяют аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности и специальный аудит, направленный
на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта[9].
Аудиторский контроль призван обеспечить
разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая
(бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности – это общий
подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств,
необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии
существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой
как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу
аудита.
Основная цель аудита финансовых отчетов –
объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в отчетности
активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов
деятельности предприятия за определенный период, проверка соответствия
принятой на предприятии учетной политики действующему законодательству и
нормативным актам.
По окончании проверки составляется
аудиторское заключение.
Аудиторское заключение – официальный
документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами
(стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной
форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о
достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и
соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской
Федерации[10].
Форма, содержание и порядок
представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами
(стандартами) аудиторской деятельности.
Заведомо ложное аудиторское заключение –
аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное
по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов,
представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской
организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки.
Заведомо ложное аудиторское заключение
признается таковым только по решению суда.
Ответственность за ненадлежащее осуществление
аудиторского контроля
Анализ действующего законодательства показывает, что
правонарушения в области аудиторского контроля условно можно сгруппировать,
выделив:
1) правонарушения, связанные с осуществлением аудиторского
контроля ненадлежащим лицом;
2) нарушения требований и условий, связанных с
вхождением в профессию аудитора, в том числе:
нарушения,
связанные с дачей заведомо ложного аудиторского заключения;нарушения,
связанные с разглашением аудиторской тайны;нарушения
договорных обязательств.
За нарушения законодательства об аудите может
наступать уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность.
Меры (т.е. санкции) за совершение правонарушения предусмотрены в основном не
нормами специального законодательства об аудите, а нормами того или иного
законодательства (соответственно уголовного, административного, гражданского)[11]. Но
и Закон об аудите содержит нормы, устанавливающие санкции за совершение
правонарушения в области аудита, например аннулирование квалификационного
аттестата аудитора по правовым основаниям и некоторые др.
Законодательством установлен круг лиц, привлекаемых к
ответственности за нарушение законодательства об аудите:
аудиторские
организации и их руководители;индивидуальные
аудиторы;аудируемые
лица и лица, подлежащие обязательному аудиту;федеральный
орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование аудиторского
контроля.
Заключение
Итак, мы дали понятие и рассмотрели
правовое регулирование аудиторского контроля, рассмотрели виды аудиторских
проверок, а также дали характеристику ответственности за ненадлежащее
осуществление аудиторского контроля.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие выводы.
Аудиторский контроль
является формой финансового контроля.
Аудитором является физическое лицо, отвечающее
квалификационным требованиям,
установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный
аттестат аудитора.
Аудиторский контроль не
подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской
Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Аудиторский контроль как
форма независимого контроля может охватывать все экономические субъекты,
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также
ведомственной принадлежности.
Деятельность субъектов по проведению аудиторских
проверок является предпринимательской и осуществляется в частном интересе. При
этом пользователи аудиторского заключения – широкий круг лиц: это не только
граждане и юридические лица, но и должностные лица государственных органов.
Деятельность органов государственного контроля не является предпринимательской,
она осуществляется в публичном интересе.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
«Конституция Российской Федерации» от
12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства
РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.«Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // «Собрание
законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.Федеральный закон от 30.12.2008 №
307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» //
«Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, № 1, ст. 15.
Литература:
Александрова К. И., Голованов Н. М.,
Мась Л. В. Предпринимательское право. М., 2008. С. 320.Бойко Т. С., Лещенко С. К. Финансовое
право. М., 2007. С. 320.Воронина Л. И. Аудиторская
деятельность. Основы организации. М., 2007. С. 336.Горожанкина Е. А. Аудит. М., 2009. С.
368.Калистратов Л. М. Аудит. М., 2009. С.
256.Круглова Н. Ю. Хозяйственное право.
М., 2009. С. 880.Литвин Д. В., Богданова Е. П. Аудит.
М., 2008. С. 256.Павлов П. В. Финансовое право. М., 2009. С.
305.Парушина Н. В., Суворова С. П. Аудит.
М., 2009. С. 288.Подольский
В. И., Савин А. А., Сотникова Л. В. Стандарты аудиторской деятельности. М., 2009.
С. 352.Ручкина
Г. Ф. Предпринимательское право. М., 2009. С. 896.Шеремет
А. Д., Суйц В. П. Аудит. М., 2007. С. 448.Эриашвили Н.Д. Финансовое право. М., 2008. С.
575.
[1] Федеральный закон от 30.12.2008 №
307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» //
«Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, № 1, ст. 15.
[2] «Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009) // «Собрание
законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
[3] Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. М.,
2007. С. 64.
[4] Воронина Л. И. Аудиторская
деятельность. Основы организации. М., 2007. С. 103.
[5] Эриашвили Н.Д. Финансовое право. М., 2008. С.
396.
[6] Горожанкина Е. А. Аудит. М., 2009.
С. 118.
[7] Александрова К. И., Голованов Н. М.,
Мась Л. В. Предпринимательское право. М., 2008. С. 96.
[8] Круглова Н. Ю. Хозяйственное право.
М., 2009. С. 359.
[9] Парушина Н. В., Суворова С. П.
Аудит. М., 2009. С. 71.
[10] Бойко Т. С., Лещенко С. К. Финансовое
право. М., 2007. С. 158.
[11] Ручкина Г. Ф. Предпринимательское
право. М., 2009. С. 237.