Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Методы анализа инновационных процессов

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Методы анализа инновационных процессов
  • Предмет:
    Инновационный менеджмент
  • Когда добавили:
    04.09.2014 17:10:22
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
     
     
    Введение. 3
    1   Общая характеристика методов анализа. 5
    2   Особенности инновационных процессов и их анализ. 10
    3   Обоснование применения одного из методов анализа инновационных процессов для предприятия сотовой связи. 21
    Заключение. 24
    Список использованной литературы.. 25
     
     
    Введение Эффективно функционирование организаций в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от обоснованности и качества принимаемых управленческих решений. Научной основой принятия таких решений, важнейшим элементом системы управления экономикой на микроуровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования, является экономический анализ.
    В условиях динамичных изменений рыночной ситуации знание современных методов и приемов экономического анализа позволяет разрабатывать эффективную стратегию и тактику функционировании предприятия, выявлять неиспользованные резервы повышения эффективности производства и реализовывать их в практический деятельности.
    В настоящее время общепризнано, что инновационная деятельность является необходимым условием для долгосрочного устойчивого функционирования любого предприятия. Необходимость изменения роли России в мировой экономике и ухода от сырьевой ориентации посредством развития высокотехнологичных отраслей декларируется на высшем государственном уровне. В то же время процесс активизации инновационной деятельности российских предприятий, рассматриваемый как необходимая предпосылка экономического роста, наталкивается на отсутствие формализованного аппарата принятия решений и оценки их последствий.
    Многим современным публикациям в области инноватики и инновационного менеджмента присущ описательный, качественный характер. Слабая структурированность объектов количественных оценок в экономике инновационной деятельности и недостаток методик их анализа затрудняют обоснование управленческих решений, которые во многих случаях основываются на интуитивных предчувствиях, а не на объективных критериях оценки.
    Этим объясняется актуальность темы исследования.
    Целью данной работы является анализ методов анализа инновационных процессов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    - дать общую характеристику методов анализа;
    - изучить особенности инновационных процессов и методы их анализа;
    - на примере предприятия сотовой связи дать обоснование одного из методов анализа инновационных процессов.
    Объектом исследования является инновационная деятельность российских предприятий, предметом исследования – системы управления инновационными процессами на предприятии.
    Теоретической и методологической основой работы послужили законодательные и нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность современных предприятий; теория инноваций; методологические основы менеджмента инновационных процессов, разработанные отечественными и зарубежными учеными. В ходе исследования использовались методы экономического и статистического анализа, экономико-математического моделирования.
     
    1   Общая характеристика методов анализа Управление представляет собой процесс активного воздействия управляющего органа на развитие управляемого объекта с целью обеспечения его эффективного функционирования[1].
    Сущность управления раскрывается в его функциях, которые выделились в процессе разделения и специализации управленческого труда. Основными их них являются планирование, учет, анализ, регулирование.
    Анализ обеспечивает количественную и качественную оценки происходящих изменений в управляемом объекте. Он позволяет вовремя увидеть тенденции развития как нежелательных, так и прогрессивных явлений. На основе результатов анализа разрабатываются варианты решений, которые позволяют затормозить развитие отрицательных тенденций и создать благоприятные условия для развития прогрессивных.
    В зависимости от потребностей управления можно выделить следующие виды анализа, представленные в таблице 1-1.
    В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.
    Таблица 1.1 - Классификация видов экономического анализа
    Признак классификации
    Вид анализа
    По функциям управления
    Уровень информационного обеспечения
    внутренний управленческий анализ
    внешний финансовый анализ
    Содержание процесса управления
    перспективный (предварительный) анализ
    ретроспективный (последующий) анализ
    оперативный анализ
    итоговый (заключительный) анализ
    Характер объектов управления
    анализ стадий расширенного воспроизводства
    отраслевой анализ
    анализ ведомств и предприятий
    анализ составных элементов производства и производственных отношений
    Прочие виды классификации
    Субъекты анализа
    анализ по заданию руководства и экономических служб
    анализ по заданию собственников и органов управления
    анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)
    Периодичность
    годовой анализ
    квартальный анализ
    месячный анализ
    декадный анализ
    ежедневный анализ
    Содержание и полнота изучаемых вопросов
    полный анализ
    локальный анализ
    тематический анализ
    Методы изучения объекта
    комплектный анализ
    системный анализ
    сравнительный анализ
    сплошной анализ
    выборочный анализ
    Степень автоматизации работ
    анализ с использованием ПЭВМ
    анализ без применения ПЭВМ
     
    Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.
    Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
    o определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
    o установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
    o выявление формы взаимосвязи между факторами;
    o выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
    o количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.
    Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
    Существуют различные классификации методов экономического анализа. Так, О.В. Грищенко выделяет экономические, статистические и математические методы[2].
    К экономическим методам анализа она относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.
    Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.
    Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
    А.А. Огарков выделяет социологические и аналитические методы управленческого анализа[3]. К социологическим он относит:
    - метод опроса, ориентированный на получение информации от непосредственных участников исследуемых процессов или явлений. Этот метод имеет несколько видов: групповое и индивидуальное анкетирование; почтовый, прессовый и телефонный опрос; формализованное, фокусированное и свободное интервьюирование;
    - метод наблюдения, ориентированный на достаточно протяженный сбор информации, осуществляемый одновременно с развитием исследуемых явлений (проблем). Виды наблюдения: полевое и лабораторное, систематическое и несистематическое, включенное и невключенное, структурализованное и неструктурализованное;
    - метод эксперимента, ориентированный на проверку жизнеспособности исследуемого явления (проблемы). Виды экспериментов: полевые, лабораторные, линейные, параллельные и т. д.;
    - метод анализа документов, ориентированный на задействование всей полноты информации, которая может содержаться в документе. Виды: качественный (традиционный) и формализованный (контент-анализ) анализ.
    Аналитические методы включают в себя:
    - метод сравнения (сравнение сопоставимых показателей для определения отклонений от плановых показателей, установления их причины и выявления резервов). Основные виды сравнений, применяемые при анализе: отчетные показатели с плановыми показателями; плановые показатели с показателями предшествующего периода; отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; показатели работы за каждый день; показатели сравнения со среднеотраслевыми данными; показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий; показатели работы одного подразделения с аналогичными показателями работы других подразделений; показатели сравнения деловых и личных качеств одних работников с аналогичными качествами других (возможно попарное сравнение); показатели сравнения индивидуальных показателей со средними по подразделению; показатели результатов работы до и после введения каких-либо новшеств, нововведений. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т. д.).;
    - индексный метод (разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя). Он применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов;
    - балансовый метод (сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства). При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений;
    - метод статистики (отражение цифровых показателей, характеризующих протекание различных процессов, состояний объектов с установленной для целей исследования периодичностью). В статистическом исследовании выделяют следующие этапы: регистрация, учет первичных данных с использованием специальных форм; систематизация и группировка данных по определенным признакам; представление данных в удобном для восприятия и анализа виде; проведение анализа по выяснению сути происходящих процессов и взаимосвязей составляющих их элементов;
    - метод цепных подстановок (получение корректированных значений обобщающего показателя путем сравнения значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок);
    - метод элиминирования (выделение действия одного фактора на обобщающие показатели организационной деятельности);
    - графический метод (средство иллюстрации процессов, исчисления ряда показателей, оформления результатов анализа). Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.). При правильном построении графические средства обладают наглядностью, выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений, их обобщению и изучению;
    - функционально-стоимостной анализ (выбор наиболее оптимальных вариантов, определяющих решения в сложившихся или планируемых условиях).
    Ковалев В.В. ведущим классификационным признаком считает деление методов экономического анализа на качественные (формализованные) и количественные (формализованные)[4].
    Качественные методы основаны на описании причин и условий хозяйственной деятельности на логическом уровне. Они применяются тогда, когда объект изучения либо слишком простой, либо настолько сложный, что учесть все взаимосвязи не представляется возможным. Неформализованные методы используются в основном при прогнозировании состояния объекта в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии информации о возможных путях развития событий. К ним можно отнести метод сравнений, экспертный метод, метод уровневого прогнозирования, метод последовательного принятия решений, метод интервью, сценариев, а также методы коллективной генерации идей и т.д.
    В основе количественных методов лежат достаточно строгие формализованные зависимости, т.е. взаимосвязь анализируемых показателей и определяющих их факторов выражается с помощью формул. К таким методам относятся методы математического моделирования, экономико-статистические методы, индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод выявления изолированного влияния факторов и т.д.
    В последние годы в экономическом анализе широко используются новейшие разработки в области прикладной математики. Это расширяет возможности измерения связей между взаимодействующими факторами и позволяет определять размеры их влияния на эффективность производства. Основными экономико-математическими методами, используемыми при проведении анализа, являются корреляция и регрессионный анализ, линейное программирование, экономико-математическое моделирование, построение сетевых графиков и т.д.
    Все приемы экономического анализа ваимосвязаны и применяются одновременно в различных сочетаниях. Это позволяет глубоко и комплексно анализировать деятельность коммерческих организаций, вскрывать резервы возможного повышения ее эффективности.
    2   Особенности инновационных процессов и их анализ Инновационный процесс кратко можно определить как совокупность последовательных действий по созданию и внедрению новых или усовершенствованных технологий[5]. Эти процессы требуют привлечения многих функциональных сфер, в том числе, службы НИОКР, маркетинга, производства, финансов, персонала. От того насколько эффективно каждое подразделение выполнит поставленные перед ним цели и задачи, будет зависеть результативность инновационной деятельности на предприятии в целом. Немаловажное значение при этом имеет не только сравнительная оценка хозяйственных результатов, но и анализ организационно-экономических действий, которые способствовали достижению итоговых инновационных показателей. Необходимость в исследовании осуществленных инновационных процессов обуславливается тем, что полученные экономические данные по одним внедренческим проектам можно учесть при разработке и реализации других нововведений.
    В научной литературе в основе определения структуры инновационного процесса лежит концепция жизненного цикла инновации, определяющая инновацию как процесс, протекающий в конечном промежутке времени. В теории сложился поэтапный подход к организации процесса инновации[6], представленный на рисунке 2.1.
    В отличие от производственного инновационный процесс характеризуется[7]:
    - многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;
    - невозможностью детального планирования и ориентацией на прогнозные оценки;
    - необходимостью преодоления сопротивления как в сфере сложившихся экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса.
    Среди особенностей инновационных процессов в экономике следует отметить следующие:
    - искусственно-естественность, так как, с одной стороны, инновационные процессы целенаправленны в виду осознания людьми необходимости преобразований; с другой стороны, сама необходимость связана с изменениями на рынке, объясняемыми естественными законами развития природы и общества;
    - направленность воздействия процесса определяется на основе осознания системного эффекта инновации: экономического, социального, научно-технического, антропологического, экологического;
    - изменение объекта осуществляется на основе научных идей с учетом обоснований экономической науки;
    - наличие свойства диффузии, то есть спонтанного распространения в социально-экономическом пространстве;
    - наличие каузального свойства, то есть завершённый инновационный процесс является толчком для возникновения последующего;
    - энтропийность, то есть неопределённость результата и планируемых инновационных эффектов;
    - управляемость.

    Рисунок 2.1 – Алгоритм организации процесса инновации с учетом ее жизненного цикла
    Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов:
    — описательный метод, широко распространенный во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта;
    — метод сравнения положений «до» и «после», позволяющий принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов;
    — сопоставительная экспертиза, состоящая в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.
    Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы:
    O  затратные показатели:
    § удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
    § удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
    § затраты на приобретение инновационных фирм;
    § наличие фондов на развитие инициативных разработок;
    O  показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:
    § показатель инновационности ТАТ,
    § длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
    § длительность подготовки производства нового продукта;
    § длительность производственного цикла нового продукта;
    O  показатели обновляемости:
    § количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;
    § показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);
    § количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
    § объем экспортируемой инновационной продукции;
    § объем предоставляемых новых услуг;
    O  структурные показатели:
    § состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
    § состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
    § численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
    § состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.
    Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.
    Широко используется показатель инновационности ТАТ, который происходит от словосочетания «turn — around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.
    В качестве основных показателей эффективности инновационного проекта Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов устанавливают[8]:
    o   финансовую (коммерческую) эффективность, учитывающую финансовые последствия для участников проекта;
    o   бюджетную эффективность, учитывающую финансовые последствия для бюджетов всех уровней;
    o   народнохозяйственную экономическую эффективность, учитывающую затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.
    Безусловно, следует учитывать и затраты, и результаты, не поддающиеся стоимостной оценке (социальные, политические, экологические и пр.).
    Методические рекомендации по оценке проектов и их отбору для финансирования, методика ЮНИДО и прочие отечественные и зарубежные работы по оценке эффективности проектов предлагают множество применяемых для этой цели методов. Все методы оценки эффективности проекта подразделяются на две группы: основанные на дисконтированных и учетных оценках. Выбор метода определяется сроками осуществления проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами.
    В мировой практике наиболее часто для оценки эффективности проектов применяют методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, поскольку они значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. К этим показателям относят метод индекса рентабельности, метод чистой текущей стоимости, метод внутренней нормы доходности и метод текущей окупаемости.
    Чистая текущая стоимость (NPV) представляет собой величину равную разности результатов и затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат. Напомним, что с течением времени под влиянием инфляции и конкуренции изменяется реальная покупательная способность денег: как для инвестора, так и для инноватора «сегодняшние» и «завтрашние» деньги не эквивалентны. Мерой соответствия при этом выступает дисконтный коэффициент, приводящий финансовые показатели, рассчитываемые для разных периодов времени, к сопоставимым значениям.
    Чистая текущая стоимость вычисляется по формуле[9]:
    ,
    где  - результаты (денежные потоки), достигаемые на t-ом шаге расчета;
     - затраты, осуществляемые на том же шаге;
    T – горизонт расчета;
     - эффект, достигаемый на t-ом шаге расчета;
    D – дисконт.
    Проект эффективен при любом положительном значении NPV. Чем это значение больше, тем эффективнее проект.
    Чистую текущую стоимость называют также интегральным эффектом, чистым дисконтированным доходом, чистым приведенным эффектом.
    Метод индекса рентабельности (PI) позволяет проводить ранжирование различных проектов в порядке убывающей рентабельности.
    Индекс рентабельности (PI) представляет собой отношение дисконтированного дохода (PVR) к приведенным инновационным расходам (PVK) — те же величины, что мы использовали для получения чистой текущей стоимости (NPV).
    Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная. По сути, индекс рентабельности показывает величину получаемого дохода на каждый рубль инвестиций. Отсюда видим, что проект будет эффективным при значении индекса рентабельности, превышающем 1.
    Очевидно, что индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект положителен, то индекс рентабельности > 1, следовательно, инновационный проект считается экономически целесообразным. И наоборот.
    Предпочтение должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.
    Индекс рентабельности имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.
    Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой ту норму дисконта (D), при которой суммарное значение дисконтированных доходов (PVR) равно суммарному значению дисконтированных капитальных вложений (PVK).
    За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций и для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается величиной не ниже 15-20%.
    Другими словами, норма рентабельности определяется как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта (NPV), рассчитанного за экономический срок жизни инноваций.
    Значение внутренней нормы доходности (IRR) лучше всего определять по графику зависимости чистой текущей стоимости (NPV) от величины нормы дисконта (D). Для этого достаточно рассчитать два значения NPV при двух любых значениях D и построить такой график:

    Искомое значение IRR получаем в точке пересечения графика с осью абсцисс, т.е. IRR = E при NPV = 0.
    Аналитически значение внутренней нормы доходности можно получить и формулы[10]:
    ,
    где  - эффект (чистый денежный поток) на t-ом шаге, при условии, что при его расчете в составе  не учитывались капитальные вложения .
    Данный показатель преимущественно используется при необходимости выбора между несколькими альтернативными проектами. Чем выше значение IRR, тем более выгодным считается проект. В любом случае величина IRR должна быть выше банковской ставки, иначе риск инвестирования денег в инновацию не будет оправдан, поскольку проще и без риска деньги можно будет вложить в банк.
    Отсюда становится понятным, что если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение нормы рентабельности указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным.
    Показатель внутренней нормы доходности имеет другие названия: норма рентабельности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций.
    Период окупаемости (РР) является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. Он представляет собой временной интервал, за пределами которого чистая текущая стоимость (NPV) становится положительной величиной, т.е. окупаемость достигается в периоде, когда накопленная положительная текущая стоимость становится равной отрицательной текущей стоимости всех вложений.
    Другими словами, период окупаемости — это число лет, необходимых для возмещения вложенных инвестиций.
    Под устойчивостью проекта понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта. Устойчивость проекта к изменению анализируемого показателя рассчитывается исходя из приравнивания к 0 уравнения для расчета NPV.
    Проект считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (капитальные вложения, объем продаж, текущие затраты и макроэкономические факторы) на 10% в худшую сторону, сохраняется условие NPV = 0.
    Чувствительность к изменению показателя определяется также с помощью анализа, когда анализируемый показатель изменяется на 10% в сторону негативного отклонения. Если после этого NPV остается положительным, то инновационная деятельность считается нечувствительной к изменению данного фактора. Если же NPV принимает отрицательное значение, то деятельность имеет чувствительность менее 10%-ного уровня и признается рискованной по данному фактору.
    В рыночных условиях хозяйствования также очень важным является такой показатель, как привлекательность инновационных проектов, определяемая стратегией фирмы-инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, дивидендной политикой инноватора. Кроме того, допустимость проектов должна превышать ставки банковских депозитов, на что, как правило, обращают внимание инвесторы. Необходимо также определять еще и точку безубыточности работы организации-инноватора. Она определяется объемом реализации продукции, при котором покрываются все издержки производства. Следовательно, выбор объекта инвестирования представляет собой одну из важных проблем. Наибольшим предпочтением пользуются те виды инновационной деятельности, которые позволяют иметь сверхмонопольную прибыль, что весьма часто зависит от устойчивого спроса на новые виды продукции или оказываемые услуги.
    А.А. Трифилова в своей статье «Анализ инновационных процессов предлагает рассчитывать следующие показатели[11]:
    1) показатель квалификации научных кадров (Dкн):
    ,
    где Зокр.пред – объем опытно-конструкторских работ, выполненных силами предприятия без привлечения сторонних организаций, руб.;
    Зокр.ф – полный фактически выполненный объем опытно-конструкторских работ, руб.
    Показатель квалификации научных кадров направлен на оценку профессиональной деятельности и потенциала инновационного подразделения. Он позволяет ответить на вопрос, насколько самостоятельно предприятие может выполнять НИОКР в различных сферах на базе собственного профессионально-кадрового состава;
    2) показатель исполнения маркетинговых прогнозов (Dмп):
    ,
    где Vип.пл – планируемый объем продаж инновационной продукции, руб.
    Vип.ф – то же фактический.
    Показатель исполнения маркетинговых прогнозов является достаточно емким критерием эффективности коммерциализации инновации. Если прогнозы маркетологов не оправдались, то устанавливаются возможные причины этого, начиная с фиксации цены продаж до применяемых методов маркетинговых исследований и их исполнителей. И, наоборот, если планируемый объем продаж практически совпадает с фактическим, то при разработке новых инновационных проектов целесообразно использовать и по возможности усовершенствовать все те подходы, которые сложились и применяются на предприятии;
    3) показатель расхода инвестиционных средств (Dpи):
    ,
    где Iф – размер инвестиционных средств, фактически потраченных на реализацию инновационного проекта, руб.;
    Iпл – то же планируемых.
    Показатель расхода инвестиционный средств по инновационному проекту характеризует в определенной степени финансовую обеспеченность, а также управление доходами и расходами на разработку и внедрение новых и улучшающих технологий на предприятии. Если собственных средств оказывается недостаточно, то одним из возможных источников финансирования инновационного развития могут стать внереализационные доходы от продажи лицензий на использование созданных на предприятии технологий;
    4) показатель производственного ресурсосбережения (Dпр):
    ,
    где Сф – фактическая себестоимость производства и реализации
    инновационной продукции, руб.;
    Спл – то же плановая.
    Показатель производственного ресурсосбережения опосредованно характеризует процесс управления расходом сырья, материалов, электроэнергии и других затрат на производство и реализацию продукции.  Планировать рост корпоративного портфеля и расширение товарного ассортимента предприятия за счет продуктовых и технологических нововведений целесообразнее с учетом возможностей хозяйствующего субъекта эффективно управлять ресурсами и производством в целом;
    5) показатель реализации проекта в заданные сроки (Dpt):
    ,
    где Тф – время, фактически затраченное на реализацию инновационного
    проекта, мес.;
    Тпл – то же планируемое.
    Показатель реализации проекта в заданные сроки не только характеризует возможности предприятия выполнять программы и планы-проекты в установленные интервалы времени, но и ускоряет получение доходов от коммерциализации продуктовых и технологических инноваций, а также способствует росту нематериальных активов. Выведение предприятием новых продуктов на рынок раньше конкурентов позволяет ему использовать преимущества «первого хода». Это, в свою очередь, позитивно сказывается сначала на престиже и репутации предприятия как инновационно активной компании, а затем во многом отражается на ее стоимости;
    6)   показатель результативности инновационного развития (Dир):
    ,
    где Пип – чистая прибыль, полученная предприятием за счет реализации
    инновационной продукции, руб.;
    Ппред – общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при
    реализации всей продукции, руб.
    Данный параметр направлен на оценку целенаправленности инновационных процессов в производственно-технологической структуре предприятия в целом. Инновации, как известно, классифицируется по ряду признаков. По месту в производственной цепочки инновации могут быть на входе, в производстве, на выходе. На диверсифицированном предприятии, к примеру, инновационные проекты могут быть реализованы на разных производственных участках. Поэтому при оценке эффективности внедренных (и внедряемых) новых или улучшающих технологий важно проанализировать их влияние на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности и определить вклад отобранных (отбираемых) инноваций в формирование совокупной прибыли предприятия.
    Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем более длителен срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.
    Ни один из перечисленных методов сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Каждый из методов анализа инновационных проектов дает возможность рассмотреть лишь какие-то из характеристик расчетного периода, выяснить важные моменты и подробности. Поэтому для комплексной оценки рассматриваемого проекта необходимо использовать все эти методы в совокупности.
    3   Обоснование применения одного из методов анализа инновационных процессов для предприятия сотовой связи По оценкам агентства J’son and Partners, за 2007 г. совокупная абонентская база российских операторов выросла на 50,3 млн. человек. Это новый рекорд — в 2006 г. этот результат был гораздо ниже — всего 38,3 млн. «новеньких». Но при этом, как ни странно, экономический рост на рынке сотовой связи постепенно замедляется. Если раньше абонентская база удваивалась каждый год, то в 2007 г. рост составил только 67,6%. По данным ACM-Consulting, число пользователей сотовой связи (счет велся не «по головам», а по SIM-картам) за 2007 г. выросло на 51,4 млн. и достигло 125,8 млн.[12]
    На 31 декабря компания МТС в России обслуживала 44,22 млн. абонентов, «ВымпелКом» — 43,09 млн., а «МегаФон» — 22,76 млн. Доходы от услуг сотовой связи в России возросли примерно на 33%, а вот средний ежемесячный платеж абонента снизился на 27%.
    Аналитики считают, что соперничество МТС и «ВымплеКома» продолжится и в этом году. В декабре 2007 г. они шли практически «нос к носу», в то время как «МегаФон» отставал от них почти в два раза. Прошедший год был крайне успешным для «ВымпелКома» — несмотря на активное строительство сети в регионах, оператору удалось удержать и усилить свое положение на рынке за счет ребрендинга, приличных тарифов и строительства большого количества базовых станций, поддерживающих GPRS и EDGE. А компания МТС не сумела использовать свое конкурентное преимущество и под конец года серьезно попортила свои финансовые показатели.
    Не стоит забывать, что кроме МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона» в России есть и другие операторы. Помимо этой троицы, в ТОП-10 входит еще семь региональных компаний. Конечно, в сумме они составляют всего 12% доли в чистом приросте абонентов, но и тут происходят весьма волнительные финансово-экономические события. К концу 2007 года только четыре из них перевалили миллионный рубеж абонентов, причем НСС, ранее входившая в пятерку, пропустила вперед себя «Уралсвязьинформ», Tele2 и даже СМАРТС, опустившись на 7-е место. Сказывается работа компании в Центральном федеральном округе, где активно развиваются «федералы». Снизилась и доля СМАРТС (6-е место по рейтингу IKS-Consulting, 2,801 млн. абонентов), но причиной тому стали региональные особенности — за Поволжье, где работает этот оператор, активно бьются «МегаФон» и «ВымпелКом», у которых и базы больше, и роуминг дешевле.
    «Уралсвязьинформ» (3,715 млн. абонентов) занял 4-е место за счет того, что в статистике учитываются все стандарты оператора, а не только GSM. Причем «зазор» с ближайшим конкурентом — оператором Tele2 (5-е место, 3,12 млн.), также работающем во всех стандартах, составляет «всего» 600 тыс. абонентов, что по рыночным меркам не так уж и много.
    Остальные места разделили между собой дочерние компании ОАО «Сибирьтелеком» — оператор «Енисейтелеком» (8 место, 956 тыс. пользователей) и «Байкалвестком» (10 место, 723 тыс.). На 9-м месте укрепилась «Сотовая связь МОТИВ» (811 тыс. абонетов).
    По оценке J’son and Partners, региональными лидерами по темпам роста стали операторы «Сибирьтелеком» (в первую очередь дочерняя компания «Байкалвестком»), «Мотив» и НТК. Особенно по темпам роста выделяется Дальний Восток, где количество абонентов за год выросло более чем в 2 раза. Наименьшие темпы роста — в Москве с областью и на Северо-западе (включая Петербург)[13].
    Операторы сотовой связи сегодня прекрасно понимают, что удержаться в группе лидеров можно только при условии постоянного развития, инновационного подхода к  тарифам, рекламе, сервису.
    Рассмотрим применение одного из упомянутых выше методов анализа инновационных процессов на примере предприятия сотовой связи Нижегородской области ООО «Видеосити», представляющий свою разработку - информационно-справочную службу для мобильных телефонов. Она представляет собой программу, которую каждый желающий может установить на свой мобильный телефон, коммуникатор или карманный компьютер. При помощи GPRS пользователь сможет подключиться к сети Интернет и получать видеоинформацию в онлайне о транспортной ситуации на центральных дорогах Нижнего Новгорода.
    Проект предполагает установку порядка 100 камер, которые дают информацию о транспортной ситуации на территории города. Также в программу включены дополнительные сервисы: мобильная справочная система, трансляция информации о движении общественного транспорта, доступ к мобильным информационно-развлекательным каналам (новости, обзор СМИ, развлекательные сайты). Проект призван улучшить регулирование городского движения и транспортных потоков.
    Предполагается, что стартовые инвестиции в проект составят 7 млн. руб. Начиная со второго года реализации проект начнет приносить доход. Величина денежных потоков по годам реализации проекта, а также расчет показателей NPV, PI и срока окупаемости проекта представлен в таблице 3-1.
     
    Годы реализации
    1
    2
    3
    4
    Поступления денежных средств, тыс. руб.
     
    6 000
    8 000
    11 500
    Расходы денежных средств, тыс. руб.
    7 000
    1 500
    1 000
    1 000
    Ставка дисконтирования, %
     
    11%
    11%
    11%
    Дисконтированный денежный поток за каждый год, тыс. руб.
    -7 000,00
    4 054,05
    5 681,36
    7 677,51
    NPV, тыс. руб.
     
     
     
    10 412,92
    Срок окупаемости, лет
     
     
     
    2,00
    Индекс доходности PI
     
     
     
    2,49
     


    Как видим, проект может быть принят к реализации, так как:
    1)   показатель чистого дисконтированного дохода больше 0;
    2)   индекс доходности больше 1;
    3)   срок окупаемости 2 года, что является вполне приемлемым сроком в условиях нестабильной рыночной среды.
    Таким образом, применение методов расчета текущей стоимости проекта. внутренней нормы доходности и срока окупаемости позволяет делать выводы о прогнозной эффективности инновационного процесса и целесообразности его реализации.
    Заключение Таким образом, в текущем десятилетии вопросам активизации инновационной деятельности в России уделяется самое пристальное внимание и можно рассчитывать, что целенаправленная и интенсивная работа в этом направлении создаст в перспективе необходимые условия для наиболее эффективного использования результатов научно-технической деятельности в интересах развития государства. Внедрение инноваций в процесс управления, производства и сбыта продукции в значительной степени определяет позиции компании на рынке, степень достижения успеха в рыночном соперничестве. Инновации позволяют не только получить качественные и ценовые преимущества по отношению к конкурентам, но и стимулировать обновление спроса. Инновацию можно определить как весь спектр мероприятий, необходимых для предложения новых ценностей потребителям и обеспечения удовлетворительного дохода для самой компании. Стимулируя спрос, они выступают решающим элементом фирменной конкурентоспособности. Производители товаров, стремясь повысить свою конкурентоспособность, распространяют инновационную деятельность на производственные процессы, организационные структуры, материально-техническое снабжение, методы коммерциализации.
    Количество новационных проектов, утвержденных к реализации в определенный период времени будет ограничиваться организационными и управленческими возможностями фирмы. Интерес к крупным проектам будет очерчен рамками собственных финансовых ресурсов или, в случае вероятной продажи таких проектов на рынке, финансовыми возможностями потенциальных покупателей. Время реализации проекта будет соотноситься с планируемыми периодами деятельности фирмы.
    Таким образом, возникает проблема не только многослойной (комплексной) оценки инновационных предложений, но и оптимального выбора с учетом возможных ограничений. Проведенное в данной работе исследование методов анализа инновационных процессов позволило сделать вывод о том, что ни один из существующих сегодня методов сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Каждый из методов анализа инновационных проектов дает возможность рассмотреть лишь какие-то из характеристик расчетного периода, выяснить важные моменты и подробности. Поэтому для комплексной оценки рассматриваемого проекта необходимо использовать все эти методы в совокупности.
    Список использованной литературы 1.   Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередников, В.А. Якимович. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. – 415 с.
    2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика. 1997. – 346 с.
    3. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 128 с.
    4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477)
    5. О.В. Грищенко Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Электронное учебное пособие (http://www.seminar.academline.com)
    6. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 518 с.
    7. Трифилова А.А. Анализ инновационных процессов // Инновации. – 2005. - № 5. – С. 15-18.
    8. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Войтоловского, проф. А.П. Калининой, проф. И.И. Мазуровой. 2-е ид., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 513 с. – (Университеты России).
    9. http://www.elitarium.ru
    10. http://www.mobimag.ru
     
    [1] Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Войтоловского, проф. А.П. Калининой, проф. И.И. Мазуровой. 2-е ид., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – С. 16.
    [2] О.В. Грищенко Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Электронное учебное пособие (http://www.seminar.academline.com)
    [3] http://www.elitarium.ru/2008/04/03/metody_upravlencheskogo_analiza.html
    [4] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика. 1997. – С. 34.
    [5] Трифилова А.А. Анализ инновационных процессов // Инновации. – 2005. - № 5. – С. 15.
    [6] Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 518 с.
    [7] Коноплев С.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 20.
    [8] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477)
    [9] Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередников, В.А. Якимович. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. – С. 253.
    [10] Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередников, В.А. Якимович. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. – С. 255.
    [11] Трифилова А.А. Анализ инновационных процессов // Инновации. – 2005. - № 5. – С. 15.
    [12] http://www.mobimag.ru/ShowArticle.php?id=1007
    [13] http://www.mobimag.ru/ShowArticle.php?id=1007
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Методы анализа инновационных процессов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.