Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Туризм в России

  • Вид работы:
    Другое по теме: Туризм в России
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    31.07.2017 17:06:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ






































    Оглавление


    Введение3

    Глава I. История отечественного туризма5

    §1. Первые представители самодеятельного туризма в России5

    §2. Периодизация развития отечественного туризма8

    Глава II. Значение туризма в России20

    §1. Современная роль туризма20

    §2. Российский туристический рынок22

    Глава III. Перспективы развития отечественного туризма28

    §1. Проблемы туризма в России28

    §2. Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику России30

    Заключение33

    Список источников и литературы36





















    Введение


    Актуальность выбранной темы связана с тем, что туризм - это явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, несмотря на то, что корни его уходят глубоко в древние времена.

    В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

    Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей.

    За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчеты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. Все это послужило причиной возникновения особой формы путешествий - туризма.

    Туризм имеет свою историю развития. История туризма - это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени Энциклопедия туриста. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 568 с. . В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин - археологию, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.

    Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5,4 раза больше, чем на сегодняшний день.

    Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности. Таким образом, отечественный туризм является неотъемлемой частью общемировой туристской индустрии. История его развития, включая дореволюционный, советский и постсоветский периоды, является одной из ярчайших граней социального туризма.

    Цель исследования - выявить общие закономерности возникновения и становления отечественного туризма. Рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

    Для достижения поставленной цели требуется решение ряда задач:

    1. Проанализировать историю возникновения отечественного туризма

    2. Рассмотреть этапы становления отечественного туризма

    3. Проследить перспективы развития отечественного туризма

    Объект исследования курсовой работы - отечественный туризм.

    Предмет исследования - история и перспективы развития отечественного туризма.

    В ходе работы над данной курсовой использовались методы теоретического анализа, описательный, а также метод обобщения.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.






























    Глава I. История отечественного туризма


    §1. Первые представители самодеятельного туризма в России


    Уже к началу XVII в. обилие географических открытий и завоеваний вовлекло людей в путешествия, побудило в них желание увидеть новые земли, познакомиться с жизнью местного населения. К тому времени уже была накоплена достаточная информация о близких и далеких странах с описанием аборигенов. Эти описания, не отличаясь точностью, носили явно рекламный, приключенческий характер и привлекали имущие классы к путешествиям. Цели этих путешествий разнообразны: от экономических стимулов до познания и развлечения.

    Для русских путешественников в равной степени представляли интерес как малоизвестные страны Запада и Востока, так и обширные пространства собственной страны. В то время на значительной части территории Российской империи велась борьба коренных народов против экспансионистской политики самодержавия; большинство населения России находилось в бесправном положении, не имея ни средств, ни времени для путешествий. Поэтому первыми представителями самодеятельного туризма в России были весьма состоятельные и влиятельные люди.

    Известно, что Петр I, находясь в Южной Германии, в 1697 г. совершил восхождение на гору Броккен (1142 м) с туристскими целями. Это событие официально зарегистрировано в мировой хронике первовосхождений.

    «Находясь здесь с группой боярских детей для изучения ремесел, Петр услышал, что эта вершина считается заколдованной и местные жители даже днем боятся приблизиться к ней. Петр на пари с хозяином таверны, где он вместе со своими спутниками питался, согласился один, и притом ночью, сходить на Броккен. чтобы доказать храбрость русских людей. Выйдя в сумерках, Петр достиг цели около двух часов ночи. Здесь он разжег костер из принесенной им вязанки хвороста, чем и подтвердил свое присутствие на вершине».

    Следует отметить, что это восхождение Петр 1 совершил почти за 100 лет до официальной даты начала мирового альпинизма (1786 г.), когда было совершено первое восхождение в Альпах на Монблан (4810 м). Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории России, относятся к XVIII в.

    Так, в 1770 г. в отчете «Общества восстановления христианства на Кавказе» рассказывается об экскурсиях, проводимых с учениками Александровской учительской школы в Тифлисе: «Продолжительные прогулки стали входить в обычай школы; в нынешнем году было сделано 4 прогулки. Придавая прогулкам воспитателей со своими учениками большое учебно-воспитательное значение в жизни закрытого учебного заведения, можно надеяться, что если прогулки не прекратятся, то, делаясь каждый год серьезнее, они могут перейти в учебные экскурсии. О пользе прогулок можно сказать то, что в учебном отношении ученики наглядно знакомятся с окружающей природой, приучаются наблюдать предметы и явления и отдавать во всем самостоятельно (или при помощи воспитателей) отчет; приучаются составлять коллекции и, наконец, сближаются со своими воспитателями; прогулки, кроме моционов, главным образом необходимы при изучении географии, истории и обширного курса естествознания...».

    Развитие туристско-экскурсионного дела в России тесно связано с именами передовых по тому времени педагогов Н.И. Новикова, В.Ф. Зуева и других, которые высказывали идеи о целесообразности организации для детей прогулок и экскурсий. Эти взгляды нашли отражение в «Уставе народных училищ» (1786 г.) и в «Школьном уставе» (1804 г.), в котором указывалось, что надо устраивать не только прогулки (экскурсии) в природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ремесленников и другие предприятия.

    А.Н. Радищев (1749-1802), В.Г. Боннский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870) подвергали критике официальную педагогику, современную им школу за сословность воспитания, за отрыв содержания обучения от практики жизни. Они рассматривали физическое воспитание как составную часть общего воспитания. А.Н. Радищев в своем главном труде «Путешествие из Петербурга в Москву» требовал от государства такой системы воспитания для детей всех сословий, благодаря которой можно подготовить истинного патриота, при этом В.Г. Белинский утверждал, что нельзя упускать «из вида ни одной стороны воспитания».

    От развлечения богатых за рубежом до познания своей родины - такова логика развития самодеятельного туризма в России. Призыв к путешествиям в целях познания своего народа звучит в одной из работ Н.А. Добролюбова: «Жаль, что никто из поклонников национальной германской гимнастики - за неимением живого примера в Греции - не съездит к нам в Киргизские степи или Башкирию, там гимнастика процветает; своего рода Олимпийские игры с борьбой и лазанием на шесты и бегом взапуски повторяются периодически; подвиги отличившихся воспеваются степными Пиндарами, и во славу их звучат туземные барабаны и флейты, чебызги и кураи».

    Историк Грузии Иоганн Батонишвили в своей рукописи «Калмасобо» указывает, что еще при царе Ираклии II (1720-1798) Иосиф Мохевец совершил восхождение на гору Мкинварцвели (Казбек - 5033 м). В 1788 г на Ключевскую сопку (4750 м) на Камчатке поднялись участники русской экспедиции - Даниил Гаусс с двумя спутниками. Русский мореплаватель О. Коцебу в 1815 г. во время высадки на полуострове Аляска совместно с несколькими участниками руководимой им экспедиции поднимался на вулкан Макушин (2035 м). В 1817 г. группа офицеров Пятигорского гарнизона сделала попытку взойти на Эльбрус, но вынуждена была спуститься из-за непогоды с высоты 5000 м. В 1829 г. восточную вершину Эльбруса (5595 м) удалось покорить проводнику эльбрусской экспедиции Российской академии наук кабардинцу Килару Хаширову. Русское географическое общество, созданное в 1845 г., в большой степени способствовало развитию путешествий и экскурсий. По его инициативе проводились многие экспедиции в труднодоступные районы.

    В ходе путешествий энтузиасты-ученые (П. П. Семенов-Тян-Шанский, А. П. Федченко, Н. М. Пржевальский, И. В. Мушкетов и другие) делали важные географические открытия и вели научные исследования, а также знакомили широкий круг читателей с природой и особенностями различных районов. Участники этих экспедиций нередко совершали восхождения из спортивного интереса. Кроме того, они проводили измерения высоты, температуры воздуха, знакомились с окружающей местностью, делали зарисовки с вершин. В то же время энергично действовали и отдельные путешественники-любители, получавшие моральную поддержку Русского географического общества при организации выездов в труднодоступные районы. Например, член общества Г. Радце в 1858 г. путешествовал по Саянам, где совершил первовосхождение на высшую точку горного массива Манку-Сардык (3491 м) и высшую точку хребта Хамар-Дабан (2370 м).

    Однако развитие самодеятельного туризма в России в те годы не идет в сравнение с бурными темпами его развития в странах Западной Европы.























    §2. Периодизация развития отечественного туризма


    В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьева, одними из важнейших причин, побудивших ее совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, т.к. «…возвышался тот, кто был в Константинополе». К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за ее пределами (Византия, Астраханское государство).

    Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремленные целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал все, что видел, тем самым положив начало религиозным описаниям «хождениям». Помимо религиозных целей такие путешествия имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места.

    В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора. Пример показал сам царь Петр I, совершив путешествие в 1697-1699 г.г. в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали одним из распространенных видов туризма в России. В результате путешествий, связанных с изучением сторон жизни западноевропейской культуры, царь ввел обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого, голландского, французского. Совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время.

    Таким образом, первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству с достижениями культуры разных народов.

    Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий за границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение к газете «Московские ведомости», где представил «План предпринимаемого путешествия в чужие края». Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы, организацию которой брал на себя составитель плана.

    В соответствии с «Планом» предусматривалась поездка группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, затем проезд по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом. Условия путешествия оговаривались в специальном контракте.

    С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения внутри страны. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Это послужило началом изучения целебных свойств минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и оздоровления. Поэтому строились бальнеологические и грязевые курорты Ялты, Кавказских Минеральных вод и др.

    Основным препятствием для путешествий XVIII начала XIX в. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.

    В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ - все это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.

    Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877 г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два сборника под названием «Известия», в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья.

    Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую поддержку и просуществовал недолго.

    Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.

    В 1888 г. в Тифлисе был издан «Путеводитель по Кавказу» с рисунками и картой. Его составитель Е. Вейденбаум дал в книге подробное описание Кавказского края, девяти маршрутов с изложением главнейших населенных пунктов, городов, природных и исторических достопримечательностей.

    В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями.

    В конце XIX в. среди россиян все большую популярность получает второй горный район - Крым, до которого легко было добраться как по суше, так и морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью теплого моря.

    Крым также стал известен своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы.

    В Ялте в конце 80-х годов XIX в. образовался «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Основной задачей клуба было научное изучение Крымских гор. Их деятельность включала охрану редких горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание трудов клуба.

    К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян распространилась по всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны, привлекавшие россиян.

    В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.

    Таким образом, туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:

    - путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями;

    - паломнические путешествия;

    - поездки с целью лечения и оздоровления;

    - образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий.

    Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций. Одним из них было общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой.

    Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколесных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далеких загородных прогулок.

    Русский туринг-клуб являлся членом международной туристской организации, поддерживал связи с зарубежными обществами и имел представителей за рубежом. Клуб издавал журнал «Русский турист» и ежегодник.

    По примеру туринг-клуба стали образовываться различные велосипедные общества и группы в других городах России. Однако эти первые организации были малочисленными, объединяли людей, любивших путешествия и имевших средства для приобретения дорогостоящего велосипеда. Поездки проводились на расстояние не более двухсот верст.

    Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ). Основной целью общества являлось содействие развитию велосипедного туризма, а также туризма в целом. Общество имело свой устав из 35 статей Устав Российского Общества Туристов. Сост. из 35 статей. Так, 10 статья «Кто не может быть членом общества» гласила:

    1) профессиональные велосипедисты;

    2) исключенные из другого общества;

    3) учащиеся учебных заведений;

    4) находящиеся на действительной военной службе, низшие чины и юнкеры;

    5) те, кто имеет ограничения прав по суду.

    Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приема туристов, издание журнала «Русский турист», «Дорожника» и ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.

    Несмотря на некоторые успехи, РОТ не превратилось в мощную туристскую организацию, в основном, из-за пассивности ее членов. Однако оно оставило след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и различные районы России, и другие страны.

    В 1901г. в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого являлось содействие развитию путешествий в горах. По инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц.

    Работу по туризму на Северном Кавказе проводило Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске. Члены общества организовывали ученические и общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод, содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в глубь Кавказа, устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали в пользование горное снаряжение. Первое десятилетие XX в. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ посещали и иностранные туристы.

    Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов были построены два больших теплохода того времени «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна».

    Таким образом, предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий.

    Третий период под названием туристско - экскурсионная работа протекает в России с 1917 по 1930-ые годы и характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развертывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

    В некоторых обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии и туристские походы за город. В 1920г. образовалось Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на внештатной основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты.

    По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.

    Определенные меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д.

    Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и комсомольские активисты.

    При комсомольских комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро ставились задачи содействия местным “обществам массовых путешествий, ведения справочно-инструкторской работы. При них были созданы секции: краеведения, лагерного, дальнего, пригородного туризма. Они накапливали туристские материалы (карты, описания маршрутов); было установлено сотрудничество с учреждениями общественного питания, транспортными, гостиничными, коммунальными и другими службами. Подобная деятельность способствовала организационному становлению туризма.

    Объединение усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской работы позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для туристских лагерей, накапливать снаряжение, т.е. предоставлять трудящимся туристские услуги, частично оплачиваемые профсоюзами.

    Наряду с этим была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. Создавались коммерческие организации, предлагающие для платежеспособного населения путешествия и экскурсии познавательной направленности, а также отдых в Крыму и на Кавказе.

    В 1925-1928г.г. функционировало государственное акционерное общество «Советский турист» (ГАО «Совтур»), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путевкам, обслуживало группы отдыхающих по заранее определенным маршрутам общеобразовательного и краеведческого характера. В обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма.


    Однако базы «Совтура» превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном своих акционеров и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую интеллигентскую прослойку. Рабочим же было трудно получить на них место.

    Этот период характеризуется следующими тенденциями:

    - создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;

    - формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;

    - создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;

    - формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоев и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;

    - появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.

    В 1927 г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело четкую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества.

    При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.

    ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.

    Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны. С 1929 г. при нем были организованы детские туристско-экскурсионные станции.

    Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной базы. Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных и индивидуальных членов.

    С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: «Всемирный турист», «На суше и на море», ежемесячник «Турист-активист».

    В различных городах России открывались магазины «Турист», где для членов общества была установлена скидка.

    В 1929г. была основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО “Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей.

    К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением.

    Увеличение объема деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов.

    В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму.

    К этому времени сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.

    Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а все имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.

    В ведении ТЭУ находились вся материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчетном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря.

    В 1937-1940г.г. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жесткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почетные туристы награждались значком «Турист СССР».

    Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма.

    В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; материально-техническая база подверглась разграблению и разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945 г.

    В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.

    В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных учреждений. Однако этот процесс шел медленно.

    Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведен ремонт баз, на которых во время войны располагались военные организации. Уже в 1946г. открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947г. - в Краснодарском крае, в 1948г. - в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.

    С целью развития молодежного международного туризма в июне 1958г. образовалось международное молодежное бюро «Спутник». Бюро занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.

    В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты.

    Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами).

    С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.

    Таким образом, туристские путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

    Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путевки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

    В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.

    Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.

    Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночевками туристских приютах.

    Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.

    Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.

    Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных видов туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

    - создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);

    - лимитирование внешнего (выездного) туризма.

    С 1970 по 1990 годы в стране наблюдается административно - нормативный период. Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю.

    Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодежи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

    С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

    Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 1969г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

    Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

    В октябре 1980 г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране» были определены следующие задачи:

    - создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия;

    - расширение объемов туристского обслуживания граждан, так как их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере;

    - создание туристской индустрии;

    - повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг.

    В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

    Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краев, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

    В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны («Измайлов» и «Салют» в Москве, «Турист» в Пскове, «Велинград» в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

    Основными чертами административно-нормативного периода являются:

    - развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования;

    - распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

    - создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;

    - создание научной основы изучения туризма.

    С 1990 года в России наблюдается переходный период. Это период развития российского туризма, когда происходит переход от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

    Особенности переходного периода:

    - переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

    - формирование туристского рынка на основе новых законов;

    - использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;

    - изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)

    - невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

    - возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;

    - рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

    Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

    - распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

    - создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

    - модификация старых туристских предприятий путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

    На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов:

    - безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.);

    - упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании;

    - экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

    Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодежный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

    Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

    - новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

    - упрощение порядка выезда;

    - расширение внешних деловых контактов;

    - увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

    - доступность цен на выездные туры;

    - большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

    Развитию туризма был нанесен существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.) Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

    Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины, познавательный туризм в культурно-исторические центры, экологический туризм, сафари-туры, речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

    Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры, отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

    Итак, недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

    - нестабильность внутренней политики;

    - несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

    - несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

    - завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

    - несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

    - недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создает отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

    - отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

    Глава II. Значение туризма в России


    §1. Современная роль туризма


    Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн, по прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 г. достигнет 937 млн. При этом следует учитывать, что все население планеты составляет 6 млрд человек.

    Такое понятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю. Подходы к описанию истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»: прединдустриальный период (до 1840 г.); век железных дорог; век автомобиля; век реактивных авиалайнеров; век круизов на морских лайнерах. Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма прежде всего с развитием средств транспорта. Близкую точку зрения относительно истории туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику, согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы:

    1. ранне историческая фаза до 1850 г.;

    2. начальная фаза с 1850 по 1914 г.;

    3. фаза развития с 1914 по 1945 г.;

    4. фаза массового туризма после 1945 г.

    Все подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину. Туризм многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался под действием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важными составляющими туризма являлись духовные факторы религиозность, стремление к образованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями», то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социально экономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические (рост средней продолжительности жизни, урбанизация).Таким образом, история туризма это длительный многоплановый процесс, который был невозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, с другой без действия определенной группы социально-экономических факторов на каждом этапе исторического развития.

    К числу базовых элементов развития туризма следует отнести: великие географические открытия, экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах эволюцию средств размещения; эволюцию средств транспорта.

    Социально-экономические факторы, стимулирующие развитие туризма, на каждом историческом этапе были индивидуальны. В Древние века путешествия были уделом аристократии, которая совершала поездки с лечебными, спортивными, образовав тельными целями. В эпоху Средневековья мощным фактором стимулирующим путешествия, была религия. Паломничество и путешествия за знаниями стали важной чертой этой эпохи. Великие географические открытия, буржуазно-демократическая революция и промышленная революция подготовили почву для развития туризма в новое время. Эру современного туризма отсчитывают с 1841 г., когда легендарный Томас Кук, организовал массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек.

    Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.

    Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания.

    В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле.

    Вероятно, сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками для возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших потребностям общественного труда и производственных отношений людей.










    §2. Российский туристический рынок


    На сегодняшний день ситуация на Российском рынке туристических услуг достаточно драматична. Высокая стоимость отдыха и низкое качество предоставляемых услуг влияют на выбор россиян в пользу поездок на отдых за рубеж. В 2014 году иностранные курорты выбрали 11,3 млн. россиян (рост по сравнению с 2013 годом 21%). За рубежом ими потрачено более $12 млрд. Дефицит платежного баланса РФ в 2014 году по статье «Поездки» составил порядка $10 млрд.

    В 2014 г. российские граждане потратили за рубежом порядка 10 млрд. долларов США, интуристы в России - 1,5 млрд. долларов США. Соотношение 1:7 говорит о том, что наши денежные средства в большей степени работают на экономику других стран.

    Аналитики отмечают, что 67% иностранных граждан приезжают в Россию с частными целями. Второе место занимают визиты с целью бизнеса, а для туризма в Россию въезжают лишь около 8% иностранцев.

    Доля туризма в ВВП России составила 1,2% процента, а с учетом смежных отраслей - 6,9%. Доля по занятости населения - 5,8%

    По данным ежегодного отчета Всемирного экономического форума, Россия заняла 5-е место из 133-х стран по числу природных объектов показа, и 9-е по числу культурных. Но туристский потенциал на сегодняшний день используется недостаточно эффективно. Россия занимает 59 место по конкурентоспособности туристского сектора экономики, 104-е место по качеству дорог, 108-е по открытости для туризма, 115-е по ценовой доступности размещения в гостиницах, 122-е по эффективности маркетинговой политики и брендингов туризма.

    В 2014 году доля инвестиций в основной капитал в туризме от общего объема инвестиций составила 12,1%, годовой прирост инвестиций в основной капитал в туризме был 8,2%. Общее количество мест в средствах размещения 1,25 млн. При эффективной господдержке и продвижении доля туризма в ВВП России может существенно вырасти. Для сравнения: Австрия 8,6% ВВП (с учетом мультипликативного эффекта - 15% ВВП), Испания 6,8% (18,2%), Франция 4,1% (10,9%), Хорватия 8,5% (19,0%), Великобритания 3,4% (9,1%), Канада 3,4% (11,0%), Болгария 4,1% (14,5%). Значения мирового ВВП 3,6% и 10,4% с учетом мультипликативного эффекта.

    Совокупный бюджет России на продвижение туризма составляет €4 млн. в год. Это меньше бюджета Словакии, не говоря уже о Турции. Расходы Кипра только на рекламу в России равны тому, сколько Россия тратит в совокупности на все страны.

    Результат объем выездного туризма в Европе за 2008 год вырос на 21%, тогда как рост въездного и внутреннего 4% и 5,6%, соответственно. Если приводить данные платежного баланса России то: средние расходы одного нерезидента, въехавшего на территорию России, в 2008 году составили $424, что на 35% больше показателя 2013 года. При этом граждане из стран дальнего зарубежья тратили $702.

    Так же существенной проблемой на сегодняшний день является снижение «глубины продаж», то есть сокращение сроков, за которые люди бронируют путевки. На данный момент ситуация в экономике способствует тому, что люди не планируют свои бизнес - поездки и познавательные туры заранее, как это давно стало принято в нашей стране. В прошлом году бронирование новогодних туров началось еще в сентябре-августе. По некоторым горнолыжным направлениям в сентябре было забронировано порядка 80% предложений. В настоящее время средняя глубина продаж не более двух-трех недель.

    Основные потери понес средний сегмент рынка, иными словами падает спрос на предложения для так называемого среднего класса. При этом сохраняется спрос на дорогие «элитные» туры. Выбор направлений в этом сегменте так же остается традиционным.

    А вот в сегменте недорогих туров наблюдается увеличение спроса, который стремятся дополнительно подогреть туроператоры. В то же время интерес к эконом-сегменту не всегда означает, что люди потратят на отдых меньше это может означать некоторое перераспределение средств покупателями, не исключено, что на месте клиенты готовы потратить больше.

    Необходимо отметить, что из направлений внутреннего туризма по-прежнему востребованными остаются экскурсионные туры. Кроме того, в России активным спросом пользуются горнолыжные курорты.

    Так же сейчас популярно санаторно-курортное лечение. Например, интересны россиянам санатории региона Кавказских минеральных вод. Как ни странно, есть направления, на которые спрос вырос. По данным АТОР, возрос интерес к турам в Израиль. В первую очередь это можно связать с введением для россиян безвизового режима для посещения земли Обетованной.

    В новогодний период предпраздничный рост цен на программы составлял 10-15%, а не традиционные 25-30%. Цены на внутреннем рынке, также были скорректированы. Тенденция снижения спроса касается как визовых, так и безвизовых направлений.

    Самыми популярными новогодними направлениями, по данным АТОР, в этом году стали Египет, европейские экскурсии (Прага, Париж, Рим) и все-таки экзотические направления Куба, Доминиканская республика. Хотя на «экзотику» спад спроса ощущается больше всего, это, тем не менее, популярные новогодние направления, и пока они по-прежнему входят в Топ-10.

    Что же касается въездного туризма, то кризис здесь продолжается не один год. А сейчас он усугубился мировым кризисом. Российский продукт недостаточно конкурентен по цене из-за очень дорогого размещения в гостиницах и внутренних перелетов. Однако если наши отельеры оставят цены на прежнем уровне, мы сможем отыграть часть турпотока из-за курсовой разницы.

    Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, ассоциация туроператоров России (АТОР) предложила способ, как одновременно восстановить снизившийся из-за кризиса туристический поток и повысить спрос на внутренний туризм.Ассоциация предлагает государству предоставить россиянам скидку на отдых в России по турпутевке в размере 13%. Такая идея, конечно, может помочь росту объема внутреннего туризма, считают эксперты, однако вряд ли будет реализована.

    АТОР предлагает вычитать 13% от полной стоимости турпутевки по России и с подоходного налога россиянина, который приобрел турпакет для всей семьи. С таким новым экономическим подходом к стимулированию спроса на внутренний туризм АТОР обратилась с открытым письмом в Ростуризм. По сути, АТОР предлагает государству предоставить россиянам скидку на отдых в России по турпутевке в размере 13%. Причем, самому государству это не будет ничего стоить, так как размер скидки предлагается вычитать из подоходного налога, которые платят россияне. При этом никаких ограничений ни по видам отдыха, ни по количеству поездок по России, ни по их цене быть не должно.

    Это проект, по мнению его разработчиков, поможет решить сразу ряд проблем. С одной стороны, государство помогает россиянам «вернуть» себе отдых, о котором многие из-за кризиса перестали и мечтать. Тем самым, можно будет простимулировать рост внутреннего туризма. С другой стороны, такая помощь населению самому государству фактически ничего не будет стоить, так как выделять средства из федерального или регионального бюджетов для этого «доброго дела» не потребуется. Плюс такой подход к отдыху по России потребует от туриндустрии правильного и прозрачного оформления поездки.

    Эксперты соглашаются, что предложение ассоциации могло бы косвенно способствовать стимулированию спроса на внутренний туризм. Однако это не снимет основные проблемы российских курортов - высокие цены, которые даже после девальвации будут выше, чем в Египте и Турции, низкий уровень сервиса и недостаточно развитую инфраструктуру.
    И в этом году рынок выездного туризма также ждет падение на 20-25%. Что же касается отдыха внутри России, то его объем практически никак не пострадал от кризиса. Напротив, руководство Ростуризма ожидает в этом году увеличения числа путешествующих по России на 4-5%, в частности за счет тех туристов, для которых поездки за границу станут недоступны.
    Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами.

    Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа. Для проведения эффективного маркетинга необходимо иметь четкую постановку цели, знание рынка и продуктов туризма.

    Государство также может повлиять на спрос с помощью лицензирования или градации по качеству обслуживания. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, контролируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и, таким образом, поддержать репутацию страны.

    В отличие от управления спросом, нацеленным на выбор туристов и регулирование цен, государственное регулирование предложения связано с воздействием на продавцов туристских услуг. Для управления предложением государство использует следующие методы: исследование рынка и планирование, регулирование рынка, планирование и контроль за использованием земли, жилищное регулирование, налоги, инвестиции. Государство проводит исследование рынка с помощью сбора статистического материала и мониторинга изменений, происходящих в туризме, с целью определения выгоды и издержек туризма.

    Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов, в казино, где государство может забрать около половины выручки, и т.д. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, а, следовательно, и доходы

    Фактический размер финансовой помощи, оказываемой туризму со стороны государства, определяется важностью туристского сектора в экономике страны и специфическим отличием этого сектора от других.

    Государственные дотации проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность. Среди основных видов государственных инвестиций можно выделить: снижение цены инвестиций в туристские проекты, которая включает выгодные займы по выгодным процентным ставкам (правительство возмещает разницу между фиксированной процентной ставкой и рыночной), продажу или аренду земли или инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы, защиту от двойного налогообложения с помощью заключения соглашений с другими странами, снижение пошлин, прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных инвесторов и др.

    Для этого правительство либо гарантирует предоставление займа, либо гарантирует репатриацию капитала и прибыли. Следует заметить, что инвестирование туризма - очень рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие секторы экономики.

    Почти повсеместно правительства активно внедряются в экономику стран для поддержания частного сектора. Однако исследования последствий государственного вмешательства в разных странах показывают, что в странах со слабой рыночной экономикой такое вмешательство скорее искажает рынок, чем корректирует.

    Сдерживающими факторами для въезда интуристов и развития внутреннего туризма РФ являются:

    - значительный износ существующей материальной базы;

    - недостаточное развитие инфраструктуры;

    - дефицит квалифицированных профессиональных кадров.

    Нужно учесть, что туризм может оказывать существенное влияние на развитие регионов. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли, а оно влечет появление новых мест в сопутствующих отраслях.

    Кризис необходимо использовать для переориентации потоков с выездного на внутренний туризм. В настоящее время наблюдается рост интереса к целому ряду российских территорий.

    Наряду с решением вопросов системного характера, перед государством встают задачи эффективного антикризисного регулирования отрасли. А для этого необходимо принять ряд дополнительных мер, среди них:

    - формирование и продвижение новых региональных турпродуктов;

    - развитие программ социального туризма для малообеспеченных слоев населения;

    - разработка турпрограмм для молодежи, включая развитие детско-юношеских и молодежных лагерей отдыха, спортивных лагерей;

    - активное продвижение региональных турпродуктов в СМИ и с использованием современных мультимедийных технологий.

    Важной задачей является определение и развитие наиболее перспективных видов туризма для каждого конкретного региона.

    Так для ряда субъектов РФ актуально развитие культурно-познавательного туризма.

    Популярным для россиян остается пляжный отдых, организация которого требует серьезного повышения качества услуг, оборудования пляжных территорий, обеспечения комфорта и безопасности. Здесь большой потенциал для развития в южных регионах.

    Необходимо активнее развивать ставшие популярными круизный и спортивный туризм, а также разрабатывать новые, такие как экстремальный и экологический виды туризма.

    Максимально учитывая специфику территорий, указанные виды туризма способствуют созданию новых рабочих мест, развитию смежных отраслей экономики (таких как: транспорт, связь, торговля, народные промыслы), обеспечивают рост поступлений в региональные бюджеты.

    Практически любой регион России обладает ресурсами, которые могут быть использованы в туристских целях, однако, потенциал в каждом регионе индивидуален.

    Важным аспектом формирования положительного образа России является совершенствование визовой политики. Следует продолжить работу по облегчению визового режима для интуристов, прибывающих в Россию из безопасных в миграционном плане стран.

    Финансирование со стороны государства работ по созданию объектов инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов коммуникациями, установление благоприятного экономического режима - это важные факторы для привлечения инвестиций в туризм.

    Особого внимания требует решение вопроса обеспечения безопасности российских туристов за рубежом, для чего необходимо внести ряд изменений в межправительственные соглашения, подготовить планы совместных действий и открыть представительства Ростуризма за рубежом.

    Необходимо приступить к формированию системы отраслевых показателей, созданию национальной системы статистического учета в отрасли, которые позволят государству, инвесторам, субъектам бизнеса принимать обоснованные решения по вопросам эффективности деятельности и прогнозированию развития секторов туристской индустрии.

    Саморегулируемые организации должны сыграть важную роль в формировании цивилизованного рынка туристских услуг, направив усилия на повышение качества услуг, создание конкурентной среды, формирование механизмов защиты прав, как туркомпаний, так и их клиентов.

    Министерство поддерживает инициативу по объединению туристских компаний в профессиональные саморегулируемые организации и готово активно взаимодействовать с ними, а также с профсоюзными и общественными объединениями, развивая и углубляя государственно-частное «честное» партнерство.

    Таким образом, эффективное решение вышеперечисленных задач позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.


















    Глава III. Перспективы развития отечественного туризма


    §1. Проблемы туризма в России


    Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому направлению имеет все основания для развития большинства видов туризма.

    На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

    Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодежный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

    Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

    - новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

    - упрощение порядка выезда;

    - расширение внешних деловых контактов;

    - увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

    - доступность цен на выездные туры;

    - большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

    Развитию туризма был нанесен существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса в августе 1998г. Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

    Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

    Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

    В 2013 году гостиницы России обслужили 16,6 млн. граждан страны, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха - 8,5 млн. чел.

    Анализируя ситуацию на потребительском рынке в России, можно отметить, что имеют место следующие тенденции, влияющие на развитие туризма: старение российского населения; увеличение числа пенсионеров; урбанизация; обновление и изменение традиционных ценностей, в том числе и отношения к отдыху; возрастающая активность молодых людей в достижении своих целей, карьеры; вовлеченность в туризм работающих женщин; интерес россиян к жизни народов других регионов и стран. Все это является характерным именно для российского туризма, присущей только ему особенностью развития.

    Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. По оценкам специалистов ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов, а не 7 млн., как в настоящее время. Изучив источники, и проанализировав информацию, полученную из них можно сделать вывод о том, что основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

    - недостаточность рекламы и правдивой информации, в том числе присущий России образ как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ;

    - сложность получения российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении;

    - неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса (2*-3*) с современным уровнем комфорта;

    - невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;

    - несоответствие цены и качества размещения в гостиницах;

    - отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктур;

    - невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

    - несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин).




    §2. Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику России


    Всемирный совет по туризму и путешествиям (World Travel Tourism Council) #"justify">В России существует множество коммерческих и бюрократических структур, консультантов и аналитиков, занимающихся «высокой наукой» в самых разных областях, включая туристическую индустрию. И все равно, приходится доказывать, что туризм -- очень выгодная, прогрессивная сфера человеческой жизнедеятельности. Некоторые развитые в этом отношении государства получают доходы от въездного туризма, сопоставимые с тем, что наша страна имеет от продажи сырьевых ресурсов. Не говоря о том, какой эффект туризм дает с точки зрения решения социальных проблем, в первую очередь - занятости населения.

    Отчет, составленный WTTC и его партнером Оксфордским центром экономического прогнозирования (OEF), содержит наиболее подробный из когда-либо предлагавшихся анализ индустрии туризма Российской Федерации. В нем представлены практически все аспекты спроса. Это позволяет сравнивать ситуацию в отрасли с ситуацией в других секторах экономики и страны в целом.

    В основных выводах и рекомендациях WTCC говорится о том, что туризм может и должен для нашего промышленно ориентированного государства стать одной из основных статей наполнения бюджета. В следующем десятилетии России предсказывают место одной из ведущих стран в сфере путешествий. Ее несравненные природные достопримечательности, история и богатство культурного и этнического пластов давно удивляют остальной мир, отчасти еще и потому, что долгие годы все это тщательно скрывалось за железным занавесом.

    Шансы стать гостеприимной страной у нас очень велики. Но для того чтобы получить максимальную отдачу от туристической отрасли, потребуется решить массу проблем. Нужно участие государства, более активное вмешательство правительства. Что-то в России уже начали делать, проблема сдвинулась с мертвой точки, и это обстоятельство отмечают консультанты WTTC.

    Длярешения проблем вобласти туризма ивыработки нового видения WTTC предлагает выполнить три условия:

    1) российское руководство обязано придать сфере туризма ипутешествий приоритетный статус;

    2) предприниматели должны соотносить интересы бизнеса снуждами людей, культуры иокружающей среды;

    3) всем участникам процесса развития туриндустрии необходимо разделять цель долгосрочного роста ипроцветания.

    Всоответствии свыводами исследования туристская отрасль имеет огромные возможности влияния набудущее экономического исоциального развития России. Ключевые данные, собранные WTTC впечатляют. Висследовании WTTC изложены следующие рекомендации правительству нашей страны иорганизациям, определяющим политику развития туристической отрасли:

    - разработать новую программу развития отрасли;

    - адекватно финансировать отрасль ипредоставить Федеральному агентству потуризму полномочия, чтобы возглавить кампанию помаркетингу иразвитию турпродукта;

    - осуществить стратегическую разработку иинвестирование вразвитие бренда «Россия», продвигаемого нарынок спомощью конкурентоспособной маркетинговой ирекламной кампании каквнутри страны, такизарубежом;

    - ускорить создание особых экономических зон дляразвития туризма;

    - уменьшить количество бюрократических процедур, скоторыми сталкиваются приезжающие внашу страну гости;

    - ускорить проведение программы модернизации аэропортов, железных дорог ипортов дляобеспечения развития отрасли врегионах;

    - усилить работу поподготовке профессиональных кадров.

    ля России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

    Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти человек. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.

    Таким образом, туриндустрия России еще далека от совершенства и находится в стадии развития. Она станет более цивилизованной и приближенной к проверенным западной практикой образцам, когда ассоциации и объединения туроператоров и турагентов будут думать не только о собственной выгоде и честной политике взаимодействия друг с другом, но и о защите прав потребителя и качестве предоставляемых ему услуг. У России есть большой потенциал развития туризма, но для этого нужна огромная поддержка государства.

    Международное неравенство в секторе туризма значительно. Для достижения равнозначного успеха в мире новые подходы поощрения развития туризма должны базироваться на международной кооперации. Следовательно, кооперация и соглашения между ключевыми компонентами туризма должны гарантировать будущее развитие индустрии. Туризм в новом тысячелетии станет важным фактором развития человечества в целом и мировой экономики в частности.

    Заключение


    Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

    Туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.

    Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

    1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

    2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

    3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

    4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.

    Задача туристского бизнеса производство и реализация туристского продукта и услуг, доступных широкому кругу потребителей с различным уровнем дохода и при этом решение проблем клиентов, создание комфорта и забота об условиях их труда и отдыха. Для успеха туристского бизнеса очень важен анализ особенностей туристских потоков. Для его осуществления производится классификация туризма по различным признакам: по географическому признаку, цели поездки, направлениям туристических потоков, способам передвижения и т.п.

    По географическому принципу выделяется два вида туризма: внутренний и международный.

    Туризм внутренний путешествие с туристическими целями граждан страны в пределах границ своего государства без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы и туристскими формальностями. Национальная валюта, язык, документы остаются прежними. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на туризм.

    Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством туризма пытаются решить проблемы платежного баланса. Приезжающие иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название «активного туризма». Выезд туристов сопровождается оттоком национальной валюты. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны экспортера туристов, а сам туризм именуется «пассивным». По направлению туристского потока выделяется въездной и выездной туризм.

    Туризм въездной путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью.

    Туризм выездной путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с аналогичными целями без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране.

    По целям поездки туризм делится на: рекреационный, оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой, научный, спортивный, паломнический, ностальгический, экотуризм и т.д.

    Как правило, с повышением значимости туризма в экономике страны увеличивается и внедрение государства в индустрию через министерство с соответствующими полномочиями или посредством участия различных международных организаций. Флагманом международного туризма является Всемирная туристская организация (ВТО).

    Как правило, в туристских государствах создаются министерства по туризму, особенно в островных странах. Однако некоторые из них имеют либо государственный департамент по туризму, который подчиняется Министерству экономики, либо департамент внешней торговли, либо, туристский отдел в рамках Министерства по делам молодежи, спорта и развлечений. В государствах с децентрализованной властью туризм находится в подчинении местной администрации. Случается и так, что обязанности по развитию туризма делят между собой федеральное правительство и управление территориальным образованием.

    Российский туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего этапа является в некоторой степени кризисное состояние внутреннего и въездного туризма России. И все же в последнее время развитию туризма в нашей стране уделяется все больше внимания.

    Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое, проникая во все сферы нашей жизни, изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматривали его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений, единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

    Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими и культурными аспектами.

    Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу. Наблюдалось постепенное развитие различных видов туризма. Теперь это уже был не только отдых и лечение, но также: деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодежный, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и многое другое.

    По мере развития этой отрасли создается мощная туристская инфраструктура. Из хижин и приютов отдыхающие постепенно перебираются в комфортабельные гостиничные комплексы. Совершенствуется материально-техническая база.

    Развитие транспортных средств приводит к такому явлению, как массовый туризм. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия, повышает спрос на туристские услуги. Развитие набирает как элитный туризм (для состоятельных слоев населения) так и экскурсионный (рекреационный) для интеллигенции и трудящихся.

    Заметно повышается качество туристских услуг и обслуживания. Устанавливается регулирование административно - правовых норм в туризме. Не отстает и информационное обеспечение туристского бизнеса: все чаще издаются газеты, печатаются журналы, буклеты, организуются выставки различной направленности.

    Выявив общие закономерности возникновения и становления отечественного туризма, а также рассмотрев перспективы его дальнейшего развития можно судить о том, что Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы стать втечение следующих десяти лет одной изведущих стран мира всфере туризма ипутешествий.


    Список источников и литературы


    1. Батонишвили И. П. Рукопись Калмасобо. - Грузия: ИДГиК, 1978.
    2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.: Невский фонд, 2015.
    3. Добролюбов Н.А. Сборник сочинений. - М.: Логос, 2014.
    4. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
    5. Дьякова Р.А. История экскурсионного дела в СССР. - М.: ЦРИБ «Турист», 1981.
    6. Ильина Е.И. Основы туристской деятельности - М.: Гардарики, 2013.
    7. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2016.
    8. Курилова В. И. Туризм. - М.: Просвещение, 2014.
    9. Сенин В. С. Введение в туризм. - М.: Большая Энциклопедия, 2014.
    10. Шаповал Г.Ф. История туризма. М.: Экоперспектива, 2014.












Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Туризм в России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.