Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Турпродукт

  • Вид работы:
    Другое по теме: Турпродукт
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    13.05.2017 15:11:46
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТУРПРОДУКТОВ

    1.1 Турпродукт: виды, уровни, стадии создания

    1.2 Свойства и особенности туруслуг и турпродукта

    2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРПРОДУКТОВ ДЛЯ ЛИЦ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

    2.1 Особенности проектирования турпродуктов для лиц с дополнительными потребностями

    2.2 Разработка тура для лиц с дополнительными потребностями

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



















    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность темы исследования. Одним из важных способов в практике реабилитации лиц с ограниченными возможностями становится туризм, который способствует развитию способностей, навыков, компетенции, интеграции в социальную жизнь. Сектор туризма представляет собой существенный недоиспользованный национальный ресурс, который должен превратиться в серьезный источник оздоровления общества.

    Сегодня с учетом совершенствования организации туризма все большее число инвалидов предпочитают проводить свободное время - как отдых, в путешествии, на туристских базах и т.д.

    В настоящее время основными направлениями туризма для инвалидов в Российской Федерации являются спортивно-оздоровительный и экскурсионный виды туризма, как более простые и доступные. Они приближают инвалидов к жизненному пространству здоровых людей и способствуют их психологической реабилитации. Пребывание на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки и другие факторы туризма способствуют укреплению здоровья.

    Социальная значимость любого вида туризма проявляется в духовном и физическом развитии личности через знакомство с культурой, краеведением и оздоровительном влиянии природных факторов на организм человека. Удовлетворение потребностей человека в отдыхе, духовном развитии и восстановлении физических сил являются базовыми функциями туризма, а значит, имеют четкую социальную направленность, поэтому к понятию «социальный» можно отнести многие виды туризма, включающие в свою сферу все социальные и возрастные группы населения. Опыт организации и проведения социальных туров необходимо распространять среди профессионалов турбизнеса, вовлекая в этот процесс как можно большее количество специалистов сферы туризма и сервисных услуг.

    Таким образом, туризм является составной частью социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и непосредственным образом связан с интеграцией, которая представляет собой процесс подготовки и результат готовности инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовностью общества принять инвалида, с другой.

    Степень разработанности проблемы. Вопрос создания турпродуктов для лиц с дополнительными возможностями на данный момент остается на наш взгляд недостаточно разработанным в научной литературе. Касаясь взаимодействия лиц с дополнительными возможностями с окружающей его культурной средой, формированиемнавыковобщения для интеграции в общество, а также разработке туров для таких лиц большое значение имеют труды таких отечественных и зарубежных исследователей Азар В.И., Балабанов А. И., Зуева Г.Л. Ломакин В. И., Чурбанова Т.

    Объектом работы является проектирование турпродуктов. Предмет работы - проектирование турпродуктов для лиц с дополнительными потребностями.

    Цель работы разработка тура для лиц с дополнительными потребностями.

    Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

    - изучить виды, уровни и стадии создания турпродукта;

    - проанализировать свойства и особенности туруслуг и турпродукта;

    - выявить особенности проектирования турпродуктов для лиц с дополнительными потребностями;

    - разработать тур для лиц с дополнительными потребностями.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

    1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТУРПРОДУКТОВ

    1.1 Турпродукт: виды, уровни, стадии создания


    Каждый человек, собирающийся в путешествие и желающий воспользоваться услугами турфирмы, сознает он это или нет, формулирует для себя общую цель будущего путешествия, которая определяется его туристскими потребностями. Поэтому, выбирая из огромной массы предлагаемых турфирмами турпродуктов конкретный турпродукт, он вольно или невольно анализирует, в какой степени тот или иной турпродукт отвечает этой цели. Именно цель путешествия является тем признаком и критерием, который соединяет в единый комплекс совершенно разнородные услуги и товары. Поэтому мы и даем следующее определение термина «турпродукт»:

    Турпродукт это комплекс услуг и товаров, объединенных общей целью путешествия.

    Теперь понятно, что создаваемый турпродукт может быть экономически привлекательным для туроператора только в том случае, когда он удовлетворяет туристские потребности достаточно большого числа потенциальных потребителей такого турпродукта. А это происходит в том случае, когда цель создаваемого турпродукта соответствует цели потребителя.

    Следовательно, одна из проблем создания нового для туроператора турпродукта выявление туристских потребностей потенциальных потребителей данного турпродукта.

    Для того чтобы удовлетворить любой побудительный мотив туризма желание отдохнуть, подлечиться, познакомиться с новой для себя культурой, образом жизни, желание испытать себя в экстремальных условиях, удовлетворить религиозные и иные туристские потребности, человеку требуется целый комплекс услуг и товаров, называемый туристским продуктом /турпродуктом/.

    Итак, с одной стороны, видим созданный на данном курорте огромный комплекс услуг и товаров, с помощью которых турист может достичь целей отдыха, оздоровления, развлечения, интеллектуального развития.

    С другой стороны, турфирма предлагает и гарантирует ему совсем небольшой набор услуг, который сотрудник турфирмы называет туром или турпродуктом.

    Так что же такое в данном случае турпродукт, обепечивающий на конкретном морском побережье отдых, оздоровление, развлечения и интеллектуальное развитие? Это все многообразие курортов, средств размещения, вариантов питания, видов развлечения, предлагаемых сувениров и других товаров? Или же турпродукт - это тот небольшой набор услуг, за право пользования которым в определенный промежуток времени платит покупатель?

    Турпродуктом является и то и другое, но важно понимать, чем отличаются эти турпродукты.

    Туризм в зависимости от цели путешествия делится на несколько видов: - рекреационный; - познавательный; - деловой и т. д. Соответственно, и набор услуг, то есть турпродукт, отвечающий тем или иным целям, можно в соответствии с целями туризма отнести к рекреационному турпродукту, познавательному, деловому и т. д.

    То есть можно рассматривать различные виды турпродукта, отличающиеся целями путешествия.

    В зависимости от цели турпродукта, он относится к одному из видов туризма. Поэтому описывая далее мероприятия по проектированию турпродукта, мы подразумеваем, что речь идет о каком-то конкретном виде турпродукта и все описываемые мероприятия относятся к этому конкретному виду. Под этим видом читатель может подразумевать любой интересующий его вид турпродукта.

    Именно наличие общей цели придает любому турпродукту новые свойства, качественно отличающие его от простой суммы свойств всех входящих в него услуг и товаров и позволяющие удовлетворять туристские потребности потребителей.

    Как видно из приведенного выше примера, в общем случае турпродукт данного вида рекреационный с элементами познавательного - даже в одной конкретной дестинации представляет собой огромный набор услуг и товаров, которые могут быть предложены покупателю в этой дестинации.

    Такой турпродукт можно назвать общим рекреационным турпродуктом данной дестинации.

    По отношению к нему рекреационный турпродукт на базе одного конкретного курорта можно назвать частным рекреационным турпродуктом этого курорта.

    Можно говорить о рекреационном турпродукте конкретного средства размещения. Этот турпродукт является частным по отношению к турпродукту всего курорта, но общим по отношению к турпродукту на базе номеров одного типа в этом средстве размещения. И, наконец, можно говорить о турпродукте, то есть комплексе услуг на базе конкретного номера.

    Таким образом, понятие частного и общего турпродукта относительны. Данный турпродукт может быть общим по отношению к такому другому турпродукту, который, во-первых, является турпродуктом такого же вида и, во-вторых, содержит меньшее количество вариантов услуг.

    Следовательно, можно говорить о разных видах турпродукта и о нескольких уровнях турпродукта данного вида.

    В приведенном выше примере рекреационного турпродукта такими уровнями этого турпродукта являются:

    - рекреационный турпродукт на уровне конкретного номера в данном средстве размещения;

    - рекреационный турпродукт на уровне всех номеров данного типа в данном средстве размещения;

    - рекреационный турпродукт данного средства размещения /на уровне всех номеров, имеющихся в данном средстве размещения/;

    - рекреационный турпродукт данного курорта /на уровне всех средств размещения этого курорта/;

    - рекреационный турпродукт данной дестинации, страны и т. д.

    Поскольку турфирма также предлагает некий турпродукт, можно говрить о турпродукте данной турфирмы.

    Любой вид турпродукта создается на основе общей цели этого турпродукта. В конкретном виде турпродукта, как правило, есть одна услуга, воплощающая в себе общую цель именно этого продукта. Эту услугу мы называем базовой услугой.

    Базова услуга /или турообразующая услуга/ данного турпродукта - услуга, которая воплощает в себе общую цель именно этого турпродукта и определяет формирование всего набора остальных услуг.

    В случае рекреационного турпродукта, общая цель которого отдых и оздоровление при проживании в необходимых туристу условиях, - такой базовой услугой является услуга размещения в конкретной дестинации. Понятие услуги размещения, как проживание в необходимых туристу условиях, в рекреационном туризме включает свойства климата выбираемого курорта, наличие тех или иных природных объектов море, озеро, горы и т. п., расположение средства размещения, уровень комфортности номеров и т. п.

    Выбором именно этой услуги турист достигает основную цель своей поездки отдых и оздоровление. Именно эта услуга диктует выбор всех остальных услуг доставка туриста в дестинацию, в которой находится выбранный туристом курорт и средство размещения; - трансфер к тому средству размещения, которое выбрал турист; - питание, привязанное именно к этому средству размещения и т. д. То есть именно эта услуга определяет формирование всего остального комплекса услуг и товаров. Поэтому в данном примере именно услугу размещения называют турообразующей услугой. Все остальные услуги, включаемые в рекреационный турпродукт, носят подчиненный, вспомогательный характер. Доставка туриста в дестинацию, содержащую выбранную услугу размещения, трансфер к месту оказания этой услуги, питание туриста каждая из этих услуг важна и при правильном выборе способствует достижению общей цели, но ни одна из них не воплощает в себе эту цель и ни одна из этих услуг не определяет подбор остальных.

    В случае познавательного экскурсионного турпродукта, общей целью которого является знакомство с определенными объектами, событиями, явлениями, личностями, базовой является услуга знакомства с определенными объектами, событиями, явлениями, личностями / это знакомство может иметь форму показа объектов, рассказа о них, дегустации и т. п./.

    В спортивном турпродукте (пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, яхтинг, дайвинг и т. п.), общей целью которого является единение с природой в преодолении препятствий, базовой услугой является услуга единения с природой в условиях преодоления препятствий. И т. д.

    В случае комбинированного турпродукта, - например, рекреационно-познавательный продукт базовых услуг столько, сколько видов туризма объединяет этот турпродукт. В данном примере их две: услуга размещения и услуга знакомства с определенными объектами, событиями и т. п.

    Базовая услуга данного турпродукта, как правило, бывает представлена многочисленными конкретными вариантами.

    Конкретный вариант базовой услуги назовем элементарной базовой услугой данного турпродукта. Совокупность элементарных базовых услуг в данном виде турпродукта создает общую базовую услугу.


    1.2 Свойства и особенности туруслуг и турпродукта


    К потребительским услугам мы относим услуги, которые окружают нас в повседневной жизни: - услуги общественного транспорта, торговли, услуги связи, бытовые услуги, услуги правового характера, банков и страховых компаний, коммунальные, услуги в системе образования и многие другие услуги.

    Где создаются потребительские услуги? Они создаются в местах постоянного проживания людей: в городах, селах и других населенных пунктах.

    А где создаются туристские услуги? Например, отдых на море, экскурсии по природным заповедникам или памятникам культуры?

    Они создаются только там, где действует тот или иной определяющий фактор развития туризма. К определяющим факторам, то есть движущим силам развития туризма относят те, которые в сознании потребителя определяют туристскую привлекательность того или иного региона. К таким факторам относят природно-климатические, культурно-исторические и географические факторы.

    Итак, видим, что уже на этапе создания туруслуг появляется определенная специфика, отличающая туруслуги от обычных потребительских услуг:

    если потребительские услуги создаются по принципу места проживания человека-потребителя, то туристские услуги создаются по принципу наличия одного или нескольких определяющих факторов развития туризма. Это, в свою очередь, влечет за собой особенности на этапе потребления туруслуг.

    Если сравнивать турпродукт как комплекс туруслуг с потребительскими услугами, то можно обнаружить следующее:

    Любая потребительская услуга удовлетворяет какую-то потребность человека и представляет самостоятельную ценность: - в химчистку вы сдаете костюм для того, чтобы вернуть ему чистый вид; - в справочном бюро вы получаете интересующую вас информацию и т. д.

    Особенностью туруслуг является то, что отдельно взятая услуга не удовлетворяет туристскую потребность человека.

    Например, если у человека появилась потребность в отдыхе и оздоровлении, ему понадобится целый комплекс правильно подобранных услуг:

    - это доставка туриста в нужное место в нужное время;

    - это услуга трансфера от аэропорта или железнодорожного вокзала до средства размещения;

    - это услуга размещения;

    - это предоставление питания;

    - это диагностические и лечебные процедуры, позволяющие туристу поправить свое здоровье;

    - это услуги экскурсионных бюро;

    - это, наконец, предоставление подробной информации о месте нахождения различных объектов инфраструктуры выбранного курорта.

    Если такому туристу вы предложите только место в гостинице, а вопросы, связанные с остальными его потребностями доставка к месту отдыха, питание, лечение и т. п., он должен будет решать самостоятельно, он, почти наверняка, никогда не купит у вас путевку.

    Т. е. если придя в обычный магазин, покупатель может купить один вид товара и довольный идти домой, то когда этот же покупатель приходит в турфирму, чтобы решить вопрос своего путешествия, возникает проблема формирования целого комплекса туруслуг, способного удовлетворить потребность этого человека.

    Проблему формирования различных комплексов туруслуг для различных покупателей решают операторские турфирмы.

    В потреблении туруслуг, турпродукта тоже есть своя специфика, отличающая их от обычных продуктов, товаров или потребительских услуг. О нематериальности, а, следовательно, о неосязаемости услуг мы уже говорили.

    Обычный продукт или товар доставляется торгующей организацией практически в любой населенный пункт страны, то есть, товар движется к потребителю. То же можно сказать и об обычных потребительских услугах.

    Первая особенность туруслуг на стадии потребления состоит в том, что они не могут доставляться потребителю и сам потребитель должен быть доставлен к месту производства туруслуг, т. е. потребление любой туруслуги происходит в месте производства этой услуги.

    Например, любой морской курорт расположен на море и для того, чтобы турист мог воспользоваться услугами этого курорта, его необходимо туда доставить.

    Второй особенностью потребления туруслуг является ограниченность туриста в сроках пребывания в местах потребления туруслуг, т. е. на курорте или в экскурсионной поездке.

    Этот фактор побуждает туриста интенсифицировать свое времяпрепровождение на отдыхе или, выражаясь житейским языком, порождает стремление туриста «взять от жизни все»: не только покупаться и позагорать, но и после обеда, когда на пляже жарко, съездить на экскурсию в горный заповедник, успеть вернуться к ужину, после ужина на дискотеке познакомиться с симпатичной девушкой, пригласить ее в ресторан, да еще успеть после ресторана на романтическую ночную прогулку по морю.

    Эта интенсификация отдыха туриста порождает необходимость очень высокого уровня организации как производства, так и предоставления туруслуг.

    Например, экскурсия в заповедник должна быть не только интересной и увлекательной, но должна уложиться в строго оговоренный интервал времени, иначе турист опоздает на ужин, сорвутся его планы и отдых будет испорчен.

    Важное свойство любой туруслуги - любая туруслуга начинает существовать только в момент ее предоставления потребителю.

    Услуга «Размещение клиента в гостинице «Хилтон» в Лондоне становится реальной только тогда, когда клиент вошел в номер. Услуга «Обзорная экскурсия по Москве» становится реальной, когда туристы услышали первые слова экскурсовода.

    Можно сказать, что туруслуга создается в процессе ее предоставления, т. е. имеет место неразрывность производства и потребления туристских услуг.

    Именно эта неразрывность производства и потребления туруслуги создает еще одно свойство туруслуги: качество любой туруслуги потребитель может оценить только после получения этой услуги.

    Так, покупая тот же холодильник или телевизор, вы можете осмотреть именно тот, который вам понравился, проверить его работоспособность, выбрать расцветку и т. п. Находясь же в турфирме и выбирая себе пансионат, вы в лучшем случае видите не сам пансионат и конкретные номера, а лишь фотографии пансионата и каких-то номеров в нем. То есть вы не можете живьем увидеть предлагаемое вам благо и оценить его качество. При этом по фотографиям у вас создается какое-то свое представление об этом пансионате. Приехав же на место и поселившись в предоставленном вам номере, вы скорее всего обнаружите немало нюансов, о которых в турфирме вам никто не говорил и о которых вы сами и не подозревали.

    Например, звукоизоляция стен и потолков в пансионате такая, что вы невольно слышите все разговоры в соседних номерах; улица, на которую выходят окна и балкон вашего номера, насыщена транспортом шум, запах выхлопных газов; так называемый «шведский стол» на завтраки предлагает очень небольшой и унылый ассортимент блюд. И т. д. и т. п. И уже через день пребывания в таком отеле у туриста складывается впечатление совсем иное, чем было в турфирме.

    Еще сложнее с такими услугами, как экскурсия. Известно, что качество экскурсии определяется не столько самими экскурсионными объектами, сколько экскурсоводом, и сидя в офисе эти качества будущего экскурсовода проверить совершенно невозможно.

    Описанное свойство туруслуг нередко оборачивается неприятностями как для туриста, так и для туроператора. Турист может быть разочарован в прошедшем туре, поскольку его впечатления не совпали с его ожиданиями, возникшими при чтении рекламных, информационных материалов и при общении с сотрудником турфирмы. А туроператор может получить рекламацию и требование возврата денег из-за несоответствия реального качества предоставленных услуг описанному в рекламных материалах фирмы.

    Поскольку качество туруслуги турист может оценить только в процессе получения этой услуги, сложно сравнить по качеству предложения одной и той же услуги разных турфирм.

    В отличие от товара, необходимый уровень качества которого производитель может обеспечить до предоставления этого товара потребителю, у производителя туруслуги нет возможности исправить брак в обслуживании до предоставления туруслуги туристу и устранить негативные последствия этого брака.

    Действительно, качество любой материальной продукции можно контролировать как в процессе ее производства, так и по окончанию производства. И, следовательно, предоставлять потребителю продукцию определенного уровня качества. В то же время, производство туруслуги происходит одновременно с ее потреблением. Это приводит к тому, что, например, небрежность или грубость, непрофессионализм одного сотрудника гостиницы, проявленные в общении с туристом, могут создать у последнего негативное впечатление от услуги, в создании которой принимают участие сотни людей. И, если даже за этим последуют извинения администрации, негативное впечатление останется и турист передаст его своим друзьям и знакомым, что для гостиницы приведет к потере потенциальных клиентов.

    Исследования показывают, что негативные для производителя последствия потеря потенциальных клиентов, связанные с воздействием на окружающих недовольным клиентом, оказываются в три-четыре раза сильнее, чем позитивные последствия приобретение новых потенциальных клиентов, обусловленные клиентом удовлетворенным.

    Описанные свойства туруслуг обусловлены тем, что процесс создания и потребления этих услуг неотделим от самого туриста.

    Это видно из приведенных выше примеров. Это наглядно видно и на примере любой экскурсии. Пока экскурсия не началась, она существует виртуально - в описании и в представлении ее создателей. И в реальную экскурсию она начинает превращаться по мере того, как экскурсовод показывает туристам все новые объекты и рассказывает о них. Таким образом, экскурсия создается в присутствии туристов и, одновременно, воспринимается, то есть потребляется ими.

    И, наконец, несохраняемость туруслуг во времени. Это свойство проявляется в том, что туруслуга, не предоставленная в запланированный момент времени, пропадает и уже никогда не может быть предоставлена в этот период времени. Незаполненное место в улетающем самолете означает, что одна услуга авиаперелета на данном рейсе пропала и оказать ее уже невозможно, то есть невозможно заполнить это место в уже улетевшем самолете.

    Если туроператор не смог продать три путевки на автобусный экскурсионный тур, начинающийся сегодня, это означает, что три набора услуг безвозвратно пропали: пропали три услуги перемещения на автобусе, три услуги размещения в отелях и т. д.

    Несохраняемость туруслуг обусловлена тем, что туристу, оплатившему право пользоваться данной туруслугой, это право предоставляется только на конкретный промежуток времени и, соответственно, услуга привязана к определенному моменту времени, когда должно начаться оказание этой услуги. В силу этого, если данная туруслуга до определенного момента не находит своего покупателя на конкретный промежуток времени, возможность оказания услуги в этот промежуток времени исчезает навсегда.

    Свойство несохраняемости туруслуг накладывает жесткие требования на их реализацию. Ведь создавая массовый турпродукт, туроператор предварительно оплачивает определенное количество мест в средствах доставки туристов в дестинацию и в средствах размещения. Эти платежи, как правило, являются невозвратными и, следовательно, каждое незаполненное место оборачивается для туроператора убытками.

    В этом туруслуги напоминают скоропортящиеся продукты питания, на которых указан крайний срок их реализации. При достижении этого срока данный продукт должен быть изъят из продажи и уничтожен, хотя независимость продукта от потребителя толкает продавца на нарушение этого правила. В случае же туруслуги, потребление которой неотделимо от туриста, отсутствие туриста, который оплатил бы эту услугу, автоматически означает безвозвратную утрату этой услуги.







    2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРПРОДУКТОВ ДЛЯ ЛИЦ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

    2.1 Особенности проектирования турпродуктов для лиц с дополнительными потребностями


    Практика проведения туров для лиц с дополнительными потребностями показала, что их организация имеет свою специфику. Особенно это выражается в работе с ограниченно дееспособными лицами, в том числе с инвалидами. Эффективность этой работы напрямую зависит от наличия и развития соответствующей инфраструктуры.

    Также мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для инвалидов-туристов пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Так, за последние 20 лет число туристов среди граждан пенсионного возраста заметно увеличилось. Сегодня наиболее активными туристами в европейских странах являются лица старше 60 лет. Это лишь подтверждает правило - наличие изобилия разнообразных туристских услуг по доступным ценам, сразу повышает платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах.

    Сегодня социокультурная реабилитация инвалидов и людей пожилого возраста рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи этой категории граждан в достижении и поддержании оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом. Это наиболее полно интегрирует их в общество, обеспечивая тем самым позитивные изменения в образе жизни.

    Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов, пенсионеров и малоимущих слоев населения является туротерапия - социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности.

    Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом их доступностидля людей со специальными нуждами - все это позволит создать равные возможности для осуществления права ограничено дееспособных граждан на отдых и приобщения их к культурным ценностям. Далее представлены основные особенности проектирования турпродуктов для лиц с дополнительными потребностями.

    1. Транспорт.В целом для социального туризма может применяться любой вид транспорта, отвечающий требованиям комфортности и безопасности. В зависимости от программы тура, используются различные его виды: автобусы туристского класса, железнодорожные и авиационные средства передвижения, речные и морские виды пассажирского транспорта, а также виды легкового автотранспорта.

    Автобусы экскурсионного класса должны быть оснащены системой кондиционирования воздуха, аудио- и видеосистемой, анатомическими сидениями с регулируемой спинкой и отвечать самым строгим требованиям для комфортного и безопасного путешествия.

    При этом необходимо учитывать, что инвалиды, которые имеют явно выраженные физические ограничения (нарушения функций опоры и передвижения, ориентации, координации), порой не могут самостоятельно пользоваться средствами технического оснащения. В этой связи рекомендуется водителю или экскурсоводу перед началом маршрута в обязательном порядке провести инструктаж о правилах безопасности во время движения автобуса, проинформировать о наличии средств его технического оснащения и проинструктировать по их применению и использованию. В случае если турист (экскурсант) не может самостоятельно использовать техническое средство, например отрегулировать спинку пассажирского сидения или включить/выключить систему кондиционирования, его следует предупредить о том, что он может обратиться за помощью к соседу или к лицу, сопровождающему группу инвалидов.

    Водитель обязан иметь аптечку, о чем также необходимо проинформировать туристов (экскурсантов).

    Другую проблему составляют высокие подножки транспортных средств, узкие двери, а также отсутствие дополнительных средств безопасности и конструкций - пандусов, поручней и подъемников, что создает антикомфортные условия путешествия для лиц с ограниченной дееспособностью (инвалидов и людей пожилого возраста). При посадке в автобус, выходе из него, а также при ускорении и замедлении движения транспорта, отсутствие таких средств или ограничение в оснащении ими автобуса, может привести к несчастному случаю.

    Помня об этом, организаторам тура (экскурсии) при выборе автобуса следует обращать внимание на его конструкцию и оснащенность средствами безопасности. Тем не менее на туристском маршруте следует использовать автобусы, оснащение которых максимально приближено к основным рекомендациям для комфортного обслуживания лиц с физическими ограничениями.

    Также следует проинформировать о расположении мест общего пользования и наличии дополнительных услуг.

    Путешествия инвалидов на борту пассажирского судна должны проходить не только при участии экскурсовода (гида), но и в обязательном порядке при участии сопровождающих лиц.

    2. Размещение и питание. При выборе гостиниц и других средств размещения во время организации тура для лиц с ограниченной дееспособностью, в основном это касается людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, туроператор должен учитывать наличие в них лифтов, пандусов и специально оборудованных номеров проживания.

    Также важно, чтобы коллективные средства размещения (далее - КСР) имели в составе квалифицированного обслуживающего персонала специалистов, прошедших подготовку по работе с инвалидами.

    Если такие специалисты отсутствуют, то туроператорам или турагентам рекомендуется предупредить администрацию КСР о степени и категории инвалидности их клиента, если он относится к инвалидам по зрению, слуху или передвигается с помощью кресла-коляски или других вспомогательных средств. Это позволит заранее предусмотреть необходимый сервис: повышенное внимание персонала, выбор удобного месторасположения номера и этажа проживания, бесплатный трансфер (если только услуга не включена в стоимость турпакета), другие дополнительные услуги и т. п.

    Услуги питания чаще не являются отдельным элементом турпакета, так как в основном представляют собой часть услуг размещения.

    В любом случае, организатор тура или экскурсионной программы должен учитывать, что человек обязан принимать пищу через каждые 3 часа. Чтобы голод не поглощал все внимание туристов даже на непродолжительном маршруте очень важно соблюдать правильный режим питания.

    Желательно перед началом экскурсии обеспечить каждого ее участника так называемым «карманным питанием» либо заранее порекомендовать участникам экскурсионного тура самостоятельно побеспокоиться о нем. В «карманное питание» могут входить простая чистая вода, сухофрукты, печенье, конфеты, йогурт, сыр (10-15% суточного рациона питания человека).

    «Сухой паек» (30-35% суточной калорийности питания), выдаваемый на продолжительных туристических маршрутах, предпочтительно должен включать высококалорийную жирную и сладкую пищу. Жирные продукты (колбаса, сало, мясные и рыбные консервы) в сочетании с углеводосодержащими продуктами (халва, вафли, щербет, экстракты, соки), с одной стороны, быстро восстанавливают силы человека за счет углеводов, а с другой - позволяют ему не испытывать чувства голода до ужина.

    Все продукты нуждаются в правильной упаковке. Она должна быть удобной и обеспечивать сохранность продуктов. Прием пищи осуществляется при полной остановке экскурсионного автобуса. Во время приема пищи используется одноразовая посуда. Очень важно, чтобы использованную упаковку и одноразовую посуду можно было бы легко собрать и утилизировать, не нанося вреда природе. Для этого остатки пищи и использованную посуду необходимо собрать в заранее приготовленный для этих целей целлофановый пакет и перенести в специально отведённое в транспорте для этих целей место. Если транспортное средство располагает специализированными контейнерами для сбора мусора, например, как в автобусах экскурсионного класса, где они крепятся к задней стенке пассажирского кресла, то пакет с мусором убирается в контейнер. Необходимо следить, чтобы экскурсанты не оставляли после себя мусор в местах пребывания. Экскурсовод обязан перед началом маршрута проинформировать участников тура о правилах приема пищи и утилизации мусора, а также предупредить о времени санитарных остановок.

    Обслуживание участников тура по питанию на длительных маршрутах должно проходить в специализированных местах общественного питания. Для организации такого питания на длительном маршруте его организатор обязан заранее заключить с объектами питания договор на обслуживание. Заказы уточняются и согласовываются за несколько дней до прибытия группы. Специалисты объектов питания, составляют меню с учётом пожеланий участников тура.

    Обслуживание инвалидов и пожилых людей имеет свои особенности, которые необходимоучитывать при выборе объекта питания, составлении меню и форме обслуживания. Ниже приводятся основные рекомендации, которые в полной мере могут применяться в условиях ограниченной инфраструктуры при обслуживании инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов по зрению.

    К основным рекомендациям относится соблюдение следующих правил:

    - инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата нельзя рассаживать на стулья с низко расположенной перемычкой между передними ножками, имеющих ограничения в подвижности тазобедренного сустава, на таких стульях им сидеть крайне неудобно;

    - расстояние между столиками в зале и экскурсантами, сидящими за одним столиком, должно позволять сидящим расслаблено вытянуть ноги, что при ограничении подвижности коленного или голеностопного суставов даст возможность человеку чувствовать себя комфортно;

    - рассаживая экскурсантов за столиками, необходимо иметь в виду, что человека, тотально слепого на один глаз, необходимо посадить на такое место, что бы со стороны слепого глаза отсутствовало движение других людей, в том числе и официанта;

    - при организации питания на маршруте следует учитывать физиологические особенности экскурсантов и медицинские противопоказания.

    В любом случае всегда следует помнить, что в дороге понимание правильного питания особенно важно. От этого зависит хорошее самочувствие людей. Чтобы их отдых не был испорчен еда должна быть вкусной, качественной и безопасной. Поэтому обеспечивать питание на маршруте должны организации, работающие на профессиональном уровне в сфере общественного питания.

    3. Экскурсионное обслуживание.Одной из основных услуг при организации социального тура является экскурсионное обслуживание. Оно может быть как услугой, входящей в тур-пакет, так и услугой самостоятельной. При оказании услуг по экскурсионному обслуживанию, организатор экскурсии для лиц с ограниченной дееспособностью (к ним мы относим инвалидов и лиц пожилого возраста) должен обратить внимание на время протяженности маршрута, выбор места сбора экскурсантов и отдыха на маршруте.

    Протяженность маршрута должна учитываться в соответствии с физическими возможностями экскурсантов и их пожеланиями, а также в соответствии с погодными и сезонными условиями (дождь, снег, зима, лето и т.п.). При этом желательно, чтобы экскурсионный маршрут был функционально полным, т. е. если это обзорная экскурсия на автобусе, необходимо предусмотреть и посещение музея (других учреждений культуры), и пешеходную прогулку (по исторической части города, по парку, набережной и т. п.). Маршрут пешеходной прогулки готовится заранее - учитывается наличие на маршруте пандусов и поручней у лестниц, пологих спусков у тротуаров в местах наземных переходов улиц. Подъемы и спуски пешеходного участка не должны быть крутыми.

    Проводя экскурсию для инвалидов, следует учитывать их быструю физическую и эмоциональную утомляемость (средне время оптимального восприятия информации составляет 1,5 часа). Для этого в обязательном порядке заранее предусматриваются места для кратковременного отдыха.

    В городской экскурсии место отдыха следует выбирать вблизи расположения общественного туалета в идеале хотя бы с одной санкабиной, специально предназначенной для инвалидов. При выезде за пределы города в обязательном порядке предусматриваются и организуются «зеленые стоянки».

    Очень важным является выбор место сбора экскурсантов как перед началом экскурсии, так и во время ее проведения. Организатор экскурсии заранее предупреждает о месте и времени сбора ее участников. Место сбора должно быть в центральной части города (населенного пункта) и располагаться рядом с объектом, где можно укрыться от негативных погодных условий (дождь, ветер, палящее солнце и т.п.). Например, это могут быть оборудованные автобусные остановки.

    Если экскурсия организовывается для туристов, местом сбора является холл гостиницы, где они проживают. Идеально, когда экскурсанты, подходя к месту сбора, уже видят автобус и сразу же занимают в нем места.

    Учитывая, что инвалиды, а также гражданепожилого возраста являются туристами (экскурсантами), относящимися к группе риска, участников тура (экскурсии) следует заранее предупредить, чтобы они не забыли взять личные медикаменты и документы, удостоверяющие их личность, а также контактные телефоны родственников или других близких людей.

    Находясь непосредственно в автобусе или в другом виде обслуживающего транспорта, экскурсовод перед началом тура (экскурсии) обязан обратиться к туристам (экскурсантам) с просьбой о том, чтобы они проинформировали сопровождающее лицо или любого из участников тура, где находятся их личные медикаменты и документы, которые в случае экстренной необходимости могут понадобиться. Такими случаями могут быть: перепад артериального давления (гипертонический криз), неожиданный приступ, вызванный хроническим заболеванием или болевой синдром, наступивший из-за колебаний и тряски в ходе движения транспортного средства, укачивание и др.

    Перед началом тура необходимо провести инструктаж по безопасности, а также ознакомить участников тура с правилами пользования техническими конструкциями и оборудованием, которыми оснащено транспортное средство. Экскурсовод обязан заранее предупредить о времени санитарных остановок и ознакомить с правилами утилизации мусора на маршруте.

    С целью обеспечения безопасности экскурсантов и повышения качества туристского обслуживания при проведении экскурсии на каждые 10 туристов назначается один человек сопровождающим. Сопровождающий группу маломобильных туристов - это человек, знающий их проблемы и создающий инвалидам равные возможности во время прохождения маршрута.

    Задачей сопровождающего является организационная помощь экскурсоводу во время проведения экскурсии. Сопровождающий назначается на конкретный тур и следит за соблюдением экскурсантами установленных правил пребывания на маршруте и правил безопасности в ходе туристской поездки. При отборе кандидатов в сопровождающие предпочтение отдается пенсионерам, в прошлом сотрудникам органов здравоохранения.

    Сопровождающий должен:

    - перед началом поездки убедиться в том, что число собравшихся экскурсантов соответствует имеющемуся у него списку;

    - уточнить у участников экскурсионной поездки путем индивидуального опроса наличие у каждого из них паспорта и страхового медицинского полиса;

    - перед поездкой дать рекомендации экскурсантам о наборе необходимого количества лекарств;

    - при необходимости просить водителя о внеплановой остановке.

    Во время активного отдыха инвалидов рекомендуется в их группу включать дополнительно «персонального помощника».

    Персональным помощником может быть волонтер или любое другое лицо, которое знает персональные проблемы инвалида, например родственник. Главная функция персонального помощника - это функция санитара, оказывающего помощь инвалидам в бытовом и санитарном самообслуживании, помощь при посадке в транспорт и выходе из него, а также при пешеходном передвижении.

    К персональному помощнику может относиться и сурдопереводчик, если в группе находятся инвалиды по слуху. В этом случае персональный помощник функции санитара может не выполнять.


    2.2 Разработка тура для лиц с дополнительными потребностями


    «Тур для инвалидов» направлен на удовлетворение потребностей людей с ограниченными возможностями, в отдыхе, лечение, общение, получении новых знаний и т.д.

    Данный тур позволяет решить проблему одного из составляющих социального туризма туризм для инвалидов, эта услуга позволит разнообразить обыденную жизнь людей с ограниченными возможностями, предоставляет возможность почувствовать себя полноценными людьми, без ограничений, также посмотреть мир собственными глазами

    «Тур для инвалидов» является предметом роскоши, т.к. это не предмет первой необходимости, а тем более для инвалидов, во многом это и послужило основанием для отсутствия предложений на туристском рынке на данный сегмент (инвалиды).

    Для того чтобы донести информацию о данном туре до потенциального потребителя необходимо:

    Сотрудничать с социальными, государственными службами (Общество по защите инвалидов и др.);

    Информировать по средствам рекламы:

    а) В Интернете (т.к. на сегодняшний день примерно 30% инвалидов являются пользователями локальной сети), на специализированных сайтах для инвалидов, чатах для инвалидов, и д.р.;

    б) На телевидение;

    в) Наружная реклама;

    г) печатная продукция.

    В данном туре очень важно качество обслуживания, т.к. у нас специфические клиенты (инвалиды) и исходя из этого необходимо учитывать множество нюансов связанных с их особенностями организма на протяжении всего путешествия.

    Особые стандарты обслуживания:

    Так как у нас потребитель, это дети с ограниченными возможностями, то стандарты необходимы, также особенные:

    - У руководителей группы должно быть медицинское образование либо мы их будем отправлять на прохождение мед. подготовке по работе с клиентами такой направленности.

    - Необходимо также подготовить руководителей группы к общению с инвалидами, т.к. у них другие взгляды на жизнь, а также психика, в силу их ограниченности в возможностях.

    -Все предоставляемые услуги должны быть приспособлены для инвалидов.

    - Весь маршрут должен быть продуман очень точно, чтобы не возникло проблем с передвижением данных туристов.

    Потенциальными потребителями является дети инвалиды г. Хабаровска, что составляет 8000 человек. Данный сегмент рынка не занят и существует потребность в данной услуге, а если есть спрос, то необходимо предложение, а его нет, необходимо удовлетворить потребность в отдыхе.

    Данный потребитель неискушен всеми предложениями существующими на рынке туруслуг, мы можем предложить не слишком оригинальный тур. Для них это будет очень запоминающимся, т.к. для данного потребителя , часто доже обычна поездка загород является чем-то необыкновенным, новым, интересным, и запоминающимся, т.к. в силу того, что они ограничены в своем передвижении, для большинства инвалидов поездка за пределы города будет первым в жизни путешествием.

    Система жизненных ценностей у них выше, чем у любого человека без отклонений, т.к. у них в жизни мало развлечений, они мало где были и что видели их легко заинтересовать, удивить даже казалось бы обычными вещами (в нашей ситуации турами).

    Мотивом наших клиентов является:

    - Отдохнуть;

    - лечение;

    - познавательный туризм;

    - образовательный туризм

    Отношение к сервису у наших туристов не предвзятое, но для них необходимо обеспечить очень высокий уровень сервиса, даже более высокого качества, чем для обычных людей. Так как необходимо предусмотреть тонкостей их образа жизни.

    ООО «Вокруг света»

    На 9 июль 2009

    (месяц)

    Наименование маршрута «Туризм без границ»

    Основные пункты маршрута__Хабаровск-Владивосток-Хабаровск_____

    I. Основные показатели маршрута

    Вид маршрута __авто +ж/д -----

    Километраж для автобусных маршрутов __220 км_____

    Продолжительность маршрута в днях (календарных) __7 дней_____

    Количество туристских рейсов (групп) ___1__

    Число туристов в рейсе (группе) _____10_

    Всего туристов по маршруту ____10___

    Всего человеко-дней (по ночлегам) обслуживания на маршруте ____10___

    Расходы по внутримаршрутному транспорту _45 000 руб

    Расходы по экскурсионному обслуживанию _____5 060 руб

    Продолжительность работы руководителя туристской группы ____168 часов

    Стоимость ваучера (путевки) на туристскую группу ____93 160 руб

    Стоимость ваучера (путевки) на одного человека _________15 526 руб_

    Тур для инвалидов «Туризм без границ» Тур по маршруту Хабаровск - д Владивосток - Хабаровск. Данный тур рассчитан на 6 туристов инвалидов, два сопровождающих и один руководитель группы. Проживание будет осуществляться в реабилитационном центре «Ковчег», он расположен в 30 мин. от города Стоимость проживания (100 руб в день, в 2 х местном номере), номера приспособлены для инвалидов. Питание в основном будет в реабилитационном центре, а также 3 раза вне реабилитационного центра (Кафе «Незабудка», кафе «Вкусняшка», столовая «Ложка»). В данный тур включена насыщенная экскурсионная программа это Обзорная экскурсия по городу (стоимость 2000 руб, за группу), Посещение «Океанариума» (60 руб. с человека, сопровождающие и руководитель бесплатно), Экскурсия по набережной будет осуществляться руководителем группы, т.к. он по совместительству экскурсовод, Посещение Николаевской триумфальной арки, посещение Часовни Св. Татьяны, Музей им. В.К.Арсеньева (150 руб челов., сопровождающие и руководитель бесплатно), Посещение Парка «Души и Земли», Экскурсия по «Саду камней», поездка на смотровую площадку, Посещение благотворительного проекта «Музыка без границ», экскурсии во Владивостокской крепости (инвалидам бесплатно 100 руб с чел за руководителя и сопровождающих), Экскурсия «Морская прогулка» (1500 с группы).

    Расчет стоимости тура «Туризм без границ»

    Количество человек в группе:

    6 туристов + 2 сопровождающий

    1 руководитель группы

    Сроки: с 08.07 по 14.07

    1.Проезд на фирменном поезде «Океан» Хабаровск Владивосток Хабаровск:

    3000 руб *12 билетов (для инвалидов) =36000 руб.

    1500 руб *6билетов (Для сопровождающих и руководителя) = 9000 руб

    Всего 36000 +9000=45000 руб.

    2.Стоимость проезда на экскурсионном автобусе по городу и на экскурсии:

    300 руб/день*6 дней =18000 руб

    3.Проживание в реабилитационном центре «Ковчег»:

    3 номера 2- х местных для инвалидов

    1 номера 3 х метный для руководителя и сопровождающих

    100 руб в день * 4 комнаты= 400 руб

    400 руб * 5 дней = 2000 руб.

    4. Питание в реабилитационном центре «Ковчег» и на маршруте:

    500 руб в день * 9 чел=4500 руб

    4500*5 дней = 22500 руб

    5.Экскурсионная программа:

    Озорная экскурсия по г.Владивостоку = 2000 руб

    Океанариум = 60 руб*6 чел=360 руб

    Музей им. В.К. Арсеньева = 150 руб*6 чел=900 руб.

    Мезей Владивостокская крепрсть=100 руб *3 чел=300 руб (Инвалидам бесплатно)

    Экскурсия «Морская прогулка»=1500 руб

    Всего = 5060 руб

    6.Страховка

    100 руб*6 чел=600 руб

    Стоимость путевки на 1 человека =15 526 руб

    Стоимость путевки на группу=93 160 руб

    Информационный листок

    Обязательная информация.

    Информация о маршруте:

    Название: тур для инвалидов «Туризм без границ»

    Вид: познавательный

    Продолжительность: 7 дней

    Пакет услуг:

    Проезд: из г. Хабаровска поездом «Океан» до г. Владивостока (12 часов).

    Проживание в г. Владивостоке в рекреационном центре «Ковчег», расположенный в 20 мин. от города. Размещение в двухместных номерах, приспособленных специально для инвалидов, для руководителя туристской группы и двух сопровождающих предполагается один трехместный номер.

    Питание: В данном туре предполагается трехразовое питание, в основном это будет столовая рекреационного центра. Также питание на маршруте в кафе «Незабудка», кафе «Вкусняшка», столовая «Ложка»

    Также в маршрут включена экскурсионная программа, которая входит в стоимость предлагаемого тура.

    Оплата дополнительных услуг в гостинице и на маршруте, не предусмотренные в договоре производится самостоятельно.

    Дополнительная информация:

    Ограничения на маршруте:

    Возрастные: Не рекомендуется посещение данного маршрута людям пожилого возраста от 60 лет и детям до 10 лет, а также тяжелобольным людям.

    В целях обеспечения безопасности Вашего здоровья и жизни, а также сохранности Вашего имущества мы рекомендуем Вам:

    Строго следовать инструкциям и инструктажам, полученным в офисе фирмы и руководителя группы на маршруте;

    В чрезвычайных ситуациях следовать указаниям руководителя группы.





    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Значение развития туризма для лиц с дополнительными потребностями сложно переоценить. Он дает возможность повысить активность социальных групп, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их самореализацию, создать стимулы для повышения своей занятости, образования, для повышения адаптированности в обществе. Развитие такого вида туризма снижает конфликтность, повышает жизненный тонус граждан, позволяет активизировать познавательный потенциал различных социально-возрастных групп.

    Практика проведения туров для лиц с дополнительными потребностями показала, что их организация имеет свою специфику. Особенно это выражается в работе с ограниченно дееспособными лицами, в том числе с инвалидами.

    Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов, пенсионеров и малоимущих слоев населения является туротерапия - социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности.

    Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом их доступностидля людей со специальными нуждами - все это позволит создать равные возможности для осуществления права ограничено дееспособных граждан на отдых и приобщения их к культурным ценностям.

    В настоящее время основными направлениями туризма для инвалидов в Российской Федерации являются спортивно-оздоровительный и экскурсионный виды туризма, как более простые и доступные. Они приближают инвалидов к жизненному пространству здоровых людей и способствуют их психологической реабилитации. Пребывание на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки и другие факторы туризма способствуют укреплению здоровья.

    Туризм для лиц с ограниченными жизненными возможностями в настоящее время во всем мире функционирует на основе общепринятой в туризме нормативно-правовой базы, системы управления и структуры обслуживания. Для отдельных категорий лиц с ограниченными жизненными возможностями (например, пользующихся креслами-колясками) в рамках туризма создаются особые условия, но это лишь модификация, приспособление существующей системы для особых категорий населения. Это позволяет сделать вывод о том, что туризм для лиц с ограниченными жизненными возможностями является не отдельной системой, а специфическим направлением в рамках социального института туризма

    Социальная значимость любого вида туризма проявляется в духовном и физическом развитии личности через знакомство с культурой, краеведением и оздоровительном влиянии природных факторов на организм человека. Удовлетворение потребностей человека в отдыхе, духовном развитии и восстановлении физических сил являются базовыми функциями туризма, а значит, имеют четкую социальную направленность, поэтому к понятию «социальный» можно отнести многие виды туризма, включающие в свою сферу все социальные и возрастные группы населения. Опыт организации и проведения социальных туров необходимо распространять среди профессионалов турбизнеса, вовлекая в этот процесс как можно большее количество специалистов сферы туризма и сервисных услуг.

    Таким образом, туризм является составной частью социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и непосредственным образом связан с интеграцией, которая представляет собой процесс подготовки и результат готовности инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовностью общества принять инвалида, с другой.





    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования
    2. ГОСТ Р ЕН 13809-2012
      Туристские услуги. Туроператоры и турагенты. Терминология
    3. ГОСТ Р 50681-94
      Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг
    4. Азар В.И. Экономика и организация туризма. - М.: Экономика, 2014. - 184 с.
    5. Балабанов А. И., Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие. М.: Нолидж, 2015.
    6. Веткин В. А.. Технология создания туристского продукта: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2013.
    7. Веткин, В. А. Винтайкина Е. В. . Технология создания турпродукта: пакетные туры: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М.- 2014.
    8. Волошин Н. И. Правовое регулирование туристской деятельности: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2015.
    9. Грачева О. Ю., Маркова Ю. А., Мишина Л. А., Мишунина Ю. В. Организация туристического бизнеса: Технология создания турпродукта. Учебно-практическое пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2013.
    10. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса. М.: Ось-89, 2014.
    11. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2013.
    12. Зуева Г.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. Управление культуры администрации Белгородской области: методические рекомендации. - М.: ООО «Издательство ИМХО»,2014. - 80 с.
    13. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2014.
    14. Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б.. Туристический продукт. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
    15. Котелкин В.И. Состояние и перспективы развития социального туризма в России // Вестник СПбГУ. - 2015. - Сер. 5. - Вып. 1 (5). - С. 62.
    16. Курчеева Г. И. Основы туристического бизнеса. Новосибирск, 2012.
    17. Ломакин В. И. Социокультурная реабилитация инвалидов: методические рекомендации. Министерство труда и социального развития РФ, Российский институт культурологии. - М., 2012.- 24 с.
    18. Милашевская Е., Пряничников Н., Савченко М. Клубы. Архитектору-проектировщику -М.: Стройиздат, 2015. - 248 с.
    19. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления. Коллектив авторов. М.: Финансы и статистика, 2014.
    20. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризма.: Учебник. М.: Академия, 2015.
    21. Саратовцев Ю. И. Технология туризма. СПб.: СПбГИЭУ, 2012.
    22. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2014.
    23. Соболева Е. А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы - М.: Финансы и статистика, 2013.
    24. Темный Ю. В. Введение в экономику туризма. М.: Советский спорт, 2015.
    25. Чурбанова Т. Интеграция инвалидов в общество: Опыт Великобритании и США. - Краснодар: Кубанская государственная академия физической культуры, 2013. - 60 с.
    26. Ушаков Д. С. Прикладной туроперейтинг. М.-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2014.
    27. Экономика и организация туризма: Международный туризм: Учебное пособие. Коллектив авторов. М.: Кнорус, 2015.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Турпродукт ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.