Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие и природа стрессов в организации5
1.1 Сущность, виды, основные причины стрессов в организации5
1.2 Модель стресса как процесса. Уровни стресса и их влияние на работу организации9
Глава 2. Методы применения стресс-менеджемента в организации15
2.1Структурные методы стресс-менеджмента в организации15
2.2 Межличностные методы стресс-менеджмента в организации18
Заключение23
Список используемых источников и литературы25
Введение
Стресс сегодня стал одной из самых популярных тем. Стресс не знает границ, он интернационален и пронизывает все государства, цивилизации и культуры и самые высоко развитые, и наиболее бедные. По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивлением организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами. Ежегодный национальный ущерб от стрессовых факторов американские экономисты оценивают в 500 миллионов долларов! В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13 % работников - практически ежедневно. Специалисты в сфере здравоохранения сообщают, что жалобы 90% пациентов связаны с различными расстройствами, вызванными стрессом. По последним данным в России болезнь сердца является убийцей номер один. На данный момент болезнь сердца убила два миллиона гражданских лиц, и один миллион этих смертельных случаев был вызван причинами, связанными с беспокойством и чрезвычайно напряженной жизнью. В отличие от некоторых других аспектов организационного поведения стресс непосредственно бьет по бюджету компании и оказывает физическое и психологическое воздействие на состояние сотрудников. И так как избежать стрессовых ситуаций на рабочем месте невозможно в современном обществе, то от того, насколько действенными будут методы снижения стресса в организации напрямую зависит как и кадровая, а следовательно и финансовая, стабильность корпораций, так и здоровье нации в целом.
Цель данного исследования заключается в исследовании влияния стресса на эффективность профессиональной деятельности в современных организациях.
В данной работе автор поставил перед собой задачи разобраться в сущности стресса; ответить на вопрос о характере воздействия стресса на работника; узнать что является, а что не является стрессом; выявить дисфункциональные последствия стресса и их влияние на трудовую деятельность персонала и описать методы борьбы со стрессом, которые нам предлагают современные авторы.
Предметом исследования являются дисфункциональные последствия стресса в организации.
Объект исследования работник.
Данная работа имеет в своей структуре 3 основные главы. В главе «теоретические основы стресса» мы будем рассматривать основные понятия стресса, типы людей по фактору стрессоустойчивости, причины возникновения стресса и симптомы стрессового напряжения у работника.
Во второй главе «анализ дисфункциональных последствий стресса» мы подробно остановимся на процессах воздействия стрессовых ситуаций на общее состояние здоровья человека и губительные последствия длительного пребывания в угнетенном психическом состоянии.
В заключительной главе «влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала» мы остановимся на тех барьерах, которые ставит нам стрессовое состояние в ходе профессиональной деятельности и постараемся привести наиболее оптимальные пути устранения беспокойства.
Глава 1. Понятие и природа стрессов в организации
1.1 Сущность, виды, основные причины стрессов в организации
Стрессесть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма.
Стресс обычно воспринимается какнегативноеявление вызванное какой-либо неприятностью (болезнь близких, объявление выговора начальником подчиненному за какую-нибудь мелочь в работе, причем, может быть, и не по его вине). Однако есть ипозитивный стресс, называемый ю-стресс(от греч. - «хороший»), связанный с радостными событиями (встреча с любимым, привлекательным или уважаемым знакомым, предложение повышения по службе и т.п.).
Заметим, чтостресс:
-не просто беспокойство,охватывающее эмоциональную и психологическую сферы человека (стресс охватывает дополнительно и физиологическую, и социальную сферы);
-не просто нервное напряжение;
-не обязательно нечто вредное, плохое, чего следует избегать.
Ведь существует и ю-стресс. Поэтому главное состоит в том, как человек реагирует на стресс. Стресс неизбежен, однако его негативного воздействия можно избежать или, по крайней мере, эффективно его контролировать.
Сегодня синонимом стресса все чаще выступает ставшее популярным понятие«истощение»,являющееся одним из видов стресса и характеризующееся эмоциональным истощением, потерей личностной ориентации, заниженной самооценкой. Оно чаще всего присуще сотрудникам, работающим в сферах, связанных с коммуникациями людей, а также в образовании, медицине, государственном и муниципальном менеджменте, общественной деятельности и др.
Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека.
Понятие«стресс»заимствовано из техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.
Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие«стресс»включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.
Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.
Таким образом,стресс личности состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. Физиологический механизм возникновения стресса состоит в следующем. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы продуцируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические элементы приводят организм в состояние повышенной активности на короткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разворачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перспективе может привести к вредным последствиям.
Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интервале времени.
Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла авария и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов приподняла машину и вытащила коляску с младенцем.
Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая физическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стресса»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.
Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Судаков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым моментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.
В целомстрессявление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.
Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис.1.
Рис. 1. Виды стрессов личности
Хроническийстресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).
Острыйстресс состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).
Физиологическийстресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).
Психологическийстресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологическойперегрузкиличности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса являетсяэмоциональный стресс,который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
Информационныйстресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.
1.2 Модель стресса как процесса. Уровни стресса и их влияние на работу организации
Во всем мире предприятия и фирмы самого разного профиля несут огромные убытки, вызванные душевным неблагополучием своих сотрудников. По данным американского журнала "Бизнес", не менее 20% издержек и потерь от текучести кадров, прогулов, сопротивления серьезным переменам и падения производительности труда вызваны профессиональными стрессами и неврозами. Ежегодно они наносят американской экономике ущерб в 500 миллионов долларов.
Миллионы людей жалуются, что проблемы на работе вызывают у них повышенную озабоченность, тревогу и депрессию, приводят к ухудшению настроения и самочувствия, расстройствам сна, аппетита и даже половой функции. По данным социологических исследований, каждый третий работающий россиянин хотя бы раз в неделю по окончании трудового дня испытывает сильный стресс, а 13% - почти ежедневно. Людей угнетают сложные, конкурентные и не всегда доброжелательные отношения с коллегами, давление со стороны начальства, тревоги, неопределенность и неуверенность, связанные с карьерным ростом. Многие мечтают как можно выше подняться по служебной лестнице, полагая, что это не только повысит их социальный статус и благосостояние, но и принесет душевное равновесие, избавит от психологических проблем.
Однако это наивная иллюзия. Психологи убеждены, что повышение в служебной иерархии не снижает стрессы, напротив - приводит к их накоплению и усилению. В подтверждение этого приводится множество свидетельств. Одно из них неожиданно обнаружили даже не психологи, а представители английской компании Fleet Management Services (FMS), владеющей 14000 автомобилями, которые она сдает в прокат различным учреждениям в качестве служебного автопарка. Статистика показывает, что частота аварий, в которые эти машины попадают, напрямую связана со служебным положением человека, который сидит за рулем. Факторы приводящие к стрессу приведены выше.
Ситуационная напряженности управления. Разрешение тex или иных ситуаций в управленческом цикле провоцирует, как правило, состояние психической напряженности личности. Если руководитель или работник перегружены заданиями, а времени для их выполнения не хватает, то возникает типичная стрессовая ситуация. Формула стресса такова: "деятельность - перенапряжение - отрицательные эмоции". Психологически это проявляется в перенапряжении системы внутренней саморегуляции поведения личности, которая работает "пол высоким напряжением". Стресс на работе возникает в результате повышенных требований к личности (лимит времени, расширение фронта работ, внедрение новшеств и др.), но проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально оказывается устойчива к перегрузкам и как долго она может выдержать их. У каждого есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: "стресс вола" - для тех, кто к нему адаптируется; "стресс кролика" - кто избегает его; "стресс льва" - кого такие ситуации мобилизуют (Рис. 1).
Если стресс продолжает нарастать, то через какое-то время работоспособность личности начинает снижаться. Если проанализировать нарастание стресса, то можно выделить три его фазы.
Фаза мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости интеллектуально - познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспоминать необходимую информацию -- цифровую, слуховую, графическую, а также свободой ассоциирования и оригинальностью мышлении. В этой фазе и руководителю и работнику, как правило, удается сделать много, качественно и в срок, так как личность полностью использует все свои ресурсы, активизирует потенциальное "могу".
Фаза дезадаптации появляется вслед за фазой мобилизации, если стресс длится долго, усиливается и "зашкаливает". Возникает реакция запредельного торможения. Это проявляется прежде всего в снижении качества исполнения. В поведении появляется неорганизованность, нарушаются коммуникативные каналы общения теряется четкость передачи информации, возрастает ее неверное понимание, затрудняется ориентация в ситуации, недостаточно учитывается ее изменчивость, принимаются решения, "выпадающие" из ситуационных переменных, слабо учитывающие последствия. В этой фазе и руководитель и работники допускают много ошибок, нарушая управленческий цикл путем деформации егостадий.
Фаза дезорганизации возникает тогда, когда "запредельность" стресса продолжает нарастать, приводя в расстройство внутреннюю систему саморегуляции повеления личности. В этой фазе появляются "прерывы" в осознании ситуации. Это разрушает поведенческую организацию индивида, приводя к потере контроля за ситуациями. Личность уже не может справиться с требованиями, предъявляемыми к ней. Поведение характеризуется резко возросшими рассогласованностью, суетливостью и растерянностью, так как в мышлении хаотично возникают такие "точки" торможения, которые защищают личность от запредельного психологического перенапряжения. Их становится все больше и больше, что и приводит личность в состояние вялости, апатии, расслабленности, пассивности, безнадежности.
Последствия такого долговременного стресса бывают прямо противоположными: у интернального типа руководителя порог стрессоустойчивости может повыситься, а у экстернального - снизиться. У личности могут измениться структура потребностей и иерархия ценностных ориентации, переосмысливаться прошлый опыт и личные достижения. Долговременный стресс приводит к личностному кризису, выход из которого осуществляется и как развитие (стремление найти другую работу), и как деградация (адаптация к сложившейся ситуации, поскольку уходить-то некуда).
Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности ("цель - средство - результат") и профессионального общения ("поступки - нормы - оценки"). Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов ("стрессоров"), а для этого важно уметь иx распознавать заранее. На каждой стадии управленческого цикла есть специфические "стрессоры", а есть и общие (хроническая нехватка квалифицированных работников, затраты времени на личную обработку информации, замыкание всех коммуникаций на себе, плохая работа личною секретаря, результатом которой становится перегрузка руководителя информацией, работа вслепую с большим риском и др.).
Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу любой "здоровой" фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он "должен, как боксер, держать удары "стрессоров", а с другой -- обязан побеждать их. Руководителю фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него.
Как показывает график, у одного из сотрудников фирмы возникла потребность и трех важных деловых встречах, назначенных на вечер следующих трех дней, но все они сорвались по следующим причинам: информация о первой встрече была получена незадолго до нее: во втором случае он подъехал к месту встречи, прождал 15 мин и уехал злой; третьем он получил информацию о том, что встреча не состоится, заранее, почти за день. Наиболее сильно срыв надежд переживается им во втором случае, наименее - в третьем.
В состоянии фрустрации - личность может вести себя агрессивно (высказывать недовольство, раздражение, возмущение), но может замкнуться в себе, впасть в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувство безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, переживая комплекс неполноценности или комплекс "без вины виноватый"). Фрустративные переживания проявляются тем интенсивнее, чем сильнее было стремление личности удовлетворить свою потребность и чем ближе была такая возможность. Типичной является ситуация упущенного шанса. В фирме менеджер постоянно находится в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вырабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям.
Фрустрация обнаруживает специфические изменения в поведении, по которым она и определяется как таковая: личность сталкивается с неразрешимой проблемой; она не имеет возможности выйти из возникшей ситуации, поэтому сильно реагирует на нее, либо обвиняя того, кто кажется виновником срыва надежд (агрессивная реакция), либо усматривая "злой умысел" в сложившихся обстоятельствах (депрессивная реакция). Реакция личности может быть и интернальной, когда признается и своя вина. Однако это исключение: самообвинение - характерный признак не фрустрации, а выхода из нее, но в том случае, если личность видит причины неудач прежде всего в себе. Фрустративные состояния личности могут усиливаться и внутренними факторами ее психофизиологической предрасположенности к воспроизводству таких ситуаций (доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность и др.). В этом случае человек сам себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустрациям.
Фрустрация может стимулировать усилия личности преодолеть блокировки либо в обходном маневре, либо в лобовом наступлении. Блокировка потребностей воспринимается личностью как препятствие, которое необходимо устранить. Поэтому в сознании появляется сначала "лобовая" установка, а затем возникают разнообразные маневренные варианты. Может сложиться такая ситуация, что сама недостижимость цели делает ее привлекательной: чем труднее задача, тем заманчивее, и если не получилось в первый раз, можно попробовать еще. Вариативная тактика больше характерна для женщин, чем для мужчин, но процесс выбора различных средств для достижения цели -конструктивный поведенческий выход из фрустративного состояния.
Глава 2. Методы применения стресс-менеджемента в организации
2.1Структурные методы стресс-менеджмента в организации
Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.
Управление стрессом на уровнеорганизации может осуществляться по следующимвзаимосвязанным направлениям:
- подбор и расстановка кадров;
- постановка конкретных и выполнимых задач;
- проектирование работ;
- взаимодействие и групповое принятие решений;
- программы оздоровления работников.
Подбор и расстановка кадров.Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.
Постановка конкретных и выполнимых задач,даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).
Проектирование работбудет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.
Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.
Взаимодействие и групповое принятие решений.Как уже отмечалось, стресс часто возникает втом случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.
Программы оздоровления работников это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).
Управление стрессом на уровне работника.
Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь делос его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:
- умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);
- занятия спортом и физическими упражнениями;
- овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.
Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.
Стрессы, которые имеют отношение к руководителям, характеризуются чрезмерным психическим или физиологическим напряжением.
Факторами физиологического стресса являются: чрезмерная физическая нагрузка, голод, шум, высокая или низкая температура, огонь, травма, болевые стимулы, операция, беспорядки, затрудненное дыхание, собственная болезнь.
Исследования показывают, что к физиологическим проявлениям стресса относятся язвы, гипертония, мигрень, боль в спине, артрит, астма, боли в сердце.
Психический стресс может быть двух видов: эмоциональный и информационный.
Первый возникает вситуациях производственных неурядиц, опасений, тревог и т. д. Этот стресс вызывают: ситуации угрозы, опасности, обиды, грубость, зависть, измена, несправедливость, борьба за власть, неоправдавшиеся надежды, плохое обслуживание, денежные проблемы, вынужденное ожидание, предстоящий экзамен, смерть близкого человека, увольнение с работы, трудности с начальством, условия труда, ожидаемое повышение, финансовые трудности, получение значительного кредита, строительство собственного дома и многое другое.
Для менеджеров наиболее характерным является информационный стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, с потоком обрушивающейся на него информации, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.
Психологические стрессы вызываются, как правило, не каким-нибудь одним раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к общению.
2.2 Межличностные методы стресс-менеджмента в организации
Межличностные методы разрешения конфликтов были предложены К. У. Томасом и Р. Х. Киллменом в 1972г. Они выделили пять методов разрешения конфликтов, представленных в виде матрицы, которая строится на основе двух переменных: интерес к себе и интерес к другим. Интерес измеряется как низкий и высокий. Уровень направленности на собственные интересы или интересы оппонента зависит от трех условий:
1)содержания предмета конфликта;
2)ценности межличностных отношений;
3)индивидуально-психологической особенности личности.
1.Уклонение, уход от конфликта связан с отсутствием желания кооперироваться с другими или решать самому возникшую проблему, чтобы не попасть в ситуацию, чреватую разногласиями. Игнорирование несогласия может вызвать недовольство другой стороны. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны, поэтому он приемлем в качестве временного выхода из ситуации.
2.Принуждение, разрешение конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью в решение конфликта, но без учета мнений другой стороны. Этот стиль эффективен в ситуациях, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но он подавляет инициативу подчиненных, может вызвать их возмущение, так как не учитывает их точку зрения на возникшую ситуацию. Это стиль типа «выигрышпроигрыш».
3.Сглаживание. Метод основан на стремлении кооперироваться с другими, учитывать их мнения, но без внесения своего сильного интереса. Этот метод помогает реализовать желания других, сохраняет благоприятный климат в коллективе, подчеркивает общность интересов и принижает их различия. К сожалению, иногда забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Это стиль типа «невыигрышвыигрыш».
4.Компромисс характеризуется умеренным учетом интересов каждой из сторон. Реализация данного метода связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на уступки, находится некий средний путь взаимодействия оппонентов, более или менее удовлетворяющий обоих. Однако возникает опасность уступки по принципиальным вопросам, тогда компромиссное решение не разрешит конфликтную ситуацию эффективным способом. При компромиссе нет взаимной удовлетворенности сторон, но нет и неудовлетворенности. Это стиль типа «невыигрышнепроигрыш».
5.Сотрудничество основано на признании различий во мнениях оппонентов и готовности ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти приемлемые для обеих сторон методы решения проблемы. В данном случае идет поиск наилучшего варианта решения конфликтной ситуации. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Алан Филли[6]предложил следующую методику разрешения конфликта через сотрудничество:
1)определите проблему в категориях целей, а не решений;
2)после того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон;
3)сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
4)создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;
5)во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз.
4.Причины стресса и снижение его уровня
Кроме неуправляемых конфликтов на организацию отрицательно воздействуют чрезмерные стрессы. Руководитель должен научиться нейтрализовать их. Стресс (от англ. stress «напряжение») состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Это неспецифическая реакция организма на предъявляемые ему требования. Стресс это приспособительная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и (или) психологическими процессами, которая наступает в результате воздействия окружающей среды, обстоятельств или событий, предъявляющих избыточные психологические и (или) физические требования к человеку.
Люди очень различаются по устойчивости к стрессам. Наиболее уязвимы самые сильные и самые слабые. В реакции первых преобладает гнев, в реакции последних страх, а обе эти эмоции разрушительны для здоровья. Люди так называемых промежуточных типов лучше вооружены для противостояния стрессам. Их реакции более здравые, они способны дозировать стрессы, принимая неизбежные и уклоняясь от избыточных.
Физиологическими признаками стресса являются язвы, гипертония, мигрень, боли в сердце, инфаркт. Психологические признаки: депрессия, раздражительность, потеря аппетита.
Стресс снижает качество жизни работников и эффективность их труда, поэтому дорого обходится организации. Вызвать стресс могут разные факторы, их можно объединить в две группы: организационные факторы, которые связаны с работой в организации, и личностные факторы, связанные с личной жизнью человека, его особенностями.
Организационные факторы.
1.Перегрузка или недогрузка работника, которые приводят к накоплению физической и психической усталости, росту неудовлетворенности, ощущению материальных потерь.
2.Динамичность событий, необходимость быстрого принятия решений.
3.Критические обстоятельства или риск при принятии решений.
4.Постоянная спешка. Некогда остановиться, глубоко вникнуть в проблему, принять обоснованное решение, чтобы не возвращаться к одному и тому же вопросу. Отсюда недовольство собой, раздражение.
5.Противоречивые или неопределенные требования со стороны руководителя или разных руководителей.
6.Несоответствие норм и ценностей личности нормам и ценностям группы, осознание своей несостоятельности.
7.Неинтересная, рутинная работа, отсутствие перспектив. Отсюда чувство ненужности, невозможности реализовать свой производственный и творческий потенциал.
8.Крупные изменения на работе, в организации.
9.Плохие условия работы: шум, низкое освещение, духота, отклонения в температурном режиме.
Личностные факторы:
1.Смерть близких.
2.Развод.
3.Увольнение с работы.
4.Неудачи близких людей.
5.Вступление в брак.
6.Появление нового члена семьи.
7.Уход на пенсию и другие.
Итак, уровень чрезмерного стресса необходимо понизить. Управлять этим процессом должны как менеджеры, так и сами работники.
Избежать или понизить уровень стресса помогает самоменеджмент, рациональное использование своего времени. Например, постановка личных и профессиональных целей, выделение приоритетов в работе, делегирование задач. Кроме того, необходимо умение доказывать руководителю свое мнение относительно вашей нагрузки, противоречивых требований, содержания работы. И, конечно же, необходимо уметь отдыхать, восстанавливать силы, вести здоровый образ жизни, поддерживать хорошую физическую форму. Устойчивость организма к стрессам повышает регулярное и полноценное питание, витамины, фитопрепараты, пищевые добавки, занятия спортом, дыхательной гимнастикой, медитацией.
Заключение
Не всегда являясь отрицательным явлением как для конкретного лица, так и для организации в целом, стресс все же представляет собой одну из наиболее важных и серьезных проблем в сфере организационного поведения. Среди причин стресса можно выделить несколько групп факторов: внеорганизационные, организационные, групповые и индивидуальные. Взятые в комбинации или по отдельности, они в потенциале могут стать причинами сильнейших стрессовых воздействий, которым подвергается современный работник на любом уровне в каждой организации. Результаты подобные стрессов могут вызвать проблемы как физического характера, так и психологические проблемы и проблемы поведенческого характера. Для борьбы с проблемами, вызванными стрессом, разработан ряд индивидуальных и организационных методов. Как для отдельного лица, так и на уровне всей организации необходимо принять конкретные меры для предотвращения или снижения стресса.
Рекомендации автора данной работы:
- Всегда следует помнить о последствиях, к которым приводит стресс.
- Работнику следует уделить особое внимание климату в своей будущей организации. Маловероятно что, например, спокойному флегматику удастся избежать стрессового состояния на должностях, требующих быстрых реакций и мгновенного реагирования
- Руководство любой организации должно быть заинтересовано в снижении влияния стресса на персонал, так как это напрямую зависит от эффективности трудовых ресурсов компании, а следовательно и на финансовую стабильность.
В завершение хотелось бы сказать, что работа работой, а здоровье намного важнее и дороже для человека. Можно ли считать достигшим успеха человека, который расплачивается за продвижение по службе язвами желудка или сердечными заболеваниями? Стоит ли стремительно рваться к карьерным высотам любой ценой и потерять здоровье? Каждый из нас должен ответить для себя на этот вопрос. И ответив на него найти тот баланс, тот предел волнения, который допустим в работе, но дальше которого заходить не стоит.
Список используемых источников и литературы
- Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2017. 210с.
- Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. 126 с.
- Защита от стресса. Работа с подсознанием. Сандомирский Марк Евгеньевич, 2016г.
- Карасовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.: ЮНТИ-ДАНА, 2016. 211 с.
- Карнеги Дейл. Как перестать беспокоиться и начать жить. М, 2016. С. 270 278.
- Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 124-135.
- Коган Б. М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2013. 64с.
- Коноваленко М. Ю. Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Техники самопомощи в стрессовых ситуациях. Управление персоналом. 2014. - № 1 2. С. 103 - 105.
- Лютенс Ф. Организационное поведение. Учебник. Пер. с англ. М.: ИНФРА М, 2015 С. 338-359.
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 2014. С. 523-530.
- Норбеков Мирзакарим. Философия Трансформации, или Как прогнуть мир под себя. М, 2015. С. 123-125.
- Овчинникова Т., Штефан В., Скородумова В. Перегрузки руководителя снижение производительности на предприятии. Управление персоналом. 2016. - № 16. С. 26 - 27.
- Полозов А. Как можно выгодно вкладывать средства в здоровье персонала. Управление персоналом. 2016. - № 15. С. 15 - 17.
- Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2015. 112 с.
- Хохлова Т. П. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2015. -167с.
- #"justify">#"justify">#"justify">#"justify">#"justify">uluchshit-kachestvo-zhizni/