Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Туризм (импортозамещение)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Туризм (импортозамещение)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    17.05.2018 6:17:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение


    Актуальность темы работы заключается в том, что характерной чертой общества современного постиндустриального типа является подвижность, стремление к регулярным перемещениям в культурно-познавательных, оздоровительных и иных целях. Возрастающие темпы туристских миграций представляются для международного туристического бизнеса стимулирующим фактором в поиске новых форм эффективного и устойчивого развития туризма. Туризм в данном случае выступает в качестве наглядного индикатора уровня социально-экономического развития стран, порождающих и удовлетворяющих туристский спрос [1, с. 53].

    В настоящее время, по оценкам экспертов Всемирной туристической организации (ЮНВТО), на долю туризма приходится более 9 % валового мирового продукта (ВМП), 6 % мирового экспорта (или 1,4 трлн долл.), каждое одиннадцатое рабочее место.

    С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части сферы услуг заключается также в более быстрой окупаемости вложенных средств. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей экономики: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В существующих рыночных реалиях одним из эффективных механизмов устойчивого развития территорий может быть туризм, выступающий в первую очередь не в качестве прибыльной отрасли, а как мультипликатор экономического роста, формирующий положительный социальный климат местности.

    Значимость работы заключена в разработке конкретных направлений импортозамещения в туризме, способных увеличить объем внутреннего туристского потока в краткосрочной перспективе.

    Целью работы является анализ состояния сферы внутреннего туризма в Российской Федерации, а также определение направлений, способствующих замещению зарубежного отдыха внутренними туристическими продуктами.

    В работе использованы методы теоретического анализа, анализа статистических данных, синтеза

    Вопросы импортозамещения в туризме отражены в работах Г.М. Романовой, А.М. Ветинева, С.Н. Абакумова и других исследователей.


    1. Направления государственной политики импортозамещения в туризме

    1. Предпосылки импортозамещения в сфере туризма в РФ

    Туристический импорт, по международным правилам, означает ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из этой страны [2, с. 207]. Иными словами, туристический импорт это выездной туризм, который ускоренно развивался в России в последние десятилетия. Импортозамещение в туриндустрии означает повышенное внимание к развитию внутреннего туризма, формирование конкурентоспособного внутреннего турпродукта, способного удовлетворить возрастающий спрос россиян в условиях происходящего в силу ряда причин снижения объемов выездного туризма.

    Импортозамещение в российских отраслях материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и импортозамещение в туриндустрии (сфера услуг) объединяет то, что оно является вынужденной мерой, ответом, реакцией России на воздействие негативных внешних сил и факторов. Принципиально различает их то, что в первом случае преобладает воздействие политических интересов США и стран Евросоюза в ущерб экономической рациональности (выгодам от участия в международном разделении труда), в то время как во втором случае преимущественно срабатывают экономические причины (не сбрасывая, конечно, со счетов и политические мотивы, как, например, закрытие в конце 2015 г. в силу известных причин Египта и Турции как туристических направлений для россиян).

    Импортозамещение в материальной сфере в условиях санкционного режима (в отличие от классического импортозамещения, осуществляемого в разное время многими странами на стадии индустриализации) имеет значительную специфику: оно носит вынужденный характер, осуществляется под давлением сильнейших внешних факторов и временных ограничений, по широкому кругу продукции (часть которой не производится в России), на фоне произошедшей за последние десятилетия деиндустриализации и снижения темпов экономического развития. Исследователи отмечают, что по ряду направлений нарушены пороговые значения индикаторов экономической безопасности, что делает российскую экономику уязвимой к внешним экономическим рискам [3, с. 25-27].

    Импортозамещение в туристической отрасли России вызвано не столь жесткими императивами: для российских туристов формального запрета на въезд в те или иные страны пока не существует. К настоящему времени в российской туриндустрии сложился свой конкретный набор мотиваций (внешнего и внутреннего порядка, преимущественно экономического характера) к импортозамещению. Рассмотрим их подробнее.

    Наша страна, как известно, в целом занимает скромное место на мировом рынке туристических услуг (около 1% мирового туристического потока, что ниже доли страны в международной торговле и движении капитала). В постсоветский период в нашей туриндустрии сложились определенные диспропорции в развитии въездного, выездного и внутреннего туризма. Россия, обладая масштабным и уникальным туристическим потенциалом, может принимать значительно больше иностранных туристов, чем в настоящее время (т.е. въездной туризм развит недостаточно, что означает недополучение значительных поступлений в бюджеты, очень актуальных в ситуации напряженности бюджетной системы).

    Слабы позиции страны и с позиций международной конкурентоспособности. По индексу конкурентоспособности туризма, рассчитываемому Всемирной туристской организацией (ВТО), наша страна находится на 63-м месте из 140 стран (на уровне ЮАР, Индии), опустившись с 2011 г. вниз на 4 позиции [4]. В то же время ВТО включила Россию в топ-10 самых интересных для туризма стран мира, и, по прогнозам этой влиятельной организации, наша страна относится к числу государств, в которых в начале XXI века можно ожидать наивысших темпов развития туризма при условии государственной поддержки отрасли.

    Значительное падение мировых цен на нефть, резкий рост курса доллара и евро, ухудшение внутренней экономической ситуации, падение доходов россиян к концу 2015 г. привели к заметному спаду выездного туризма. По данным Ростуризма, масштаб падения турпотока из России (около 40%) был в 2015 г. рекордным за последние 20 лет. Одновременно в силу курсовых разниц стали выгодны поездки в Россию (въездной туризм).

    Рассмотрев внешние побудительные мотивы, обратимся к анализу достаточно сильных внутренних мотиваций импортозамещения. Развитый туризм, как показывает мировой опыт, способствует созданию рабочих мест и развитию региональной экономики (одно рабочее место в сфере туризма влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях), может приносить ощутимые бюджетные доходы. В России могут появиться новые возможности для оживления моногородов, сельских поселений, северных и арктических территорий, Сибири, Дальнего Востока и, конечно, Республики Крым.

    Россия, как отмечалось выше, обладает уникальным и масштабным, но недостаточно используемым туристическим потенциалом. При исчерпании в последние десятилетия возможностей продолжения сырьевого пути развития и интенсивном поиске драйвера экономического роста государство в последнее десятилетие оценивает отечественную туриндустрию как один из приоритетных высокодоходных сегментов рынка при переходе к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития.

    В отечественной туристической индустрии проявляются позитивные изменения как результат реализации важных государственных документов, направленных на решение стратегических задач развития отрасли [4, 5]. Начиная с 2014 г. заметны определенные структурные изменения российской туристической отрасли (развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры, кластеров), положительная динамика основных показателей. По данным Росстата, за 2015 г. внутренний поток туристов составил около 50 млн человек (рост на 18%, в то время как по программно-целевому планированию внутренний туристический поток в 40 млн человек был предусмотрен только в 2018 г.). При этом рост спроса на услуги внутреннего туризма пока опережает развитие инфраструктуры и конкурентоспособного, отвечающего мировым стандартам качества турпродукта.

    В 2015 г. вырос и въездной поток, составив свыше 27 млн человек (рост более чем на 8% по сравнению с 2014 г.). При этом меняется структура въездных турпотоков: растет количество путешественников, прибывающих в Россию из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Наиболее возросли потоки туристов из Китая, Индии, Ирана. В июне 2015 г. в Китае стартовал проект «Красный маршрут», Россия и Китай планируют совместно разрабатывать и другие патриотические маршруты, при этом большим спросом пользуются маршруты, связанные с социалистическим прошлым России.

    Подчеркнем, что при приоритете импортозамещения турпродукта в России рост въездного туризма тоже является стратегической целью государства, поскольку это самый выгодный вид экспорта экспорта услуг, оказываемых на своей территории и приносящих стране валюту (за рубежом туруслуги по доходности называют «второй нефтью»). Для многих стран, в том числе и нефтедобывающих, доходы от въездного туризма выступают ведущей статьей бюджетных доходов. Таким образом, с учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что в 2015 г. в России сложился комплекс объективных внешних и внутренних предпосылок для ускоренного развития внутреннего туризма в России или осуществления процесса импортозамещения.



    1.2 Организация импортозамещения в сфере туризма в РФ


    Комплекс задач по организации импортозамещения туристического продукта в России обсуждается на самых представительных форумах. Так, состоялись заседание Президиума Госсовета при Президенте РФ «Развитие туризма в Российской Федерации», совещание у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева «О ситуации на внутреннем туристском рынке и транспортной доступности туристических объектов» [6, 7].

    На федеральном уровне созданы Комитет по импортозамещению при Министерстве культуры (сентябрь 2015 г.) и Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (ноябрь 2015 г.) с участием крупнейших российских туроператоров, которые раньше работали исключительно в сфере выездного туризма (преимущественно Египет и Турция). Эти органы организуют работу и обеспечивают согласованные действия государства, бизнеса, общественных, научных и других организаций, направленные на создание программ поддержки участников туристического рынка, развивающих внутренний и въездной туризм.

    Реализация стратегических целей импортозамещения турпродукта (создание новых конкурентоспособных, комфортных, безопасных внутренних туристических маршрутов) обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, туроператоров, турагентов, учреждений, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности на основе мер, разработанных в рамках стратегического планирования.

    Наиболее эффективными ресурсами импортозамещения в результате мониторинга туристского рынка России, проведенного Ростуризмом совместно с органами исполнительной власти 85 субъектов Федерации, названы снижение сезонности туризма и диверсификация туризма и отдыха россиян.

    Комитет по импортозамещению координирует работу по формированию новых маршрутов под единым брендом «Время отдыхать в России». По мнению туроператоров, главным вопросом является алгоритм создания жизнеспособных маршрутов. В рамках этого комитета АТОР впервые разработала стандарты формирования внутренних маршрутов, которые устанавливают требования к профилю потребителя, логистике, продолжительности маршрутов, ценообразованию и качеству предоставляемых услуг. Необходимость таких стандартов связана с тем, что в регионах зачастую формируются маршруты, не имеющие массовой привлекательности. Так, Ростуризм в 2014 г. получил от регионов описания почти 200 маршрутов, но информация была собрана по критериям, которые не подходят для реализации, поскольку регионы не имеют четких критериев отбора маршрутов и их описания.

    Стандарты позволят создавать пакетные туры для массового потребителя, которые прежде действовали исключительно в сегменте выездного туризма. Стандарты включены в техническое задание (ТЗ), в соответствии с которым регионы проводят инвентаризацию имеющихся в их распоряжении возможностей, формируют маршруты и представляют для отбора Комитету по импортозамещению и Координационному совету. Отобранные проекты должны получить различные формы федеральной поддержки. Оценивая первые проекты, представленные регионами в Комитет по импортозамещению, туроператоры отметили, что многие из маршрутов не вполне соответствуют требованиям рынка. Например, тур на 6-7 дней за 60 тыс. руб. на человека, без учета перелета до места такое предложение, по общему мнению, не найдет массового спроса на рынке. Наибольший потенциал с учетом внутренней экономической ситуации, в том числе и с доходами населения, есть у маршрутов, рассчитанных на уикенд (2-3 дня), стоимость которых не превышает 10-15 тыс. руб.

    С 2015 г. крупнейшие российские туроператоры, ранее работавшие только в сфере выездного туризма, переориентировались на внутренние направления и начали продажу пакетных туров, включающих проживание, питание и трансферы (пакетные туры прежде действовали исключительно в сегменте выездного туризма). У россиян пользовались большой популярностью пакетные туры в Сочи, Анапу, Кавказские Минеральные Воды, Республику Крым.

    В целях диверсификации всемерно поддерживается развитие новых видов туризма, которые могут расширить туристические потоки: индустриального (разработка туристических маршрутов с администрацией Нижнего Тагила, руководством Уралвагонзавода), полярного (создана рабочая группа с представителями Русского географического общества, Ассоциацией полярников и Национальным туристическим союзом), событийного, военно-патриотического (Всероссийская патриотическая программа «Дороги Победы», Всероссийская историко-патриотическая акция «Линейка памяти») туризма.

    1.3 Государственно-частное партнерство в импортозамещении турпродукта в России


    Для развития внутреннего туризма (прежде всего его материально-технической базы) России требуются существенные вложения и ресурсы, а также анализ эффективности их использования. Наиболее значимые проблемы современного туризма, длительное время сдерживающие его развитие и предполагающие крупные инвестиции, детально изложены в [4]. Это недостаточно развитая туристская и транспортная инфраструктура в большинстве регионов страны, нехватка средств размещения туристов экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта; дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств) и др.

    Государство поддерживает въездной и внутренний туризм путем налоговых и таможенных льгот, предоставления льготных кредитов, прямых бюджетных ассигнований на разработку федеральных и региональных целевых программ развития туризма. Предусмотрены налоговые преференции для развития туристической отрасли, создания особых условий ведения предпринимательской (в том числе и туристической) деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири (с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край) [8].

    С учетом решений вышеуказанных заседаний Президиума Госсовета при Президенте РФ и совещания у Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева Министерство культуры России, в ведении которого находятся вопросы развития туриндустрии, разработало дополнительный комплекс мер по поддержке внутреннего и въездного туризма. Среди них принятие ряда законов, повышающих доступность внутреннего въездного туризма для граждан; разработка мер прямой финансовой поддержки туроператоров по мировому образцу; создание условий для снижения себестоимости туров по России, в том числе путем субсидирования чартерных пассажирских перевозок по приоритетным для развития туризма направлениям; увеличение инвестиций в развитие туристической инфраструктуры в России; переход к системной маркетинговой поддержке национального туристического продукта [7].

    С 2011 г. в России на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) с привлечением средств частных инвесторов реализуется федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (как составная часть государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»). Бюджетные деньги вкладываются в инженерную инфраструктуру, а частные инвестиции идут на создание непосредственных объектов туриндустрии (гостиниц, развлекательно-оздоровительных центров и т.д.), которые в будущем позволят частным инвесторам окупить вложения и зарабатывать деньги. В существующих условиях ГЧП рассматривается как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры.

    Общий объем финансирования ФЦП при ее утверждении на 2011-2018 гг. был предусмотрен в объеме 332 млрд руб., в том числе за счет бюджетов всех уровней 36,4% и за счет средств внебюджетных источников 63,6%. Таким образом, на рубль бюджетных средств предусматривалось привлечь свыше 2 внебюджетных рублей. В условиях экономических трудностей в стране объем бюджетных ассигнований на ФЦП на 2015-2018 гг. в значительной степени уменьшен по сравнению с плановыми показателями. В 2011-2015 гг. из федерального бюджета выделено 14,3 млрд руб., из внебюджетных источников привлечено 51,3 млрд руб., т.е. на каждый бюджетный рубль в среднем привлечено 3,6 руб. частных вложений (это означает, что эффективность затрат оказалась выше ранее предусмотренной). Нужно использовать дополнительные стимулы для частных инвесторов, которые готовы вкладывать ресурсы в долгосрочные проекты и программы.

    Всего за годы действия ФЦП предусмотрено строительство 154 объектов обеспечивающей инфраструктуры в 36 кластерах на территории 26 регионов России. В 2011-2015 гг. построено 76 объектов (55 введено в эксплуатацию, 21 объект проходит процедуру согласования по вводу в эксплуатацию), а 78 объектов находятся в стадии строительства [7]. Проверки выполнения ФЦП, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, показали, что ее реализации присущи недостатки, характерные на начальной стадии программно-целевого метода планирования в стране и для других отраслей экономики: перенос сроков введения объектов в строй, превышение сметной стоимости строительства, нарушения технической документации и др.





    2.Основные тенденции и перспективы реализацииимпортозамещения в туризме


    Российская Федерация, обладая высоким туристско-рекреационным потенциалом, уникальными природными и рекреационными ресурсами, объектами национального, мирового культурного и исторического наследия, позволяет развивать практически все виды туризма, в т. ч. рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др. [5].

    Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.

    В сложившихся макроэкономических и геополитических условиях предприятия индустрии туризма должны стремиться удовлетворить спрос потенциальных российских туристов в пределах Российской Федерации, обеспечивая тем самым условия для развития внутреннего туризма. Цель импортозамещения в туризме - ориентация субъектов межотраслевой индустрии туризма на развитие внутреннего туризма, донесения информации до потенциальных потребителей туристских услуг и поддержка компаний, работающих на внутреннем рынке туризма.

    Рост уровня импортозамещения в туризме может содействовать развитию новых направлений в туризме как лечебно-оздоровительного, делового характера, так и активных видов туризма. По оценкам Г.М. Романовой, ректора Сочинского государственного университета, данные меры способствуют обеспечить дополнительное импортозамещение в объеме 211,2 млрд руб.

    Однако не следует обольщаться выросшим туристским потоком, т. к. на сегодняшний день существует еще ряд факторов, которые сдерживают рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствуют реализации ее туристского потенциала. Многие отечественные курорты, объекты коллективного размещения в принципе нельзя сравнивать с «зарубежными» ни по их потребительским свойствам, ни по ценам. Сравнительная стоимость отдыха для семьи из двух взрослых и одного ребенка длительностью 13 ночей в отеле «три звезды» с учетом вылета из г. Москвы (по данным на 02.06.2016) представлена на рисунке 1.

    Рис. 1. Средняя стоимость отдыха на отечественных и зарубежных курортах, тыс. руб.


    Помимо несоответствия цены и качества предоставляемых туристских услуг, а также несовершенной туристской инфраструктуры в регионах РФ, на развитие туризма оказывают влияние финансовые возможности населения.

    Основными показателями, позволяющими оценить потенциальный спрос населения на туристские услуги, являются реальные располагаемые денежные доходы и уровень реальной заработной платы. В течение 2012 - 2015 гг. отмечена тенденция к снижению данных показателей.

    Согласно данным департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, с января по сентябрь 2015 года доля россиян, считающих себя малообеспеченными, выросла по сравнению с предыдущим годом. С 10 до 13% увеличилось число тех, кому с трудом хватает денег на питание и тех, кому достаточно средств только на предметы первой необходимости - с 38 до 42%. Общий рост двух наименее обеспеченных социальных групп населения с 2014 - 2015 гг. составил 55% против 48%.

    Достаточно пессимистично выглядят прогнозы экспертов относительно роста денежных доходов россиян. Так, согласно оценке, выполненной исследователями Института социально-экономического развития территорий Российской Академии наук [14, с. 113], негативные темпы роста экономики не позволят выполнить поставленную в «Основных направлениях деятельности Правительства...» стратегическую задачу повышения в период с 2013 по 2018 год реальных располагаемых доходов населения в 1,3 - 1,4 раза. Согласно расчетам, доходы россиян увеличатся в 1,2 раза, что, конечно же, недостаточно для поддержания потребительского спроса, в том числе и на туристские услуги.

    Кроме того, в 2015 году представителями Министерства экономического развития РФ отмечен переход населения к сберегательной модели ввиду неблагоприятных кризисных явлений в экономике [20].

    Одним из индикаторов, характеризующих финансовое поведение населения, является кредитное поведение. Закредитованность россиян составляет около 85% экономически активного населения страны [19]. При этом растет объем просроченной задолженности физических лиц, рост которой по состоянию на 1 октября 2016 года составил 30%. Кроме того, сумма вкладов россиян с января по сентябрь 2016 года увеличилась почти на 14%. Данный факт свидетельствует о стремлении к экономии и консервации собственных средств в более организованную форму.

    Соотнося результаты опроса ВЦИОМ с динамикой доходов населения, можно сделать вывод о том, что все больше россиян проводят отпуск, не выезжая за пределы своего населенного пункта (в 2013 году - 36%, в 2015 году - 50%). Недостаток финансовых средств вынуждает людей отдыхать на даче, которая не может считаться равноценной заменой туризма, поскольку является способом восстановления психофизиологических ресурсов и трудоспособности человека, требующим трудовых вложений и физических усилий.

    Таким образом, в настоящее время оценка Ростуризмом роста объема внутреннего туризма в 30 - 40% в год сильно завышена, поскольку спрос на услуги внутреннего туризма не подкреплен финансовыми возможностями населения.

    В 2015 году ведомством анонсирована переориентация туроператоров на внутренний туризм, в подтверждение чего приводится статистика, демонстрирующая увеличение их числа на 20 - 25%. Однако, по мнению исполнительного директора АТОР М. Ломидзе, данный факт не является свидетельством перестройки бизнеса на внутренние направления [12]. Причинами такого поведения служит стремление компаний получить минимальную страховую гарантию и сохранить место в реестре туроператоров (для сравнения: во внутреннем туризме минимальная страховая гарантия составляет 500 тысяч рублей, в выездном секторе - не менее 30 миллионов рублей).

    В результате проведенного анализа можно отметить следующие тенденции российского туристского рынка:

    1. Спрос на туристские услуги у населения сократился, и данная тенденция будет иметь место в будущем.
    2. В Российской Федерации слабо развит рынок индустрии внутреннего туризма, а цена на услуги не соответствует качеству.

    По мнению экспертов, сложившаяся ситуация на отечественном рынке туризма, связанная с наличием потребности населения в отдыхе и отсутствием ее удовлетворения вследствие закрытия доступных по цене зарубежных пляжных туров и дороговизной внутренних направлений вкупе с низким качеством услуг, усугубила нерешенные до настоящего времени проблемы, обозначившиеся еще в 2008 году в первую волну кризиса [6]. В результате для переориентации россиян на внутренний отдых необходимо определить направления импортозамещения выпадающего объема туристских услуг.

    Так, для активизации развития внутреннего туризма предлагаются следующие варианты:

    1. Равномерное использование туристских ресурсов, развитие новых направлений и создание новых продуктов.
    2. Более полное использование возможностей Крыма.
    3. Активное развитие делового и лечебно-оздоровительного туризма [15; 23].

    В дополнение к вышесказанному, учитывая реальное положение дел в отрасли, можно предложить следующие направления импортозамещения, способные увеличить внутренний туристский поток в краткосрочной перспективе:

    1. Концентрация внутренних предложений на определенных рыночных нишах.

    Как показали итоги кризиса туриндустрии 2008 года, спрос среди населения на туристские услуги смещается к крайним полюсам - самым дорогим и самым дешевым турпродуктам [6]. Вследствие этого целесообразно использовать для продвижения туристских услуг нишевые продукты и туры, рассчитанные на массового потребителя.

    Кроме того, по оценкам экспертов, устойчивый спрос способны обеспечить маршруты, рассчитанные на уикенд (2 - 3 дня), стоимость которых не превышает 10 - 15 тыс. рублей [17].

    1. Широкое распространение пакетных туров.

    Российский потребитель привык к сервису по системе «все включено», который в настоящее время не имеет широкого распространения на территории России. Введение такой системы в курортных зонах РФ будет способствовать удешевлению отдыха для туристов.

    1. Обеспечение доступности услуг внутреннего туризма для населения.

    Региональным и муниципальным органам власти совместно с туроператорами, специализирующимися на внутренних предложениях, необходимо разработать совместные программы, предусматривающие компенсацию затрат властями с целью снижения затрат. Необходимо разработать «социальные туры» с доступными ценами для населения, а также активизировать маркетинговые программы, использовать акции, бонусы и т. п.

    1. Поддержка малозатратных видов туризма, способных без высоких капитальных вложений и значимых достопримечательностей генерировать спрос у населения.

    Среди таких видов туризма можно рассматривать событийный, экологический, сельский. При этом событийный туризм возможно развивать практически в любом регионе РФ. Особое влияние на развитие туристской отрасли в РФ оказало проведение крупных мероприятий, способствовавших значительному притоку туристов в регионы. Среди них можно выделить проведение Всемирной Универсиады в 2013 году в г. Казань, а также Олимпийские игры и этап проведения гран-при «Формулы-1» в г. Сочи в 2014 году, Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году в г. Казань.

    Повысить туристическую привлекательность регионов РФ для внутренних туристов должно проведение в 2018 году чемпионата мира по футболу, проводимого в разных городах страны.

    5. Снижение транспортных тарифов внутри страны.

    В настоящее время подвижность населения России (порядка 6,3 тыс. пасс.- км в год) в 4 раза меньше, чем в развитых странах с обширной территорией (США, Канаде и Австралии), и примерно в 3 раза меньше, чем в странах Западной Европы [11]. Причинами этого являются дороговизна транспортных услуг, а также неразвитость региональных перевозок. Активизировать внутренний туризм способны меры, обеспечивающие доступность для населения транспортных услуг. В качестве таких инструментов может выступать государственное субсидирование транспортных перевозок, а также введение социальных тарифов для школьников, студентов, пенсионеров и других категорий граждан. Важность развития этого направления обозначил Президент РФ В.В. Путин на заседании президиума Государственного совета, подчеркнув, что «приемлемые цены на билеты, в том числе для людей, живущих в отдаленных регионах России, позволят диверсифицировать и заметно увеличить туристические потоки» [10].

    Кроме того, организация специальных туристических маршрутов на всех видах транспорта также способна обеспечить рост путешествий внутри страны. Так, например, в СССР существовала практика поездок на туристических поездах многочисленных экскурсионных групп в выходные дни, во время школьных и студенческих каникул.

    1. Активная реализация разработанных межрегиональных туристских проектов, инициированных Министерством культуры РФ: «Русские усадьбы», «Серебряное ожерелье» и «Шелковый путь».

    По состоянию на 2016 год экспертами Ассоциации туроператоров России и представителями туристских фирм тестируются региональные маршруты для включения их в данные проекты.

    1. Развитие туризма в регионах РФ на основе кластерного подхода.

    В настоящее время большинство субъектов РФ развивают туризм, основываясь на кластерном подходе, который предполагает объединение субъектов туристского бизнеса, представителей местных органов власти, научно-образовательных учреждений, общественности и предприятий смежных отраслей. Особенностью кластера является быстрая адаптация к меняющимся условиям среды, а также большие возможности для проведения инновационной деятельности.

    При реализации данных направлений необходимо учесть некоторые тенденции, которые могут ограничить развитие внутреннего туризма (табл. 3).



    Таблица 3 - Ограничения, препятствующие развитию внутреннего туризма в РФ







































    Таким образом, чтобы предложенные направления импортоза мещения способствовали росту потока туристов, путешествующих внутри страны, и росту социально-экономического развития российских территорий, необходимо обеспечить комплексный подход, учитывающий интересы не только производителей туристских услуг, но и субъектов смежных с туризмом отраслей, таких как транспорт, торговля, банки.

    В любом случае реализация политики импортозамещения в туризме невозможна без широкой государственной поддержки, предусматривающей снижение цен на транспортные услуги для туристов, формирование конкурентоспособных внутренних предложений, а также пропаганду имеющегося туристского потенциала.







    Заключение


    Сфера замещения импорта в российской экономике, вызванного введением США и ЕС с 2014 г. антироссийских санкций в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере, области высоких технологий, расширяется и охватывает часть сферы услуг. «Санкционное» импортозамещение находится в центре внимания российских властей, ускоренно разработаны и в определенной степени реализуются государственные Планы мероприятий по содействию импортозамещению

    В России поставлена масштабная задача по осуществлению импортозамещения в туриндустрии России и превращению туризма в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской экономики, драйвер экономического роста. Ее решение предполагает значительные финансовые (бюджетные и частные) вложения в отрасль и проведение институциональных изменений. Успешность импортозамещения во многом зависит от эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Целесообразно более широко использовать успешный опыт и модели развития туризма в зарубежных странах, расширять использование различных форм государственно-частного партнерства для развития въездного и внутреннего туризма.

    В России для поддержания внутреннего туризма Ассоциация туроператоров (АТОР) предложила создать Совет по импортозамещению в туризме. Туристическая отрасль без поддержки государства не в состоянии обеспечить рынок такого рода. И в центре внимания стоит вопрос о необходимости создания программы для поддержания внутреннего туризма, возможности проведения рекламы отечественных туристских дестинаций со своими достопримечательностями и туристскими возможностями.

    Ключевой целью государственной политики в туристской сфере должно стать формирование в Российской Федерации эффективного, современного и конкурентоспособного туристического комплекса, создающего значительные возможности для удовлетворения потребительских предпочтений как российских, так и иностранных граждан в раз-личных услугах туристского характера. Одной из важнейших задач, требующих безотлагательного решения, выступает определение специфики собственного туристско-рекреационного продукта, составляющего целостные туры, виды и способы отдыха.

    Государство, воспринимая туристическую отрасль как одно из приоритетных на-правлений экономической политики России, должно способствовать развитию деятельности в сфере туризма и формированию благо-приятных условия для ее устойчивого функционирования, стимулируя и поддерживая стратегические направления, содействуя формированию образа России как привлекательной для туризма страны и обеспечивая продвижение отечественных турпродуктов на международном уровне, а также оказывать непосредственную защиту и поддержку российским туристам, турагентам и туроператорам

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Туризм (импортозамещение) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.