Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Качество продукции(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Качество продукции(1)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    09.09.2017 4:57:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ВВЕДЕНИЕ

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

    1.1.Понятие качества продукции и услуг

    1.2.Понятие и сущность системы менеджмента качества

    1.3. Организационно-экономическое обоснование системы качества продукции и услуг

    Глава 2.АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО "ЭкоМолПродукт"

    2.1. Общая характеристика предприятия

    2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности организации

    2.3. Анализ существующей системы управления качеством в ЗАО "ЭкоМолПродукт"

    Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    3.1. Программы по совершенствованию системы управления качеством продукции

    3.2. Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    ПРИЛОЖЕНИЕ


    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

    1. Понятие качества продукции и услуг

    Среди основных аспектов принято выделать такие, как: философский технический, экономический, правовой. Охарактеризуем кратко каждый из них:

    Философский аспект качества. Понятие «качество» с философских позиций имеет тысячелетнюю традицию. С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря

    которому он становится специфическим и отличается от другого объекта.

    Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. Первым исследованием категории «качество» принято считать античных философов Аристотеля и Платона. Античная традиция в последствии была продолжена, в частности, Г.В.Ф. Гегелем, давшим исчерпывающее описание категориям качества и количества [2, с. 44].

    Технический аспект качества характеризуется количественными значениями показателей объекта и его изменений, которые в совокупности придают ему качественный характер. В отличие от философского аспекта технические показатели качества позволяют объективно сравнивать характеристики разных объектов и выбрать более качественные [3, с. 28].

    Экономический аспект качества характеризует стоимость объекта. При этом потребительская оценка качества решается в конструктивном противоборстве между экономической и технической сторонами качества. Это противоречие с философской точки зрения определяет единство экономического аспекта с техническим аспектом. Экономика связывает качество труда с качественным выполнением работы. Проблемы дефектности производства неразрывно связаны с потерями и издержками средств [3 с. 29].

    Социально-психологический аспект качества связан с субъективными

    отношениями потребителей к данному объекту. Этот субъективный взгляд зависит не только от физиологических особенностей субъекта, но и от социальных: уровень культуры, уровень доходов, положение в обществе и др.

    Этот аспект качества гораздо больше, чем другие аспекты, объясняет наличие большого числа сегментов рынка товаров [1, с. 18]. Правовой аспект качества характеризуется нормативным отражением качества в стандартах и нормативах. То есть имеет место такая совокупность свойств и показателей качества объекта, ниже которой нельзя опуститься при изготовлении или использования объекта. Каждое предприятие может выпускать свои внутренние стандарты (стандарты организации), вправе выпускать нормативы расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемые в нормировании, планировании и управлении производством или предприятием. Нарушение нормативов является несоответствием (браком) [3, с. 30].

    Так, образование в области качества представляет собой многоуровневую интегративную систему, объединяющую науки как технического, так и гуманитарного и естественнонаучного спектра. Будущие специалисты в области качества в процессе получения образования должны получать исчерпывающие знания в области перечисленных направлений и демонстрировать универсальное интегративное мышление.

    Семь инструментов управления и процесс развертывания функции качества (OFD) находят применение в различных областях: в процессе разработки продукта (продукции), в ходе технологической подготовки производства, в ходе производства при возникновении различных проблем OFD помогает осуществлению концепции TQМ. Практическая реализация OFD требует применение не только семи инструментов управления, но и семи инструментов контроля качества. Семь инструментов управления качеством используются при управлении любой компании или фирмы и позволяют анализировать проблемы, возникшие в ходе их деятельности. Они позволяют следить за различными процессами, например, за выполнением заказа потребителя, осуществлять программу обеспечения получения потребителем гарантированного заказа. Рассмотренные методы управлением качеством используются в различном бизнесе: в гостиничном, торговом, почтовом, в сфере общественного питания и др. Методы управления качеством позволяют контролировать весь процесс взаимодействия «ПоставщикПотребитель», удовлетворенности потребителей являются главным компонентом в процессе самоконтроля компании, фирмы, которые должны постоянно улучшать свою деятельность. Самоконтроль позволяет компании определить стратегическое направление своей деятельности в борьбе за потребителя. [6, с. 212]

    Сертификация производства проводится с целью определения его соответствия элементам системы качества, обеспечивающим стабильность характеристик продукции.

    Производство это совокупность технологических систем и систем обеспечения их функционирования. К системам, обеспечивающим функционирование технологических систем, относятся системы метрологического обеспечения, технологического обслуживания и ремонта и др.

    Основные этапы сертификации производства:

    1. подача в орган по сертификации заявки на сертификацию производства;
    2. экспертиза исходных материалов;
    3. составление рабочей программы проверки;
    4. проверка производства;
    5. принятие решения о рекомендации производства к сертификации;
    6. принятие решения о сертификации производства;
    7. инспекционный контроль сертифицированного производства.

    Окончательное решение о регистрации сертификата в Реестре принимает Технический Центр Регистра. Срок действия сертификата не трех лет. Инспекционный контроль сертифицированного производства проводится один раз в год. [3, с. 137]


    1. Понятие и сущность системы менеджмента качества

    На сегодняшний день существует довольно большое количество определений системы менеджмента качества, разработанных ISO. Если их объединить, то можем получить следующее определение терминасистема менеджмента качества по ISO это система, созданная в организации для формирования политики в области качества и достижения поставленных задач. [23, с. 184]

    Таким образом, можно сказать, что система менеджмента качества, в первую очередь, это система. И ей характерны такие признаки, как определенное назначение, собственная структура, наличие определенных элементов и, конечно, их взаимосвязь.

    Назначениесистемы менеджмента качествазаключается в том, чтобы обеспечить качество продукции, производимой предприятием. Качество продукции должно соответствовать ожиданиям потребителей или быть максимально приближенным к ним. На сегодняшний день нет необходимости проверять каждую единицу продукции, выпускаемой на заводе. Для контроля за качеством достаточно настроить систему таким образом, чтобы обеспечивалась бесперебойная и безошибочная работа как оборудования, так и рабочего персонала. Ведь именно причинами низкого качества продукции или оказываемой услуги являются неправильные действия со стороны руководства предприятия и работников. Для того, чтобы избежать данных последствий, достаточно разработать инструкции, которые позволят добиться высокого качества продукции либо услуг, и выполнять их. [5, с. 106]

    Система менеджмента качества по ISO также должна обладать определенной структурой. Данная система должна содержать в себе следующие элементы: организация, документы, процессы, ресурсы. Первым элементом является организация, которая заключается в том, что на предприятии действует определенная группа сотрудников, обладающим специальными познаниями в сфере данной деятельности, следовательно, идет дифференциация полномочий и обязанностей, их взаимоотношений. Следующим обозначенным элементом является документация. Сегодня без ведения бухгалтерской и иной документации просто невозможно представить деятельность любой организации. Помимо этого в систему менеджмента качества также входят иные документы, носящие организационно-распорядительный характер. В качестве примера можно привести различные должностные инструкции, положения о структурных подразделениях и тому подобное. [9, с. 83]

    Также незаменимым элементомсистемы менеджмента качестваявляются процессы, под которыми понимаются взаимосвязь и взаимодействие элементов деятельности. При этом необходимо от процессов отличать процедуры, под которыми понимается способ установления и осуществления деятельности или процесса.

    И, наконец, для правильной организациисистемы менеджмента качества ISO необходимы ресурсы, под которыми понимается все то, что обеспечивает деятельность данной системы. В качестве примера можно привести людские ресурсы это работники предприятия, временные ресурсы это время затраченное на производства продукции либо услуги и тому подобное.

    Организация ISO занимается разработкой международных стандартов для деятельности организаций. Соблюдение данных стандартов позволяет оптимизировать деятельность субъектов бизнеса, добиться максимальной эффективности от использования ресурсов. Кроме того, соблюдение данных нормативов позволяет России еще на шаг приблизиться к европейскому уровню развития.

    Основные принципы стандарта ISO 9001:

    1. ориентация на потребителя;
    2. лидерство руководителей;
    3. вовлечение работников;
    4. процессный подход;
    5. системный подход к менеджменту;
    6. постоянное улучшение;
    7. основанный на фактах подход к принятию решений;
    8. взаимовыгодные отношения с поставщиками. [13, с. 142]

    Выгоды от внедрения систем менеджмента качества на основе стандарта ИСО 9001:

    1. обеспечение декларируемого качества продукции;
    2. эффективное распределение ресурсов, ответственности и полномочий персонала;
    3. усиление трудовой дисциплины и повышение квалификации сотрудников;
    4. улучшение управленческих процессов внутри организации;
    5. оптимизация инфраструктуры компании, повышение прозрачности всех процессов производства и снижение себестоимости производимой продукции;
    6. минимизация коммерческих и имиджевых рисков, связанных с ответственностью производителя;
    7. выход на международные рынки, установление сотрудничества с западными компаниями;
    8. повышение имиджа и репутации организации, обеспечение ее экономической устойчивости;
    9. возможность принимать успешное участие в тендерах и получать госзаказы;
    10. увеличение общей инвестиционной привлекательности и капитализации бизнеса;
    11. как результат получение долгосрочных конкурентных преимуществ. [11, с. 228]

    Система менеджмента качества, на основе стандарта ИСО 9001 позволит компании производить продукцию ожидаемого потребителем качества и расширить число потребителей своей продукции.

    Создание системы менеджмента качествана основе стандарта ИСО 9001 позволит организации выделиться на фоне конкурентов за счет обеспечения декларируемого качества продукции, эффективного распределения ресурсов, ответственности и полномочий персонала, и, как следствие, улучшения управленческих процессов внутри организации.

    Разработка системы менеджмента качествагарантирует оптимизацию инфраструктуры компании, повышение прозрачности всех процессов производства, минимизацию коммерческих и имиджевых рисков, связанных с ответственностью производителя. [26, с. 102]

    Внедрение системы менеджмента качества, разработанной в четком соответствии с размерами и нуждами организации, даст возможность снизить себестоимость производимой продукции, выйти на международные рынки, установить сотрудничество с западными компаниями, повысить имидж и репутацию организации, обеспечить ее экономическую устойчивость.

    Cертификация системы менеджмента качествапозволит принимать успешное участие в тендерах и получать госзаказы, а также увеличить общую инвестиционную привлекательность и капитализацию бизнеса, и, как результат, получить долгосрочные конкурентные преимущества.

    Стандартизация это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

    1) безопасности продукции и услуг;

    2) технической и информативной совместимости; 3) взаимозаменяемости;

    4) качества продукции;

    5) соответствия уровня техники и технологии;

    6) единства измерений;

    7) безопасности хозяйственной деятельности. [26, с. 105]

    Стандарты серии ИСО 9000 представляют собой набор требований, которые охватывают те направления деятельности, которые в той или иной степени все равно выполняются на любом предприятии (анализ контракта, ведение документации, контроль выпускаемой продукции.). Но эти мероприятия проводятся бессистемно, эпизодически. Стандарты же требуют выполнения этой деятельности на систематической основе, на основе документированных процедур, фиксировать результат. [5, с. 96]

    Особенностью этих стандартов является добровольность в том смысле, что производитель сам принимает решение о построении системы качества в соответствии с ИСО 9000 или нет, но, приняв такое решение, становится обязательным выполнение требований этих стандартов. Зачастую руководитель предприятия решает внедрять систему качества под давлением требований заказчика: когда есть перспектива выгодного заказа, но условием заключения контракта является наличие сертифицированной системы качества. А сертифицировать можно только на соответствие чему-то. Вот для этих целей и применяют ИСО 9000. Стандарты серии ИСО 9000 применимы к любым предприятиям независимо от сферы деятельности, формы собственности, размеров предприятия.

    Стандартизация это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон.

    Термин «стандартизация» происходит от английского слова Standard, т.е. норма, образец, основа. Началом стандартизации на Руси считается 1555 г., когда были введены стандартные калибры-кружала для измерения пушечных ядер. [4, с. 56]

    В результате деятельности стандартизации создаются нормативные документы. В нормативных документах устанавливаются правила, рекомендации, нормы требований.

    Стандарт это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, утвержденных специальным органом.

    Государственный комитет РФ по стандартизации, сертификации и метрологии (Госстандарт России) как федеральный орган исполнительной власти в области стандартизации исполняет следующие функции:

    1. разрабатывает предложения по приоритетным направлениям развития работ;
    2. разрабатывает, выступает государственным заказчиком федеральных программ;
    3. разрабатывает и вносит проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
    4. организует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закрепленных областях деятельности;
    5. устанавливает правила проведения работ, государственного контроля и надзора;
    6. организует проведение работ по межведомственной унификации продукции;
    7. организует и координирует обеспечение единства измерений;
    8. принимает и вводит в действие Государственные стандарты РФ;
    9. устанавливает правила применения в России международных, национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации;
    10. осуществляет государственную регистрацию нормативных документов и т.д. [2, с. 49]

    Госстандарт России формирует технические комитеты по стандартизации для разработки стандартов. Госстандарту России принадлежит исключительное право официального опубликования в установленном порядке принятых им государственных стандартов.

    Стандарты устанавливаются на все продовольственные товары. Законом РФ «О стандартизации» (ст. 14) устанавливается административная, уголовная или гражданская ответственность юридических и физических лиц, органов государственного управления за нарушения требований стандартов.

    В зависимости от сферы действия различают стандарты разного вида и категорий: международные стандарты, межгосударственные стандарты, государственные стандарты РФ (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО). [2, с. 52]

    Разрабатываются и действуют другие нормативные документы. Например, технические условия (ТУ). Этот нормативный документ устанавливает требования к качеству конкретной продукции. Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям стандартов, распространяющимся на эту продукцию.

    Государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) являются новым видом национального стандарта, утверждаются Госстандартом России и действуют на всей территории РФ. [3, с. 67]

    Межгосударственные стандарты (ГОСТ) это стандарты, принятые государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

    ГОСТ и ГОСТ Р включают: требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды; основные потребительские свойства продукции, требования к маркировке, упаковке, хранению, транспортировке; обязательные методы контроля качества продукции; требования техники безопасности и производственной санитарии, а также другие требования, нормы и правила.

    В зависимости от содержания и назначения различают виды стандартов:

    1. основополагающие стандарты; они подразделяются на организационно-методические и общетехнические; организационно-методические содержат порядок разработки нормативных документов, правила проведения работ, а общетехнические требования к изложению документов, нормьц производственных процессов и т.д.;
    2. стандарты на продукцию;
    3. стандарты на процессы;
    4. стандарты методов испытаний.

    Важнейшими целями стандартизации являются:

    1. достижение оптимального уровня по качеству продукции и повышение ее конкурентоспособности;
    2. повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических, юридических лиц, муниципального и государственного имущества, безопасность жизни или здоровья животных и растений;
    3. повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    4. обеспечение экологической безопасности;
    5. рациональное и экономное использование ресурсов;
    6. обеспечение взаимозаменяемости продукции.

    Основные задачи стандартизации:

    1. установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
    2. обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
    3. внедрение прогрессивных технологических процессов;
    4. унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
    5. разработка и установление метрологических норм, положений и требований;
    6. создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
    7. нормативно-техническое регулирование процесса контроля, сертификации и оценки качества продукции. [7, с. 82]

    Стандарты всех категорий имеют соответствующие обозначения, которые состоят из индекса, регистрационного номера и года принятия (ГОСТ Р 5112197).

    Обозначение технических условий состоит из индекса (ТУ), кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП), трехразрядного номера, кода предприятияразработчика, года утверждения. ГОСТ Р, ОСТ и другие равнозначные документы, которые принимаются государственными органами управления, являются официальными.

    Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменения к ним можно получать через готовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты РФ».

    В настоящее время постоянно растёт число российских компаний, которые в целях достижения «преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества» [11, с. 189], что обеспечивает повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг, внедряют указанные системы с последующей их сертификацией на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000.

    Однако не всегда эту работу удаётся выполнить успешно и в сжатые сроки. Одной из причин является сопротивление персонала, вызванное недостатками в стимулировании и мотивации.

    Кроме того, причиной может быть посредственное отношение к системам менеджмента качества (далее - СМК) руководства организации (для «галочки»), как следствие, недостаточное финансирование, и такое же отношение к ней персонала.


    1.3. Организационно-экономическое обеспечение системы качества продукции и услуг

    Важным фактором роста эффективности общественного производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества продукции расценивается в современных условиях как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке, как фактор интенсификации экономики. [2, с. 63]

    Качество продукции представляет собой совокупность свойств продукции, обеспечивающих ее пригодность к удовлетворению определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика свойств изделия, определяющих его качество, называется показателем качества. Показатель качества позволяет установить пригодность изделия удовлетворять потребности народного хозяйства в определенных условиях его эксплуатации.

    В зависимости от числа свойств, включаемых в показатели качества, они бывают единичными и комплексными. Единичный показатель качества продукции относится только к одному из ее свойств. Комплексный показатель относится к нескольким свойствам продукции и может быть обобщенным.

    Показатель, принимаемый за исходный при сравнительной оценке качества продукции, называется базовым. За базовые принимаются показатели качества лучших образцов продукции, производимых за рубежом и в нашей стране. [7, с. 48]

    Относительная характеристика качества продукции основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей, называется уровнем качества продукции.

    Различают следующие группы показателей качества изделий:

    1. показатели назначения (скорость, грузоподъемность, мощность);
    2. показатели надежности (безотказность, время наработки на отказ);
    3. экологические показатели, учитывающие санитарно гигиенические требования (освещенность, температура, влажность, напряженность электрического и магнитного полей, запыленность);
    4. показатели безопасности, отражающие требования, обеспечивающие защиту человека в условиях вероятности аварии;
    5. эстетические показатели, характеризующие выразительность и рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения, товарного вида, соответствие современному стилю;
    6. показатели использование ресурсов (сырья, топлива, материалов, электроэнергии) при эксплуатации машин данного типа.

    Определение технического уровня и качества изделия в машиностроении производства в соответствии со стандартами ЕСКД (единый системой конструкторской документации). [8, с. 121]

    На разрабатываемые и изготавливаемые изделия составляется карта технического уровня и качества продукции (ГОСТ 2.116-84). С помощью карты не только оценивается технический уровень и качество изделия, но и принимаются решения о целесообразности его дальнейшей разработки и сдачи в производство. Карта составляется на стадии разработки технического задания, при постановке продукции на производство и на стадии промышленного освоения. При аттестации продукции на стадии разработки технического задания за базу сравнения принимается перспективный образец изделия, а на этапе приемки опытного образца лучшее серийно изготавливаемое (по данным второго года серийного выпуска) отечественное или зарубежное изделие.

    Принимается следующие способы определения значений показателей качества продукции: экспериментальный (регистрационный), расчетный, органалитический, социологический, экспертный, комбинаторный и измерительный.

    При экспериментальном регистрационном способе значения показателей качества определяются с помощью специальных измерительных устройств или путем обнаружения регистрации и подсчета событий.

    Расчетный способ применяется при оценке вновь разрабатываемого изделия. В нем используются теоретические зависимости для расчета показателей качества вновь создаваемых изделий. Это относится к показателям надежности, мощности, производительности.

    Органалитический способ основан на анализе результатов восприятия человека с помощью обоняния, осязания, зрения (запах, вкус, цвет, консистенция). [9, с. 85]

    Экспертный способ используется для определения показателей эстетической группы. Для расчета этого показателя подбирается группа экспертов из числа наиболее квалифицированных в данной области специалистов, которая в заданных единицах измерения дает оценку потребительских свойств новых видов изделий и услуг.

    Комбинированный метод это сочетание нескольких рассмотренных способов. Он используется тогда, когда с помощью одного способа не удается получить полную оценку качества изделия.

    Управление качеством это комплекс действий, осуществляемых при разработке, производстве и эксплуатации продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня его качества.

    Содержание процесса управления качеством раскрывается через функции планирования, обеспечения контроля и регулирования качества продукции. Этот процесс предполагает необходимость:

    1. планирование соответствующих показателей качества изделий на всех этажах жизненного цикла изделия;
    2. координация технических, организационно экономических и идейно воспитательных мероприятий, обеспечивающих достижение запланированного уровня качества;

    Установление фактического уровня качества продукции путем технического контроля и осуществления регулирующих воздействий в случае выявления отклонений качества от заданных параметров.

    Каждое изделие характеризуется его жизненным циклом, состоящим из нескольких стадий: разработка, доставка потребителю, эксплуатация. Качество продукции формируется на всех этапах жизненного цикла. Основные предпосылки создания высококачественного изделия закладываются на стадии конструирования изделия и технологической подготовки производства. Подсчитано, что 50-70% общих причин дефектов готовой машиностроительной продукции связано с ошибками в конструкторских решениях, 20-30% с недостатками технологических процессов, 5-15% по вине рабочих. [26, с. 107]

    Поэтому главная цель систем обеспечения качества состоит в том, чтобы выявить и устранить причины брака еще на стадии проектирования и таким образом уменьшить необходимость в большой программе контроля на стадии производства.

    На стадии разработки идет процесс формирование качества изделия, которое зависит от используемых идей и способов их решения. На этой стадии важно добиться максимально возможного уровня качества.

    При производстве изделия ставится задача обеспечить реализацию заложенного в изделии качества на стадии разработки.

    При доставке изделий потребителям (транспортировки) ставится задача максимально возможно сохранить качество, достигнутое в процессе производства.

    В эксплуатации ставится задача поддержания качества (потребительских свойств товаров) на заданном уровне.

    Стандартизация важный фактор управления качеством. Управление на всех этапах жизненного цикла изделия базируется на применении системы стандартов, которая включает в себя государственные, республиканские, отраслевые и стандарты предприятия. Отраслевые стандарты распространяются на объекты, не являющиеся объектами государственной стандартизации. Они утверждаются органами отраслевого управления. Стандарты предприятия являются документами, регулирующими деятельность предприятия. Они охватывают все стадии жизненного цикла изделия: научные исследования, подготовку производства новых изделий, производственный процесс и среду эксплуатации. [5, с. 111]

    Стандарты являются организационно-методической основой системы обеспечения качества продукции регламентируют содержание и порядок осуществления технических, организационных и экономических форм воздействия на качество труда работающих и качество выпускаемой продукции. Применение стандартов ускоряет НТП и способствует достижению высокого качества, обеспечивая использование апробированных эффективных технических и организационных решений. Вместе с тем система стандартизации должна быть достаточно гибкой. Стандарты должны своевременно пересматриваться с учетом изменений, происходящих в технике, технологии и организации производства.

    Выдвигается задача создания на наших предприятиях современных систем качества продукции и их сертификация на соответствие требованиям ИСО (международная организация по стандартизации). На базе стандартов ИСО серии 9 тысяч в стране разработаны и утверждены государственные стандарты: ГОСТ 40.9001-88, 40.9002-88, 40.9003-88. Системы обеспечения качества должны соответствовать требованиям этих стандартов. В этом случае они могут быть сертифицированы на соответствие требованиям ИСО, предприятия будут признаны полноправными участниками трудовых сделок на мировом рынке. [7, с. 52]

    Под организацией технического контроля следует понимать проектирование и практическую реализацию процессов контроля качества изделия и производственно-технологических факторов, его определяющих на всех этапах разработки и выпуска продукции.

    Организация технического контроля предполагает:

    1. проектирование процессов контроля качества и разработку технологических карт контроля;
    2. определение организационных форм осуществления контроля качества и формирование структуры органов, выполняющих контрольные функции;
    3. разработку методов анализа брака и дефектов создание информационного обеспечения системы контроля;
    4. обеспечение кадров рациональным методом контроля.

    Общие принципы рациональной организации технического контроля заключается в следующем:

    1. технический контроль должен охватывать все элементы и стадии производственного процесса;
    2. техника, способы и организационные формы контроля должны соответствовать особенностями контролируемой техники;
    3. система организации контроля должна обеспечивать четкое распределение обязанностей и ответственности между исполнителями и различными подразделениями предприятия;
    4. эффективность рациональной организации технического контроля в целом и отдельных его элементов, необходимо обосновать соответствующими экономическими расчетами. [9, с. 86]

    В зависимости от места организации контроля и этапа производственного процесса различают следующие его разновидности:

    1. входной контроль- это контроль сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поступающих от других предприятий и из своих производственных подразделений (из одного цеха в другой). Он осуществляется с целью обнаружения возможных дефектов и предупреждения брака при дальнейшем изготовлении продукции;
    2. операционный контроль это контроль продукции или технологического процесса, выполняемый после завершения определенной производственной операции. Обычно он производится с помощью измерительного инструмента при выключенном станке и снятой со станка детали для измерения;
    3. приемочный контроль - это контроль готовой продукции после завершения всех технологических операций по ее изготовлению, в результате которого принимается решение о пригодности продукции к поставке потребителю. [21, с. 371]

    В зависимости от степени охвата продукции контролем он может быть сплошным или выборочным. При сплошном контроле решение о качестве принимается по результатам проверки каждой единицы продукции. Но такой контроль является трудоемким, а следовательно, и дорогостоящим, а иногда и невозможным. При выборочном контроле решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам проверки одной или нескольких выборок из партии. Он применяется при большом количестве выпускаемых изделий и при устойчивом технологическом процессе.

    Особым видом контроля качества продукции являются испытания. Испытанием называется экспериментальное определение значения параметров и показателей качества продукции в процессе функционирования или при имитации условий эксплуатации изделия при воспроизведении определенных воздействий на продукцию по заранее разработанной программе. Испытаниям могут подвергаться материалы, структурные составляющие изделия или готовые машины, а также технические системы, макеты, изготовляемые из тех же или иных специальных материалов в натуральную или удобную для испытания величину.

    При испытании изделия подвергаются различным воздействиям вибрации, температуры, давления, излучений и так далее. При этом изучаются интересующие свойства продукции, их изменения под воздействием дестабилизирующих влияний и устанавливается устойчивость сохранения качества изделия. [21, с. 371]

    Качество серийно выпускаемой продукции контролируется службой технического контроля ОТК.

    Рисунок 1.1 - Общий вид системы контроля на предприятии[21, с. 373]

    В цехах работу по контролю качества возглавляют начальники бюро технического контроля БТК. Ему подчинены старшие мастера участков, в распоряжении которых находятся контролеры. Структура и состав служб технического контроля определяется «положением об отделе технического контроля». Работники ОТК подчинены его начальнику и не зависят в своих действиях от других служб и отделов предприятия. Основная часть работников ОТК это контролеры, работающие в производственных цехах.

    В качестве выводов по первой главе отметим, что в последнее десятилетие с каждым годом растет число компаний, желающих внедрить на своем производстве систему менеджмента качества продукции. И это не просто дань моде. Эта тенденция показывает, что все большее число компаний стремится заработать хорошую репутацию, привлечь дополнительных покупателей за счет повышения качества товара, а также стать привлекательными с точки зрения инвестиций. Затраты на разработкусистемы управления качествомокупаются за достаточно короткий срок, при условии, что компания сумеет грамотно применить нововведения. Некоторые организации на самом деле лишь следуют моде, и внедренная система станет для них дополнительной помехой. Поэтому крайне важно пройти сертификацию системы менеджмента качества, а не просто создать ее.

    По сути, сертификация это процесс проверки на предмет соответствия набору установленных требований. Применительно к организации, проверку проходит продукция или оказываемые ей услуги, то есть конечный продукт. Набор стандартов, в соответствии с которыми проводятся сертификационные мероприятия на территории Российской Федерации, соответствуют международной практике, адаптированной к российской действительности. Особенно это касается области законодательства. Процедуры сертификации также проводятся в четком соответствии с правилами и порядком, прописанными в законодательных актах.

    Системы менеджмента качества, а также наборы применяемых в них стандартов, различаются в зависимости от сферы деятельности организаций. Соответственно, будут различаться и сертификаты соответствия результирующие документы проведения комплекса сертификационных мер. Применительно к продукции и системам менеджмента, эти документы также будут различаться. Общей характеристикой, объединяющей сертификаты, будет указание органа, проводившего сертификацию. При возникновении подозрений на подделку документа, можно обратиться в указанную организацию и подтвердить или опровергнуть свои сомнения.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Качество продукции(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.