Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Денежный оборот на предприятии

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Денежный оборот на предприятии
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    08.09.2014 17:10:38
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение……………………………………………………………….3
    1. Денежный оборот…………………………………………………..4
    2. Налично-денежные операции……………………………………..6
    3. Безналичные расчеты…………………………………………..…10
    Заключение…………………………………………………………...14
    Список литературы………………………………………………..…15
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    В процессе осуществления производственного –хозяйственной деятельности предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью производить денежные расчеты как внутри самой организации, так и в не её.
    Денежный оборот – это движение денежных средств в ходе воспроизводственного процесса.
    Актуальность данной в темы в том, что денежные средства являются наиболее ограниченным ресурсом в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования.
    «Денежный поток» является показателем, характеризующий результат движения денежных средств предприятия за тот или иной период времени. Наличие у предприятия денежных средств нередко связывается с тем, является его деятельность прибыльной или нет.
    Денежное обращение, поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Ведь невозможно заплатить военному содержание, а учителю заработную плату частью продукции крупного тракторного завода - налогоплательщика. Он уплачивает налоги в денежной форме, в денежной же форме эти средства поступают в бюджет, и в такой же форме поступают военному и учителю. Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.
    Целью данной работы является показать денежный оборот предприятия. 
    Данная цель реализовывается посредствам следующих задач:
    ознакомить с понятием денежного оборота;раскрыть сущность налично-денежных операций;изучить безналичные расчеты.  
    1. Денежный оборот
     
    Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов предприятия, формируются в процессе кругооборота его средств, что в свою очередь опосредствуется денежными потоками по различным видам его деятельности.
    Текущая деятельность предприятия –это есть движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансом, арендной платы, уплатой по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, расчетами с бюджетом и фондами социального назначения, получением и возвратом краткосрочных кредитов и займов на цели, связанные с текущей деятельностью предприятия, уплатой процентов по указанным кредитам и займам, оплатой и получением неустоек, залогов и т.п.Финансовая деятельность –движение денежных средств, связанных с формированием и использованием уставного капитала, добавочного капитала, распределением и использованием прибыли, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями, продажей корпоративных ценных бумаг, получением долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов, погашением дебиторской и кредиторской задолженности нетрадиционными способами (инновация, перемены лиц в обязательстве, отступное и т.п.) получение и использование целевого финансирования и поступлений, а также расчеты по операциям, связанным с договорами доверительного управления имуществом, простого товарищества (совместной деятельности).Инвестиционная деятельность – это движение денежных средств, связанных с капитальными вложениями в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера. Любое предприятие в независимости от своей формы деятельности имеет свои как внутренние денежные расчеты, так и внешние.
    Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам фирмы, дивидендов акционерам и т .п.
    Внешние расчеты фирмы обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, получения и возврата кредита.
    Все расчеты проводимые организацией, можно разделить на две группы:
    платежи по товарным операциям – операциям, связанным с движением товара (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками);
    расчеты по нетоварным операциям – операциям, не обусловленным движением товара и связанным лишь с движением денежных средств (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, кредитными организациями).
    В целом все расчеты предпринимательской фирмы составляют ее денежный оборот, который по своей структуре подразделяется на две сферы наличную и безналичную. Налично-денежный оборот включает платежи, производимые наличными деньгами.
    Основной же часть денежного оборота фирмы является безналичный оборот, представляющий собой совокупность платежей совершаемых путем безналичных перечислений по счетам плательщиков и получателей средств, зачета взаимных требований.
    Безналичный расчет – это расчеты, осуществляемые без участия наличных денег, путем перечисления определенных сумм со счетов плательщика в банке на счет получателя или путем зачета взаимных требований.[1]
    Основные виды документов, на основании которых банк выполняет поручения о платежах: платежные требования и платежные поручения, чеки, аккредитивы.
    Итак,  денежное обращение –это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающие реализацию товаров, а также не товарные платежи и расчеты в хозяйстве.
     
    2. Налично-денежные операции.
     
    Налично–денежная форма расчетов на территории Российской Федерации регламентируется нормативно-правовыми документами.
    Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет кассу. Операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличности кассами фирм, называются кассовыми операциями. Для ведения кассовых операций в штате предприятия предусматривается должность кассира. После того как издан приказ о назначении кассира на работу, его под расписку знакомят с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» и заключают договор о полной материальной ответственности за вверяемые ценности.
    В обязанности кассира входят: прием и выдача наличных средств из кассы фирмы, ведение кассовой книги и составление отчета по итогам операций за день, получение средств с расчетного счета фирмы и сдача в банк денежной наличности сверх установленного лимита.[2]
    Для учета движения наличных денег в кассе фирма должна вести кассовую книгу по установленной форме. Каждая фирма ведет только одну кассовую книгу. Листы каждой вновь заведенной кассовой книги должны быть пронумерованы, кассовая книга должна быть прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. На последней странице кассовой книги, как правило, делается следующая запись: «В настоящей книге всего пронумеровано …. страниц», которая заверяется подписями руководители и главного бухгалтера фирмы.
    Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетов кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми цифрами.
    Подчистка и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера фирмы или лица, его замещающего.
    Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
    Выдача наличных денежных средств из кассы фирмы сотрудникам может производиться на следующие цели:
    под отчет на хозяйственные и операционные нужды;
    в порядке возмещения производственных работников из личных средств расходов на нужды фирмы (по решению руководителя); на командировочные расходы; на выплату заработной платы; на выплату пособий по социальному страхованию и стипендий; на выдачу ссуд и тому подобные цели.
    Из касс предпринимательских фирм производится выдача наличных денег под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителем фирмы. Лица, получившие под отчет наличные деньги, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчет. При этом выдача наличных денег под отчет производится только после полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Не допускается передача выданных под отчет денег одним лицом другому лицу.
    Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанными главным бухгалтером предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру.
    Выдачу наличных денег из касс предприятия производится по расходным кассовым ордерам,  платежным ведомостям, заявлениям или счетам, имеющим соответствующее оформление и штамп с реквизитами расходного кассового ордераи с подписью руководителя и главного бухгалтера.
    Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий осуществления по платежным ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого покупателя. На титульном листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц, на это уполномоченных.
    Денежные средства фирма, как правило, получает в обслуживающем банке. Выдача наличных денег производится банком на основании документа специальной формы – чека. Чек является приказом предприятия банку о выдаче с расчетного счета фирмы указанной в чеке суммы.
    Чековые книжки выдаются предприятиям банками на основании заявления, оформленного по установленной форме. Главному бухгалтеру или распределителю счетов выдается чековая книжка. На обложке чековой книжки указываются номер счета; номера чеков; порядок заполнения  и пользования чеками. Чек является банком строгой отчетности.
    На лицевой стороне чека указывается полное наименование организации, номер счета, сумма цифрами и прописью, место и дата выдачи чека, подписи руководителя фирмы и главного бухгалтера, а также ставится печать фирмы. На оборотной стороне чека указывается сумма наличных денег цифрами и цель расходов, на которые выдаются денежные средства, подписи руководителя фирмы, главного бухгалтера и лица, которому выдан чек, а также его паспортные данные. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, могут быть расходованы только на цели, указанные в чеке.
    Все предприятия хранят свободные денежные средства в банках на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы фирм, подлежат сдаче в банк для поступающего зачисления на счета этих фирм. Денежная наличность предприятием непосредственно в кассы банка или через объединенные кассы при предприятии и др. Наличные деньги могут сдаваться фирмами на договорных условиях через инкассаторские службы банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию.
    Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими банками отдельно для каждой фирмы по согласованию с их руководителем.
    Установленные банками лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию.
    Фирмы обязаны сдать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими их банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при фирмах для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
    Предпринимательские фирмы, независимо от организационно- правовых форм и сферы деятельности, которые реализуют товары или услуги за наличные деньги и имеют постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, а также командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей, выплату возмещении убытков по договорам страхования физических лиц.
    Следовательно, налично-денежные операции оформляются установленными нормативно-правовыми документам, а так же являются способом выплаты пособий, заработной платы, командировочных расходов, оплата хозяйственных расходов предприятия и т.д.
     
     
    3. Безналичные расчеты
    Подавляющее большинство расчетов между предприятиями осуществляется в безналичном порядке, путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя, а также путем зачета взаимных требований. Предприятия хранят свои денежные средства на счетах, в каком –либо из банков, куда поступают все причитающиеся им платежи и откуда перечисляются средства по обязательствам. Безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными сокращают издержки обращения, так как отпадает необходимость в печатании перевозке,  хранении наличных денег. Помимо всего при безналичных расчетах в банке сосредотачиваются значительные свободные денежные средства предприятий и всей финансово-кредитной системы, которые используются банками для различных целей, в том числе для кредитования предприятий.
    Безналичные расчеты способствуют непрерывности процесса воспроизводства, возникая в начальной и на конечной стадиях оборота товаров. Рассматривая с точки зрения, обеспечения непрерывности процесса воспроизводства следует, прежде всего, рассматривать эффективность таких расчетов. Огромную роль они также играют в ускорении оборачиваемости оборотных средств.
    Одно из направлений совершенствования безналичных расчетов - их ускорение, которое основывается на своих законах, определяемых народнохозяйственной эффективностью.[3]
    Движение денег при безналичных расчетах представляет собой их перечисление с одного счета в банке на другой. При этом учреждения банка делают, как правило, записи на счетах предприятий, уменьшая или увеличивая суммы их денежных средств, не переводя каждый раз непосредственно деньги. Затем банки осуществляют между собой взаимные расчеты также путем записей на своих счетах. Но это не является показателем, что в результате таких расчетов движение денег вообще устранено.
    Критерии эффективности безналичных расчетов на разных этапах реализации продукции различны. Можно выделить два этапа.
    Первый этап включает движение продукции и платежных документов: поставщик отгружает продукцию, выписывает и сдает в банк платежные документы, которые пересылаются в банк покупателя. Там осуществляется платеж, т.е. списание средств со счета покупателя и оплата платежного документа поставщика. Документы из банка в банк могут пересылаться или через расчетно-кассовые центры, или непосредственно, если между банками установлены корреспондентские отношения и открыты корреспондентские счета.
    Второй этап реализации продукции включает движение денег: они пересылаются из банка покупателя в банк поставщика, где и зачисляются на его счет.
    На первом этапе развития эффективность и скорость расчетов зависят прежде всего от скорости движения продукции и платежных документов. Для покупателя и поставщика, а также с народнохозяйственной точки зрения всегда выгодно, чтобы продукция оплачивалась покупателем в момент ее прибытия. Если она оплачивается раньше прибытия, покупателю потребуются дополнительные оборотные средства, оборачиваемость их от этого замедлится, а ускорение расчетов будет мнимое. Если продукция будет оплачиваться позже ее прибытия, то это замедлит процесс реализации и расчеты.
    Значит, задача организации безналичных расчетов на первом этапе реализации продукции состоит в том, чтобы совместить моменты поступления покупателю материальных ценностей и их оплаты.
    На втором этапе реализации скорость расчетов зависит в основном от того, как быстро будут перечислены средства со счета плательщика.
    Существует три способа перевода средств:
    по почте; по телеграфу;электронный платеж. Предприятие в договоре должно установить способ перевода денег, а также определить того, кто оплачивает расходы по переводу. Появившийся в последнее время электронный платеж позволяет очень быстро переводить деньги. Это позволяет миновать такое звено, как расчетно-кассовые центры, являющиеся органами банка России.
    Принципы организации безналичных расчетов.
    Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах, выбор которых зависит от эффективности их применения в разных условиях, необходимости воздействия на неаккуратных плательщиков и от других причин.  Форма расчета между поставщиком и покупателем  может быть любая, но она должна быть зафиксирована в договоре. В нем должно быть определено главное требование эффективности безналичных расчетов: платеж должен быть совмещен с моментом поступления продукции. От сюда вытекают три принципа организации безналичных расчетов.
    В зависимости от местонахождения банков поставщика и покупателя расчеты делятся на иногородние и одногородние.
    В зависимости от места платежа различают основные формы иногородних расчетов: инкассо – платеж в банке покупателя и аккредитив – платеж в банке поставщика, что является санкцией и выражением недоверия к плательщику.
    В зависимости от способа организации платежа платеж может быть осуществлен или в полной сумме, или частично, в сумме не зачтенного сальдо взаимных расчетов при зачетах взаимных требований.
    Механизм безналичных расчетов.
    Расчетный механизм – это система управления финансовыми отношениями, возникающими на предприятиях, в организациях, в банках в процессе проведения денежных расчетов. Он может включать механизм расчетов наличными деньгами.
    Расчетный механизм безналичных расчетов должен отвечать следующим требованиям:
    он должен обеспечивать своевременность поступления денежных средств за продукцию и услуги и применение действенных санкций к предприятиям-неплательщикам и банкам – нарушителям правил расчетов:в основе его организации должен быть принцип максимального сближения моментов оплаты продукции и ее поступления покупателям, что обеспечивает оптимизацию оборотных средств предприятий, препятствует возникновению внеплановой дебиторско-кредиторской задолженности;платеж должен осуществляться под контролем покупателя, а его полнота и своевременность должны находиться под контролем поставщика;механизм должен предусматривать оплату продукции не только на момент ее поступления покупателю, но и на основе коммерческого кредитования, т.е. путем предоставления поставщиком покупателю отсрочки платежа;предварительная оплата продукции должна быть на минимальном уровне, поскольку она имеет и негативные стороны;должна быть гарантирована своевременность и приоритетность расчетов с финансово-кредитной системой;предприятия должны иметь право распоряжаться средствами на их счетах; ограничения этих прав могут вводить лишь в минимальном объеме при недостаточности средств. Итак, безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными сокращают издержки обращения, так как в данном случае отпадает необходимость в перевозке и хранении наличных денег.
     
     

     
     
     
     
     
    Заключение  
    Реальное движение денег в процессе индивидуального кругооборота капитала предприятия составляет его денежный оборот. В условиях товарно-денежных отношений индивидуальный кругооборот материально –вещественных факторов производства  начинается с поступления на склады предприятия материальных ценностей и заканчивается реализацией готовой продукции.
    Система расчетов предприятий включает следующие основные моменты: наличные расчеты, порядок ведения кассовых операций; безналичные расчеты и принцип их организации; порядок открытия фирмами счетов в банках для осуществления расчетов; заключение договоров банковского счета между банком и клиентом; форма безналичных расчетов.
    Денежное обращение, как указывалось выше, имеет две основные формы: наличную и безналичную. В процессе осуществления безналичных расчетов проявляется платежеспособность предприятий, выполнение ими договорных обязательств, что свидетельствует об эффективности и рентабельности их работы, степени стабильности финансового положения. Таким образом, безналичные расчеты является показателем эффективности работы предприятий. Однако следует отметить, что показатель зависит, во-первых, от эффективности банковской системы и, во-вторых, от платежеспособности покупателей.
    Налично–денежная форма –это  движение наличности, т.е. банкнот от одного владельца к другому. Наличное обращение наиболее трудоемкий и наименее защищенный процесс перераспределения благ. В налично-денежном обращении заложены ограничения (по удобству и практичности) для хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, налично-денежное обращение в меньшей степени поддается контролю со стороны государства, поэтому в определенных случаях более желательно для хозяйствующих субъектов. Осознавая это, государство устанавливает определенные ограничения на наличный оборот, который касается, в основном предельных сумм расчетов наличными и сроков хранения наличности в кассе предприятия, а налоговых последствий расчетов наличными
    Список литературы
     
    Жуков Е.В. Общая теория денег и кредита. М.: «Юнити». 2001.- с.423Золотогоров В.Г. Экономика. Энциклопедический словарь. М.: Книжный дом. 2003. – с.719Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. М.: «ИНФРА –М». 2001. –с.413Попова Р.Г. Финансы предприятий. М.: «ПИТЕР». 2002. – 223Чуев И.Н. Микрозкономика. М.: «Дашков и К».. 2002. - 314Шуляк П.Н. Финансы предприятий. М.: «Дашков и К». 2005.-с.708  
    [1] Золотогоров В.Г. Экономика. Энциклопедический словарь. М.: Книжный дом. 2003. – с.53
    [2] Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. М.: «ИНФРА –М». 2001. –с.144
    [3] Шуляк П.Н. Финансы предприятий. М.: «Дашков и К». 2005.-с.382
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Денежный оборот на предприятии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.