Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Качество продукции

  • Вид работы:
    Другое по теме: Качество продукции
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    17.11.2017 2:18:22
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема 15. Создание системы качества на предприятии


    Примерное содержание работы


    1. Понятие, роль и значение разработки системы качества для успешной деятельности предприятия.

    2. Этапы (последовательность) создания системы качества на предприятии.

    3. Особенности внедрения и обеспечения эффективного функционирования системы качества на предприятии.


    Иллюстративный материал


    - структурная схема службы качества на предприятии;

    - перечень нормативных документов, действующих и новых, необходимых для создания системы качества;

    - функциональная схема управления качеством на предприятии.















    Содержание


    ВВЕДЕНИЕ2


    1. Понятие, роль и значение разработки системы качества для успешной деятельности предприятия4


    1.1 Понятие и показатели качества продукции4

    1.2 Эффективность системы менеджмента качества9


    2. Этапы (последовательность) создания системы качества на предприятии14


    3. Особенности внедрения и обеспечения эффективного функционирования системы качества на предприятии19


    3.1 Общая характеристика ООО «Всестройдв»19

    3.2 Анализ системы менеджмента качества ООО «Всестройдв»22

    3.3 Разработка системы управления качеством на предприятии ООО «Всестройдв»34


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ41


    Список использованных источников42


    ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..45

















    ВВЕДЕНИЕ



    Мировой опыт показывает, что качество важнейший фактор выхода из экономического кризиса. Нельзя рассчитывать на успех в конкурентной борьбе без решения проблемы качества. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы менеджмента качества (СМК), позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Сложившая ситуация требует принятия ряда мер по усовершенствованию качества деятельности производственных объектов и управления качества, то есть формирование систем качества. Основной целью предприятия в области качества является постоянное улучшение качества продукции в соответствии с изменяющимися требованиями и запросами потребителей, отвечающей требованиям нормативно-технической документации, обеспечивающей функциональные свойства продукции, ее эксплуатационные характеристик, безопасность и надежность.

    Предприятия, имеющие оформленные и функционирующие системы управления качеством продукции, располагают достаточно серьезной базой для разработки и внедрения систем обеспечения качества продукции, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Эти системы становятся эффективным средством и инструментов управления качеством продукции и обеспечением ее конкурентоспособности.

    В настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке строительных услуг главные игроки рынка изыскивают новые способы поддержания своей конкурентоспособности и завоевания лояльных потребителей. Для повышения качества работы и эффективного удовлетворения потребностей клиентов, менеджментом предприятия ООО «Всестройдв» было решено направить усилия на повышения конкурентоспособности и удовлетворенности потребителей качеством выпускаемой продукции посредством улучшения действующей системы менеджмента качества в соответствии с утвержденным планом мероприятий, соответствующем международному стандарту ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества». В связи с этим основной целью внедрения системы менеджмента качества является повышение прозрачности и управляемости производственной деятельностью предприятия.

    Главная цель работы - определить основные направления совершенствования системы управления качеством продукции на предприятии ООО «Всестройдв».

    В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

    1. исследовать теоретические и методологические основы совершенствования системы управления качеством на предприятии;
    2. провести экономический анализ управления качеством продукции на предприятии ООО «Всестройдв»;
    3. выявить рекомендации по совершенствованию системы управления продукции на предприятии ООО «Всестройдв».

    Объект исследования. В соответствии с поставленной целью, объектом исследования является предприятие ООО «Всестройдв».

    Предметом исследования выступает система управления качеством продукции на предприятии.

    В процессе исследования был проведен анализ трудов зарубежных и отечественных специалистов в области менеджмента качества продукции: В. Деминга, Д. Джурана, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. Харрингтона, У. Шухарта; концепции менеджмента качества продукции; анализ законов и нормативных актов РФ; местных органов власти; анализ внутренних документов предприятия.

    Информационной базой для написания работы послужили материалы ООО «Всестройдв» (отчеты, правовые документы, бизнес-планы), данные бухгалтерского, статистического и управленческого учета, а также материалы периодических изданий, таких как «Методы менеджмента качества» и «Вопросы экономики».

    1 Понятие, роль и значение разработки системы качества для успешной деятельности предприятия


    1.1 Понятие и показатели качества продукции


    В настоящее время появилось множество разнообразных аспектов понятия «качество»: экономический, социальный, управленческий, личностный и другие. Каждый из подходов содержит свои трактовки и понимание содержания этой категории в зависимости от объекта исследования.

    В экономике и управлении термин «качество» прежде всего, связан с созданием и использованием продукции и услуг, поэтому объектом исследования и управления здесь является в первую очередь качество продукции и услуг, причем его восприятие каждым человеком во многом зависит от роли, которую он играет в процессе их производства и потребления. Авторы книги «Что такое качество?» в 60-х годах XX века провели своеобразное исследование. Они проанализировали 232 литературных источника, где, так или иначе, определяется термин «качество». Только в отечественной научной литературе ими было выявлено более 100 различных формулировок, определяющих понятие «качество продукции». Все многообразие существующих трактовок категории «качество» можно объединить в следующие группы (таблица 1) [58].

    Таким образом, справедливость и возможности практического применения каждого из перечисленных определений ограничиваются субъективностью восприятия свойств и полезности вещи каждым отдельным индивидом.

    Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

    Таблица 1 Трактовки категории «качество»


    1. Качество как абсолютная оценкаВ этом распространенном значении качество является синонимом превосходства. В 1931 году У. Шухарт определял качество как добротность, совершенство товара, т.е. качество товара, представляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам. Согласно этому подходу качество нельзя измерить - оно является принадлежностью товара. Однако совершенство - категория абстрактная и субъективная, его восприятие людьми может значительно различаться. Поэтому подобное определение качества не может быть положено в основу оценки или измерения свойств продукции или услуг2. Качество как свойство продукцииВ этом значении качество является производной от какого-либо измеримого количественного параметра продукта. Качество выше, если параметр больше. Однако подобное определение является слишком узким, так как оно не отражает полезность продукции для потребителя.3. Качество как соответствие назначениюСогласно данной трактовке качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции. Американский ученый Дж. Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования4. Качество как соответствие стоимостиВ этом случае качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. Дж. Харрингтон определял качество как удовлетворение ожиданий потребителей за цену, которую он себе сможет позволить, когда у него возникает потребность. С этой точки зрения качественным является продукт, который по своим полезным свойствам соответствует продуктам конкурентов, но продается дешевле либо превосходит по своим характеристикам аналогичные товары при равной цене. Такой подход ставит перед производителями цель поиска баланса между совершенствованием потребительских свойств продукции и снижением издержек по ее производству и реализации.5. Качество как соответствие стандартамВ соответствии с данным производственным подходом качество определяется как соответствие техническим стандартам и условиям, которые включают в себя целевые и допустимые значения тех или иных параметров продукции или услуг

    Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ Р ИСО «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» [2].

    Качество продукции - это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением [33, стр.438].

    Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным - надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции [18, с.52].

    Управление качеством - действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества [36, с.105].

    В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества - непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

    Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели.

    Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращения возможности дефектов. Полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.

    В мировой практике выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции [23, стр.58]:

    Управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.

    Обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его - у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».

    Общее руководство качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества.

    Всеобщее управление качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц.

    Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия в целом [33, с.156].

    Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Процесс управления качеством может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и петли качества. Понятие петли качества является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в международных стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом. Для реализации принципов управления качеством необходим соответствующий механизм управления.

    Механизм управления - совокупность организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления [30, с.280].

    Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействие на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются в основном экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы [17, с.352].

    Концепция управления качеством может быть сформулирована следующим образом, управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий. Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управлении качеством.

    Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством. Под контролем качества продукции понимается совокупность используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака. Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.


    1.2 Эффективность системы менеджмента качества


    Система качества совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для реализации общего руководства качеством. Система качества может быть эффективной только в случае, если она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, оказывающими влияние на качество продукции. Система качества на предприятии создается с учетом специфики его деятельности, его размеров, структуры и организации производства. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла товара.

    Организационная структура обязательства, полномочия и взаимоотношения, на основе которых организация выполняет свои функции.

    Методика определенный способ осуществления деятельности.

    Процесс взаимосвязь ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие. Основные требования, предъявляемые к системам качества:

    - система качества должна определять порядок документального оформления всех процедур системы;

    - система качества должна обеспечивать участие в управлении качеством всех сотрудников организации;

    - система качества должна обеспечивать взаимодействие деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат;

    - система качества должна обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного цикла товара;

    - система качества должна определять порядок осуществления периодических проверок, анализа и совершенствования системы;

    - система качества должна предусматривать осуществление профилактических проверок по предупреждению дефектов;

    - система качества должна предотвращать поступление дефектной продукции к потребителю;

    - система качества должна адаптироваться к необходимым изменениям.

    Управленческий состав предприятий должен разрабатывать и воплощать систему качества в целях проведения сформулированной политики в области качества и достижения поставленных целей.

    В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы являетсяиспользование коллективных форми методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

    Рисунок 1 - Основные составляющие TQМ: TQC всеобщий контроль качества; QPolicy политика качества; QPlanning планирование качества; QI улучшение качества; QA обеспечение качества


    По вопросам определения и оценки эффективности как управления качеством, так и управления производством в целом известны различные методические подходы. При этом все они на первом этапе учитывали, в основном, только экономические последствия управленческих решений. На таком подходе базировались практически все традиционные методики (их условно можно отнести к первому поколению). Однако, начиная примерно с 1950-1960-х гг. ученые и практики пришли к выводу о необходимости учета, помимо экономического эффекта, сначала социальных, а затем и экологических последствий.

    На устранение их воздействий в расчетах стали учитывать дополнительные затраты. При невозможности полностью ликвидировать последствия в расчеты закладывали затраты на их компенсацию. Именно этот подход суммирования всех затрат и компенсаций на социальные и экологические последствия был положен в модернизированные методики определения эффективности [33, с.270].

    Попытки выразить различные виды экономической, социальной, экологической и научно-технической эффективности в универсальных единицах измерения (в данном случае в стоимостных) определили бесперспективность такого подхода. Это связано с игнорированием качественной противоречивости и неравнозначной приоритетности рассматриваемых сторон эффективности.

    При определении эффективности системного управления качеством следует учитывать, в первую очередь, общечеловеческие требования, направленные на обеспечение необходимой безопасности каждого потребителя, всего общества, их экологического благополучия и научно-технического развития человечества. Данные стороны результатов системного управления должны стать приоритетными по сравнению с экономической эффективностью. Вместе с тем в условиях рыночных отношений, при невозможности обеспечить преимущества перед конкурентами в части экономического эффекта (при бесспорном выполнении требований по безопасности, экологичности, социальной и научно-технической направленности), следует принимать более рациональные решения по управлению. Определение эффективности управления качеством должно основываться на принципах, учитывающих приоритетные общечеловеческие ценности и адаптированные к условиям рыночных отношений. В соответствии с таким подходом рассматриваемая задача может решаться на базе определенных принципов (таблица 2) [58].


    Таблица 2 Принципы определения эффективности управления качеством


    ПринципРасшифровкаПринцип приоритетности социальных и экологических эффектовозначает, что при оценке эффективности управления качеством необходимо учитывать в первую очередь социальные и экологические эффекты с одновременной их проверкой по критериям безопасности и экологичностиПринцип комплексного подходаопределяющий необходимость учета при определении эффективности всех возможных затрат и ресурсов при системном управлении качеством, а также все возникающие результаты (последствия) создания и использования продукции и предоставляемых услуг (результатов деятельности организации) на всех стадиях их жизненного цикла и уровнях управления. При этом необходимо учитывать все эффекты, получаемые не только во внутренней, но и внешней среде. Таким образом, расчет эффектов в результате реализации системного управления качеством необходимо проводить относительно всей системы организации и внешней среды. Не следует забывать о том, что в рамках конкретной подсистемы, как правило, выполняется только определенная технологическая операция, составляющая всего лишь часть общей работы по удовлетворению определенной потребности. Эта потребность полностью удовлетворяется лишь в результате совместного действия всех подсистем, т.е. в рамках всей системы управления качеством. Реализация принципа комплексного подхода при определении эффективности системного управления качеством требует рассмотрения всего состава подсистем системы управления организации в целом и комплекса компонентов внешней средыПринцип обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информацииозначающий снижение до возможного минимума отрицательного ее влияния на принимаемые решения по управлению качеством и результаты деятельности всей социально-экономической системыПринцип сопоставимости результатовозначающий необходимость обеспечения сравнимости достигаемых социальных, экологических и экономических эффектов за счет функционирования системы управления качеством по следующим признакам:

    социальным последствиям;

    экологическим последствиям;

    объемам удовлетворения потребностей разработчиков и изготовителей (продавцов) продукции;

    объемам и диапазонам (взаимозаменяемости) удовлетворения потребностей потребителей продукции;

    признаваемости и авторитетности сертификатов на системы управления качеством и продукцию;

    временному фактору, приводя разновременные эффекты к условиям их соизмеримости и ценности к определенному времени (с учетом инфляции и т.п.);

    неопределенности и рисков, связанных с достижением эффектовПринцип обязательного учета и анализа затрат на обеспечение и управление качествомБез реализации данного принципа практически невозможно определить экономическую эффективность управления качествоминыепрогрессивности и максимума эффекта, т.е. при обосновании эффективности того или иного мероприятия по управлению качеством предпочтение следует отдавать тому, который позволяет получить наибольшее значение положительного эффекта;

    учет фактора времени; это обусловливает обязательность учета изменения эффектов с течением времени, стоимости разновременных результатов и затрат с предпочтением получения более быстрых результатов и поздних затрат, влияния на них инфляции и возможности использования в расчетах нескольких валют;

    учет эффектов, получаемых только от рассматриваемых мер по управлению качеством, то есть прошлые или настоящие, но не связанные с ними результаты и затраты не должны учитываться;

    многоэтапность определения эффективности управления качеством, что означает необходимость расчета (с различной глубиной) на каждой стадии разработки, внедрения и реализации мер по системному управлению качеством;

    количественный учет влияния неопределенностей и рисков реализации мер по управлению качеством.

    Функционирование системы управления качеством может создать разнообразные источники эффектов, определяющие эффективность этой системы. Каждый из эффектов может носить реальный или потенциальный характер. Реальными, как правило, являются экономические виды эффектов. Остальные же виды эффектов несут, в основном, в себе только потенциальный экономический эффект. Основные источники получения позитивных результатов управления качеством в сфере производства [33, с.280]:

    1) снижение производственных затрат на исправление дефектов изготавливаемой продукции (аналогично и в сфере разработки и проектирования), руб.

    2) уменьшение потерь от окончательного брака готовой продукции, руб.

    3) снижение стоимости контроля продукции, руб.

    4) снижение трудоемкости производственных процессов, руб.

    5) предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сырья и материалов:

    6) уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям (претензиям) потребителей, руб.

    7) уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям, руб.

    8) уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт, руб.

    9) уменьшение ущерба за нарушение контрактов, руб.

    10) повышение прибыли за счет улучшения ассортимента изготовленной продукции, руб.

    11) повышение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества (при неизменности себестоимости), руб.

    Для того чтобы достаточно объективно рассчитывать экономические показатели и эффективность систем управления качеством, необходимо организовать и провести учет, анализ и планирование затрат на обеспечение качества, т.е. во многом измерять качество с финансовой точки зрения.

    За счет улучшения системы управления качеством могут быть получены другие положительные результаты за счет мероприятий по улучшению системного управления качеством:

    1. увеличение объемов продаж более полно соответствующей требованиям потребителей изготовленной продукции и предоставляемых услуг;
    2. снижение себестоимости продукции и услуг;
    3. более точное выполнение поставок продукции в срок;
    4. сокращение сроков разработки и постановки новой продукции на производство;
    5. увеличение объемов производства продукции и услуг, соответствующих требованиям потребителей.

    Улучшение деятельности в области управления качеством может оцениваться на основе:

    общественной эффективности;

    коммерческой эффективности.

    Таким образом, для определения эффективности управления качеством необходимо руководствоваться основными принципами: приоритетности социальных и экологических эффектов, сопоставимости результатов, обязательного учета и анализа затрат на обеспечение и управление качеством.

    Под эффективностью внедрения системы качества понимается соотношение затрат на её создание (совершенствование) и результатов (эффекта).



















    2 Этапы (последовательность) создания системы качества на предприятии


    Первой стадией в создании систем управления качеством является Предпроектная подготовка организационного проектирования систем управления качеством. Предпроектная подготовка оргпроектирования системы управления качеством среди всех других стадий создания подобных систем имеет наибольшую значимость. От нее зависит результативность функционирования всей системы. Содержание работ [13, с.222]:

    1. Подготовка и подписание приказа директором, служащего правовой основой создания проекта системы управления качеством на предприятии.

    2. Координация работ через специально создаваемую комплексную рабочую группу, состоящую из заместителей директора, главных и ведущих специалистов предприятия, а также специально созданного штатного рабочего исполнительного органа. Такое подразделение должно подчиняться руководителю, осуществляющему общее руководство всеми работами в этой области.

    3. Повышение квалификации, обучение и подготовка кадров. В учебных планах и программах обязательно следует предусмотреть изучение стандартов и другой нормативно-методической и нормативно-технической документации, их применение на предприятиях передовых отраслей при производстве конкурентоспособной продукции. Знания, умения и навыки в этой области должны приобретаться всеми работниками предприятия. Следует убедить сотрудников в том, что качество является приоритетным перед другими результатами деятельности предприятия.

    4. Определить содержание программы предпроектного анализа действующей на предприятии системы с использованием системного подхода. Программа должна включать вопросы анализа политики в области качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ей фактических результатов деятельности предприятия в этой области.

    5. Сформировать и затем подобрать полный комплект нормативно-технической, нормативно-методической документации и другой специальной документации и авторитетной отечественной и зарубежной литературы по вопросам анализа и разработки технических заданий на создание системы управления качеством. Эту работу следует осуществлять работникам, исполняющим предпроектные этапы создания систем, привлекать специальные подразделения и службы информации.

    6. Подготовить план-график работ по созданию систем управления качеством. Его разработку следует начинать с определения перечня работ, а затем осуществлять их привязку к срокам и исполнителям. План-график утверждается директором предприятия.

    7. Проанализировать действующую на предприятии систему управления качеством. Цели анализа достигаются выполнением той программы, которая намечена.

    При проведении анализа целесообразно установить наиболее значимые недостатки, которые заслуживают первоочередного внимания. Их значимость может определяться различными показателями (количеством возникновения ошибок, дефектов, проблем, потерями и т.п.). Наиболее применяемым для определения важности причин недостатков показателем можно признать интегрированный показатель значимости (в процентах). С использованием этого показателя цели анализа достаточно эффективно достигаются с помощью известной типовой диаграммы Парето.

    8. Разработка технического задания на проектирование системы управления качеством.

    Техническое задание устанавливает требования к разрабатываемым системам и порядку их создания. Естественным продолжением предпроектной подготовки являются работы по проектированию и реализации проектных материалов непосредственно на предприятии. Непосредственно при проектировании рабочего проекта осуществляется [20, с.129]:

    1. Подбор комплекта нормативно-технической, нормативно-методической документации и другой необходимой литературы и документации, образцов-аналогов подобных систем.

    2. Разработка проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов. В малых предприятиях можно ограничиться разработкой первой редакции «Общее руководство по качеству». В нем должны быть раскрыты структура системы, политика в области качества, принципы управления качеством, процедуры основных процессов, порядок поддержания системы в рабочем состоянии и ее улучшения.

    3. Разработать соответствующие конкретные мероприятия (научного, технического, экономического, организационно-методического, социально-психологического и другого характера). Окончательным документом по этому этапу работ может стать план мероприятий по внедрению системы управления качеством. Он формируется на основе суммирования мероприятий по каждому разработанному проектному документу. Сроки реализации необходимо четко увязывать с указанными в техническом задании на систему. В плане следует предусматривать мероприятия по сертификации продукции и системы управления качеством. Все планы мероприятий должны быть согласованы и утверждены.

    4. Осуществление комплексной оценки эффективности всех мероприятий, направленных на повышение и обеспечение конкурентоспособности каждого вида продукции в рамках соответствующей системы управления качеством, уточнение расчетов технико-экономического обоснования создания системы, проведенного на этапе составления технического задания, с учетом более конкретных исходных данных.

    5. Оформление рабочих проектов:

    титульный лист;

    ведомость документации (перечень нормативно-технической, нормативно-методической документации и руководства по качеству) с указанием даты утверждения каждого документа, сроков их введения и окончания действия.

    сводный перечень используемых в документации рабочего проекта нормативно-технической, рабочей и нормативно-методической документации со ссылками в документации проекта. Его целесообразно группировать по признакам, принятым для ведомости документации рабочего проекта;

    комплект документации рабочего проекта, относящийся к системе управления качеством (утвержденные в процессе разработки или ранее, но принятые к использованию без каких-либо доработок).

    план мероприятий по внедрению системы управления качеством;

    расчет эффективности проектных мероприятий по внедрению системы;

    пояснительная записка, содержащая следующие разделы: основание для разработки рабочего проекта; цели и задачи разработки рабочего проекта; краткую характеристику производственно-хозяйственной системы предприятия; проектные решения и обоснования их принятия; состав рабочего проекта (с указанием места проектных решений в соответствующих документах рабочего проекта); источники информации (список использованных литературных источников).

    6. Организация рецензирования рабочего проекта, а в необходимых случаях - и экспертизы. Результаты объективного рецензирования или экспертизы могут существенно помочь в совершенствовании рабочего проекта и улучшении его качества. Сведения о рецензиях (отзывах) и экспертизах вместе с принятыми решениями по замечаниям рецензентов (экспертов) прилагаются к пояснительной записке рабочего проекта системы управления качеством. Заключительной стадией создания системы управления качеством является стадия реализации (внедрения) организационных проектов, от которой во многом зависит эффективность и достижение целей каждой системы. Эта стадия состоит из следующих этапов [53]:

    1 Реализация проекта.

    1) издание приказа о введении в действие утвержденной проектной документации как системы управления качеством, а также о выполнении мероприятий по их внедрению. В приказе следует указать задачи руководства предприятием и рабочих структур системы управления качеством, сроки внедрения и выполнения мероприятий и требуемые результаты;

    2) выполнение мероприятий по внедрению рабочих проектов особое внимание уделяется реализации мероприятий, направленных на сертификацию системы. Получение сертификата на такую систему является официальным признанием функционирования эффективной системы обеспечения надлежащего качества;

    3) стимулирование внедрения рабочих проектов, которое следует осуществлять всемерно, совмещая их с мероприятиям по внедрению различного характера инноваций и новой техники.

    2 Контроль и анализ внедрения рабочих проектов системы управления качеством, который должен включать:

    1) контроль за внедрением проектной документации. Его должны проводить координационно-рабочая группа и руководители системы управления качеством. Формы отражения контроля могут быть различными (например, в актах, контрольных карточках, приказах и т.п.);

    2) анализ внедрения рабочих проектов системы. Он заключается в сборе информации, ее изучении и оценке результатов внедрения.

    3 Сертификация системы и продукции. На этом этапе необходимо подготовить соответствующий комплект документации, организовать сертификацию и получить сертификаты.

    4 Совершенствование системы управления качеством:

    1) улучшение функционирования всех элементов данной системы;

    2) проектирование новых элементов системы, соответствующих разработок и введение в действие новых документов (с включением их в состав рабочих проектов).

    Таким образом, создание системы управления качеством состоит из трех этапов, на первом необходимо в первую очередь проанализировать состояние подразделений и организации в целом. На втором этапе необходимо сформировать комплект рабочей документации, разработать соответствующие мероприятия и оценить их эффективность, оформить рабочие проекты. А заключительный этап создания системы менеджмента качества на предприятии включает: реализацию проекта, контроль и анализ внедрения рабочих проектов, сертификацию и совершенствование системы менеджмента качества.











    3 Особенности внедрения и обеспечения эффективного функционирования системы качества на предприятии


    3.1 Общая характеристика ООО «Всестройдв»


    ООО «Всестройдв» создано в 2011 году.

    Общество имеет полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Всестройдв.

    Сокращенное фирменное наименование ООО «Всестройдв».

    Место нахождения общества: г.Хабаровск, ул.Шабадина, д.19

    Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Основными видами деятельности Общества являются: строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности; общестроительные и строительно-монтажные работы; геодезические работы, выполняемые на строительные площадках; подготовительные работы; земляные работы; свайные работы; каменные работы; кровельные работы; отделочные работы; благоустройство территории; устройство инженерных сетей; выполнение функций генерального подрядчика и заказчика; оказание сервисных услуг по обслуживанию автомобилей и иной техники; - организация работы авто -, мото- и прочих стоянок; производство строительных материалов; иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

    ООО «Всестройдв» действует на основании лицензии ГС - 4 -16 -02 - 27-0-1632014056-008148-1 выданной Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Предприятие строит жилые дома и коммерческие объекты (гаражи, офисные центры, магазины).

    Генеральный директор является исполнительным единоличным органом Обществ и назначается Учредителем сроком на 5 лет. Генеральным директором ООО ««Всестройдв» является Бабицкий Андрей Александрович.

    Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2

    Рисунок 2 - Организационная структура управления ООО «Всестройдв»


    Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами руководства, которые представляют собой совокупность способов воздействия на управляемый объект. В структуру общества входят:

    - Главный инженер

    - Заместитель генерального директора по общим вопросам

    - Юрист

    - Старший инспектор отдела кадров

    - Бухгалтерия (Главный бухгалтер, зам. главного бухгалтера, бухгалтер расчетного стола, бухгалтер материального стола)

    - ПО (начальник планового отдела, ведущий инженер ПО, инженер)

    - ОГМ (главный инженер, диспетчер, механик)

    - Участок № 1 (старший прораб, прораб (3 ед.)

    - Участок № 2 (старший прораб, прораб)

    - РБУ (заведующий).

    Средняя численность работающий составляет 27 человек.

    Всей экономикой фирмы ведает заместитель директора по экономике, занимающийся через подчиненные структурные отделы вопросами финансирования, учета финансово - материальных средств, планированием направления финансовых потоков.

    Руководство текущей деятельностью ООО «Рабочий 1» осуществляется единоличным исполнительным органом общества (генеральным директором). К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью предприятия.

    Генеральный директор без договоренности действует от имени предприятия, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени предприятия в пределах, установленных ГК РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Уставом, учредительным договором, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия. Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров. Анализ экономических показателей следует начать с общего анализа экономических показателей который представлен в таблице 3.


    Таблица 3 - Основные показатели экономической деятельности

    ПоказателиГодИзменение (+;-)Темп изменения, %2013201420152014 г. от 2013 г.2015 г. от 2014 г.Выручка от продажи продукции, работ, услуг, тыс. руб.53578858673579407050947207335109,51%135,34%Прибыль от продаж, тыс. руб.165519677265521180222458441188,94%1349,40%Численность работающих, чел.282627-2192,86%103,85%Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.1037810972,512749594,51776,5105,73%116,19%Фондоотдача, руб.5,226,767,161,540,4129,50%105,92%Чистая прибыль1410132051053011795-2675936,52%79,74%Рентабельность 0,00260,02250,01330,0199-0,0092855,21%58,92%

    Таким образом, отмечена растущая прибыль предприятия, особенно значительный рост по сравнению с 2013 годом в 2014 году, в 2015 году темпы роста снижаются. Подобную ситуацию показывает и динамика рентабельности деятельности предприятия.

    3.2 Анализ системы менеджмента качества ООО «Всестройдв»


    Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000 приобретают в последнее время все более широкий характер. В этой связи особенно актуальными и значимыми становятся вопросы оценки результативности СМК. Очевидно, для такой оценки необходимо использовать определенную систему показателей, разработка и обоснование которой представляет собой достаточно сложную задачу.

    Это объясняется, во-первых, высокой степенью взаимосвязанности показателей: изменение одних может быть следствием изменения других, из-за чего бывает очень трудно выделить наиболее значимый показатель. Во-вторых, в зависимости от сферы деятельности той или иной организации выделяемые ими показатели могут существенно различаться. Кроме того, СМК представляет собой часть менеджмента организации, деятельность которой направлена на эффективное управление процессами, которые, так или иначе, влияют на качество выполнения требований и удовлетворения потребностей заинтересованных сторон (потребителей, деловых партнеров, персонала предприятия, владельцев и акционеров). Для всестороннего анализа и оценки любого процесса управления, или аспекта деятельности организации, могут использоваться не только количественные, но и качественные показатели.

    В ООО «Всестройдв» разработана, задокументирована, внедрена и находится в рабочем состоянии система менеджмента качества на изготовление съемных грузозахватных приспособлений, перебазировку, диагностирование, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт грузоподъемных кранов и на электрофизические измерения электроустановок мощностью до 1000 В.

    По результатам анализа производственной деятельности предприятия определены следующие процессы:

    1. управление документацией;
    2. ответственность руководства;
    3. менеджмент ресурсов;
    4. производство услуг.

    Управление документацией в ООО «Всестройдв» включает следующую деятельность:

    1. проверку документов на адекватность до их выпуска;
    2. анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;
    3. обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
    4. обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
    5. обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
    6. обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;
    7. предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для справочно-информационных целей.

    Главной целью управления документацией является обеспечение наличия нужного документа системы качества в нужный момент в нужном месте.

    Управлению подлежит следующая документация:

    1. документация системы менеджмента качества (Политика и цели в области качества, Руководство по качеству, стандарты предприятия, паспорта процессов, программа «Качество»);
    2. внешние ТНПА (технические регламенты, технические кодексы, государственные стандарты, технические условия);
    3. техническая документация (проектно-сметная документация);
    4. должностные инструкции;
    5. договоры (контракты) строительного подряда;
    6. организационнораспорядительная документация.

    Для подтверждения соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества в ООО «Всестройдв» ведутся и поддерживаются в рабочем состоянии следующие записи:

    1. результаты анализа СМК со стороны руководства;
    2. данные об образовании, подготовке, повышении квалификации, навыках и опыте персонала;
    3. записи, необходимые для обеспечения доказательства того, что процессы создания продукции и созданная в результате продукция соответствуют установленным требованиям;
    4. записи результатов анализа (требований, относящихся к продукции) и действий, вытекающих из анализа;
    5. данные о результатах оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки поставщиков;
    6. записи по результатам регистрации способности специальных процессов достигать запланированных результатов;
    7. данные о состоянии продукции, поставленной потребителем (потеря, нанесение повреждений, другие случаи непригодности);
    8. данные по калибровке и поверке контрольного, измерительного и испытательного оборудования, откалиброванного и (или) поверенного в установленные периоды или перед его применением по образцовым эталонам;
    9. записи (внутренних) аудитов и их результаты;
    10. данные, свидетельствующие о соответствии качества продукции и выполняемых работ установленным требованиям при контроле и испытании, с указанием лица, разрешившего выпуск продукции;
    11. данные о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения;
    12. данные о проведенных корректирующих действиях и их результативности.

    Основным показателем, характеризующим работу по управлению документацией в ООО «Всестройдв», можно рассматривать процент документов, которые не соответствуют требованиям стандартов. Это несоответствие определяется в ходе аудиторских проверок и текущего контроля со стороны руководства. Данные аудиторских проверок на ООО «Всестройдв» представлены в таблице 4


    Таблица 4 Соответствие документов ООО «Всестройдв» требованиям стандартов

    Вид документации201320142015ВсегоКНД%НДВсегоКНД%НДВсегоКНД%НДДокументация СМК8744,69744,19711,1ТНПА6546,26834,46834,4Техническая документация2562810,9324288,7389328,2Должностные инструкции6058,36246,56446,3Договоры на СМР19321,123241,724820,8Организационно-распорядительная документация459296,3447122,746361,3Итого1130726,41230554,51329483,7

    В 2014 г. данный показатель заметно снизился по сравнения с 2013 г. в 1,4 раза. В 2015 г. снижение процента несоответствующей документации составило 21 %, чему поспособствовало проведение корректирующих мероприятий, разработанных по результатам аудиторских проверок.

    Построенный график наглядно показывает снижения количества несоответствующей документации на предприятии, что положительно характеризует работу по совершенствованию СМК в ООО «Всестройдв».

    Однако негативным моментом на фоне положительной тенденции изменения данного показателя все еще остается достаточно большое количество несоответствий технической документации. Для снижения общего показателя несоответствующей документации и технической документации в частности можно возложить функцию контроля за документами, сопровождающими СМР, на отдельное лицо или структурное подразделение. Таким подразделением может стать постоянно действующая комиссия контроля качества СМР.

    Следующим процессом деятельности предприятия является ответственность руководства.

    Высшее руководство ООО «Всестройдв» обеспечивает и несет ответственность за функционирование и постоянное повышение результативности системы менеджмента качества предприятия через:

    1. доведение до сведения работников предприятия важности выполнения требований потребителей, а также законодательных требований;
    2. разработку и принятие политики в области качества;
    3. обеспечение разработки целей в области качества;
    4. проведение анализа функционирования СМК со стороны руководства;
    5. обеспечение ресурсами, необходимыми для функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества ООО «Всестройдв».

    Для оценки работы на предприятии процесса «Ответственность руководства», необходимо установить соответствует ли данный процесс требованиям СМК. Основные критерии соответствия приведены в таблице 5.


    Таблица 5 Оценка соответствия процесса «Ответственность руководства»

    Название критерия201320142015Политика в области качества конкретно сформулирована и соответствует целям предприятия.+++Налажено обеспечение ресурсами, необходимыми для функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества.---Установлен порядок оценки выполнения Политики в области качества--+Персонал ознакомлен с Политикой в области качества.-++Цели в области качества являются измеримыми и достижимыми.---Цели в области качества установлены на уровне подразделений.-++Осуществляется разработка мер для постоянного улучшения выполняемых работ---Четко установлено распределение ответственности в области качества ---Представитель руководства по качеству имеет должный статус и полномочия.---Полнота входных данных для анализа со стороны руководства.+++Определен порядок использования результатов анализа функционирования СМК-++Проведение заседаний координационного совета по анализу хода работ и разработке документов СМК.+++Итого соответствий367

    На основании данных, приведенных в таблице 2.5, можно рассчитать коэффициент степени соответствия рассматриваемого процесса. Коэффициент определяется как отношение количества соответствий к общему количеству критериев оценки. В 2013 г. наблюдалось большое количество несоответствий процесса основным оценочным критериям, результатом чего стало низкое значение коэффициента соответствия 0,25. Это вызвано тем, что в этом году в ООО «Всестройдв» процесс совершенствования СМК был на начальном этапе. В 2014 г. отмечен резкий рост коэффициента до значения 0,5, что вызвано разработкой мероприятий по устранению недостатков, выявленных в предыдущем году. Дальнейшее увеличение рассматриваемого коэффициента было выявлено и в 2015 г. рост составил 0,083.

    Рост коэффициента соответствия свидетельствует о повышении эффективности работы руководства предприятия в области качества, о стремлении достичь поставленных целей.

    Менеджмент ресурсов. Высшее руководство ООО «Всестройдв» определяет и обеспечивает управление ресурсами, которые необходимы для:

    1. внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;
    2. повышения удовлетворенности потребителей путем выполнению их требований.

    Для бесперебойного функционирования производственной деятельности и СМК руководство обеспечивает предприятие следующими ресурсами:

    1. человеческими ресурсами (кадрами);
    2. зданиями;
    3. машинами, механизмами (башенные краны, автокраны, экскаваторы);
    4. оборудованием, приспособлениями, инструментом, средствами измерения и контроля;
    5. транспортом и связью;
    6. информационными ресурсами;
    7. производственной средой.

    Персонал ООО «Всестройдв», выполняющий работу, влияющую на качество продукции, является компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом.

    Необходимая компетентность персонала подразделения определяется руководителем подразделения в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником и штатным расписанием в должностных инструкциях.

    Должностные инструкции содержат следующие данные:

    1. порядок назначения на должность и освобождения от занимаемой должности;
    2. требования к образованию;
    3. требования к практическому стажу работы по этой специальности;
    4. необходимый уровень знаний (требований нормативной и технической документации, принципов, теоретических основ);
    5. документы, регламентирующие работу руководителя, специалиста (служащего);
    6. непосредственная подчиненность;
    7. должность специалиста, замещающего исполнителя на время отсутствия;
    8. функции;
    9. должностные обязанности;
    10. права и ответственность.

    На каждого принятого на работу сотрудника инспектор по кадрам ведет личное дело, заполняется личная карточка.

    Повышение квалификации сотрудников предприятия осуществляется с учетом существующих и прогнозируемых потребностей в квалифицированном персонале. Входными данными для определения потребности в повышении квалификации и обучении являются Политика и цели в области качества, предложения директора, ответственных исполнителей и руководителей, результаты аудитов, предложения сторонних организаций, осуществляющих повышение квалификации. Выходные данные результаты повышения квалификации и обучения, подтвержденные документально (сертификат, свидетельство).

    Сотрудник, прошедший обучение, сдает копию документа, подтверждающего повышение квалификации, инспектору по кадрам Общества. Копия подтверждающего документа подшивается в личное дело сотрудника, запись об обучении заносится в приложение к личной карточке.

    Количество сотрудников ООО «Всестройдв», прошедших курсы (семинары, тренинги) по повышению квалификации, с каждым годом растет.

    Осведомленность сотрудников об актуальности и важности их деятельности и вкладе в достижение целей в области качества обеспечивается директором на Дне качества. Результативность предпринятых мер по подготовке необходимого уровня компетентности сотрудников оценивает руководитель при выполнении работ. Производственная среда включает физические, экологические и другие факторы, оказывающие влияния на условия, в которых осуществляется производственная деятельность: температурный режим в помещениях, влажность, шум, общая и индивидуальная освещённость, санитарные условия в помещениях, загрязнение, запыленность, воздушные потоки, различные виды излучений. Физические факторы производственной среды предприятия обеспечивают условия для процесса производства работ, безопасность и охрану здоровья сотрудников. Ежедневный контроль условий в помещениях осуществляют руководители подразделений.

    В помещениях ООО «Всестройдв» обеспечиваются требования безопасной работы и пожарной безопасности.

    В ООО «Всестройдв» проводится инструктаж работников по охране труда, который по характеру и времени проведения подразделяется на вводный, первичный (на рабочем месте), повторный, внеплановый, целевой.

    Ответственность за своевременное проведение инструктажей сотрудников по технике безопасности и соблюдение правил пожарной безопасности несут руководители подразделений. Инженером по охране труда составляется, утверждённый директором, список работников, обеспечиваемых спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком, смывающими и обезвреживающими средствами. Согласно перечня планируется приобретение и выдача работникам ООО «Всестройдв» средств индивидуальной защиты в соответствии с принятыми нормативами.

    Материально-техническое обеспечение осуществляется на предприятии посредством закупок. ООО «Всестройдв» закупает материалы и комплектующие изделия, оборудование, машины, механизмы, оснастку, средства мониторинга и измерения, конструкторскую и технологическую документацию, технические нормативные правовые акты, услуги грузоподъемной техники. Соответствие материалов и комплектующих изделий, оборудования, машин, механизмов, оснастки, средств мониторинга и измерения, установленным требованиям достигается путем проведения входного контроля закупаемой продукции.

    На предприятии осуществляется входной контроль закупаемой продукции, необходимый для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Порядок проведения входного контроля установлен ТНПА на соответствующую продукцию, технологическими документами. Результаты входного контроля фиксируются в журнале входного контроле.

    На предприятии отсутствует единая методика оценки поставщиков сырья, материалов и комплектующих, оборудования, машин, механизмов, оснастки, средств мониторинга и измерения. Это большой недостаток, так как входной контроль не может обеспечить достаточного соответствия поставляемой продукции требованиям предприятия. Разработка соответствующей методики представлена в проектном разделе.

    Для анализа СМК на предприятии периодически проводится внутренний аудит. Внутренние аудиты (проверки) являются формой контроля руководством ООО «Всестройдв» системы менеджмента качества предприятия. Они проводятся для того, чтобы определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, требованиям стандартов ИСО 9000, а также требованиям, разработанным самой организацией, по наиболее важным направлениям.

    В ООО «Всестройдв» проверки осуществляются специально создаваемыми группами с привлечением подготовленных и аттестованных аудиторов по внутренним проверкам, так как обособленного отдела по качеству на предприятии не существует. Внутренние проверки проводятся со следующими целями: оценка эффективности функционирования СМК и определение возможностей и путей ее улучшения; выявление несоответствий в СМК (процедурах, процессах, продукции) установленным требованиям; определение всех причин выявленных несоответствий (основных, дополнительных, сопутствующих); проверка и оценка эффективности корректирующих мероприятий по результатам предыдущих проверок. В ООО «Всестройдв» проводится работа по определению, сбору и анализу данных для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества. Данные для анализа включают следующую информацию: результаты мониторинга и измерения процессов и продукции; результаты внутренних и внешних аудитов; данные по удовлетворенности потребителей; данные по несоответствиям, выявленным на всех этапах выполнения работ (производства продукции); характеристику и тенденции процессов, включая применение предупреждающих действий.

    Анализ данных проводится на Дне качества и на технической учебе. Результаты анализа фиксируются в протоколах Дня качества и технической учебы, отчетах по мониторингу и анализу процессов, отчете о функционировании системы менеджмента качества со стороны высшего руководства.

    Деятельность ООО «Всестройдв» направлена на постоянное улучшение системы менеджмента качества. Средствами достижения улучшения являются подготовка и постоянное повышение квалификации работников предприятия, планирование и выделение необходимых ресурсов, предоставление полномочий, вовлечение всех сотрудников в постоянное улучшение процессов, выполняемых работ и СМК, применение современных технологий.

    Постоянное улучшение процессов, выполняемых работ и СМК в ООО «Всестройдв» осуществляется на уровне подразделений и предприятия в целом как оперативно, так и в виде запланированных мероприятий бизнес-плана и Программы качества. Постоянное улучшение оперативного характера осуществляется через выпуск организационно-распорядительных документов руководства предприятием (приказов, распоряжений, протоколов Дня качества и др.)

    В результате анализа, можно сказать, что СМК ООО «Всестройдв» в целом соответствует требованиям международного стандарта ISO 9000 по основным позициям. На предприятии ведется работа по совершенствованию деятельности в области управления документацией, ответственности руководства, менеджмента ресурсов, измерений и мониторинга. Прослеживается положительная тенденция в повышении удовлетворенности потребителей продукции (работ, услуг) предприятия.

    3.3 Разработка системы управления качеством на предприятии ООО «Всестройдв»


    Система качества предприятия разрабатывается для всей выпускаемой продукции с максимальным использованием накопленного опыта, организации работ по обеспечению качества на основе требований стандартов, технической документации на изделия и международных стандартов ИСО серии 9000.

    СМК представляет собой организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для осуществления управления качеством с целью реализации сформулированной политики в области качества. СМК взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. На основании проведенного анализа выявлена необходимость продолжения организации системы качества на предприятии. Рассмотрим предлагаемые действия по данному мероприятию:

    Организация управления качеством представляет собой следующую структуру:

    1. субъектом управления в системе качества является вся управляющая система предприятия во главе с Генеральным директором;
    2. общее руководство процессом управления качеством осуществляется Генеральным директором через своих заместителей, руководителей отделов и служб, непосредственно управляющих качеством труда и продукции, а также через менеджера по качеству;
    3. программа управления качеством продукции определяется комплексом стандартов предприятия по СМК, положениями о подразделениях, нормативными документами, должностными инструкциями;
    4. в соответствии с действующей системой качества на предприятии Генеральный директор осуществляет принятие решения по управлению качеством, выделению необходимых ресурсов, руководству реализацией решений.

    Заместители директора, начальники служб, отделов и подразделений осуществляют подготовку вариантов решений по повышению качества труда и продукции, подготовку реализаций принятых решений и их выполнение.

    На всех уровнях основанием для подготовки и принятия решения, разработки и внедрения мероприятий по управлению качеством служит информация об имеющихся рассогласованиях, запланированных и достигнутых показателей качества, переданная по каналам обратной связи, а также представленная службой качества предприятия.

    1. руководство предприятия через менеджера по качеству контролирует и оценивает деятельность подразделений, а также направляет ее, принимая решения по принципиальным вопросам;
    2. на любом уровне процесса управления состоит из следующих функций:
    3. обеспечение и контроль качества;
    4. получение и обработка информации о качестве;анализ информации и оценка качества;
    5. выработка управляющих решений и их реализация;
    6. получение информации об изменениях качества, вызванных управляющим воздействием и оценка этих решений;
    7. каждое подразделение предприятия в системе качества является органом управления, реализующим ту или иную функцию в решении конкретных задач по управлению качеством, свойственному этому подразделению.

    Руководство предприятия осуществляет управление качеством, которое является той частью общей функции управления, в рамках которой определяется политика в области качества, цели и ответственность и осуществляется их реализация с помощью таких средств как : планирование качества, управление качеством, обеспечение качества в рамках СМК.

    Высшее руководство предприятия несет ответственность, чтобы цели в области качества, включая те которые необходимы для выполнения требований к продукции на всех этапах ее жизненного цикла были установлены и реализованы в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримы и согласуемы с политикой в области качества. Анализ и оценивание системы качества проводятся ежеквартально высшим руководством предприятия на заседаниях Координационного Совета и ежемесячно на совещаниях по качеству «День качества», у Генерального директора предприятия. «День качества» проводится в последнюю пятницу месяца в установленное время. Цеховой «День качества» проводится во вторую и третью среду месяца в установленное время, согласно графику.

    Повестка «Дня качества» готовится до совещания работниками отдела технического контроля, при предоставлении информации всеми подразделениями ООО «Всестройдв»: «День качества» - менеджером по качеству; Цеховой «День качества» - мастер ОТК.

    «День качества» проводится с целью контроля и анализа результатов работы отделов, цехов, участков по выявлению и устранению причин возникновения брака, по ходу выполнения организационно-технических мероприятий по качеству, по вопросу функционирования системы менеджмента качества на предприятии. На Общезаводском «Дне качества» должны присутствовать руководители всех подразделений предприятия; на Цеховом «Дне качества» - все работники цеха (мастера ОТК).

    Порядок проведения Общезаводского «Дня качества»:

    Начальник ОТК информирует присутствующих на «Дне качества»:

    1. об уровне сдачи продукции ОТК с первого предъявления;
    2. о случаях брака и характере дефектов;
    3. о случаях массового брака;
    4. о фактах нарушения технологической дисциплины и требований ОТК;
    5. о результатах анализа, поступивших на завод претензий или рекламаций от потребителя;
    6. о ходе выполнения организационно-технических мероприятий по качеству;
    7. о состоянии культуры производства в цехах и на участках завода;
    8. по решению предыдущего «Дня качества» информирует об их выполнении, проводит анализ результативности, причин невыполнения решений, указывает на конкретных виновников.

    После доклада-информации начальника ОТК, Генеральный директор требует объяснения от руководителей подразделений и принимает решения, которые заносятся в протокол совещаний «Общезаводского «Дня качества»«.

    На «Дне качества» обсуждаются взаимные претензии отделов в том случае, когда между руководителями не достигнута договоренность при предварительном решении вопроса. Выносятся на обсуждение совещания вопросы, которые с одной стороны актуальны и являются необходимостью, с другой стороны достаточно сложны и по ним имеется несколько точек зрения в рамках обсуждаемой тематики, т.е. касающиеся качества выпускаемой продукции.

    При постановке вопроса вначале необходимо коротко изложить суть вопроса, затем необходимо прокомментировать вопрос, в заключении внести предложения. Все вопросы, возникающие в ходе проведения «Дня качества», принятые по ним решения и выводы заносятся в Протокол совещания, который имеет силу приказа (распоряжения). На основании Протокола совещания менеджером по качеству составляется план мероприятий по улучшению деятельности предприятия с указанием конкретного исполнителя и срока выполнения работ, контроль выполнения плана мероприятий согласно СТП.СМК.02.015-2007 СМК. Корректирующее и предупреждающее действия.

    Ответственность за поставленные вопросы должны отработать их и предоставить начальнику ОТК материалы, подтверждающие их исполнение.

    Контроль над выполнением всех принятых на совещании указаний возлагаются на начальника ОТК. Протокол совещания (независимо проведен или нет) передается начальником цеха (мастером ОТК) начальнику ОТК. На основании Протокола совещания менеджером по качеству составляется повестка дня на «День качества. Ответственные за выполнение мероприятий должны представить начальнику ТК материалы, подтверждающие их исполнение. Контроль за исполнением всех принятых на совещании указаний возлагаются на начальника цеха (мастера ОТК).

    Для первичного сбора информации ее анализа применяются журналы учета, в которые заносятся результаты анализов и параметры продукции.

    Первичная информация поступает менеджеру по качеству, где она анализируется. Информацию об отказах и наработках изделий менеджер по качеству направляет Техническому директору, начальнику ОТК. Информация проанализированная докладывается Высшему руководству начальником ОТК на Общезаводском «Дне качества» ежемесячно.

    Контролем качества работ на предприятии и проведением «дней качества» будет заниматься комиссии контроля качества. Проведем расчет экономической эффективности создания комиссии контроля качества в ООО «Всестройдв». Для выявления эффекта необходимо в первую очередь определить общие затраты, которые понесет предприятие при создании данной комиссии.

    Для создания ККК и ее успешного функционирования необходимо привлечь трех специалистов:

    1. инженер-строитель;
    2. инженер-сметчик;
    3. инженер по качеству.

    Расчет затрат на привлечение перечисленных выше специалистов приведен в таблице 6.


    Таблица 6 Расчет годового фонда заработной платы привлеченных работников

    Должность, профессияРазрядСтавка первого разряда, р.Тарифный коэффициентТарифный

    оклад, р.% повышения по контрактуДолжностной оклад, р.Инженер-строитель16245 03,72911 450 1 367 1Инженер-сметчик15245 03,48852 650 1 278 9Инженер по качеству15245 03,48852 650 1 278 9Итого 3 924 9Ежемесячная премия (30 %) 1 177 4,7Месячный фонд заработной платы с учетом премии 5 102 3,7Налоги:

    - отчисления страховые(30 %)

    - обязательное страхование (1 %)

    1 785 8,3


    510,2Месячный фонд заработной платы с учетом налогов 6 939 2,20Годовой фонд заработной платы83 270 6,40

    Для дальнейшего расчета необходимо определить затраты предприятия, которые были вызваны отсутствием централизованного контроля за подготовкой, выполнением и приемкой СМР в отчетном году (таблица 7).


    Таблица 7 Расчет общего размера потерь предприятия и планируемого снижения

    Показатель потерь (по данным экономиста предприятия)Отчетный год, тыс. р.Планируемый процент снижения, %Снижение потерь, тыс. р.Потери, вызванные несоответствием оказываемых услуг требованиям потребителей534,4750267,24Потери, вызванные несоответствием проектно-конструкторской и технологической документации требованиям потребителей55,326033,19Стоимость продукции поставщиков, несоответствующей требованиям предприятия109,547076,68Итого654, 21-377,11

    К таким затратам можно отнести:

    1. потери, вызванные несоответствием оказываемых услуг требованиям потребителей;
    2. дополнительные затраты, вызванные несоответствием проектно-конструкторской и технологической документации требованиям;
    3. стоимость продукции поставщиков, несоответствующей требованиям предприятия.

    Эффект от создания комиссии контроля качества (Эккк) можно определить путем сопоставления затрат на организацию работы комиссии (Зорг) и общей суммы снижения потерь в результате ее деятельности (Эзт):


    Эккк = Эзт Зорг ,(1)

    где Эккк эффект от создания ККК, тыс. р.;

    Зорг затраты на организацию работы комиссии, тыс. р.;

    Эзт общей суммы снижения потерь в результате деятельности ККК, тыс.р.

    З орг = Фот ККК = 83,27

    Эккк = 377,11 83,27 = 293,84 тыс. р.

    Выполнение комиссией возложенных на нее функций позволит достичь положительной тенденции изменения качественных показателей деятельности ООО «Всестройдв». Разработанная на предприятии СМК должна посредством разрабатываемых перспективных мероприятий повышать результативность системы с использованием для этих целей результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства. По результатам работы разрабатываются корректирующие мероприятия, которые утверждаются Генеральным директором. Ответственность за организацию и проведение заседания возлагаются на Ответственного представителя руководства по качеству. Мероприятия, требующие решения Генерального директора, обсуждаются на заседании у Генерального директора.

    Снижение количества несоответствий в ходе выполнения СМР дает предпосылки для роста коэффициента удовлетворенности потребителей, то есть повышение доли положительных отзывов клиентов. Планируется снизить количество отрицательных отзывов на 35 % за счет контроля наличия брака и выполнения СМР в соответствии с технической документацией.

    Таким образом, из приведенных расчетов видно, что ККК позволяет значительно снизить затраты предприятия, возникающие в результате проведения СМР, и повысить уровень качества предоставляемых услуг.











    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности.

    Внедрение СМК на базе международных стандартов ISO является лишь первым шагом к достижению высокого качества изготавливаемой продукции (оказываемых услуг). Эффективность от внедрения предприятие сможет почувствовать лишь в том случае, если будет постоянно и непрерывно совершенствовать действующую СМК, и в этот процесс будут включены все сотрудники предприятия от директора до непосредственного исполнителя. В противном случае, внедрение СМК закончится на стадии разработки документации и превратиться в формальность.

    Цель проекта состояла в разработке мероприятий по совершенствованию СМК ООО «Всестройдв».

    На предприятии внедрена и функционирует СМК. За исследуемый период основные показатели, характеризующие результативность СМК, изменялись в положительном направлении, что свидетельствует о ее постоянном улучшении. Тем не менее, присутствует достаточно несоответствий требованиям, которые необходимо устранить.

    Разработанная на предприятии СМК должна посредством разрабатываемых перспективных мероприятий повышать результативность системы с использованием для этих целей результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.



    Список использованных источников



    1. ГОСТ Р ИСО 19011-2003 (ИСО 19011-2002) Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и / или систем экологического менеджмента.
    2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»: принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 332-ст. - М.: Издательство стандартов, 2003.
    3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»: утв. постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 333-ст). - М.: Издательство стандартов, 2001.
    4. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»: принят постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 334-ст. - М.: Издательство стандартов, 2002.
    5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). - М.: ИНФРА-М, 2004.
    6. Постановление Правительства РФ от 01 февраля 1999г. № 113 «О поддержке субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО серии 9001».
    7. Постановление Правительства РФ от 06 июля 2001г. № 519 «О стандартах оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности».
    8. Аристов О.В. Качество продукции. М.: Изд-во стандартов, 2014. 115 с.
    9. Аристов О.В. Управление качеством продукции. Нормативные и методические материалы. ЮНИТИ, 2013. 374 с.
    10. Астафьева Ю.В. Проблемы внедрения принципов ТQМ в российскую практику. Минск: изд-во ЮУрГУ, 2015. 200 с.
    11. Бабанский А.В. Системы непрерывного улучшения продуктов и процессов. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2013. 237 с.
    12. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2014. 224 с.
    13. Будищева И.А. Регулирование затрат по обеспечению качества продукции. М.: Издательство стандартов, 2014. 184 с.
    14. Варжапетян А.Г. Квалиметрия: Учебное пособие. СПб.: ГУАП, 2013. 176 с.
    15. Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. М.: Издательство стандартов, 2014. 218 с.
    16. Виханский О.С. Производственный менеджмент. М.: Гардарика, 2014. 528 с.
    17. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. 256 с.
    18. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: РИА «Стандарты и качество», 2015. 424 с.
    19. Гличев А.В. Качество продукции. Система управления. М.: Прогресс, 2013. 246 с.
    20. Ефимов В.В. Управление качеством: Учеб пособие. - Ульяновск: УлГТУ. 2012. с.141.
    21. Зайцев О.А. Основы управления. М.: Эномика, 2015. 400 с.
    22. Ильенкова С.Д. Управление качеством. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. 136 с.
    23. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред.Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ.А. Раскина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2016. 280 с.
    24. Корпышов А.Ю. Анализ затрат на качество // Теория и практика финансового анализа. 2015. №5. с. 1 - 26.
    25. Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. М.: Изд-во стандартов, 2016. 470 с.
    26. Лапуста М.Г. Качество продукции: механизм управления. М.: Экономика, 2016. 340 с.
    27. Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. 462 с.
    28. Новицкий Н.М., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. Минск.: Новое знание, 2015. 238 с.
    29. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление производством: Учебник / Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. М.: Финстатиформ, 2015. 878 с.
    30. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 2004. 229 с.
    31. Основы управления качеством: Учеб. пособие /Под ред. С.К. Фомичева, А.А. Старостиной, Н.И. Скрябиной. - 2-е изд. - К.: МАУП, 2015. 192 с.
    32. Плотникова О.Р. Отраслевая система управления качеством продукции. М.: Издательство стандартов, 2016. 76 с.
    33. Рытвиненко А.В. Справочник директора предприятия. М., ИНФРА-М, 2015. 413 с.
    34. Стилкова С.Д. Управление качеством. М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 2004. 198 с.
    35. Управление качеством / под ред. И. И. Мазура. М.: Высш. шк., 2015. 334 с.
    36. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности. М.: АО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2015. 441 с.
    37. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 2016. 471 с.












    Приложение А


    Типовой план по разработке системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов.


    п/п Наименование работ Подтверждение
    выполнения 1. Представление предприятием заявки на оказание услуг по разработке системы качества. Заявка 2. Принятие решения консалтинговой организацией по заявке. Ответ с решением 3. Информационное сообщение руководству и управленческому персоналу предприятия о роли системы качества и порядке её создания. Сообщение 4. Принятие решения руководством предприятия о создании системы качества и назначение руководителя службы качества. Приказ 5. Проверка консалтинговой организацией состояния работы по качеству. Отчёт 6. Заключение договора об услугах по разработке системы качества. Договор 7. Разработка, согласование и утверждение графика работ по разработке системы качества. График 8. Разработка программы обучения персонала по управлению качеством. Программа 9. Проведение занятий в соответствии с программой. Журнал 10. Разработка политики в области качества . Политика 11. Определение функций и задач системы качества, исходя из специфики предприятия и требований ИСО 9000. Таблица 12. Определение исполнителей функций и задач системы качества. Таблица 13. Анализ наличия и соответствия ИСО 9000 нормативной документации системы качества. Таблица 14. Разработка графика разработки и корректировки нормативных документов с указанием сроков и исполнителей работ. График 15. Разработка и корректировка нормативных документов в соответствии с графиком. Документы 16. Разработка «Руководства по качеству». Руководство 17. Представление системы качества руководству предприятия и разработка рекомендаций по её внедрению и сертификации. Акт о выполнении работ

    Примечание:
    1Работы, указанные в пунктах 2, 3, 5, 9 выполняются консалтинговой организацией.
    2Работы, указанные в пунктах 1, 4, 10, 12, 14, 15, 16, выполняются предприятием.
    3Остальные работы выполняются предприятием и консалтинговой организацией с разделением работ по договору





















    Приложение Б

    Структура управления промышленного предприятия, включающая элементы системы управления качеством.




























    Приложение 3

    Приложение В


    Схема организации разработки и контроля качества нового изделия.






















Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Качество продукции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.