Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Качество трудовой жизни

  • Вид работы:
    Другое по теме: Качество трудовой жизни
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    09.12.2017 5:53:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Контрольная работа

    Вопросы к контрольной работе:

    Раскройте содержание концепции качества трудовой жизни. Назовите ее основополагающие понятия.






























    Содержание


    Введение3

    1 Концепция качества трудовой жизни: сущность и формирование3

    2 Основополагающие понятия концепции качества трудовой жизни9

    Заключение13

    Список использованных источников14



























    Введение


    Качество трудовой жизни - это совокупность реальных организационных условий, которые определяют степень успешной реализации трудового потенциала отдельного человека, предприятия и общества в целом.

    Содержанием качества трудовой жизни специалистов являются уровень вознаграждения за труд, качество условий труда, возможность профессионального и карьерного роста, общественная значимость работы, морально-психологический климат в коллективе, возможность самореализации и самовыражения, ценностно-нравственные установки, жизненные ориентиры личности.

    Качество трудовой жизни, все больше определяя инновационность и конкурентоспособность экономики и социальную стабильность общества, может стать одним из стимулов перехода к новой социально-экономической формации.

    Цель исследования - изучение содержания концепции качества трудовой жизни и её основополагающих понятий.

    Объект исследования специалисты.

    Предмет исследования качество трудовой жизни.

    Теоретической основой исследования является анализ концепций, положений и гипотез, представленных в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемным вопросам в рамках общего менеджмента, управления персоналом, экономики труда, качества трудовой жизни.


    1 Концепция качества трудовой жизни: сущность и формирование


    Данная концепция предусматривает всестороннее рассмотрение трудовой деятельности с целью обеспечения благоприятных условий труда, профессионального роста, самореализации личности, а также предполагает включение трудовой деятельности как органического всеобъемлющего элемента социальной жизни на уровне предприятия и общества в целом. Она включает в себя следующие основные положения и требования, которые должны соблюдаться как работодателями, так и работниками: справедливая и адекватная компенсация за труд; обеспечение условий безопасности и охраны труда, здоровья работников; возможность развития способностей работника в процессе трудовой деятельности и самореализации личности в процессе труда; возможность профессионального роста и продвижения по службе; социальная интеграция в рамках трудового коллектива, т.е. развитие коллективистских начал в труде и отдыхе; труд рассматривается как неотъемлемая часть жизни человека и семейных отношений, как организационное начало в трудовом коллективе; формирование благосклонного отношения работника к обществу, учет им общественных интересов.

    Качество трудовой жизни персонала предприятий (организаций) оказывает значительное влияние на производительность и эффективность труда работников, а следовательно, определяет конкурентоспособность экономики и социальную стабильность общества. Качество трудовой жизни (КТЖ) человека находится в тесной связи с условиями, в которых он может наиболее полно реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, проявить духовные и нравственные качества. В экономической литературе отечественных и зарубежных авторов нет единства в определении понятия «качество трудовой жизни».

    На наш взгляд, более полно характеризует сущность КТЖ определение, данное П. В. Журавлевым и С. А. Карташовым, которые трактуют КТЖ как степень удовлетворения важных личных потребностей работника через деятельность в организации.

    Данная трактовка показывает тесную связь качества трудовой жизни со сферой трудовой мотивации. Принято считать, что корни концепции КТЖ связаны с развитием протестантской трудовой этики, разработка которой принадлежит М. Веберу. Согласно теории протестантизма, труд является богоугодным делом, воспринимается как главная жизненная ценность и является важной составляющей духовного мира человека. Данная теория была широко распространена в Англии, Голландии, Германии, Швейцарии, где были заложены основные тенденции трудовой жизни трудолюбие и добросовестность.

    Зарождение капиталистического производства и сопутствующая ему механизация труда приводят к тому, что в работах ученых-философов возникает рационалистический подход, рассматривающий мир как механизм, детали которого взаимосвязаны и слаженно работают. Соответственно человек и его трудовая деятельность рассматриваются как часть такого механизма. Рационалистический подход к мировосприятию, а следовательно, и к труду, выражен в работах таких исследователей, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт и т. д. Ф. Бэкон (ХVII в.) выступал за применение рационального метода для познания мира, основанного на анализе, сравнении, наблюдении, эксперименте. Т. Гоббс в «Левиафане» разработал механистическую теорию государства. Согласно ей, государство создается для сохранения мира в обществе, а отдельная человеческая личность не играет значимой роли в общественном устройстве и развитии.

    В то же время каждый человек занимает определенное место в обществе и выполняет свою функцию, что способствует общественному развитию. Р. Декарт считал, что человека можно рассматривать чисто физиологически как «автомат», специфику которого определяет мышление. Данные философские воззрения формировали определенный менталитет европейского общества XVIIXVIII вв. и явились фундаментом для возникновения технократического подхода к работникам предприятий. Опираясь на данные воззрения, основоположник научной организации труда Ф. Тейлор в 90-х гг. XIX в. внедрил на американских предприятиях компании «Мидвейл Стилл» жесткую систему регламентации труда, определяющую способ выполнения, последовательность, темп трудовых действий, порядок чередования труда и отдыха, устанавливающую тесную связь между оплатой труда и выполнением производственных заданий.

    Работник в данном случае рассматривался как существо рациональное, ориентированное на получение вознаграждения, стремящееся избежать увольнений, штрафов, понижения в должности и других отрицательных моментов в трудовой деятельности. Такие аспекты, как взаимоотношения в трудовом коллективе, социальные ценности, потребности в самовыражении во внимание не принимались. Это привело к резкому росту интенсивности и производительности труда, но в то же время резко возрос уровень профессиональной заболеваемости и травматизма, не оставалось места для инициативы, проявления творческих способностей. Все это вызвало рост неудовлетворенности трудом и способствовало развитию процесса отчуждения труда.

    После изобретения Г. Фордом (18631947) конвейера, в связи с появлением поточных производств, регламентация трудовой деятельности еще более усилилась. Персонал должен был адаптироваться к технике, добиваясь максимального соответствия технической системе. Таким образом, идеальным работником считался человек, успешно выполняющий поставленные задачи определенным образом. Несмотря на то что данный подход к организации производства вызвал значительный рост производительности и эффективности труда, значительно обострились социальные противоречия в сфере труда. Ситуация усугублялась тем, что усложнение и усовершенствование техники требовало роста квалификации рабочих.

    Низкоквалифицированная рабочая сила на успешно функционирующих предприятиях заменялась высококвалифицированной. Жесткая система регламентации труда препятствовала реализации способностей нового поколения работников высококвалифицированной рабочей силы, способной к развитию и самообучению, принятию самостоятельных решений, стремящейся к содержательному труду. В данных условиях зародилась и получила развитие теория «человеческих отношений», положившая начало гуманистическому подходу к решению проблем в трудовой сфере. Основоположником данной теории был австралийско-американский социолог Э. Мэйо. Основной вывод его исследований сводится к тому, что решающее влияние на рост производительности труда рабочих оказывают социально-психологические факторы.

    Э. Мэйо и другие сторонники концепции «человеческих отношений» считали, что в основе технократических (классических) теорий (Ф. Тейлор и его последователи) лежат ошибочные утверждения о том, что поведение человека рационально, и он главным образом стремится к экономической выгоде, а также о том, что поведение людей в организации может быть стандартизировано, подобно машинам. Э. Мэйо считал, что индивид прежде всего стремится к установлению значимых социальных связей с другими людьми. Экономическая функция, которую человек выполняет в процессе трудовой деятельности, играет второстепенную роль, при этом работник выступает как часть группы или определенного сообщества, а следовательно, отношение к трудовой деятельности зависит от оценки людей в данном сообществе.

    По мнению Э. Мэйо, социальные и психологические аспекты трудовой жизни работника в определенных рамках имеют большее значение, чем структура производственного процесса, гигиенические и эргономические условия труда. Сторонники концепции «человеческих отношений» считали, что необходимо построение новых организационных отношений, учитывающих социальные и психологические аспекты трудовой деятельности людей, а организация должна быть ориентирована в боль- шей мере на людей, чем на производство, причем проблемы отдельного индивида в организации должны решать менеджеры. Теория «человеческих отношений» впервые затронула отдельные аспекты проблемы повышения КТЖ работников предприятий с научной точки зрения. Но, как считают многие отечественные и зарубежные экономисты, она носила «половинчатый» характер, так как стремилась объединить принципиально разные подходы: тейлористский, механистический и личностный, творческий. На предприятиях, несмотря на то что стало уделяться внимание социально- психологическим факторам, влияющим на трудовую деятельность работников, по-прежнему применялись авторитарные методы управления и главенствующая роль отводилась материальному стимулированию.

    В 5060-х гг. ХХ в. возникают различные мотивационные теории, призванные повысить производительность труда и эффективность трудовой деятельности работников предприятий. Выделяют следующие группы мотивационных теорий:

    содержательные, анализирующие структуру потребностей и мотивов личности и их проявления;

    процессуальные, изучающие влияние на мотивацию внешних факторов;

    теория подкрепления, исследующая проблемы изменения или модификации людей в процессе труда, адекватность использования немедленного вознаграждения или наказания

    Итак, в различных мотивационных теориях были сформулированы отдельные элементы понятия КТЖ. Теории мотивации, несмотря на их разнообразие, показывают, что поведение человека не является сугубо рациональным, диапазон интересов и потребностей личности очень широк, удовлетворенность от трудовой деятельности формируется под влиянием многих факторов. Отдельные аспекты качества трудовой жизни также получили развитие в некоторых теориях организации и управления. Классические организационные теории Л. Гьюлика Л. Урвика основывались на том, что любая организация должна носить внеличностный, беспристрастный характер.

    Л. Урвик утверждал, что при проектировании организационной структуры нельзя исходить из наличия конкретных лиц, которые будут работать в организации. Сначала необходимо проектировать структуру и лишь затем искать подходящих для организации людей. В концепции Гьюлика Урвика отдельный индивид рассматривается в организации как существо изолированное, связанное с другими лицами лишь формальными экономическими связями. Данная концепция предполагает, что для успешного функционирования организации вознаграждение работника должно сразу же следовать за выполнением работы. Можно за- метить, что прослеживается определенная параллель данной теории с концепцией Ф. Тейлора. Человек рассматривается в обоих случаях с точки зрения технократического подхода, как «винтик», необходимый для осуществления производственного процесса или успешного функционирования организации. Тем не менее классические организационные теории оказали существенное влияние на развитие других теорий, представители которых были последователями гуманистического направления.

    Позже появилась теория организации К. Арджириса, который изучал влияние организационной структуры на поведение работников. Он считал, что человек развивающийся организм, а «традиционная», формальная организация накладывает ограничения на его развитие. Человек развивающийся должен проявлять в организации такие качества, как активность, независимость, способность выполнять не только конкретные, но и абстрактные операции, про- являть свои таланты.

    К 60-м гг. ХХ в. в сфере труда сложился ряд теорий и концепций, призванных улучшить положение в сфере труда, предотвратить кризис трудовой сферы: теория человеческого капитала, теория гуманизации труда, теория обогащения труда, концепция производственной демократии.

    Как показывает анализ, различные направления повышения КТЖ стали рассматриваться в рамках сложившихся в 1960-х гг. в трудовой сфере теорий и концепций, призванных повысить производительность и эффективность труда (в рамках ранее существовавших в трудовой сфере теорий рассматривались лишь разрозненные вопросы, связанные с КТЖ). Но современные теории и концепции затрагивали лишь отдельные стороны КТЖ, либо вообще были слабо увязаны с последним (теория человеческого капитала). Н. А. Горелов считает, что термины «гуманизация труда», «обогащение труда», «условия труда», «демократизация рабочего места» являются синонимами по содержанию и используются для обозначения КТЖ в различных странах Европы.

    Но, на наш взгляд, концепция КТЖ является более широкой, более всеобъемлющей, рассматривающей различные стороны трудовой жизни работников, а такие понятия, как «условия труда», «демократизация рабочего места» представляют собой лишь отдельные элементы данной концепции. В нашей стране в условиях плановой социалистической экономики отдельные аспекты КТЖ разрабатывались в рамках вопросов гуманизации труда (И. М. Макаров, В. Н. Васильев, В. Ф. Потуданская), научной организации труда (А. В. Ермакова). Помимо этого, уделялось внимание улучшению условий труда работников как на рабочих местах, так и вне производства в связи с планами «социального развития предприятий». Многие советские экономисты и социологи, разрабатывая проблемы «коммунистического труда», говорили о том, что необходим гуманистический подход к человеческой личности на производстве, который способствует раскрытию творческого потенциала; о необходимости уделять внимание содержанию труда (М. А. Ковригин, Н. И. Пилипенко).

    Тем не менее концепция КТЖ не была признана в нашей стране в советское время. Рассматривая генезис формирования концепции качества трудовой жизни, можно выделить три периода:

    доклассический (до конца ХIX в.) характеризуется тем, что учеными затрагивались, но фундаментально не разрабатывались отдельные вопросы, связанные с КТЖ;

    классический (с 90-х гг. ХIX в.) время формирования технократического подхода к проблемам КТЖ характеризуется тем, что существующие в данный период трудовые теории и теории управления рассматривают человека как часть организации, без которой она не может функционировать, но проблемам и потребностям человека в организации не уделяется должного внимания, считается, что круг интересов работника замыкается на экономической выгоде от трудового процесса;

    гуманистический (с 2030-х гг. ХХ в.) время формирования теорий и концепций, рассматривающих человека как личность, имеющую широкий диапазон потребностей и способную творчески развиваться. Многие из них пытаются соединить отдельные элементы теории Ф. Тейлора и его последователей с творческим, личностным подходом к работнику (методы управления во многом остаются тейлоровскими, главным мотиватором является экономическое стимулирование, но при этом уделяется внимание условиям труда, взаимоотношениям в трудовом коллективе, содержанию труда и т. д.).

    Лишь в 70-х гг. ХХ в. возникает концепция КТЖ, ставящая во главу угла человека как самостоятельную творческую личность, которая может оптимально реализовывать свои способности при создании благоприятных условий.


    2 Основополагающие понятия концепции качества трудовой жизни


    Под качеством трудовой жизни понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия труда в самом широком смысле этого слова и позволяющих учесть степень реализации интересов и способностей работника.

    Согласно концепции качества трудовой жизни рабочая сила рассматривается не просто в качестве трудовых ресурсов определенного состава, но в тесной связи с условиями, в которых они могут оптимально реализовываться. При этом предполагается брать все условия ее реализации вплоть до личностных, бытовых, культурных, национальных, нравственных. Понятие человеческого фактора в рамках этой концепции представляется в виде совокупности творческих и физических потенциальных способностей человека плюс условия эффективной реализации их.

    Существует два вида факторов, определяющих качество трудовой жизни.

    Первый вид - внутренние факторы: признание в труде; достижения в труде; содержательность труда; ответственность и самостоятельность; профессиональное развитие; развитие личности работника.

    Вторая группа - так называемые внешние факторы: уровень зарплаты и дополнительных выплат; условия труда; гарантия занятости; должность; трудовая политика организации; характер межличностных отношений и стиль работы управляющих.

    К числу основополагающих понятий концепции качества трудовой жизни чаще всего относят надлежащее и справедливое вознаграждение за труд; безопасность и здоровые условия труда; возможность использовать и развивать свои способности, удовлетворять потребности в самореализации и самовыражении; возможность профессионального роста и уверенность в будущем; хорошие взаимоотношения в коллективе; правовая защищенность работника; достойное место работы в жизни человека; общая полезность работы.

    Для оценки качества трудовой жизни в организации могут быть использованы следующие группы показателей:

    -с позиций работника - удовлетворенность трудом, наличие (отсутствие) стрессов на работе, возможность личного продвижения, условия труда, возможность профессионального роста и самовыражения, психологический климат, содержательность труда;

    -с позиций работодателя - эффективность труда, профессиональная адаптация, текучесть кадров, трудовая дисциплина, отчуждение труда, отождествление целей работника с целями организации, число конфликтов, абсентеизм, отсутствие случаев производственного саботажа;

    -с позиций общества в целом - качество и уровень жизни, уровень качества рабочей силы, стоимость системы социальной защиты, потребительское поведение, социальная адаптация, отчуждение от общества, показатели удовлетворенности жизнью.

    А. П. Егоршин дает такое понятие качеству трудовой жизни: «С развитием рынка труда важной функцией организации является повышение качества трудовой жизни - уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации.

    Качество трудовой жизни - это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека».

    Существует множество определений того, что называется качеством трудовой жизни. В данной работе оно определяется как степень (уровень) удовлетворения членами организации своих личных потребностей, достижения своих личных целей и исполнения сильных желаний посредством работы в данной организации. Создание программ и методов повышения качества трудовой жизни является одним из важных аспектов управления персоналом.

    Общей целью качества трудовой жизни как сочетания организационных условий и практических мероприятий является создание удовлетворительного, располагающего к производительному труду рабочего места как для рядовых работников, так и для менеджеров, организация которого способствует производству качественных товаров и услуг. Качество трудовой жизни предполагает, что работник не просто бездумный исполнитель заданий, а мыслящий человек, и окружающая среда должна не подавлять его интеллект, а способствовать его развитию и использованию. Если окружение работника располагает к этому, выигрывают все: сотрудник, менеджер, покупатель, клиент.

    Концепция качества трудовой жизни (КТЖ) общечеловеческое движение в сторону создания условий, препятствующих процессу отчуждения труда, восстановления целостности труда и культуры, возвышения человека как самостоятельной творческой личности.

    Согласно этой концепции люди рассматриваются не просто в качестве трудовых ресурсов определенного состава, но в тесной связи с условиями, в которых они могут оптимально реализовывать себя как личности, т.е. со всеми условиями вплоть до культурных, национальных, нравственных, бытовых.

    Системно изучаются все факторы: воспитание, образование, профессиональная подготовка, физические и психические способности и здоровье, моральные и духовные ценности, а также условия и организация труда, быта и отдыха.

    Основу концепции качества трудовой жизни составляют два положения:

    Во-первых, главным мотиватором труда должна являться не заработная плата, не карьера, а удовлетворенность от достижений в процессе труда в результате самореализации и самовыражения, т.е. в данном случае моральные формы принуждения к труду выше материальных.

    Во-вторых, предполагается, что полная самореализация и самовыражение работника могут состояться только в условиях трудовой демократии.

    Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:

    1. Работа должна быть интересной.

    2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.

    3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.

    4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.

    5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу.

    6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.

    7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

    В процессе развития общества понятие «качество жизни» изменялось, уточнялось, обогащалось. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Различные научные направления и сферы деятельности берут это понятие «на вооружение» в надежде, что оно поможет им более полно характеризовать изучаемые социально-экономические процессы.

    Многоаспектность подходов стала причиной поэтапного введения ряда показателей и индикаторов, необходимых для оценки рассматриваемых явлений с точки зрения того или иного научного направления. Например, на систему применяемых показателей может влиять уровень проводимых исследований (страна регион муниципальное образование, город сельская местность), цели исследования и т.д.

    Именно многоаспектность подходов к исследованию и применению категории «качество жизни» послужила основанием для систематизации их по научным направлениям, сферам деятельности, научно-исследовательским организациям различной направленности с предлагаемыми оценками показателями и индикаторами, а результаты проведенного сопоставления позволили сделать определенные выводы.

    Прежде всего, следует отметить, что в международных сопоставлениях качества жизни преимущественно используется показатель ИЧР (ИРЧП). Приводимые в литературе значения индексов показывают его значительное снижение в Российской Федерации в период экономического застоя и кризиса. По этому показателю страна на протяжении нескольких последних лет входит в седьмой десяток из 174 стран, для которых показатель рассчитывается.

    В России пока еще не выработано единого подхода не только к методике оценки качества жизни, но и к определению самой категории «качество жизни». Вместе с тем все исследователи отмечают многоплановость этого понятия, аккумулирующего основные условия существования и развития человека. В сравнениях качества жизни внутри страны и при сопоставлении качества жизни населения регионов преобладают два подхода.

    Первый заключается в определении интегрального показателя качества жизни по методикам, предлагаемым специалистами Института экономического прогнозирования РАН (так называемый балльный метод). При построении интегрального индикатора качества жизни используется методологический подход, применяемый в международной практике при построении индекса человеческого развития. Данный подход позволяет ранжировать регионы по интегральной оценке качества жизни населения. При необходимости сравнение можно вести и по отдельным составляющим качества жизни. Появляется возможность формировать состав рейтинговых групп регионов по степени отклонений от среднего по России значения интегрального индикатора качества жизни и выявлять изменения за рассматриваемый период времени, оценивать тенденции изменения качества жизни в стране и ее регионах.

    Второй подход не менее распространен и заключается в оценке уровня жизни с последующим дополнением полученных результатов с помощью социальных индикаторов качества жизни населения. Такого подхода придерживается и официальная статистика РФ.














    Заключение


    Анализ развития концепции КТЖ позволил выявить, что в результате эволюции взглядов на организацию труда и трудовых отношений сформировалась система принципов и положений, носивших теоретический и прикладной характер, которая получила название «качество трудовой жизни».

    Концепция качества трудовой жизни сформировалась в 70-е г. ХХ в. в западных странах как следствие необходимости повышения степени удовлетворенности трудом работников, эффективности и производительности их деятельности в рамках трудового процесса. С течением времени она трансформировалась в целостную систему взглядов на организацию труда, которая позволяет раскрыть творческий и трудовой потенциал каждого работника, улучшить его положение на предприятии и общую результативность труда.

    На основе проведенного анализа генезиса концепции качества трудовой жизни, а также систематизации различных подходов к трактовке КТЖ, сущность «качества трудовой жизни» понимается как совокупность условий и организации труда, обеспечивающей удовлетворение социально-трудовых потребностей наемных работников, реализацию трудового и творческого потенциала работника как личности и профессионала.

















    Список использованных источников


    1. ЖулинаЕ.Г.Формирование и развитие качества трудовой жизни: теория, методология исследования, социально-экономическое управление: Автореф…. д-ра эконом. наук. - Саратов, 2014. - 43с.
    2. ЗоноваО.В.Качество трудовой жизни: определение и критерии оценки// Проблемы современной экономики. - 2010. - №3 (35)
    3. МиляеваЛ.Г.Управление качеством трудовой жизни персонала организации// Человек и труд. - 2011. - №11. - С.53-56.
    4. Персонал. Словарь понятий и определений / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. М.: Экзамен, 1999. 512 с.
    5. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. СПб.: Питер, 2003. 653 с.
    6. РябовВ.Б.Качество трудовой жизни в структуре качества жизни// Материалы итоговой научной конференции Ин-та психологии РАН (1-2 февраля 2006г.) / Отв. ред. А.Л.Журавлёв, Т.И.Артемьева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С.189-201.
    7. РябовВ.Б.Подход к нормативной модели субъективного восприятия качества трудовой жизни// Методы исследования психологических структур и их динамики / Под ред. Т.Н.Савченко и Г.М.Головиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. Вып. 4. С.128-141.
    8. РябовВ.Б.Качество трудовой жизни как конструкт согласования интересов работников и интересов организации// Социальная психология труда: Теория и практика. Т. 2 / Отв. ред. А.Л.Журавлёв, Л.Г.Дикая. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С.214-231.
    9. РябовВ.Б.Гуманитарная технология организационного проектирования и развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
    10. СафинаЛ.М.Проблемы исследования качества трудовой жизни в регионе// Стратегия устойчивого развития регионов России: проблемы и перспективы: Сб. ст. и тез. докл. XVI Междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск: Урал. акад., 2012. - С.99-103.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Качество трудовой жизни ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.