Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Анализ общественного и государственного строя стран Древнего Востока

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Анализ общественного и государственного строя стран Древнего Востока
  • Предмет:
    ИГП
  • Когда добавили:
    09.09.2014 16:32:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ 
       Введение
    Глава 1. Общественный и государственный строй стран Древнего Востока
      1.1 Древний Египет
      1.2 Древний Вавилон
      1.3. Древняя Индия  
    1.4 Древний Китай
    Глава 2. Дискуссия об «азиатском» способе производства
    Заключение
    Задачи
    Список использованной литературы
    Введение. Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV—III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.
    По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.
    Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы; 2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.
    На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.
    Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ — их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких крупных древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон, как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н.э.), пережили века.
    Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.
    В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян.
    В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством.
    Специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда.
    В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты-налога, вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.
    Утверждение, что и древним, и средневековым обществам Востока органически присуща одна деспотическая форма государства, прочно держалось на протяжении XVIII—XX вв., вплоть до последнего времени. Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.
    Формализованное понятие "восточная деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора — "сына неба". Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился здесь и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей.
    Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.
    Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах — Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии".
    Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном, относительно централизованном государстве Маурьев (IV—II вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе — раджасабха и совет сановников — мантрипаришад. Одной из наиболее ярких особенностей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных республиканских государственных образований — ган и сангх.
    В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.
    Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство — исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам- оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ.
    Целью данной контрольной работы является анализ общественного и государственного строя стран Древнего Востока.Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:-   дать характеристику общественного и государственного древневосточных стран;-   выявить особенности государствообразования в древневосточных странах;-   осветить основные точки зрения на «азиатский» способ производства. 1. Общественный и государственный строй древневосточных государств. 1.1. Древний Египет.Возникновение государства в Египте происходит приблизительно в пятом тысячелетии до н.э. в результате разложения родового общества, выделения родовой знати (старейшин и вождей) и появления рабства. В пятом тысячелетии до н.э. в Египте создается несколько десятков примитивных образований - номов, которые после долгих войн в середине четвертого тысячелетия объединились сначала в два царства - Верхний Египет и Нижний Египет (Южное и Северное), а затем, после кровопролитной войны, образовали к исходу четвертого тысячелетия до н.э. одно централизованное государство. Основным занятием населения Древнего Египта были земледелие и скотоводство. Для земледелия в Египте были благоприятные условия, поскольку река Нил питала водой обширные пространства земли. Но требовались плотины и каналы, чтобы задержать воду на поверхности земли и равномерно распределить ее по всей территории страны. На создание сооружений, необходимых для искусственного орошения был затрачен колоссальный труд нескольких поколений. Еще до образования Древнего царства в Египте успешно развивалось земледелие. В период Древнего царства население начинает заниматься скотоводством. Развивается также и ремесло, хотя орудия труда изготавливаются еще из меди и камня. В период Среднего царства появляется бронза, но широкое ее использование происходит в Новом царстве. В Новом царстве появляются изделия из железа. К созданию оросительных сооружений привлекались не только рабы, но и свободные крестьяне и ремесленники. В экстренных случаях (прорыв дамбы, углубление канала и т.п.) в работах участвовали и представители высших слоев населения. На всех работающих распространялась суровая дисциплина как в военное, так и в мирное время.Верхний слой египетского общества составляли жрецы, чиновники и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, руководивший всем жреческим персоналом, служившим данному божеству. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога. Жрецы занимали важное положение в Государстве, их назначали на видные должности. Особенно усилилось могущество жрецов в период Нового царства, когда в результате удачных войн наряду с обогащением царской казны обогатилась также казна храмов. К привилегированной группе египетского общества принадлежал египетская аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, а также из высших военных и гражданских чинов государства, располагавших колоссальными богатствами в результате дарений со стороны фараонов, экспроприации общинных земель и военной добычи. Большую роль играли в Египте писцы, из которых выходили высшие сановники. Жалованье им платилось натурой. Наиболее видным чиновникам были пожалованы земли из государственного фонда, причем иногда царь давал этим сановникам право взимать сборы с крестьян в свою пользу. В XVI-XIV вв. до н.э. все население начинает делиться на группы по роду занятий. Одни группы населения получили привилегии и земельные владения с правом передачи их по наследству, другие - должны были платить оброк и выполнять физические работы. Воины наделялись участками земли и имели право обращаться с жалобами непосредственно к царю. При Рамзесе II закрепилась кастовая организация общества.Наряду с рабами подвергались эксплуатации свободные крестьяне и ремесленники. Одни из крестьян жили на государственной земле самостоятельными общинами. Каждый из крестьян имел свой надел, за пользование которым уплачивал сбор в казну (рента-налог). Другие крестьяне были прикреплены к земле, пожалованной царем храму, сановнику или воину. Крестьяне и ремесленники, работавшие в этих хозяйствах, получали от крупного землевладельца дневное пропитание. Они работали на поле и в мастерских в самых тяжелых условиях под наблюдением специальных надсмотрщиков, нередко прибегавших к побоям. Крестьяне не вправе были уйти с земли, но их могли изгнать с обрабатываемых ими участков за несвоевременное внесение оброков. Позднее это изгнание было воспрещено и заменено телесным наказанием. В Древнем Египте существовали в довольно большом количестве и свободные ремесленники. Они работали в государственных рудниках и мастерских, объединяясь в группы по 10 человек, каждая - под наблюдением особых управляющих. Рабовладение в Египте появляется еще до образования централизованного государства. Главным источником рабства был военный плен. Рабами становились не только чужеземцы, но и египтяне, побежденные в междоусобных войнах. Существовала до определенного времени и долговая кабала в результате утраты свободы неоплатным должником.Добытые в войне рабы формально считались собственностью государства, фактически царя. Предоставляя сановникам во владение земли, царь вместе с землей давал некоторое количество государственных рабов. Тяжесть эксплуатации, которой подвергались не только рабы, но и крестьяне и ремесленники во всех периодах истории Древнего Египта, вызывала острую классовую борьбу. Особенно грандиозным было восстание в середине XVII в. до н. э. Государство в Древнем Египте имело форму деспотии. В нем вся полнота власти номинально принадлежала одному лицу, правящему с помощью более или менее сложного централизованного бюрократического аппарата (царю-фараону). Фараоны принадлежали к одному роду и сменяли друг друга в порядке престолонаследия. Египетский историк Манефон (конец IV - начало III в. до н.э.) насчитывает 30 династий в истории Египта. Характерной чертой деспотии, сложившейся в Египте, был религиозный культ главы государства царя-фараона. Необходимость создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения было основной причиной тенденции к политической централизации и к укреплению деспотической власти. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн нередко становились главнокомандующими египетскими войсками. Культу фараона способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и окружавшая их аристократия создавали культ вождей. Но не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые бы шли наперекор интересам жреческой, военной и служилой знати. В истории Древнего Египта были нередки случаи свержения фараонов и террористических актов против них. Самый культ фараона говорил скорее не о единоличном господстве фараона, а о теократическом характере коллективного господства жрецов, воинов и чиновников, которые усиленно внушали трудящимся массам представление о фараоне как о божестве. По словам египетских текстов, царь выделял среди миллионов и считался богом, сыном бога солнца Ра. Перед царем все и даже вельможи должны были падать ниц и целовать прах у его ног. Великой честью считалось дозволение целовать его ноги. Царь не умирал, а "заходил за свой вечный горизонт". Его дворец считался храмом, а придворный этикет представлял собой религиозный культ. Обожествление фараонов выражалось также в том, что после их смерти воздвигались грандиозные гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей в принудительном порядке отрывались от производительного труда. Как сообщает греческий историк Геродот, для сооружения пирамиды Хеопса потребовалось двадцать лет. Придворный штат фараона - привилегированная категория рабовладельцев был образован из прежней родовой номовой знати.Уже в Древнем царстве создается большой бюрократический аппарат из чиновников-писцов. Во главе этого аппарата стоял сановник, ближайший помощник царя. В исторической и историко-юридической литературе его называют "везир" (египетское наименование "джати" или "тсати"), а иногда - "верховный сановник".Первоначально постоянная армия ограничивалась личной охраной фараона и отрядами, состоявшими из нубийских и ливийских стрелков, которые должны были подавлять волнения внутри государства. У храмов и сборщиков налогов тоже были постоянные военные отряды. Полицейские функции возлагались на нубийских негров. В случае войны собиралось ополчение, которое комплектовалось по рекрутской системе. Номы, а также храмы и крупные землевладельцы должны были поставлять определенное число рекрутов. После изгнания гиксосов в армии появляются отряды колесничих, т.е. воинов, сражавшихся на колесницах, запряженных лошадьми. Это колесничное войско комплектовалось из более зажиточных слоев населения. Эти войны в награду за свою службу наделялись участками земли.В Новом царстве получает широкое развитие система наемных войск. Это было вызвано обострением классовых противоречий в стране, вследствие чего армия, комплектовавшаяся из египтян, становилась не только ненадежной, но и опасной для господствующего класса. Эксплуатация рабов в Египте не достигла такой степени, как в Греции и Риме. Рабы имели свою семью и имущество. За преступления их наказывали органы государственной власти, а не хозяева. В случаях жестокого обращения с ними рабы могли искать убежища в храмах и приносить жалобу на своих господ, что могло повлечь за собой превращение их в слуг храмов. Раб, отпущенный на волю, приравнивался к свободным. Следует указать на пережитки матриархата в брачно-семейных отношениях. Женщины пользовались равными с мужчинами правами. Брак представлялся как договор, и женщина выступала в нем от своего имени. Была обеспечена собственность жены и ее равное положение с мужчиной в браке. Она могла получать развод по своему желанию. Были случаи, когда дети назывались по имени матери, а не отца.В уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство на власть фараона и попытки совершить государственный переворот. Характерно наличие наказаний за убийство священных животных и святотатство. Наказания отличались исключительной жестокостью. Смертная казнь применялась в простой форме (отсечение, распятие и погребение заживо). Кроме того, применялись наказания в виде талиона в символической (например, отрезание языка за разглашение государственной тайны) и материальной форме. В судопроизводстве не было гласности и устности. Обвиняемый или ответчик давали письменные ответы. Суд решал дело втайне, не приводя мотивов. Судья молча прикладывал изображение богини Маат, олицетворявшей истину, ко лбу того, в чью пользу было решено дело. 1.2. Древний Вавилон. Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н.э. "Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе длительное время сохранял родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. В истории Шумера видную роль играли города Эриду, Ур, Лагаш. Иточники дают сведения о довольно ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. А с III тысячелетия до н.э. на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры.
    Самым древним из городов, основанных семитами, был Аккад, ставший столицей государства, выступившего в качестве объединителя Двуречья. После падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.
    Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVII в. до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи. Вскоре после смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.) Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение вавилонского государства приходится на VII век до н.э. Ново-Вавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была завоевана персами.
    Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.
    Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивается треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть, - половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получает за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.
    Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.
    Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане (авилум-человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел право отчуждать это имущество. "Муж" не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не "рабом", а "заложником". Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.
    Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина, его можно было выкупить и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.
    Полноправным гражданам противопоставлялись "мушкену" (покорные). Вопрос о "мушкену" в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение мушкену указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.
    Членовредительство, нанесенное "мужу" каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к "мушкену", то виновный платил лишь штраф. За украденную у "мушкену" вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф. По одной из версий о происхождении "мушкену", это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой - вольноотпущенники.
    Наряду с сословиями - Законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих Законы упоминают "редум", "баирум", "декум", "лубуттум", функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.
    Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.
    Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.
    В те времена, когда в Шумере существовали города-государства, во главе них стоял энси ("возглавляющий род"); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля ("большого человека"). Пережитки родо-племенной организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.
    Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.
    В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя.
    Вместе с тем, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую судебную власть на местах.
    Судебные функции выполняют чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией является царь. Общинные и храмовые суды все больше теряют свое значение.
     
      1.3. Древняя Индия. Первые государства на территории Индии возникли во II-м тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.
    Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя.
    Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя.
    Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).
    Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.
    Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-III вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства.
    С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.
    Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".
    С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.
    Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.
    Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общине объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.
    Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников. Часть, их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.
    Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.
    Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.
    Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл.
    Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.
    В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.
    Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.
    Несмотря на особенности рабства в Древней Индии, по своим основным признакам оно было похоже на рабство в Греции и Риме.
    Наиболее характерная - общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых - отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба.
    К эпохе Маурьев уже оформилась концепция "чакравартина" - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фиксальной администрации, верховным судьей.
    Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.
    Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
    Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел могли вместе собираться члены обоих советов.
    Подобную эволюцию претерпела и сабха - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции, К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом - раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.
    Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивают власть царя.
    Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Главные провинции обладали немалой автономией.
    Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки.
    Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.
      1.4. Древний Китай.История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1) Шан (Инь) - XVI 11-Х11 вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога.Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии. Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю, "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной обственности находились рабы, дома, орудия труда.Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества. В период царства Чжоу царь по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община.В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу. В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209 г. до н.э. циньской монархии.Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань.Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов. Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля- продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Манн стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных сборников права.Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов.Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того были известны договора дарения, Аренды земли, личного найма и др.Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: "мосин" - клеймение тушью на лице, "исин" - отрезание носа, "фэйсин" - отрезание ног, "чужин" кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, "данисин" - отрубание головы. Кроме того применялись такие наказания как битье палками и плетьми, отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п.Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным. 2. Дискуссия об «азиатском» способе производства. Азиатский способ производства — особая стадия развития общества, следующая за первобытно-общинным строем и основанная на централизованной системе ирригационного земледелия в сельских общинах. Для азиатского способа производства характерны: слабое разделение труда; самообеспечиваемость общин; отсутствие (по другой трактовке, ограничение) частной собственности на средства производства; неразвитая торговля и политическая деспотия как особый тип монархической формы правления. Азиатский способ производства строится, в отличие от рабовладельческого, на эксплуатации не рабов, а общинников: рабство в нём сохраняет патриархальный характер.
    Согласно общеизвестному трактованию учения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, на стадии цивилизации общество поочерёдно проходит рабовладельческую (классическую антическую), феодальную и буржуазную социально-экономические формации с перспективой перехода к социалистической. Однако в труде «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству», являющимся разделом «Экономических рукописей 1857—1859 годов», Маркс выделил также азиатские производственные отношения, что позволяло говорить об особой азиатской (архаической) социально-экономической формации, предшествовавшей рабовладельческой у древневосточных обществ.
    В 20-30-ых годах ХХ века в Советском Союзе разгорелась первая дискуссия относительно азиатского способа производства: отдельные советские историки, находясь в рамках дихотомии «Восток-Запад», пытались объяснить уникальность азиатского способа производства, существовавшего только у восточных обществ, в противовес установившемуся в Древней Греции и Древнем Риме классическому рабовладельческому, а следовательно, отстаивали нелинейность и поливариантность исторического процесса.
    Им противостояли историки-универсалисты, которые расширили первоначальный географический ареал анализа производственных отношений и пришли к выводу о существовании подобного способа производства не только на начальных периодах развития восточных обществ, а и у всего человечества в целом, что давало основание считать его универсальным; с другой стороны, такие восточные общества, как Древний Египет периода Нового царства или Персидская империя Ахеменидов, вплотную подошли к образованию классических рабовладельческих обществ в период масштабных завоевательных походов. В таком случае, азиатский способ производства представлялся как эволюционное звено между первобытным коммунизмом и рабовладельческим строем.
    Конец дискуссии был положен советским египтологом и ассириологом Василием Васильевичем Струве, доказавшим существование рабства в шумерских городах-государствах. В. В. Струве отвергал понятие отдельного азиатского способа производства, рассматривая его как составляющую рабовладельческой формации. Опираясь на изданные к этому моменту в СССР сочинения Маркса, к 1933 востоковед разработал «пятичленку», — парадигму смены пяти общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, начальным этапом которой является социализм. «Пятичленка» Струве, приписанная Марксу, продолжала оставаться господствующей схемой советской исторической науки для анализа всех исторических периодов.
    Проблема азиатских производственных отношений была вновь поднята на Московской дискуссии об азиатских производственных отношениях (1965) видными историками СССР, Франции, Венгрии и Германии. В современном западном марксизме распространён взгляд, согласно которому, азиатский способ производства, наряду с рабовладельческим и феодальным, является специфической вариацией единой докапиталистической формации, следующей непосредственно после первобытно-общинной.
    Заключение. Страны Древнего Востока явились ранними рабовладельческими государствами. Они существенно отличались от античных рабовладельческих государств.
    1. На Востоке рабы не были главной производительной силой общества. Они не производили материальные блага. Сельским хозяйством и ремеслом занимались люди, которые формально считались свободными.
    2. Земля на Востоке находилась в государственной или государственно-общинной собственности.
    3. Государственный строй на Востоке имел особую форму восточной деспотии. То есть полного бесправия жителей государства перед лицом власти.
    Причины таких особенностей кроются в сохранении общинной системы.
    Подавляющее число жителей государств Древнего Востока было занято в структуре сельского хозяйства. Но земля без воды не представляла никакой ценности. Оросительные системы были собственностью государства. Работы по созданию таких систем требовали больших людских ресурсов. Общинная трудовая повинность вскоре превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и они практически перестали быть свободными. Их использовали при создании сложных оросительных систем, при строительстве храмов и других циклопических сооружений. В отличие от рабов, это была даровая рабочая сила, которую не надо было кормить и одевать. Их труд можно было использовать очень расточительно.
    В Азии государство имело особую форму управления – управление общественными работами. Такая система требовала наличия большого бюрократического аппарата. Сложилась централизованная государственная система хозяйствования.
    В странах Древнего Востока не было частных феодальных владений. Территория государства была общим поместьем всего правящего класса. Государство стремилось  присвоить себе как можно больше прибавочного продукта. Такая форма государственного устройства была названа К. Марксом “поголовным рабством”. В научной среде политический строй получил название “Восточной деспотии”.
    Но экономическое развитие этих стран почти остановилось, и европейские народы за короткий срок смогли перегнать страны Древнего Востока в экономическом развитии. Это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации являлось то, что интересы личности подчинялись общественным. Интересам общины, касты, государства. Подавлялась любая предпринимательская инициатива, которая невозможна без свободного распоряжения собственностью. Община предполагает наличие огромного числа традиций, когда каждое действие предопределено обычаями.
      Задачи.
    1. Шамши-Адад, воин (баирум) царя Хаммурапи, в бою попал в плен. Через полгода ему удалось бежать. Вернувшись домой, Шамши-Адад обнаружил, что его поле передано другому воину, а жена с детьми из-за бедности ушла к тамкару Ибалю. Шамши-Адад обратился с жалобой к царю. Каков должен быть исход дела согласно Судебнику Хаммурапи?
    Ответ.
    Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему царём.
    Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (п. 27), а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание (п. 29).
    Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 и п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п 134 говорится:"Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна".
    При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится:"дети следуют за их отцами", что может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.
    Таким образом, согласно Судебнику Хаммурапи:
    1) поле Шамши-Адад должно быть возвращено;
    2) Жена вернуться к мужу с детьми, рожденными от него.
     
    2. Раб Светония Бура продал на рынке драгоценную ангикварную чашу, найденную им на другой день после кораблекрушения в Байях (недалеко от Неаполя). Узнав об этом, Светоний Бур предъявил к покупателю Антонию Пию иск о возврате вещи. Пий соглашался уплатить стоимость ее. Спустя год, вернувшийся на родину Юлиан, признал чашу своей, отправленной ранее на корабле, потерпевшим крушение. Каков порядок разрешения спора по нормам римского цивильного права? Вправе ли Антоний Пий ссылаться на давность владения?
    Ответ.
    Раб Светония Бура произвел захват вещи. Если лицо, нашедшее потерянную вещь, захватит ее себе, это приравнивалось по римскому праву к краже. Нашедший вещь обязан был принять меры к отысканию ее собственника. Но, раб мог совершать отдельные виды сделок, не связанные с обязательствами личного плана: купить, продать, взять в долг, обменять и т.п. Все заключенные им в этом случае обязательства признавались правовыми и давали основание для искового требования к господину раба.
    Основным средством защиты права собственности в Риме являлся виндикационный иск[1]. Этот иск предоставлялся собственнику для истребования вещи, владение которой им утрачено. Следовательно, в нашем случае сторонами в виндикационном процессе являлись: в качестве истца – собственник, не имеющий фактического владения вещью (Юлиан.); в качестве ответчика – фактический обладатель вещи (её держатель и владелец – Антоний Пий.)
      Предмет иска – вещь, за которую, собственно и спорят стороны (в нашем случае – антикварная чаша).
      Виндикационный иск предполагал доказательство истцом  своего права собственности на вещь. Однако такое доказательство было часто затруднительным, поэтому спорящие стороны прибегали иногда к actio in rem Publiciana[2], при которой требовалось лишь доказательство добросовестного владения. Добросовестным владение в римском праве признавалось в тех случаях, когда владелец не знает и не должен знать, что он не имеет права владеть вещью (например, лицо, приобретшее вещь от несобственника, выдавшего себя за собственника)[3]. В законах XII Таблиц чётко сказано: “Давность владения в отношении земельного участка устанавливалась в два года, в отношении всех других вещей – в один год” (Таблица VI-3)[4].
      Так как Антоний Пий приобрёл серебряную чашу год назад и владел ею добросовестно, то, как следует из “Таблиц”, чаша по праву принадлежит ему.
      Следует упомянуть Таблицу VII-11: “(Юстиниан. 1.41, II. 1). Проданные и переданные вещи становятся собственностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение его требования, например, представит поручителя или даст что-либо в виде залога”[5].
      Как известно, купил чашу на рынке, но он согласился уплатить стоимость чаши Светонию Буру. Всё вышесказанное показывает и доказывает то, что Антоний Пий являлся добросовестным владельцем.
    Таким образом, Антоний Пий, ссылаясь на давность владения, может утверждать, что он владелец чаши.
     
    3. 3 ноября 1793 г. графиня Дюбарри, возвратившаяся из Лондона во Францию, по приказу властей Марселя была заключена под стражу. Чем руководствовались местные власти? Какое наказание может ожидать графиню Дюбарри?
    Ответ.
    Согласно ст. 1 Декрета Конвента о подозрительных от 17 сентября 1793 г. немедленно по опубликовании настоящего декрета все подозрительные лица, находящиеся на территории Республики и пользующиеся еще свободой,  должны быть арестованы.
    Подозрительными считаются те кто эмигрировали в промежуток времени с 1 июля 1789 года до обнародования закона от 8 апреля 1792 года,  хотя бы они и вернулись во Францию в срок, предписанный последним законом или еще до  истечения  этого срока. (ст.2).
    Таким образом, графиня Дюбарри считалась подозрительной и согласно вышеуказанному Декрету была арестована. Сначала её отведут в дома заключения по месту ареста или за отсутствием тюрем она останется под домашним арестом и надзором (ст. 5).  
    В течение следующей недели она переводится в  национальные  помещения,  приготовленные для этой цели  административными  властями департамента и останется там под стражей до заключения мира (ст. 6 и 7).  
    4. Фабьен силой заставил подписать договор купли-продажи дома 77-летнюю Мари. Старушка обратилась в суд. Суд доказал противоправность действий Фабьена. Какое наказание он понесет по ФУК 1810 г.?
    Ответ.
    Согласно ст.  400 Французского Уголовного Кодекса 1810 г. (Книга третья «О преступлениях, проступках и их наказаниях» Раздел второй «Преступления и проступки против частных лиц» Глава II «Преступления против личности» Отделение первое «Кражи») «Тот, кто силой, насилием или принуждением вынудит подпись или передачу документа,  акта,  расписки или какой-либо бумаги,  содержащей  или  создающей обязательство,  распоряжение или погашение права, карается срочными каторжными работами».
    Согласно Книге первой «О наказаниях уголовно-исправительных и об их последствиях» Фабьен понесет мучительное и позорящее наказание (срочные каторжные работы) (ст. 7). Мужчины, приговоренные к каторжным работам,  используются на самых тяжелых работах; они влачат на ногах пушечные ядра или сковываются  попарно  цепью, если этому не препятствует выполняемая ими работа (ст. 15). Каторжные работы срочные назначаются  не менее чем на пять лет и не более чем на двадцать лет (ст. 19). Приговоренный  к срочным каторжным работам выставляется перед  исполнением  наказания  всенародно  на публичной площади в течение часа в ошейнике у  позорного  столба. Над  его  головою помещается крупная и разборчивая надпись с обозначением его имени,  профессии, местожительства, наказания и причины осуждения (ст. 22). Согласно ст. 28 он  навсегда лишается права быть присяжным заседателем, экспертом, свидетелем при совершении актов и права давать показания суду под присягой. Он не может быть ни опекуном, ни попечителем, за исключением своих детей и только при согласии  его  семьи.  Он теряет право ношения оружия и право служить в войсках империи.Согласно ст. 47 приговоренные к срочным каторжным работам после отбытия ими наказания  находятся  в  силу самого закона под пожизненным надзором высшей государственной полиции.   
     
    Список использованной литературы:
    1.   Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т.1. Античный мир и восточные цивилизации / Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен. – М., 1999.
    2.   Большая Советская энциклопедия. М.:1980.
    3.   Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.
    4.   Васильев Л.С. История Древнего Востока: В 2 т. – М., 1993.
    5.   Государство и социальная структура на Древнем Востоке: Сб. статей. – М., 1989.
    6.   Гусева Н.Е. Индуизм. История формирования, культовая практика. – М., 1977.
    7.   Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. – М., 1982.
    8.   Емельянов В.В. Древний Шумер. – СПб., 2001.
    9.   История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ, первые шаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. – М., 1988.
    10. Клочков И.С. Древняя культура Вавилона (человек, судьба, время). – М., 1983.
    11. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций. Вып. I. Право Древней Индии. – М., 1992.
    12. Крашенинникова Н.А. История права Востока. – М., 1994.
    13. Кузнецов А.А. Эволюция индийской касты. – М., 1983.
    14.  Новицкий Б. Основы римского гражданского права. М. 1972.
    15. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под. ред. З. М. Черниловского. М., 1984
    16. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. – М.: Норма, 2004.
    17. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. – М., 1980.
    18. Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. – 1984. – № 4.
     
    [1] История государства и права зарубежных стран / Под. ред. Н. А. Крашенинниковой. М., 1988, Часть I, стр. 128 
    [2] Новицкий Б. Основы римского гражданского права. М. 1972, стр. 104
    [3] Новицкий Б. Основы римского гражданского права. М. 1972,  стр. 95
    [4] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под. ред. З. М. Черниловского. М., 1984, стр. 47
    [5] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под. ред. З. М. Черниловского. М., 1984, стр. 49
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Анализ общественного и государственного строя стран Древнего Востока ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.