Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Организация как
основная функция менеджмента. 5
2. Качества
менеджера – будущего менеджера XXI
века. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 20
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы
деятельность организации была эффективной, каждый ее член должен точно знать
свои функции. Любая коллективная деятельность предполагает совместные действия
разных людей, направленные на достижения общих целей. Если эти люди не были
должным образом организованы, то и их действия не будут эффективными.
Под
организацией производства понимают распределение властных полномочий по разным
уровням управленческой иерархии. В процессе работы возникает необходимость
принимать решения, и именно поэтому в организациях право решать некоторые
вопросы отдают конкретным должностным лицам. Это существенно упрощает
деятельность, поскольку каждый работник знает, кто должен принимать решение по
тому или иному вопросу.
Организация
– крайне важная функция менеджмента, поскольку благодаря ей предприятие или
фирма превращаются в единый организм, способный слаженно действовать в любых
ситуациях.
От
того, насколько прочны связи между подразделениями и отдельными работниками,
насколько слаженно действуют объединяющие их механизмы, зависит, будет ли
деятельность организации успешной.
Успех
деятельности также зависит и от личности руководителя, его личных качеств. Эрнест
К. Эрбаки, декан Высшей школы по подготовке бизнесменов при Стэнфордском
университете, в которой повышают квалификацию многие из лучших администраторов,
по этому поводу сказал: «Хорошие администраторы должны обладать нужными
знаниями, чтобы понимать бизнес, уметь делать его прибыльным и видеть
перспективу; лучшим из них свойственны ценные личные качества и, кроме того,
широта мировоззрения, что позволяет им связывать конечные задачи отдельного
предприятия с устремлениями всего общества».
Объектом
исследования является менеджмент современной организации.
Предмет
исследования – функция менеджмента «Организация», качества менеджера.
Цель
данной работы – рассмотреть особенности современного менеджмента - личные качества менеджера, а также функцию
менеджмента – организацию.
В
соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.
Изучить литературу по теме исследования;
2.
Раскрыть содержание функции менеджмента
«организация»;
3.
Проанализировать личные и деловые качества
современного менеджера.
1. Организация как основная функция менеджмента
Цикл
менеджмента – это совокупность функций, которые он выполняет с точки зрения
нормального, эффективного функционирования организации. Обычно выделяют пять
таких функций: планирование, организацию (организовывание), координирование,
мотивацию и контроль.
Для
анализируемой нами функции очень часто используются слово «организация», однако
потому, что оно совпадает с названием совокупности людей, объединенных общими
целями, иногда применяют термин «организовывание», подчеркивая тем самым, что
речь идет о действии, процессе, а не о
сущности.
В
самом общем смысле организовать – значит создать некую структуру,
упорядоченность. В практике менеджмента имеется крайне много элементов, которые
необходимо структурировать и упорядочить, чтобы организация могла реализовывать
свои планы и тем самым достигать своих целей.
Организация
предполагает решение по меньшей мере двух задач, изложенных ниже.
1.
Делегирование полномочий (права принимать решения и использовать ресурсы)
конкретным работникам.
2.
Приспособление организационной структуры к задачам, которые должна решать
организация [5, c. 124].
Одним
из этих элементов, нуждающихся в упорядочивании, организации, является работа,
конкретные задания организации. В настоящее время практически любая
деятельность предполагает взаимодействие между определенным количеством людей.
И чем больше людей, тем сложнее их организовать, направить в едином
направлении. Если не уделять достаточного внимания организовыванию, то может
сложиться ситуация, описанная И.А.Крыловым в известной басне, герои которой
имеют одну цель – сдвинуть телегу с места, но тащат ее в разных направлениях.
Поскольку
в организации работу выполняют люди – самостоятельные личности, важным аспектом
функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое
конкретное задание. Ведь может случиться, что определенную обязанность не
станет выполнять никто: даже не из-за желания, а из-за того, что это не пришло
ему в голову. А может произойти и так, что за одно и то же дело, не требующее
больших усилий, возьмется сразу несколько человек. В результате – потеря времени,
сил, невыполнение других задач, возможно, даже более важных. Именно по этой
причине руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным
людям задания и полномочия.
Организационная
структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных
элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого
целого. Организационная структура управления представляет собой одно из
ключевых понятий менеджмента. Оно тесно связано с целями, функциями, процессом
управления, работой менеджеров и
распределением между ними полномочий. Структура управления – это своего рода
каркас здания управленческой системы, который создается для того, чтобы все
протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Другими
словами, организационная структура управления – это система, в которой
оптимально распределены функциональные обязанности, права и ответственность, а
также установлены порядок и формы взаимодействия между входящими в ее состав
органами управления и работающими в них людьми.
Элементы
организационной структуры управления – это либо отдельные работники
(руководители, специалисты, служащие), либо службы и органы аппарата
управления.
Существует
два наиболее важных основания, на которых осуществляется специализация
элементов ОСУ.
1.
Специализация может осуществляться в зависимости от состава структурных
подразделений организации. На этом основании вычленяются звенья структуры
управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического
прогресса и т.п.
2.
На основании характера тех общих функций, которые выполняются в процессе
управления, формируются органы: а) занимающиеся планирование, б) организующие
производство, труд и управление, в) контролирующие все процессы в организации.
Связи
между элементами принято разделять на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми,
вертикальные связи представляют собой отношения подчинения. Необходимость в них
возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии
различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Кроме
того, между элементами организационной структуры могут устанавливаться линейные
и функциональные отношения.
Линейные
отношения – это отношения между руководителем и подчиненным, при которых
руководитель принимает решения, касающиеся любых действий подчиненного.
Руководитель при таких отношениях называется линейным.
Функциональные
отношения – это отношения, при которых руководитель принимает решения,
касающиеся деятельности организации только в одной из функциональных сфер
(например, в финансовой, инновационной или производственной). У каждого
работника, таким образом, оказывается несколько руководителей, которым он
подчиняется лишь в вопросах, находящихся в их компетенции. Руководитель,
выполняющий такие функции, называется функциональным [7, c. 27].
Сложность
организационной структуры управления зависит от количества вовлеченных в нее
людей. Чем больше это количество, тем более сложной будет организационная
структура, и наоборот, чем меньше работников, тем более простой будет
организационная структура. При этом данное соотношение определяется
объективными причинами. Так, ученые установили, что существует ограничение на
число работников или подразделения, подчиненных одной субъекту управления. Если
субъекту подчинено больше работников или подразделений, управление оказывается
неэффективным.
Необходимо
также иметь в виду, что в результате развития технологий происходит постоянная
трансформация реальных потребностей предприятия в тех или иных руководящих
функциях: старые функции отмирают, а им на смену приходят новые. По этой
причине организационную структуру управления также периодически следует
пересматривать и совершенствовать в соответствии с актуальными требованиями.
Делегирование,
как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и
полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно
ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать
ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицу, на которое возложена
ответственность за решение какой-либо задачи, не обязательно выполнять ее лично,
оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы [7, c. 36].
Полномочия
в менеджменте принято делить на линейные и штабные. Линейные полномочия
заключатся в праве использовать ресурсы организации для выполнения
делегированных задач. Например, руководитель цеха обязан делать все, чтобы
работа по выпуску продукции была бесперебойной, а количество продукции
соответствовало запланированному. Естественно, материалы и оборудование не
являются его «собственностью». Однако он имеет право распоряжаться ими для
того, чтобы решить поставленные перед ним задачи, не ожидая особого
распоряжения, или, попросту говоря, разрешения. Если этого требует
производственный процесс, он имеет право использовать материалы и оборудование
по своему усмотрению.
Штабные
(аппаратные) полномочии я помогают
организациям использовать специалистов без нарушения принципа
единоначалия. Они включают рекомендательные полномочия, обязательные
согласования, параллельные и функциональные полномочия.
Не
любое дело может быть поручено подчиненному. Поэтому менеджер при решении
вопроса о делегировании должен руководствоваться некоторыми важными принципами.
Делегировать
подчиненным можно следующие дела:
1)
подготовительные работы (например, подбор материалов при разработке нового проекта);
2)
рутинную, повседневную работу, которая, как правило, требует обычных навыков и
не связана с принятием серьезных решений (например, заполнение документации или
составление отчетов, когда все данные известны);
3)
специализированную деятельность, которая требует особых знаний и умений (если
такую деятельность будет выполнять один человек, он будет действовать более
эффективно, так как выработает необходимые умения и навыки) [6, c. 78].
От
делегирования остальных дел, связанных с определением целей или высокими
рисками, следует отказаться.
Определить,
возможно ли перепоручение дел подчиненным, позволяет метод АВС. Дела из
категории А (самые важные, стратегические задачи) перепоручить нельзя,
поскольку именно от них зависит успех. Дела из категории В перепоручить можно,
однако они в этом случае должны контролироваться; в некоторых случаях вообще
можно отказаться от их перепоручения и сделать их самому. Категория С (рутинного
характера) – это дела, которые перепоручить можно и нужно: даже если они не будут
выполнения, буду выполнены плохо или с опозданием. Потери от этого будут
минимальными.
2. Качества менеджера – будущего менеджера XXI века
В
повседневную жизнь все чаще и чаще проникают такие слова, как менеджер,
предприниматель, бизнесмен. Между понятиями, которые обозначают эти слова,
имеются существенные различия Бизнесмен - это человек, занимающийся вопросами
получения прибыли, имеющий свое дело. Предприниматель - лицо, организующее
какое-либо дело, соединяет в себе и бизнесмена и менеджера.
Менеджер
- это управляющий. Определения эти условны, касаются лишь упомянутых выше слов.
В основе же любого бизнеса лежит руководство людьми и их деятельностью с
основной целью - извлечение прибыли.
Владелец
средств (материальных и финансовых) не всегда имеет возможность или может быть
хорошим организатором, не всегда обладает необходимыми для организации дела
качествами. В этом случае, владелец средств нанимает управляющего - менеджера.
Менеджер
- это личность, обладающая:
- высоким
интеллектом;
- способностью
достигать поставленных целей (умением выполнять необходимые задачи);
- готовностью
принимать на себя ответственность;
- талантом
выступать в роли мудрого советника и консультанта;
- чувством
уверенности и способностью разобраться в путанице организационных взаимоотношений
и событий.
Человек
с такими качествами достигает успеха. Успех рождает успех. Как достичь этих
качеств? Крепче нервы - ближе цель.
В
нынешних условиях развития экономики лицо, занимающееся бизнесом, должно
обладать свойствами характера и умом, необходимыми для того, чтобы:
1.
Осуществлять контроль за каждым важным аспектом деятельности своей компании
(фирмы);
2.
Объединять все эти аспекты в полную и увязанную систему;
3.
Понимать предприятие как органическое целое, каждое подразделение которого влияет
и, в свою очередь, находится под влиянием любого другого подразделения [11, c. 24].
Реакция
менеджера на любую деятельность и события должна выражаться в большом,
непосредственном «почему?». Он должен проявлять большое любопытство ко всему,
что происходит вокруг него. Он должен задавать себе вопрос: почему данная
машина используется слишком часто или слишком редко? Удивляться, почему эта или
другая работы выполняются вручную? Он должен иметь ненасытное любопытство,
настолько поглощающее его, чтобы оно заставляло его активно изучать, пробовать
и улучшать методы работы. Однако, закрепленные за ним обязанности и задачи не
должны игнорироваться в погоне за дополнительными результатами. Он не должен
переходить границы и, вместе с тем, всегда отстаивать свои права. Он должен
уметь не соглашаться, но при этом всегда оставаться вежливым и воспитанным
человеком. Для менеджера также необходимо желание и умение воспринимать новые
идеи и достижения, но не давать им уводить себя в сторону.
Хорошо
владея своей работоспособностью, он должен ежечасно и ежеминутно жить своей
работой, чтобы не возникало чувства, что кто-то в этом мире работает упорнее,
чем он.
Чтобы
качественно руководить людьми, менеджер должен обладать целым набором качеств.
Менеджер
должен быть хорошим управляющим, способным организовать работу подчиненных
таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Естественно, менеджер
должен предъявлять к себе те требованиями, что и к другим людям.
Менеджер
должен быть лидером, способным увлечь людей и повести их за собой. А поэтому он
должен иметь авторитет, обладать высоким
уровнем профессионализма, нести положительные эмоции.
Менеджеру
приходится быть воспитателем, который способен выявить и развить у подчиненных
их способности и положительные личностные качества. Если менеджер не умеет
воздействовать на людей и помогать им проявлять себя с лучшей стороны, у него
никогда не получится создать крепкий коллектив, члены которого будут хорошо
понимать, для чего он существует, и станут действовать в его интересах.
Менеджер
должен быть прекрасным дипломатом, способным наладить контакт как с
подчиненными и другими сотрудниками, так и с властями и партнерами.
Жесткое
проведение своей линии необходимо, но далеко не во всех ситуация. Иногда
полезно уступить, пойти на компромисс. Особенно это важно, если жесткое
проведение своей линии может привести к разрушению или ухудшению отношений с
человеком, который важен для существования организации. Это касается как людей
из внешней среды, так и сотрудников.
Менеджеру
приходится быть инноватором – человеком, который способен реализовать в
реальности планы, которые могут показаться необоснованными. Прежде всего, это
касается выбора новой сферы деятельности организации или внедрения нового
продукта. Данная роль менеджер не может быть реализована, если он не будет
достаточно компетентным и профессиональным.
Работа
менеджера немыслима без контактов с другими людьми. В процессе работы менеджер
вынужден общаться как с сотрудниками, так и с клиентами. Поэтому менеджер
должен быть хорошим коммуникатором. Слово» коммуникатор» появилось не так
давно; используют его для обозначения человека, который умеет эффективно
общаться, обладает высокой культурой общения и умеет воздействовать на людей.
Эта
роль менеджера требует от него самых разнообразных умений и навыков. Во-первых,
это языковая грамотность, умение правильно и красиво говорить, грамотно писать
и точно, емко и кратко выражать свои мысли. Ни один человек еще не сделал карьеры,
не умея хорошо писать деловые письма.
Во-вторых,
это высокий уровень общей культуры, знакомство с основными достижениями
человечества в духовной и материальной сферах, умение говорить не только на
специальные, но и на общие темы. Человек, который умеет поддержать беседу и
ненавязчиво показывает свои глубокие знания, во все времена вызывал уважение,
симпатию и интерес. Когда вы будете иметь дело с деловыми партнерами, вы
поймете, что успех сделки часто зависит не только от ее выгодности для сторон, но
и от того впечатления, которое человек оставляет о себе.
Менеджер
должен быть образцом для других людей. Деятельность менеджера протекает на виду
у большого числа людей: сотрудников, подчиненных, клиентов, партнеров. Поэтому
у хорошего менеджера не должно быть качеств, которые могли бы послужить
основанием для его осуждения. Если менеджер будет воплощать положительные
качества, ему будет просто расположить к себе людей и добиться того, что ему
действительно необходимо.
И,
наконец, последнее, но далеко не второстепенное качество: менеджер должен быть
настоящим профессионалом. Высокий профессионализм необходим менеджеру в силу
того, что выполняемые им работы требуют разносторонних навыков и умений.
Рабочий, стоящий за станком, выполняет
небольшое количество в целом однотипных операций. Иначе обстоит дело у
менеджера, поскольку, как показывают проведенные исследователями подсчеты, ему
приходится выполнять до 200 самых разнообразных действий. Естественно, это
требует прекрасных навыков, стремления приобрести новый опыт, который затем
будет плодотворно использоваться в повседневной деятельности.
Совокупность
личностно-деловых качеств, присущих руководителям, можно разделить на три
группы: профессиональные, личностные и
деловые [13, c. 110].
Профессиональные
качества:
- компетентность
в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования,
опыта, знания соответствующей и смежной профессий, широты взглядов, эрудиции;
- постоянное
стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;
- поиск и
внедрение новых форм и методов работы с персоналом, помощь окружающим в
обучении;
- умение
действовать по плану.
Личностные
качества:
- высокие
этические нормы;
- физическая
и психологическая выносливость, умение нейтрализовать последствия стресса;
- высокая
внутренняя и внешняя культура;
- формула
«три Д» - доступность,
доброжелательность, добропорядочность;
- эмпатичность,
рефлексивность;
- визуальная
привлекательность.
Деловые
качества:
- умение
организовать деятельность и выполнять основные функции управления;
- здоровое
честолюбие, стремление к власти, лидерству, независимости при любых
обстоятельствах, завышенный уровень самооценки, активность, напористость в
движении к цели, умение отстаивать свои права;
- коммуникабельность,
обаятельность, умение получить кредит доверия, убедить и повести за собой;
- креативность,
инициативность, оперативность в решении задач, умение определить приоритетные
направления деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;
- самообладание,
самоконтроль, планирование рабочего времени, управление взаимоотношениями с
окружающими;
- стремление
к инновациям, готовность идти на обоснованный риск, умение увлекать за собой
подчиненных [13, с.
114].
Профессиональные
и личностные качества, присущие руководителю, мало чем отличаются от качеств
других работников. Однако существуют качества, без которых руководитель не
может выступать в роли человековеда-организатора и руководителя социальной
структуры.
В.М.Шепель
определяет их как гражданское и профессиональное мировоззрение [12, с. 45].
Гражданское
мировоззрение руководителя включает следующие компоненты:
- признание
самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к
индивидуальности;
- бережное
образование с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность;
- неукоснительное
соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических
прав и свобод;
- законопочитание
и законопослушание, уважительное отношение к правопорядку;
- постоянное
стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их разумном
техническом применении;
- стремление
к самоутверждению, вера в себя и людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.
Профессиональное
мировоззрение руководителя включает следующие постулаты:
- личное
достоинство каждого неприкосновенно;
- постоянно
изучать людей, знать их нужды и интересы;
- главное
в общении - завоевать доверие людей;
- справедливость
и совесть в союзе с волей – гаранты человеческой и деловой порядочности;
- умение
раскрывать интеллектуальный потенциал людей – высший показатель управленческого
мастерства;
- личный
пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования –
свидетельство ресурсной перспективности руководителя.
Исторический
опыт свидетельствует, что во взаимоотношениях людей личное обаяние выполняет
важнейшую функцию. Существует множество примеров среди политических деятелей
(В.И.Ленин), писателей (А.П.Чехов), людей других профессий, чье обаяние
отмечали современники. Обладание личным обаянием способствует успешности в
профессиональной деятельности, расширению круга общения, гармонии в семейных
отношениях.
Обаяние
– очарование, притягательная сила. Обаяние – одно из обязательных требований,
предъявляемых к руководителю.
Личное
обаяние складывается из следующих качеств:
Нравственные
характеристики:
- Самоценность
нравственного самостроительства; нравственное самосодержание личности.
Психологические
знания и умения:
- Коммуникабельность;
- Эмпатичность;
- Интуиция;
- Личный
пример профессионально работать «на глазах» у людей;
- Бережное
обращение со словом.
Техника
самопрезентации:
Умение
подать себя с наилучшей стороны, ит.е. профессиональное искусство, требующее
постоянной работы над собой и самоконтроля поведения.
Деловой
успех – спутник тех бизнесменов, которые обладают разносторонними способностями
самопрезентации своих знаний и умений.
Ложными
являются представления о том, что личное обаяние - достояние внешне эффектных
людей. Им легче стать таковыми, но без гарантии на успех, так как его
достижение невозможно без истинного человеколюбия, общей культуры и умелого выбора
и использования приемов общения.
Личное
обаяние – понятие собирательное. В нем аккумулируются лучшие человеческие
качества личности, ее информационный потенциал. Личное обаяние – внешнее
проявление нравственного отношения к людям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для
достижения поставленных целей и выполнения соответствующих задач менеджер
должен создать организационную структуру (организационную систему управления)
предприятия. В самом общем смысле этого слова структура системы - это
совокупность связей и отношений между ее элементами. В свою очередь
организационная система управления представляет собой совокупность
подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением.
При
создании структуры управления менеджер должен в максимально возможной степени
учесть специфику деятельности предприятия и особенности его взаимодействия с
внешней средой.
Итак,
по результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1.
Функция менеджмента «Организация» предполагает решение по меньшей мере двух
задач - делегирование полномочий (права принимать решения и использовать
ресурсы) конкретным работникам и приспособление организационной структуры к
задачам, которые должна решать организация.
2.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу
задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их
выполнение.
3.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво
взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие
организации как единого целого. Организационная структура управления
представляет собой одно из ключевых понятий менеджмента.
4.
Менеджер - это личность, обладающая высоким интеллектом; способностью достигать
поставленных целей (умением выполнять необходимые задачи); готовностью принимать
на себя ответственность; талантом выступать в роли мудрого советника и
консультанта; чувством уверенности и способностью разобраться в путанице
организационных взаимоотношений и событий.
5.
Совокупность личностно-деловых качеств, присущих руководителям, можно разделить
на три группы: профессиональные, личностные
и деловые. Однако существуют качества, без которых руководитель не может
выступать в роли человековеда-организатора и руководителя социальной структуры.
К ним относят гражданское и профессиональное мировоззрение.
6.
Исторический опыт также свидетельствует, что во взаимоотношениях людей личное
обаяние выполняет важнейшую функцию. Обладание личным обаянием способствует
успешности в профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.:
ИНФРА-М, 2006.
2.
Гончаров В.И.
Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.
3.
Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент / Ю.Ф.Гордиенко,
Д.В.Обухов, М.С.Зайналабидов. – М.: ОАО
«Московские учебники», Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4.
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
5.
Ермаков В.П. Менеджмент для студентов вузов. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное
пособие. – 5-е изд.: Новое знание, 2004.
7.
Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента.
– Изд. ОЛБИС, 2003.
8.
Ли Якокка Карьера менеджера. – М., 2004.
9.
Основы менеджмента. Учебное пособие. Четвертое
изд. - Дашков и Ко Москва, 2003.
10.
Толочек В.А. Современная психология труда:
Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
11.
Управление персоналом/ Под ред. Т.Ю.Базарова. –
М., 2007.
12.
Шепель В.М. Управленческая психология. – М.,
2003.
13.
Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая
психология. – М.: Аспект Пресс, 2002.
14.
Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. –
М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.