Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Благотворительность

  • Вид работы:
    Другое по теме: Благотворительность
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    10.07.2018 12:09:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ2

    1.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ6

    1.2 Благотворительность на ранних этапах своего развития.6

    1.2 Благотворительность в XIX- начале XX вв.13

    2.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ19

    ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ.19

    2.1Специфика благотворительности в ХХI в. и ее влияние на социальную работу19

    2.2Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населения24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ27

    БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК29














    ВВЕДЕНИЕ



    Актуальность данной работы. На рубеже XX-XXI веков Россия переживала глобальные социальные и экономические перемены. Происходит определенная моральная, материальная, политическая неподготовленность населения к резкому переходу одного государственного устройства в другой. К проблемам, породившие данные изменения относятся: появление безработицы, увеличение социально незащищенных и социально неблагополучных категорий населения, рост количества нуждающихся в социальной помощи и защите и т.д. Все это приводит к необходимости поиска эффективных средств и методов совершенствования социальной поддержки граждан, и особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность.

    Благотворительность это оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию. Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа».

    Изучение основ благотворительности в данное время играет важную роль. Ведь именно сейчас происходит возрождение государственной благотворительной помощи, благотворительная помощь отдельных граждан ( появляется понятие спонсорство) и появление частных благотворительных организаций.

    Объект работы: благотворительность как составляющая развития гражданского общества.

    Предметом данной работы является социальная работа как феномен развития благотворительности.

    Цель работы: исследование культурно исторического зарождения и развития благотворительности как фактора развития гражданского общества посредством социальной работы.

    Задачи работы:

    - изучить основные периоды становления и развития благотворительности.

    - выявить специфику благотворительности в XXI веке.

    - определить место благотворительных организаций в системе социальной помощи населению.

    Изучение данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Об истории становления социальной работы в России писали Фирсов М.В. (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов учебник «Социальная работа» .Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

    В ходе данной работы в качестве метода исследования являлся анализ литературы.


























    1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

    1.2 Благотворительность на ранних этапах своего развития.


    Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.. Потребность совершать добрые дела, чувства сострадания и милосердия присущи людям независимо от их национальности и вероисповедания.

    В Древней Руси сирые и убогие находили кров и пропитание при церквах и монастырях, княжьих палатах и домах благочестивых соотчичей. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот.

    При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод. Почти при каждой церкви имелась одна или несколько «нищенских изб», при соборах и монастырях устраивались кельи, скудельницы и богадельни для престарелых, больных, увечных и подкидышей. В голодные годы тысячи людей кормились подаянием в монастырях. При некоторых из них существовали нищенские слободки, заселенные оскуделым людом. Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости.

    В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся. Самой распространенной формой благотворительности была милостыня, которая дополняла церковное богослужение и подавалась из любви к ближнему, во искупление грехов и спасение души самого милостивца.

    В статье С.А. Исаева исследуются особенности отношения христианских конфессий и объединений к благосостоянию и материальному обустройству земной жизни. Традиции, имеющие религиозное происхождение, до сих пор оказывают влияние на хозяйственную деятельность и экономическое поведение индивидов и целых коллективов. Рыночная экономика не исключает необходимости нерыночных механизмов распределения материальных благ. По мнению автора, различия между христианскими церквами, хотя и опосредованно, продолжают отражаться на характере благотворительности в наши дни. Однако особенности отношения к земным благам и благотворительности не являются неизменными.

    Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги. С течением времени в истории русской благотворительности наметился поворот от традиционного церковного «нищелюбия» к секуляризованной организации призрения.

    Стоглавый собор, созванный в 1551 г. Иваном Грозным «во исправление церковного благочиния, государственного управления и всякого земского строения», постановил для «всех прокаженных и престаревшихся в каждом граде устроити богадельни мужские и женские» на средства казны и под управлением «градских целовальников».

    В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам. Борисом Годуновым впервые были заведены общественные работы для голодающих.

    В 1682 г., в царствование Федора Иоанновича, было заявлено намерение «разобрать» нищих и, как «во всех странах Еуропских», возбранить им просить милостыню, поместить дряхлых и увечных в шпитальни или богадельни, а здоровых и притворных нищих принудить «хлеб свой заживать работою или каким ремеслом к общенародной пользе». Первый русский царь из династии Романовых,

    Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.


    Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

    Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича - Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.

    В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.

    Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных. Влияние протестантизма обнаруживается в указах Петра I, который повелел сурово карать «здравых и ленивых прошаков», запретил просить и подавать милостыню под страхом штрафа и гораздо более тяжких наказаний по отношению к нищим вплоть до каторжных работ. Наряду с карательными мерами Петр I поручил городским магистратам и монастырям озаботиться устройством богаделен, госпиталей и школ. Впрочем, великий государь не слишком преуспел в борьбе с нищенством, но с той поры государство своей «социальной политикой» во многом стало определять направление развития призрения и благотворительности в стране. Запреты, угрозы и жестокие наказания мало помогали. В эпоху просвещенного абсолютизма были приняты меры к предупреждению нищенства. Важным событием стало учреждение в 1763 г. Московского воспитательного дома.

    В статье Т.Г. Фруменковой обстоятельно и всесторонне прослеживается изменение статуса и состава Опекунского совета, выясняются права опекунов Московского воспитательного дома и его Петербургского отделения, а также круг их обязанностей по руководству, решению финансовых вопросов и защите привилегий 5 Предисловие этих заведений в царствование Екатерины II. В 1775 г. Учреждением о губерниях были введены Приказы общественного призрения, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи нуждающимся. К этой деятельности попытались привлечь общественные силы. Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). Несмотря на введенный указом 8 октября 1762 года запрет на прошение милостыни, указом от 26 февраля 1764 года, когда полиции было дано право задерживать нищих, до рассмотрения дела им предоставлялась денежная дотация. Часть пойманных бродяг и нищих отправляли служить в полицию, другие попадали в «работные дома», где они работали под надзором городничего, получая за это пищу, кров и небольшое денежное довольствие. В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество - Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения - прообразы органов социальной защиты. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин. Исключительное значение для развития государственной системы призрения имел указ царицы о создании в каждой губернии Приказов общественного призрения. Эти учреждения должны были организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое. Каждому Приказу из государственной казны выделялись 15 тысяч рублей, которые разрешалось выдавать под проценты. Сумма увеличивалась за счет частных пожертвований. Императрица личным примером поддерживала и укрепляла частную благотворительность.

    Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательное общество благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. При непосредственном участии Марии Федоровны была развернута широкая кампания по борьбе с младенческой смертностью в воспитательных домах, где она составляла около 90%. На даче императрицы в Павловске появилось училище для глухонемых детей, в Севастополе и Николаеве были основаны училища для детей военных низшего звена, открыт институт родовспоможения и «вдовьи дома» в Петербурге и Москве. Императрица активно содействовала созданию в 1802 году в России «Филантропического общества». В 1803 году в Москве и Петербурге появились «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже на этой основе возникли Общества сестер милосердия. Сеть благотворительных и просветительских обществ под непосредственным руководством императрицы расширялась, в каждом учреждении были созданы советы. Попечительство в то время ставило перед собой цель находить людей, действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдится просить подаяние, и оказывать им, сообразно обстоятельствам и по мере возможности помощь в виде пособий. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Еще в 1765 г. была основана первая общественная организация Вольное экономическое общество, цель которого заключалась в развитии сельского хозяйства и предотвращении обнищания народа.


    1.2 Благотворительность в XIX- начале XX вв.



    XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.

    Вначале XIX в. по частной инициативе возникли крупные общественные организации, ставившие перед собой благотворительные цели, Человеколюбивое общество (1802 г.) и Женское патриотическое общество (1812 г.). Однако их деятельность велась под жестким контролем и при участии государства, что придавало им несколько бюрократический характер. В 1828 г. было образовано IV Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, в 1854 г. получившее название Ведомства учреждений императрицы Марии в честь императрицы Марии Федоровны, которая со времени воцарения своего супруга императора Павла I управляла воспитательными и родовспомогательными заведениями, детскими приютами, женскими институтами и училищами. Человеколюбивое общество. В учреждениях императрицы ежегодно бесплатно обучались около 10 тысяч девушек, в больницах бесплатно лечились более 20 тысяч бедных, а более чем 400 тысячам помощь оказывалась амбулаторно. Женское патриотическое общество и особенно Ведомство учреждений императрицы Марии вплоть до 1917 г. оказывали сильное влияние на развитие благотворительности в стране.

    Статья Л.Г. Рогушиной посвящена одному из аспектов деятельности Человеколюбивого и Женского патриотического обществ попечению о девочках - сиротах в начальный период существования этих обществ.

    В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений. По реформе 1 января 1864 г. земства учреждались для руководства строительством местных больниц, школ, дорог, благотворительных заведений и управления ими, для заведования продовольственным делом, организаций поземельного кредита, для пропаганды агрономических знаний.

    Одним из типов учреждений призрения неимущих (взрослых) были богадельни, на обустройство которых щедро давали средства частные благотворители. Социальный состав проживающих в богадельнях был разнообразным. В богадельни принимались увечные, престарелые, не имевшие пропитания лица всех состояний, бродяги, которые по состоянию здоровья не могли быть этапированы в Сибирь, исключенные за «пороки из духовного ведомства, которые по старости и увечью не могут заниматься земледельческим трудом» (их предполагалось привлекать к легким работам), нищие из разночинцев, женщины с грудными младенцами, которых за бродяжничество ссылали в Сибирь.

    Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно - например, воскресные школы. В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении.

    Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год). Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность. В 1862 году право утверждения уставов вновь создаваемых благотворительных обществ было передано в Министерство внутренних дел. В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке. Спустя 20 лет в России уже было несколько десятков школ для слепых, стал издаваться даже специальный журнал «Слепец».

    К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Такой комитет для оказания помощи неимущим и сокращения числа нищих по примеру петербургского был образован в 1838 году в Москве по инициативе генерал-губернатора Д.В.Голицына. Он назывался «Комитет о просящих милостыню» и находился под попечительством генерал-губернатора. В ведение комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. После разбирательства к одним применялись административно-полицейские меры, для других комитет исходатайствовал виды на жительство, определял в больницы, богадельни, подыскивал работу, снабжал одеждой, обувью и деньгами, малолетних детей направлял в учебные заведения, воспитательные дома, в учение на фабрики и заводы. Комитет основал в Москве женские и мужские богадельни, Долгоруковское ремесленное училище для нищих мальчиков, а также бесплатную школу для крестьянских детей, больницу и богадельню в селе Тихвинском Бронницкого уезда. Средства Комитета составлялись из добровольных пожертвований, денежных сумм, поступающих из Городской думы и государственного казначейства. В России возникли сотни городков при фабриках, ставших промышленными центрами с развитой инфраструктурой: Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Егорьевск, Кострома и многие другие. Например, район современной Пресни бывшее фабричное поселение известной Прохоровской мануфактуры. Фабриканты организовывали вечерние и воскресные курсы для рабочих, на которых можно было бесплатно получить новую специальность.

    В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов. В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям одного только Санкт-Петербурга составили около 8 миллионов рублей. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей. Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности». Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался.

    В годы советской власти благотворительные возможности РПЦ были очень ограниченны, однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского.

    Таким образом, Российское государство издавна регламентировало благотворительную деятельность, для благотворительных организаций разрабатывались особые нормативные документы (устав, положение и т. д.). Образовалась разветвленная система благотворительных заведений и обществ, использование денежных средств, направляемых на благотворительную деятельность, контролировалось государством, всемерно и материально, и не материально поощрялись частные благотворители. Наконец, представители правящих кругов собственными действиями подавали пример остальному населению, щедро жертвуя на благотворительность личные средства и возглавляя благотворительные общества и организации. Существовала выработанная многолетними усилиями общества и государства система помощи нуждающимся категориям населения.




    1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ

    ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ.


    1. Специфика благотворительности в ХХI в. и ее влияние на социальную работу

    Благотворительность по природе своей акт доброй воли, который невозможен без ощущения принадлежности к обществу на локальном, национальном или глобальном уровнях, интереса к его проблемам. Независимо от того, какова ее конечная цель, благотворительность всегда основывается на солидарности и ответственности. Частные, индивидуальные и коллективные инициативы в области социальной поддержки, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и культуры имеют для государства гораздо большее значение, чем может показаться на первый взгляд…

    Благотворительность играет большую роль в сфере экономики. По объемам перераспределяемых ресурсов и занятой рабочей силы она приближается к государству и бизнесу, становится полноправным экономическим фактором. Кроме того, благотворительный сектор оказывает влияние и на политическую сферу, привлекая внимание сильных мира сего к значимым проблемам общества, предлагая пути их решения. Таким образом, сегодня благотворительность выступает одной из движущих сил общества. Развитие института благотворительности общая задача меценатов, фондов и органов власти.

    Многие крупные компании и корпорации в современной России выделяют деньги на благотворительность. Например, ООО «Газпром», который проводит большую работу по реализации целевой программы «Газпром - детям». У детей возникает возможность для занятий спортом. Одна из основных задач программы - вырастить здоровое поколение, развить творческий и духовный потенциал подростков, что будет способствовать воспитанию сильной и сплоченной нации.

    Несмотря на то, что благотворительность может осуществляться разными способами, она как социокультурный феномен несет в себе общие социальные функции:

    - экономическую - обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

    - социальную - снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

    - рыночную - восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов - прежде всего, за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, что повышает ее эффективность;

    - общественную - восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно - воздействие на общественное мнение;

    - политическую - реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

    Благотворительности в социуме непосредственно охватывает сферу общественных отношений и духовной культуры. Общественная благотворительность осуществляется на основе добровольных или обязательных вкладов многих или всех членов благотворительных обществ - не только материального характера, но и культурного значения.

    Необходимо учитывать, что благотворительная деятельность в России эволюционировала от стихийных форм благотворительности к организованной социальной работе. В России до 1917 года существовала сеть организаций оказывающих социальную помощь населению, а именно городские благотворительные общества, деревенские земства, общества призрения для крестьян, ясли-приюты, церковно-приходская благотворительность, частная благотворительность в лице промышленников и богатых купцов.

    На данный момент создаются российские благотворительные фонды, организации, учреждения, мероприятия и иные формы организации благотворительной деятельности. Они позволяют вести сбор денежных средств для нуждающихся. Осуществлять гуманитарную, социальную, розничную помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Государство, будучи заинтересованным в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.

    В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, общественных, благотворительных, церковных и международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.

    В процессе возрождения российской благотворительности, начало которой было положено в середине 80-х годов, возникло большое число общественных организаций, создаваемых в порядке добровольного объединения граждан, действующих независимо от государства, по собственным программам для решения жизненно важных проблем особо нуждающихся категорий населения. Это могло быть связано с тем, что государство в первую очередь ориентировало стратегию государственного развития на решение экономических задач, а не на социальные последствия воплощения этих решений на практике. Как результат не были проведены реформы, необходимые для обеспечения эффективного функционирования государства в новых рыночных условиях, потому что было предусмотрено снижение роли государства в социальной сфере, что выражалось в сокращении государственной помощи предприятиям в финансировании их социальной инфраструктуры.

    Для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:

    - неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения;

    - несформированная позиция государства по отношению к благотворительности;

    - недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.

    Преодоление этих противоречий возможно лишь при значительной поддержке российской системы благотворительности.

    Отношение общества к благотворительной деятельности пока не слишком к ней стимулирует. Среди обывателей бытует мнение, что пожертвования делаются лишь для того, чтобы заслужить похвалу. Поддержка нуждающихся часто встречает непонимание в семье и ближайшем окружении. Кроме того, если в золотую пору российской благотворительности неафиширование размеров и направлений вкладов было обусловлено только скромностью дарителей и коммерческой тайной, то сегодня такое поведение обеспечивает непосредственную безопасность предпринимателя. Обществу нужно понять, что оно должно воспитывать не только благотворителей, но и благотворимых. Коммерсант не обязан отдавать деньги. Для получения помощи его нужно уважительно и терпеливо убеждать, привлекая аргументированные доказательства.

    Сегодня, когда в других странах мира благотворительность является частью государственной политики, в России ее технология совсем не отработана. Между тем, средств у нас выделяется много. Но делается это хаотично и практически совсем не контролируется.

    В условиях, когда нехватку денег испытывают практически все сферы жизни российского общества, частным благотворителям уже не справиться. На первый план встает вопрос отыскания новых форм поддержки нуждающихся, как например, корпоративная благотворительность.

    Таким образом, на протяжении длительного периода исторического развития нами накоплен огромный опыт по созданию различных форм социальной поддержки населения, где благотворительность занимает важное место. Можно предположить, что возрождение благотворительности позволит государству в современных условиях решить многие социальные проблемы, что будет способствовать снижению социальных конфликтов и напряженности, развитию демократии и самоуправления в России. Это очень важно сегодня как для достижения гражданского мира, так и для ориентации населения на социальную активность и социальную ответственность.


    1. Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населения

    В настоящее время возрождающаяся благотворительная деятельность приобретает важное значение в решении многих социальных проблем.

    Наиболее многочисленных среди российских благотворительных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Этим группам самопомощи постоянно не хватает средств, квалификационных специалистов, помещений, далеко не всем удержаться утвердиться, выжить, но постоянно появляются новые.

    Следует отметить, какими средствами организации пользуются при поддержке социальных и благотворительных проектов.

    Самыми распространенными являются денежные средства, далее следуют собственная продукция и предоставление транспорта, помещений, оборудования. Практически не востребованы такие возможности бизнеса, как поощрение добровольного труда персонала и совсем не востребован такой ресурс бизнеса, как умение грамотно организовать процесс управления проектом.

    В России действуют международные благотворительные организации - Врачи без границ, Врачи мира, Армия спасения, Международный Красный Крест. Число их представителей невелико, но они часто берут на себя тяжкую и в прямом смысле грязную работу, появляются в самых горячих точках, где их работа сопряжена с немалой опасность и где они действительно нужны людям. Занимаются они и традиционными формами благотворительности: поставка лекарств и медицинского оборудования больницам, продуктов питания - детским домам. Такую же работу в социальной сфере проводят несколько десятков постоянно присутствующих на территории России отделений благотворительных организаций других стран. Они придают большое значение мероприятиям, которые направлены на повышение квалификации, профессионализма энтузиастов российской благотворительности: проводят семинары, лекции, организуют поездки за рубеж для стажировок.

    Изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

    В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль и значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его трудных жизненных проблем.

    Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.

    Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

    - избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

    - оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

    - содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

    Согласно существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:

    - социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан;

    - социальная реабилитация безработных и инвалидов;

    - помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;

    - содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д.

    Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования.

    Таким образом, деятельность благотворительных организаций имеют огромное значение в поддержке социально уязвимых граждан. При этом объемы предоставляемой ими помощи порой несравнимы с государственной поддержкой, и, следовательно, благотворительные организации более эффективно помогают решить трудную жизненную ситуацию. Когда государственные структуры не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций.







    ЗАКЛЮЧЕНИЕ



    Благотворительность является неотъемлемой частью социальной сферы с самых древних времен. История России богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения.

    Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм благотворительности, создании новых, которые будут в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни.

    Также эти традиции будут способствовать более тесному взаимодействию государственного призрения и частной благотворительности.

    Благотворительность помогает государству оказывать более качественную помощь, представляя собой систему частного финансирования, а также с помощью волонтеров и волонтерских организаций больше охватывать население, нуждающееся в поддержке.

    Немало важную роль в процессе оказания помощи населению играет социальная политика проводимая государством, а в частности одно из направлений - социальная защита. Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия - экономические, организационные, правовые финансовые и др. - для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами и социальной защиты.




























    БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


    1. Агапов, Е. П. История социальной работы: учебное пособие для бакалавров. / Е.П. Агапов.: Директ Медиа, - 2015. 123 с.
    2. Бадя, Л. В. Благотворительность и меценатство в России. / Л. В. Бадя. М.: Дашко и Ко, - 1993. 344 с.
    3. Булгакова, Л. А. Благотворительность в истории России. / Л. А. Булгакова. Спб.: Нестор История, - 2008. 435 с.
    4. Георгиевский, П. И. Презрение бедных и блакотворительности. / П. И. Георгиевский. 1894. 122 с.
    5. Грин, Д. Дж. Возвращение в гражданское общество: Социальное обеспечение без участия государства. / Д.Дж. Грин. Москва.: Новое издательство, - 2009. 221 с.
    6. Исаева, А. А. Общественно полезные религиозные организации. / А. А. Исаева. Томск.: Томский государственный университет, - 2014. 128 с.
    7. Кайсарова, Ж. Е. Теория социальной работы в России. / Ж. Е. Кайсарова. Москва.: КНИТУ, - 2013. 212 с.
    8. Малофеев, И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. / И. В. Малофеев.: Дашков и К°, - 2016. 176 с.
    9. Манько, Ю. В. Теория и практика социальной работы. / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. Спб.: Петрополис, - 2016. 98 с.
    10. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы. / П. Д. Павленок. Москва.: Дашков и Ко, - 2015. 592 с.
    11. Привалова, Г.Ф.Управление социальными системами: учебное пособие. / Г. Ф. Привалова. Кемерово.: КемГУКИ, - 2014. 220 с.
    12. Скоч, А. В. Меценатство и благотворительность в отечественном образовании XIX - XX веков: монография. / А. В. Скотч. Москва. Per Sе, - 2004. 147 с.
    13. Соловьева, В. Н. Государственная политика, формы, методы социальной защиты населения. / Н. В.Соловьёва. Москва. Лаборатория книги, - 2012. 98 с.
    14. Стволыгин, К. В. Организация научного исследования в социальной сфере. / К. В. Стволыгин. Спб. Директ-Медиа, - 2013. 37 с.
    15. Тюрин, Н. Д. Социальная защита населения. / Н. Д. Тюрин. Москва. Лаборатория книги, - 2011. 116 с.
    16. Ходякова, М.В. Россия в XX веке: проблемы политической, экономической и социальной истории. / М. В. Ходякова. Спб. Санкт-Петербургский государственный университет, - 2008. 236 с.
    17. Холостова, Е. И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. / Е. И. Холостова. Москва. Дашков и Ко, 2015 год. - 231 с.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Благотворительность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.