Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Защита прав потерпевших

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Защита прав потерпевших
  • Предмет:
    Уголовный процесс
  • Когда добавили:
    07.08.2014 16:44:11
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение…………………………………………………………………….3-5
     Глава 1. Понятие потерпевшего, его правовое положение…………….. 6-9
     Глава 2. Нарушение прав потерпевшего………………………………… 10
    §1 Нарушения прав потерпевшего на возмещение материального и    морального вреда от преступлений………………………………. ……10-12
    §2 Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего на законодательном уровне и на практике……………………………….. 12-18
      §3 Нарушение права потерпевшего участвовать в уголовном судопроизводстве наравне с подозреваемым и обвиняемым………... 18-21
    Глава 3. Современное восприятие проблемы защиты прав потерпевших.22-26
    Заключение……………………………………………………………….27-28
    Литература…………………………………………………………………29
    Введение
    Проблема обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства не нова. В значительной мере ведение расследования осложняет отказ от дачи показаний или дача показаний, не соответствующих действительности, отзывы заявлений о совершенных преступлениях, нежелание граждан выступать не только в качестве свидетелей, но и понятых, происходящие из опасения неблагоприятных действий в отношении своей жизни и здоровья, имущества, родных и близких со стороны преступников. По статистике ежегодно примерно порядка 10 миллионов человек проходят свидетелями по уголовным делам и на примерно 2,5 миллиона из них оказывается давление преступниками. По данным ВНИИ МВД России, 60% граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы.
    В Государственной программе "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 200) верно отмечалось, что резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступной деятельности. Криминальные группы не стесняются в выборе средств и методов, совершают противоправные деяния, сопровождающиеся особой жестокостью и цинизмом. Нередко они действуют открыто и нагло, так как уверены в своей безнаказанности.
    Вместе с тем привлечение указанных лиц к уголовной ответственности зачастую затруднено оказываемым на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также на членов их семей давлением с целью недопущения реализации их прав и обязанностей при осуществлении правосудия. К добросовестным участникам уголовного судопроизводства все чаще применяются изощренные, тщательно спланированные и умело реализуемые приемы физического и психологического воздействия. Результатом этого стали многочисленные случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве[1].
    Способы воздействия на свидетеля, потерпевшего становятся все более многогранными: угроза убийством, уничтожение или повреждение имущества, похищение детей и иных близких, подкуп, шантаж, физическое насилие, оскорбление, клевета. При этом в случае отказа участника процесса выполнить требование может следовать ужесточение воздействия, частичная реализация угроз, приведение угроз в исполнение, предъявление больших требований. Зачастую отсутствует прямое выражение угрозы: около дома участника судопроизводства начинают появляться подозрительные люди, преступники ставят лицо в известность, что им известны сведения о его месте жительства и работы, месте учебы его детей, намеками в телефонном разговоре показывают последствия неисполнения их требований, спрашивают, насколько тот любит детей и близких, боится за их безопасность.
    Особую актуальность приобретает проблема противодействия расследованию и угроз потерпевшим и свидетелям со стороны преступных групп. Посткриминальное воздействие на свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса становится в деятельности организованных преступных групп скорее правилом, чем исключением.
    Ненадлежащее обеспечение безопасности свидетелей и потерпевших приводит к извращению принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку нельзя говорить о возможности пользоваться потерпевшему своими правами и проявлять процессуальную активность, а свидетелю давать правдивые показания, если это ставит под угрозу жизнь, здоровье или имущество указанного участника уголовного процесса, а так же его близких. Сложно так же возлагать в указанной ситуации ответственность на переводчика, психолога, педагога, специалиста и эксперта за надлежащее исполнение их функций.
    Практически все развитые страны мира применяют программы защиты участников уголовного судопроизводства. Даже многие государства постсоветского пространства (Украина, Казахстан, Молдавия и др.) опередили Россию в разработке и законодательном закреплении подобной системы мер.
    В целях выработки единой системы мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, а так же их родственников и близких 20 августа 2004 года был принят Федеральный закон N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства[2]". Для реализации данного Закона ежегодно планировалось, согласно Финансово-экономическому обоснованию проекта Закона, выделять из государственного бюджета порядка 25 миллионов долларов или 735 миллионов рублей.
    Реально же в 2005 году на эту программу было выделено из бюджета 256 миллионов рублей. В апреле 2006 года принимается Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы". Данной Программой на период 2006-2008 года на ее реализацию определены финансовые затраты в размере 948,72 млн. рублей, то есть в среднем немногим более 316 млн. рублей на год. Для сравнения: итальянское правительство на всевозможные мероприятия по защите свидетелей выделяет 60 миллионов евро; Австралия - 70 миллионов долларов, в США на каждого из 50 тысяч лиц, проходящих свидетелями по уголовным делам, расходуют в среднем 40 тысяч долларов США.
     
    Глава 1. Понятие потерпевшего, его правовое положение
     
    Потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч. 1 ст. 42 УПК). Характер вреда определяется объектом преступного посягательства. Конституция РФ гарантирует потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью охрану прав, доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52).
    Основанием для признания физического лица потерпевшим является факт причинения ему преступлением физического, имущественного, морального вреда. Физический вред состоит в расстройстве здоровья, причинении телесных повреждений, физических и психических страданий. Имущественным вредом является хищение имущества, повреждение и уничтожение материальных ценностей. Моральный вред состоит в нравственных или физических страданиях (например, оскорблении, унижении, возникновении чувства ущербности, дискомфортном состоянии, физической боли), испытываемых (переживаемых, претерпеваемых) потерпевшим в результате совершенного против него противоправного деяния.
    В отличие от УПК РСФСР 1960 г., новый УПК признает потерпевшим не только физическое, но и юридическое лицо.
    Основанием для признания юридического лица потерпевшим является факт причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. В общем смысле репутация - это создавшееся общественное мнение о достоинствах и недостатках кого-либо. Деловая репутация организации имеет материальное (денежное) выражение, признается в качестве актива, отражается в финансовой отчетности и может определяться как разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Несмотря на то что деловая репутация организации может быть как положительной (надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод), так и отрицательной (скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.), в связи с уголовным судопроизводством есть смысл рассматривать только положительную деловую репутацию организации.
    Для признания физического или юридического лица потерпевшим достаточно наличия хотя бы одного из соответствующих признаков и не обязательно наступление каких-либо вредных последствий. Признание потерпевшим может иметь место как по заявлению физического или юридического лица, так и по инициативе должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. При этом не имеет значения, было ли установлено, задержано или арестовано лицо, совершившее преступление, а также наличие родственных отношений между потерпевшим и преступником[3].
    В настоящее время правовой статус потерпевшего регулируется несколькими отраслями права и основополагающими положениями Конституции Российской Федерации, воплотившими общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека и гражданина.
    Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), а потерпевшим от преступлений - доступ к правосудию и компенсацию вреда и ущерба (статья 52). Применительно к уголовному судопроизводству это налагает на органы правосудия обязанность равным образом отстаивать интересы государства в борьбе с преступностью, а также права и законные интересы как обвиняемых в совершении преступления, так и потерпевших от этого преступления.
    Соответственно в целях обеспечения прав и законных интересов таких участников уголовного процесса, как обвиняемый и потерпевший, им должна быть предоставлена равная возможность доведения до сведения суда своей позиции и доводов, которые они считают необходимыми для ее обоснования. Это бесспорное правило находит свое воплощение в статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
    Основные права потерпевших в судебном судопроизводстве, которые возникают у них в связи с событием преступления, четко закреплены в УПК РФ. Являясь лицом, которому преступлением причинены физический и имущественный ущерб, моральный вред или вред деловой репутации (часть 1 статьи 42 УПК РФ), потерпевший имеет в уголовном судопроизводстве свои собственные интересы, для защиты которых он в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения (пункт 47 статьи 5 УПК РФ) наделен правами стороны в судебном процессе.
    В соответствии с УПК РФ (статьи 22 и 42) потерпевший как самостоятельная фигура уголовного судопроизводства наделяется целым рядом прав: участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, выдвигать и поддерживать обвинение, знать о предъявленном обвинении, давать показания, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания.
    Приходится, однако, констатировать, что приведенная уголовно-процессуальная норма не является в полной мере эффективной. Причем не потому, что наделяет лицо, потерпевшее от преступления, недостаточными правами. Главная проблема в том, что все эти права возникают у него слишком поздно, только с того момента как дознаватель, следователь, прокурор или суд вынесут постановление о признании его потерпевшим. Пока же этого не произошло, лицо, потерпевшее от преступления, остается фактически бесправным[4]. Глава 2 Нарушение прав потерпевшего
    §1 Нарушения прав потерпевшего на возмещение материального и морального вреда от преступлений
    В бюджетном законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, обеспечивающие полную реализацию положений пункта 12 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Смысл указанных положений в том, что государство должно взять на себя обязательства по компенсации вреда лицам, получившим в результате преступления значительные телесные повреждения или увечья, с последующим возмещением выплаченных (выплачиваемых) сумм с осужденного в регрессном порядке. Точно таким же образом должна выплачиваться компенсация иждивенцам жертв преступлений в случае смерти или недееспособности последних.
    С момента задержания подозреваемого или возбуждения в отношении него уголовного дела, а также с момента привлечения лица в качестве обвиняемого эти участники уголовного судопроизводства имеют право на оказание им юридических услуг адвокатом за счет бюджета. Напротив, УПК РФ не предусматривает предоставление бесплатной юридической помощи потерпевшему. Часть 3 статьи 42 УПК РФ гласит, что потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 УПК РФ. В самой же этой статье расходы на представителя как процессуальные издержки не указаны, что фактически лишает потерпевшего возможности получить бесплатную юридическую помощь.
    Возмещение вреда в полном объеме невозможно без компенсации морального вреда. Между тем осуждение обвиняемого приговором суда во многих случаях достаточной компенсацией морального вреда не является. Гораздо более эффективными в этом смысле сплошь и рядом оказываются компенсационно-штрафные меры. Они позволяют не только возместить потерпевшему моральный вред, причиненный ему преступлением, но и оказать адекватное обстоятельствам воздействие на преступника.
    Вопросы компенсации морального вреда регламентируются статьями 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 151 ГК РФ, а также Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.94 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под "моральным вредом" понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные права, как имущественные, так и неимущественные (право на пользование своим именем, право авторства и др.).
    Моральный вред может заключаться в нравственных страданиях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
    Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда[5].
    К сожалению, полное и адекватное возмещение потерпевшему морального вреда остается пока редкостью для российского уголовного судопроизводства.
    §2 Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на законодательном уровне и на практике
    За последние пять лет общее количество зарегистрированных преступлений выросло в России в два с лишним раза по сравнению с предыдущей "пятилеткой". Материальный ущерб от этих преступлений увеличился троекратно. Ежегодно жертвами преступлений становятся до 4 миллионов человек. Приводя эти тревожные показатели, следует иметь в виду, что речь идет лишь о данных официальной статистики, не учитывающей латентную преступность. А.Я. Сухарев пишет: «Более широкий взгляд на преступность как фактор социальной дестабилизации позволяет выделить то общее, что, в конечном счете, определяет все или почти все разновидности преступлений: это, разумеется, последствия посягательств - жертвы преступлений. Их миллионы, а с учетом латентности и низкой эффективности работы органов уголовной юстиции десятки миллионов, нуждающихся в защите зачастую не получают ее»[6].
     Между тем, по оценкам экспертов, на одно зарегистрированное преступление в России приходится четыре незарегистрированных.
    Проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60 процентов лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверены в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказалась от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще.
    Одним словом, потерпевшие весьма слабо верят в эффективность и справедливость правосудия, в его способность защитить их права и изобличить преступников. Защита прав потерпевших в уголовном судопроизводстве регламентируется Федеральным законом от 20.08.04 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", вступившим в силу 1 января 2005 года. Законом установлены принципы осуществления и виды государственной защиты потерпевших, включающие меры обеспечения их безопасности и социальной поддержки, определены как порядок применения этих мер, так и органы, за них ответственные. Все бы хорошо, но только на практике указанный закон фактически не работает. Достаточно сказать, что, по данным МВД России, в 2005 году меры обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, подозреваемых и иных участников уголовного судопроизводства применялись лишь в 350 случаях. В 2006 году таких случаев набралось уже более 1000, что все равно ничтожно мало в отношении к количеству зарегистрированных преступлений. А ведь обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства - это одна из ключевых предпосылок их сотрудничества со следствием. Такое сотрудничество зачастую оказывается совершенно необходимым для установления истины, особенно при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений. В этой связи достаточно напомнить, что, как показывает опыт, показания потерпевших и свидетелей может составлять от 80 до 90 процентов всей доказательственной базы.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.06 N 200 в целях реализации указанного закона утверждена Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы". Разработаны основные мероприятия программы и механизм их исполнения, распределены затраты между ее участниками.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.06 N 630 утверждены Правила, регулирующие применение отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В приложениях к Правилам содержатся формы постановления об избрании меры безопасности, уведомления об избрании (изменении, дополнительном применении) меры безопасности в отношении защищаемого лица и предупреждения о неразглашении сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении него мерах безопасности.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 664 утверждены Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты. Правила определяют размеры и порядок выплаты единовременных пособий защищаемым лицам, а в случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве - членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.07 N 134 утверждены Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Правила устанавливают порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты защищаемых лиц, включая основания для защиты сведений и порядок действий органов, осуществляющих меры безопасности, по защите конфиденциального характера сведений.
    В настоящее время МВД России разрабатывается проект приказа о создании специальных подразделений, уполномоченных на применение мер безопасности, а также о порядке применения мер безопасности данными подразделениями министерства. Пока же такие подразделения есть всего в нескольких субъектах Российской Федерации.
    К сожалению, целый ряд положений перечисленных выше правительственных постановлений не соответствует требованиям практики и не способствует повышению эффективности государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
    Так, согласно постановлению N 664, в случае гибели защищаемого лица, наступившей в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, членам семьи погибшего защищаемого лица (женам (мужьям), детям, не достигшим 18-летнего возраста либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18-летнего возраста, а также детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения до достижения ими возраста 23 лет, отцам и матерям) и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей в равных долях каждому.
    Установленный данным постановлением размер компенсации трудно оценить как достаточный или справедливый, в особенности, если сравнить эту цифру с суммой компенсации, установленной Федеральным законом от 20.04.95 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Положения обоих федеральных законов в части, касающейся мер государственной и социальной защиты и механизмов их реализации, во многом одинаковы. Только вот предусмотренные суммы компенсации совершенно разные.
    В случае гибели судьи или должностного лица правоохранительных и контролирующих органов, если она наступила вследствие причинения вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью, наследникам указанных лиц выплачивается компенсация в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы погибшего. В 2007 году среднемесячная заработная плата судьи составляла 80 тыс. рублей, соответственно сумма выплачиваемой его наследникам из федерального бюджета компенсации составила бы 14 млн 400 тыс. рублей.
    В случаях причинения вреда здоровью судьям или должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью они могут рассчитывать на компенсацию в размере 12 среднемесячных зарплат (при отсутствии стойкой утраты трудоспособности) или 36 среднемесячных зарплат (при стойкой утрате трудоспособности). В обоих случаях выплачиваемые суммы будут на порядок выше размеров компенсации, предусмотренной в аналогичных ситуациях для лиц, подпадающих под действие Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
    Таким образом, лица, самостоятельно избравшие для себя деятельность по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, находятся под существенно большей правовой, социальной и материальной защитой государства, нежели граждане, которые не только пострадали от преступлений, но и не были обеспечены эффективной государственной защитой от дальнейших противоправных посягательств.
    В соответствии с Государственной программой "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы" объем выделенных на реализацию Программы финансовых средств составил 948 млн 720 тыс. рублей на три года, что в 12 раз ниже расчетного объема финансирования, представленного в упомянутой пояснительной записке 2002 года, и в 2,3 раза ниже объема финансирования, рассчитанного Правительством Российской Федерации в 2003 году.
    Представляется очевидным, что реализация в рамках Государственной программы таких мероприятий, как привлечение сотрудников МВД России, ФСБ России и других правоохранительных органов к охране важного свидетеля или потерпевшего, предоставление жилища по другому месту жительства, изменение внешности и пр., требует куда более серьезных бюджетных ассигнований. Для реализации той же Государственной программы остро требуются также специалисты соответствующего профиля, специальная техника и оборудование.
    Кроме того, следует отметить, что, не располагая ни достаточным финансированием, ни практическими навыками применения защитных мер, предусмотренных законом, сотрудники правоохранительных органов крайне редко прибегают к таким способам защиты охраняемых лиц, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, изменение места работы или учебы и др.
    Крайне затруднено применение таких мер безопасности, как переселение на другое место жительства и замена документов. В настоящее время они могут применяться лишь на временной основе. Для создания новой личности необходимо наделение защищаемого лица новой жизненной историей, подкрепленной всеми необходимыми документами (трудовыми, воинскими, пенсионными, об образовании и т.д.), а также собственностью. В настоящее время соответствующие нормативные правовые акты и механизмы их реализации не разработаны. К примеру, паспорт гражданина Российской Федерации нового поколения - так называемый "биометрический паспорт", а также государственные регистрационные знаки на автотранспортные средства не могут быть выданы на новое лицо, хотя такая мера обеспечения безопасности прямо предусмотрена Государственной программой.
    Следует отметить, что перечень объектов, которые согласно закону нуждаются в защите, также является неполным, поскольку противоправное посягательство может быть направлено не только на жизнь, здоровье и имущество, но также на честь и достоинство защищаемых лиц. В качестве основания для применения мер безопасности закон устанавливает лишь "...угрозы убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями". Если же воздействие на потерпевшего выражается в формах давления, которые формально не содержат состава противоправных действий, применение мер безопасности невозможно. Между тем таким воздействием может являться, например, демонстративное преследование потерпевших и свидетелей на улицах, их фотографирование незнакомыми лицами, появление рядом с их домом автомашин с людьми подозрительной внешности и т.д[7].
    Не предусмотрен в федеральном законе и комплекс мер по обеспечению безопасности защищаемых лиц после завершения судебного процесса.
    §3. Необходимость защиты прав потерпевшего в связи с оказанием на него давления
    Следственная и оперативная практика органов внутренних дел показывает, что в большинстве случаев давление на потерпевших и свидетелей оказывается именно по делам, связанным с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Противоправное воздействие может носить открытый либо скрытый характер и реализовываться посредством угроз убийством, причинения телесных повреждений или уничтожения (повреждения) имущества как в отношении самих указанных лиц, так и в отношении их близких. Нередко угрозы исходят, к сожалению, и от самих сотрудников правоохранительных органов.
    Как правило, следствием таких противоправных действий становится отказ участников уголовного судопроизводства от данных ранее показаний либо их ложные показания в пользу подозреваемых и обвиняемых. По данным опросов потерпевших и свидетелей, до 90 процентов опрошенных ответили, что в случае угрозы их жизни или здоровью откажутся от показаний или же дадут ложные показания. Люди осознают наказуемость таких деяний, но считают, что до тех пор, пока остаются незащищенными, иного выбора у них быть не может[8].
    Новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, призванных обеспечить безопасность потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства в случае, если им угрожают убийством, насилием либо иными опасными противоправными действиями. При необходимости допросы могут проводиться в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судопроизводства; подлинные данные о личности потерпевшего, свидетеля и других участников судопроизводства должны сохраняться в тайне. Предусмотрены и другие меры безопасности. К сожалению, информация, предоставленная Уполномоченному в НПО "Сопротивление", позволяет констатировать, что на самом деле все не столь благополучно.
    Согласно опросу, проведенному в 2006 году НПО "Сопротивление", свыше 95 процентов судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов подтвердили, что в своей профессиональной деятельности по-прежнему сталкиваются с изменением показаний потерпевшими и свидетелями. При этом только 0,2 процента опрошенных сочли достаточно эффективными меры безопасности, предусмотренные УПК РФ для участников судопроизводства.
    Следует особо отметить, что незаконное воздействие криминала на потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих правосудию, стало в последние годы весьма распространенным явлением в нашей стране. Проблема при этом не только в том, что процесс отправления правосудия закономерно теряет и без того не очень высокую эффективность, а преступившим закон лицам все чаще удается уйти от ответственности. Ничуть не меньшая проблема - прогрессирующая утрата людьми веры в правосудие как таковое. Кто-то из потерпевших просто примиряется с судьбой, а кто-то, напротив, вершит "правосудие" своими руками в меру собственного понимания справедливости. В результате быстро растет количество случаев как спонтанной расправы с преступниками, в том числе путем совершения ответных преступлений, так и применения внеправовых способов возмещения материального или иного вреда.
    §4 Нарушение права потерпевшего участвовать в уголовном судопроизводстве наравне с подозреваемым и обвиняемым
    Согласно статье 49 Конституции Российской Федерации подозреваемый и обвиняемый не обязаны доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. В соответствии с положениями части 2 статьи 14 УПК РФ, обязанность доказывания вины обвиняемого возлагается также и на потерпевшего. Однако УПК РФ не предоставляет потерпевшему возможность самостоятельного сбора необходимой для этого доказательственной базы. Потерпевший вынужден прибегать к помощи органов предварительного расследования, которая может заключаться, например, в удовлетворении его ходатайств о получении дополнительных доказательств посредством проведения следственных и иных процессуальных действий. Такое положение ставит потерпевшего в полную зависимость от следствия, ограничивает возможность его участия в процессе сбора и рассмотрения доказательств и тем самым существенно нарушает его право на доступ к правосудию.
    Провозглашая принцип равенства прав участников судебного разбирательства, закон допускает участие потерпевшего в судебных прениях только по делам частного обвинения. Потерпевший и его представитель имеют право участвовать в исследовании доказательств по делу, представлять доказательства, но не могут дать им оценку в судебных прениях, что лишает их возможности публично заявить свое отношение к преступлению и лицу, обвиняемому в его совершении. Понятно, что в этом отношении потерпевший не может рассматриваться как полноправный участник уголовного судопроизводства[9].
    Глава 3 «Современное восприятие проблемы защиты прав потерпевших»
    Проблема защиты прав потерпевших очень актуальна в наше время и не остается без внимания со стороны правительства, общественных движений, СМИ.
    Вопросы по улучшению положения потерпевшего и защиты его прав все чаще выносятся на обсуждение.
    Генеральный прокурор России Юрий Чайка в интервью "Российской газете", опубликованном 16.07.2008г[10] заявил, что считает необходимым совершенствовать организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потерпевших в сфере уголовного законодательства необходимо совершенствовать организацию прокурорского надзора за исполнением защиты интересов потерпевших. "Прокуратура постоянно ведет колоссальную работу по защите прав потерпевших, а также других участников уголовного процесса, - сказал он. - В прошлом году мною был издан специальный приказ "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в уголовном судопроизводстве". Этим приказом перед прокурорами впервые поставлена задача при осуществлении надзорной деятельности уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. В частности, принимать все необходимые меры для обеспечения гражданских исков указанной категории лиц в целях возмещения им причиненного ущерба". По словам Ю.Чайки, прокуратура постоянно анализирует итоги этой работы, которые "пока что далеки от идеала". "Ущерб по направленным в суд уголовным делам в 2007 г возмещен лишь в 56,4 процентах случаев, а сумма некомпенсированного ущерба по уголовным делам составила 23,8 млрд руб". "Это свидетельствует о необходимости совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав и законных интересов потерпевших".
    В то же время, руководитель Генпрокуратуры отметил, что с каждым годом эффективность правозащитной работы прокуроров возрастает. "В 2007 г усилиями прокуроров были восстановлены права более чем 1 миллиона 300 тысяч граждан».
    Президентом РФ Дмитрием Медведевым также поднимался этот вопрос. 10.06.2008г он проводил встречу с уполномоченным по правам человека В. Лукиным, Президент заявил, что считает, что в России необходимо усилить защиту прав потерпевших. По словам президента, только когда потерпевший не подвергается давлению и не боится свидетельствовать в суде, можно ожидать справедливого рассмотрения дела. Глава государства также отметил проблемы, имеющиеся в системе исполнения наказания. В ней произошли определенные изменения, но она требует и новых правовых подходов, и иного финансирования. Должно измениться отношение общества к этой системе. В этом смысле некоторые изменения в лучшую сторону, безусловно, есть, однако сама система пока не совсем соответствует современным требованиям, она иначе выглядит в развитых государствах. В этом направлении нам предстоит еще работать В свою очередь Владимир Лукин сообщил, что наибольшее количество жалоб, поступивших уполномоченному по правам человека в этом году, связано с социальными вопросами. Речь идет о махинациях с жильем и инцидентах с обманутыми дольщиками. Кроме того, имеет место произвол милиции[11].
    Группа активных людей с разными высшими образованиями (в том числе и юридическим) разрабатывают проекты сайта Общества защиты прав потерпевших, например "Судей-нет" для помощи нуждающимся гражданам в защите своих прав. Данные проекты являются общественно-коммерческими: коммерческими - для тех кто может и хочет заплатить за помощь себе по правильной технологии и общественным - для остальных граждан, у кого очень мало или нет совсем "лишних" денег на защитника, представителя, юриста или адвоката по готовым образцам заявлений[12].
    Постоянную работу ведет правозащитная организации «Сопротивление»  во главе с председателем Ольгой Костиной. Они проводят различные конференции, обсуждают проблему защиты прав потерпевших, предлагают методы ее решения проблемы. В Лукин в своем докладе в Москве 27 мая 2008 года сделал ряд предложений[13]:
     
    - в целях приведения российского законодательства в части защиты прав потерпевших в соответствие с международными нормами и стандартами в максимально сжатые сроки ратифицировать Конвенцию о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений, принятую Советом Европы 24 ноября 1983 года;
    - дополнить Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" положениями о компенсации вреда жертвам от преступлений;
    - внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации положения о создании фонда защиты жертв преступлений, а также порядке его функционирования и механизме осуществления компенсационных выплат;
    - дополнить Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" нормами, позволяющими обеспечивать безопасность защищаемых лиц после завершения судебного процесса;
    - дополнить статью 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положениями, в соответствии с которыми лицо, ставшее известным как пострадавшее от преступления к моменту возбуждения уголовного дела, должно признаваться потерпевшим одновременно с возбуждением уголовного дела;
    - внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации норму, устанавливающую для органов следствия обязанность информировать потерпевшего о факте освобождения осужденного из мест лишения свободы;
    - внести изменения в статью 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что жертва преступления, которой причинен имущественный вред, известная на момент возбуждения уголовного дела, одновременно с его возбуждением должна признаваться гражданским истцом, что позволит своевременно принять уголовно-правовые меры обеспечения иска;
    - внести изменения в статьи 5, 22, 42, 43, 45, 46, 97, 101, 108, 166, 170, 188, 189, 191, 192, 193, 194, 198, 220, 246, 254, 280, 304, 305, 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с прилагаемым проектом Федерального закона;
    - дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации нормой, в соответствии с которой государство должно взять на себя обязательства по компенсации вреда потерпевшим от преступлений, а также иждивенцам тех потерпевших, которые умерли или стали недееспособными, с последующим возмещением выплаченных сумм с осужденного в регрессном порядке.
    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации также рекомендует:
    - Правительству Российской Федерации разработать методику определения стоимости человеческой жизни;
    - Министерству внутренних дел Российской Федерации создать специализированные подразделения по защите прав потерпевших во всех субъектах Российской Федерации;
    - судам общей юрисдикции в целях более эффективного возмещения потерпевшему причиненного преступлением вреда максимально широко практиковать назначение наказания в виде штрафа в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы.
     
     
    Заключение
    Безусловно, для нормального функционирования института защиты участников расследования необходим целый комплекс мер - принятие Правительством Российской Федерации, а так же конкретными ведомствами (МВД, ФСБ, Государственным комитетом по контролю за оборотом наркотиков, Министерством юстиции и др.) необходимых нормативных актов в целях конкретизации положений Закона, а так же определения конкретных обязанностей и тактики действий правоохранительных органов по защите фигурантов уголовного дела. Комплекс нормативных актов по рассматриваемому вопросу должен быть подкреплен выделением необходимых материальных и технических средств. Только принятием эффективных мер по установлению личной охраны, охраны жилища и имущества, выдаче средств индивидуальной защиты, изменению документов и внешности, места работы или учебы и т.д., а так же использованием предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ процессуальных мер безопасности можно обеспечить уверенность защищаемых лиц в своей безопасности, и, как следствие, создать преграду противодействию расследованию путем оказания давления на потерпевших, свидетелей, понятых и других участников процесса.
    Большинство ученых, да и практиков согласны с тем, что "организация государственной защиты участников уголовного судопроизводства включает в себя концептуальные вопросы управленческого характера, ресурсного и информационного обеспечения государственной защиты, без решения которых невозможно ее создание на практике. Эти вопросы касаются формирования и обеспечения деятельности специальных подразделений, призванных реализовывать меры безопасности; организации взаимодействия этих подразделений с органами дознания, следствия, прокуратуры и суда; функционирования социально-правовой системы защиты участников уголовного судопроизводства; создания специальных фондов для оказания помощи жертвам противоправных воздействий и других проблем управленческого уровня. Их успешное решение во многом предопределяет успех государственной защиты субъектов уголовно-процессуальных отношений в целом[14]. Вышеуказанная Программа "Обеспечения безопасности:" устанавливает, что в течение 2006 года в пределах штатной численности и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на соответствующий финансовый год в структуре органов государственной власти, на которые возложены задачи по осуществлению мер безопасности должны быть созданы специальные подразделения.
    В 2005 году меры государственной защиты применялись более чем в половине регионов России, при этом число защищаемых превысило 500 человек.
    Однако только принятия нормативных актов для этого не достаточно. Необходимо объединить усилия государства, общества, правоохранительных органов, средств массовой информации, специализированных общественных организаций (например, правозащитное движение "Сопротивление") и выработать оптимальный комплекс мер, который будет способствовать эффективной и в полную силу работе программы защиты потерпевших и свидетелей.
    Литература
     
    Конституция РФ
    УПК РФ
    ГК РФ
    Федеральный закон N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства[15] 20 августа 2004  // СЗ РФ от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3534
    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.94 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда
    Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"- www.garant.ru
    Российская газета от 16.07.2008г
    Российская газета от  4 июня 2008г .
    Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем. -М, 2006 г
    Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации. М., 1999.
    Трикс А.В. Справочник прокурора - "Питер", 2007 г.
    Янович Е.Ю. Участие гражданина в уголовном процессе. М. 2006г. Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. - "Юридический Дом "Юстицинформ", 2006 г.
    http//www.ntv.ru
    http//www.sudeynet.ru
     
     
     
    [1] Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"- www.garant.ru
     
    [2] СЗ РФ от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3534
     
     
    [3] Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. - "Юридический Дом "Юстицинформ", 2006 г. с. 150-152
     
    [4] Российская газета от  4 июня 2008г . «Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»
     
    [5] Российская газета от  4 июня 2008г . «Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»
     
    [6] Сухарев А.Я. Долг науки жертвам преступлений // Сборник научных и нормативных материалов. М., 1997.
    [7]  Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем. -М, 2006 г. с 83-84
     
    [8] Трикс А.В. Справочник прокурора - "Питер", 2007 г. с 312
     
    [9] Янович Е.Ю. Участие гражданина в уголовном процессе. М. 2006г. с. 157-158
    [10] Российская газета" от 16.07.2008г
    [11] http//www.ntv.ru
    [12] http//www.sudeynet.ru
     
    [13] Российская газета от  4 июня 2008г . «Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»
     
    [14] Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации. М., 1999. С. 80-99
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Защита прав потерпевших ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.