Полный текст:
"…Креативность - это значит копать глубже,
смотреть лучше,
исправлять ошибки, беседовать с
кошкой,
нырять в глубину, проходить
сквозь стены,
зажигать солнце, строить замок на
песке,
приветствовать будущее…"
П. Торренс
Проблема
творческой одаренности представляет собой комплексную проблему. В настоящее
время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах выявления,
обучения и развития творчески одаренных детей. Она привлекла внимание многих
психологов в нашей стране (Богоявленская Д.Б.,
Шадриков В.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Лейтес Н.С., Матюшкин A.М.,
Холодная М.А., Юркевич B.C. и др.) и за рубежом (Дж. Гилфорд, К. Тейлор,
Э.П. Торренс и др.).
Однако
творческая одаренность по-прежнему остается спорным вопросом в научных кругах и
загадкой для большинства учителей, многих детей и родителей. Так многие
исследователи отмечают, что целью традиционного школьного обучения является в
первую очередь развитие «критического» и «конвергентного» мышления. Творческому
мышлению не уделяется достаточного внимания; более того, в условиях школьного
обучения искорки творчества «затухают». А забота о творчески одаренных детях
означает заботу о развитии культуры, науки, социальной жизни завтра.
Актуальность работы вызвана запросом современного
общества, которое требует от человека умения нестандартно мыслить. Технический
прогресс, высокие темпы развития в производстве, социальной сфере и другие
проблемы, с которыми сталкивается современный человек, требуют от него
творческих, оригинальных решений, что невозможно в условиях традиционного
обучения.
Цель показать динамику развития
творческой одаренности школьников и провести сравнительный анализ развития
творческой одаренности учащихся в гимназии и в общеобразовательной школе.
Гипотезой служит предположение о том, что без
специально организованных мероприятий по психологическому сопровождению к
старшему классу количество творчески одаренных детей уменьшится.
Исходя
из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1.
Рассмотреть понятие творческой одаренности в психологической литературе.
2. Провести эмпирическое
исследование проявлений творческой одаренности учеников разных школ в процессе
обучения в школе:
-
отразить динамику развития творческой одаренности с первого по одиннадцатый
классы на примере одной школы;
-
исследовать проявления творческой одаренности младших школьников в школах г.
Анапы;
-
провести сравнительный анализ творческой одаренности детей обучающихся в
гимназии и в общеобразовательной школе.
Для решения поставленных
задач на разных этапах работы нами использовались следующие методы исследования:
- изучение и обобщение практического опыта
работы с одаренными детьми
- проведение эксперимента по выявлению
творческой одаренности с помощью методики фигурных тестовых батарей П.
Торренса.
Исследование
для данной работы проводилось на базе МОУ СОШ №1, 4, 35 и гимназии «Аврора» г.
Анапа. В нем принимали участие 330
учащихся первых – одиннадцатых классов.
Потребность осознать природу творческого процесса
возникла в результате необходимости воздействовать на проявления творческой
деятельности, чтобы увеличить их эффективность. Еще древнегреческие философы в
своих системах обучения применяли методы, которые развивали бы в учениках
творческое мышление. Изучение творчества в науке складывалось изначально как
психология творчества. В общем смысле творчество–
« …условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в
воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме,
в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности…»[1.
С.11].
Понятие «одаренность» стало использоваться
исследователями в 20-х гг. (А.П.Болтунов, А.А.Любинская, А.И.Макарова и др.) и
относилось к сфере умственного развития. Одаренность рассматривалась как
индивидуальная способность или ее высокий уровень. Однако на современном этапе
развития науки «одаренность» трактуется как более широкое понятие, нежели
способности. Одаренность— это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми. Одаренный ребенок —
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельность[8].
Нас интересует именно
творческая одаренность. В работах авторов о проблеме творческих способностей
можно выделить как минимум три подхода, которые могут быть представлены
следующим образом [5. С.170]:
1. Согласно ему, творческих способностей нет как таковых. Важнейшую
роль в возникновении творческого поведения играют мотивации, ценности,
личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимое
условие творческой активности личности, но недостаточное.
Несколько
нетрадиционной в этом ряду выглядит
работа Д.Б.Богоявленской. По мнению Д.Б.Богоявленской: «… Для человека с
креативным уровнем интеллектуальной активности эмпирически обнаруженная
закономерность становится не конечным
пунктом мыслительного процесса, а проблемой, самостоятельной целью
исследования. Это именно то, что осознается многими психологами как важнейший
фактор творчества…»[2]. Креативный тип характерен любым новаторам и это не
зависит от рода деятельности: политикам, художникам, учителям, музыкантам,
изобретателям и др.
2. Второй подход состоит в утверждении, что при высоком уровне развития
интеллекта предполагается высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого
процесса как специфической формы психической активности нет. Практически все
специалисты в области интеллекта разделяли и разделяют эту точку зрения.
3. Представителями этого подхода творческая способность - (креативность) –
рассматривается как самостоятельный фактор, не зависит от интеллекта. Но
эта теория допускает незначительную корреляцию между уровнем развития
интеллекта и уровнем креативности. В рамках этого подхода наиболее развитой
является «теория интеллектуального порога» П.Торренса. Согласно которой,
интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ ниже 115-120, творческая способность становится независимой
величиной при IQ выше 120. Из этого следует, что нет креативов с
низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [5. С.170].
Дж.Гилфорд впервые ввел понятие о двух видах мышления: конвергентном и
дивергентном. Нас интересует дивергентное, или креативное, творческое мышление,
позволяющее видеть различные аспекты проблемы, находить разнообразные связи
элементов действительности, различные пути решения определенной задачи.
Дивергентное мышление по Дж.Гилфорду характеризуется 27 факторами. В качестве
основных факторов Дж.Гилфорд выделяет: беглость, гибкость, оригинальность.[Там же,170]
Важным вопросом в изучении творческой
одаренности является систематизация видов творческой
одаренности, которая определяется критерием, положенным в основу классификации
одаренности [3, 4, 8]. Среди критериев выделения видов творческой одаренности
можно назвать следующие:
1. Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы
психики» выделение видов творческой одаренности осуществляется в пределах
основных видов деятельности и при этом учитываются различные психические сферы
и соответственно определенные уровни психической организации и степень их
участия (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).
2. Критерий «степень
сформированности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную
творческую одаренность.
3. Критерий «форма
проявления». Здесь можно говорить о явной творческой одаренности и скрытой одаренности.
4. Критерий «по
широте проявления в разных видах деятельности» можно выделить общую и
специальную творческую одаренность.
5. Критерий «особенности
возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю
творческую одаренность.
С точки зрения всех
представленных выше критериев классификации видов одаренности может быть оценен
любой индивидуальный случай творческой одаренности. Таким образом, творческая
одаренность становится по своему характеру многомерным явлением. Для
педагога-практика это дает возможность и в то же время необходимость более
широкого отношения к проблеме своеобразия проявления творческой одаренности у
конкретного ребенка.
Большинство
психодиагностических тестов креативности ориентировано на выявление
способностей к дивергентному мышлению. Эти тесты не предполагают определенного
числа ответов. В них нет правильных и неправильных решений, оценивается степень
их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных
и неожиданных решений. П.Торренсом креативность означала процесс проявления
чувствительности к дисгармонии и несообразности знаний, их проблемам и
дефициту, и т. д. Креативность может проявляться как в мышлении и общении, так
и в отдельных видах деятельности. Она может характеризовать как отдельные
способности, которые присуще личности,
так и ее в целом. (1979 г.) [7. С.40].
Для
исследования нами использовалась методики фигурных тестовых батарей П.Торренса,
адаптированная сотрудниками общесоюзного центра «Творческая одаренность» НИИ
АПН СССР, для детей школьного возраста.
Для оценки творческого
мышления использовались следующие показатели:
показатель беглости (скорости,
продуктивности) отражает проявляется в способности к порождения большого количества идей,
которые выражаются в виде словесных
формулировок или в рисунков.
Показатель гибкости позволяет оценить способность к
выдвижению разнообразных идей,
переход от одной стороны проблемы к другой, использовать различные стратегии
применяемые в решении проблемы.
Оригинальность открывает наличие способности к выдвижению отличающихся от очевидных,
банальных или стереотипных, твердо установленных идей. Такие люди обычно отличаются неконформностью, так как
получают высокие баллы по оригинальности.
Показатель разработанности, детализации идей. Высокие значения
этого показателя присущи учащимся с высокой успеваемостью. А также, кто
способен к изобретательской и конструктивной деятельности.
Фигурные тесты состоят из трех
заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 30 мин.
в общей сложности.
Для выявления динамики
развития творческой одаренности мы использовали сокращенный вариант фигурной
батареи теста креативности П.Торренса, остановившись на задании «Закончи
рисунок». В исследовании приняли участие учащиеся МОУ СОШ №1 (83 человека), из
1 класса 28 человек, из 4 класса – 27, из 11 класса – 28. Сопоставление
результатов теста позволило проследить динамику развития креативности учеников.
Нас интересуют высокий уровень
креативности, так как это может говорить о наличии творческой одаренности. В
результате экспиремента по показателю беглости
все обследуемые со средним уровнем, то есть соответствуют возрастной норме
и только три первоклассника с низким. По гибкости
с высоким уровнем развития креативности в первом классе 11 учеников, к
четвертому количество снижается до 9, а к одиннадцатому классу только 2
ученика. По показателю оригинальности
также прослеживается отрицательная динамика развития креативности (в 1 кл. – 4
ученика, в 4 кл. – 3 ученика, в 11 кл. - 2). По разработанности в четвертом
классе 23 человека, к одиннадцатому снижается до 19, а в первом классе 10
учеников с высоким уровнем. О творческой одаренности можно говорить, если у
ребенка все показатели (оригинальность, разработанность, беглость и гибкость)
на высоком уровне. В результате в первом классе было выявлено 4 ученика, в
четвертом классе 3 ученика, а в одиннадцатом 2, что позволяет предположить
наличие отрицательной динамики развития творческой одаренности учеников МОУ СОШ
№1.
Далее были проведены исследования в первых
классах школ № 4 (16 чел.), 35 (13 чел. и 22 чел.) и гимназии «Аврора»
(21чел.), повторное исследование было проведено, когда они учились в третьем
классе и еще через год в четвертых классах. Метод медианы позволил выделить 3
промежуточных уровня креативности по каждому показателю, которые представлены. Были выявлены учащиеся
с высоким уровнем проявления по всем показателям (беглость, гибкость,
оригинальность, разработанность) в школе №4 Маша М. и Нелли Д., в школе
№35 в 1 «А» классе Таня К. и Ира Р. в 1
«Б» классе Витя К., но последующих исследованиях он не принимал участия. В
гимназии «Аврора» высокие показатели у Кати Б., Марины О., Насти П., Кати Я.
При повторном обследовании у всех к третьему или к четвертому классу уровни по
некоторым показателям снижаются до среднего и даже низкого. Если в первом классе из 72 человек,
имеющих высокий уровень творчества 9
человек, то к четвертому классу нет ни одного, у которого бы по всем
показателям (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности)
сохранился высокий уровень развития
креативности. Нами выявлена отрицательная динамика развития творческой
одаренности.
В сравнительном анализе проявления
творческой одаренности в общеобразовательных школах и гимназии участвовали из
гимназии «Аврора» (1кл.-21 чел., 3кл.-19 чел., 4кл.-20чел.) и школы №35
(1кл.-22чел., 3кл.-23чел., 4кл.-19чел.). Были получены следующие результаты,
представленные в Прил.5. Из графиков видно, что показатели гимназических
классов намного выше, чем показатели учащихся обычной школе. Только по
разработанности в первом классе и по беглости в четвертом показатели больше,
чем в гимназии.
Творчество (креативность) по определению П.Торренса
есть процесс, в котором происходит фиксация проблем; поиск их решений,
выдвижения гипотез; проверок или перепроверок и изменения гипотез; и наконец,
формулирования и сообщения результата решения. Детский возраст - период
становления способностей и личности. Из всех школьников (330 чел.), принявших участие в
исследовании, были выявлены 24 творчески одаренных ученика – это 8% от общего
числа обследуемых. Таких детей мало и они требуют специально организованной
работы по сопровождению, развитию творческой одаренности.
На основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме мы
можем сделать следующие выводы:
1. Положительной динамики развития
творческой одаренности от первого до одиннадцатого класса не выявлено. Более
того, к одиннадцатому классу количество детей с высоким уровнем креативности снизилось
в два раза. Мы можем предположить, что в процессе обучения ребенка школой не уделяется должного внимания
проявлениям творческой одаренности учеников.
2. Если в первом классе из 72 человек,
имеющих высокий уровень творчества 9
человек, то к четвертому классу нет ни одного, у которого бы по всем
показателям (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности) был высокий
уровень развития креативности. Нами выявлена отрицательная динамика развития
творческой одаренности.
3. В результате
сравнительного анализа показатели гимназических
классов намного выше, чем показатели учащихся обычной школы. Только по
разработанности в первом классе и по беглости в четвертом показатели больше,
чем в гимназии. Можно сделать вывод о том, что в программах гимназии
заложен боле высокий развивающий потенциал, так как показатели гимназических
классов намного выше, чем показатели творческого мышления учащихся в обычной
школе.
Из этого следует что, необходимо в
школах вводить мероприятия по выявлению, развитию и сопровождению творчески
одаренных детей. По данной проблеме нами ведется дальнейшая работа, в результате которой нами будет предложена
программа мероприятий по сопровождению творчески одаренных детей в школе,
основанная на подпрограмме « Одаренные дети » г.-к. Анапа.
Список литературы.
1. Батюшков Ф.Д. Творчество//Энциклопедический словарь. – М., 1901.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как
проблема творчества. - Ростов, 1983.
3. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества
и одаренности. - М.,1997.
4. Богоявленская Д.Б.
Психология творческих способностей. - М., 2002.
5. ДружининВ.Н. Психология общих способностей. -
М., 2007. -С.170.
6. Матюшкин А.В. Загадки одаренности. –
М.: Школа-Пресс, 1983.
7. Одаренность и
возраст / Под.ред. А.М.Матюшкина. - М.,2004.
8.
Рабочая концепция одаренности. / Под.ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1998.