Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Экспертиза промбезопасности

  • Вид работы:
    Другое по теме: Экспертиза промбезопасности
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    29.01.2017 21:26:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение3

    Глава 1. Теоретические основы экспертизы промышленной безопасности6

    1.1. Понятие «промышленная безопасность» и «экспертиза промышленной безопасности»6

    1.2. Цели и задачи экспертизы промышленной безопасности8

    1.3. Принципы проведения экспертизы промышленной безопасности9

    1.4. Оформление заключения экспертизы13

    Глава 2. Проведение экспертизы промышленной безопасности в Российской Федерации16

    2.1. Анализ нормативно-правового регулирования промышленной безопасности Российской Федерации16

    2.2. Состояние рынка опасных производственных объектов в Российской Федерации и меры профилактики20

    2.3. Требования по эксплуатации опасного производственного объекта24

    2.4. Рекомендации по улучшению ситуации в области промышленной безопасности27

    Заключение29

    Список литературы31









    Введение

    Управление безопасностью современного производства сложная задача, требующая комплексного системного подхода. Данная задача не может быть решена в отрыве от общей системы управления предприятием и должна учитывать: применяемые на производстве технологии; тип и состояние оборудования и производственных помещений; квалификацию и навыки персонала.

    Промышленная безопасность - состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектахи последствий указанных аварий.

    В России в этой области уже существует обширная система нормативов и законодательно обусловленных требований. К ним относятся предельно допустимые нормы концентрации опасных веществ на производственных площадях и в окружающей среде, требования по установке необходимых устройств контроля за технологическими процессами, систем взрыво- и пожарозащиты, требования по уровню подготовки персонала, правила техники безопасности и многие другие аспекты. Во исполнение данных требований отраслевые министерства и промышленные предприятия разрабатывают собственные нормативно-технические и инструктивные материалы, регламентирующие их деятельность в этой сфере.

    Актуальность выбранной темы исследования заключается в следующем. Вопросы промышленной безопасности на сегодняшний день стоят очень остро в свете возрастающего числа экологических и техногенных катастроф.Функционирование подавляющего большинства промышленных объектов, будь то нефтеперерабатывающий завод или теплоцентраль, представляет опасность для окружающей среды и населения. Поэтому вопросы обеспечения промышленной безопасности во всем мире подлежат государственному контролю и регулированию.

    Полномасштабная стратегия управления рисками промышленного предприятия должна охватывать более широкий круг проблем, чем просто соблюдение ряда норм и правил. Существующие риски следует рассматривать не только с технической, но и с экономической, политической, правовой и экологической точек зрения.

    Степень разработанности проблемы. Исследование данной проблемы носит многоаспектный характер. Это обусловлено тем, что каждый из органов обеспечения безопасности выполняет задачи, которые присущи только ему, использует при этом различный набор элементов правосубъектности, различные функции.

    В частности, вопросы управления в сфере обеспечения безопасности юстиции, а также законности раскрывались такими авторами, как Н.М. Кониным, Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявским, А.П. Кореневым, Д.Н. Бахрахом, Ю.Н. Стариловым, Ю.А. Тихомировым, А.П. Лончаковым, Д.М. Овсянко, А.П. Алехиным, Ю.М. Козловым, В.А. Насоновым, В.А. Коньшиным, К.С. Петровым, В.М. Редкоусом, С. С. Алексеевым, М. И. Абдулаевым, С.А. Комаровым, И.Н. Сенякиным, В.В. Лазаревым, С.В. Липень, Е.И. Темновым, С.В. Боботовым, З.Г. Крыловой, В.Е. Усановым, Н.И. Матузовой, А.В. Малько.

    Несмотря на значительное внимание к вопросу экспертизы промышленной безопасности, авторы рассматривали данную проблему с учётом во многом уже не существующих положений. С учетом современной ситуации данная проблема не рассматривалась.

    Цель работы исследовать цели, задачи и принципы экспертизы промышленной безопасности.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. охарактеризовать теоретические основы экспертизы промышленной безопасности;
    2. провести анализ нормативно-правового регулирования промышленной безопасности Российской Федерации;
    3. исследовать состояние рынка опасных производственных объектов в Российской Федерации и меры профилактики;
    4. выделить требования по эксплуатации опасного производственного объекта
    5. дать рекомендации по улучшению ситуации в области промышленной безопасности.

    Объект исследования промышленная безопасность в Российской Федерации.

    Предметом выступает экспертиза промышленной безопасности с точки зрения ее целей, задач и принципов.

    Методологические основы исследования.Для планомерного решения поставленных задач были использованы такие методы, как анализ (ретроспективный и теоретико-правовой), синтез, индукция, дедукция, аналогия и статистический метод.

    Теоретической основой исследования выступили нормативно-правовые акты по поставленной проблеме, а также труды отечественных и зарубежных специалистов.

    Структура работы определяется поставленной целью и задачами, в соответствии с этим работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Название глав отображает их содержание.









    Глава 1. Теоретические основы экспертизы промышленной безопасности

    1.1. Понятие «промышленная безопасность» и «экспертиза промышленной безопасности»

    Проведение экспертизы промышленной безопасности это одно из требований Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    Промышленная безопасность - это область, где действуют строго установленные стандарты и правила, и обеспечить ее можно, только если все составляющие промышленного объекта проходят экспертную оценку.

    Промышленная безопасность подразумевает особые требования, которые предъявляются к объекту экспертизы. Экспертиза фиксирует, насколько испытуемый объект соответствует требованиям безопасности, а также проводится для того, чтобы определить риск аварии и увеличить срок безопасной эксплуатации оборудования.

    Экспертиза - это оценка соответствия рассматриваемого объекта предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности.

    Экспертизе подлежат:

    1. любая проектная документация, относящаяся к ОПО;
    2. технические устройства, применяемые на ОПО;
    3. здания и сооружения на ОПО;
    4. декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией ОПО.

    Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

    К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

    К опасным производственным объектам относятся предприятия, цехи, участки, площадки и другие объекты, на которых:

    1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества:

    1. воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20°С или ниже;
    2. окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
    3. горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
    4. взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
    5. токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;
    6. высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;
    7. вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;
    8. вещества, характеризующиеся в водной среде показателями острой токсичности;

    2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;

    3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

    4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

    5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

    Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.

    1.2. Цели и задачи экспертизы промышленной безопасности

    Целью проведения экспертизы является комплексный анализ представленной документации и оценка соответствия объекта экспертизы требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, определения возможности его применения на опасных производственных объектах, в том числе на объектах нефтегазовой, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности направлены на выявление причин и рисков, которые могут привести к несчастным случаям, авариям и другим опасным ситуациям, а также выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки с наименьшими затратами обеспечить оптимальный результат.

    Основными задачами проведения экспертизы являются:

    1. контроль технического состояния объекта с целью установления соответствия объекта требованиям технической документации и определения его работоспособности на текущий момент;
    2. поиск мест дефектов и повреждений, определение причин неисправности и отказов с рекомендацией методов и средств восстановления работоспособности объекта;
    3. прогнозирование технического состояния объекта на предстоящий период эксплуатации с заданной вероятностью безотказной работы или определение его остаточного ресурса безотказной работы.

    1.3. Принципы проведения экспертизы промышленной безопасности

    Экспертизу проводят организации (экспертная организация), имеющие лицензии за счет средств организации, эксплуатирующей ОПО.

    Результатом экспертизы является заключение - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям безопасности.

    Процесс экспертизы состоит из следующих этапов:

    - предварительный (переговоры заказчика с экспертной организацией);

    - заявка, план-график, договор, определяющий условия проведения экспертизы;

    - процесс экспертизы;

    - выдача заключения.

    Заключение может быть положительным или отрицательным. В последнем случае заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу после устранения замечаний.

    Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

    Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

    В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 г. № 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 г. регистрационный № 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 г., № 21).

    Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

    Для проведения экспертизы приказом руководителя организации проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов.

    В случае проведения экспертизы группой экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

    Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

    1. предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;
    2. предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

    Заказчик обязан предоставить по требованию экспертов, осуществляющих экспертизу, доступ к опасным производственным объектам, техническим устройствам, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

    При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

    Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

    Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

    - при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

    - при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;

    - при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;

    - в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

    Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

    В случаях, когда заказчик, имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

    Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

    По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

    1.4. Оформление заключения экспертизы

    Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

    Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.

    Заключение экспертизы содержит:

    1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;

    2) вводную часть, включающую:

    1. основание для проведения экспертизы;
    2. сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);
    3. сведения об экспертах (образование, стаж работы по специальности, сведения об аттестации на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами);

    3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

    4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);

    5) цель экспертизы;

    6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;

    7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

    8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, согласно которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;

    9) выводы заключения экспертизы;

    10) приложения, содержащие перечень использованных при экспертизе нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, технической документации, актов испытаний и обследований, технических отчетов.

    Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности:

    1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

    2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений;

    3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

    По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

    По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

    1. об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
    2. о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
    3. о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
    4. о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

    Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

    Глава 2. Проведение экспертизы промышленной безопасности в Российской Федерации

    2.1. Анализ нормативно-правового регулирования промышленной безопасности Российской Федерации

    Основными регулирующими органами в области промышленной безопасности Российской Федерации являются: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, отраслевые министерства и ведомства. В соответствии с нормативно-правовой документацией, разработанной данными органами, общая концепция безопасности промышленного предприятия должна охватывать следующий круг вопросов:

    1. разработка единой методики сбора и представления информации о производственной деятельности для всех филиалов и подразделений;
    2. идентификация возможных опасностей и приводящих к ним инцидентов, оценка частоты инцидентов;
    3. сбор и обработка данных по прошлым убыткам. Разработка единой методики оценки ущерба от неблагоприятных событий, которая должна учитывать как прямые, так и косвенные убытки;
    4. интегральная оценка риска, получение усредненных показателей по видам риска и отдельным объектам и подразделениям предприятия, выявление статистических закономерностей;
    5. оценка возможностей предприятия по управлению риском и наличия ресурсов для ликвидации последствий неблагоприятных ситуаций;
    6. формирование общей концепции промышленной безопасности, управления различными группами рисков с учетом их специфики, особенностейфункционирования отдельных объектов, их территориальной расположенности;
    7. учет законодательных требований к промышленной безопасности;
    8. создание комплексной системы мероприятий по управлению качеством выпускаемой продукции;
    9. закрепление разработанной концепции в нормативных и методических материалах, оформление декларации промышленной безопасности.

    В настоящее время к основным нормативным документам по промышленной безопасности федерального уровня относятся:

    1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в редакции от 23.06.2016 года;
    2. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ в редакции от 02.06.2016 года;
    3. Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 в редакции от 09.03.2016
      «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».
    4. Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определены критерии отнесения производственного объекта к потенциально опасным (такие предприятия обязаны разработать и представить в уполномоченные органыдекларацию промышленной безопасности), а также впервые установлено обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и утверждена необходимость наличия на производственном объекте нормативных правовых актов и технической документации по правилам ведения работ.

    В 1995 году постановлением Правительства РФ была впервые введена процедура декларирования безопасности производственных объектов. В принятом в 1997 году Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» были четко сформулированы и юридически закреплены основные термины и понятия в области промышленной безопасности, требования по лицензированию видов деятельности в этой сфере, требования по разработке декларации и экспертизе промышленной безопасности, порядок оценки рисков опасного производственного объекта, требования по проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов.

    В Приказе Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 в редакции от 09.03.2016
    «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» установлен порядок разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов. Ценность этого документа заключается в том, что в нем сформулирована единая методика сбора данных, анализа и оценки риска промышленных предприятий, а также определен порядок проведения ряда мероприятий по повышению безопасности объектов. Основным документом, содержащим итоги анализа рисков предприятия и перечень мероприятий по их снижению и ограничению ущерба, является декларация промышленной безопасности.
    Независимо от того, необходимо ли конкретному предприятию представлять в органы государственного контроля декларацию, данная методика может быть принята за основу для создания системы сбора информации и управления риском любого предприятия. Декларация состоит из следующих основных разделов: общая информация, анализ безопасности и риска, обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информирование общественности.

    Раздел общей информации должен содержать следующие сведения о промышленном объекте:

    1. описание месторасположения объекта;
    2. данные о персонале и проживающем вблизи населении;
    3. обоснование идентификации особо опасных производств;
    4. общие меры безопасности;
    5. страховые данные.

    В качестве обоснования идентификации опасных производств приводится их перечень с указанием потенциально опасных веществ и их количеств для каждого производства. Если объект застрахован, то в разделе приводятся: наименование и адрес страховщика, вид страхования, максимальный размер страховой ответственности с разбивкой по отдельным объектам и порядок возмещения ущерба в случае аварии.

    Данные об общих мерах безопасности включают в себя:

    1. перечень необходимых и (или) действующих лицензий на осуществление на промышленном объекте видов деятельности, связанных с промышленной опасностью;
    2. характеристику системы контроля за безопасностью, сведения об организации служб технического надзора и техники безопасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб;
    3. характеристику системы мероприятий по проведению сбора данных о травматизме, аварийности на промышленном объекте, а также осуществлению анализа их основных причин;
    4. характеристику профессиональной и противоаварийной подготовки персонала с указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности;
    5. мероприятия по обучению персонала способам защиты и действиям при аварии;
    6. перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение промышленной безопасности;
    7. перечень основных нормативных документов, регламентирующих требования по безопасному ведению работ.

    2.2. Состояние рынка опасных производственных объектов в Российской Федерации и меры профилактики

    Промышленная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

    Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

    К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

    1. находятся воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные или высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;
    2. используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115оС;
    3. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
    4. получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
    5. ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

    Предельные количества опасных веществ на объекте, являющиеся основанием для обязательной экспертизы промышленной безопасности представлены в таблице 1.

    Таблица 1 Допустимые нормы опасных веществ

    Наименование опасного веществаПредельное количество опасного вещества, тАммиак

    Акрилонитрил

    Хлор

    Оксид этилена

    Цианистый водород

    Фтористый водород

    Сернистый водород

    Диоксид серы

    Триоксид серы

    Алкилы

    Фосген

    Метилизоцианат

    Воспламеняющиеся газы500

    200

    25

    50

    20

    50

    50

    250

    75

    50

    0,75

    0,15

    200Вид опасного веществаГорючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

    Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе

    Токсичные вещества

    Высокотоксичные вещества

    Окисляющие вещества

    Взрывчатые вещества50000

    200

    200

    20

    200

    50

    Среди специалистов существует точка зрения, что произошел качественный скачок в состоянии безопасности российских предприятий в силу того, что накопились негативные факторы: и износ оборудования, и низкая квалификация персонала, и применение устаревших технологий и др. Например, подавляющее большинство объектов нефтехимии и нефтепереработки было построено после войны в 50-60-е годы. И с тех пор там не было капитального ремонта, реконструкции, смены оборудования.

    Качественно общий уровень промышленной безопасности в России сейчас можно охарактеризовать как напряженный. Традиционные показатели аварийности и травматизма на российских опасных производственных объектах (ОПО) сегодня плохо отражают реальную картину промышленных опасностей. Так, за 1993-2013 годы количество регистрируемых аварий и число погибших на ОПО сократилось более чем вдвое, но в последние 5-7 лет произошел всплеск крупных промышленных аварий. Например, в угольной промышленности РСФСР в 1980-е годы одна крупная авария (более 10 погибших) приходилась в среднем на 313 регистрировавшихся аварий, в РФ в 1990-е - одна на 86, а в 2000-е уже одна на 33, а в 2015 одна на 17.

    Правда, разговоры о том, что наступит технологический крах, ведутся с 2000-х годов. И надо признать, что запас прочности советской техносферы оказался выше предполагаемого, и не только в технике, но и в людях, и в целом в отечественных технико-социальных системах промышленности, энергетики, транспорта. Но это не должно вводить в заблуждение. Определить, насколько далеко или близко промышленная Россия находится от каскада крупных промышленных аварий, ключевая проблема в обеспечении промышленной безопасности сегодня. Но для этого нужны новые научные знания, изымаемые из опыта наших недавних «непонятных» катастроф.

    К сожалению, отраслевая наука находится в плачевном состоянии. Трагический опыт последних 20 лет должным образом не изучался, не осмысливался и поэтому не использовался для предупреждения новых аварий, причины которых невозможно объяснить только тем, что нарушаются требования безопасности. Нарушения были и раньше, но они не вызревали в промышленные катастрофы. Главное слабое место целенаправленного обеспечения промышленной безопасности в недостаточной осведомленности о распределении промышленных опасностей в различных отраслях, отсутствии «карты рисков». Западные учебники в данной ситуации малопригодны, наша промышленность мало напоминает и западную, и советскую: за годы реформ значительно трансформировались и производства, и опасности. Работа по выявлению наибольших аварийных опасностей уже начата Ростехнадзором совместно с сообществом специалистов в промышленной безопасности. Такие меры кратко называют риск-ориентированным подходом.

    Основной принцип отечественного риск-ориентированного подхода заключается в том, чтобы научиться обнаруживать будущие опасности до того, как они проявят себя в виде аварий или катастроф. Поэтому первая из задач риск-ориентрованного подхода построение «карты» опасностей промышленных аварий, адекватной сегодняшнему состоянию как отечественного производства (с его анклавно-периферийной трансформацией, кадровым голодом, моральным и физическим износом техники), так и обслуживающей его науки, и ответственного за промышленную безопасность государственного надзора. Это требует применения научных знаний, которые используются пока недостаточно.

    В России сегодня разрабатываются ключевые методики анализа опасностей и оценки риска промышленных аварий. Последняя концептуальная разработка - методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах. При разработке методики ученые исходили из того, что трудно определить абсолютный уровень безопасности, который бы исключал конфликт интересов. В вопросах приемлемости опасностей они предлагают опираться на фоновые значения риска аварий за последние 5-10 лет. Применяя некоторый коэффициент запаса, можно устанавливать требования и для проектируемого объекта. Такой прозрачный подход косвенно инкорпорирует все накопленные знания о промышленных опасностях.

    В анализе опасностей аварий сегодня не обойтись без компьютерного моделирования. Новая разработанная отечественными специалистами программа ТОКСИ+Risk для количественной оценки риска аварий не уступает по важнейшим показателям западным аналогам ценой в десятки тысяч евро. Программа ТОКСИ+Risk широко используется для разработки СТУ, деклараций промышленной безопасности, планов ликвидации аварийных ситуаций, в обосновании проектных решений.

    Однако выполнение всех правил не гарантирует, что аварий не будет. Уникальные аварии случаются не там, где их ожидают. И риск-ориентированный подход как раз и позволяет нащупать контуры неизвестных опасностей и «слабых мест» с тем, чтобы их по возможности предупреждать.

    2.3. Требования по эксплуатации опасного производственного объекта

    Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.

    Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

    1. соблюдать законодательные и иные требования в области промышленной безопасности;
    2. иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
    3. допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    4. обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
    5. иметь нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
    6. обеспечивать приборный контроль за производственными процессами;
    7. обеспечивать проведение экспертизы зданий, испытания сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
    8. не допускать на опасные производственные объекты посторонних лиц;
    9. обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
    10. разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
    11. выполнять предписания лиц (органов) специально уполномоченных в области промышленной безопасности;
    12. приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    13. осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
    14. принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
    15. информировать соответствующие органы об аварии на опасном производственном объекте;
    16. принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
    17. вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте и др.

    Работники опасного производственного объекта обязаны:

    1. соблюдать требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    2. проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
    3. информировать руководство об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
    4. приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    5. участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

    Аварии на опасном производственном объекте расследуются специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

    В состав комиссии также включаются:

    1. представители администрации (правительства) субъекта РФ и (или) административного органа муниципального образования, на территории которых располагается опасный производственный объект;
    2. представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
    3. другие представители в соответствии с законодательством РФ.

    2.4. Рекомендации по улучшению ситуации в области промышленной безопасности

    В качестве профилактических мер по предотвращению аварийных ситуаций на промышленных предприятиях, а также улучшению промышленной ситуации в стране можно предложить следующее.

    Необходимо значительно обновить нормативную базу. Сейчас обсуждается вопрос о том, какой она должна быть: с жесткими требованиями либо, как сегодня говорят, целеориентрованной, согласно которой требуется обеспечить безопасное функционирование объекта, но каким образом это будет достигнуто, определяет сама организация. С такой инициативой выступают крупные компании, у которых есть свои проектировщики, свои научные подразделения, которые сами могут справиться с оценками рисков. Но таких крупных, грамотных организаций всего порядка 5%.

    Большинство предприятий, поднадзорных Ростехнадзору, подобной базы не имеют, как, например, предприятия ЖКХ, котельные. Там некому считать риски, думать о том, какой материал применить с учетом безопасности. Там необходимы типовые решения и жесткие требования к их выполнению. Например: для таких-то условий ставить такой-то котел с такими-то параметрами, и ни шагу в сторону, потому что это чревато последствиями.

    Исходя из этого, должны применяться разные подходы к организациям разного уровня. Сейчас в Ростехнадзоре готовятся поправки в «Закон о промышленной безопасности», согласно которым все объекты надо разделить на четыре класса опасности и применять к ним разные методы надзора и нормативного регулирования. Но пока не пришли к общему мнению, каким образом проводить классификацию.

    Другой проблемой, требующей принципиального решения, является определение статуса экспертных организаций и изменение разрешительного механизма для допуска экспертных организаций на рынок. Сегодня в положении о лицензировании написано, что в экспертной организации должно быть не менее одного специалиста, имеющего высшее техническое образование. При этом нет ни одного нормативно-правового документа, в котором были бы установлены квалификационные требования к эксперту по промышленной безопасности, требования к аттестации. В итоге практически любая организация, приложив незначительные усилия, может стать экспертной организацией. Экспертиза стоит дорого, а никакого механизма привлечения экспертов к ответственности за результаты экспертизы фактически нет. На протяжении уже 15 лет аттестация экспертов проводится в рамках добровольной системы аккредитации, и Ростехнадзор принимает эти удостоверения экспертов потому, что альтернативы нет.

    На данный момент в сфере промышленной безопасности работают порядка 3-4 тысяч организаций. В то же время в ведении Ростехнадзора нет ни одной научной организации. Органы государственной власти не могут опереться на научный подход. А это влияет на качество принятых решений.

    Как только начнется экономический рост, обнажатся и проблемы промышленной безопасности. Только имея мощную научную базу, страна будет готова к этим проблемам, сможет своевременно выработать пути их решения, правильно оценить имеющиеся кадровые, материально-энергетические и научно-технические ресурсы и выработать путь развития новой отечественной промышленности.










    Заключение

    Подводя итоги вышеизложенному, сделаем некоторые выводы.

    В современных условиях многие российские предприятия в целях улучшения управляемости, повышения прозрачности, увеличения своей конкурентоспособности на российском и международных рынках принимают решения о разработке отдельных или интегрированных систем управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды.

    Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

    1. соблюдать положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
    2. иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
    3. обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
    4. допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    5. обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

    Системы управления должны основываться на положениях различных международных или национальных стандартов и на рекомендациях (руководствах, стандартах) межнациональных ассоциаций и объединений.

    Безусловно, грамотные руководители и специалисты хотят максимально обезопасить себя от аварий, конфликтных ситуаций с надзорными органами, экологических и прочих рисков, связанных с эксплуатациейопасных объектов.

    Как правило, руководству большинства предприятий необходимо делать упор на совершенствование уже имеющихся управленческих решений относительно промышленной безопасности. При этом необходимо умело увязать существующую на предприятии схему организации работ с требованиями, предъявляемыми международными стандартами.

    Однако промышленная безопасность требует не разовых мероприятий, необходимых для подготовки к экспертизе, а постоянной работы в этой области. В идеале, регулярно проводимая экспертиза должна лишь подтверждать, что деятельность предприятия осуществляется без нарушений. Поэтому закон предъявляет довольно строгие требования к организациям, занимающимся опасным производством, которым они должны соответствовать постоянно. Так, промышленная безопасность на предприятии должна обеспечиваться набором технических средств - систем контроля за состоянием объекта. Руководство компании обязано следить за тем, чтобы к работе допускались только квалифицированные сотрудники, не имеющие медицинских противопоказаний для данной сферы деятельности. Помимо этого, для всего персонала необходимо организовывать обучение в области промышленной безопасности.

    Промышленность во всем мире развивается быстрыми темпами и вслед за этим также интенсивно изменяется нормативно-правовая база в области промышленной безопасности, разрабатываются технические регламенты, выходят в свет новые директивы.








    Список литературы

    1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // «Российская газета». - № 145. 30.07.1997.
    2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // «Российская газета». - № 250. - 24.12.1994.
    3. Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 в редакции от 09.03.2016
      «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» // «Российская газета» от 31 декабря 2013 г. №296.
    4. Безопасность жизнедеятельности: Государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Авт. сост. С. В. Петров. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2015. 288 с.
    5. Безопасностьжизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С. В. Белова. М.: Высш. шк., 2011. 410 с.
    6. Ветошкин, А.Г. Техногенный риск и безопасность / А.Г. Ветошкин, К.Р. Таранцева. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. 171 с.
    7. Игумнов, С. Г. Основы промышленной безопасности в вопросах и ответах. Учебное пособие / С.Г. Игумнов. - М.: ДЕАН, 2014. -611c.
    8. Кравец, В.А. Безопасность жизнедеятельности в легкой промышленности / В.А. Кравец, Г.А. Свищев, А.А. Меркулов, О.И. Седляров. - М.: Академия, 2016. - 432 c.
    9. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов ПБ 03-517-02. - М.: Энергия, 2014. -418c.
    10. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. - М.: ДЕАН, 2011. -881c.
    11. Охрана труда и промышленная безопасность в проектах организации строительства и проектах производства работ. Нормативное регулирование. - М.: НИЦ «Норматив-Информ»,2012. - 168 c.
    12. Положение о порядке подготовки и проверки знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности руководителей и специалистов энергетики. - М.: Энергия, 2014. -632c.
    13. Соловьев, Н. В. Основы техники безопасности и противопожарной техники в химической промышленности / Н.В. Соловьев, П.И. Ермилов, Н.А. Стрельчук. - М.: Государственное научно-техническое издательство химической литературы,2011. - 394 c.
    14. Таранцева, К.Р. Анализ технологий синтеза 7-аминоцефалоспорановой кислоты и выбор оптимальной безопасной промышленной технологии / К.Р. Таранцева, М.И. Яхкинд. - М.: Научный мир, 2015. - 216 c.
    15. Харченко, С.Г. Европейское Законодательство в области обеспечения промышленной безопасности. Ч. 2 / С.Г. Харченко. - Москва:Гостехиздат, 2012. -925c.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Экспертиза промбезопасности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.