Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ассортиментная политика предприятия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Ассортиментная политика предприятия
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    25.09.2016 18:50:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Байкальский государственный университет

    Кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности









    ОТЧЕТ

    о прохождении учебной ПРАКТИКИ
    ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ








    Студент Налабардина Н.С., ЗПД-12(подпись, ФИО, группа)Руководитель практики от Университета

    Колесникова Е.В., ассистент (ФИО, должность)











    Иркутск, 2016




    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ


    № п/пВид работВремя выполненияРуководителькол-во днейначалоокончание1.Составление индивидуального плана12.3.4.5.6.7.8.9.10.Защита отчета по практике1
























    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ЗАДАНИЕ

    РЕФЕРАТ

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

    1.1. Сфера общественного питания как особая форма предпринимательской деятельности………………………..…..

    1.2. Формирование ассортиментной политики в сфере общественного питания…………………..…

    1.3. Современные тенденции в сфере общественного питания

    2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ «НАУТИЛУС»

    2.1. Общая характеристика предприятия и анализ рынка общественного питания в городе Иркутске………………………………………

    2.2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности компании

    2.3. Анализ ассортиментной политики и перспективы ее развития ………

    3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ «НАУТИЛУС»

    3.1. Содержание проекта ……

    3.2. Организационно-экономические показатели реализации проекта совершенствования ассортиментной политики предприятия

    3.3. Оценка экономической эффективности и устойчивости проекта

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ «АЛЬТ-ФИНАНС»

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ «PROJECT MANAGER»…..



    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. Ассортимент предполагает собою структуру, вариацию, комплект типов продукта, услуг, изготавливаемых в производстве или находящихся в продаже. Руководство ассортиментом вызвано разрешать последующие ключевые проблемы: формирование требуемых условий с целью более абсолютного удовлетворение потребностей и нужд потребителей; выявление и изучение возможных источников поступления товаров, соответствующих нуждам жителей; предоставление стабильности перечня продуктов, реализуемых предприятием; непрерывный надзор за трудом согласно развитию и осуществлении определенных компаний, подгрупп и видов продуктов.

    Удачное соперничество и эффективная деятельность невозможны в отсутствии введения современных иностранных и российских технологий, оснащения, современных конфигураций компании торгово-производственных действий и сервиса покупателей, т. е. введения инноваций во все без исключения области торгово-производственного движения: в сервис, службу с поставщиками, руководство, концепции компании и в том числе и подбор формата заведения. Интенсивное формирование концепции общественного питания порождает креативный бизнес. На рынке появляются новейшие типы компаний, услуг и конфигураций, взятые из опыта иных государств. Но, присутствие нормативно-правовых документов, характеризующих вид заведения общественного питания на федеральном уровне, а кроме того присутствие спроса жителей Российской Федерации вынуждают любое нововведение приспособиться под российский рынок.

    Общественное питание в современных условиях считается одной с более известных областей потребительского рынка. Данная сфера в Иркутской области различается внушительными темпами увеличения и, равно как полагают специалисты, данная направленность сохранится в ближайшей перспективе. Можно сказать, что иркутский рынок в настоящее время состоит из различных форматов и направлений, ориентированных на самые разные целевые аудитории потребителей.

    Цель выпускной квалификационной работы совершенствование ассортиментной политики предприятия общественного питания «Наутилус».

    Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить теоретические основы ассортиментной политики предприятия общественного питания;

    2. Провести анализ деятельности предприятия общественного питания «Наутилус»;

    3. Определить основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия общественного питания «Наутилус».

    Объектом исследования является предприятие общественного питания «Наутилус».

    Предмет исследования ассортиментная политика предприятия общественного питания «Наутилус».

    Методологической и теоретической основой выпускной квалификационной работы являются работы ведущих отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга, среди которых следовало бы выделить: В.А. Калугина, А. Л. Карпова, Г. П. Костину, М. М. Башмакову, Ф. Котлера и др.

    В ходе исследования были использованы следующие методы анализа: теоретический анализ литературных источников и бизнес-планирование.

    Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


    1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

    1.1. Сфера общественного питания как особая форма предпринимательской деятельности


    Общественное питание одна из форм распределения материальных благ между членами общества, занимает важное место вреализации социально-экономических задач, связанных сукреплением здоровья населения России, повышения производительности труда, экономным использованием производственных ресурсов, сокращения времени на приготовление пищи вдомашних условиях, создания условий для более полного удовлетворения духовных потребностей [1]. Бизнес общественного увлекателен и перспективен: правильный выбор места и кухни, атмосфера и толково организованное обслуживание создают возможность для привлечения рынка и дают хорошую прибыль и инвестиции.

    Общественное питание является одной из отраслей, которая направлена на удовлетворение потребностей населения. Социальная направленность современной рыночной экономики, ориентация на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека, со всей остротой выдвигают необходимость качественных изменений этой сферы услуг.

    Нужно отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций ииндивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности впитании ипроведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, атакже по видам оказываемых услуг.

    Сформировавшаяся в определенный период концепция общественного питания, как считает В.С. Ефремов, реорганизуется в согласовании с изменившимися критериями производства, распределения и потребления продуктов питания.

    Общественное питание, помимо этого, по мнению Д.М. Матвеева, является механизмом социализации индивида. Под социализацией через общественное питание понимается выполнение таким социальным институтом, как система общественного питания определенных функций, связанных с решением разнообразных социальных задач общества и индивидуума [18 с.132]. Общественное питание выступает в качестве одного из инструментов решения комплекса задач по воспитанию, образованию, социальной защите, развлечению, общению и т.д. Функции общественного питания как формы удовлетворения только физиологических потребностей по мере развития общества становятся все более гибкими, разнообразными, сочетаются с новыми функциями. Наиболее характерные примеры китайская кухня, которая развивается во всем мире благодаря широкой экспансии китайского капитала; индийская кухня, чрезвычайно популярная в Западной Европе и США; американские системы фаст-фуда с соответствующими вложениями американского капитала. Особенно популярны французская, итальянская, японская кухня.

    Первоначальной функцией услуг общественного питания является обеспечение потребностей в пище, то есть удовлетворение физиологических потребностей. В то же время общественное питание дает возможность реализовать потребность в отдыхе, общении и развлечении, разнообразит досуг. В современном мире функции общественного питания не ограничиваются только созданием условий для питания и отдыха, а распространяют свое влияние на многие сферы: здравоохранение (лечебное и рациональное питание, быт, культура кулинарное искусство), досуг (культурно-развлекательные программы), образование и просвещение, туризм и отдых [5]. Общественное питание, помимо этого, является механизмом социализации индивида. Под социализацией через общественное питание понимается выполнение таким социальным институтом, как система общественного питания определенных функций, связанных с решением разнообразных социальных задач общества и индивидуума [4].

    Общественное питание выступает в качестве одного из инструментов решения комплекса задач по воспитанию, образованию, социальной защите, развлечению, общению и т.д. Функции общественного питания как формы удовлетворения только физиологических потребностей по мере развития общества становятся все более гибкими, разнообразными, сочетаются с новыми функциями.

    Таким образом, можно говорить, что общественное питание выполняет две основные функции: это, во-первых, воспроизводство человека, его физических возможностей; во-вторых, социализация индивидуумов посредством различных систем общественного питания [4].

    Особенностью услуг общественного питания является их комплексный, многофункциональный характер, который обеспечивается наличием многопрофильных предприятий различного типа и масштаба, удовлетворяющих данные потребности. Необходимо также обратить внимание на такую особенность услуг как непостоянство их качества. Данное обстоятельство делает конкурентную борьбу чрезвычайно острой, поскольку производитель услуги общественного питания вынужден постоянно искать дополнительные конкурентные преимущества, которые бы позволили элиминировать потенциально возможное в отдельных случаях падение качества предоставляемых услуг. К такого рода конкурентным преимуществам могут быть отнесены система стандартизации всех элементов процесса приготовления пищи и обслуживания. Система контроля качества приготовления пищи и других составляющих процесса обслуживания усиления внимания к сопутствующим услугам. Например, развлекательного характера и целый ряд других вариантов.

    Общественное питание неотъемлемая часть образа жизни современного человека. Впоследние годы открываются новые заведения сразличными форматами, что несколько удовлетворяет спрос населения, как впище, так ив отдыхе иразвлечении. Тем не менее, потребителями отмечена нехватка недорогих организаций быстрого питания, особенно вдневное время. Особенно остро встает такая проблема уработников малых фирм, аих количество вгороде насчитывает более 1000 фирм счисленностью более 11 тыс.чел.

    Современный образ иускоренный ритм жизни выступают предпосылками для развития нового формата питания быстрого питания, обеспечивающего минимальные затраты времени на обслуживание посетителей. Однако здесь необходимо учитывать особенности итрадиции этнического питания, предусматривающие потребление натуральных белковых продуктов.

    Предприятиям общественного питания следует также принять ксведению, что лояльность клиентов не высока, и 43,5% потребителей сменят привычное для них место, вслучае появления другого заведения снаилучшими характеристиками. Как еще один из факторов, доказывающих нехватку мест общественного питания, выступают такие как: длинные очереди вобеденное время, отсутствие столовых ввечернее время, отсутствие свободных мест вконце недели ив предпраздничные дни. К достоинствам обслуживания по комплексному меню можно отнести [2]:

    1. высокую скорость обслуживания, ликвидацию очередей;
    2. т.к. ассортимент блюд ограничен, то при постоянной численности питающихся можно более точно иполно рассчитать производственную программу;
    3. более рационально используются мощности оборудования;
    4. численность обслуживающего персонала постоянна иневелика;
    5. удобство расчетов для посетителей ипредприятия.

    1.2. Формирование ассортиментной политики в сфере общественного питания

    Индустрия общественного питания ежедневно решает для себя множество задач, связанных сформированием иуправлением своего ассортимента. Вассортимент предприятий общественного питания входит много категорий товаров, среди которых мясные закуски, напитки, кондитерские изделия, салаты и другие блюда. Сложность процесса управления ассортиментом предприятия общественного питания заключается вбольшом количестве продуктов, которые реализуются через сеть предприятий общественного питания. Ктому же существуют нормативные требования по наличию обязательного ассортимента блюд. В целом можно сказать, что всовременных условиях конкуренции на рынке предприятий общественного питания формируется структура необходимого ассортимента, поэтому задача предприятий общественного питания удовлетворить спрос вмаксимально полном объеме ибыстрее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента предприятий общественного питания снижается уровень прибыли, утрачиваются конкурентные позиции на рынке общественного питания и, как следствие, снижается экономическая устойчивость предприятия. Существует несколько этапов работы сассортиментом: планирование, формирование иуправление [9 c.88].

    Ихсутьсостоитвсвоевременном предложенииконкретнойсовокупности товаров,которые бы наиболее полно удовлетворяли спрос определенных категорий покупателей. Планирование ассортимента предприятий общественного питания это процесс определения перспективных торговых наименований, которые будут наполнять ассортиментный портфель, удовлетворять потребностям потребителей иобеспечивать предприятию прибыльную работу. Комплексный подход кпланированию возможен только на основе полной информации об ассортименте предприятий общественного питания конкретного региона, объеме продаж каждой товарной позиции игруппы товаров, учитывая особенности месторасположения иорганизации работы самого предприятия общественного питания, и, конечно же, опотребностях ипредпочтениях покупателей.

    Широко распространенным способом планирования изменений ассортимента предприятий общественного питания является анализ продаж, позволяющий выявить спрос путем фиксации спроса покупателей первостольником вучетной системе или на бумажных носителях (журнал неудовлетворенного спроса). Однако он имеет исвои недостатки, поскольку возможно искажение данных за счет недостаточно эффективной системы отслеживания. Кроме этого, не всегда можно получить объективные данные, поскольку исследование потребительских предпочтений только на одном предприятии общественного питания часто не является репрезентативным.

    На формирование ассортимента, по мнению А.И. Ильина, влияет много факторов, среди которых месторасположение предприятий общественного питания, его размер итип. Так, структура потребления напредприятиях общественного питания, расположенных вспальных или центральных районах города будет иметь свою специфику. Также деятельность по формированию ассортимента предусматривает изучение информации об особенностях рынка, выбор дистрибьюторов иопределение ценовой политики, необходимые для эффективной прибыльной работы предприятий общественного питания. Управление ассортиментом совокупность мероприятий, нацеленных в оптимизацию перечня, минимизацию товарных резервов. Из числа главных методов управления ассортиментом следует отметить исследование продаж. Данный способ используют с целью установления рационального объема собственных продаж. Его результативность находится в зависимости от частоты обновления ассортимента с учетом направленностей регионального рынка [11 c.55].

    Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особую значимость при наличии свободы выбора сферы и линии работы предприятия. Ассортиментная политика предполагает сбор информации о характеристиках сегментов рынков, продукции, предпочтений потребителей, уровня цен, макроэкономических направлений, условий внешнеэкономических связей со странами зарубежья.

    Базой выбора той или иной ассортиментной стратегии должны являться оценка изменений денежных потоков, активизированных изменением ассортимента, а также прогноз состояния денежных потоков в будущем.

    Любое расширение ассортимента обязательно влечет за собой рост затрат. При этом позитивные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут быть лишь в перспективе. Бывает, что целью расширения ассортимента (например, производство сопутствующих изделий под существующей торговой маркой) может быть реклама. При таких условиях расширение ассортимента должно рассматриваться, как и любые операционные затраты, с точки зрения их воздействия на денежные потоки и финансовые выгоды. Несмотря на это, основным параметром при оценке решения о производстве новых товаров (будет ли это новый и независимый вид продукции или имиджевый товар) или об уменьшении имеющегося товарного ассортимента должен быть анализ денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями.

    Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно расширять товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:

    1. изменение спроса на отдельные товары;
    2. появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологии;
    3. изменения в товарном ассортименте конкурентов.
    4. целесообразность использования свободных мощностей;
    5. желание посредников закупать товары широкого ассортимента;
    6. целесообразность использования побочных продуктов производства.

    Задача высшего руководства фирмы и состоит в том, чтобы с учетом этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается благодаря управлению товарным ассортиментом [25, c.109].

    Сопоставимость ассортимента влияет на процедуры планирования и управления. Обычно сопоставимый ассортимент планировать легче, чем несопоставимый. Он позволяет предприятию специализироваться в области производства и обслуживания потребителей, создавать прочный имидж предприятия и обеспечивать стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная специализация и концентрация может сделать предприятие уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления роста потенциала в силу того, что упор делается на ограниченный ассортимент товаров.

    Особенно широко понятие ассортимента применяется в легкой и пищевой промышленности, где каждый вид продукции имеет большее число разновидностей и исполнений, чем в машиностроении и металлообработке.

    При формировании номенклатуру и ассортимент принято измерять количеством наименований типоразмеров продукции и соотношением удельных весов отдельных видов изделий (работ) в производственной программе предприятия. Номенклатура и ассортимент подвержены постоянным изменениям, причем ассортимент изменяется в большей степени, чем номенклатура продукции.

    Планирование ассортимента, то есть количественного соотношения отдельных видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж, основано на жизненном цикле товара. Каждое изделие имеет свой жизненный цикл, характер и длительность которого зависят от множества факторов и условий. Жизненный цикл товара состоит из двух периодов: освоения производства и рыночного периода.

    Рыночный период жизненного цикла товара состоит из четырех фаз:

    1. фазы внедрения (выведения товара на рынок);
    2. фазы роста;
    3. фазы созревания;
    4. фазы насыщения и падения.

    Фаза внедрения товара на рынок это время выведения и распространения товара на рынке. Фаза характеризуется медленным ростом продаж нового изделия и значительными затратами на доведение товара до потребителей, особенно если их распределение осуществляется через розничную торговлю. На этой фазе предприятие чаще всего несет убытки из-за небольших объемов продажи товаров и значительных издержек на организацию распределения товаров и стимулирование их сбыта. Фаза характеризуется сильным сопротивлением локального рынка, высокими издержками и ценой выводимого на рынок товара, незначительным количеством конкурентов, недостаточно высоким качеством товара, слабой информированностью потребителей, незначительным количеством покупателей.

    Фаза роста это время резкого увеличения объема продаж нового товара. Объем продаж возрастает вследствие того, что популярность товара у клиентов увеличивается и расширяется круг покупателей. В то же время увеличивается количество конкурентов, предлагающих аналогичный товар с новыми свойствами или новой модификации, что, в свою очередь, создает возможности для расширения рынка. Увеличение объемов производства данного товара приводит к снижению себестоимости и увеличению прибыли предприятия. Цены на товар остаются на том же уровне или могут немного снижаться. Для увеличения объемов продаж и с целью борьбы с конкурентами предприятие в это время может принимать ряд мер, в частности: повышать качество товара, придавать ему дополнительные свойства, выпускать новые модификации товара, изменять рекламную стратегию, стимулировать сбыт и создавать новые каналы распределения товара, осваивать новые сегменты рынка, снижать цены с целью дополнительного привлечения потребителей.

    Фаза созревания это наступающий со временем этап замедления темпов роста продаж товара. Замедление темпов продаж приводит к накапливанию запасов непроданной продукции и связыванию оборотных средств. Это приводит к обострению конкуренции, снижению прейскурантных цен, увеличению затрат на рекламу, росту количества льготных сделок с потребителями. С целью создания улучшенных вариантов товара увеличиваются затраты на НИОКР. Более слабые конкуренты могут в этот период покинуть рынок. Закрепляются здесь, как правило, только сильные конкуренты, способные преодолеть трудности сбыта продукции.

    Фаза насыщения и падения это время, когда отдельные группы покупателей перестают приобретать данный товар и перемещаются к другим модификациям товара или новым товарам. Сбыт прежнего товара в это время резко снижается и товар снимается с производства. Падение спроса происходит в результате научно-технологических изменений в данной отрасли, изменения потребности в товаре, усиления конкуренции как отечественных, так и зарубежных производителей. По мере уменьшения сбыта ряд предприятий уходит с рынка, а оставшиеся, как правило, сокращают ассортимент товарного предложения. Проблема состоит в том, что сохранение всей номенклатуры и ассортимента товаров, находящихся в фазе упадка, требует значительных дополнительных затрат на переоценку товарно-материальных запасов, рекламу и стимулирование сбыта. Рентабельность таких товаров резко снижается, что предопределяет необходимость снятия их с производства и замены новыми товарами. Таким образом, в условиях рыночных отношений разработка новых товаров и услуг и связанное с ней обновление ассортимента является важнейшим средством адаптации предприятия к внешней среде [19 c.144].

    Анализ жизненного цикла товара показывает, что объем продаж в натуральном и стоимостном измерении по фазам жизненного цикла неодинаков. В фазах внедрения, роста и созревания объем продаж увеличивается и достигает своего апогея в конце фазы созревания товара. В фазе насыщения и спада объем продаж начинает снижаться. Однако темпы роста объема продаж в этих фазах разные. В фазе роста темпы увеличения объема продаж значительно выше, чем в фазе внедрения и созревания, а в фазе насыщения и спада они имеют отрицательное значение. По времени фаза созревания значительно продолжительнее остальных фаз. Большинство имеющихся на рынке товаров находится в фазе зрелости. Поэтому основная цель при планировании жизненного цикла товара состоит в том, чтобы сократить остальные фазы и увеличить продолжительность фазы созревания и роста.

    Тем не менее, падение сбыта продукции в любом случае неизбежно. Оно может быть медленным, быстрым или опуститься до некоторого низкого уровня и оставаться на нем в течение многих лет. Если своевременно не снять с производства устаревший товар, то он станет препятствием на пути поисков его замены, причиной низкой рентабельности и ослабления позиций предприятия на рынке.

    На стадии падения у предприятия могут быть три альтернативные направления действий. Во-первых, можно сократить маркетинговые программы, снижая тем самым количество производимых продуктов, число торговых точек и каналов сбыта. Во-вторых, оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку или технологию сбыта. В-третьих, прекратить выпуск данного товара.

    На этой фазе товарный ассортимент целесообразно концентрировать на наиболее хорошо продаваемых моделях, в отдельных магазинах и низких ценах. В рекламе в этой фазе подчеркивается доступность товара и низкая цена [15 c.280].

    При планировании жизненного цикла товара удлинить стадию созревания позволяет модификация товара, рынка и маркетинговых средств.

    Наиболее важными направлениями модификации товара являются: повышение качества, усовершенствование технико-экономических параметров, изменение внешнего вида.

    Повышение качества проявляется в приобретении товаром новых свойств, позитивно оцениваемых покупателями. Для многих предприятий в условиях насыщенного рынка высокое качество товара является главным направлением товарной стратегии. Такая стратегия позволяет обеспечить высокую репутацию предприятия и завоевать сегмент покупателей с относительно высоким уровнем доходов.

    Усовершенствование технико-экономических параметров изделия направлено на расширение круга покупателей путем удовлетворения их специфических запросов. Это обеспечивается внесением в изделие конструктивных или рецептурных изменений, направленных на повышение надежности, производительности, безопасности, вкусовых свойств и т.п., что приводит к появлению модификаций базовой модели путем расширения ее функциональных характеристик. Выпуск товаров, удовлетворяющих запросы широкого круга потребителей, является не только средством увеличения объема продаж, но и инструментом в борьбе с конкурентами.

    Изменение внешнего вида товара также является надежным средством увеличения объема продаж. Здесь играют роль многие факторы: цвет, форма, запах, исходные материалы, упаковка и др. Внесение небольших изменений во внешний вид товаров, упаковку, конструктивный состав, рецептуру, как правило, принципиально не изменяет технологию изготовления и сырьевую базу.

    Принятие решений о модификации товаров, как и других инноваций, должно проводиться на основе расчетов экономической эффективности с учетом затрат и результатов.

    Модификация рынка заключается в попытке найти новые рынки, предложить новые способы применения продукции.

    Модификация маркетинга предусматривает снижение цен с целью привлечения новых покупателей и выхода на новые сегменты рынка, создание эффективной, поддерживающей покупательский спрос рекламы, стимулирование сбыта посредством предоставления дополнительных услуг в послепродажном обслуживании.

    В процессе планирования номенклатуры и ассортимента продукции приходится решать две взаимоисключающие, на первый взгляд несвязанные, задачи: первая сократить время освоения новых изделии; вторая удлинить рыночный период жизни изделия.

    Сокращение длительности цикла НИОКР и освоения новых изделий ведет к увеличению количества новых продуктов, расширению и углублению ассортимента, перенасыщению рынка товарами, падению спроса на старые товары, снятию их с производства и сокращению длительности жизненного цикла. Этот процесс является важнейшим условием выживания предприятия и его адаптации к внешней среде. В то же время каждое предприятие стремится удлинить жизненный цикл товара и сократить тем самым суммарные издержки на производство и реализацию продукции. Однако наличие спроса на старые продукты в условиях ограниченной платежеспособности уменьшает потребность в новых продуктах, замедляет темпы проведения научных исследований в области освоения новых модификаций и перспективных товаров, что в конечном счете ведет к замедлению темпов научно-технического развития предприятия и утрате им занимаемого положения на рынке. Основная задача планирования состоит в том, чтобы устранить это противоречие и обеспечить оптимальное соотношение между старыми и новыми товарами [18 c.211].

    Планирование ассортимента рекомендуется осуществлять на основе следующего подхода. Целесообразно весь ассортимент продукции, планируемый к продаже, разбить на следующие ассортиментные группы:

    1. основную, включающую товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;
    2. поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости;
    3. стратегическую, включающую товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия;
    4. тактическую, охватывающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;
    5. снимаемую с продажи и включающую товары, находящиеся в стадии насыщения и спада [15 c.282].

    При работе над ассортиментом наибольшее внимание уделяется анализу собственных продаж. Так, косновным методам анализа собственных продаж, которые могут использоваться на предприятиях общественного питания, относят:

    1. Анализ динамики объема продаж по каждой категории блюд, маржинального дохода, средней суммы покупки иколичества покупок используется для коррекции ассортиментной политики иценовой стратегии.

    2. Анализ структуры чеков для оценки эффективности мерчандайзинга, анализа состава чеков различных групп покупателей ивыделения наиболее часто встречающихся исовместно покупаемых товаров. Мерчендайзинг основывается на стимулировании розничных продаж без дополнительных усилий со стороны сотрудников за счет выкладки товаров иразмещения рекламы вторговом зале. Чем лучше представлен товар, тем более активно он продается.

    3. Анализ структуры товарооборота имаржинального дохода (АВС-анализ) предусматривает анализ ассортимента, его разделение по степени влияния на общий объем продаж на три группы ивыбор направлений по работе скаждой из них сцелью оптимизации ассортимента, и, следовательно, увеличения совокупной прибыли.

    4. XYZ-анализ помогает оценивать исравнивать стабильность продаж товарных групп или отдельных товаров различного типа спроса либо различных ценовых категорий. Применяется для оптимизации товарных запасов иопределения частоты заказа товара.

    5. Анализ эластичности иэффективности использования торговых площадей подразумевает оценку эффективности изменений планировки или объема продаж.

    Как видим, существует много различных методов анализа продаж предприятий общественного питания. Наиболее распространенные ипопулярные среди них сегодня АВС- иXYZ-анализ, которые являются базисом для управления ассортиментом. Однако именно эти методы представляются одними из наиболее сложных, поскольку требуют анализа большого массива данных. В основе ABC-анализа заложен прогноз того, что превалирующую долю втоварообороте вденежном выражении составляет незначительная часть ассортиментных позиций. При проведении указанного анализа реализованные товары распределяют впорядке уменьшения их объема продаж ирассчитывают удельный вес реализации ассортиментной позиции. При этом на позиции, формирующие класс А, приходится 80% товарооборота, аих доля вобщем количестве ассортиментных позиций может составлять около 20%. Класс В это почти 10% объема реализации продуктов, которые обеспечивают почти 30% торговых наименований блюд. Класс Сформируют остальные единицы наименований снизким товарооборотом. XYZ-анализ, сущность которого заключается вструктуризации потребления товаров по стабильности потребления ивозможности его прогнозирования, необходимо проводить параллельно сABC-анализом. Для определения принадлежности препаратов кодной из 3 групп (X, Y, Z) необходимо рассчитать коэффициент вариации, который демонстрирует отклонение встабильности продаж ванализируемый период. Чем меньше его значение, тем стабильнее продажи [23 c.77].

    Начиная формировать ассортиментную линейку предприятия общественного питания, необходимо осуществить несколько последовательных шагов. Сформировать общую структуру ассортимента на уровне блюд.

    Особенности формирования ассортимента предприятий общественного питания, по мнению Ф. Котлера, сочетающих процессы производства, реализации и организации потребления, характеризуют потребность оценки размера реализуемого продукта и блюд согласно двум признакам: согласно товарообороту в адвалорном формулировании и согласно выпуску продукта в естественном варианте. Анализ деятельность компании общественного питания в отсутствии учета перемен в перечне и размере выпуска продукта согласно единичным разновидностям способен послужить причиной к безосновательным заключениям. По этой причине следует в добавок исследовать сведения об исполнении производственной проекта. Производственная программа это план выпуска всех видов продукции собственного производства предприятием общественного питания. При анализе производственной программы изучаются натуральные показатели выпуска общего количества блюд, полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских изделий [15 c.88].

    Анализ главной составной части производственной программы выпуска обеденной продукции проводится в разрезе ее видов (первых, вторых, третьих, холодных блюд). Изучаются их удельный вес в общем количестве блюд, изменения в выпуске блюд по сравнению с плановым заданием и прошлым годом. Рассчитывается комплексность выпуска обеденной продукции, для чего определяется количество вторых блюд на одно первое и количество третьих блюд на одно второе. Необходимо сопоставить степень выполнения плана оборота по обеденной продукции в стоимостном выражении и выпуску блюд в натуральном выражении. Если при перевыполнении плана оборота по обеденной продукции плановое задание по выпуску блюд оказалось невыполненным, это значит, что предприятие увеличило продажу дорогостоящих блюд. Данный факт подтверждается ростом средней цены одного блюда, которая рассчитывается делением стоимости реализованной обеденной продукции на количество выпущенных блюд.

    Изменение продажной стоимости на отдельные виды блюд и иной продукции собственного изготовления возможно исследовать согласно сведениям калькуляционных карточек, плана-меню, заборных листов и других документов. По данным «Отчета по общественному питанию» целесообразно проанализировать темпы изменения расхода отдельных видов сырья и покупных товаров, изменения их структуры, соотношения основных видов продуктов (мяса, рыбы, овощей, картофеля). Все это позволит глубже изучить закономерности роста выпуска продукции. Если предприятие стремилось выполнять производственную программу за счет выпуска более дорогих и менее трудоемких изделий, то в расходе продуктов опережающими темпами будут расти сравнительно дорогие их виды (мясо, птица, колбасные изделия, дорогие сорта рыбы). Можно также проанализировать динамику расхода отдельных видов сырья на тысячу первых и вторых блюд, холодных и горячих закусок.

    Предприятия общественного питания должны изыскивать и реализовывать возможности снижения цен на блюда и другую продукцию за счет производства недорогой, но ценной в питательном отношении обеденной продукции, продажи комплексных обедов и использования других внутренних и внешних резервов. Существует несколько видов стратегий маркетинговой деятельности, неизбежно влияющих на структуру ассортимента. Речь идет одифференцированном (клиентоориентированном) инедифференцированном (массовом) маркетинге. При недифференцированном маркетинге акцент делается не на отличиях потребностей отдельных групп покупателей, ана общих точках вэтих потребностях. Чаще всего при таком подходе руководитель предприятия общественного питания ориентируется не столько на спрос, сколько на предложение. Получается, что ассортимент «формируют» дистрибьюторы ипроизводители. Иначе обстоят дела при дифференцированном маркетинге, отличающемся более индивидуальным подходом кразным группам клиентов.

    Предприятие общественного питания разрабатывает для каждой категории покупателей «свой» ассортимент, изадача службы маркетинга понять, вчем заключаются отличия потребностей отдельных групп потребителей ичем это объясняется. Таким образом, дифференцированный целевой маркетинг предполагает: работу слекарственными средствами специфического действия; выделение ключевой группы потребителей; возможности по варьированию отпускных цен; предоставление дополнительных услуг (доставка, заказ); эксклюзивные услуги (персональную работу склиентами). При дифференцированном маркетинге руководитель, формируя конкретную группу блюд, должен включить внее оригинальный продукт из сегмента дорогих дженериков ииз сегмента более дешевых дженериков. Товары этой категории включаются вассортимент не только по экономическим причинам (дешевизна), но ив силу ряда особенностей потребительской психологии. В результате проделанной работы мы получаем структуру ассортимента ассортиментную матрицу, которая позволит предложить покупателю те продукты, которые сбольшой вероятностью будут им востребованы, поскольку вданном случае мы ориентировались на его потребности (то есть на спрос, ане на предложение, как вслучае снедифференцированным маркетингом) [35 c.551].

    Для того чтобы развивать ассортимент с нарастающим положительным эффектом на предприятиях общественного питания необходимо: совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов то есть не допускать порчи и хищения. С этой целью коммерческой службе предприятия производить закупки товаров непосредственно у производителей, значительно расширить номенклатурный ряд предлагаемых блюд с более доступным разбросом цен, имеющихся в достаточном количестве у конкурентов, большее внимания уделять заключению договоров с поставщиками, увеличить контроль за действиями обслуживающего персонала.

    При планировании новых товаров следует иметь в виду, что они в краткосрочном периоде ухудшают экономические показатели работы предприятия, поскольку увеличивают издержки производства и реализации, нарушают ритмичность производственного процесса. Однако в долгосрочном периоде существует прямая зависимость между финансовой устойчивостью предприятия и его инновационной деятельностью.

    Новизна товара рассматривается по отношению к новой потребности, к новому потребителю, к старому товару и к новому рынку. Исходя из сказанного, при планировании портфеля заказов может применяться следующая классификация новых товаров:

    1. качественно новый товар (не имеющий до его появления аналогов на рынке). Создание таких товаров производится на базе новых открытий и изобретений, полученных в ходе фундаментальных исследований;
    2. усовершенствованный товар (имеющий на рынке товар-аналог). Такие товары осваиваются в ходе проведения прикладных НИОКР. Они удовлетворяют те же потребности, что и существовавшие до их появления товары-аналоги, но на принципиально иной технико-технологической базе. Например, электронные часы по отношению к механическим можно рассматривать как усовершенствованный товар;
    3. частично усовершенствованный товар (с принципиально не измененными характеристиками), например автоматическая стиральная машина;
    4. товар рыночной новизны, который является старым товаром для прежних рынков, но новым для планируемого к освоению рынка;
    5. товар новой сферы применения [3, c.115].

    В процессе планирования освоения новых изделий необходимо установить, почему одни товары отвергаются рынком, в то время как другие товары длительное время пользуются спросом у покупателей.

    Вероятность неудачи новой продукции это фактор, сопровождающий процесс освоения новых изделий на любом предприятии. Анализ отечественных и зарубежных данных по всем отраслям промышленности показывает: вероятность того, что новая идея превратится в коммерческий успех, обычно равна 0,01 (вероятность измеряется в пределах от нуля до единицы).

    Многие зарубежные исследователи при планировании НИОКР по созданию новых товаров рекомендуют следующие нормативы вероятности: для идей, которые вносятся в план компании и являются, по предварительным оценкам, достаточно привлекательными, вероятность коммерческого успеха составляет около 0,025. Для изделий, прошедших рыночные испытания и выведенных на рынок, вероятность успеха, обеспечивающего запланированную рентабельность, составляет не более 0,2.

    Высокий процент неудач новой продукции обнаруживается как в крупных, так и в мелких компаниях, как в тех, которые имеют большой опыт в своей отрасли, так и малоопытных. Среди причин неудач, постигающих новые продукты, называют:

    1. недостаточный анализ рынка;
    2. дефекты самого продукта;
    3. более высокие, чем предполагалось, издержки;
    4. нечеткое определение сроков
    5. конкуренция;
    6. недостаточное усилие в области маркетинга;
    7. слабость сбытового подразделения;
    8. недостатки в распределении.

    Американские источники свидетельствуют, что более 50% из 87 опрошенных компаний называют первые три фактора доминирующими. Безусловно, каждый из этих факторов нужно рассматривать в разных аспектах. Например, недостаточный анализ рынка фактически может означать неточный прогноз рынка, ошибочный выбор целевых сегментов, ошибочную оценку возможностей конкурентов, недостаточное проведение рыночных тестов или неблагоприятное влияние окружающей среды, которую предприятие не может контролировать. Одной из причин в данном случае может быть экономический спад [16 c.309].

    При планировании ассортимента обычно считают, что разработка новой модели продукта является мероприятием, связанным с малым риском, особенно если она разрабатывается на основе уже хорошо известного продукта, на готовой производственной линии, и совершенно ясно, что данное изменение необходимо и приемлемо для покупателей. Риск будет увеличиваться в прямой зависимости от степени новизны продукта и от того, насколько технология его производства и распределения отличается от опыта предприятия в этой области. Риск увеличивается, если фирма хочет поместить продукт на рынок, но не знакома со структурой его распределения, или у нее нет знаний специальных способов или технологии производства, или она ведет разработку продукта, требующего новых, более совершенных инженерных навыков, которые в данной компании отсутствуют, или же принимает решение о производстве какого-либо продукта для сбыта за границей, но никогда не производила и не продавала его у себя в стране.

    Можно принять как за своего рода непреложный закон разработки новых продуктов, что чем больше продукт отличается от тех, которые в настоящее время предприятие производит и производство которых тщательно изучено, тем больше вероятность того, что он не принесет прибыли. И прежде чем отступать от этого правила, основанного на опыте, фирма должна быть уверенной в вероятности успеха.

    Из общего правила, состоящего в сокращении длительности жизненных циклов продуктов, существуют исключения. Для многих продуктов их долговечность кажется неограниченной. Ниже приводятся несколько причин долговечности, позволяющие в плановом порядке удлинять цикл продуктов:

    1. соответствие продукта основным насущным потребностям или реальным желаниям покупателей: продукт все еще используется по своему первоначальному назначению, независимо от того, должен ли он быть вкуснее, заживлять быстрее или чистить более тщательно. В основе приверженности покупателей к продукту лежат традиции;
    2. графический торговый знак каждый продукт должен иметь легко опознаваемый и запоминающийся торговый знак, с которым в сознании покупателя отождествляется сам продукт;
    3. надежность незначительные изменения в самом продукте, названии или торговом знаке могут подчеркивать качество и надежность продукта, что может быть мотивом покупок и причиной устойчивого спроса;
    4. реклама благодаря ей информация о продукте переходит от одного поколения к другому, и таким образом название продукта
    5. превращается в повседневное слово, ассоциируясь с жизненной необходимостью;
    6. наличие многочисленных каналов сбыта, массовое распределение предметов широкого потребления, продажа с доставкой на дом способствуют сбыту многих старых продуктов;
    7. низкая цена;
    8. прибыльность продукты продолжают существовать не из-за своего названия, а потому, что приносят прибыль.

    Основным фактором успеха нового продукта является наличие на предприятии эффективной системы планирования, охватывающей все этапы разработки продукта [20, c.181].

    Изложенный материал позволяет сделать вывод, что ассортиментная политика является одним из главных элементов конкурентной стратегии фирмы и представляет собой установление оптимальной номенклатуры изготовляемых и реализуемых изделий посредством модернизации товаров, создания новых товаров, исключения из производственной или торговой программы «неперспективных» с маркетинговой точки зрения товаров и т.п. Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной деятельности фирмы, управления объемом прибыли в целях оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных вложений в развитие бизнеса.

    1.3. Современные тенденции в сфере общественного питания

    В настоящий период отрасль общественного питания в России представлена показана большим числом компаний с разным степенью сервиса, качеством продукта, многообразием используемого оборудования.

    Общественное питание в настоящее время является одним из наиболее многообещающих и быстроразвивающихся течений пищевой отрасли, которая на примере своего развития показывает уровень социально-экономического состояния страны. Сектор общественного питания удовлетворяет весьма непростой комплекс потребностей с обычного утоления голода и жажды вплоть до имиджевых и статусных требований. По этой причине отличительной особенностью современного рынка общественного питания считается его разнородность и многосторонний объем почти абсолютно всех целевых аудиторий покупателей: по уровню доходов, по возрасту, полу, по социальному статусу и интересам. Темпы увеличения и формирование рынка общественного питания отражает динамика его оборота, представленная на рисунке 1.1.

    Рис. 1.1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005-2015г., млн. руб.

    Из данных диаграммы динамики оборота общественного питания за последнее десятилетие видно, что оборот с каждым годом возрастает рынок общепита развивается достаточно динамично.

    Главными условиями увеличения общественного питания считаются повышение материальных доходов жителей города и равно как результат повышение покупательской возможности; перемена культуры питания, стиля жизни; возникновение продуктовых инноваций новейшие разновидности эликсиров, яств, перемена биохимического состава товаров; научно-технические и промышленные новинки автоматизация производства, отдельных операций в технологическом процессе позволяет экономить на затратах на живой труд, ускорить производственный процесс; сокращение неопределенности и риска в бизнесе непрерывная и необходимая потребность человека в питании, а кроме того в общении, соответствии требованиям моды и общества уменьшает степень риска неликвидности продукта. Равно как и все рынки, рынок общественного питания чутко реагирует на влияние экономического кризиса [4 c.816].

    С конца 2008 года темп роста оборота уменьшается, происходит затормаживание формирования индустрии общественного питания. В следующие годы регулирование экономики содействует увеличению оборота рынка. Далее снова ударивший по государству упадок в 2014- 2015 гг. не мог не сказаться на общепите. Жители России начали меньше посещать заведения общепита, либо отказываться от дорогих блюд. Отмечается кроме того направленность оттока посетителей из дорогих ресторанов в средний сегмент и в фастфуд.

    Большое воздействие в подобную направленность проявило подорожание стоимости увеличился курс доллара и евро, таким образом, продукты питания закупают согласно наиболее большим расценкам, возросла кроме того цена аренды, увеличились коммунальные платежи, плата за меры по обеспечению безопасности. Подобным способом, увеличились расходы компаний, и это всё закладывается в цену. То, что затрагивает индекса физического объема общественного питания, то его динамика также характеризует изменение оборота общественного питания. Индексы физического объема оборота общественного питания в Российской Федерации на 20052015г. представлены на рисунке 1.2.

    Рис. 1.2. Индексы физического объема оборота общественного питания в Российской Федерации на 20052015г., в % к соответствующему периоду предыдущего года

    Из представленного рисунка 1.2 видно, что с 2007 года индекс физического объема начинает снижаться (на 1,1 % согласно отношению к предшествующему году), в следующем году снизился на 2,5 %, наибольшее падение произошло в 2009 году индекс снизился на 24,9 % по отношению к 2008 году и составил 87,3 %. Финансовая нестабильность в экономике в 20142015 гг. вновь приводит к падению индекса начиная с 2013 года наблюдается его снижение на 2,9 %, в 2014 году на 2,4 %, в 2015 году падение составило 7,6 %. Тем не менее, специалисты полагают, что индустрия общественного питания в России одна из наименее пострадавших от кризиса.

    На данный момент индустрию общественного питания в России условно можно поделить на три основных вида, которые отличаются как по количеству участников, так и по объёмам производства: организации быстрого питания, рестораны среднего ценового сегмента и высокая кухня [4 c.817].

    Рис. 2.3. Структура рынка общественного питания в России в 2015 году, %

    В различных сегментах момент индустрия общественного питания в России ведет себя по-разному. В особенности стремительные темпы увеличения числа гостей замечают среди демократичных предприятий заведений класса «casual», «фаст-фуд», пиццерий.

    Они пользуются популярностью более чем у половины населения за доступность и быстрое обслуживание. Рынок фаст-фуда показывает довольно высокую динамику развития, за последние годы количество заведений, работающих в рамках данного формата, увеличилось на 20 % [4 c.818].

    Организации быстрого питания расширяют собственную работу, включая мгновенно ряд течений и форматов. Они открывают отдельные стационарные заведения, наращивают свое присутствие на фуд-кортах и в бизнес-центрах, размещают мобильные киоски питания на открытом воздухе.

    Кроме того активизировался формат столовых. Все без исключения больше владельцы ресторанов открывают маленькие заведения с чертой раздачи и полностью предсказуемым комплектом яств. Продолжают появляться пивные рестораны и пабы, находящиеся в спальных районах, что объясняется нежеланием посетителей данных заведений добираться через весь город домой.

    Отмечается увеличение количества ресторанов национальной кухни, которые раскрывают возможность для посетителей приобщиться к ранее неизведанной культуре через ее кухню. В индустрии общественного питания в России приобрели развитие и сегменты специализированных заведений. В особенности необходимо выделить кофейни, ставшие необходимой составляющей существования крупных городов.

    Кофейни сегодня составляют значительную конкурентную борьбу заведениям фаст-фуда и классическим ресторанам. Кофейни стремительно открываются в новых торговых центрах, но находятся не на одной линии с многочисленными фаст-фудами, а несколько в стороне. Увеличивается количество заведений «free flow» («свободный поток»), который дает возможность просто передвигаться в пространстве зоны обслуживания и получать нужный ему набор блюд за минимальное количество времени.

    Данный формат нацелен в клиентов с разной степенью достатка, предпочитающих свое время и комфорт. На рынке общепита наблюдается формированиенаправленностиккреативномуподходукомпаниииндустрии общественного питания в России, возникают альтернативные формы общественного питания, которые бросают вызов существующему порядку вещей.

    Среди организаций общепита все чаще уделяется особое внимание атмосфере заведения, куда входят стилистика и манера обслуживания, одежда официантов и дизайн, аутентичность блюд. Рост интереса к качественной и вкусной пище способствует увеличению популярности заведений формата «open kitchen» посетители хотят видеть, как и из чего для них готовят. Принцип меньше лучше в последнее время встречается в организациях общественного питания поесть просто и быстро. Это более короткое меню, уменьшенные порции, возможность варьировать их величину, изменять меню с учетом личных предпочтений, что позволяет сделать акцент на уникальность блюд.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок общественного питания динамично развивается, влияние экономического кризиса сказывается на данной индустрии, но значительно слабее, чем в других отраслях. Специалисты считают, что потребность в точках общественного питания пока еще не удовлетворена. Несмотря на кажущееся изобилие говорить о насыщении рынка рано. Некоторые возможности рынка используются не в полную силу, поэтому совершенно точно можно утверждать о высокой активности роста отрасли в будущем. Процветание рынка потребительских услуг и рынка общественного питания можно однозначно отнести к социально значимым задачам, поскольку развитый сектор услуг констатирует развитость экономической системы в целом, ну а в микромасштабе пища является основой жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность.

    Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело. Развитие отрасли общественного питания является чрезвычайно значительной сферой единого общего социально-экономического формирования района и экономики государства в целом.



















    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Афанасьева О.Е. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебно-метод. пособие / О.Е. Афанасьева. Калининград: Изд-во БГАРФ, 2011. 120с.
    2. Белоброва М. А. Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона / М.А. Белоброва // Молодой ученый. 2015. №10.2. С. 97-100.
    3. Воробьева И. М. Оценка эффективности инвестиционных проектов / И. М. Воробьева, А. М. Пономарев // Молодой ученый. 2015. №10. С. 563-567.
    4. Гатина Л. И. Тенденции развития рынка общественного питания / Л.И. Гатина // Молодой ученый. 2016. №7. С. 816-819.
    5. Диянова С. Н. Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли / С. Н. Диянова // Молодой ученый. 2014. №7. С. 82-86.
    6. Дойль П. Менеджмент: стратегия итактика / П. Дойль. Спб.: Питер, 2014. 560 с.
    7. Емельяненко И. С. Имидж как элемент повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли / И. С. Емельяненко // Молодой ученый. 2013. №4. С. 208-209.
    8. ЕфремовВ.С.Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа / В.С.Ефремов, И.А.Ханыков // Менеджмент вРоссии иза рубежом. 2012.2. С. 7479.
    9. Зайнашев Н.К. Производственный менеджмент: экономико- математические модели /Н.К. Зайнашев. М: Изд-во «Машиностроение», 2014. 421 с.
    10. ЗининаЛ.М.Стратегическое управление предприятием: структурно-функциональная модель / Л.М.Зинина, Л.Н.Ефремова // Менеджмент имаркетинг. 2014.9.С. 7981.
    11. Ильин А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. М.: Новое знание, 2007. 635 с.
    12. КалугинВ.А. Моделирование инвестиционного процесса вусловиях неопределённости/ В.А. Калугин //Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. №11. С. 55.
    13. КарповА.Л. Стратегическое итактическое вконкурентном поведении предприятия / А.Л.Карпов // Проблемы современной экономики. 2014. №2 (34). С. 6569.
    14. Костина Г. П. Управление ассортиментом производимой продукции и его превентивное планирование с использованием методологии комплексного подхода и аналитического моделирования/ Г. П. Костина, М. М. Башмакова // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 6. С.39-50.
    15. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер с англ. / Ф. Котлер. - Москва: Вильямс, 2009. 646 с.
    16. КувшиновМ.С., КомароваН.С.Анализ ипрогноз эффективности инвестиционных проектов промышленных предприятий//Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика именеджмент. 2013. №2. С.79.
    17. МатвеевД.М.Организационно-экономический механизм освоения достижений научно-технического прогресса всельском хозяйстве/МатвеевД.М., ТенЕ.Д.//АПК: экономика, управление. 2010. №9. С 8183.
    18. МатвеевД.М.Повышение эффективности государственной поддержки технического переоснащения сельского хозяйства/МатвеевД.М., СтадникА.Т., КрохтаМ.Г.//Вестник НГАУ. 2012. №24. С.132136.
    19. МатвеевД.М.Современное состояние иперспективные направления развития сельского хозяйства вусловиях вступления вВТО/Д.М. Матвеев, Ю.Ю. Макарова // Проблемы современной экономики. 2013. №7. С 210213.
    20. Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Мицберг, Дж.Б. Куин, С. Гошал. СПб.: Питер, 2014. 698 с.
    21. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов/ А.М. Мухамедьяров. М.:ИНФРА-М, 2004. 127 с.
    22. Нагарокова Д. К. Анализ российского рынка полуфабрикатов / Д. К. Нагарокова, А. А. Нестеренко // Проблемы современной экономики. 2015. №2. С. 175-178.
    23. Нестеренко, А.А.Инновационные технологии впроизводстве колбасной продукции / А.А.Нестеренко, А.М.Патиева, Н.М.Ильина. Саарбрюккен: Palmarium Academic Pudlishing, 2014. 165 с.
    24. Никуленкова Н. А. Стимулирование продвижения товара предприятиями розничной торговли в современных условиях / Н. А. Никуленкова // Молодой ученый. 2010. №3. С. 117-121.
    25. Осадчая О. П. Формирование ассортиментной политики и производственной программы / О.П. Осадчая // ЭКО. 2011. № 12. С. 138-152.
    26. Петрищева И. В. Синергический эффект при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса / И.В. Петрищева // Инновационное образование и экономика. 2009. Т. 1. № 4. С. 8789.
    27. Петрищева И. В. Субконтрактация как форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса в России: проблемы и перспективы развития / И.В. Петрищева // Проблемы современной экономики. 2009. № 5. С. 6973.
    28. Печатнова А. П. Методы оценки инвестиционных проектов / А. П. Печатнова // Коммерсант. 2014. №17. С. 316-318.
    29. ПидлыпнаР.П.Анализ стратегий деятельности торговых предприятий / Р.П.Пидлыпна // Коммерсант. 2014. №17. С. 116-118.
    30. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей иконкурентов / М. Портер. М.: Альпина Паблишер, 2011. 454 с.
    31. ПроскураН.В.Оценка эффективности функционирования розничной торговли / Н.В.Проскура // Проблемы современной экономики. 2011. №3 (31).С. 19-22.
    32. Пфанштель В. С. Ресурсно-компетентностный подход в стратегическом анализе внешней среды организаций торговли/ В. С. Пфанштель // Проблемы современной экономики. 2014. №6. С. 476-480.
    33. Согачева О. В. Инструментарий стратегического менеджмента: организация аналитических и проектных работ в сфере стратегического управления предприятием / О. В. Согачева // Всероссийский научный журнал. № 3. Краснодар. 2014. С. 318-323.
    34. Согачева О. В. Разработка перспективных направлений деятельности на основе анализа стратегических возможностей организации / О. В. Согачева, А. Г. Варфоломеев // Перспективы науки. Научно-практический журнал. № 12 (51). Тамбов, 2013. С. 9599.
    35. Согачева О. В. Формирование ассортиментной политики предприятия / О.В. Согачева // Молодой ученый. 2016. №6. С. 551-554.
    36. Хуснутдинов А. Р. Эконометрический анализ функционирования сети розничной торговли на основе панельных данных / А. Р. Хуснутдинов, Е. И. Кадочникова // Молодой ученый. 2014. №19. С. 388-390.



















    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Афанасьева О.Е. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебно-метод. пособие / О.Е. Афанасьева. Калининград: Изд-во БГАРФ, 2011. 120с.
    2. Белоброва М. А. Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона / М.А. Белоброва // Молодой ученый. 2015. №10.2. С. 97-100.
    3. Воробьева И. М. Оценка эффективности инвестиционных проектов / И. М. Воробьева, А. М. Пономарев // Молодой ученый. 2015. №10. С. 563-567.
    4. Гатина Л. И. Тенденции развития рынка общественного питания / Л.И. Гатина // Молодой ученый. 2016. №7. С. 816-819.
    5. Диянова С. Н. Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли / С. Н. Диянова // Молодой ученый. 2014. №7. С. 82-86.
    6. Дойль П. Менеджмент: стратегия итактика / П. Дойль. Спб.: Питер, 2014. 560 с.
    7. Емельяненко И. С. Имидж как элемент повышения конкурентоспособности предприятия розничной торговли / И. С. Емельяненко // Молодой ученый. 2013. №4. С. 208-209.
    8. ЕфремовВ.С.Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа / В.С.Ефремов, И.А.Ханыков // Менеджмент вРоссии иза рубежом. 2012.2. С. 7479.
    9. Зайнашев Н.К. Производственный менеджмент: экономико- математические модели /Н.К. Зайнашев. М: Изд-во «Машиностроение», 2014. 421 с.
    10. ЗининаЛ.М.Стратегическое управление предприятием: структурно-функциональная модель / Л.М.Зинина, Л.Н.Ефремова // Менеджмент имаркетинг. 2014.9.С. 7981.
    11. Ильин А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. М.: Новое знание, 2007. 635 с.
    12. КалугинВ.А. Моделирование инвестиционного процесса вусловиях неопределённости/ В.А. Калугин //Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. №11. С. 55.
    13. КарповА.Л. Стратегическое итактическое вконкурентном поведении предприятия / А.Л.Карпов // Проблемы современной экономики. 2014. №2 (34). С. 6569.
    14. Костина Г. П. Управление ассортиментом производимой продукции и его превентивное планирование с использованием методологии комплексного подхода и аналитического моделирования/ Г. П. Костина, М. М. Башмакова // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 6. С.39-50.
    15. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер с англ. / Ф. Котлер. - Москва: Вильямс, 2009. 646 с.
    16. КувшиновМ.С., КомароваН.С.Анализ ипрогноз эффективности инвестиционных проектов промышленных предприятий//Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика именеджмент. 2013. №2. С.79.
    17. МатвеевД.М.Организационно-экономический механизм освоения достижений научно-технического прогресса всельском хозяйстве/МатвеевД.М., ТенЕ.Д.//АПК: экономика, управление. 2010. №9. С 8183.
    18. МатвеевД.М.Повышение эффективности государственной поддержки технического переоснащения сельского хозяйства/МатвеевД.М., СтадникА.Т., КрохтаМ.Г.//Вестник НГАУ. 2012. №24. С.132136.
    19. МатвеевД.М.Современное состояние иперспективные направления развития сельского хозяйства вусловиях вступления вВТО/Д.М. Матвеев, Ю.Ю. Макарова // Проблемы современной экономики. 2013. №7. С 210213.
    20. Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Мицберг, Дж.Б. Куин, С. Гошал. СПб.: Питер, 2014. 698 с.
    21. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов/ А.М. Мухамедьяров. М.:ИНФРА-М, 2004. 127 с.
    22. Нагарокова Д. К. Анализ российского рынка полуфабрикатов / Д. К. Нагарокова, А. А. Нестеренко // Проблемы современной экономики. 2015. №2. С. 175-178.
    23. Нестеренко, А.А.Инновационные технологии впроизводстве колбасной продукции / А.А.Нестеренко, А.М.Патиева, Н.М.Ильина. Саарбрюккен: Palmarium Academic Pudlishing, 2014. 165 с.
    24. Никуленкова Н. А. Стимулирование продвижения товара предприятиями розничной торговли в современных условиях / Н. А. Никуленкова // Молодой ученый. 2010. №3. С. 117-121.
    25. Осадчая О. П. Формирование ассортиментной политики и производственной программы / О.П. Осадчая // ЭКО. 2011. № 12. С. 138-152.
    26. Петрищева И. В. Синергический эффект при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса / И.В. Петрищева // Инновационное образование и экономика. 2009. Т. 1. № 4. С. 8789.
    27. Петрищева И. В. Субконтрактация как форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса в России: проблемы и перспективы развития / И.В. Петрищева // Проблемы современной экономики. 2009. № 5. С. 6973.
    28. Печатнова А. П. Методы оценки инвестиционных проектов / А. П. Печатнова // Коммерсант. 2014. №17. С. 316-318.
    29. ПидлыпнаР.П.Анализ стратегий деятельности торговых предприятий / Р.П.Пидлыпна // Коммерсант. 2014. №17. С. 116-118.
    30. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей иконкурентов / М. Портер. М.: Альпина Паблишер, 2011. 454 с.
    31. ПроскураН.В.Оценка эффективности функционирования розничной торговли / Н.В.Проскура // Проблемы современной экономики. 2011. №3 (31).С. 19-22.
    32. Пфанштель В. С. Ресурсно-компетентностный подход в стратегическом анализе внешней среды организаций торговли/ В. С. Пфанштель // Проблемы современной экономики. 2014. №6. С. 476-480.
    33. Согачева О. В. Инструментарий стратегического менеджмента: организация аналитических и проектных работ в сфере стратегического управления предприятием / О. В. Согачева // Всероссийский научный журнал. № 3. Краснодар. 2014. С. 318-323.
    34. Согачева О. В. Разработка перспективных направлений деятельности на основе анализа стратегических возможностей организации / О. В. Согачева, А. Г. Варфоломеев // Перспективы науки. Научно-практический журнал. № 12 (51). Тамбов, 2013. С. 9599.
    35. Согачева О. В. Формирование ассортиментной политики предприятия / О.В. Согачева // Молодой ученый. 2016. №6. С. 551-554.
    36. Хуснутдинов А. Р. Эконометрический анализ функционирования сети розничной торговли на основе панельных данных / А. Р. Хуснутдинов, Е. И. Кадочникова // Молодой ученый. 2014. №19. С. 388-390.






Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ассортиментная политика предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.