Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ассортимент (фармацевтика)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Ассортимент (фармацевтика)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    19.01.2018 14:17:16
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение3

    Глава 1. Теоретические основы изучения ассортимента предприятия5

    1.1 Понятие и структура ассортимента товаров и продукции предприятий5

    1.2 Факторы и этапы влияющие на процесс планирования ассортимента6

    1.3 Методы(механизмы) планирования ассортимента продукции предприятия7

    Глава 2. Организация планирования товарного ассортимента на предприятии фармацевтической фирмы ООО «Доктор Столетов» и пути ее совершенствования11

    2.1 Организация системы управления товарным ассортиментом на предприятии11

    2.2 Особенности планирования ассортимента с использованием маркетинга15

    2.3 Направления совершенствования планирования товарного ассортимента продукции21

    Заключение25

    Список литературы27


    Введение


    Коммерческая деятельность в торговле представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли.

    Эту деятельность условно можно разделить на несколько общих этапов:

    1. изучение информации о конъюнктуре рынка;
    2. выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;
    3. формирование ассортимента и управление товарными запасами;
    4. рекламно-информационная деятельность;
    5. коммерческая деятельность по продаже товаров;

    оказание торговых услуг

    Специфика коммерческой работы на розничных торговых предприятиях заключается в том, что потребителем товаров и услуг здесь является население. Поэтому возникает необходимость учитывать многообразие психологических типов и других индивидуальных особенностей покупателей и их постоянно меняющиеся потребности

    В основе коммерческой работы предприятий розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.

    Управление ассортиментом деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

    Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента.

    Формирование ассортимента деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации

    Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации

    Цель формирования ассортимента состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров, которая бы как можно полнее удовлетворяла их потребности.

    Формирование ассортимента - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из продажи. Основными задачами процесса формирования ассортимента являются: определение существующих и перспективных потребностей покупателей, исследование закономерностей.

    Вышесказанное и определяет актуальность темы исследования.

    Объектом исследования в курсовое работе является фармацевтическая фирма «ООО Доктор Столетов»

    Предметом исследования ассортимент магазинов ООО «Доктор Столетов».

    Цели работы определить теоретические и практические особенности планирования ассортимента торгового предприятия.

    Структура работы введение, две главы, заключение и список используемых источников и литературы.



    Глава 1. Теоретические основы изучения ассортимента предприятия


    1.1 Понятие и структура ассортимента товаров и продукции предприятий


    Различия между товарами разных видов и наименований является одной из важнейших характеристик ассортимента товаров.

    Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы по местонахождению, на подгруппы по широте охвата товаров, на виды по степени удовлетворения потребностей, на разновидности по характеру потребностей.

    По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.

    Промышленный (производственный) ассортимент набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

    Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.

    Торговый ассортимент набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

    В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы. Так, в торговый ассортимент любого кондитерского магазина входят товары, изготавливаемые многими кондитерскими фабриками, а иногда и предприятиями общественного питания, хлебозаводами, которые выпускают мучные кондитерские изделия. Если кондитерские магазины не имеют холодильного оборудования, то из их ассортимента должны быть исключены кремовые торты и пирожные.


    1.2 Факторы и этапы влияющие на процесс планирования ассортимента


    Классификация ассортимента товаров проводится по общим и специфичным факторам формирования.

    Общими факторами, влияющими на формирование торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

    Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей). Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения.

    Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии имеют прямую связь. Т.е. изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.

    При формировании ассортимента кофе в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на данный товар. Так, спрос на кофе обладает низкой степенью устойчивости по сравнению с другими продовольственными товарами.

    Рентабельность реализации определяется издержками обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента кофе в значительной степени определяется мерами по государственному

    1.3 Методы(механизмы) планирования ассортимента продукции предприятия


    Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.

    Деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации называется - формирование ассортимента.

    Цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации - ассортиментная политика предприятия.

    Цель организации в области ассортимента формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

    Для этого должны быть решены следующие задачи:

    1. установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;
    2. определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
    3. выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
    4. оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;
    5. определены основные направления формирования ассортимента.

    Процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, (количество видов и разновидностей товаров внутри каждой группы).

    В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к Продаже товаров определяется самостоятельно предприятиями розничной торговли в соответствии с профилем и специализацией их деятельности.

    Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товара, которые бы соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенной категории покупателей.

    Группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей , маркетинговым способом продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен, называется товарным ассортиментом.

    Формированию ассортимента предшествуют разработка предприятием ассортиментной стратегии. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения. При этом за основу принимается , с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

    Ассортиментная стратегия выражается в виде системы показателей, характеризующих возможность оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей), уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида.

    Прогнозирование ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные характеристики, как эстетичность, точные размеры, конкретная цена, маловероятно. Важно не детализация ассортимента, а оптимальное его разнообразие с расчетом на конкретную группу потребителей.

    Формирование ассортимента продукции- непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

    Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

    1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализа способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках
    2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям
    3. Критическая оценка выпускаемых изделий в том же ассортименте с позиции покупателя
    4. Решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля
    5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров
    6. Разработка спецификаций новых или улученных продуктов в соответствии с требованиями покупателей
    7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности
    8. Проведение испытаний продуктов с учетом потенциальных потребителей, в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
    9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасовки, цены, наименования, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия.
    10. Оценка и пересмотр всего ассортимента.

    Основным критерием товарного ассортимента является количество входящих в него товаров, которые называют широтой товарного ассортимента. Соответствующая широта товарного ассортимента обеспечивает получение оптимальной прибыли. Глубина товарного ассортимента это количество вариантов предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

    Выделяют следующие ассортиментные стратегии:

    1. Горизонтальная диверсификация в создании ассортимента путем производства новых вариантов товара, являющихся продолжением предшествующих, обычно выпускаемых либо без изменения технологии, либо при незначительных (некоренных) дополнениях к технологической линии. (produkt line)
    2. Концентрическая диверсификация заключается в создании ассортимента путем производства новинок для новых рыночных сегментов (новых рынков), при этом новинки не связаны с изменением профиля фирмы.
    3. Конгломератная диверсификация заключается в создании (наращивании) ассортимента путем производства новинок по новой технологии (produkt mix), что может быть связано с диверсификацией.

    Глава 2. Организация планирования товарного ассортимента на предприятии фармацевтической фирмы ООО «Доктор Столетов» и пути ее совершенствования


    Сегодня компания ООО «Доктор Столетов» - это один из крупнейших дистрибьюторов фармацевтических препаратов в Волгограде. Признанием высокого уровня компании является инвестирование нашей деятельности Европейским банком Реконструкции и развития. Значительно продвинуться вперед за годы своего существования нам позволила четко определенная стратегия работы предприятия, в основе которой заложены три главных принципа: развитие информационных технологий, качественное формирование ассортимента и создание надежных для потребителя условий взаимодействия.

    2.1 Организация системы управления товарным ассортиментом на предприятии

    Проводя анализ возможностей более полного использования потенциала рынка фармацевтических средств, остановимся на факторах, определяющих эффективность и качество лекарственного обеспечения города Волгограда.
    Проблема формирования фармацевтического ассортимента, состоящая в выборе номенклатуры и формы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, определении объемов поставок и создаваемых запасов по каждому из заданных компонентов, срокам их хранения и пространственному распределению в рамках города, относится к особому классу задач, решаемых в рамках теории управления запасами.
    Этот класс задач характеризуется значительной сложностью, их разрешение, даже в случае полной определенности в исходных данных, весьма затруднительно по причине многокритериальности и большой размерности. Характерно, что даже во времена плановой экономики и государственного ценового регулирования с их нормативным, однокритериальным подходом к вопросу обеспечения населения лекарственными средствами существовали достаточно серьезные проблемы в этой области со снабжением лекарственными средствами не массового спроса.

    Начавшийся в 90-е годы переход к рыночным отношениям в медицине и фармакологии характеризовался отсутствием опыта работы в условиях рыночной экономики, достаточных знаний в области оценки и управления рыночными процессами, происходил в условиях неразвитой правовой базы. Он только усугубил накопившиеся проблемы, и привел к практической ликвидации бесплатной государственной медицины, не создав ей адекватной замены. В этих условиях произошел перенос акцентов в работе большого числа, в первую очередь, коммерческих учреждений в системе здравоохранения - с первоочередного лекарственного обеспечения и поддержания здоровья населения на получение от медицины максимальной прибыли при минимальных издержках. Это не могло не коснуться и торговли лекарственными средствами. Изменилась структура органов, обеспечивающих население лекарственными средствами, уменьшились возможности воздействия на субъектов данного рынка. Результатом явились принципиальные изменения в трактовке рассматриваемой задачи, возникла необходимость учета субъектами рынка большого числа вероятностных показателей, характеризующих спрос, ограниченных финансовых возможностей и проблем формирования ассортимента продукции. В настоящее время существует несколько возможных вариантов подхода к формированию фармацевтического ассортимента для каждого конкретного города. Однако все они базируются на выявлении особенностей в потребностях населения и ориентации как производителей, так и дистрибьюторов на их удовлетворение.

    Один из таких вариантов - построение ассортимента на основе информации о структуре заболеваний, возможностей по выделению средств на лечение и лекарственных предпочтений у различных социальных групп. Большое значение имеет также понимание факторов, влияющих на изменение этих предпочтений.

    Представление о причинах и уровне заболеваемости населения региона формируется на основе ежегодных статистических отчетов органов здравоохранения этого региона.

    Так, характерной особенностью Волгограда (см. данные, представленные в таблице 1) является значительное количество заболеваний органов дыхания (в первую очередь ОРЗ) в детском (50,5% от общего числа заболеваний) и юношеском (28,4%) возрасте. У взрослых первое место занимают хронические заболевания системы кровообращения (22,6%). Именно болезни этой группы в течение последних лет устойчиво занимают первое место (58,8%) в структуре причин смерти в Волгограде. Велико количество травм и отравлений, число которых с возрастом увеличивается с 7,1 до 9,5 % и занимает 3 место (11,7%) среди причин смерти. Достаточно распространены болезни глаз (от 5,1 до 11% в различных возрастных группах), инфекционные и кожные заболевания, болезни органов пищеварения и опорно-двигательной, костно-мышечной и нервной систем.

    Таблица 1.

    Показатели здоровья населения г. Волгограда за 2015 г

    № п/п Диагноз Всего зарегистрировано заболеваний На 1000 человек населения 0 - 14 лет 15 - 17 лет 18 лет и старше 0 - 14 лет 15 - 17 лет 18 лет и старше 1 Всего 1322028 427973 5002893 2044,27 2112,18 1324,05 2 Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 85282 14279 224430 131,87 70,47 59,4 3 Новообразования 2674 1982 170452 4,13 9,78 45,11 4 Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 4934 1392 14239 7,63 6,87 3,77 5 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 24716 16409 175577 38,22 80,98 46,47 6 Психические расстройства и расстройства поведения 32762 8712 154533 50,66 43 40,9 7 Болезни нервной системы 27599 22062 132921 42,68 108,88 35,18 8 Болезни глаза и его придаточного аппарата 68193 47948 389636 105,45 236,64 103,12 9 Болезни уха и сосцевидного отростка 38955 6377 114301 60,24 31,47 30,25 10 Болезни системы кровообращения 9814 9083 1130292 15,18 44,83 299,14 11 Болезни органов дыхания 667230 121510 781534 1031,75 599,69 206,84 12 Болезни органов пищеварения 72245 29747 265342 111,71 146,81 70,22 13 Болезни кожи и подкожной клетчатки 68361 21577 184003 105,71 106,49 48,7 14 Болезни костно-мышечной системы 31740 59518 391847 49,08 293,74 103,71 15 Болезни мочеполовой системы 30393 19625 323983 47 96,86 85,74 16 Беременность, роды и послеродовой период - 535 57198 - 5,36 - 17 Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде 9246 - - - - - 18 Врожденные аномалии, пороки развития, деформации и хромосомные нарушения 25621 6357 5767 39,62 31,37 1,53 19 Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях 27907 8117 8835 43,15 40,06 2,34 20 Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействий внешних причин 94356 32743 478003 145,9 161,6 126,51

    Очевидно, что при формировании ассортимента с позиций получения максимальной выгоды ведущее место (с учетом сезонности продаж) должны занимать лекарственные средства, направленные на лечение данных видов заболеваний.

    Следующим этапом в процессе формирования ассортимента после получения полной информации о показателях здоровья населения региона является оценка конкурентных, в условиях рассматриваемого города, позиций отдельных продуктов, ориентированных на лечение наиболее распространенных заболеваний. На этом этапе оцениваются лекарственные предпочтения и финансовые возможности потребителей. В первую очередь - соотношение покупок лекарств, сделанных по рекомендации врача и самостоятельно. Это позволяет оценить количество вспомогательных средств, обеспечивающих повышение эффективности лечения. Для Волгограда в большей степени характерна самостоятельность в принятии решения о выборе методов и способов лечения, особенно в случае наиболее распространенных заболеваний.

    После этого исследуются предпочтения в потреблении отечественных и импортных препаратов при лечении различных групп заболеваний, частота потребления витаминов, обезболивающих мазей и кремов, дерматологических средств, а также уровень активности потребителей фармацевтических средств.

    После оценки конкурентных позиций отдельных продуктов определяются их ценовые показатели, и на основании сопоставления финансовых ресурсов организации формируется пакет заказов. В процессе его подготовки обычно проходит несколько итераций. При этом, могут учитываться отдельные ограничения, например по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, их стоимости и т.п.

    2.2 Особенности планирования ассортимента с использованием маркетинга

    Следует отметить, что все подходы, базирующиеся на критерии максимума получаемой прибыли, страдают одним общим недостатком исходя из своих финансовых возможностей. ООО «Доктор Столетов» может позволить себе содержать фармацевтический ассортимент не более 2500-3500 наименований. В противном случае это становится экономически невыгодным. Такой ассортимент обеспечивает достаточность лекарственных средств только на случай заболеваний, носящих массовых характер (инфекционные, новообразования, болезни крови, эндокринной системы, психические расстройства, нервной системы, глаз, ушей, системы кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, кожи, ревматоидный артрит, мочеполовой системы, врожденные пороки, отклонения, выявленные при исследованиях, травмы, отравления и т.д.).

    Следствие такого подхода - ситуация, при которой на протяжении всего периода 90-х годов отмечается устойчивый рост коэффициентов смертности по большинству классов заболеваний (по 12 из 16 классов) при сохранении стабильно высоких долей смертности от заболеваний системы кровообращения (58,8%), и новообразований (20,1%) в общем числе смертей. Наибольший прирост смертности отмечается в классах "психические расстройства" (+71,0%), "болезни крови и кроветворных органов" (+51,5%), "инфекционные и паразитарные болезни" (+44,4%), "травмы и отравления" (+41,0%), "болезни эндокринной системы" (+38,0%). Для более полной оценки ситуации со здравоохранением в регионе применяют показатели удельной избыточной смертности (УИС) на фоне минимальных показателей, зарегистрированных в мире, по различным половозрастным группам.

    Определение конкурентоспособности товаров, производимых и предлагаемых к реализации предприятиями на фармацевтическом рынке, является одной из важнейших задач при формировании конкурентной стратегии и реализации товарной политики организации.

    Товарная политика ООО «Доктор Столетов» предусматривает решение следующего комплекса проблем:

    • формирование товарной номенклатуры;
    • оптимизация ассортимента производимых и реализуемых товаров и услуг с точки зрения их потребительских характеристик и особенностей технологии производства и сбыта;
    • обновление ассортимента в целом и по отдельным товарным единицам с учетом жизненного цикла;
    • реализация рациональной ассортиментной политики (обеспечение конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг):
    • определение оптимальной широты, насыщенности, глубины и гармоничности товарного ассортимента;
    • оптимизация ассортимента с учетом скорости реализации товаров, рентабельности продажи единицы продукции;
    • наличие ассортиментных позиций из перечней и списков, регулирующих отношения на фармацевтическом рынке (обязательный; жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств; препаратов, отпускаемых без рецепта врача; наркотических, сильнодействующих, ядовитых веществ; списки А и Б).

    Разработка товарной политики должна основываться на долговременных целях организации по производству и сбыту товаров (услуг).

    Товарный ассортимент ООО «Доктор Столетов» имеет важное социально-экономическое значение, так как его качество определяет полноту удовлетворения покупательского спроса и уровень торгового обслуживания субъектов рынка. Рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы и повышает эффективность деятельности предприятия.

    Ассортиментный перечень товаров ООО «Доктор Столетов» представлен в таблице 2. Структуру ассортимента можно увидеть на рис. 1.

    Таблица 12

    Оценка ассортимента товаров ООО «Доктор Столетов»

    Наименование

    фармацевтических средств и препаратовКоличество

    разновидностей

    товараУдельный вес,%1. Регулирующие центральную нервную систему350

    10,00 2. Спазмолитические2687,663. Антисептические и антипаразитарные702,004.Обезболивающие1203,435. Витамины2356,716. Гомеопатические3179,067. Биологические (иммуноглобулины)58016,578. Сборы2757,869. Материалы хирургические и перевязочные 902,5710. Приборы и аппараты1604,5711. Прочие103529,57



    Рис. 1 Структура ассортимента продукции ООО «Доктор Столетов».


    Одним из показателей, характеризующим ассортимент товара является коэффициент устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в фирме ассортиментного предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции. Для фармацевтических средств оптимальным является значение коэффициента, равное 0,75. В таблице 3 рассчитан коэффициент устойчивости товарного ассортимента ООО «Доктор Столетов».

    Таблица 3

    Оценка устойчивости товарного ассортимента ООО «Доктор Столетов»


    Наименование

    фармацевтических средств и препаратовКол-во

    разновидностей

    товара201420152016отклонения

    2001 к 2000г.отклонения

    2002 к 2000г.1. Регулирующие центральную нервную систему350

    0,660,710,730,050,072. Спазмолитические2680,780,830,710,05-0,073. Антисептические и антипаразитарные700,60,680,70,080,14.Обезболивающие1200,860,870,880,010,025. Витамины2350,780,80,820,020,046. Гомеопатические3170,560,60,570,040,017. Биологические (иммуноглобулины)5800,580,610,640,030,068. Сборы2750,790,760,77-0,03-0,029. Материалы хирургические и перевязочные900,660,660,6800,0210. Приборы и аппараты1600,750,770,750,02011. Прочие10350,670,70,850,030,18


    Из данных таблицы видно, что показатель устойчивости ассортимента регулирующие центральную нервную систему средств 2015 г. увеличился в 0,02, и стал близок к оптимальному для данного вида товаров 0,75. Почти весь ассортимент товаров ООО «Доктор Столетов» имеет коэффициент устойчивости примерно на уровне 0,75, за исключением некоторых видов препаратов: превышают уровень - витамины в среднем имеют уровень (0,8), обезболивающие (0,87); ниже уровня биологические иммуноглобулины (0,61), материалы хирургические и перевязочные (0,66), гомеопатические (0,68).

    Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина:

    Полнота ассортимента бакалеи ООО «Доктор Столетов» равна 6,77, т.е. можно сделать вывод, что ассортимент бакалеи практически позволяет удовлетворять твердо сформированный спрос на бакалею.

    Следующим показателем, характеризующим эффективность ассортимента товаров, является показатель обновляемости ассортимента. Обновление происходит за счет пополнения набора товаров новыми образцами и исключением из них устаревших образцов.

    Фактическая обновляемость ассортимента ООО «Доктор Столетов» равна 50,5%, базовый темп обновления составляет 66%, отсюда коэффициент обновления равен 0,7. Обобщенный показатель равен 2,81.

    Рассмотренная система показателей ассортимента ООО «Доктор Столетов» позволила измерить отклонения фактического состояния ассортимента от предпочтительного, на основе этого можно сделать вывод, что незначительное 0,07 отклонение говорит о рациональности ассортимента товаров в ООО «Доктор Столетов».

    Такой принцип формирования ассортимента позволяет фирме создавать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению импульсивных покупок.

    На основе анализа показателей ассортимента магазина ООО «Доктор Столетов» можно сделать следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента продуктов, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.


    2.3 Направления совершенствования планирования товарного ассортимента продукции


    Рост объемов реализации товаров является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия.

    Увеличение массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения в той местности, в которой функционирует торговое предприятие. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так как обслуживаемое сельское население имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и просчеты в этой области могут привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.

    Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом. Так как на исследуемом предприятии ООО «Доктор Столетов» за последние годы заметно снижается объемы реализации продукции целесообразно пересмотреть ассортимент. Ведь чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

    Ассортиментная политика торгового предприятия имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия. Ассортиментная политика, проводимая розничной торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.

    В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.

    Трудно выявить явную закономерность, однако можно говорить о следующей тенденции: чем дальше от центра расположена аптека, тем больше времени затрачивается на обслуживание каждого посетителя. Поскольку временные затраты по отпуску безрецептурных ЛП меньше, чем в других отделах, следовательно, на отпуск без рецептов расходуется меньше экономических ресурсов.

    Анализируя полученные данные, можно сделать такой вывод: при сохраняющихся подходах к формированию стоимости экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки, достижение безубыточности в рецептурно-производственном отделе весьма проблематично, поскольку даже за год такое число людей не обратится в отдел. Введение экономически обоснованных тарифов, как показывает практика, позволяет обеспечить уж если не получение прибыли, то хотя бы достижение безубыточности этого отдела.

    Так, если стоимость одного обращения в отдел безрецептурного отпуска в среднем составляет 2,14 долларов, то в отдел готовых лекарственных форм - 4,75. Однако в этом отделе около 45% отпуска приходится на безрецептурные препараты, отпускаемые по рецептам бесплатно или с 50% скидкой (фестал, эссенциале, но-шпа, витрум и др.).

    В результате анализа количества приобретаемых упаковок лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, и частоты покупок выяснилось, что большинство покупателей в 2014 и 2015 гг. за одно посещение приобретают 1-2 упаковки препарата. До следующего посещения аптеки проходит 1-1,5 месяца. В 2014 г. посетитель приобретал 4-5 упаковок препарата, а время до следующего посещения составляло от 4 до 6 месяцев. Таким образом, снижение платежеспособного спроса, высокий уровень цен и насыщенность товарного рынка приводя к снижению количества приобретаемых товарных единиц и увеличению частоты обращения в аптеку.

    В нынешних экономических условиях безрецептурный отпуск по целому ряду причин может стать залогом стабильной работы аптечного учреждения. Правда необходимо оговориться, что часть продаж в отделе отпуска лекарств без рецептов приходится на парафармацевтическую продукцию, предметы ухода за больными, перевязочные материалы.

    ООО «Доктор Столетов» с целью увеличения объемов продаж необходимо увеличение в структуре продаж отдела безрецептурного отпуска удельного веса биологически активных пищевых добавок и парафармацевтических товаров.

    Значительный ассортимент лекарственных препаратов и других товаров, высокая диверсификация, свободные торговые надбавки к цене закупки, высокая обращаемость за товарами безрецептурного отпуска, самые низкие затраты на отпуск - вот экономическая основа эффективности продаж. Однако уникальность ситуации российского безрецептурного отпуска заключается в том, что препараты «домашней аптечки» отпускаются по бесплатным и льготным рецептам. Это закреплено законодательно. Объем реализации лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях, постоянно увеличивается. По нашим данным, в продажах отдела отпуска лекарств без рецептов удельный вес такого отпуска составлял от 10 до 30%, а среднемесячный темп прироста - около 25%.

    В настоящее время ситуация в Волгограде по организации отпуска лекарственных препаратов декретированным группам населения существенно изменилась. Непосредственно из аптечных розничных организаций на льготных условиях можно получить только экстемпоральные лекарственные формы, а также лекарственные препараты, требующие особых условий хранения (наркотические, психотропные и некоторые другие). Однако в большинстве регионов России выявленные тенденции и прогнозы развития отпуска безрецептурных лекарственных препаратов льготным категориям больных сохраняют свою актуальность. Увеличение в структуре продаж группы «медикаменты и хим. товары» удельного веса лекарственных препаратов безрецептурного отпуска, а также расширение сбыта товаров других ассортиментных подгрупп свидетельствует о возрастающем их значении в достижении экономических целей фармацевтической фирмы ООО «Доктор Столетов».


    Заключение


    Розничная торговля одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

    Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

    Постоянное внимание в торговых фирмах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

    Ассортимент товаров набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

    Формирование товарного ассортимента это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

    Устойчивый ассортимент товаров обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

    В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования.

    Особенности формирования ассортимента для розничного торгового предприятия в данной работе были рассмотрены на примере торговой фармацевтической фирмы ООО «Доктор Столетов».

    Проблема формирования фармацевтического ассортимента - сложная стохастическая задача большой размерности, основанная на выявлении особенностей в потребностях населения и ориентировании производства и дистрибьюторов на их удовлетворение.

    Все используемые в настоящее время подходы, базирующиеся на критерии максимума получаемой прибыли при ограниченных финансовых возможностях, страдают одним общим недостатком - сформированный на их основе ассортимент, обеспечивает достаточность лекарственных средств только на случай заболеваний, носящих достаточно массовый характер.

    Необходима более сложная система обеспечения населения лекарственными средствами, сочетающая в себе достоинства систем, построенных как на основе критерия максимума эффективности, так и максимума получаемой прибыли.

    Несмотря на тяжелые экономические условия и резкое падение уровня жизни и покупательной способности населения после ряда экономических кризисов, ООО «Доктор Столетов» удалось сохранить достигнутые ранее позиции на рынке благодаря правильному подбору товаров, широкому и глубокому ассортименту, а так же стабильным связям с поставщиками товаров, что обеспечивает устойчивость ассортимента в магазине.


    Список литературы


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)
    2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст)
    3. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. М.: Финансы и статистика. - 2015.
    4. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Прогресс, 2012.
    5. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2014.
    6. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - К: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2014.
    7. Богатырев Т.Г. Справочник товароведа. М.: Экономика, 2016.
    8. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М.: ИНФРА-М, 2015.
    9. Весин В.Р. Основы менеджмента. Учебник. - М: Триада.Лтд, 2015.
    10. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник - М: Гардарики, 2015.
    11. Германова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. Учебник. Мн.: БЭГУ, 2000.
    12. Гиркин В.А. О сущности торговли и природе кооперации. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
    13. Дерябина Л.И. Товароведение тканей, одежды, обуви. М.: Экономика, 2002.
    14. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 2001.
    15. Котлер Ф.Основы маркетинга. - М: Прогресс, 2001.
    16. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: перевод с франц.- Спб.: Наука, 2001.
    17. Михайленко В.Е. Товароведение непродовольственных товаров. М.: Экономика, 2002.
    18. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. М.: Норма, 2002.
    19. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг. /Под. ред. проф. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2002.
    20. Показатели ассортимента товаров. //Маркетинг.2000 №10 - с 52.
    21. Рацкий К.А. Экономика предприятия. М.: ИВЦ Маркетинг, 2000.
    22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М: ИП Экоперспектива, 2001.
    23. Теория потребительского поведения и спроса. /Под ред. В.М. Гальперина СПб., 2001.
    24. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. /Под ред. В.В. Басконова - М: ИНФРА-М, 2002.
    25. Экономика торгового предприятия. /Под ред. проф. А.И. Гребнева, 2002.
    26. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. - Ставрополь, 2001.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ассортимент (фармацевтика) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.