Полный текст:
План
Введение. 3
Быт русского народа XVI – XVII
вв. 5
Жилые местности. 5
Жилище и дворы.. 5
Домашняя мебель и утварь. 7
Одежда и обувь. 8
Пища и питье. 9
Образ домашней жизни. 10
Нравы и обычаи русского народа. 12
Заключение. 17
Список литературы: 18
Приложение. 19
Введение
Актуальность темы. Чтобы полнее
познакомиться с бытом и культурой русского народа, необходимо обращаться к причинам и истокам условий их возникновения и
формирования. Ученые и историки всегда указывали на необходимость изучения
повседневной жизни, т.н. «простого человека». И в последнее время интерес к
проблематике повседневности только растет. Это не случайно. В наши дни общество
особенно остро ощущает потребность в признании человека творцом истории,
определяющим как формы исторического бытия, так и смысловое содержание истории.
Особенное внимание исследователи уделяют внутреннему миру человека
и состоянию общества, которые формируются в переходные исторические периоды,
когда вместе с миром меняется и сам человек. Рассматриваемый период
характеризуется тем, что Русь, преодолев феодальную раздробленность, становится
единым Московским государством, одним из крупнейших в Европе. Централизация
государства значительно ускорило темпы социального и экономического развития
страны. Государство с самого начало было многонациональным, что отразилось в слияние
традиций разных народов, которые потом развивались самобытно, из-за некоторой территориальной
и экономической изолированности русских земель. Мощным консолидирующим факторам
была православная вера, распространенная на всей территории Московского государства.
В таких условиях сформировался характер и образ жизни великоросского человека.
Степень изученности. Актуальность исследования во многом
определяется степенью изученности темы. Быт и нравы русского
народа всегда привлекали внимание исследователей. Наша
литература богата добросовестными исследователями по различным аспектам русской
старины. Фундаментальные работы по истории русского народа, ставшие бесценным
собранием материалов, оставили С.М. Сольвьев, В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин.
Одно их первых мест в отечественной историографии занимает Н. И.
Костомаров. Его труды отличаются вниманием к теме народного быта, судьбам не
знатных людей. В его «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»
читатель может рядом упоминаниями о великих князьях встретить имена книжников, иноков и землепроходцев. «Очерк
домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII
столетиях», взятый за основу данного реферата, сочетает в себе глубину серьезного исторического труда и доступную
литературно-художественную форму.
Цель данной работы –
постараться наиболее полно осветить народный быт и нравы русского народа в XVI и
XVII веках. Исходя из поставленной цели, конкретные задачи
исследования сводятся к следующему:
Изучить быт русского народа в XVI и XVII
вв., рассмотрев особенности жилой местности, жилищ, домашней утвари, пище и
одежде различных сословийВыявить специфику образа домашней жизни русских людей, на основе
научных исследований и дошедших до нас исторических документов, таких как
«Домострой»Осветить нравы и обычаи русского народа, известные по фольклорным
произведениям, историческим трудам, дошедшим до нас памятникам культуры и
археологическим находкам.
Быт русского народа XVI – XVII вв.
Жилые
местности
Жилыми местностями на
Руси XVI-XVII вв. были: города, пригороды, посады, слободы, погосты, села, сельца,
деревни и починки.
Первоначально слово
«город» означало просто огороженное место, т.е. то, что имеет ограду. Повсюду в
XVI и XVII веках строительство городов было
самой главной заботой правительства и самой важной народной повинностью, т.к.
только они могли обеспечить достаточную оборону жителей. Вместе с расширением
границ русского мира, возрастала и потребность в возведение городов.
Упоминаемые в старых актах города, были укреплениями, оградами, а не тем, что
находилось в них; говорилось: города деревянные и земляные, города каменные.
То, что называется городом
теперь, раньше было посадом. Они располагались около городов и укреплялись насыпями
и острогами и были центрами промышленной
и торговой деятельности. Около посадов и городов были слободы. Так назывались
поселения, население которых пользовалось какими-либо особыми условиями или
состояло из обществ, связанных одним занятием.
Поселения
земледельческого класса назывались погостами, селами, деревнями и займищами.
Поселение с церковью в древности называлось погостом. Село и сельцо различались
только величиной. Деревня – поселение, не имеющее церкви. Поселение на дикой
земле, занятое одним двором называлось займищем. Несколько займищ, со временем,
образовывали починок.
Жилище и дворы
Дворы были очень
просторны. Для предотвращения пожаров, варить еду и печь хлеб приказывали
далеко от жилых строений. Из-за зимних сугробов и талой воды, дворы старались
строить на возвышенностях. Огораживались дворы деревянным, реже каменным
забором. Дома, как правило, были четырехугольной формы. Деревянные дома
складывали из цельных брусьев сосны или дуба, а щели и створки окон и дверей
обивали мхом для теплоты. Изба, не обитая мхом, называлась срубом. Строили их не в один ряд с воротами, а
напротив главных ворот, от которых шла дорожка. Во дворах часто были сады с
плодовыми деревьями, и имелось множество построек – жилых и служебных. К жилым
относились: избы, горницы, повалуши, сенники. Жилые строения в общем назывались
избами. Чистая и светлая надстройка над нижними помещениями звалась горницей,
обычно она служила для приема гостей. Повалуша означает холодную комнату,
кладовую. Сенник – летний покой, он был необходим во время свадебных обрядов. В
богатых дворах для каждого члена семейства строили отдельные хоромы,
соединенные между собой переходами. «Такой своеобразный способ постройки как
будто выражал сочетание родового единства с личною и семейною отдельностью, и
двор русского зажиточного человека напоминал собою древнюю удельную Русь, где
каждая земля стремилась к самобытности и все вместе не теряли между собою связи[1]».
Двор зажиточного человека
представлял собой подобие целого города, там производилось все необходимое для
домашней жизни: делали мебель и утварь, вышивали, шили одежду и обувь, ткали
холсты. Когда в семье рождалась дочь, для нее делали особый сундук, в который складывали
каждый год разное имущество для будущей семейной жизни – приданное.
Избы бедных людей и
простолюдинов были без труб – черными или курные. Для выхода дыма служило
маленькое волоковое окно. Оно было очень маленькое, для сохранения тепла. В
одном помещение, совмещающем в себе жилые и служебные функции, часто
содержалась семья хозяина и домашняя птица и скотина.
Домашняя
мебель и утварь
В каждом доме самым
почетным местом был «красный угол», в котором висели иконы. Образа были главным
украшением дома, их ставили в переднем углу покоя и завешивали застенком. Перед
образами стояли восковые свечи и весели лампады.
Вообще в домашнем
устройстве у русских заметен обычай покрывать и укрывать. Полы были покрыты
войлоками и рогожами в бедных домах, и коврами в зажиточных. Для вытирания ног
у дверей в сенях лежала рогожа, т.к. калош никто не носил. Лавки для сидения
были приделаны к стенам наглухо и оббивались тем же, чем и стены. Столы были
деревянные, длинные и узкие. У богатых во время трапезы столы покрывались
скатертью. Стенных зеркал, как и картин, у русских не было, т.к. это не
одобрялось церковью. Кроватью служила лавка с приставленной к ней скамьей.
Поверх них клали постель, состоящую из перины, изголовья и подушек. Бедные
поселяне не имели постелей, они спали на печах и голых лавках.
Вещи хранились в
погребцах, чемоданах, сундуках и скрынях (вид комода). Для украшения домов, в
богатых семьях расставляли дорогие безделушки: часы, серебряные яблоки,
позолоченные петушки и т.д. Для освещения домов состоятельные люди использовали
восковые свечи, бедные – сальные.
Для хозяйственных нужд в
домах держали бочки, кади, лукошки разной величины. Для приготовления
небольшого количества пищи употребляли горшки. Жарили на железных и медных
сковородках, с рукоятями. Для замешивания теста использовали деревянные корыта
и большие чаны, для ношения и хранения воды – ведра, кумганы, корчаги, ендова,
кувшины. По окончании обеда у рачительных хозяев все сосуды вымывались и
вытирались, потом опрокидывались вниз и ставились на полках в кухне или в
чулане, дабы «все бы всегда было чисто и готово на стол или в поставцы…»
(Домострой. С. 132-133). В праздники в поварню отпускалась посуда лучшей работы[2].
Простой народ обходился деревянными сосудами, которые имели ту же форму и
названия, что и утварь у богатых.
Умывались в рукомойниках
и лоханях. Жидкая еда разливалась в мисы, твердая приносилась на блюдах.
Салфеток в употреблении не было, руки вытирали полотенцем или краем скатерти.
Пили их кружек, кубков, чаш, чарок, ковшей, достаканов. В XVI и XVII веках у богатых имелись сосуды
сердоликовые, агатовые, из горного хрусталя.
При всем том, что утварь,
бывшая в употреблении у горожан, отличалась единообразием, городская жизнь
потребовала более широкого и специализированного ее ассортимента. Это хорошо
видно по разнообразию кухонной и столовой посуды, что находила применение в
городском быту, а также по тому, где готовили еду и держали утварь[3].
Одежда и
обувь
С первого взгляда русская
одежда представляет большую сложность и разнообразие. По покрою она как у царей,
так и у крестьян была одинакова и носила одни и те же названия, отличавшись
только степенью убранства.
Еще со времен язычества,
обувью простого народа были лапти из древесной коры. Иногда носили башмаки,
сплетенные из прутьев лозы. Люди с достатком носили сапоги, башмаки, ичетыги и
чеботы. Все они делались из коровьего опойка, из телячьей или конской кожи, из
сафьяна. Сапоги доходили до колен и подковывали множеством гвоздей. Чеботы –
полусапожки с остроконечными загнутыми к верху носками. Под чеботы и сапоги
надевали шелковые или шерстяные чулки. Женская обувь от мужской почти не
отличалась.
Простой люд носил
холщовые рубахи, знатные – шелковые. Нарядным бельем считались красные рубахи.
Порты, или штаны, делались без разрезов, с узлом, которым регулировалась
ширина. На рубаху и штаны надевались еще три одежды: домашняя; та, которая
надевалась при выходе из дома и накидная верхняя. Рукава обычно были очень
длинными, поэтому перчатки не носили. Ходить без пояса считалось неприличным.
Женские одежды были похожи на мужские, но делались длиннее. Замужние женщины на
голове носили волосники или подубрусники – маленькие шелковые шапочки. Поверх
накидывался платок. Выставлять напоказ свои волосы считались стыдом. Девицы на
голове носили венец, оставляя волосы открытыми. У богатых девиц венцы были
дорогие, в виде городов и куполов, с жемчугом и яркими лентами. Крестьянки
делали себе венды из березовой коры или холщовой полосы, сужающейся на затылке.
Почти все женщины носили серьги. Богатые – золотые, с драгоценными камнями,
бедные – медные. Бедные крестьянки носили рубахи и летники, а на голове платок,
завязанный под подбородком.
И у богатых и у бедных
хорошая одежда лежала в клетях и сундуках, доставали ее только по особым
случаям и передавали по наследству.
Пища и питье
Русская кухня была очень
традиционной, т.е. основывалась не на искусстве, а на обычае. Лучшей поварихой
считалась та, которая присмотрелась у людей как готовить. Блюда были не
разнообразны и просты, хотя их было очень много, они были все похожи одно на
другое. Посты строго соблюдались людьми всех сословий. Хлеб употреблялся
преимущественно ржаной. Из пшеничной муки пеклись пироги, калачи, караваи.
Основным блюдом была каша, овсяная или гречневая. Мясные блюда были самые
разнообразные, и первые и вторые. Московское государство изобиловало рыбой,
половину года она составляла обычную пищу. В качестве приправ, обычно
использовали лук, чеснок и шафран.
В качестве напитков
употреблялись морс, пиво, квас, водка, вина и мед. Особенно распространен был
квас. В апреле добывали березовый сок, используемый как прохладительный
напиток.
Образ домашней жизни
Наши предки, и знатные и
простые, утром вставали очень рано: до восхода солнца летом и за несколько
часов до рассвета зимой и осенью. Счет часов был византийский, сутки делились
на дневные и ночные часы. Исчисление находилось в связи с восточным
богослужением, с ним русские согласовали свой домашний образ жизни.
Просыпаясь, русский
человек тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься. Если день был
праздничный, то шли к заутрене в церковь, если простой – богослужение
совершалось дома по книге, если хозяин был грамотный.
После молитвословия
погашали свечи, задергивали пелены на образах, и вся семья расходилась по своим
домашним занятиям. В состоятельных семьях, если муж допускал жену до управления
хозяйством, она давала задание на день слугам и сама подавала всем пример
трудолюбием, работала наравне со всеми. Многие жены богатых людей были лишены
такой деятельности, хозяйством заведовал дворецкий или ключник, а они после
молитвы отправлялись в свои комнаты и убивали скуку вышиванием. Крестьянские же
женщины, напротив, работали вдвое больше своих мужей, которые старались свалить
на них всю самую тяжелую и грязную работу.
Сам богатый хозяин утром обходил все службы: конюшни, хлева, кладовые и т.д. После этого он приступал к
своим основным занятиям – ремесленник брался за ремесло, купец отправлялся в
лавку, приказные люди шли в приказные избы, московские бояре стекались к царю.
В шесть часов дня (по
нашему времени десять часов утра) служились обедни и многие старались зайти в
храм. В полдень все отправлялись обедать – холостые наполняли харчевни,
семейные садились за стол дома или в гостях. После обеда хозяин проверял всю
посуду и, если все было в порядке, хвалил слуг и тогда уже к трапезе приступали
они. Повсеместный обычай был отдыхать после обеда. «Известно, что в числе подозрений, обличавших
в Самозванце нецарское происхождение и уклонение к латинской вере, было и то,
что он не спал после обеда[4]».
Течение жизни, в общем,
было довольно монотонное (труд или учение – отдых – церковь - семья),
разнообразилось взаимными посещениями. По вечерам всегда ужинали, а после ужина
справляли вечернее моление, после чего все скоро ложились спать.
Очень часто русские
ходили в баню, она считалась первой необходимостью в домашней жизни. Бани
топились, по крайней мере, раз в неделю, а иногда и несколько. Только в летнюю
жару запрещалось топить, для предотвращения пожаров. «Баня была самым главным
лекарством от всяких болезней: коль скоро русский почувствует себя нездоровым,
тотчас выпьет водки с чесноком или перцем, закусил луком и идет в баню париться[5]».
Вообще русские болели не
часто. С детства они приучались переносить голод и стужу. Дети часто бегали
босиком по снегу, посты приучали народ к скудной и грубой пище. «На войне
русские удивляли врагов своим терпением: никто крепче русского не мог вынести
продолжительной и мучительной осады при лишении самых первых потребностей, при
стуже, голоде, зное, жажде[6]». При
лечении болезней редко прибегали к помощи медиков, чаще обращались к церковным
обрядам, травникам, знахарям.
Нравы и
обычаи русского народа
Все иностранцы поражались
домашнему деспотизму мужа над женою. «В Москве, замечает один путешественник,
никто не унизиться, чтобы преклонить колено пред женщиною и воскурить пред нею
фимиам[7]».
Вообще женщина считалась существом ниже мужчины. Русская женщина была
постоянною невольницею с колыбели до смерти. При этом крестьянские женщины
пользовались большею свободой и не держались взаперти, но находились под
постоянным гнетом тяжелой работы. У знатных людей жены и дочери содержались в
уединении и на каждый свой шаг спрашивали разрешения. Сравнительно свободную
жизнь вели жены казаков. Они были помощницами своих мужей и даже ходили с ними
в походы.
До замужества девушка не
видела своего жениха, выйдя замуж, только меняла одно рабство на другое.
Нередко знатной женщине не давали кормить своего ребенка грудью и отдавали его
воспитывать нянькам и дядькам. Совсем не считалось предосудительным мужу бить
свою жену и детей, а часто и, напротив, вменялось ему в нравственную
обязанность. Не всегда жены безропотно выносили побои и оскорбления. Известны
случаи, когда жены отравляли своих мужей, хотя за это их ждало суровое наказание.
Положение женщины намного
улучшалось, когда она становилась вдовой и при этом имела детей. Тогда она была
полной хозяйкой в доме и главой семьи. Обидеть вдову считалось большим грехом.
Между детьми и родителями
существовали строгие патриархальные отношения. Церковью предписывалось
обращаться с детьми как можно строже, чтобы искоренить с детства все злые
наклонности. «Наказуй отец сына из млада, учи его ранами бояться Бога, а если
смолоду не научишь – большого как можно научить[8]».
В домашней жизни русского
человека все носило характер замкнутости, все старались покрыть тайной для
чужих глаз. Ворота, обычно, были заперты и днем и ночью, кладовые были под
замками. «По нравственным понятиям века, честный человек должен был стараться,
чтобы никто не слыхал и не видал, что у него делается во двор, и сам не пытался
узнавать, как живут в чужих дворах[9]»
Важному человеку ходить
пешком считалось неприличным. Зимой мужчины ездили в санях, а летом верхом.
Обычно в сани запрягалась одна лошадь, но в XVII веке постепенно начали ездить в
упряжках из нескольких лошадей в каретах и летом, и зимой. Женщины из знатных
семей зимой и летом ездили в закрытых экипажах. Зимние назывались каптаны, а
летние – колымаги. Лошади были чаще всего татарские, пригоняемые их Астрахани.
Они были некрасивы, но очень сильны и выносливы. Летом езда была не только неудобна, но,
иногда, и опасна для жизни из-за плачевного состояния дорог.
Отклонения от обычного
порядка повседневной жизни происходили в праздники. Новый год в XVI и XVII веках праздновали 1 сентября, еще он
назывался днем летопровожания. Этот день проводился весело, устраивались пиры,
кулачные бои, гуляния. Веселые празднества устраивались на святках, перед
Рождеством Христовым, на масленицу, в день вербного воскресенья, на Пасху. В субботу перед Троицыным и в праздник Купала
днем гуляния сопровождались полуязыческими обрядами.
В приеме гостей по
праздникам всегда соблюдались сословные различия. Старшие чины никогда не
ездили в гости к младшим. Гостя выходили встречать или нет, предлагали ли ему
сесть и куда именно, как его приветствовали – все это зависело от степени его
достоинства по отношению к хозяину. В разговоре наблюдалось то же отношение
достоинств гостя и хозяина; так приветствуя светских особ, спрашивали о
здоровье, а монахов о спасении; одним говорили вы, а себя в отношении высших
лиц называли мы; произносили разные записные комплименты, величая того, к кому
обращались, а себя, унижая, вроде следующих: «Благодетелю моему и кормилицу
рабски челом бью; кланяюсь стопам твоим, государя моего; прости моему
окаянству; дозволь моей худости[10]».
Все значительные домашние
события сопровождались увеселениями и пирами. Одних гостей хозяин ездил
приглашать сам, других звал через слуг. На семейные пиры приглашались и женщины,
но они не садились за один стол с мужчинами, а имели свой собственный. Пиршества,
обычно, были очень длинными и тянулись с обеда до ночи.
Торжеством всегда было
рождение ребенка. Крещение обычно справлялось на восьмой день после рождения
младенца. Родные и знакомые собирались на пиршество и одаривали мать и ребенка
денежными подарками.
Женились русские очень
рано, часто в 12-13 лет. Распоряжались судьбой детей родители. Только когда
жених женился повторно, решение принимал он сам. Обычно родители выбирали семью
на свой вкус и посылали туда сватов. Если родители невесты были согласны, то
назначался день свадьбы. Невесту из знатной семьи до свадьбы показывали только
свахе или матери жениха. Бывали случаи, когда родители вместо некрасивой дочери
показывали смотрительнице ее сестру или холопку и подмена выяснялась только
после свадьбы. Важным условием свадьбы было приданное невесты, от жениха не
требовалось ничего. В XVI и XVII веках уже исчез старинный обычай давать за невесту
вено, выкуп. Перед венчанием отец невесты брал плеть и ударял ею свою дочь,
говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь власть отца; теперь эта власть
переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет учить этою плетью
муж!» С этими словами он передавал плеть жениху, а тот, приняв плеть, говорил:
«Я не думаю иметь в ней нужды, но беру ее и буду беречь, как подарок». И
закладывал плеть за кушак[11].
Иногда знатные семьи заключали письменный договор, что жених на самом деле не
будет бить их дочь. Хотя проследить за этим на деле и призвать мужа к ответу,
было почти невозможно.
Свадебные обряды
соблюдались одинаково и для первых браков и для повторных. Второй брак
разрешался, но не имел святости первого.
Третий брак церковью не одобрялся, венчания при нем не происходило, а
только молитвословие. Четвертые браки церковью запрещались, но правительство
признавало наследниками детей, рожденных в них. «Первый брак законен, второй по
нужи прощение слабости ради человечьская, третьи – законопреступление,
четвертый – нечестье, понеже свиньское есть житие[12]».
Развод был возможен только в исключительных случаях: физическая неспособность
мужа к браку, измена жены, клевета и т.д.
Брачные отношения в среде
русских крестьян определялись их нравственными воззрениями, а именно: семья в
глазах земледельца считалась первым условием благосостояния. Семья была
производственной единицей, труд которой определял семейные отношения, поэтому
крестьяне нуждались в семье, в подрастающих детях. Семья составляла внутреннюю
сущность крестьянствования[13].
Иногда семьи состояли из
нескольких поколений, но в XVI – XVII веках в крестьянских дворах проживали преимущественно
малые семьи, родители с детьми. Довольно точные сведения о численности
крестьянских семей дают переписные книги. В среднем населенность дворов тогда
колебалась от 4.8 до 10,2 человека[14].
Преобладание двухпоколенных семей наблюдалось у сельского населения
Европейского Севера[15].
Торжественным событием
было и новоселье. Новый дом обязательно освещался духовенством, приглашались
родные и знакомые. Гости приходили с хлебом и солью, как символами
благополучия, оставшимися с языческих времен.
Когда русский человек
чувствовал приближение смерти, он писал завещание и старался совершить
какие-нибудь добрые дела для успокоения своей души: раздавал милостыню,
отпускал на волю холопов, одарял монастыри. Около умирающего собиралось все
семейство, каждого он благословлял. Как только человек умирал, на окне его дома
выставляли чашу со святой водой и мису с кутьей. В течение сорока дней
совершалось поминовение усопшего, часто к нему примешивались языческие обряды,
не одобряемые церковью.
Остатки язычества вообще
явно присутствовали во многих русских обрядах. Дольше всех языческие верования
сохранялись в остатках поклонения роду и рожаницам. По свидетельству Домостроя,
в XVI веке еще
верили в родословие, в рожаниц. Такие обряды имели смысл при рождении или
смерти человека. Этим фантастическим существам приносились в жертву хлеб, мед,
сыр, куры. Вообще поклонения индивидуальным семейным божествам сохранялись
намного дольше других языческих верований, хоть и видоизменяясь со временем.
Это легко объяснить тем, что человек стремиться удержать то, что больше
касается его домашнего круга жизни и легко забывает предания о сотворении мира,
историю героев и богов.
Заключение
На основе использованной литературы, мною был освещен народный быт
и нравы русского народа в XVI и XVII
веках. Был изучен быт русского народа,
рассмотрены особенности жилой местности, жилищ, домашней утвари, пище и одежде
различных сословий. Выявлена специфика образа домашней жизни русских людей, на
основе научных исследований и дошедших до нас исторических документов, таких
как «Домострой», освещены нравы и обычаи, известные по фольклорным
произведениям, историческим трудам, дошедшим до нас памятникам культуры и археологическим
находкам.
В переломную историческую эпоху, какой является наше время,
невозможно говорить о национальном единстве и самосознании без глубокого и
всестороннего изучения к жизни своих предков, их обычаев, образа жизни, условий
формирования национального характера.
Нравы русского народа соединили в себе языческие суеверия и
глубокую набожность, грубость в обращении с нижестоящими и восточную
церемонность с вышестоящими. Православная моногамность сочеталась с гаремным
затворничеством знатных женщин. Милосердие с нищим шло бок о бок с домашней
скупостью. Характер русского человека складывался под влиянием многих культур.
Восточные и западные традиции и порядки, часто противоречивые, переплетались и
сливались. Все это сделало русскую культуру
особенной, а характер и нравы великоросского народа удивительными и
непохожими на все остальные.
Список
литературы:
Александров В.А. Русские. – М.:
Наука, 1999. – 828 с. Ил. Монография.Водарский Я.Е Население России за 400
лет (XVI – н. XX в.) - М., 1973.Громов Г.Г. Жилище // Очерки русской
культуры XVI в. -
М., 1977. 4.Громов Г.Г. Одежда // Очерки русской
культуры XVII в. -
М., 1977. 4.Домострой. М., 1908-1910. Т. 1-2; М.,
1990.Копанёв А.И. Крестьянство Русского
Севера в XVII в. -
Л., 1984.Копанёв А.И. Население Русского
государства в XVI в. // Ист. Зап. М., 1959. Т. 64.Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и
нравы великорусского народа. – М.: Экономика, 1993. – С. 398.Липинская В.А. Пища и утварь//
Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры. М., 1987.Назаров
В.Д., Тихонов Ю.А. Крестьянский и бобыльский двор в светских владениях
центральных уездов пер. пол. XVII в. // История СССР. 1977. № 4.Рабинович
М.Г. Русское жилище XIII – XVII вв. // Древнее жилище народов Восточной Европы. М.,
1975.
Приложение
Домострой.
Как мужу
воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему
приноровиться. Чтобы могла дом свой получше устроить и всякий домашний обиход и
рукоделье знать, и слуг учить и самой трудиться.
Следует мужьям воспитывать жен
своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком
порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру
устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом
внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано.
И прежде всего - иметь страх божий
и пребывать в телесной чистоте, как выше уже указано было. Поднявшись с
постели, умывшись и помолясь, слугам работу на весь день указать, каждому свое:
кому еду на день готовить, а кому хлебы печь ситные или решетные, да и сама бы
хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить-замесить, и хлебы скатать
да испечь, и кислые, и пышные, и выпечные, а также калачи и пироги; да знала
бы, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут, и сколько чего получится
из четверти, из осьмины, из целого решета и сколько высевков отойдет, и сколько
чего испекут,- меру и счет знать во всем.
А еду мясную и рыбную, и всякие
пироги и блины, различные каши и кисели, любые блюда печь и варить,- все бы
сама хозяйка умела, чтобы и слуг научить смогла тому, что знает.
Когда же хлебы пекут, тогда и
одежду стирают: так в общей работе и дровам не убыточно; но нужно при том
приглядывать, как стирают нарядные рубашки и лучшую одежду, и сколько мыла идет
и золы, и на сколько рубашек каждого, да хорошо бы выстирать, прокипятить и
начисто выполоскать и высушить, и выкатать скатерти и убрусы, платки и
полотенца также; и всему тому счет знать самой, и отдать и взять все сполна, и
бело и чисто, а ветхое залатать осторожно, все сгодится - нищим отдать.
А когда пекут хлебы, того же теста
велеть отложить да пироги сделать; и если пшеничный пекут, то из обсевков
велеть пирогов наделать, в скоромные дни со скоромной начинкой, какая случится,
а в постные дни с кашей или с горохом, или с вареньем, или с репой, или с
грибами, и с рыжиками, и с капустой, или с чем Бог подаст,- всё семье в
утешенье. И всякую бы еду, и мясную, и рыбную, и всякое блюдо, скоромное или
постное, сама бы хозяйка знала да умела и сготовить, и слуг научить: такие
хозяйки - домовитые да умелые.
И знала бы также, как делать пивной
и медовый, и винный, и бражный, и квасной, и уксусный, и кислощенный, и всякий
припас поварской и хлебный, и в чем что готовить и сколько из чего получится.
Если все это хорошая хозяйка знает
по строгости и наставлениям мужа, а также по своим способностям, то все будет
споро и всего будет вдоволь.
А которая женка или девка
рукодельна, так той указать дело: рубашку сшить или вышить убрус да выткать,
или шить на пяльцах золотом и шелками - какую из них чему научили, да и это все
и доглядеть, и заметить.
И каждой бы мастерице сама хозяйка
отвесила и отмерила пряжи и шелка, злотой и серебряной ткани, и тафты и камчи,
и рассчитать, и указать, сколько чего надобно и сколько чего дать, и выкроить и
примерить - самой знать всякое рукоделие. Малых же девок учить, какая к чему
пригодна, а замужним женкам, которые черную работу делают, избу топят и хлебы пекут,
и белье стирают, тем дают лен прясть, на себя да на мужа и на детей. Одинокая
женка и девка на хозяина лен прядет, а очески льна - на себя, или как придется.
Да ведала бы всем хозяйка сама, которой из них какое дать дело, сколько дать
чего и сколько чего взять, и сколько чего кто сделает за день, много ли мало, и
сколько из чего получится,- все бы знала сама, и было бы все у нее на счету.
Да и сама хозяйка ни в коем случае
и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так
что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли
гостья - всегда 6 и сама за делом сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала.
И никогда бы слуги не будили хозяйку, но сама хозяйка будила бы слуг и, спать
ложась после всех трудов, всегда бы молилась, тому же уча и слуг.
Как детей учить и страхом спасать
Наказывай сына своего в юности его,
и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей,
младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты,
казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее
направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица
своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости
нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда
посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно
великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая
из-за нее. Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им.
Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди
недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай
детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся,
играя с ним: в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем
словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по
ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не
станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и
укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.
Если воспитаешь детей своих в
страхе божьем в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в
целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и
обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего
прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти
вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут
вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут
они по заповедям господним.
Василия Кесарийского поучение
юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку
кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших -
молчание, перед мудрейшими - послушание, знатным - повиновение, к равным себе и
к младшим - искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей
избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не
засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с
распутными бабами не водиться, опустив очи долу, душу возносить горе, избегать
прекословия, не стремиться к высокому сану, и ничего не желать, кроме чести от
всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Господа сподобится
награды и вечных благ наслаждения.
[1] Костомаров Н.И. Домашняя
жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика. - 1993. С. 59.
[2] Александров В.А. Русские.
– М.: Наука, 1999. – С. 399. Монография.
[3] Рабинович М.Г.. Русское
жилище XIII-XVII вв.// Древнее жилище
народов Восточной Европы. М., 1975.
[4] Костомаров Н.И. Домашняя
жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика. - 1993. С. 129.
[5] Там же С. 132.
[6].Там же С. 134.
[7] Костомаров Н.И. Домашняя
жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика. - 1993. С. 138.
[8] Костомаров Н.И. Домашняя
жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика. - 1993. С. 229.
[9] Костомаров Н.И. Домашняя
жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика. - 1993. С. 148.
[10] Костомаров Н.И. Домашняя
жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика. - 1993. С. 169.
[11] Костомаров Н.И. Домашняя
жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика. - 1993. С. 229.
[12] Костомаров Н.И. Домашняя
жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика. - 1993. С. 229.
[13] Александров В.А. Русские.
– М.: Наука, 1999. – 419 с. Монография.
[14] Водарский Я.Е Население
России за 400 лет (XVI – н. XX в.). М., 1973. С. 221-231;
[15] Копанев А.И. Население
Русского государства в XVI
в.// Ист. Зап. М., 1959. Т. 64.