Полный текст:
Задачей аудита в данном случае является проверка обоснованности формирования и правильности учета издержек производства (обращения). От которых в конечном итоге зависит уровень достоверности конечного финансового результата от реализации произведенной продукции (купленных товаров).Прежде чем приступить к выполнению указанной задачи аудита издержек производства, необходимо провести предварительный обзор с целью оценки слабых и сильных сторон внутреннего контроля процесса производства и затрат .Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли Согласно этим Положениям, а также отраслевым методическим указаниям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), в процессе аудиторской проверки необходимо установить правильность и законность отражения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).При проверке затрат следует документально подтвердить правильность исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), т.к. себестоимость продукции – один из наиболее важных синтетических показателей, позволяющий оценить эффективность использования в процессе производства продукции (работ, услуг) материальных и трудовых затрат, рентабельность, прибыльность и финансовую устойчивость экономического субъекта. До начала проведения документальной проверки аудитор обязан изучить организационные и технологические особенности экономического субъекта, определить характер, специализацию, масштабы и структуру каждого вида производственной деятельности организации – клиента.
Следует
отметить, что учет всех видов затрат, включаемых в себестоимость продукции,
должен подтверждаться первичными документами. Первичные документы должны
содержать обязательные реквизиты: наименование документа, код формы, дату
составления, содержание хозяйственной операции, количественное и стоимостное
выражение затрат, подписи ответственных лиц с расшифровкой фамилии, имени,
отчества. Т.о., в сомнительных случаях подлинность первичных документов и
обоснованность списания затрат нетрудно установить.
Проверяя,
правильно ли отнесены затраты на себестоимость продукции, аудитор должен знать,
что они группируются по следующим элементам:
-материальные
затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
-затраты на
оплату труда;
-отчисления
на социальные нужды;
-амортизация
основных средств;
-прочие
затраты.
Переходя
непосредственно к проверке правильности учета затрат на производство продукции,
аудитор должен особое внимание обратить на следующие вопросы:
- соблюдается
ли принцип постоянства в учете затрат (т.е. неизменность выбранного с начала
года метода учета затрат на производство и метода калькулирования себестоимости
продукции, способы распределения косвенных расходов и издержек обращения в
Положении об учетной политике организации);
-
соответствует ли выбранный метод учета затрат отраслевым и технико-экономическим
особенностям организации;
насколько
верно разграничиваются производственные затраты по отчетным периодам;
- соблюдается
ли выбранный метод и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на
затраты производства продукции;
- обосновано
ли списываются отклонения от учетных цен по материалам;
- правильно
ли начисляется износ по основным средствам. нематериальным активам и
быстроизнашивающимся предметам;
- насколько
обоснованы суммы расходов, связанных с организацией и управлением производством,
и способы их распределения на объекты учета и калькуляции;
- какова
обоснованность списания издержек обращения на себестоимость реализованных
товаров;
- соблюдается
ли правомерность отнесения на издержки производства (обращения) фактических сумм
расходов по ремонту основных средств, командировкам, рекламе, оплате
информационных, консультационных и аудиторских услуг, а также представительских
расходов и др.
МЕТОДОЛОГИЯ АУДИТА ИЗДЕРЖЕК
ОБРАЩЕНИЯ
Аудит
издержек обращения проведен по методологии заключительного контроля, т.е.
осуществлен после выполнения работ и совершения хозяйственных операций. Хотя
заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы
ориентировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, в
аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том,
что заключительный контроль дает руководству организации информацию о
недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем.
Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство
имеет возможность оценить, насколько реалистично и обосновано были проведены
работы были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д.
Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и
сформулировать новые направления действий , чтобы избежать этих проблем в
будущем.
Заключительный
(последующий) контроль обеспечивает также объективную оценку деятельности
организации и проводится с целью подтверждения достоверности данных
периодической и годовой (финансовой ) отчетности организации . Заключительный
(последующий) контроль для отдельных организаций обязателен (согласно
законодательству), т.е. эти организации подвергаются обязательной аудиторской
проверке один раз в году. Заключительный аудиторский контроль может быть
проведен также по поручению органов дознания , следствия при наличии санкции
прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным
законодательством Российской Федерации.Заключительный аудиторский контроль
может быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению
самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете ,
налогообложении и по другим причинам (проведение анализа финансового состояния
предприятия и платежеспособности, прогнозирование развития основных видов
деятельности организации и т.д.)
Отличительным
свойством заключительного аудиторского контроля является полнота охвата им
проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет
вскрыть не только недостатки в работе организации , но и неиспользованные
резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности , наметить и принять
меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.
Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля (в
рамках поставленной договором цели проверки ) достигается путем разумного и
четкого сочетания всех форм - по времени проведения контроля и использования
организационных систем обратной связи с объектами субъекта аудиторской про верки.
Опыт проведения аудиторских
проверок показывает, что можно выделить следующие
ошибки (искажения) при ведении учета затрат на производство:
• необоснованное завышение (занижение) величины материальных
затрат, незавершенного производства, сумм по оплате
труда и др.;
• включение в издержки производства расходов, которые в соответствии с
законодательством должны быть отнесены на счет специальных источников (фонда потребления, использования прибыли и др.);
•
отсутствие объектов калькулирования затрат;
• необоснованное включение
в издержки производства отчетного периода транспортных
расходов, приходящихся на ос-таток нереализованного
товара;
• отнесение капитальных вложений в
основные средства на издержки производства и
обращения;
• включение в себестоимость затрат,
производственный характер которых не обоснован;
• включение расходов в
себестоимость без надлежащего документального обоснования и оправдательных
первичных документов;
• включение расходов по командировкам, не связанным
с предпринимательской
деятельностью организации, в себестоимость;
• не подтверждено
документально включение амортизации нематериальных активов в
себестоимость;
• включение в себестоимость затрат по
аренде объектов основных средств у физических
лиц;
• включение расходов на содержание непроизводственных основных средств в себестоимость.
СОСТАВ
РАБОЧИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИ АУДИТЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ИЗДЕРЖЕК
ОБРАЩЕНИЯ.
В ходе
проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для
составления объективного заключения о достоверности показателей финансовой
отчетности клиента. Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны
быть документированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие
документы , необходимые для аудиторских процедур (ведомости, схемы , вопросники
и т.п.).Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако
информация , содержащаяся в ней , конфиденциальна и не подлежит использованию и
(или) разглашению без согласия клиента.
При проведении
аудита издержек обращения аудиторская документация состоит из : бухгалтерской
(финансовой) отчетности. ; сведений о государственной регистрации клиента ,
учетной политики клиента; данных об учредителях; информации о видах
деятельности клиента и результатах оценки и изучения системы бухгалтерского
учета и внутреннего контроля. Эти данные отражены в форме описаний анализа
сделок и остатков по счетам, информации для руководства клиента, отчета
аудитора.
Проверяя
состав производственных затрат организации , необходимо установить , какой
способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг) используется в
организации – традиционный для отечественного учет, так называемый
калькуляционный вариант или применяемый в международной практике
«директ-костинг» (учет прямых затрат).
При
проверке ведения учета по выявлению и распределению прямых
затрат аудитор анализирует данные, содержащиеся в ведомостях распределения
и расчетах, к которым относятся: ведомости распределения начисленной заработной
платы по счетам и шифрам затрат; ведомости
распределения расхода материалов по
направлениям производственных затрат; расчет износа основных средств; расчет износа нематериальных активов;
расчет износа МБП; сводные данные по расчетам е поставщиками и подрядчиками;
листки-расшифровки и другие регистры
распределения расходов по направлениям затрат.
Приведенные регистры сверяют с соответствующими данными по корреспондирующим счетам, сопоставляют с
шифра-ми затрат и при обнаружении
ошибок и расхождений выясняют их
причины. Далее проверяют, как организован учет и распределение косвенных (накладных) расходов (ведомости распределения и таблицы по счетам 23, 25, 26,и др.).
Аудитор сопоставляет, как
производилось распределение этих расходов и списание их в дебет счета 20 или непосредственно в дебет
счета 46.
По учету потерь в производстве аудитор
проверяет, как велся учет брака продукции, на каких виновников относились суммы потерь от простоев, недостач и др.
Учет потерь от простоев организуют с
помощью специальных документов — простойных листков. Потери от
простоев по внутренним и внешним причинам учитывают на счетах 25,
26, 43, а в результате стихийных бедствий — на счете 80.
• Учет недостач и излишков в
производстве осуществляется, как правило, в ходе инвентаризации. Недостачи являются
результатом неточностей оперативного контроля, хищений и Других причин. Аудитор проверяет, отнесены ли
недостачи на конкретных виновников, а
при невозможности взыскания ущерба с виновных-лиц — на счета 25, 26, 80, 84 и др
• Весьма трудоемкой работой является проверка
данных по учету незавершенного производства.
Если на предприятии ведутся ведомости незавершенного производства,
то аудитор выясняет, как производится оценка остатков незавершенного производства,
как составляются и рассчитываются сводные данные,
которые используются при ведении сводного учета затрат на производство,
• При проверке сводных данных по
учету затрат на производство в целом по предприятию
аудитор проверяет информацию, содержащуюся в
журналах-ордерах № 10 и 10/1. Они сверяются с
Главной книгой и
соответствующими регистрами. При
автоматизированном учете вместо журналов-ордеров проверяют
соответствующие ведомости оборотов по счетам затрат.
• Заключительным этапом учета затрат на
промышленных предприятиях является контроль
расчетов по калькулированы себестоимости продукции.
Калькулирование себестоимости продукции
— по каждому изделию или группе однородных изделий — отражение фактической себестоимости
единицы продукции в сопоставлении с ее
плановой (сметной) или нормативной себестоимостью.
На практике
используют различные виды калькуляций: плановые, сметные, нормативные
и отчетные. Задача аудитора состоит в проверке отчетных калькуляций, выявлении
применяемых
статей затрат, анализе данных. По результатам проверки делаются выводы о соответствии используемого метода калькулирования, объявленному в учетной политике.