Полный текст:
Содержание
Введение. 2
Глава1 Политические концепции
XVIII века. 3
1.1 Общая характеристика
периода. 3
1.2 Политическое учение Феофана Прокоповича. 4
1.3 Политические идеи И.Т.
Посошкова. 6
1.4 Общественно-политическая
концепция А.Н.Радищева. 8
Глава 2 Политические концепции XIX века. 11
2.1 Общая характеристика
периода. 11
2.2 Политические идеи
декабристов. 12
2.3 Н.М. Муравьёв и Северное общество. 13
2.4 П.И. Пестель и Южное общество. 14
Заключение. 16
Список литературы: 18
Введение
Основной
особенностью современного российского общества является становление идеологии
плюрализма, признание различных
вариантов и способов мышления в научном, профессионально и обыденном сознании.
Большая роль в развитии альтернативного
мышления сейчас отводится изучению истории политической мысли. В своих попытках
понять настоящее и найти путь и лучшему будущему люди всегда обращались и будут
обращаться к прошлому опыту, к исторически апробированным ценностям. С этой точки зрения, изучение
концепций российской общественно-политической мысли XVIII- XIX вв. представляет большой интерес.
XVIII век
явился в русской истории переходной эпохой от традиционных форм
общественно-политической жизни к новых формам, ориентированным на западноевропейский
опыт. XIX век обозначился ростом
политического и правового сознания российского общества.
Целью
данной работы является реконструкция основных политических концепций российской
общественно-политической мысли XVIII-XIX вв.
На
этой основе обозначены следующие задачи:
-
рассмотреть на основе общих тенденций в развитии политической мысли XVIII в. политическое учение Ф. Прокоповича, как
представителя официальной государственно
идеологии, и политические идеи И.Т. Посошкова;
-
обозначить тенденции в развитии политической мысли XIX века и сформулировать основные политические программы декабристов.
Глава1 Политические концепции XVIII века.
1.1 Общая характеристика периода
XVIII век
ознаменовался в отечественной истории петровскими и екатерининскими
преобразованиями. Это целая эпоха в развитии нашего государства. Преобразования затронули все сферы жизни
общества. Реформы Петра I
укрепили российское самодержавие, церковь стала частью государственного
аппарата, в целом меняются отношения между обществом и государством.
Произошедшие перемены нашли своё отражение в отечественной политической и
правовой идеологии.
Первая
половина XVIII в. –
переходный период в развитии политической мысли России, как в официальной
доктрине самодержавия, так и в политических учениях отдельных мыслителей. Здесь
ещё прослеживается сочетание новых идей с постулатами традиционной политической
идеологии. Этот период представлен рядом
имён: Ф.Прокопович, В.Н. Татищев, И.Т.Посошков и др. В рамках работы будут
рассмотрены политические концепции Феофана Прокоповича, как представителя
официальной идеологии самодержавия, и И.Т. Посошкова.
Вторая
половина XVIII
в.
ознаменовалась дальнейшим развитием доктрины самодержавия. Новые её
постулаты в своей совокупности составили идеологию «просвещённого абсолютизма», в разработке
концепции которого непосредственное участие принимала сама императрица
Екатерина II.
Проникновение просветительских идей в Россию привело к изменению в
сознании российского дворянства. Характер политического и правового сознания российского общество отражают произведения
М.М. Щербатова, как защитника идеологии крепостничества, и А.Н. Радищева – решительного противника
самодержавия. В рамках работы будут рассмотрена политическая концепция А.Н.
Радищева, как наиболее яркого представителя общественно-политической мысли
России XVIIIв.
1.2 Политическое учение
Феофана Прокоповича
Феофан
Прокопович (1681-1736гг.) – крупнейший церковный и государственный деятель первой
трети XVIIIв.,
верный сподвижник Петра I в деле
реформирования Русской православной церкви, писатель и учёный. Его политическое
учение даёт теоретическое обоснование тем тенденциям в развитии российской государственности,
которые проявились в эпоху правления Петра I. Родился Ф. Прокопович в Киеве, в
купеческой семье. Образование получил в Киево-Могилевской академии, по
окончанию курса уехал в Рим, где перешёл в католичество. В Риме он приобрёл
большой опыт в изучении богословских и философских сочинений. В 1704 г.
Ф.Прокопович возвращается в Киев, где вновь обращается в православие, принимает
монашеский постриг и становится видным церковным деятелем.
Перу
архиепископа принадлежит ряд произведений, написанных на политические и
религиозные темы. Основная масса его произведений - проповеди, произнесённые по
поводу различных знаменательных событий в политической жизни русского общества.
Главное содержание политической концепции Ф. Прокоповича выразилось в таких его
произведениях как «Слово о власти и чести царской», «Правда о воле монаршей» и
др. Кроме этого к произведения Ф.
Прокоповича следует отнести и «Духовный регламент» 1721г.
Политическое
учение Ф.Прокоповича основывалось на официальной политической идеологии
русского общества первой половины XVIII в. и
служило цели идеологического обоснования законодательных актов Петра I. Основополагающий элемент политического
учения Ф.Прокоповича – божественное происхождение государственной власти. Эта
идея была почерпнута, во-первых, из текстов Священного писания, во-вторых, из
соответствующего понимания человеческого естества: «Ибо, кроме писания, есть в
самом естестве закон, от Бога положенный».[1] По мнению Феофана Прокоповича, если
верховная власть имеет начало в человеческом естестве, то и происходит она от
Бога, так как Бог является создателем человеческого естества. Обосновывая идею
божественного происхождения государственной власти, Ф. Прокопович ссылается не
только на Священное писание, он старается найти опору данной идеи в здравом
разуме. Главным аргументом в обосновании
необходимости повиновения государственной власти мыслитель использует представление
о ней как о силе, обеспечивающей общее благо: целостность, материальное
благополучие и безопасность всего общества: « Власть есть самое первейшее и высочайшее отечество, на
них бо висит не одного некоего человека, не дому одного, но всего великаго
народа житие, целость, безпечалие».[2]
Феофан
Прокопович приводит следующую классификацию форм правления, критерием служит
количество носителей высочайшей власти:
1)
демократию или народодержавство -
«главные всего Отечества дела управляются согласием всех жителей»;
2)
аристократию – «не всего народа, но не единаго лица волею, но несколько
избранных мужей сословием правится Отечество»;
3)
монархия или самодержавство - «вся
держава в руках единаго лица держится».
Монархия,
по мнению мыслителя, делится на наследственную и избранную. Лучшей формой
правления для России Ф. Прокопович признаёт самодержавие. Вместе с тем, в
наследственной монархии он обнаруживает
недостаток: самодержавную власть мог унаследовать человек недостойный. Поэтому,
признание за монархом права назначения в качестве наследника власти любого
достойного человека, по мнению мыслителя, станет лучшим исправлением данного
недостатка.
На
политическую концепцию Ф.Прокоповича значительное влияние оказали
общественно-политические учения, которые были широко распространены в Западной
Европе в это время. Вместе с тем, признав согласие народа в качестве фактора,
способствующего появлению власти в обществе, мыслитель не принял характерного
для теории «общественного договора» представления о народе как совокупности
отдельных индивидов, каждый из которых
обладает изначально суверенитетом. В учении Ф.Прокоповича, носителем
суверенитета был народ, который предстаёт единым телом, обладающим общей волей.
Феофан
Прокопович пережил нескольких императоров (Петра I, Екатерину II, Петра II,Анну Иоанновну) и каждому из них он
произносил и писал панегирики, утверждая их божественный статус и великую
славу.
1.3 Политические идеи И.Т. Посошкова
Иван
Тимофеевич Посошков (1652-1726)гг. –
известный русский экономист, крупнейший представитель политической мысли
петровского времени. Происходил из
крестьянской семьи, в 90-е гг. XVII в.
работал мастером при Московском монетном дворе, впервые годы XVIII в. занимался организацией производства
медных монет. Скопив капитал, начал строить свои заводы и мануфактуры. Занимаясь
предпринимательской деятельностью, И.Т. Посошков одновременно занимался
написанием трактатов, где излагал свои мысли, об устройстве общественной и
государственной жизни. Дошедшими до нас являются записка «О ратном поведении»,
«Завещание отеческое», «Книга о скудности и богатстве».
Наиболее
полной выражение политические идеи И.Т.
Посошкова получили в сочинении «Книга о скудности и богатстве». Здесь он
предлагает свою программу по исправлению сложившейся системы общественных отношений,
исходя из сословного деления.
Мыслитель
высоко оценивает роль духовенства в жизни общества. Для того, чтобы священники
могли посвятить себя целиком и полностью церковной службе, необходимо избавить
их от забот по материальному обеспечению своей жизни и церковной деятельности.
Материальное обеспечение могло бы осуществляться посредством отчисления
прихожанами одной десятой своих доходов
в пользу церкви.
Второе
место по своей государственной важности занимали военные. Основу благополучия военного сословия И.Т.
Посошков видел не только в надлежащей оплате труда, но учреждении
справедливого, доступного и равного для всех воинских чинов суда.
Особой
заботой мыслителя было положение купечества, без которого «никакое, не токмо
великое, но и малое царство стоять не может».[3] Улучшение
состояния торговли И.Т.Посошков видел только в активной деятельности
государства. Он был сторонником государственного регулирования внешней
торговли.
В
улучшении жизни крестьянства И.Т. Посошков ведущую роль отводил та же
государству. Он предлагал установить единый
размер оброка, выше которого помещик не имел права взимать с крестьянина
повинность. Главной причиной бедственного положения крестьянства была, по
мнению мыслителя, безграмотность. Обученных грамоте крестьян он предлагает
привлекать к государственной службе.
Придавая
царской власти важнейшую роль в исправлении общественных пороков, Посошков для
достижения данной цели предлагал учредить праведный суд. «Мне думается, более всякого дела надлежит
стараться о правом суде, и, ежели правосудие у нас установится, то все люди
будут бояться неправды. Всему добру основание праведный и нелицеприятный суд».[4]
Первым шагом к учреждению справедливого
суда должно стать сочинение правосудной книги. Для её составления необходимо
созвать совет из представителей всех
сословий. Составленную «общесоветием» правосудную книгу необходимо вынести на
обсуждение всего народа. При этом мыслитель
отмечает, что предложенное им народосоветие не умаляет самодержавной власти.
Император волен исправлять или дополнять принятые статьи судебника. Самым
главным богатством любого государства И.Т. Посошков считал твёрдые нравственные
устои и незыблемый правопорядок.
В своих
трудах И.Т. Посошков выражал интересы всего русского общества. Он выступал с
точки зрения гражданина, любящего своё отечество и желающего его процветания.
1.4 Общественно-политическая концепция
А.Н.Радищева
Александр
Николаевич Радищев (1749- 1802гг.) -
русский писатель, поэт, философ, занимает особое место в развитии политической
и правовой мысли XVIII века.
А.Н. Радищев родился в Саратовской губернии, в дворянской семье. Он получил
домашнее образование, затем закончил юридический факультет Лейпцигского
университета. Постоянно занимался самообразованием, изучал историю античных
государств, западноевропейскую политическую мысль нового времени, изучал
древние и новые европейские языки. По окончании учёбы поступил на службу и
быстро дослужился до должности начальника Петербургской таможни, но вскоре
оставил службу, посвятив себя литературной деятельности.
Политические
взгляды А.Н. Радищева выражены, главным
образом, в таких его произведениях как:
«Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», «Опыт о законадвстве», записка «О
законоположении», проект для разделения уложения Российского.
В
основе политической концепции А.Н. Радищева лежит идея о человеке как существе
рождённом свободным и равным другим людям.
Природа, наделив людей свободой и равенством, наделила их способностью
жить в общежитии, а возникновение государства и права связано с переходом людей
к земледелию: «Земледелие произвело раздел земли на области, государства,
построило деревни и города, изобрело ремёсла, рукоделия, торговлю, устройство,
законы, правления».[5]
Возникновение собственности, по мнению мыслителя, стало главной предпосылкой
возникновения государственной власти. С появлением собственности произошло
разделение общества на сильных и слабых, господ и угнетённых. «Воззванные в
общежитие всесильным гласом немощей и недостатков человеки скоро познали, что
для обуздания наглости и дерзновения нужна была сократительная сила, которая,
носяся поверх всего общественнаго союза, служила бы защитою, подпорою слабому,
угнетенному, была бы против необузданности оплотом и преградою, и бичь гонению,
посягнувшему на оскорбление союзнаго телеси» [6] -
таким образом, по мнению А.Н. Радищева учреждается государство и закон - безмолвным
договором людей с обществом во имя блага каждого.
Идея
народного суверенитета или народного правления, по мнению А.Н.Радищева находит
своё подтверждение в опыте российской
истории - на примере Великого Новгорода,
который имел народное правление. Возникновение государства и законодательства
не должно отменять действия естественного закона, люди должны быть наделены
равными правами и свободами. А.Н. Радищев выделяет следующие пункты свободы:
свобода мысли, слова, деяния, в защите самого себя, когда закон того сделать не
в силах, право собственности, право быть судимым себе равными. Фактически А.Н.
Радищев признавал право народа на
восстание против своего монарха, творящего произвол над своими подданными. Он ещё не вводит
понятия «революция», но народное возмущение, о котором он упоминает, имеет ряд
революционных признаков. При этом А.Н. Радищев не считает революцию эффективным
способом избавления от самовластья.
Термин
«самодержавие» Радищев начинает упоминать в смысле сосредоточения
неограниченной власти в руках монарха. Для него самодержавие – состояние
«наипротивнейшее человеческому естеству». Если некоторые представители
просветительской идеологии разделяют монархию и деспотию, А.Н. Радищев ставит
знак равенства между всеми формами монархической власти.
Крепостное
право, по мнению А.Н. Радищева является прямым нарушением естественных законов,
кроме этого оно является экономически несостоятельным, с ним же связано
нравственное падение народа. Социальным идеалом Радищева является государство
свободных и равноправных собственников.
А.Н.
Радищев в своих произведениях выступал яростным противником крепостничества и
самодержавия, одновременно показал себя последовательным сторонником
народовластия.
Глава 2 Политические
концепции XIX века
2.1 Общая характеристика периода
В начале XIX века общественно- государственный порядок
в России находился на прежнем уровне.
Дворянство составляло малую часть населения,
в тоже время занимало господствующее положение. Сохранялось крепостное право,
значительно сдерживавшее социально-экономическое развитие страны. С воцарением
Александра I при царе складывается кружок «молодых
друзей» из либерально мыслящих людей,
получивший название «Негласный комитет». Члены этого комитета занимались подготовкой преобразований органов центрального
управления. Таким образом, начали закладываться предпосылки к появлению
реформаторских проектов и росту конституционных настроений среди прогрессивной
части российского общества.
Нарастание
противоречий в российском обществе выразилось в противостояние охранительной (консервативной)
и либеральной идеологий. Наиболее яркими проявлениями назревавшего кризиса
крепостничества и самодержавия стало
возникновение тайных обществ и выступление декабристов.
Вторая
половина XIX века
ознаменовалась отменой крепостного права и проведением ряда либеральных реформ.
Тем не менее, реформы не решили всех социальных противоречий. В это время в
России широкое распространение получила деятельность социалистов-народников,
призывавших крестьян к социальной революции. Развивалась либеральная мысль.
В
рамках данной работы политические концепции XIX в. представлены политическими идеями
декабристов.
2.2 Политические идеи декабристов
14
декабря 1825 г. произошло вооружённое восстание на Сенатской площади в
Петербурге. Восстание было подготовлено тайными обществами.
Первое декабристское
общество- «Союз Спасения» возникло 1816г.
Главной своей целью союз декларировал освобождение крестьянства и
введение в России конституционного строя. В 1818 г. Союз Спасения был преобразован
с Союз Благоденствия. На совещании
Коренной думы в 1820 г. по докладу П.И. Пестеля принимается решение,
согласно которому желательным для России признаётся республиканское правление.
В 1821 г. Союз Благоденствия был объявлен распущенным, а радикально настроенная
его часть объявила о создании Северного общества с центром в Петербурге. Ряд
членов бывшего союза основывают на Украине Южное общество, идейным вдохновителем
которого становится П.И Пестель.
Оба общества имели общие цели: - отмена
крепостного права:
-
ликвидация самодержавия:
- создание в России представительных
учреждение, республики или конституционной монархии;
- отмена сословного строя, объявление
равенства всех граждан перед законом.
В качестве основного средства достижения
поставленных целей члены тайных обществ рассматривали «военную революцию». В
рамках общей программы ряд конкретных
целей и способы их достижения обществами рассматривались по-разному.
2.3 Н.М. Муравьёв и
Северное общество
Н.М. Муравьёв (1795- 1843гг.) - глава и идейных вдохновитель Северного
общества, был глубоко религиозным человеком, хорошо знал конституции США,
Декларацию и конституцию революционной Франции. Свою политическую программу
изложил в трёх проектах Конституции.
С позиции
просветительской идеи естественного права Муравьёв осуждает абсолютную монархию. Всякое повиновение, по
его мнению, основанное на страхе не достойно ни разумного правителя, ни
разумных исполнителей: «Русский народ – свободный и независимый – не
может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти
есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления
для себя».[7]
Наиболее оптимальной для России формой правления Н.М. Муравьёв видит
конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей.
Законодательная власть должна быть представлена двухпалатному Народному вече.
Избирательным правом обладают все совершеннолетние жители, имеющие движимое и
недвижимое имущество. Монарх является представителем исполнительной власти с весьма ограниченными законодательными
функциями. Государственное устройство
России Н.М. Муравьёв видит как федеративное – разделение на державы с областным
управление. Это было обусловлено, по его мнению, историческими, экономическими
и географическими характеристиками. Судебная власть отделена от
административной и осуществляется сложной системой судебных органов.
Ещё до распада Союза Благоденствия в 1820 г. Н.М Муравьёв
разделял идею П.И.Пестеля о необходимости введения республиканского правления в
России, однако с 1821г. пришёл к мысли о преимуществе монархии, основанной на
разделении властей.
2.4 П.И. Пестель и Южное общество
Павел Иванович Пестель
(1726-1826гг.) – лидер Южного общества. Родился в Москве, в семье крупного
чиновника, получил домашнее образование, которое успешно продолжил в Германии,
сделал блестящую военную карьеру. Тем не менее, Пестель избирает иной путь,
вступая в тайные общества, он становится
организатором и главой Южного общества, для которого создаёт «Русскую правду» - теоретическую
программу действий.
В своих социально-политических взглядах
П.И.Пестель исходил из идеи о естественном равенстве всех людей. Он
различал общественное и государственное
устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество.
Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства
и народа, если равновесие утрачивается, государство приобретет «болезненный
характер». Законы Пестель делит на три вида: духовные, естественные и
гражданские. Гражданские законы главным
своим содержанием должны отражать
общественные интересы, а основной целью
иметь достижение общественного Благоденствия. Поэтому, имеющиеся в
России нарушения коренных законов «требуют
изменения существующего ныне государственного порядка и введения вместо него
такого, который был бы основан только на точных и справедливых законах и постановлениях
и не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности
удостоверял бы Народ Российский в том, что он составляет Гражданское общество,
а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью».[8]
В
«Русской Правде» Пестель предлагает план социальных и политических
преобразований российского общества.
Социальные преобразования у Пестеля радикальны: отмена крепостного права и
безвозмездное наделение всех крестьян землёй.
Политическим
идеалом для П.И. Пестеля служила республика. Верховную власть он разделяет
на верховную законодательную (Народное
вече) и исполнительную (Державная дума).
Надзор за их деятельностью должен осуществлять Верховный собор. Избирательное
право Пестель предлагал сделать всеобщим мужским по достижению двадцатилетнего
возраста.
Россию
П.И. Пестель предлагал организовать по
принципу унитарного государства с политическим центром в Нижнем Новгороде.
Сословные привилегии, титулы и звания уничтожить и всех жителей страны признать
российскими гражданами. В «Русской
Правде» П.И. Пестель большое внимание
уделил общедемократическим правам и свободам: неприкосновенности личности,
равноправия, свободы совести, слова, собраний.
Средством
достижения преобразований должен был послужить военно-революционный переворот с
немедленной ликвидацией монархии и установлением Временного верховного правления во главе с диктатором.
П.И. Пестель создал проект республики,
основанной на соблюдении все коренных законов, но, тем не менее, её
осуществление поставил в зависимость от революционной диктатуры.
Заключение
Главным итогом в развитии российской политической мысли XVIII века
стало приспособление официальной идеологии самодержавия к новому состоянию
общества и государства, возникшему в ходе петровских реформ. Идеологическое
закрепление получило господствующее положение государственной власти на
церковью.
Безусловно, большое влияние на
развитие российской
общественно-политической оказало проникновение западноевропейской политической
мысли, но влияние это, всё же было поверхностным. Русская политическая мысль
сохраняла свою самобытность. И тому подтверждением являются произведения И.Т.
Посошкова. Политическая мысль XVIII
развивалась на основе усвоения исторического
опыта России и осмысления преобразований Петра I.
XIX век делит политико-правовую идеологию на три
основных течения: либеральное, революционное
и консервативное. Представители всех трёх течений пытаются осмыслить
исторический опыт России, каждое в своих рамках. Политическая идеология XIX в. во многом оказала предопределяющее
значении для развития политической мысли века XX.
Список литературы:
Бертолисси С.Три лика русской
интеллигенции: Радищев, Чаадаев, Сахаров. // Русская интеллигенция и западный
интеллектуализм. История и типология. Материалы международной конференции. –
Неаполь, 1997История
политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста.М.,2002История
политических и правовых учений. / Под
ред. В.С Нерсесянца. – М., 2003Кафенгауз Б.Б. И.Т.Посошков. Жизнь и
деятельность. – М.,1951Нечкина
М. В. Декабристы. - М., 1984Ничик
В.И. Феофан Прокопович. – М,1977Платонов
Д.Н. Иван Посошков. – М., 1989Посошков
И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951Радищев
А.Н. Полное собрание сочинений. Т.3, -М-Л.1954Туманик Е. Н. Ранний декабризм и масонство //
Туманик Е. Н. Александр Николаевич Муравьев: начало политической биографии и
основание первых декабристских организаций. — Новосибирск: Ин-т истории СО РАН,
2000
[1]
Цит. по: История политических и
правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста.М.,2002.С.249
[2]
Цит. по: История политических и
правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста.М.,2002.С.250
[3]
Посошков И.Т. Книга о скудости и
богатстве и другие сочинения. М., 1951С.63
[4]
Цит. по: История политических и
правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста.М.,2002.С.264
[5]
Радищев А.Н. Полное собрание
сочинений. Т .3, - М-Л.1954С.8
[6]
Радищев А.Н. Полное собрание
сочинений. Т .3, -М-Л.1954.С.28
[7]
Цит по: История политических и
правовых учений. / Под ред. В.С
Нерсесянца. – М., 2003 С.105
[8]
Цит по: История политических и
правовых учений. / Под ред. В.С
Нерсесянца. – М., 2003 С.103