Полный текст:
Оглавление
Введение. 3
1. Сущность
налогообложения. 5
2. Теории налогов. 8
3. Функции налогов. 15
Заключение. 21
Список литературы.. 23
Введение
Экономическая
роль государства находится в центре внимания как отечественных, так и
зарубежных исследователей. Фискальное регулирование независимо от исходных
позиций анализа общепризнано как важнейший элемент реализации экономических
функций государства по обеспечению социальной стабильности и устойчивого
экономического роста в условиях циклического воспроизводства рыночного
хозяйства. От эффективности функционирования системы налогообложения решающим
образом зависит формирование конкурентоспособной экономики, создание
предпосылок социального развития общества, повышение благосостояния населения,
предоставляемый объем общественных благ. Устойчивое функционирование институтов
современной экономики не может осуществляться без качественной налоговой
системы и налогового регулирования.
С
появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в
формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для
этого использовались самые разные формы извлечения средств: обложение
собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое
закабаление); контрибуции; домены; регалии и т. д. Самым надежным и постоянным источником
пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на
страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные
времена и в разных местах устанавливался в зависимости от политической и
социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной
из первых форм налога.
Вся
дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и
постоянным источником финансового и материального обеспечения государства.
Целью
данной работы является изучение теоретических основ налогообложения с целью
выявления роли налогов в экономической системе общества.
Поставленная
цель определила перечень следующих задач:
1.
Определить сущность налогообложения.
2.
Проанализировать теории налогов.
3. Определить
функции.
4.
Охарактеризовать принципы налогообложения.
Объектом
исследования выступает теория налогообложения в экономике знаний. Предметом
исследования является фискальная политика государства.
Теоретической
основой исследования являются концепции и подходы, представленные в трудах
классиков экономической теории, работах современных зарубежных и отечественных
ученых, статьях и отчетах, материалах научных конференций и семинаров по
проблемам налогообложения и экономике знаний.
1. Сущность налогообложения
Введение
же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и
экономики. Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы
теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII
в. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь
налогообложения и народно-хозяйственного процесса.[1]
Ключевую
роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом
(1755 г.):
"Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до
высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в
управлении; все остальное сделает естественный ход вещей".
Трудность
понимания природы налога связана с тем, что его следует анализировать как многоаспектное
явление. Например, Т. Ф. Юткина предлагает последовательно рассматривать налог
с философской, экономической, правовой, финансово-распределительной и
фискальной категорий. Многие ученые часто трактуют налог как экономическую и
правовую категорию.
Используя
системный подход к процессу управления налогами, целесообразно рассматривать
его как совокупность объективных стоимостных (финансовых) отношений,
взаимодействующую с другими разноплановыми системами (аспектами).[2]
Следуя в общих чертах логике управления финансами и учитывая особенности,
присущие процессу налогообложения в целом (его предмет и метод, обширная и
часто меняющаяся правовая база, принудительный характер налогов, регулярность,
жесткая система ответственности за налоговые правонарушения), можно отобразить
систему налогообложения в виде модели.
В
наиболее общем виде эта модель М характеризует концептуальные основы
налогообложения. Она состоит из ряда взаимоувязанных и взаимозависимых
компонентов как теоретического, так и прикладного характера:
М = {pi, ot, sc, bc, si, fp, op, pp, ss},
где pi — интересы участников
налоговых отношений;
ot — иерархия целей системы
налогообложения;
sc — понятийный аппарат
(элементы налога);
bc — базовые концепции
налогообложения;
si — научно-практический инструментарий;
fp — функции налогов;
op — организация налоговой
системы;
pp — процедуры налогового
производства;
ss — обеспечивающие подсистемы
налогового менеджмента[3].
Сущность
налогообложения проявляется при рассмотрении целей системы налогообложения и
интересов ее участников.
Участниками
отношений в налоговой сфере являются: налоговые органы, налогоплательщики,
налоговые агенты и др. Причем интересы всех участников далеко не всегда
совпадают. В целом система налогообложения должна:
обеспечить
заданный бюджетами уровень налоговых доходов;воздействовать
посредством регулирующей функции на развитие экономики в целом, объем и
структуру производства;обеспечить
посредством социальной функции перераспределение общественных доходов между
различными категориями граждан и т. п.
При
этом действия налогоплательщика характеризуются:
осознанными
шагами, связанными в определенной степени с признанием общественной
необходимости уплаты налогов;активными
и целенаправленными действиями на снижение налоговых платежей;волевыми
действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при нарушении
законодательства.
Стремление
налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, разумеется, вызывает ответную
реакцию со стороны государства.[4]
В этой ситуации действия исполнительных органов государства характеризуются:
действиями,
направленными на защиту своих финансовых интересов, наполнение доходной части
бюджета;действиями,
направленными на противодействие уклонению от уплаты налогов, на выявление
случаев незаконной "налоговой экономии";действиями,
связанными с применением налоговой ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах.
В
состав упомянутой модели входят разнообразные подсистемы, характеризующие
налогообложение, во-первых, как научное направление и, во-вторых, как
практическую деятельность, связанную с реализацией методов и приемов налогового
менеджмента. Материал излагается в соответствии с логикой и принципами
управления налогообложением как на государственном уровне, так и на уровне
хозяйствующих субъектов. Именно отображение этой логики позволяет познать суть
любой налоговой системы и дает возможность практической реализации управления
налогами.
Необходимо
также отметить, что по мере развития и совершенствования налоговых систем
происходит эволюция взглядов на понимание терминов "налог" и "налогообложение".
Хотя современная система налогообложения характеризуется достаточно глубоким
теоретическим обоснованием проблем, однако это еще не идеальная налоговая
система. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования
налоговой политики и практические изыскания эффективной и справедливой методики
налогообложения. Этим целям служит в первую очередь знание налоговых теорий.
2. Теории налогов
Основоположником
теории налогообложения считается шотландский экономист и финансист А. Смит. В 1776 г. он издал книгу "Исследование
о природе и причинах богатства народов", которая оказала определяющее
влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые
теории начали зарождаться в более ранний период.[5]
Налоговая
теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и
значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели
построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют
общие и частные теории налогов.
Общие
теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные —
исследования по отдельным вопросам налогообложения. Ниже дается представление
об общих теориях начиная со средних веков и до настоящего времени.
Теория
обмена — характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через
налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию
правопорядка, здравоохранению и др. Эта теория соответствовала условиям
средневекового строя с господством договорных отношений.
Атомистическая
теория (основатели С. де Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер, Мирабо) — разновидность
предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по
которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги
выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит
обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной
и часто не может считаться справедливой.
Теория
наслаждения — налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель
этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: "При
помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик
налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его
сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов
каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает
из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности.
Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно
пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное
просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых
развивается религиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем
другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в
выгодах, доставляемых общественным порядком".
Теория
налога как страховой премии (основатели А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж.
МакFКуллох) — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения
какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в
зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного
бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории,
налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать
страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.
Классическая
теория (основатели А. Смит, Д. Рикардо) — налоги рассматриваются как один из
видов государственных доходов, которые должны покрывать "расходы на
общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти". При
этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не
отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.
Учение
о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории
жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных
потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нити).
Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как
обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества.
Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия
XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX
в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и
увеличения налогового гнета.
Кейнсиансая
теориия (основатель Дж. Кейнс) — заключается в том, что налоги являются главным
рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При
этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат
изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента
макроэкономической стабилизации позволяет связать налоги с рядом
макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и
потребления и т. д.
Теория
монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке
денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами,
воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не
сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные
факторы развития экономики.
Теория
экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — в большей
степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов
экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение
налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной
деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил
математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.
К
частным теориям налогов относятся:
теория
соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго
искала ответ на вопрос, каково влияние прямого и косвенного налогообложения на
создание сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые
пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь
сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм;теория
единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из
единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более
целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных
налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала
несостоятельность и неосуществимость данного подхода;теория
пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по
мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемых сумм). Защитниками
этой теории всегда выступают наиболее имущие классы;теория
прогрессивного налогообложения основана на усилении налоговой нагрузки по мере
роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого
гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С
точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным;теория
переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в
зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения.
Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков.
Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая,
пессимистическая и др.
Анализ
основных макроэкономических теорий позволяет выявить взаимосвязи между
изменением налоговой нагрузки на производственный сектор экономики и уровнем
инфляции и социальной дифференциации.
Большинство
стран придерживаются некоторого разграничения между бюджетно-налоговыми и
кредитно-денежными методами регулирования экономики и используют каждый из
методов управления в тех областях, где считают его наиболее эффективным.
Например, считается, что уровень цен и величина сбережений в экономике должны
регулироваться с помощью инструментов кредитно-денежной политики, а управление
краткосрочными колебаниями совокупного спроса, а также уровнем и
перераспределением дохода в экономике лучше регулировать с помощью мер бюджетно-налоговой
политики. Докажем, что при определенных условиях фискальная политика может
оказаться не менее эффективным средством борьбы с инфляцией, чем
кредитно-денежная.
Разграничение
бюджетных и денежных мер при регулировании экономических процессов в большой
степени базируется на классических экономических теориях. Например,
количественная теория денег связывает темп роста цен в экономике с темпами
роста денежной массы при условиях постоянных темпов роста доходов и скорости
обращения денег, из чего следует, что регулирование инфляции должно производиться
кредитно-денежными методами.
Классическая
экономическая теория считает, что последствия сдерживающей налоговой политики в
долгосрочном периоде приводят к росту инвестиций и сокращению реальной ставки
процента и никак не влияют на уровень инфляции.
Согласно
монетаристским теориям М.Фридмана, П.Кагана, М.Бруно, С.Фишера, основные
причины инфляции заключаются в росте денежной массы и ожиданиях экономических
агентов относительно темпов изменения цен. В рамках данных концепций, причиной
инфляции в России является дефицит государственного бюджета, который
финансируется с помощью выпуска денег и, поэтому, увеличение налогов должно
способствовать сдерживанию роста цен.
Итак,
вышеперечисленные модели не связывают причину инфляционных процессов с
налоговой нагрузкой на экономику и не считают налоговую политику эффективным
средством борьбы с инфляцией.
Однако,
существуют и альтернативные подходы к исследованию причин роста цен. Сочетание
моделей IS-LM и AD-AS показывает, что в краткосрочном периоде при росте
величины взимаемых в государстве налогов происходит падение дохода и выпуска, а
также ставки процента. Уменьшение дохода при любом заданном уровне цен приводит
к смещению кривой совокупного спроса и вызывает дефляцию. Таким образом,
зависимость между изменением уровней налоговой нагрузки и цен отрицательна.
Кривая
Филлипса и теория адаптивных рациональных ожиданий выявляют отрицательную
взаимосвязь инфляции, с одной стороны, и циклической безработицы, - с другой.
Данная кривая доказывает, что в краткосрочном периоде рост налоговой нагрузки
приводит к спаду производства, увеличению безработицы, падению доходов в
государстве и сокращению инфляции спроса.
Рост
налоговой нагрузки на экономику может привести к инфляции в результате сдвига
не только кривой спроса, но и предложения. Причина инфляции предложения связана
с резким изменением экономических условий, которое затрагивает издержки
производства товаров, вследствие чего происходит рост цен на производимую
продукцию. Это вызывает смещение кривой совокупного предложения и является
основой для одновременного спада уровня производства и роста цен, или
стагфляции.
Резкие
изменения налоговой нагрузки вызывают «инфляцию издержек», что приводит к «шоку
предложения» в экономике в целом и росту инфляции. «Инфляция издержек» как
экономический феномен возникает в случае, если происходит рост цен на сырье и
материалы, используемые в большинстве отраслей, что затрагивает издержки производства
большинства товаров.
Именно
такое явление наблюдалось в Российской экономике в период с 2000 по 2006 год.
Рост тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки, с одной стороны, и
повышение внутренних цен на газ и бензин, - с другой, приводят к росту немонетарных факторов,
вызывающих инфляцию.
Таким
образом, можно сказать, что инфляционные процессы в государстве могут
корректироваться с помощью мер не только кредитно-денежной, но и
бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика является более
эффективным средством регулирования инфляции, если:
происходит
резкий рост налоговой нагрузки на предприятия, создающие продукцию, которая
является сырьем для производства большинства товаров в экономике;вызванное
ростом налоговой нагрузки увеличение цен в ряде отраслей приводит к тому, что
вклад немонетарных факторов в формирование инфляции является достаточно
значительным.
В
случае, если рост цен происходит опережающими темпами в отраслях, производящих
продукцию, составляющую значительную долю потребления для низкодоходных групп
населения, усиление налоговой нагрузки на такие отрасли приводит к росту
социальной дифференциации.
3. Функции налогов
Смысл
налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части
валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е.
централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать
без взимания налоговых платежей. Налоги и займы — два определяющих источника
процветания любой страны.
Функции
налогов детерминируют характер реализации общественного назначения данной
экономической категории как инструмента стоимостного распределения и
перераспределения доходов. В большинстве литературных источников выделяют
фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную функции.
На наш
взгляд, позитивные трансформации качественных и количественных свойств
современного общественного воспроизводства невозможны вне социально
ориентированных стимулирующих воздействий государства на все субъекты
экономических отношений. Их роль и место в системе перераспределения финансовых
ресурсов в совокупности детерминируют темпы экономического роста. В этой связи
целесообразно активизировать роль стимулирующей и социальной функций налогов,
первая из которых реализуется через систему льгот и преференций, а вторая –
посредством неравномерного налогообложения разных сумм доходов.
Функции
налогов нельзя отождествлять с их управленческими аналогами, которые входят в
состав механизмов налогового администрирования и налогового менеджмента и
позиционируются, соответственно, на макро- и микроуровнях
социально-экономической системы (рис. 1). Вместе с тем, функциональная
реализация системы налогообложения предполагает наличие иерархических связей в
механизме согласования экономических интересов государства и хозяйствующих
субъектов. Здесь имеет место проецирование базовых функций налогов на уровень
их непосредственного администрирования и налогового менеджмента.
Рис. 1.
Функциональная реализация системы налогообложения
Посредством
комплекса объективных связей в системе экономических отношений «государство –
налогоплательщик» достигается формирование доходной части федерального и
региональных бюджетов, а с помощью субъективных – бюджетов муниципальных
образований, которые находятся в ведении органов местного самоуправления.
Взаимодействие
хозяйствующих субъектов на рынке товаров и услуг носит вероятностный характер и
приводит к образованию предметов налогообложения (прибыли, добавленной
стоимости, доходов физических лиц и т.п.), размерные параметры которых также
зависят от государственной экономической политики.
Фискальная
функция — основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных
фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства
расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней
политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по
государственному долгу.
Изменение
доли налогов в ВВП в результате проведения налоговых реформ отражает
воздействие регулирующей функции налогов, посредством которой в экономике
знаний осуществляется не только сглаживание экономического цикла, но и
происходит стимулирование научно-технического прогресса, инвестирование в
капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости затрат. Налоговое
регулирование в современной экономике не только способствует переходу к
устойчивому функционированию институтов экономики знаний, но и влияет на
технологическое лидерство страны, способствуя её устойчивому и динамичному
развитию.
К концу
20 века в процессе реформирования налоговых систем в странах с рыночной
экономикой сформировался единый подход к налоговым системам как к
экономическому механизму, способному выполнять следующие задачи: обеспечение
необходимых налоговых сборов, активизации конкурентных сил рыночной экономики,
регулирование процессов расширения и модернизации производства, стимулирование
инвестиционной активности, обеспечение социальной стабильности в обществе. Для
реализации данных задач используются следующие методы: дифференциация налоговых
ставок, прогрессивное налогообложение, различные виды налоговых льгот, введение
необлагаемого минимума, вычеты из налоговой базы, амортизационная политика. По
налогу на прибыль применяются налоговые льготы, направленные на стимулирование
НИОКР, отдельных видов деятельности и отдельных регионов. Одним из важнейших
направлений процесса преобразований налогового механизма является трансформация
методов стимулирования инвестиций.
В
результате анализа действующей налоговой системы Российской Федерации отмечена
общая направленность законодательства о налогах и сборах на ликвидацию всех
экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот. В результате
современная налоговая система Российской Федерации имеет четко выраженную
фискальную направленность.
Рис. 2.
Принципы и формы организации налогового стимулирования
Налоговое
стимулирование может быть выражено в управлении общей налоговой нагрузкой в
сторону ее снижения или увеличения для всех налогоплательщиков либо в
дифференциации этой нагрузки среди субъектов рынка данной территории.
Критериями оценки целесообразности проведения селективной налоговой политики
призваны выступать существующие территориальные, отраслевые или
производственные диспропорции.
В
рыночных условиях инструментальную базу реализации системы принципов
организации налогового стимулирования составляют налоговые льготы (рис. 2). Они
классифицируются на безвозмездные и возвратные виды. Первые из них
подразделяются на вычеты из базы налогообложения и налогового оклада, полные
освобождения от уплаты, возвраты части суммы налога, понижения налоговых
ставок. Вторые предусматривают отсрочки, инвестиционные налоговые кредиты,
механизмы ускоренной амортизации.
По
нашему мнению, налоговые льготы, как стимулирующий экономическое развитие
инструмент, имеют двойственную природу. Она проявляется во взаимодействии и
взаимообусловленности их расходного и доходного характера. С одной стороны, в
результате сознательного и регламентируемого законом недобора налогов
дополнительные текущие расходы несет бюджет. С другой стороны,
налогоплательщики приобретают возможность увеличения собственных доходов. Рост
экономического потенциала хозяйствующих субъектов может привести в
стратегической перспективе к максимизации налоговых поступлений в бюджетную
систему страны.
Современные
реалии преодоления кризисных явлений в экономике актуализируют целесообразность
расширения номенклатуры налоговых льгот в части стимулирования занятости
населения, сохранения рабочих мест. В этой связи, основная доля соответствующих
преференций должна быть сосредоточена на укреплении предпринимательского
потенциала малого и среднего бизнеса в производственной сфере.
Сохраняет
свое значение в экономике знаний и распределительная функция налогов, будучи
направленной на социальную справедливость в обществе: В развитых странах через
бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода.
Основными налоговыми инструментами обеспечения социальной справедливости
являются налоги на социальное страхование, удерживаемые с работодателей, и
система налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц. В среднем по ОЭСР
доля налогов на доходы физических лиц и социальные отчисления в бюджетах разных
уровней составляет 18%.
Экономика
знаний, увеличивая скорость экономических трансакций, модифицируя
бизнес-процессы и создавая новые продукты, не упраздняет законы, существовавшие
до ее появления, как и не отменяет налоги и их основные функции: фискальную,
регулирующую и распределительную.
Контрольная
функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту
поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с
потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется
необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Заключение
Данная
работа была посвящена изучению теоретических основ налогообложения. В ее
материалах выявляется роль налогов в экономической системе общества.
Большинство
ученых рассматривают налог как многоплановое явление. С этих позиций систему
налогообложения можно отобразить в виде модели, в состав которой входят
подсистемы, характеризующие налогообложение как научное направление и как практическую
деятельность.
Сущность
налогообложения проявляется при формулировании целей системы и интересов ее
участников. Налоги — это прямое изъятие определенной части валового
общественного продукта для формирования бюджета, поскольку никакое государство
не может существовать без взимания налоговых платежей. К участникам отношений в
налоговой сфере относятся: а) налоговые органы; б) налогоплательщики; в)
налоговые агенты; г) другие участники. Круг их интересов достаточно
противоречив, и они зачастую не совпадают. Как правило, стремление налогоплательщика
сократить отчисления в бюджет вызывает ответную реакцию со стороны государства.
Существуют
общие и частные теории налогов. Большинство ранних теорий основано на
обосновании роста государственных расходов и увеличения налогового бремени.
Однако Дж. Кейнс (1883–1946) и более поздние теоретики уже рассматривают налоги
как главный рычаг регулирования и развития экономики. В настоящее время
посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие
другие общественные проблемы.
Налогообложение
выполняет четыре важнейшие функции. Фискальная функция — формирует доходы,
аккумулируя в бюджете средства для реализации государственных программ, и
основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. С помощью социальной
функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.
Регулирующая функция выполняет те или иные задачи налоговой политики
государства; она предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад
или рост производства, а также его структуру. Через контрольную функцию определяется
необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
В
системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и
организационные принципы. Экономические принципы — справедливость,
соразмерность, определенность, удобство, экономичность — исходят от А. Смита
(1723–1790) и служат основой построения любой налоговой системы государства.
Однако до настоящего времени еще не существует идеальных налоговых систем.
В
середине и конце ХХ в. ряд стран провели налоговые реформы, связанные с
необходимостью ускорения накопления капитала и стимулирования деловой
активности. Теперь их усилия направлены на гармонизацию налогообложения и
налоговой политики. Тенденции гармонизации охватили основные показатели
налоговых систем, налоговое право, проблемы международного двойного
налогообложения. Разработан мировой налоговый кодекс. Произошли значительные
перемены в использовании оффшорных механизмов, способов и схем налогового
планирования.
Список литературы
Алиев Б.Х., АбдулГалимов А.М., Алиев М.Б. Теория
и история налогообложения. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 240 с.Майбуров И.А., Ушак Н.В., Косов М.Е. Теория и
история налогообложения. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 424 с.Майбуров И.А. Теория и история налогообложения.
– М.: Юнити-Дана, 2007. – 496 с.Никулина И.В. Общая теория налогообложения. –
М.: Эксмо, 2009. – 176 с.Ушак Н.В. Теория и история налогообложения. –
М.: КноРус, 2009. – 336 с.
[1] Майбуров И.А. Теория и история
налогообложения. – М.: Юнити-Дана, 2007, с. 15.
[2] Ушак Н.В. Теория и история
налогообложения. – М.: КноРус, 2009, с. 21.
[3] Ушак Н.В. Теория и история
налогообложения. – М.: КноРус, 2009, с. 36.
[4] Никулина И.В. Общая теория
налогообложения. – М.: Эксмо, 2009, с. 20.
[5] Никулина И.В. Общая теория
налогообложения. – М.: Эксмо, 2009, с. 9.