Полный текст:
Содержание
Введение. 3
Раздел 1 Теоретические основы рыночного ценообразования. 4
1.1. Суть цены.. 4
1.2. Экономические функции цены.. 4
1.3. Методологические вопросы ценообразования. 10
Раздел 2 Классификация цен и их система. 12
2.1. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен. 12
2.2. Система цен и признаки, лежащие в ее основе. 23
Глава 3 Структура рынка и ценообразование. 25
3.1. Особенности ценообразования на различных типах рынка. 25
3.2. Этапы процесса ценообразования. 28
3.3. Ценовая информация и ее роль в принятии решения по ценам. 33
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 36
Введение
Цены и
ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена –
сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные
проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится
к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию,
распределению и использованию ВВП и национального дохода.
Существуют
две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара
выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара
представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар
определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.
Наиболее
последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его
учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости.
Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.
Стоимость
– это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а
только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и
интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это
делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и
соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится
качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической
теории такой труд принято называть абстрактным.
Цена
отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных
рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную
основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
Другая
концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте
использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара
зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких
затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной вне стоимостной
величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты
производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней
нет необходимости.
Построение
рыночного хозяйства требует решительного преодоления многих теоретических и
методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике
хозяйствования, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего
необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального характера, в
зависимости от которой находятся другие вопросы, связанные с теорией,
методологией и практикой ценообразования.
Глава 1.
Теоретические основы рыночного ценообразования
1.1. Суть цены
Цена
как важная составляющая рыночной экономики является эквивалентом обмена
товаров. В общем виде это количество денег, за какую продавец хочет продать
товар, а покупатель – купить его.
С
помощью цены формируется большая часть экономических отношений в обществе. Это касается
как сферы производства товаров, так и сферы их оборота и реализации. Цена
относится непосредственно к образованию, разделению и использованию денежных
накоплений, то есть всех товарно-денежных отношений.
В цене
отображается количество материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые
предприятие-производитель тратит в процессе производства товаров, а предприятие
-реализатор – во время их реализации.
Цена
обслуживает хозяйственный оборот и является показателем обменных отношений между
товарами и деньгами. При этом цена, особенно в условиях рыночной экономики,
может отклоняться от стоимости товара, которая заложена в форме цены и зависит
от многих показателей, которые действуют в обществе. Большую роль при этом
играет состояние товарно-денежных отношений и их развитие.
Закупочные, оптово-посреднические и розничные цены образуют единственную
взаимосвязанную систему цен, что обеспечивает процесс реализации сделанного в
национальной экономике общего общественного продукта за
материально-вещественным составом и стоимостью. Особенное значение имеют
розничные цены, что обеспечивает в этом процессе реализацию за стоимостью части
изготовленного общего общественного продукта, которая в натуральной форме может
быть использована как предмет личного потребления и создает фонд потребления.
Уровень розничных цен обозначает также конечное распределение национального
дохода (в денежном выражении), с которого формируется фонд накопления и фонд
потребления. Только через цену происходит настоящая оценка потребительской
стоимости товара.
1.2. Экономические функции цены
Функция
является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе
отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности
внутренней глубинной сущности экономической категории.
Функция
цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены
может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без
исключения. Можно выделить пять функций цены.
1. Учетная функция цены, или функция учета и
измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е.,
являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится
обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена
измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на
изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд.
В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек
производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Однако в условиях рыночных отношений эту функцию
цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается
изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная
цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от
издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной
значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте
изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов.
Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи
своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.
Поэтому окончательная цена может существенно
отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара[1].
В
условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой
конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только
административное регулирование.
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара
постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов
и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится
обогнать конкурентов.
В этой
функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые
можно разделить на количественные и качественные.
Количественные
показатели – валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем
капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и
отраслей.
Качественные показатели – рентабельность, продуктивность
работы, фондоотдача.
Цена
выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет
самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например,
объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен
на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает
возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам
товары и услуги, исходя из затрат труда.
В этой
функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства,
служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях
рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
2. Стимулирующая функция цены. Суть ее проявляется
в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление
различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на
производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней
прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать
увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для
производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно
продают свою продукцию.
С помощью цены можно стимулировать или
дестимулировать:
? научно-технический прогресс;
? экономию затрат ресурсов;
? изменение качества продукции;
? изменение структуры производства и потребления.
Стимулирование
осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к
основной цене.
Стимулирующая
функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно
реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые
обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности
стимулирования процессов воспроизводства с помощью действующего в России
механизма ценообразования довольно эффективны.
Важное
значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса. Это
выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной
технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров,
освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить
производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.
Стимулирование
оптимальной структуры производства и потребления совершается путем применения
ценовых мероприятий. Рационализация структуры производственного потребления
осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на
взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового или различного
уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта.
Стимулирование
оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет
дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж), а также
путем использования различных методов оценки сырья при калькуляции
себестоимости изделий, системы договорных цен.
3.
Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от
стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том,
что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение
национального (чистого) дохода между:
? отраслями экономики;
? различными формами собственности;
? регионами страны;
? фондом накопления и фондом потребления;
? различными социальными группами населения.
Так, с помощью высоких розничных цен на предметы
роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили)
обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств
определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования
специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных
категорий населения.
Распределительная
функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы
товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного
чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные
нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи
общества.
С
помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между
производителем и потребителем, между отдельными категориями населения.
Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются
государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее
перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара
несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные
доходы.
Отклонения
цены товара от его стоимости носят массовый характер из-за множества торговых
сделок. Это свидетельствует о закономерности отклонений цен на конкретные
товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате
купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку
выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство
суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и
отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.
В
качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены.
Однако они – не единственный инструмент распределения и перераспределения.
Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи
повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего
использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата,
пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном
случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все
население.
4. Функция сбалансирования спроса и предложения
выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и
потреблением, предложением и спросом.
Цена
сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и
требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким
инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При
появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением
и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением
производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим
методами одновременно.
Цена
должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении
ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях
административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и
предложением регулировалась планами производства и материально-технического
снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более
высоких цен на особо модные товары и снижением цен на товары, не пользующиеся
спросом, – так называемые сезонные цены (уценки).
В
условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль
стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство
товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы
направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и
пользующихся спросом.
Спрос
выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него
возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной
зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При
прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен
на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем,
следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается
с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров,
цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна
лишь при снижении цен.
Предложение характеризуется прямой зависимостью
между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен
растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных
российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары
непрерывно растут, а их производство сокращается. Растущий спрос
обеспечивается импортом.
Таким образом, уравновешивающую функцию между
спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения
при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.
По мере
становления рыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения
сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно
обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.
С
развитием рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта
функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при
формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.
5. Функция цены как критерия рационального
размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также
будет получать вес более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью
механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив
капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов
туда, где норма прибыли более высокая. Такой поток капиталов производится
фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только
предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу
экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие
маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе
и цен.
Однако
в условиях российской экономики, при значительном монополизме производителей и
весьма слабо развитой конкуренции поток капиталов из одной сферы экономики в
другую пока еще крайне ограничен.
В
настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую
деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других
отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие
производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В таком
случае капиталы приобретают форму торгового капитала. В этой сфере деятельности
имеет место довольно сильная конкуренция между различного рода концернами,
объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров.
Распределительная
функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального
размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы
экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где
складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная
функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными
функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с
функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под
воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется
от издержек производства и реализации.
В хозяйственной жизни взаимосвязи и
взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более
сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования маркетинговых
служб предприятий (фирм).
1.3. Методологические вопросы ценообразования
Методология[2] едина
для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования
цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены.
Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей
в экономике страны.
Но
нельзя ставить знак равенства между методологией и методикой. Они существенно
отличаются друг от друга: на основе методологии разрабатывается стратегия
ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства
(инструментарий) для реализации этой стратегии на практике. Отсюда следует, что
методики – это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд
методов формирования цен. Есть, например, методика определения цен на новые
виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического
фактора и др. Существующие методики различаются в зависимости от уровней
управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои
особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований
единой методологии. Таким образом, методики являются первым важнейшим
элементом методологии.
Вторым важным составным элементом методологии
являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть
реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов
(методик).
Следовательно,
принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.
При
переходе к рынку методология ценообразования должна оставаться единой, что
сделает возможным постепенное формирование по единым принципам и правилам
системы цен, адекватной рыночным отношениям.
Принципы
ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные
для всей системы цен и лежащие в ее основе. Важнейшими принципами
ценообразования являются:
? научность обоснования цен;
? целевая направленность цен;
? непрерывность процесса ценообразования;
? единство процесса ценообразования и контроля за
соблюдением цен.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета
в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной
экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении
приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с
помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы
целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее
качества.
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем.
Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит
ряд этапов (например, руда - чугун-сталь-прокат), на каждом из которых она
имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и
дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением
новых.
Принцип
единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том,
что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль
распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым
осуществляется государственное регулирование цен. Это – продукция и услуги
предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта.
Такой
контроль осуществляется и по тем товарам, в отношении которых действует режим
свободных цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных
законодательством, общих для всех принципов и правил ценообразования.
В
случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников
налагаются административные и экономические санкции (штрафы).
Различают
два вида контроля:
1. Государственный, осуществляемый
государственными органами ценообразования – федеративными и региональными, при
которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить
государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.
2. Общественный, проводимый обществами
потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей
предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ
потребителей.
Глава 2.
Классификация цен и их система
2.1. Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
В
зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены
классифицируются по видам и разновидностям.
Первым
и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в
соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
В
зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:
? оптовые цены на продукцию промышленности;
? цены на строительную продукцию;
? закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
? тарифы грузового и пассажирского транспорта;
? розничные цены;
? тарифы на коммунальные и бытовые услуги,
оказываемые населению;
? цены, обслуживающие внешнеторговый оборот
(экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и
закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо
от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и
покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при
административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в
условиях перехода к рыночным отношениям.
Оптовые
цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:
? оптовая цена предприятия (отпускная цена);
? оптовая цена промышленности.
Оптовая
цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой
предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или
другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать
возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям.
Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или
фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить
такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль
является важнейшим элементом цены.
Получение
прибыли – главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В
условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к
получению максимальной прибыли.
Необходимый
размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития
и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего
нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой
конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом.
Если в
плановой экономике допустимо существование низко рентабельных и нерентабельных
предприятий (а их в дореформенный период было около 15% от общего числа),
живущих за счет дотаций из бюджета, то в рыночных условиях их практически не
может быть, за редким исключением, когда государство с целью поддержания приоритетных
отраслей и производств вынуждено выделять дотации предприятиям этих отраслей.
В
условиях рынка, в отличие от плановой экономики, никаких нормативов прибыли, рентабельности
«сверху» не устанавливается, за исключением продукции отраслей и
предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен
государством.
Норма
прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, и
она может меняться и фактически меняется под воздействием множества
конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли.
Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации
применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая может
обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль.
Однако
полной гарантии предприятию (фирме) в том, что оно получит запланированный
размер прибыли, никто дать не может, так как коммерческий успех его
деятельности зависит от многих рыночных факторов, предугадать действие которых
весьма сложно, тем более, что многие из них являются довольно подвижными.
Поэтому конечный экономический результат деятельности предприятия может
оказаться как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).
На
основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование,
анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая
(отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и
реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.
Цена
изготовителя продукции обращена к производству,
тесно связана с ним.
Разновидностью
оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена.
Трансфертная
цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями
одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении
готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе
управленческих платежей и процентов за кредит.
Использование
трансфертных цен может оказывать существенное влияние на конкурентоспособность
фирмы на рынке. Так, путем снижения цен на сырье и материалы, поставляемые
дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность
конечного товара.
Пониженные трансфертные цены иногда применяются
также для уменьшения таможенных пошлин. Однако это противоречит антимонопольному
законодательству и может быть наказуемо.
Оптовые
цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители
оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.
Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в
себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС.
Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по
снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки
снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.
Если
цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены
промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).
Разновидностью
оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых
сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок
с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки,
предусмотренного биржевым контрактом.
Таким
образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии
товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии
товародвижения:
? предприятие – оптовая торговля;
? оптовая торговля – розничная торговля;
? розничная торговля – потребители.
Этим
стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
? оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее
еще называют ценой изготовителя;
? оптовая цена промышленности;
? розничная цена (о ней речь пойдет дальше).
Закупочные
цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная
продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На
практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены
фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной
по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым
связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены –
договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения
спроса и предложения.
По
своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себестоимости,
во-вторых, размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления
хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только
простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов
и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и
населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных
организаций и НДС.
Особенностью
формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового
транспорта состоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции
(погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию (транспортировка
грузов).
Розничные
цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети
населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам
товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в
производстве.
Состав розничной цены характеризуется следующими
экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС
и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая
надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения
их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной
торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).
Для
правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и
структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами
(себестоимость, прибыль), выраженными их абсолютными значениями, например в
рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных
элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене
товара. Так, если цену взять за 100%, то себестоимость по отношению к цене
составит, например, 70%, а прибыль – 20% и т.д.
Разновидностью
розничной цены является аукционная цена.
Аукционная
цена – цена товара, проданного на аукционе.
Она может существенно отличаться
от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и
редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня
профессионализма лица, проводящего аукцион.
Кроме
продажной цены имеется еще цена потребления или издержки потребления. Дело в
том, что недостаточно купить товар, чтобы удовлетворить потребность. По многим
товарам, особенно длительного пользования, необходимо еще осуществить затраты
по эксплуатации – расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо,
электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя состоят из двух частей –
рыночной цены товара и цены потребления, включающей затраты, связанные с
потреблением товара. Цена потребления по товарам длительного пользования, как
правило, намного выше продажной цены. Продажная цена от общих расходов по
эксплуатации за весь срок службы, например легкового транспорта, составляет
20%, а бытового холодильника – 10%.
Относительно
низкая продажная цена на товар еще не свидетельствует о том, что она выгодна
для покупателя. Рыночная цена может быть относительно низкой, однако расходы по
эксплуатации изделия (цена потребления) могут оказаться довольно высокими. В
результате совокупная цена может быть также высокой. Поэтому цена потребления
нередко выступает важным фактором конкуренции любого товара.
В
условиях рынка важную роль при формировании цены играет полезность товара. Дело
в том, что покупателя интересует не товар как таковой, а то, в какой степени он
будет удовлетворять его потребности, – т.е. полезность товара. Обычно покупают
не товар или услугу, а пользу, которую можно из них извлечь. Покупатель на рынке
встречает ряд вариантов удовлетворения своих потребностей. Сравнивая эти
варианты, он выбирает наиболее предпочтительный для себя. Главным ограничителем
выбора покупателя являются его денежные доходы. Покупатель стремится получить
максимальную полезность при ограниченном денежном доходе, т.е. израсходовать
деньги на покупку товара или услуги с наибольшей эффективностью.
Цены на
бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги,
оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены
на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а
также плата за квартиру, телефон.
Цены на
эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.
Классификация
цен в зависимости от территории действия. В соответствии с этим
признаком различают:
? цены единые или поясные;
? цены региональные и местные.
Единые
или поясные цены устанавливаются и регулируются государственными органами.
Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия,
транспорт, квартирная плата и некоторые другие.
Региональные
и местные цены регулируются региональными органами власти и управления. В
процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и
реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и
тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых
населению.
Региональными
являются закупочные цены на
продукцию сельского хозяйства.
Классификация
цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по
доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки
обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя.
Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формировании
цены.
Исходя
из этого экономического признака различают несколько видов цен.
1. Цена в месте производства продукции. По этой
цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми
правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх
цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.
2. Единая цена с включением расходов по доставке.
Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для
всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой
суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость
всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены
от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно
превышают средние.
3. Зональные цены. В соответствии с этим методом
определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая
цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти
цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от
величины транспортных расходов; по мере
удаленности зоны цена возрастает.
4.
Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу,
предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные
цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем
прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного
пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.
При
переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как
степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В
зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.
1. Свободные цены – свободно складываются на рынке
под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было
прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на
эти цены (их уровень) лишь косвенно – путем влияния на конъюнктуру рынка
доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с
помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию
рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен,
на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на
недобросовестную ценовую рекламу.
Свободные
цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются
степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом
фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.
Свободные
цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку
товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в
зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на
формирование затрат.
2. Регулируемые цены – складываются под влиянием
спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное
воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо
прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации
рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов
к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных
значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.
3. Фиксированные цены – прямо устанавливаются
государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела
(управления) цен региональных органов власти и управления). Существуют такие
формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных
свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных
условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого
дефицита товаров).
В
переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два
вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые. При этом их удельный вес в
общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от
изменений, происходящих в экономике страны.
Наиболее
адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Решениями
Российского Правительства предусмотрено, что круг потребительских товаров,
продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться, и по
ним могут вводиться регулируемые цены. Регулирование цен в отдельных регионах
во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых
возможностей.
В то же
время нельзя обойтись и без цен, регулируемых государством. Дело в том, что
контролировать систему, не «привязанную» к каким-либо ценам на базовые виды
продукции, необычайно трудно, особенно на первых этапах перехода к рынку. Цены
будут постоянно стремиться «уходить», и они довольно часто «уходят» от
намеченных уровней и соотношений в какую-либо сторону (чаще в сторону повышения).
Поэтому
цены на отдельные важнейшие, базовые виды товаров должны регулироваться (а
иногда и фиксироваться на определенный период времени) государством. К этим
видам продукции могут быть отнесены нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия,
хлеб и некоторые другие.
Классификация
цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком
различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно
долгое время.
При
выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило,
одну из двух альтернативных стратегий – «снятия сливок» или «проникновения на
рынок».
1. Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, с
самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается
максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар
по такой цене.
Цена
снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается
удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь
новых покупателей.
Преимущества
метода «снятия сливок»:
1) высокая цена обеспечивает достаточно большой
размер прибыли даже при существенных издержках в первый период выпуска товара;
2) высокая цена позволяет сдерживать
покупательский спрос, так как при более низкой цене предприятие (фирма) не
смогло бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с
ограниченностью своих производственных возможностей;
3) высокая первоначальная цена способствует
созданию «имиджа» качественного товара, что может в дальнейшем существенно
облегчить его реализацию при снижении цены;
4) повышенная цена способствует увеличению спроса
на престижный товар;
5) ошибка в завышенной цене может быть исправлена
путем ее снижения – покупатели более благосклонно относятся к снижению цены,
нежели к ее повышению.
Основным
недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена
привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать
при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха является также
достаточный спрос.
2. Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С
помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую
цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование
такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и
занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших
объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли
потери ее на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных
финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» почти неприемлемой
для мелких и средних предприятий (фирм), не располагающих такими финансовыми
возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а
также при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение
издержек.
3. «Психологическая» цена. Устанавливая цену,
продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая»
цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что
цена должна обязательно выражаться нечетным числом. Например, 99, а не 100
руб., 599, а не 600 руб. В результате у покупателя создается впечатление: а)
очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана; б)
более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и
другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу.
В
действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и
соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.
4. Цена «следования за лидером» в отрасли или на
рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается
примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы
отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену,
предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию
(бензин) устанавливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по потребительским
характеристикам (автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия.
Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные
преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по
уровню издержек.
5. Цена с возмещением издержек производства. В
данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактических
издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена
устанавливается по формуле:
Ц = И + Р + Н (И + Р),
где И – издержки производства;
Р –
административные расходы и расходы по реализации;
Н –
средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.
6. Престижная цена – устанавливается на
высококачественные товары известной фирмы (одежда модельеров Зайцева,
Юдашкина), обладающие уникальными свойствами (в данном случае модели). Цены
устанавливаются на очень высоком уровне.
Выбор
одного из названных методов определения цены осуществляется руководством
фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых
являются:
? скорость внедрения на рынок нового товара;
? доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;
? характер реализуемого товара (степень новизны,
взаимозаменяемость с другими товарами);
? период окупаемости инвестиций;
? конкретные условия рынка (степень монополизации,
ценовая эластичность спроса, круг потребителей);
? положение фирмы в соответствующей отрасли
(финансовое положение, связи с другими производителями).
На
товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются
следующие виды цен:
1. Скользящая или падающая цена – устанавливается
почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере
насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть
относительно стабильной).
2. Долговременная цена – устанавливается на товары
массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени.
Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товары могут вноситься изменения
(уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.
3. Цены потребительского сегмента рынка. Суть
этого метода определения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же
виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам
населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены –
например, на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты, на
билеты в театры. Основная проблема в этом случае состоит в определении
правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.
4. Гибкая цена – меняется в зависимости от
соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных
колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в
течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей
рыбы, молочных продуктов, цветов).
5. Преимущественная цена. Метод определения этой
цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка
70–80%) на рынке, определенное снижение цен на свои товары. Такие фирмы могут
обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов
выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.
6. Цены на изделия, выпуск которых прекращен. Речь
идет не о распродаже по сниженным ценам, а о продаже снятых с производства
товаров ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на
такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам
самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.
7. Цена, установленная ниже, чем у большинства
предприятий. Такая цена определяется на товары, дополняющие другой товар, который
реализуется по обычной цене. Эта цена используется как реклама.
8. Договорная цена. Суть этого метода определения
цены состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по
сравнению с обычной ценой.
Цены,
обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими
чертами:
1) отражают внешнеэкономические связи государства
с другими странами;
2) находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и
реализации мирового хозяйства.
Внешнеторговые
цены используются при экспорте товаров и
их импорте. Внешнеторговые
сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных
рынков.
Мировая цена есть денежное выражение мировой
интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и
предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов.
В
структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают
нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое значение в системе мировых цен
имеют цены на экспортируемые товары. На них действуют два основных вида цен:
1) цена франко – станция отправления;
2) цена франко – станция назначения.
Эти
цены различаются методами возмещения транспортных расходов и каждая из них
имеет много разновидностей.
На
экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и
надбавки к ним.
На
импортируемые товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной)
стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в
валюте страны экспортера. Затем на территории России импортная стоимость
пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка. К ней
добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.
Несколько особняком стоят цены, используемые в учете и статистике.
Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа
всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К основным
конкретным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой
цен путем систематизации и нахождения их средних значений в динамических рядах.
Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистрируемые цены
используются для расчетов индексов цен. Производится также изучение цен по их ценно
образующим элементам, т.е. методом разработки структуры цен.
К
ценам, используемым в учете и статистике, относятся: индексы цен, текущие,
средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и
анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов
производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ
выполнения стоимостных показателей. Цены статистического учета являются
агрегированными, обобщенными.
Существуют
также лимитные (предельно допустимые) цены, которые устанавливаются на стадии
проектирования новых изделий. Они являются исходными при определении оптовых
цен на эти изделия.
Имеются также проектные и ориентировочные цены,
используемые в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной)
цены.
Научно-исследовательскими организациями,
разрабатывающими прогнозы развития отдельных отраслей и производств, определяются
прогнозные цены. В условиях рыночных отношений их роль значительно возрастает.
2.2. Система
цен и признаки, лежащие в ее основе
Все
действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая
находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов.
Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих
цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются:
? оптовые цены;
? закупочные цены;
? розничные цены;
? тарифы на услуги транспорта.
Основные
блоки цен в свою очередь включают в себя ряд под блоков. Так, блок оптовых цен
подразделяется на два под блока – оптовые (отпускные) цены предприятия и
оптовые цены промышленности. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких
под блоков – тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного
транспорта, тарифы автотранспорта.
В
основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип
«сообщающихся сосудов»: изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки цен.
Ведущую
и определяющую роль во всей системе
цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся
топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика),
а также отрасли металлургии. Так, изменение цен на энергоносители
находит быстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей экономики.
Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает
динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.
Различные
блоки цен, входящие в систему цен, имеют не только прямую, но и обратную связь.
Например, повышение цен в топливном комплексе через определенное время
возвращается в эти отрасли в виде удорожания материально-технических ресурсов
(машин, оборудования, электроэнергии), потребляемых ими.
В
условиях административной экономики повышение цен в названных отраслях часто
блокировалось с помощью финансовой системы путем предоставления дотаций
отраслям, потребляющим энергоносители (сельское хозяйство, отрасли,
производящие потребительские товары и некоторые другие).
В
условиях перехода к рынку дотаций в таких широких масштабах, как прежде, быть
не может, так как это привело бы к искусственному искажению структуры и
динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих
отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена
массовых дотаций значительно усилила взаимозависимость всех видов цен, входящих
в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более адекватной
требованиям рынка.
Чем
вызвана столь тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую
систему?
Она
обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами.
1. Все цены формируются на единой методологической
основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения.
2. Все предприятия (фирмы), производства и
отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами,
взаимосвязаны и образуют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь
предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной,
экономической, технологической.
Вместе
с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает и
самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары
внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.
Необходимо
отметить довольно тесную связь между системой цен и экономической средой, в
которой действуют цены. Эта среда включает: товарное производство, различные
формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной
экономики.
Система цен характеризуется такими показателями,
как уровень цен, структура цен, динамика цен.
Глава 3. Структура
рынка и ценообразование
3.1. Особенности ценообразования на
различных типах рынка
Ценовая
политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка[3].
Существуют
разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими
словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых
предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности
мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли –
результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера
конкуренции[4].
Основой
для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода
выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.
Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная
(чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая
монополия. Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой
«идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике
не существует.
Рынок
чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:
? наличием множества фирм, ни одна из которых не
может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой
принадлежит небольшая доля рынка;
? однородностью и взаимозаменяемостью
конкурирующих товаров;
? отсутствием ценовых ограничений.
В
условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это
объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна
из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема
производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и
ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная,
т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно
убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем
для всех фирм, независимо от объема их производства.
Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни
одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены
складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться
на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи
кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют
стратегию «случайного» снижения цен, суть которой состоит в установлении
максимально высоких цен и последующем их медленном снижении до уровня
рыночных. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме удается
продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.
Рынков
чистой конкуренции очень много: сюда, помимо сельского хозяйства, следует
отнести международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.
Рынок
монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары
по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне
взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам,
качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между
изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции
присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами;
дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами за счет различий как
по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым
дополнительным услугам; сравнительная легкость проникновения на рынок. Особенность
маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей
покупателей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играют реклама
изделия, присвоение товарам марочных наименований.
В
условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую
продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые
конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные
стратегии ценообразования.
Наиболее
распространенная стратегия - установление цен по географическому принципу,
когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных
частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты
установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в
рамках товарной номенклатуры.
Стратегия
цен «выше номинала» может быть использована при сильном дифференцированном
покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает
товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются
обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от
фирмы, использующей ее, строгого контроля за конкурентами.
Олигополистическая
конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут
быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и
отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой
фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует
на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к
изменению цены на свою продукцию.
В
условиях олигополистической конкуренции применяется множество стратегий ценообразования.
Одна из них - координация действий при установлении цен; эта стратегия
существует в двух формах: принятие «соглашения о ценах» и осуществление
«параллельной ценовой политики». В некоторых странах заключение соглашения о
ценах запрещено законом. «Параллельная ценовая политика» - это по существу та
же координация цен. Она заключается, например, в том, что компании калькулируют
издержки производства по унифицированным статьям и затем, прибавляя
определенную норму прибыли, устанавливают цену. Под действием рыночных факторов
цены всех компаний меняются в одной и той же пропорции и в одном и том же
направлении.
На
рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть
частная фирма или государственная организация. Используя государственную
монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения,
которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается
ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления
продукта.
Частная
фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не
ориентируясь на ценовую политику других фирм. Обладая большой свободой в
установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из
спроса на свою продукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся
на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар
или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках.
Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:
? по группам покупателей – разным группам
покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда
предоставляется бесплатно);
? по варианту товара или услуги – разные варианты
товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;
? по территориальному принципу – товар реализуется
в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с
доставкой, одинаковы;
? по времени – цены на товар и услуги различны по
сезонам, месяцам, дням недели и даже времени суток; так, плата за междугородные
телефонные переговоры в ночное время ниже, чем в дневное, в выходные дни ниже,
чем в рабочие.
Стратегия
множественных цен основана на том, что фирма-монополист назначает для каждой
группы покупателей максимально высокую цену. Однако в некоторых развитых
странах эта стратегия запрещена законом.
Стратегия
сегментации рынка базируется на неоднородности спроса покупателей в пределах
отдельного сегмента или на различных рынках. Эта стратегия реализуется
посредством предоставления скидок покупателям другого рынка. Большая часть
продукции продается на первом рынке по ценам, возмещающим все затраты и обеспечивающим
определенную прибыль. На втором рынке (иногда за границей) тот же товар реализуется
по сниженным ценам. В случае, если второй рынок находится за пределами страны,
где расположена фирма-монополист, политика этой фирмы называется демпингом.
Правительства большинства стран ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих
развитие национальной промышленности.
Фирме-монополисту не всегда выгодно прибегать к установлению высокой
цены; этим она может привлечь конкурентов или вызвать государственное
регулирование цен, что приведет к потери части покупателей.
В реальной
экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может
одновременно выступить с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с
другим – на высоко конкурентном рынке; в недрах олигополии возможно появление
как монополий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не
может дать готовых рецептов установления цен. Однако такие исследования
необходимы для определения принципов ценообразования в зависимости от
соотношения спроса и предложения.
3.2. Этапы процесса ценообразования
Ценообразование на фирме – сложный и
многоэтапный процесс.
Выбор
цели. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует,
выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на
рынке, то проще и легче установить цену. Существуют три основные цели ценовой
политики: обеспечение выживаемости фирмы, максимизация прибыли и удержание
рынка.
Обеспечение
выживаемости – главная цель фирмы,
осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на
рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирма выбирает в
следующих случаях:
? ценовой спрос потребителей эластичен (Еd> 1);
? фирма желает добиться максимального роста сбыта
и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения доходов с каждой
единицы товара;
? фирма предполагает, что увеличение объема
реализации сократит относительные издержки производства и сбыта;
? низкие цены отпугивают конкурентов;
? существует большой рынок потребления.
Для
захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные
цены – цены проникновения.
Прежде
чем говорить о максимизации прибыли, следует обратить внимание на
противоречивость этой цели. Предположение о том, что производители всегда
пытаются максимизировать свою прибыль, верно только отчасти. Рассматривая
небольшие промежутки времени, можно легко убедиться в том, что многие фирмы не
пытаются получить максимальную прибыль, вполне довольствуясь доходом,
достаточным для возмещения затрат и начисления «нормальных» дивидендов на
акции. Это объясняется во многом тем, что максимизация прибыли в краткосрочном
аспекте вступает в противоречие с максимизацией прибыли на перспективу. Средняя
или крупная фирма проявляет готовность снизить уровень текущей прибыли для
того, чтобы получить большие прибыли в будущем. Для этого ей необходимо
закрепиться в определенной нише рынка, расширить по возможности его, постоянно
обновлять основные средства. Все это несовместимо с политикой, направленной на
увеличение краткосрочной прибыли.
Руководители
небольших фирм, не слишком уверенные в их будущем, пытаются максимально
использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка; в этом случае прибыль
доминирует во всех отношениях.
Цель,
основанная на максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей:
? установление фирмой на ряд лет стабильного
дохода, соответствующего размеру средней прибыли;
? расчет роста цены, а следовательно, и прибыли в
связи с ростом стоимости капиталовложений;
? стремление к быстрому получению первоначальной
прибыли, так как компания не уверена в благоприятном развитии бизнеса или ей не
хватает денежных средств.
Прибыль,
к получению которой стремится фирма, может исчисляться в относительном или
абсолютном выражении.
Абсолютная
прибыль - это доход, который получает продавец от реализации всех товаров за
вычетом расходов.
Относительная
прибыль - это доход, который получает продавец от реализации одного изделия.
Таким
образом, абсолютную прибыль можно получить и как произведение относительной
прибыли на количество единиц реализованного товара. Разный товар имеет разную
относительную прибыль. Так, товары первой необходимости (хлеб, молоко, жилье)
имеют низкую относительную прибыль, а престижные предметы, обладающие высоким
качеством, обеспечивают высокие относительные прибыли. Такие прибыли, как
правило, опираются на престижные цели. Однако следует заметить, что общий
высокий доход получают компании, использующие цены проникновения.
Выбирая
цель, основанную на максимизации прибыли, фирма оценивает спрос и издержки
применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые
обеспечат ей в будущем максимальную прибыль.
Цель,
основанная на удержании рынка, состоит в сохранении фирмой существующего положения
на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Фирма предпринимает
все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной
борьбы.
Работая
в таких условиях, компании тщательно следят за ситуацией на рынке: динамикой
цен, появлением новых товаров, действиями конкурентов. Они не допускают
чрезмерного завышения или занижения цен на свою продукцию и стремятся снижать
издержки производства и сбыта.
Определение
спроса – следующий важный этап установления цены. Его нельзя устранить или
отложить, так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на
данный товар. Однако следует иметь в виду, что высокая или низкая цена,
назначенная фирмой сразу, не отразится на спросе на товар.
Ни одна
фирма не может игнорировать изменение спроса. Различия в подходах к
определению спроса обусловливаются типом рынка. В условиях рынка чистой
монополии, где находится всего один продавец, кривая спроса показывает обратно
пропорциональную зависимость между спросом и ценой, а также обоснованность
спроса при той цене, которую установила фирма. С появлением конкурентов кривая
спроса на товар продавца-монополиста будет меняться под влиянием ценовой
политики других фирм.
Определяя
величину спроса на свою продукцию, фирма должна провести его оценку при разных
ценах и попытаться выяснить причины его изменения.
Как уже
было сказано, на величину спроса влияют разные факторы, среди которых
выделяются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность
потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения и т.п.
Приспосабливая цену товара к спросу, следует помнить, что спрос по-разному
реагирует на цену. Как отмечалось ранее, степень чувствительности спроса к
ценам показывает коэффициент эластичности спроса. Предпринимателю при
определении спроса необходимо обязательно учитывать значение этого
коэффициента.
Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены,
устанавливаемый фирмой. Валовые издержки производства (сумма постоянных и
переменных издержек) определяют минимальную величину цены. Это важно учитывать
при снижении цены, когда появляется реальная угроза поднесения убытков из-за
установления уровня цен ниже издержек. Такую политику фирма может проводить только
в короткий период при проникновении на рынок.
Анализ
цен конкурентов. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов
и цены на их продукцию. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов
и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются покупки товаров
фирм-конкурентов. Затем проводится сравнительный анализ цен, товаров и их
качества у конкурентов и данной фирмы. Фирма может использовать полученную
информацию как исходную для ценообразования и определения своего места среди
конкурентов.
Выбор
метода ценообразования и установление окончательной цены. Пройдя все указанные
этапы, фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально
возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство,
распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы
прибыли. Возможны три варианта установления уровня цены: минимальный уровень,
определяемый затратами; максимальный уровень, сформированный спросом; оптимально возможный уровень цены.
Наиболее
распространенными методами установления цен являются следующие:
1. Метод установления цены товара на основе
издержек производства.
2. Метод дохода на капитал.
3. Определение цен с ориентацией на спрос.
4. Установление цены на уровне текущих цен.
Метод
дохода на капитал базируется на издержках производства продукции, а также на
получении запланированного дохода на капитал[5].
Метод основан на том, что к суммарным
затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал.
Основные
преимущества метода дохода на
капитал заключаются в возможности учесть платность финансовых ресурсов,
необходимых для производства и реализации продукции. Однако в период инфляции
ставки процентов за кредит подвержены высокой степени неопределенности, что
значительно усложняет использование этого метода.
Метод
дохода на капитал предназначен для
предприятий с большим ассортиментом выпускаемой продукции, часть из которой является
новой для рынка.
Метод
определения цен с ориентацией на спрос (иначе – метод оценки реакции
покупателей или потребительской оценки). Это один из самых оригинальных методов
ценообразования, так как все большее число предпринимателей ориентируется при
установлении цен не на издержки производства, а на восприятие товара
потребителем[6].
Производитель исходит из того, что
потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и
сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов.
При этом методе чем выше степень дифференциации
товаров, тем больше эластичность приемлемых для потребителя цен. Товары могут
дифференцироваться с учетом их технических параметров, дизайна, вкуса,
проводимой рекламной кампании, надежности, долговечности, экономичности в
эксплуатации, послепродажного сервиса. С дифференциацией товара тесно связана
дифференциация рынка. Успешная реализация этого метода ценообразования
основана на том, что производитель хорошо знает потребности своих потенциальных
покупателей, умеет привлечь внимание к специфическим качествам своего товара и
реально оценивает возможных конкурентов.
Метод
установления цены на уровне текущих цен сосредоточивает в себе, как принято
считать, коллективную мудрость отрасли. Он применим на рынках чистой и
олигополической конкуренции. Предприятия – изготовители продукции исходят в
этих случаях из условий конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или
чуть ниже уровня цены конкурентов. Если же товар обладает какими-то новыми
качествами, отличными от товаров конкурентов, или так воспринимается
покупателями, то производитель свободен в определении уровня цены и не
принимает во внимание уже существующие цены.
На
рынке однородных товаров предприятие вынуждено следить за ценами конкурентов (в
то время как рынки неоднородных товаров представляют большую гибкость в реакции
на ценовую политику конкурентов). Если предприниматель пришел к выводу, что
конкурент снизил цену, желая способствовать снижению цен и общему увеличению
спроса на длительный период, и предполагает, что другие предприятия последуют
этому примеру, а поэтому емкость рынка возрастет, ему также придется снижать
цену.
Если же
он сумеет противопоставить действиям конкурента мощную маркетинговую поддержку
своего товара, то цену можно не снижать.
В
последнее время все чаще перед предпринимателем встает задача страхования
рыночной цены. Это подсказывает ему необходимость введения еще одного этапа
корректировки цены для прогрессивных руководителей, заключающегося в
страховании окончательной цены. С этой целью в договоры купли-продажи или в
договоры поставки вводится ряд оговорок, необходимость которых вызвана тем, что
на рынок и уровень сбыта товаров влияет немало постоянно меняющихся факторов
(политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение природных
ресурсов, изменение экологической обстановки, демографическая ситуация).
Постоянной
заботой руководства фирмы является управление ценами на свою продукцию. Оно
осуществляется внесением соответствующих изменений в прейскуранты[7],
оговорок в договора, компенсаций.
В тех
случаях, когда изменения в издержках производства и рыночной конъюнктуре не
позволяют оперативно внести их в прейскуранты, используют оговорки о росте цен.
Предприятие
не всегда может оперативно корректировать действующие прейскуранты. Это
связано прежде всего с частыми изменениями издержек производства и конъюнктуры
рынка. Поэтому фирме-производителю целесообразно в договоре поставки
предусмотреть правовые возможности повышения цен без соответствующего прейскуранта.
Для этого и используются специальные оговорки о росте цен, с помощью которых
производитель получает возможность перенести риск на своих покупателей.
3.3.
Ценовая информация и ее роль в принятии решения по ценам
Решая
вопрос о цене товара, фирма-производитель должна собрать достоверную
информацию. Не следует отождествлять информацию и данные. Решения по ценам
фирма может принимать только всесторонне изучив информацию. Данные служат лишь
исходным материалом, анализируя который, можно получить доброкачественную
продукцию. Без такого анализа фирма будет иметь просто набор фактов и цифр,
которые не только не помогут, но и затруднят принятие правильного решения по
ценам.
Данные
надо собирать, будучи уверенным, что они являются потенциальным источником
информации. Поэтому руководство фирмы должно определить, в каких направлениях
собирать данные, по каким вопросам необходима информация и в каком объеме она
потребуется по каждому вопросу. Как правило, компании собирают информацию по
следующим основным направлениям: рынок товара (тип конкуренции), отрасль
промышленности, в которой действует фирма, конкурирующие отрасли,
правительственная деятельность.
Фирме-производителю необходима информация о
конкурентах и конкурирующих товарах, производстве и затратах, соотношениях
между выручкой от реализации товара и прибылью, о политике правительства в
области предпринимательства, налоговой политике.
Собирая
и обрабатывая информацию по ценам, фирма должна изучить:
? рынок, на котором она продает свои товары;
? все потенциальные возможности производимого товара;
? свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных
конкурентов;
? решения правительства.
Для
принятия верного и обоснованного решения по ценам необходимо иметь следующий перечень
информации:
Рынок и
товар
? сегменты рынка, в которых реализуется товар;
? требование, предъявляемое покупателем к товару;
? географическое положение;
? новизна товара;
? емкость рынка;
? качество товара по сравнению с товаром конкурентов;
? основные конкуренты;
? соответствие товаров товарам конкурентов по ценам;
? перспективы роста объема продаж;
? способность удовлетворять потребности покупателя, в том числе
перспективные;
? конъюнктура рынка в течение двух лет;
? необходимость модификации, в том числе в соответствии с требованиями
покупателей;
? восприятие цены товара покупателем.
Конкуренция
на рынке. Политика правительства
? влияние на рынок политики правительства;
? конкурирующие товары в продаже;
? доля рынка конкурентов;
? влияние на отдельные фирмы;
? возможности изменения цен;
? финансовое положение конкурентов;
? предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка;
? официальные данные о прибылях и убытках.
Производство
и затраты. Выручка от реализации и прибыль
? объемы производства и складские запасы товаров у фирм в настоящее время;
? соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами по различным
товарам, выпускаемым фирмой;
? затраты, соответствующие данному уровню складских запасов;
? влияние объемов производства на выручку от продажи и прибыль;
? влияние на затраты изменения объемов производства и складских запасов;
? удельный вес прибыли в цене единицы товара фирмы и отличие его от
аналогичного показателя конкурентов;
? затраты, имеющие отношение к принятию решения по вопросам цен.
Фирма
должна принимать все меры для получения приведенной информации. Если она не
сможет собрать и проанализировать информацию собственными силами, то
необходимо обратиться к услугам фирм, специализирующихся на аналогичных
исследованиях.
Заключение
Цена
играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной
экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе
экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель
управления экономикой, являясь ее производной.
В
условиях рынка преобладает децентрализованное ценообразование. Рыночной модели
соответствуют цены, формируемые на основе спроса и предложения. В этом случае
полностью отсутствует директивное сквозное планирование. Основным регулятором
цен является рынок, утверждение цен отсутствует. Базой для цен становятся
мировые цены.
Формирование
цен осуществляется на уровне предприятия (фирмы)-изготовителя, а согласование
их с заказчиком (потребителем) осуществляется в момент заключения с ним прямого
договора или в момент акта купли-продажи. При свободных ценах избыток (недостаток)
доходов сразу отражается на уровне цен, происходит перераспределение доходов,
изменяются направления инвестиций и таким образом восстанавливается равновесие
в экономике.
Однако
в условиях высокой концентрации, специализации производства, когда преобладает
монополизм производителя, на свободное ценообразование прямо или косвенно
оказывает регулирующее воздействие государство.
Одним
из факторов, определяющих спрос, является покупательная способность населения,
зависимая от его доходов. В конечном итоге этот фактор сказывается на цене
производимых фирмами товаров.
Среди
прочих ценно образующих факторов нужно назвать качество товара, дополнительных
услуг и сервиса, жизненный цикл товара.
Стремясь
устоять в конкурентной борьбе, фирмы вынуждены постоянно улучшать
потребительские свойства производимых ими товаров и расширять гамму условий
поставок и услуг, хотя все это в той или иной форме учитывается в цене и в
конечном итоге оплачивается потребителем.
Устанавливая
цену изделия, фирма должна учитывать и уровень уже сложившихся цен на другие
близкие по назначению и качеству товары, находящиеся на рынке.
Список
использованной литературы
Основная
1. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.:
Финстатин-форм,2005.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2004.
3. Слепов В. А., Попов Б. В. Основы теории рыночного
ценообразования. – М., 2002.
4. Ценообразование / Под ред. проф. И.К.
Салимжанова. – М.: Финстатинформ, 2006.
Дополнительная
1. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование, – М.:
Бек, 2007.
2. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2-х т.
– М Республика, 2002.
3. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая
политика – М 2007.
4. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. проф
Г Б Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2007.
5. Шуляк П. Н. Ценообразование.–М., 2002.
6. Ценообразование на финансовом рынке / Под ред.
проф. В.Е. Есипова. – Санкт-Петербург, 2004.
[1] Котлер Ф. Основы маркетинга.
– М.: Прогресс, 2004.
[2] Методология ценообразования есть совокупность общих
правил, принципов и методов: разработка концепции ценообразования, определение
и обоснование цен, формирование системы цен, управление ценообразованием.
[3] Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к
числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке,
степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок
новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
[4] Конкуренция (от позднее лат. – сталкиваться) – борьба
между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и
сбыта товаров. Конкурировать - соперничать, сталкиваться, участвовать в
конкуренции.
[5] Американская компания General Motors широко использует этот метод в
своей ценовой практике, обеспечивая доход на капитал в размере 15–20%.
[6] Этот метод в своей деятельности используют такие
известные американские концерны, как Du Pont и Caterpillar.
[7] Прейскуранты –
это систематизированный перечень цен на продукцию фирмы, предлагаемый
покупателю.